Раскрыть общую стратегию поведения воспитателя при организации игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре.
1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей
2. Повышать методический уровень педагогов по организации различных видов игры
Публикация «Разные формы и виды игры дошкольников» размещена в разделах
3. Способствовать творческому поиску воспитателей
4. На основе изучения педагогической литературы раскрыть понятия: «режиссерская игра», «сюжетно — ролевая игра», «игровая ситуация», применительно к дошкольному возрасту.
План проведения семинара
1. Назначения игры, историческая справка
2. «Отличия видов игровой деятельности»
a) Режиссерская игра
b) Сюжетно – ролевая игра
c) Игровая ситуация
3. Игровые ситуации для социально – эмоционального развития дошкольников
4. Вывод совместно с участниками семинара
Назначения игры, историческая справка
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Именно в процессе различных игр малыши всесторонне развиваются. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Мастер-класс «Драматургия игровых программ. Формы игрового действия.»
Игра как один из видов человеческой деятельности, как сложное и интересное явление привлекает внимание педагогов и психологов, философов и историков. В науке существуют различные точки зрения на природу детской игры. В отечественной науке подчеркивается социальный характер игры как отражение действительной жизни.
К. Д. Ушинский определил игру как способ войти во всю сложность окружающего мира взрослых. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений, складывающейся системы ценностей. В. А. Сухомлинский высказывал «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливает живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Самое важное направление вовлечения детей в игровую деятельность становится развитие знаний, умений и навыков:
• Развивать логическое, образное мышление;
• Расширение творческих способностей, фантазии и мыслительных операций;
• Способствует физическому развитию.
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию лишь некоторые виды игровой деятельности дошкольников. Некоторой сложностью для педагогов являются недостаточное понимание различий между сюжетно – ролевой игрой, режиссерской игрой и игровой ситуацией. Давайте с вами определим разницу между этими видами игровой деятельностью детей и ролью педагога в них.
Отличия видов игровой деятельности
Игра Определение Роль воспитателя Роль ребенка в игре Характеристики Условия развития игры
Режиссёрская игра – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. Воспитатель наблюдает В игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами.
Нам Этого не понять! Такое Бывает Только в Японских Школах
• В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.
• В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться — ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания. • У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;
• Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая среда;
• Должно быть свободное время;
• Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения, игры-спектакли, настольный театр теневой театр, марионетки.
• У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка.
Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.
Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих, где игровые действия — одно из основных средств реализации сюжета.
Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра не возможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры — организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил. Сюжетно-ролевые игры создают сами дети (старшем дошкольном возрасте) при некотором руководстве воспитателя.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.
оптимистический, жизнеутверждающий характер.
Основные особенности сюжетно-ролевой игры
1. Соблюдение правил.
2. Социальный мотив игр.
3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.
4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество
6. Развитие речи. Средствами игры являются :
а) знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;
б) способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах;
в) те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.
Игровая ситуация ИОС – это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра,это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации. воспитатель:
объявляет название и сюжет,
берет роль и на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
воспитатель руководит игрой: следит за сюжетом, исполнением ролей, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляются дидактические цели.
Игра становится вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации
Дети в игровой форме учатся анализировать, искать различные варианты решения проблемы, и формируются умения применять полученные знания в повседневной жизни.
Дети приобретают опыт участия в делах, приносящих пользу и радость окружающим. — она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
— оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организовано пространство и предметная среда;
При использовании вербальных ситуаций избегайте прямых аналогий с событиями в группе, указания конкретных имен и поступков детей.
Игровые ситуации для социально – эмоционального развития дошкольников
Игровые ситуации иллюстрирующего типа
«Инсценировка с игрушками – готовое решение»
Я с помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрываю ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как Юра бабушке помог», «Не забывай волшебные слова», «Как Алена и Миша делились игрушками», «Как Костя и Гордей помирились». Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.
Игровые ситуации активного участия типа
«Инсценировка с игрушками – подскажи решение»
Подключаю детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, Какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).
Инсценировки с игрушками «Подскажи решение» лучше проводить после показа инсценировок с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям правильно разрешить новую проблему. То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают, показывает мне, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.
Игровые ситуации непосредственной помощи типа
«Поможем нашим игрушкам»
Практические игровые и реальные ситуации, направленные
на освоение культурных форм поведения и общения (этикет)
Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания.
Практические ситуации типа
«Наша забота нужна всем»
Практические ситуации гуманистического выбора
Ставлю детей перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; дать поиграть своей игрушкой малышу или остаться равнодушным к его просьбе; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать ее. Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально – нравственного и эмоционального развития.
Практические ситуации проблемного типа
«Как быть, что делать?»
Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, со столов «исчезли» салфетки; на некоторых шкафчиках отклеились картинки; отсутствуют краски различных цветов (коричневый, зеленый, оранжевый); некоторым детям не хватает пластилина для лепки; на полу обнаружена разлитая вода; перепутана детские варежки и обувь.
Как быть? Дети самостоятельно ищут решение. Я не спешу давать советы, выслушиваю все мнения и предложения. Совместно с детьми мы находим способы разрешения проблем: смешиваем краски, чтобы получить нужный цвет; делим пластилин на всех; придумываем, из чего сделать салфетки; вытираем воду; подклеиваем картинки на шкафчиках; разбираем по парам варежки и обувь.
Практические ситуации типа
«Мы самые старшие в детском саду»
Дети учатся проявлять заботу о малышах. У них развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Я организую ситуации: «Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье», «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Подготовим для малышей кукольный театр (концерт, спектакль)», «Поможем малышам сделать снежную бабу (горку)», «Научим малышей водить хороводы».
Важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших дошкольников. Это даст толчок для переживания или для проявления ответных чувств.
Практические ситуации типа
«Мы дружим со школьниками»
Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учащимися школы: «У нас спортивный праздник», «Мы ждем гостей – школьников и учительницу», «Мы обмениваемся сувенирами», «Мы готовим сюрприз нашим друзьям – школьникам».
Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учащихся школы.
Практические ситуации типа
«Научи своего друга тому, что умеешь сам»
Я побуждаю детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству: научить лепить, мастерить игрушки, играть в настольные игры, бросать в цель, складывать фигурки из бумаги, крутить обруч, кувыркаться. Побуждая детей поделиться опытом, я помогаю им войти в роль «учителя», т. е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к трудностям и ошибкам сверстников.
В своей работе я активно использую условные вербальные ситуации. Они связаны с обсуждением жизненных событий, поступков и отношений.
Игры – имитации смены эмоциональных и физических состояний.
Уже в младших группах необходимо вовлекать детей в игры – имитации.
Например, кошка играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют соответствующие действия.
Игры – имитации состояний природы.
Вывод: Ведущая деятельность дошкольного возраста — это игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.
• Дыбина Ольга Витальевна, Издательство: Сфера, 2014 г. «Что было до. Игры-путешествия в прошлое предметов»
• Сташевская Гита, Издательство: Речь, 2014 г., «100 и 1 игра для развития ребенка 3-4 лет».
• Иванова Н. В. «Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении», учебное пособие –– Череповец: ЧГУ, 2002.
• Козлова С. А. «Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру» — Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
Публикации по теме:
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности Слайд 2. Введение Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука.
Презентация «Система работы по обучению детей конструированию из строительного материала (формы, методы, виды деятельности)» Конструирование из строительного материала является одним из важнейших и интереснейших видов детской продуктивной деятельности. Конструирование.
Формирование монологической речи «Виды детских рассказов, формы организации работы, приемы обучения рассказыванию» Формирование монологической речи: виды детских рассказов, формы организации работы, приемы обучения рассказыванию В дошкольном возрасте.
Фотоотчет «Игры разные нужны, игры разные важны» Игра – уникальное явление в жизни человека. В процессе игры можно получить много удовольствия, но при этом получить и массу полезного.
Конспект занятия по окружающему миру «Машины бывают разные. Транспорт. Виды транспортных средств» Цели: Образовательные: познакомить обучающихся с видами транспортных средств и с терминами «наземный», «водный», «воздушный», «общественный»,.
Пальчиковые игры на разные темы Пальчиковые игры на разные темы. Новый дом Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Молоток бери, мой друг! Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок. Мы.
Презентация «Виды ложек и основные приемы игры на них» Данная презентация была создана к выступлению на МО «Развитие детского творчества и инициативы в процессе обучения игре на деревянных ложках».
Традиционные и инновационные формы работы в ДОУ. Клуб «Профессии разные очень люблю, о них я вам сейчас спою!» Пение было всегда самым доступным и любимым занятием человека. А коллективное пение, не только приятно, но и очень полезно для здоровья.
Виды и формы работы с детьми раннего и младшего возраста Виды и формы работы с детьми раннего и младшего возраста В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности для.
Виды музыкальной деятельности дошкольников Музыкальные способности проявляются и развиваются в процессе музыкальной деятельности. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные.
Источник: www.maam.ru
Формы культурно-досуговых программ
Будучи важной частью технологии культурно-досуговой деятельности, драматургия культурно-досуговых программ представлена во всем многообразии ее форм. Прежде всего, остановимся на классификации форм организации досуга как более широком по сравнению с формами культурно-досуговых программ понятии.
В основу классификации ученые и практики предлагают заложить следующие критерии:
ü степень устойчивости воспитательного воздействия (эпизодические и стабильные формы досуга);
ü широта участия в культурно-досуговой деятельности (индивидуальные, групповые, массовые формы досуга);
ü специфика субъекта организации досуга (формы деятельности клуба, парка культуры, библиотеки, театрально-зрелищных, спортивно-оздоровительных, развлекательно-игровых учреждений и т.п.);
ü особенности объекта культурно-досугового воздействия (дети, молодежь, пенсионеры, самодеятельное население и т.д.);
ü полнота реализуемых в досуговой деятельности функций ( многофункциональные, диафункциональные, комплексные).
Форма культурно-досуговой программы – это угол зрения сценариста на исследуемую проблему, структура, образуемая на основе организации сценарного материала и аудитории с использованием разнообразных выразительных средств. Выбранная форма культурно-досуговой программы активно влияет на отбор ее содержания, на способ организации драматургического материала, поскольку именно она должна наилучшим образом раскрыть сценарный замысел, эмоционально подготовить зрителя для восприятия происходящего.
ü сюжетно-игровые программы как комплекс разнообразных игр (подвижных, интеллектуальных, игр-драматизаций, аттракционов и т.д.), объединенных сюжетом;
ü конкурсно-развлекательные программы как комплекс разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности;
ü фольклорные программы, включающие в себя народные игры, песни, танцы, обряды, иные жанры устного народного творчества;
ü шоу-программы как комплекс зрелища, пластики, танцев, клоунады.
ü спортивно-развлекательные программы – комплекс подвижных игр, шуточных поединков, комбинированных эстафет и спортивных конкурсов;
ü информационно-дискуссионные программы, включающие новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению;
Иной подход к классификации форм культурно-досуговых программ представлен Т.И.Гальпериной. Ограничивая свою типологию лишь формами, активно используемыми сегодня в туристской анимации, московский исследователь иллюстрирует ее в виде следующей таблицы:
Поскольку культурно-досуговые программы являются важнейшей составляющей технологии культурно-досуговой деятельности, в самом широком смысле их можно классифицировать по такому критерию как функции досуговой деятельности, объединив их до двух основных.
1. Информационно-развивающая, просветительская функция (информационный тип содержательного досуга) включает в себя организацию и направление познавательной активности личности, распространение общественно-политической информации, гуманитарных и естественнонаучных знаний. Реализации данной функции способствуют такие формы культурно-досуговых программ как беседы, лекции, встречи, информационно-дискуссионные программы (диспут, дискуссия, круглый стол), а также сравнительно новая форма – презентация.
2. Рекреационно-компенсаторная, коммуникативная функция определяется деятельностью по восстановлению физических и духовных сил, организации полноценного отдыха и активных досуговых занятий через расширение индивидуальной жизненной среды, другими словами организованное общение. Наиболее эффективно реализация данной функции возможна в таких формах культурно-досуговых программ как
ü разнообразные театрализованные формы (литературно-музыкальная композиция, театрализованный концерт, шоу-программа, театрализованное представление, капустник, карнавал, праздник, фестиваль и т.п.);
ü зрелищно-игровые досуговые программы (конкурсно-развлекательная программа, сюжетно-игровая программа, КВН, «Что? Где? Когда?»и т.д.)
Оговоримся, что представленная классификация весьма условна, поскольку каждая из перечисленных форм досуговых программ при профессиональной сценарной и режиссерской разработке всегда будет многофункциональна, что обеспечит реализацию неисчерпаемого потенциала досуга для внутреннего развития личности во всей его многовекторности.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте характеристику основных форм организации культурно-досуговой деятельности.
2. Представьте различные подходы к классификации форм культурно-досуговых программ.
3. В чем особенности театрализованных форм культурно-досуговых программ?
1. Гальперина, Т.И. Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристкой анимации: учебно-практическое пособие / Т.И.Гальперина. – М.: Советский спорт, 2008. – 292с.
2. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность: учеб. пособие / А.Д.Жарков, В.М.Чижиков. – М.: МГУК, 1998. – 469 с.
3. Козловская, Л.И. Культурно-досуговые программы в структуре социокультурной деятельности / Л.И. Козловская // Социальная педагогика. Проблемы инкультурации личности. – Мн.: Четыре четверти, 2007. – с.43-51
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Какие бывают формы проведения мероприятий?
Определением понятия «досуг» является время в промежутках между занятиями полезным трудом. Выявить его функции можно путём компонования культурно-досуговых программ, которые будут характеризовать формы проведения мероприятий в деятельности рекреационно-развивающей, включающей в себя целый комплекс тщательно подобранной культурно синтезированной активной энергии, заполняющей всё пространство досуга.
Культурно-досуговые программы и их особенности
Вам будет интересно: Даниэль Бьязини: жизнь с Роми Шнайдер
Особенности культурного досуга и его программы определяют отличия самого культурного досуга от программ дополнительного образования. Отличия состоят в том, что культурно-досуговая программа не организовывается специально и не изучается — её реализация проходит спонтанно, как подготовка и проведение массовых мероприятий досуга. Знания и умения появляются в результате процесса самостоятельной работы вне занятий. Формы проведения мероприятий могут быть самыми разнообразными.
Субъектами досуговой деятельности могут быть люди всех возрастных категорий, причём как устроители массового мероприятия, так и дети вместе с педагогами и/или родителями. По ходу реализации культурной программы досуга предусмотрено большое количество всевозможных новых ролей (или позиций) — обучающих или импровизирующих. Здесь есть организаторы, исполнители, авторы, зрители, художники, костюмеры, даже дизайнеры, музыкальные оформители, осветители и другие работники сцены, ведущие, члены жюри и так далее. Количественное и качественное наполнение ролей будет зависеть от формы проведения мероприятий.
Типы программ культурного досуга
Вам будет интересно: Сценарий «День села в сельском поселении»: праздничный концерт, стихи про село, поздравления
Основой предложенной классификации служит степень массовости мероприятия и протяжённость его во времени.
1. Разовая программа в форме игры. Формы проведения мероприятий не зависят от подготовки участников, которые включаются в игру по ходу действия. Игры могут быть как интеллектуальными, так и подвижными; как за столом, так и в игротеке, в зале или на свежем воздухе. В зависимости от возраста участников подгоняется протяжённость этого занятия.
Описанием игры чаще всего служит сценарный план. Литературный сценарий подтверждает квалификацию, педагогическую культуру, мастерство организаторов.
2. Конкурсная игровая программа (заданная тематика) требует предварительной подготовки участников. Формы проведения мероприятий могут представлять собой КВН, турнир, всевозможные интеллектуальные игры. Для детей такие программы имеют образовательные и воспитательные цели и состоят из подготовки, подразумевающей совместное творчество. Для взрослых смысл такой формы проведения массовых мероприятий состоит в приобретении навыков командной игры.
Форма КВН
Вам будет интересно: Сценарий «Блокада Ленинграда». «Дневники блокадного Ленинграда». «Блокадный хлеб Ленинграда»
Конкурсная игровая программа такой формы не проводится без полного сценария, где сформулированы задачи, описана поготовка, дан список рекомендуемой литературы. Новые формы проведения мероприятий дают возможность организации продуманного и ожидаемого публикой праздника.
Среди особенностей подготовки такого плана конкурсно-игровых программ и их проведения главные аспекты таковы:
Игры интеллекта
Формы и методы проведения мероприятия допускают организацию массовых интеллектуальных игр как вид конкурсно-игровой программы. Здесь успех приходит за счёт эрудиции, интеллекта, мыслительных способностей человека — смекалки, сообразительности, способности предугадать ситуацию.
Реальная практика предпочитает интеллектуальные игры комбинированных форм. Хороши, например, сюжетные викторины, в которых присутствует экономическая стратегия. Формы проведения досуговых мероприятий здесь не слишком разнообразны: чаще всего это вопросы, предлагаемые участникам. Поэтому наиболее важны для организаторов именно подбор тем и составление вопросов.
Игра в театр
Игра-спектакль предполагает наличие ведущих этой игровой программы. Ими чаще всего выступают организаторы праздника, если он для взрослых, и педагоги, если праздник для детей. Формы проведения культурно-досуговых мероприятий предусматривают в данном виде игры обязательность сюжета, выстроенного таким образом, чтобы абсолютно посторонние люди могли без подготовки выполнять задания или играть небольшие роли. Судьба героев этого полуимпровизационного спектакля будет целиком и полностью зависеть от непосредственных участников театрального действия.
Сюжетная игра
Это тоже театрализованное мероприятие. Какие бывают формы проведения мероприятий такого плана? Весьма разнообразные. Здесь главное — создание определённой атмосферы и выработка чёткой конструкции игровой ситуации. Период подготовки может быть длительным.
Очень интересный ход — подготовка инициативной группы, которая в процессе театрализованной сюжетной игры будет постепенно привлекать к действию посторонних.
Очень важна заблаговременная информация по тематике. Например, за несколько недель объявляется проведение костюмированного бала под названием «Девятнадцатый век. Пушкин и его Музы». Желающие участники постараются раздобыть или соорудить костюмы и проникнуться обстановкой светского раута. Далее все козыри будут в руках организаторов.
Для проведения подобного праздника понадобится подробный план проведения с чётко изложенными задачами, подготовка экспозиции (декорации и так далее).
Зрелище и праздник
Основные формы проведения мероприятий как раз зрелищные. Это могут быть концерты, спортивные соревнования и многое другое. Здесь обычно присутствуют исполнители и зрители. Часто подобные формы используются как фрагменты народных гуляний и других массовых мероприятий.
Праздник — трудоёмкий вид досуговой программы. Он требует большой подготовки, разнообразия в видах деятельности и таких приёмов проведения, чтобы привлечь к участию как можно большее количество людей. Развлечения должны чередоваться, переходя от зрелищ к массовому участию.
Это всевозможные слёты, конкурсы, смотры, фестивали, творческие отчёты, приветствия, церемонии, презентации, гулянья, карнавалы, театральные постановки, спортивные и физкультурные праздники, тематические дни, недели и так далее. В рамках массового праздника может быть использовано очень много различных видов работы. Здесь происходят награждения, выступают герои тех или иных важных событий, проводятся всякие игровые программы и торжественные ритуалы.
Программа праздника
Программа должна быть напечатанной в нескольких экземплярах и находиться не только у каждого из ответственных за праздник и организаторов, но и у тех заранее готовившихся участников, которые задействованы во всех фрагментах программы. С простым перечнем концертных номеров праздник может не получиться. Также в программе подробнейшим образом должна быть расписана вся подготовка к празднику, организационные мероприятия с указанием ответственных и т. д.
Длительная программа досуга
Так называется программа, рассчитанная на более или менее постоянный состав её участников. Например, художественная студия, кружок авиамоделизма и так далее. Длится такая программа в зависимости от формы проведения культурно-досуговых мероприятий от нескольких дней до нескольких лет. Есть литературные студии, которые отпраздновали пятидесятилетний юбилей, например.
Тип этих мероприятий ближе всего к сюжетно-ролевым играм, а главное здесь для успешного и действительно длительного периода работы программы досуга — наличие связывающей воедино некой социальной идеи (сюжет), творческой деятельности коллектива (системообразующий фактор), самовыражение личности в разнообразии игровых ситуаций, свободный выбор темы и смена её при желании.
Для детей
В педагогике программа деятельности сюжетно-ролевой игры применима и в рамках школы, и в летнем лагере, и в детских группах дополнительного образования. Есть правило для таких программ, которое обязательно для выполнения: разграничение чётких этапов, которые начинаются и заканчиваются каким-либо ярким событием. Это и ролевые ситуационные игры по типу хоббитских, и «Путешествия с привалами», и всяческие «Робинзонады».
Длительные программы досуга особенно популярны в летних лагерях, так как игра-эпопея может стать основой целой смены лагеря, если объединить все мероприятия одной тематикой. Этой тематике будут подчинены деятельность всех коллективов, все общелагерные массовые праздники. Опыт проведения таких ролевых игр накоплен огромный. Например, очень популярна игра «Новая цивилизация» для старшеклассников.
Примеры
1. Игра «Республика». Создаётся своеобразное государство, где основной закон отражает и права, и обязанности всех граждан (и детей, и взрослых). Воспитывается гражданская позиция через участие в моделировании управления государством, прививаются навыки и умения демократической жизни.
2. Игра «Путешествие», в ходе которой совершается плавание по курсу в Океане Учения.
3. Игра «Строительство». Этой программой особенно хорошо можно увлечь младших школьников. Каждый коллектив выстраивает свой «дом» из отношений внутри коллектива. Так вырастает микрорайон полезных дел.
Длительная программа досуга обычно носит ярко проявленный образовательный характер. Формой её реализации могут быть все вышеперечисленные досуговые программы, как игровые, так и конкурсные, и обязательно — праздничные, которые входят в программу как составные элементы, ради которых и затевается вся остальная деятельность. Несомненная ценность длительных программ досуга безусловна, поскольку стимулируется развитие навыков и умений. Дети получают возможность реализовать свои запросы в самых разных областях творчества, ускоряется социальная адаптация, стимулируется социальная активность.
Источник: intemart.ru