Обновленные федеральные образовательные стандарты нацелены в большей степени на получение нового опыта в каждой предметной области и умение применять знания в жизни. Согласно Стандартам, результаты структурируются по ключевым задачам общего образования и делятся на предметные, метапредметные и личностные. В статье подробнее разберем предметные результаты ФГОС.
Вариативность предметных результатов ФГОС — 2021
Базовые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ прописаны в Приказе Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Предметные результаты в обновленных ФГОС представляют собой результаты, которые получает школьник в ходе изучения конкретной дисциплины.
В целом новые федеральные стандарты делают акцент на вариативности учебных программ начального общего и основного общего образования. Теперь школы должны быть ориентированы на потребности учащихся, предлагать им разные варианты программ в рамках одного уровня образования. Вариативность также дает школе возможность самостоятельно выстраивать процесс обучения.
Рабочие программы и их корректировка в конце учебного года
Обеспечить ее можно тремя способами:
- Продумать новые учебные курсы, модули, предметы в структуре самих программ начального общего и основного общего образования.
- Разработать программы углубленного изучения отдельных дисциплин. Тем более на уровне основного общего образования были добавлены предметные результаты на углубленном уровне для химии, информатики, математики, физики и биологии.
- Разработать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и особенностями учащихся. Требования к предметным результатам согласно ФГОС
- В требованиях к предметным результатам по ФГОС, которые прописаны в 9 пункте первой главы документа, указано: Предметные результаты должны быть сформулированы в деятельностной форме (упор сделан на применение знаний и конкретных умений);
- Они должны быть сформулированы на базе документов стратегического планирования (Статьи 15-18.1 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»). При этом необходимо учитывать результаты всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сравнительных исследований;Они определяют минимум содержания основного общего образования, изучение которого гарантирует государство;Определяют требования к результатам освоения программ ООО по учебным предметам: «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология» на базовом и углубленном уровнях;
- Должны усиливать акценты на изучение явлений и процессов современной России, мира в целом, а еще — состояния современной науки;
- Предметные результаты также должны учитывать особенности реализации адаптированных программ ООО детей с ОВЗ различных нозологических групп.
Характеристика новых предметных результатов обучения по ФГОС
Новые Стандарты сделали процесс обучения более понятным, ведь теперь для каждой дисциплины определены четкие требования. К примеру, предметные результаты ФГОС НОО — 2021 были конкретизированы по каждому модулю ОРКСЭ: «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики». В Стандартах основного общего образования были прописаны предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». Кроме того, на уровне ООО теперь установлены требования к предметным результатам при углубленном изучении части предметов. К ним относятся: «Математика» (в том числе курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»), «Информатика», «Физика», «Химия» и «Биология».
Учащийся будет знать и понимать правила построения выражений и предложений, нормы речевого этикета, будет уметь поддерживать диалог с собеседником, высказываться и делать краткие сообщения по какой-либо теме, составлять вопросы к тексту, писать письма и поздравления, читать несложные тексты на английском языке и понимать их суть
Источник: ligaedu.ru
Разработка образовательных программ по ФГОС
Обучение в любом образовательном заведении проходит согласно определенной траектории, которая представлена в виде всевозможных планов, стандартов, схем, объединенных в один полноценный механизм – образовательную программу. Специалисты Дисхелп готовы раскрыть сущность этого понятия и рассказать, как происходит разработка столь важного компонента общего и профессионального становления.
Обучение в любом образовательном заведении проходит согласно определенной траектории, которая представлена в виде всевозможных планов, стандартов, схем, объединенных в один полноценный механизм – образовательную программу. Специалисты Дисхелп готовы раскрыть сущность этого понятия и рассказать, как происходит разработка столь важного компонента общего и профессионального становления.
Образовательная программа ФГОС – это…
Образовательная программа ФГОС представляет собой «кастет» учебной деятельности на всех ступенях подготовки: от детского сада, школ до профессиональной и научной подготовки (бакалавриата, магистратуры и аспирантуры). Именно этот документ регламентирует ход воспитательной и образовательной работы, конкретизируя ответы на следующие вопросы:
- Что будет изучено? Здесь будет представлен список дисциплин, научных областей и пр.
- Как это будет происходить? Выделение формата обучения, видов задействованных занятий, методов работы, устные и письменные работы
- В каком порядке и объеме? Количество академических часов по каждой дисциплине;
- Какие навыки будут освоены? Обоснование утвержденной концепции, ее роль в становлении личности или специалиста.
Образовательная программа – это единое направление подготовки, конкретизируемое двумя видами планов: примерный (основной) и рабочий.
Основной план обучения школьников и студентов представляет собой общее описание образовательного процесса с конкретизацией периода обучения. Этот документ разрабатывается с учетом материально-технической базы учебного заведения, особенностей развития учащихся (учет всевозможных факторов: состояние здоровья, группа риска, общее и физическое развитие и пр.), компетентности педагога и пр. Он разрабатывается учебным центром и преподавателем совместно. Главное – чтобы он не противоречил правовым нормам в сфере образования и соответствовал общим положениям ФГОС: содержал обязательные и основные дисциплины, прививал подопечным конкретные знания и навыки и пр.
Основной план обучения реализуется в отношении заведения в целом или конкретной группы слушателей (класс, группа студентов и пр.), обобщённых одним характером подготовки – уклон класса, специальность, факультет и пр.
Реализация основной образовательной программы происходит посредством конкретизации погружения в каждый предмет с использованием урочной и внеурочной деятельности. В данном случае каждый педагог прорабатывает детали в рамках принадлежащей к нему дисциплины: что и в каком объеме будет изучено, план занятий и пр. Все это находит отражение в рабочей программе ФГОС.
Нужна помощь преподавателя?
Структура Рабочей программы учебного предмета в соответствии с ФГОС ООО
Данная работа была представлена на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Рабочая программа – нормативный документ, который иллюстрирует, как учитель планирует реализовывать авторскую программу с учетом особенностей ОУ (условий, образовательных потребностей обучающихся) и требований действующего стандарта. Уделено внимание нормативным документам, лежащим в основе составления рабочих программ, обязательным структурным компонентам Рабочей программы учебного предмета, а также процедуре утверждения и оформлению рабочей программы. Презентация составлена на основе методических рекомендаций Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Структура Рабочей программы учебного предмета в соответствии с ФГОС ООО »
Рабочая программа – нормативный документ, который иллюстрирует, как учитель планирует реализовывать авторскую программу с учетом особенностей ОУ (условий, образовательных потребностей обучающихся) и требований действующего стандарта
В качестве нормативных документов, лежащих в основе составления рабочих программ, могут выступать:
- ФГОС ООО;
- ООП ООО образовательного учреждения, в том числе учебный план основного общего образования, программа развития универсальных учебных действий;
- Федеральный перечень учебников;
а также следующие материалы:
— примерная программа учебного предмета;
— авторская программа учебного предмета.
Структура рабочей программы
Рабочая программа учебного предмета разрабатывается на
основе действующего федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), примерной и авторской программы по предмету для каждого класса или параллели с учётом:
— целей и задач основной образовательной программы соответствующей степени общего образования ОУ;
— требований ФГОС к уровню достижений выпускников соответствующей ступени;
— максимального объёма учебного материала для обучающихся;
— объёма часов учебной нагрузки по учебному предмету, определённого учебным планом ОУ для соответствующей ступени;
— индивидуальных особенностей и познавательных интересов
— утвержденного в ОУ перечня учебников
Обязательными структурными компонентами Рабочей программы учебного предмета являются:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- тематический поурочный план;
- планируемые образовательные результаты;
- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
- лист внесения изменений в Рабочую программу.
Титульный лист РП должен содержать:
- наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом;
- грифы утверждения и согласования в соответствии с принятой в образовательном учреждении ОУ процедурой утверждения;
- наименование учебного предмета с указанием класса (параллели), на который рассчитана Рабочая программа;
- Ф.И.О. педагога, разработавшего Рабочую программу;
- год составления Рабочей программы .
Пояснительная записка должна отражать информацию:
- о нормативных документах и материалах, на основе которых составлена Рабочая программа, в т.ч. сведения об авторской программе с указанием ее библиографических данных;
- о количестве учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание предмета;
- о целях и задачах образовательной деятельности по предмету в данном классе, на которые направлена Рабочая программа; об изменениях, внесенных учителем в авторскую программу по предмету, если таковые имеются, и обосновании их целесообразности;
- об используемых формах, методах и средствах оценки образовательных результатов обучающихся (в т.ч. метапредметных) на различных этапах реализации Рабочей программы: текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (в соответствии с действующими в образовательном учреждении Положениями, системой оценки достижения планируемых результатов основной общеобразовательной программы основного общего
образования), а также количестве часов на проведение контрольных мероприятий;
- о формах, методах и средствах обучения, технологиях, которые учитель планирует использовать при организации учебного
процесса в данном классе с целью реализации системно-
деятельностного подхода, а также количестве часов для проведения лабораторных, практических работ, экскурсий, исследовательских проектов и т.д.
Тематический поурочный план
- Составляется на учебный год и оформляется в виде таблицы, является обязательной частью рабочей программы.
- Поскольку разработка рабочих программ является компетенцией образовательного учреждения, формат представления тематического плана определяется в школе и должен быть зафиксирован в «Положении о рабочей программе». Однако, при определении формата тематического поурочного плана следует иметь в виду, что он должен обязательно отражать следующие сведения : название раздела (темы) и продолжительность ее изучения, номер урока, тема урока», темы уроков — контрольных работ, уроков – практических (лабораторных) работ и др. видов деятельности обучающихся, планируемые результаты изучения раздела.
- В дальнейшем запись названия темы урока в учебном журнале должна полностью совпадать с формулировками тем уроков в тематическом поурочном плане.
Планируемые образовательные результаты обучающихся
- Этот обязательный структурный компонент рабочей программы
отражает перечень требований к личностным, метапредметным,
предметным результатам, на достижение которых она направлена.
- Планируемые результаты реализации рабочей программы в данном классе составляются с учетом требований ФГОС ООО, программы развития универсальных учебных действий, авторской программы.
- Метапредметные и личностные образовательных результатов должны быть конкретизированы в виде перечня соответствующих универсальных учебных действий (метапредметные – в виде коммуникативных универсальных учебных действий, познавательных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий; личностные – в виде личностных универсальных учебных действий)
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Компонент должен отражать основную и дополнительную учебную литературу, другие информационные источники для
обучающихся, которые учитель планирует использовать для реализации Рабочей программы.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Компонент должен отражать перечень учебного оборудования и оборудования для лабораторных, практических
работ, организации проектной и исследовательской деятельности
обучающихся и так далее, которые учитель планирует использовать при реализации Рабочей программы.
Лист внесения изменений
Должен иметь формат поурочного тематического плана. Он предусмотрен
для фиксации возможных изменений в Рабочей программе, необходимость в которых может возникнуть в течение учебного года.
Учитель имеет право вносить изменения в Рабочую программу только на основании приказа руководителя образовательного учреждения или при условии согласования их с завучем по учебно-воспитательной работе .
Процедура утверждения Рабочих программ
- Первый этап (указывается срок) – Рабочая программа проходит экспертизу в методическом объединении учителей (указывается уровень – муниципальный, школьный).
- Второй этап – (указывается срок) – Рабочая программа рассматривается на педагогическом совете, результаты оформляются протоколом;
- Третий этап – (указывается срок) – Рабочая программа утверждается руководителем образовательного учреждения.
- После утверждения руководителем образовательного
учреждения Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении. После утверждения Рабочей программы учитель не имеет право вносить в нее изменения без согласования с администрацией образовательного учреждения.
Оформление рабочей программы
- Рабочая программа оформляется на бумажном и электронном носителях. Бумажный вариант оформляется на белой бумаге формата А4. Ширина полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм,
верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм
- Гарнитура шрифта основного текста и примечаний – Times New Roman. Размер шрифта основного текста – 14 пт, в таблицах – 12 пт, в заголовках таблиц – 12 пт. Начертание – обычное.
- Межстрочный интервал в основном тексте и в таблицах – одинарный. Выравнивание основного текста – по ширине, заголовков – по центру. Абзацные отступы в основном тексте – 1,25 см.
Заголовки разделов (частей) печатаются шрифтом полужирного начертания прописными буквами без подчеркивания, а
заголовки подразделов (параграфов и т.д.) – с прописной буквы без подчеркивания.
- Нумерация листов осуществляется арабскими цифрами в верхней части листа по центру.
Источник: kopilkaurokov.ru