Концертные программы можно классифицировать внешне по их предназначению для определенной аудитории, принципу выбора произведений и т. д. Возможно также выявление тех идей, которые стали руководящими при создании драматургии концерта как гиперпроизведения.
Можно предложить следующий перечень типов концертных программ, причем читатель без труда догадается, по какому принципу дается то или иное определение типа концертной программы (конечно, данный перечень не претендует на полноту и систематичность, его функция — обзорная).
Итак, концертные программы бывают:
§ для профессиональных хоров;
§ для любительских хоров;
Каждый хоровой дирижер может продолжить этот список.
Все типы программ, отраженные в данном перечне, найдут своего слушателя. После составления программы хоровой дирижер обязательно определит ее тип, и тогда ему станет ясной та аудитория и ситуация исполнения, которые будут соответствовать данной программе. Можно поступить и наоборот: построить программу исходя из ее необходимого типа (тип программы в целом определяется ситуацией исполнения и составом ожидаемой аудитории).
КОНЦЕРТЫ: Регионы
Нижеследующий анализ двух концертных программ из репертуара камерного хора Гродненской капеллы делается с одной определенной целью: помочь молодому дирижеру-хормейстеру в самостоятельном решении им проблемы построения программы концерта, сформулировать принципы, которые были положены в основу при составлении программ, неоднократно исполненных в концертах. Автор обращается к собственному исполнительскому опыту не для того, чтобы выдвинуть какие-либо обязательные для читателя нормативы. Задача настоящего раздела — обобщение опыта. Кроме главной цели, автор преследует и сопутствующие, суть которых в общих чертах сводится к тому, чтобы, во-первых, показать готовый результат, апробированный и получивший профессиональную и общественную оценку, во-вторых, продемонстрировать возможности применения изложенной выше классификации как рабочего подхода к составлению концертных программ.
В обеих программах достаточно полно отражается интерпретаторское «кредо» автора.
Источник: studopedia.su
Виды концертов и их характеристика
Слово «концерт» – термин музыкальный. Словарь толкует его следующим образом:
«Музыкальное произведение виртуозного характера для одного, реже для 2, 3 солирующих инструментов.» В основе концерта лежит принцип сопоставления и состязания солиста и оркестра. Для концерта характерен всесторонний показ мастерства солиста, его виртуозных особенностей, подчиненных раскрытию идейного содержания произведения.
Концерт есть соревнование разных жанров, разных родов и видов исполнительского искусства. Это непременное выявление выразительности, высокого мастерства исполнителя, ибо каждый номер концертной программы обязательно солирующий. Концерт сегодня является самостоятельным видом искусства. Он вобрал в себя жанры от серьезной и камерной и симфонической музыки до жанров развлекательных.
КОНЦЕРТЫ: Сборная Красноярска
Концерт – один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение по крайней мере пять видов искусств: музыка, литература, хореография, театр, эстрада. Концертное исполнительство имеет очень много общего как в своих истоках, так и в современных формах бытования с театральным и цирковым исполнительством. И тем не менее, он обладает своими собственными специфическими чертами, характерными только для него.
Виды концертов и их характеристика
В зависимости от характера исполняемого репертуара, концертную деятельность принято рассматривать как состоящую из двух основных разделов: филармонического (от греческого phileo – люблю и harmonia – гармония) и эстрадного (от латинского stratum – настил, помост). Отнесение жанров к филармоническим либо эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром.
Организационное разделение концертов на филармонические и эстрадные у нас в стране сложилось в 30-е годы, когда, с одной стороны, существовали филармонии с академическими и народными коллективами, а с другой – эстрадные организации.
К филармоническим принято относить следующие жанры концертов:
· симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с участием солистов-вокалистов, инструменталистов, либо хора;
· камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм – сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. Камерные концерты могут также проводиться с участием солистов-вокалистов или инструменталистов;
· концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.;
· концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;
· концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов
· мастеров художественного слова, артистов-вокалистов (оперных и камерных), солистов-инструменталистов, артистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов-концертмейстеров, ансамблей и оркестров;
· музыкально-литературные концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно-драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов – мастера художественного слова, артистов балета;
· концерты-лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.
К эстрадным концертам относятся:
· концерты эстрадно-симфонических и эстрадных оркестров, джаз-оркестров и ансамблей, эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих легкую инструментальную музыку;
· концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих легкие вокальные музыкальные произведения;
· концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;
· концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);
· театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду, кукольные группы);
· концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих легкий, развлекательный репертуар;
· концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно-цирковых жанров.
Отметим тем не менее, что деление концертов на филармонические и эстрадные подчас оказывается весьма условным.
Существует несколько видов концертов. Утвердилась следующая классификация концертных программ, но классификация эта в какой-то степени условная.
По целевому назначению можно выделить концерты:
По месту проведения:
Источник: studopedia.ru
Концерт
Конце́рт (нем. Konzert, итал. concerto, буквально – созвучие, согласие, от лат. concerto – состязаться, спорить), музыкальное произведение, основанное на противопоставлении звучания разных групп исполнителей.
Противопоставляться могут полный исполнительский состав и отдельные его группы, полный состав и солист, разные группы исполнителей между собой. Современное представление о жанре связывается главным образом с классическим инструментальным концертом, исполняемым солистом и симфоническим оркестром; такой тип концерта, сложившийся в конце 18 в., сохраняется в современной композиторской практике.
Первые упоминания о жанре относятся к началу 16 в., самая ранняя из известных публикаций концертов – многохорные «Concerti» А. Габриели (1587) с характерными для венецианской школы пространственными эффектами. Вокальный концерт того времени не имел чётких отличий от мотета , «священной симфонии» и др. Разновидность концерта, оперирующая малым вокальным составом в сопровождении бассо континуо , была создана Л. Виаданой . Традиции концертирования как противопоставления хоровых групп продолжили Г. Шютц , И. Г. Шейн , С. Шейдт , А. Хаммершмидт, И. С. Бах и др. Жанр хорового концерта а капелла с конца 17 в. широко применялся в русской церковной музыке – в многоголосном партесном пении ; среди авторов – Василий Титов , М. С. Березовский , Д. С. Бортнянский .
В инструментальной музыке различие между концертирующей группой и всем составом наметилось у А. Страделлы , который использовал противопоставление кончертино (итал. concertino) и кончерто гроссо (итал. concerto grosso). В дальнейшем (у А. Корелли , Г. Ф. Генделя ) название кончерто гроссо распространилось на всё произведение.
Трёхчастную структуру сольного концерта (с соотношением частей «быстро – медленно – быстро») установил А. Вивальди . На его скрипичные концерты во многом ориентировался в своих клавирных концертах И. С. Бах. Жанр органного концерта сформировался в творчестве Генделя.
В развитии предклассического инструментального концерта большую роль сыграли сочинения сыновей Баха , а также композиторов берлинской , мангеймской и неаполитанской школ. Классический инструментальный концерт утвердился в творчестве композиторов венской классической школы (концерты для разных инструментов Й. Гайдна , В. А. Моцарта , Л. ван Бетховена ). Как правило, представляет собой трёхчастный цикл, строение и функции частей которого близки сонатно-симфоническому циклу, но без менуэта (или скерцо ). Главный жанровый признак классического концерта – форма I части: сонатная форма с двойной экспозицией (первую экспозицию играет только оркестр, вторую – солист с оркестром) и каденцией солиста.
Классический концерт обычно рассчитан на одного солиста, однако существуют и т. н. двойные, тройные концерты (с двумя, тремя солистами; например, Концерт для скрипки и виолончели с оркестром И. Брамса , Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром Л. ван Бетховена). В 18 в. возникла жанровая разновидность – концертная симфония . В 19 в. появились одночастные концерты (у Ф. Листа ) и четырёхчастные концерты (у Брамса). В процессе эволюции концерта наиболее существенным было его взаимодействие с симфонией. Значительные сочинения в жанре концерта создали русские композиторы: П. И. Чайковский , С. В. Рахманинов , А. К. Глазунов . Популярны концерты Э. Грига , А. Дворжака , К. Сен-Санса , Я. Сибелиуса . В 20 в. к жанру концерта обращались М. Равель , Б. Барток , А. Берг , И. Ф. Стравинский , С. С. Прокофьев , Д. Д. Шостакович и другие крупные композиторы; получила распространение жанровая разновидность – концерт для оркестра (Барток).
Сергей Васильевич Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром №2. 1-я часть. Филадельфийский оркестр, дирижёр Л. Стоковский. Запись 1929. Исполняет С. В. Рахманинов. Сергей Васильевич Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром №2. 1-я часть. Филадельфийский оркестр, дирижёр Л. Стоковский.
Запись 1929. Исполняет С. В. Рахманинов.
Источник: bigenc.ru