Гуманизация (от лат. (humanus) — человеческий, свойственный человеку, человеколюбивый) — принцип, основан на отношении к человеку как к высшей ценности, на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей. Реализация принципа гуманизации требует от педагога:
гуманного отношения к личности воспитанника;
уважения его прав и свобод;
предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;
ненасильственное формирование требуемых качеств;
уважения права человека быть самим собой;
уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
уважения прав и свобод воспитанника (И. П. Подласый).
Идеи гуманизации воспитания и обучения детей, обсуждение которых в настоящее время находит широкое отражение в дошкольной педагогике, пронизывают труды Я. А. Коменского. Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского, А. В. Запорожца и др.
Отзыв о программе | Построение эффективной системы обучения и развития персонала
Гуманистическая направленность дошкольного воспитания предполагает уважение к ребенку, глубокое понимание неповторимости его личности, учет потребностей и возрастных особенностей.
Однако в практике дошкольных учреждений долгое время преобладала учебно-дисциплинарная модель организации педагогического процесса, а цель дошкольного воспитания была сведена к обеспечению детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе.
Модификация содержания дошкольного образования, связанная с социально-экономическими изменениями в стране, привела к тому, что в 1989 году Государственный комитет по народному образованию СССР утвердил новую «Концепцию дошкольного воспитания» (авторы В. В. Довыдов, В. А. Петровский и др.). Ее основные идеи — гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей, самоценность дошкольного детства. Авторы сумели обнажить в практической деятельности дошкольных учреждений существенные отклонения от принципов гуманизма, вскрыли объективные и субъективные причины сложившегося положения, более того, наметили перспективные направления работы, способствующие восстановлению идей гуманизма в педагогической практике, значительно повышающие уровень всестороннего развития дошкольника.
А. В. Запорожец отмечал, для того чтобы приобрести подлинно гуманистический характер, дошкольное воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руководство детскими видами деятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее значение. Реализация идей А. В. Запорожца определяет генеральную линию гуманизации дошкольного воспитания: при построении обучения и воспитания дошкольников необходимо учитывать, что развитие каждого ребенка идет своим особым путем, в котором общие закономерности проявляются в индивидуальной форме.
Управление людьми: цифровые технологии и организационное развитие | Вебинар
Н. Михайленко, Н. Короткова предложили осуществлять гуманизацию и повышение эффективности педагогического процесса в детском саду по следующим направлениям:
изменение формы общения с детьми: от авторитарного воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных, партнерских отношений;
обновление формы и содержания обучающих занятий: от фронтальных — к работе с небольшими подгруппами детей, сокращение общего числа занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития содержания, отказ от политико-идеологизированных конкретных сведений при ознакомлении с окружающим;
насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы, ориентирующих на общечеловеческие нравственные ценности, расширяющие кругозор ребенка;
преобразование предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате в целях обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, выбора деятельности и ее формы — совместной со сверстниками или индивидуальной.
Изменение формы общения воспитателя с детьми предполагает переход от учебно-дисциплинарной модели воспитания к личностно-ориентированной, суть которой заключается в том, что педагог должен воспринимать ребенка как равного себе, но со своими проблемами, желаниями, интересами. Воспитатель не ограничивает общение с детьми только дисциплинарными указаниями, связанными с выполнением учебных задач или режимных моментов, он чаще разговаривает с детьми, интересуется их домашними делами, настроением, планами сегодняшней жизни в саду (чем ребенок намеревается заняться, во что и с кем поиграть и т. п.).
Ведущей формой организации обучения должна стать групповая, которая обеспечивает высокую активность детей, устанавливает обратную связь, учитывает продвижение каждого. Для того чтобы высвободить время для обучения детей по подгруппам, необходимо сократить общее число занятий. Это становится возможным исключением из сетки:
специальных (отдельных) занятий по ознакомлению с окружающим;
специальных занятий, посвященных чтению художественной литературы;
формализованных физкультурных занятий.
В результате вся сетка может включить три типа занятий:
занятия познавательного цикла, направленные на развитие сенсорных и мыслительных способностей;
занятия по конструированию, изобразительной и другим видам художественно-продуктивной деятельности;
музыкально-ритмические занятия, в ходе которых дети овладевают музыкальной культурой и культурой движений.
При организации предметной среды и жизненного пространства в ДОУ целесообразно придерживаться нескольких требований:
предметную среду организовать таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе игрушки и материалы для привлекающего их вида деятельности;
пространству групповой комнаты следует придать более непосредственный, домашний вид и обустроить его таким образом, чтобы дети имели возможность играть как совместно, так и индивидуально.
Гуманизация дошкольного образования предполагает, что ребенок свободно выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам. Ребенок получает возможность самореализации, будучи хозяином вещей, действий, отношений, он обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя. В свободной самостоятельной деятельности осваивается умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуются элементы специфической детской субкультуры, которые так необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе. Функция воспитателя заключается в создании разнообразной предметной среды, обеспечивающей ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это материалы для игры, рисования, лепки, конструирования по замыслу, предметное оснащение для самостоятельных физических упражнений, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в свободной совместной деятельности с воспитателем.
Предметная среда должна также предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель подключается к деятельности детей в конфликтных ситуациях, требующих его вмешательства, или при необходимости помогает войти в группу сверстников тому или иному ребенку, обнаруживающему явное стремление к контактам, но не владеющему необходимыми способами поведения.
Таким образом, действительная гуманизация педагогического процесса в детском саду, по мнению Н. Михайленко, Н. Коротковой, возможна при соблюдении следующих требований:
Во-первых, переориентация с формально-дисциплинарного отношения к детям на все формы общения, включая и отношение к ребенку как к равному субъекту, а не только объекту педагогического воздействия.
Во-вторых, деидеологизация педагогического процесса, ориентация на формирование у детей общечеловеческих ценностей, а не преподнесение сведений об окружающем, имеющее политико-идеологическую окраску.
В-третьих, использование всех форм развития детей, включая обучение на занятиях, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную совместную деятельность самих детей; использование разных видов детской деятельности (игра, рисование, конструирование и т. п.) и обеспечение условий для их свободного выбора детьми.
В-четвертых, сведение числа организованных занятий до разумного минимума, не подавляющего по времени остальные формы активности детей; замена фронтальных занятий подгрупповыми.
В-пятых, учет индивидуальных особенностей детей при осуществлении различных бытовых и гигиенических процессов, недопустимость жесткой фронтальной их организации, насилия над ребенком в угоду формальным предписаниям.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Переход на гуманистические способы обучения и воспитания
Цели и задачи изучения темы: познакомить студентов с основными современными подходами в обучении в общеобразовательных учреждениях. Особенностями обучения и психического развития школьников; с психолого-педагогическими принципами организации и проведения учебного процесса по биологии, химии и географии.
Образовательные результаты освоения темы см. в рабочей программе.
Современная школа, переход на гуманистические способы обучения и воспитания.
Цели современной школы
В процессе обучения предмету учитель строит свою работу в соответствии с определенной целью, которую он осознает полностью или не полностью. Часто учитель декларирует цель как некий идеал, а свои фактические действия строит в соответствии с совсем иной целью или же просто в зависимости от наличной ситуации. Однако одно из важнейших условий успешной деятельности учителя – уяснить главную цель своей работы и построить правильную иерархию всех других целей учебно-воспитательного процесса.
Может быть сформулировано две основные частные цели школы:
1) овладение всеми учащимися основами наук, приобретение ими системы знаний, умений и навыков, развитие физических и трудовых навыков, умственных способностей, удовлетворение познавательных интересов и склонностей;
2) воспитание каждого ученика культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью.
В реальной практике школа считает своей основной целью освоение учащимися некоторой суммы знаний, умений и навыков. На это направлена вся деятельность учителей, система ежедневного опроса, балльная система отметок, система экзаменов. Другие качества личности учащихся при этом не формируются и не влияют на окончательную оценку их учебной, Деятельности. Если раньше школа строилась на принципе воспитывающего обучения, т. е. главной целью было обучение, то теперь необходимо реализовать принцип обучающего воспитания, т. е. главной целью школы поставить воспитание личности учащихся, осуществляемого в процессе обучения.
Обучение становится не самоцелью, а средством и методом воспитания личности школьников.
Современные представления об уроке исходят из идеи о единстве обучения, воспитания и развития, которая сформировалась в результате длительной истории отечественной теории обучения и воспитания. Поэтому общая функция урока – формирование и развитие личности учащихся – подразумевает: 1) вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями,: способствующими всестороннему развитию личности; 2) обучение их деятельности по овладению знаниями; 3) формирование прочных мотивов учения, постоянного самовоспитания; 4) воздействие содержания урока на умственное развитие учащихся;: 5) воспитание волевых качеств учеников, их мотивов и опыта поведения; 6) формирование нравственных основ личности учащихся, ориентированных на общечеловеческие ценности; 7) воспитание культуры чувств ребят и т. д.
Таким образом, учитель должен формировать личность своих учеников не только потому, что такова основная цель современной школы, но и потому, что в наше время успешное обучение возможно только в процессе воспитания учащихся, формирования их потребностно-мотивационной сферы и развития познавательных способностей. При этом воспитание предполагает создание условий, способствующих саморазвитию, самовоспитанию, самоосуществлению учеников как личностей.
Учителя часто затрудняются с формулированием целей конкретного урока или определяют ее в самом общем виде. Рассмотрим пример урока в 9 классе по теме «Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства». Триединая цель урока разбивается на три аспекта: образовательный, развивающий и воспитывающий.
Чтобы реализовать познавательный аспект цели урока, необходимо выполнить следующие требования: 1) научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, которые должны быть полными, глубокими, осознанными, систематичными, системными, гибкими, оперативными и прочными; 2) формировать у них умения и навыки, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. В связи с этим образовательную цель урока недостаточно сформулировать как: «Сформировать новые понятия и представления (товарное животноводство, продуктивность, основные направления животноводства) и умение объяснять географию размещения и особенности зональной специализации сельского хозяйства». Целесообразно также указать, какого уровня качества знаний и умений должны достигнуть учащиеся на данном уроке. Например, первая образовательная цель данного урока может быть сформулирована следующим образом: «Сформировать представление о товарном животноводстве и двух основных факторах его размещения, начать формировать понятие «себестоимость продукции», сформировать на репродуктивном уровне представление об основных направлениях животноводства в зависимости от кормовой базы и природных условий». Вторая образовательная цель: «Сформировать умение объяснять особенности зональной специализации сельского хозяйства на основе сравнения карт атласа «Агроклиматические условия России» и «Животноводство» (или «Сельскохозяйственные районы»)».
Развивающий аспект цели урока вызывает наибольшие трудности, так как учитель, во-первых, стремится для каждого урока определить новый развивающий аспект, во-вторых, недостаточно хорошо представляет структуру личности учащихся и те ее сферы, которые нужно развивать. Известно, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем обучение и воспитание, поэтому один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для нескольких уроков или даже для уроков по всей теме. Вторая причина затруднений может быть устранена в том случае, если учитель определит, какую сферу личности учащихся (речь, мышление, сенсорная или двигательная сфера) необходимо развивать на ближайших уроках. Например, учитель географии определил для себя развивающий аспект для серии уроков по сельскому хозяйству и агропромышленному комплексу таким образом: «Сформировать умение сравнивать». В этом случае в течение 3-4 уроков он должен формировать у учащихся умение определять объекты сравнения, умение выделять параметры сравнения, умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять, умение устанавливать черты сходства и различия.
Воспитывающий аспект цели урока должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности для формирования и развития нравственных, эстетических, патриотических и других качеств личности школьника.
Для осуществления нравственного воспитания учителю необходимо определить, с какими объектами ученик вступает во взаимодействие на уроке (другие люди, общество, коллектив, родина), и помнить, что технология воспитания предполагает, во-первых, понимание ученика как особой индивидуальности со сложившейся структурой потребностей, во-вторых, вооружение его знанием средств, которые могут обеспечить успешное удовлетворение социально ценных побуждений, в-третьих, реальную помощь в выявлении способов удовлетворения социально ценных потребностей. В конечном итоге воспитанность означает невозможность нарушения норм, ставших внутренним регулятором действий и поступков..>
Переход на гуманистические способы обучения и воспитания
Важным направлением преодоления указанных проблем в настоящее время считают переход на адаптивную модель педагогической системы. Такой переход может быть осуществлен в два этапа. На первом этапе необходимо внедрить. личностно-ориентированные технологии обучения, которые позволят учитывать образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями. На втором этапе возможен перевод обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности.
Создание адаптивной модели школы требует не только психологической готовности учащихся к новым способам обучения, но и специальной подготовки учителя. Ведь адаптивное обучение предполагает изменение стиля отношений учителя и учащихся, когда ученик учится сам, а учитель мотивирует, организует, координирует и консультирует его в процессе учения. Существенные черты традиционной и адаптивной модели обучения сравниваются в таблице.
Процесс обучения и воспитания, адаптированный к индивидуальным психофизиологическим особенностям школьников, соответствует принципу природосообразности, который был провозглашен Я. А. Коменским в XV в. В настоящее время адаптивная модель обучения основывается на идее о том, что человек – саморазвивающаяся система, так как все, что он приобретает извне, он пропускает через свое сознание и чувства. Адаптивная школа предполагает такой учебный процесс, который был бы удобен учащимся разных возрастов учитывал бы типологические и индивидуальные особенности школьников.>
Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 263 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Гуманизация образования — это. Значение и понятие процесса
Основным направлением развития современной науки является ее направленность на мировоззренческие истоки, то есть «возвращение к значимости человека».
Основные тенденции гуманизации образования связаны с развитием гармонично развитой личности.
Ведущая идея
В качестве приоритетного направления гуманитарных наук выделяют развитие самостоятельности ребенка, возрождение гуманистических традиций. Подобный подход вызван реалиями жизни.
Смысл школьного образования заключается в раскрытии и развитии духовного потенциала детей, воспитании патриотов и активных граждан своей страны.
Каковы основные тенденции развития образования?
Гуманизация на данном этапе приобрела первостепенную важность, так как подобный подход способствует формированию индивидуальных качеств личности:
- интеллектуальности;
- коммуникативности;
- самостоятельности;
- ответственности;
- креативности;
- самооценки.
Актуальные проблемы современности
Наиболее остро в настоящее время стоят вопросы, связанные с психологическим здоровьем подрастающего поколения. Гуманизация современного образования способствует восстановлению личностно-развивающей и культурообразующей функции.
Такой подход способствовал изменению представлений о цели воспитания и обучения. Гуманизация образования предполагает трансляцию ценностей национальной и общечеловеческой культуры подрастающему поколению. Это предполагает пересмотр технологий и содержания воспитания и обучения, изменение структур различных учебных заведений: детских садов, школ, университетов.
Цели и задачи подхода
Гуманизация образования – это система, признающая человека в качестве высшей ценности. И. Кант считал, что подобный подход способствует формированию человека, который сможет самостоятельно развиваться, совершенствовать свои творческие и умственные способности.
Что вкладывают в смысл данного метода современные исследователи? Они считают, что гуманизация образования – это создание определенных условий, которые направлены на раскрытие и совершенствование способностей ребенка. Они помогают формировать позитивную самореализацию. В основе подхода лежит уважение к человеку, вера в него, взаимоотношения с другими людьми, комфортность существования в социальной среде.
Мнения экспертов
Процесс гуманизации образования Л. С. Выготский называл эволюционным способом преобразования подрастающего поколения, направленным на самоопределение и саморазвитие.
А. В. Брушлинский считает, что при гуманистической трактовке человека в качестве субъекта он перестает быть пассивным существом, включается в процесс развития общества.
Особенности подхода
Гуманизация и гуманитаризация образования предполагают учет возрастных и психологических особенностей обучающихся. Специфика методики и основного содержания состоит в применении личностно-ориентированного подхода. Это дает возможность педагогу выявлять в раннем возрасте талантливых и одаренных детей, создавать оптимальные условия для их развития.
Гуманизация образования — это система, которая основывается на этических принципах. Такой подход предполагает взаимодействие школьников и педагогов с целью формирования позитивного отношения к себе, окружающему миру, людям.
Важные аспекты
Гуманизация образования — это система, для реализации которой необходимо составление учебных программ, подбор книг, пособий. Она предполагает оформление планирования по каждой области научных знаний.
Гуманизация образования — это подход, предполагающий изменение отношения к профессиональной деятельности у педагогов. Они перестают быть авторитарными личностями, становятся для своих воспитанников наставниками.
В настоящее время в российском школьном образовании у педагога есть право при составлении программы использовать вариативность содержания материала. Это позволяет учителям предоставлять детям право выбора на разных этапах образовательной деятельности, возможность личностного роста.
К примеру, выбрав авторский учебник по химии, педагог вносит в него дополнительно блок, направленный на развитие и совершенствование практических навыков.
Особым видом гуманистического обучения является создание ситуации общения. Под ней подразумевается совместная деятельность наставника и воспитанника. Подобная психолого-педагогическая среда способствует становлению личности.
Диалог – это вариант вербального общения, в результате которого осуществляется саморазвитие, самоактуализация ребенка.
Обучение выстраивается так, чтобы создавалась атмосфера творческого поиска, ученики имели «право на ошибку», обменивались опытом, находили оптимальный вариант решения задачи.
Критерии эффективности
При гуманистическом подходе результативность обучения не сводится только к оценке умений и знаний, которые выявляются контрольными срезами и тестовыми работами. Основным элементом эффективности образовательной деятельности является использование ребенком полученных навыков и знаний в практической деятельности.
Педагог должен создавать «ситуацию успеха» для своих воспитанников на всех этапах учебного (внеурочного) занятия, находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Для эффективного решения этой задачи учитель использует следующие факторы:
- осуществляет совместную деятельность с учениками в процессе учебной и внеурочной деятельности;
- демонстрирует свое одобрительное отношение к ученикам, стремящимся самостоятельно приобретать навыки и умения;
- предлагает школьникам увлекательную, интересную работу.
Отличительные особенности гуманизации
Личностно-ориентированные технологии предполагают постановку в центр образовательной системы личности ребенка, создание для него бесконфликтных, благоприятных и безопасных условий реализации, развития природного потенциала.
Технология сотрудничества базируется на равенстве, демократизме, партнерстве педагога и воспитанника. Они вместе продумывают план действий, подбирают литературу для работы, анализируют полученные результаты. Гуманизация современного образования способствовала введению в образовательные учреждения исследовательской и проектной деятельности.
Проектная методика стала обязательным элементом в любой учебной дисциплине. Какова ее значимость при гуманизации образования? В рамках проведения проекта ребенок учится самостоятельно ставить цели, задачи, выдвигать гипотезу (предположение), подбирать научную литературу. В этом процессе педагог является наставником, он корректирует работу своего подопечного.
Технология свободного воспитания способствует творческому, разностороннему развитию школьника. При оформлении результатов проведенного исследования ребенок приобретает информационные компетенции. Готовый проект дети представляют в рамках научно-исследовательских конференций и конкурсов своим сверстникам, формируя и развивая при этом коммуникативные навыки.
Заключение
Гуманизация современного образования способствует формированию уважительного отношения к личности каждого ребенка, вере в его творческие силы и возможности. Гуманизация является основным элементом инновационного педагогического мышления, которое направлено на развитие психологически здоровой личности.
Если в традиционной системе образования педагог выступал в виде авторитарной личности, а всю информацию дети заучивали наизусть, то в настоящее время учитель является наставником, к мнению которого дети прислушиваются, но развитие осуществляется по индивидуальным образовательным и развивающим траекториям.
После введения новых федеральных образовательных стандартов в российские школы дифференцированный подход стал одним из основным методов гуманизации воспитательного и образовательного процесса.
Источник: www.syl.ru