Чтобы провести статистическое наблюдение, нужно сформулировать его цель и основные гипотезы, которые должны быть проверены по данным наблюдения. Эта стадия работы определяет все последующие. На ней дается определение объекта и единицы наблюдения, разрабатывается и утверждается программа наблюдения.
Определение объекта наблюдения включает определение единицы наблюдения, территории и времени наблюдения. Единица наблюдения — это то явление, признаки которого подлежат регистрации. Совокупность единиц наблюдения составляет объект наблюдения.
Как уже отмечалось, для определения границ объекта наблюдения нередко устанавливается ценз — значение признака (или нескольких признаков), позволяющее отделить единицы наблюдения от других явлений. В самом деле, трудно установить границы даже, казалось бы, очевидного объекта — совокупности промышленных предприятий: что входит в понятие промышленного предприятия, а что — нет?
Входят ли в круг промышленных предприятия по ремонту и мойке автомобилей, закупке и переработке фруктов и т.д.? Устанавливать ли цензовые значения только по численности работников или по стоимости производственного оборудования? При переписи населения возникают следующие вопросы: учитывать ли тех граждан, которые длительное время работают за границей; как учитывать тех, кто находится в заключении, на службе в армии и т.д.? Все эти вопросы требуют всестороннего обсуждения. Их решение основано на том, что является конечным результатом.
Выборочное наблюдение. Введение.
Территория проведения наблюдения охватывает все места нахождения единиц наблюдения; ее границы зависят от определения единицы наблюдения.
Время наблюдения — это то время, к которому относятся собираемые данные. Время регистрации данных для всех единиц устанавливается единое — для предупреждения неполного учета или повторного счета, а также для обеспечения сопоставимости данных.
При изучении объектов наблюдения, численность и характеристика которых непрерывно изменяются, устанавливается критическая дата по состоянию на которую собираются сведения. При переписях обычно устанавливают время начала и время окончания регистрации данных, т.е. срок наблюдения. Так, последняя всесоюзная перепись населения проводилась в течение 8 дней — с 12-го по 19-е января 1989 г.; 5-процентная микроперепись населения Российской Федерации проводилась в течение 10 дней — с 14-го по 23-е февраля 1994 г. И в том и в другом случае срок наблюдения приходился на зимний период и те даты, когда у работающих меньше отпусков, нет государственных праздников или каникул у школьников и студентов.
При изучении такого подвижного объекта, как население, недостаточно установить время наблюдения, ведь состав населения России и его характеристики постоянно меняются. Поэтому данные регистрируются по состоянию на определенный момент времени, который называется критическим моментом наблюдения. В качестве критического момента в микропереписи населения 1994 г. было принято 0 часов ночи с 13-го на 14-е февраля. Соответственно в бланки микропереписи заносились все живущие на данный момент времени и не вносились родившиеся после 0 часов ночи с 13-го на 14-е февраля, а также умершие до этого времени.
Основные понятия и категории статистики
При переоценке основных фондов устанавливается критическая дата, по состоянию на которую учитываются основные фонды (здания, сооружения, оборудование, транспорт и т.д.).
Второй принцип, немаловажный для получения достоверных данных при опросах, — не включать в программу наблюдения вопросы, которые могут показаться людям подозрительными и на которые можно заведомо ожидать неточных ответов.
Например, при изучении потенциальной эмиграции не стоит включать в анкету прямой вопрос типа: «Вы собираетесь уехать за границу на длительное время или навсегда?». Более эффективно использовать систему вопросов, составленных таким образом, чтобы их сочетание позволяло сделать заключения, которые вы хотели бы получить через ответы на прямой вопрос. Например, понимая, что точную сумму доходов и сбережений состоятельные люди, скорее всего, не укажут, имеет смысл задать косвенные вопросы, например: «Есть ли среди ваших знакомых люди с месячным доходом 10 тыс. долларов США и более?» и т.д.
Программа наблюдения всегда включает опознавательные признаки — вопросы, прямо связанные с целью исследования, контрольные вопросы. Выделение последних весьма условно, т.к. один и тот же вопрос может выполнять как содержательную, так и контрольную функцию. Так, программа переписи населения содержит вопросы о возрасте, образовании, семейном положении, наличии детей, их возрасте, образовании и т.д. Все они логически связаны, что позволяет контролировать правильность ответов. То же в бюджетных обследованиях: вопросы о доходах и расходах выполняют и познавательную, и функцию взаимного контроля.
Опознавательные признаки позволяют идентифицировать единицу совокупности, к которой относятся регистрируемые данные. В социологических исследованиях опрос обычно анонимный. Однако, чтобы избежать недоучета или повторного счета, каждой единице наблюдения (опрашиваемому) присваивается какой-либо номер (шифр), а также фиксируется место проживания (населенный пункт).
При сборе данных в форме отчетности опознавательными признаками являются название предприятия (организации), его шифр в регистре государственной статистики, отраслевая принадлежность, адрес, номер телефона, факса и т.п.
Все вопросы программы наблюдения ориентированы на определенную форму ответа: цифровую, альтернативную (да или нет), многовариантную, когда ответ выбирается из нескольких предлагаемых вариантов ответа. Так, на вопрос о возрасте, стаже работы ответ дается в цифровой форме: указывается соответственно число исполнившихся или проработанных лет; на вопрос о наличии автомобиля или дачи ответ будет в альтернативной форме — да или нет; на вопрос о степени удовлетворенности работой или учебой ответ выбирается из предлагаемых вариантов.
Предлагаемые варианты ответов называются подсказом. Наличие подсказа обеспечивает единообразное понимание вопросов программы и облегчает последующую обработку данных, т.к. каждый предлагаемый вариант ответа имеет свой код или шифр и работа по подготовке данных к обработке ведется лишь по тем вариантам ответов, которые не были предусмотрены в подсказе и вписаны самими опрашиваемыми (респондентами).
В переписях населения и других специальных исследованиях, проводимых государственной статистикой, подсказы обычно включают все варианты ответов (без дописывания). Например, вопрос о типе жилого помещения в программе микропереписи 1994 г. включал следующие варианты ответов: индивидуальный дом, отдельная квартира, общая (коммунальная) квартира, общежитие, другое жилое помещение, снимает жилое помещение.
Составление программы наблюдения — сложная и ответственная задача. В государственной статистике разработкой программы специальных обследований занимаются специалисты Госкомстата РФ и НИИ при участии представителей Научно-методологического совета и заинтересованных организаций.
Программы таких важных и массовых работ, как перепись населения, переоценка основных фондов и другие, обсуждаются на специальных совещаниях, в печати, что обеспечивает их высокое качество. Инструментарий статистического наблюдения включает формуляры и инструкции по их заполнению. Формуляры наблюдения — это бланки, опросные листы, анкеты и т.д., где напечатаны вопросы программы наблюдения и куда затем заносятся собираемые сведения. В формуляре должно быть предусмотрено место для ответа.
Качество данных статистического наблюдения зависит не только от перечисленных факторов, но и от подготовленности счетчиков (регистраторов, интервьюеров). Для них организуется инструктаж по разъяснению вопросов анкеты (или другого формуляра наблюдения) и пользованию инструкцией. Объясняется, например, что при наличии подсказов счетчик обязан ознакомить респондента со всеми вариантами ответов, не выделяя из них те, которые он сам считает наиболее вероятными.
Доброжелательность счетчика, его умение вступать в контакт с людьми влияют на атмосферу опроса, а значит, и на его результаты. Важной этической проблемой является анонимность полученных ответов.
Уверенность в анонимности снимает напряженность при регистрации мнений, суждений, пожеланий, а также характеристик благосостояния (каким имуществом владеет респондент, имеет ли сбережения, что из крупных вещей приобрел за последний год и т.д.). Иногда в интересах планирования, наблюдения, контроля данных полная анонимность респондентов не соблюдается — можно говорить лишь о доверительности. Так, если для проведения опроса с целью изучения уровня бедности в России в качестве основы выборки использовались списки избирателей, то соответствующий код респондента позволяет идентифицировать его. В таких случаях респондент должен быть убежден, что его ответы как персональные никогда не будут использованы. Они войдут в общую совокупность ответов и послужат основой расчета обобщающих показателей.
Как бы тщательно ни была составлена программа и разработан формуляр, для обеспечения единообразия его заполнения, толкования вопросов программы наблюдения необходима инструкция. Этот документ содержит объяснения вопросов программы с конкретными примерами, указания по взаимосвязи вопросов. Инструкция либо издается в виде отдельной брошюры, либо дается в подсказах или на самом формуляре наблюдения (обычно на оборотной стороне).
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Статистическое наблюдение. Виды статистического наблюдения
Статистическое наблюдение — это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями экономической и социальной жизни. Это наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм и т.д..
Процесс проведения статистического наблюдения включает в себя следующие этапы:
· проведение массового сбора данных;
· подготовка данных к автоматизированной обработке;
· разработка по совершенствованию статистического наблюдения.
Собираемые данные должны удовлетворять двум основным требованиям: достоверность и сопоставимость. Достоверность — это соответствие данных тому, что есть на самом деле. Вся методика, организация и техника проведения статистического наблюдения (СН) должны быть направлены на обеспечение достоверных данных.
Чтобы данные об отдельных явлениях можно было обобщать, они должны быть сопоставимы с друг другом, т.е. собираться по единой методике и в одно и то же время. Кроме того, должна быть сравнимость с прошлыми исследованиями, чтобы можно было понять, как изменяется явление.
Сравнимость выполняется, если использовалось одно и тоже определение единицы наблюдения, одна и та же методика регистрации первичных признаков и методика расчета вторичных признаков, таких как рентабельность, производительность труда, ликвидность и т.п.
Важным условием сравнимости является сохранение времени проведения наблюдения и периода времени, к которому относятся регистрируемые данные. Например, численность студентов университета определяется на 1 октября учебного года, стипендиальный фонд — на полгода и т.д. Обычно рекомендуется, чтобы данные соответствовали хотя бы одному полному циклу изучаемого процесса, например, учебному, хозяйственному или финансовому году и т.д. Если сильно влияет сезонность, данные должны собираться по кварталам. Время наблюдения выбирается таким образом, чтобы объект находился в наиболее стабильном состоянии.
Статистическое наблюдение подразделяется на виды. Представим эти виды в следующей таблице:
Формы, виды и способы статистического наблюдения.
Виды СН | Способы СН | |
По времени регистрации фактов | По охвату единиц совокупности | |
Текущее или непрерывное | Сплошное | 1. Непосредственное; 2. Документальное; 3. Опрос: а) экспедиционный; б) саморегистрация; в) корреспондентский; г) анкетный; д) явочный |
Прерывное: а) периодическое б) единовременное | Несплошное: а) выборочное; б) основного массива; в) монографическое |
По времени регистрации фактов различают непрерывное (текущее), периодическое и единовременное. Непрерывное наблюдение ведется систематически, постоянно, непрерывно, по мере возникновения явлений.
Например, регистрируются в загсе рождения и смерти, браки и разводы, на предприятиях учитываются выпуск продукции, явки и неявки работников, расчеты с дебиторами и кредиторами, денежные выплаты. При периодическом наблюдении регистрация проводится через определенные, обычно одинаковые промежутки времени. Например, учет успеваемости студентов по данным экзаменационной сессии.
Единовременное наблюдение проводится один раз для решения какой-либо задачи или повторяется через неопределенные промежутки времени по мере надобности, например, перепись жилищного фонда, и т.д. Применение того или иного вида наблюдения зависит от специфики исследуемого объекта. Бывает, что для изучения одного и того же процесса используется как текущее, так и единовременное наблюдение. Например, потребление населения изучается государственной статистикой по данным текущего наблюдения (бюджетное обследование). В то же время многими исследовательскими коллективами потребление изучается по данным единовременных наблюдений.
По охвату единиц совокупности различают сплошное и несплошное наблюдение. При сплошном наблюдении регистрации подлежат все без исключения единицы совокупности. Оно применяется при переписи населения. Развитие многоукладной экономики увеличило число объектов экономической деятельности. Это способствовало расширению практики несплошного наблюдения, которое в свою очередь подразделяется на способ основного массива, выборочное и монографическое.
При способе основного массива обследованию подвергается основной массив — та часть единиц, которая вносит наибольший вклад в изучаемое явление. Часть совокупности, о которой заведомо известно, что она не играет большой роли в характеристики совокупности, исключается из наблюдения, т.е. при этом методе отбираются и обследуются наиболее крупные единицы. Логика метода состоит в том, что крупные единицы могут практически определять интересующие нас статистические показатели. Часто применение метода основного массива требует установленного ценза — значения признака, которое ограничивает объект наблюдения. Например, обследуются предприятия с числом работников 500 человек и более.
При выборочном наблюдении обследованию подвергается отобранная в определенном порядке часть единиц совокупности, а результаты распространяют на всю совокупность. При этом получают информацию о всей совокупности, изучив лишь её часть.
При монографическом наблюдении подробно описываются отдельные единицы совокупности в целях их углубленного изучения, которое не может быть столь же детальным при массовом наблюдении. Главное внимание обращается на качественные стороны явления. Примером являются этнографические обследования, когда изучается образ жизни семьи или нескольких семей.
По источнику сведений, наблюдение делится на непосредственное, документированное и опрос. Непосредственное наблюдение осуществляется путем регистрации изучаемых единиц и их признаков на основе непосредственного осмотра, подсчета, взвешивания, показаний приборов.
При документированном наблюдении в качестве источников статистических сведений используются различные документы первичного учета предприятий, учреждений и организаций. Непосредственное наблюдение и документированное являются наиболее достоверными в статистическом наблюдении. При опросе источниками данных являются сведения, которые дают сами опрашиваемые.
Подготовка статистического наблюдения. Чтобы провести статистическое наблюдение, нужно сформулировать его цель и основные гипотезы, которые должны быть проверены по данным наблюдения. На этой стадии определяется объект и единицы наблюдения, разрабатывается и утверждается программа наблюдения.
Определение объекта наблюдения включает определение единицы наблюдения, территории и времени наблюдения. Единица наблюдения — это то явление, признаки которого подлежат регистрации. Совокупность единиц наблюдения составляет объект наблюдения.
Территория проведения наблюдения охватывает все места нахождения единиц наблюдения; её границы зависят от определения единицы наблюдения.
Время наблюдения — это время, к которому относятся собираемые данные. Время регистрации для всех единиц устанавливается единое. При изучении объектов, численность и характеристики которых непрерывно изменяются, устанавливается критическая дата, по состоянию на которую собираются сведения.
При переписи устанавливают обычно время начала и время окончания регистрации данных. При изучении такого подвижного объекта, как население, недостаточно установить время наблюдения. (в среднем в нашей стране рождается 3 человека и умирает 3-4 человека). Поэтому данные регистрируются на определенный момент времени, называемый критическим моментом наблюдения. В качестве критического момента в переписи населения 1994 г. было принято 0 часов ночи с 13 на 14 февраля.
1) никаких сведений, не относящихся к данному обследованию;
2) не включать в программу наблюдения те вопросы, которые могут показаться людям подозрительными и на которые можно заведомо ожидать неточных ответов.
Вопросы должны быть логически связаны, что позволяет контролировать правильность ответов. Формы ответа могут быть цифровыми, альтернативными (да или нет), многовариантными, когда ответ состоит в выборе одного или нескольких вариантов из множества предлагаемых ответов. Инструментами статистического наблюдения являются формуляры (бланки, анкеты, опросные листы) и инструкции по их заполнению.
Ошибки статистического наблюдения. Как бы тщательно не был составлен инструментарий наблюдения, проведен инструктаж исполнителей, всегда материал наблюдения нуждается в контроле. Прежде всего, проверяется полнота охвата единиц наблюдения. Проводится сверка данных по спискам, пересчитываются заполненные анкеты. Одновременно проверяется полнота заполнения каждого формуляра наблюдения — формы отчетности, анкеты и т.д.
Все ошибки наблюдения можно назвать ошибками регистрации. Они могут быть случайными и систематическими. Они возникают при опросе. Случайные ошибки не имеют какой-либо направленности. Это описки, оговорки, перестановки цифр при записи.
При обобщении массового материала они взаимно погашаются и не могут исказить значения сводных показателей и результаты анализа.
Систематические ошибки имеют определенную направленность. Эти ошибки являются преднамеренными (например, занижение своего дохода, округление возраста). Все ошибки такого вида необходимо выявить и исправить. Поэтому после проверки полноты данных проводится их контроль — счетный и логический.
Счетный контроль основан на жесткой связи между признаками и проводится арифметическими действиями. Этот контроль совершенно точно устанавливает ошибку и позволяет её исправить. Логический контроль основан на логической взаимосвязи между признаками (например, 10-летний женат или имеет высшее образование).
Обычно для проверки поступающего материала наблюдения составляют схему контроля, в которую включают все увязки между вопросами: как арифметические, так и логически. Данные наблюдения считаются принятыми, если они прошли контроль, и если потребовалось, в них внесены исправления. Проверкой собранных данных завершается начальный этап статистического наблюдения.
Источник: studopedia.su
2.3. Подготовка статистического наблюдения
Чтобы провести статистическое наблюдение , нужно сформулировать его цель и основные гипотезы , которые должны быть проверены по данным наблюдения . Эта стадия работы определяет все последующие , поэтому обычно все решения вырабатываются коллективно в ходе обсуждения проблем предстоящего наблюдения . На этой стадии работы дается определение объекта и единицы наблюдения , разрабатывается и утверждается программа наблюдения .
Определение объекта наблюдения включает определение единицы наблюдения , территории и времени наблюдения .
Единица наблюдения — это то явление , признаки которого подлежат регистрации . Совокупность единиц наблюдения составляет объект наблюдения . Как уже отмечалось , для определения границ объекта наблюдения нередко устанавливается ценз — значение признака ( или нескольких признаков ), позволяющее отделить единицы наблюдения от других явлений . В самом деле , трудно установить границы даже , казалось бы , очевидного объекта — совокупности промышленных предприятий : что входит в понятие промышленного предприятия , а что — нет . Входят ли в круг промышленных предприятий предприятия по ремонту и мойке автомобилей , закупке и переработке фруктов и т . д .? Устанавливать ли цензовые значения только по численности работников или по стоимости производственного оборудования ? При проведении переписи населения возникают вопросы , учитывать ли тех граждан , которые длительное время работают за границей , как учитывать тех , кто находится в заключении , на службе в армии и т . д . Все эти вопросы требуют всестороннего обсуждения . Их решение основано на том , что является конечным результатом , что должно быть получено в результате всего исследования . Если не предусмотреть чего — то на начальной стадии , это скажется на качестве всего исследования .
Территория проведения наблюдения охватывает все места нахождения единиц наблюдения ; ее границы зависят от определения единицы наблюдения .
Время наблюдения — это то время , к которому относятся собираемые данные . Время регистрации данных для всех единиц устанавливается единое — для предупреждения неполного учета или повторного счета , а также для обеспечения сопоставимости данных .
При изучении объектов наблюдения , численность и характеристика которых непрерывно изменяются , устанавливается критическая дата , по состоянию на которую собираются сведения . При переписях обычно устанавливают время начала и время окончания регистрации данных . Так , последняя Всесоюзная перепись населения проводилась в течение 8 дней — с 12 по 19 января 1989 г .; 5%- ная микроперепись населения РФ проводилась в течение 10 дней — с 14 по 23 февраля 1994 г . И в том , и в другом случае время наблюдения приходилось на зимний период и те даты , когда у работающих меньше отпусков , нет государственных праздников или каникул у школьников и студентов .
При изучении такого подвижного объекта , как население , недостаточно установить время наблюдения — ведь состав населения России и его характеристики постоянно меняются : в среднем в каждую минуту в нашей стране рождается 3 человека и умирает 3-4 человека . Поэтому данные регистрируются по состоянию на определенный момент времени , называемый критическим моментом наблюдения . В качестве критического момента в микропереписи населения 1994 г . было принято 0 часов ночи с 13 на 14 февраля .
Соответственно в бланки микропереписи заносились все живущие на данный момент времени и не вносились родившиеся после 0 часов ночи с 13 на 14 февраля и умершие до этого времени .
При переоценке основных фондов устанавливается критическая дата , по состоянию на которую учитываются основные фонды ( здания , сооружения , оборудование , транспорт и т . д .). Одна из последних переоценок проводилась по состоянию на 1 января 1994 г . Все предприятия , владевшие основкьчии фондами на эту дату , должны были показать сведения о них в своем отчете ; если в период между 1 января 1994 г . и моментом заполнения бланка отчетности какие — либо фонды были проданы , переданы другому владельцу , то новый владелец не включал их в свой отчет во избежание двойного учета .
Определение объекта наблюдения , его территориального размещения важно для определения объема работ , который нужно выполнить в период наблюдения . Если наблюдение планируется провести в форме отчетности , то составляется список подотчетных предприятий и организаций . При специально организованном наблюдении определение объема работ необходимо для расчета численности работников , требуемых для выполнения обследования в установленные сроки . Рассчитывается дневная норма работы 1 регистратора ( счетчика ) с учетом сложности программы наблюдения , трудоемкости заполнения формуляра наблюдения И размещения объекта . В сельской местности , например , где плотность застройки намного ниже городской , дневная норма устанавливается меньше , чем в городах . В целях лучшей организации наблюдения и контроля качества материала вся территория разбивается на отдельные счетные участки ; 20-30 счетных участков при переписям населения образуют инструкторский участок , руководимый инструктором .
Проведение массовых работ требует участия множества исполнителей ( в переписях населения участвуют тысячи счетчиков ). Все они должны пройти специальное обучение — инструктаж и провести пробное заполнение тех формуляров , которые предполагается использовать в статистическом наблюдении . Должна быть составлена смета на проведение специального обследования , в которой предусматриваются размножение материалов наблюдения ( бланков , инструкций ), оплата услуг средств связи , транспорта , работы инструкторов , счетчиков и др . Статистическое обследование — дорогостоящая и трудоемкая процедура . Проведение обследований должно быть обосновано и подкреплено финансовыми , материальными и трудовыми ресурсами .
Программа наблюдения включает признаки , подлежащие регистрации по каждой единице наблюдения . Ее зависит от целей и задач обследования . В какой — то мере программа наблюдения зависит и от выделенных средств : мало средств , программа может быть короче или число наблюдаемых единиц меньше . Поэтому первый принцип составления программы наблюдения : никаких сведений , не относящихся к данному обследованию ( на всякий случай ). Второй принцип немаловажный для получения достоверных данных при опросах : не включать в программу наблюдения те вопросы , которые могут показаться людям подозрительными и на которые можно заведомо ожидать неточных ответов . Например , при изучении потенциальной эмиграции не стоит включать в анкету прямой вопрос типа : « Собираетесь ли вы уехать за границу на длительное время или навсегда ?» Более эффективно использовать систему вопросов , составленных таким образом , чтобы их сочетание позволяло сделать те заключения , которые бы вы хотели получить через ответы на прямой вопрос . Или , понимая , что точную сумму доходов и сбережений состоятельные люди скорее всего не укажут , имеет смысл задать косвенные вопросы , например : « Есть ли среди Ваших знакомых люди с месячным доходом 100 тыс . долл и выше ?» и т . д .
Программа наблюдения всегда включает опознавательные признаки : вопросы , прямо связанные с целью исследования ; контрольные вопросы . Выделение последних весьма условно , так как один и тот же вопрос может выполнять как содержательную , так и контрольную функцию . Так , программа переписи населения содержит вопросы о возрасте , образовании , семейном положении , наличии детей , их возрасте , образовании и т . д . Все они логически связаны , что позволяет контролировать правильность ответов . То же в бюджетных обследованиях — вопросы о доходах и расходах выполняют и познавательную функцию , и функцию взаимного контроля .
Опознавательные признаки позволяют идентифицировать единицу совокупности , к которой относятся регистрируемые данные . В социологических обследованиях опрос обычно анонимный . Однако чтобы избежать недоучета и повторного счета , каждой единице наблюдения ( опрашиваемому ) присваивается какой — либо номер ( шифр ), а также фиксируется место проживания ( населенный пункт ). При сборе данных в форме отчетности опознавательными признаками являются название предприятия ( организации ), его шифр в регистре государственной статистики , отраслевая принадлежность , адрес , номер телефона , факса и т . п .
Все вопросы программы наблюдения ориентированы на определенную форму ответа : цифровую , альтернативную (« да » или « нет »), многовариантную , когда ответ состоит в выборе одного или нескольких вариантов из множества предлагаемых вариантов ответа . Так , на вопрос о возрасте ответ дается в количественной форме — указывается число исполнившихся лет , то же на вопрос о стаже работы , на вопрос о наличии автомобиля или дачи ответ будет в альтернативной форме — « да » или « нет », на вопрос о степени удовлетворенности работой или учебой ответ выбирается из предлагаемого меню . Обычно такое меню строится по принципу симметрии : абсолютно негативное ( или , наоборот , абсолютно позитивное ) отношение , затем — более мягкая оценка , затем — выражение полной индифферентности , после чего оценки переходят в противоположную область : если были негативные , то теперь — позитивные и наоборот .
Предлагаемые варианты ответов называются подсказом . Наличие подсказа обеспечивает единообразное понимание вопросов программы и облегчает последующую обработку данных , так как каждый предлагаемый вариант ответа имеет свой код или шифр и работа по подготовке данных к обработке ведется лишь по тем вариантам ответов , которые не были предусмотрены в подсказе и вписывались самими опрашиваемыми ( респондентами ).
Приведем в качестве примера фрагмент из анкеты читателей молодежной газеты « Смена ».
Как к вам попал этот номер « Смены »?
001 — подписчиком газеты являюсь лично я ;
002 — взял у знакомых ;
003 — купил в газетном киоске ;
004 — газету выписывают у меня дома ;
005 — другой ответ .
Наличие кодов облегчает обработку собранного материала , которая начинается сразу же , как только статистик убедился в том , что получены данные от всех единиц и что даны ответы на все вопросы .
В переписях населения и других специальных обследованиях , проводимых государственной статистикой , подсказы обычно включают все варианты ответов ( без дописывания ). Например , вопрос о типе жилого помещения в программе микропереписи 1994 г . включал варианты ответов : индивидуальный дом , отдельная квартира , общая ( коммунальная ) квартира , общежитие , другое жилое помещение , снимает жилое помещение .
Составление программы наблюдения — сложная и ответственная задача . В государственной статистике разработкой программы специальных обследований занимаются специалисты Госкомстата РФ и НИИ при участии представителей Научно — методологического совета и заинтересованных организаций . Программы таких важных и массовых работ , как перепись населения , переоценка основных фондов и другие , обсуждаются на специальных совещаниях , в печати , что обеспечивает их высокое качество .
Инструментарий статистического наблюдения включает формуляры и инструкции по их заполнению . Формуляры наблюдения — это бланки , опросные листы , анкеты и т . д ., на которых напечатаны вопросы программы наблюдения и куда затем заносятся собираемые сведения . Соответственно в формуляре должно быть предусмотрено место для вопроса и ответа . Обычно в верхней части формуляра или на первой странице располагаются опознавательные признаки , слева — вопросы программы наблюдения , справа — место для ответов . Формуляр наблюдения может быть карточным ( индивидуальным ) или списочным . В первом случае он предназначен для записи данных только по одной единице наблюдения , во втором — по нескольким . В микропереписи населения РФ 1994 г . была принята списочная форма — формуляр заполнялся на домохозяйство . При этом если число членов домохозяйства превышало 5 человек , то использовался дополнительный бланк , а в опознавательной части проставлялись буквенные обозначения бланка ( а , б и т . д .).
Качество данных статистического наблюдения зависит не только от перечисленных факторов , но и от подготовленности счетчиков ( регистраторов , интервьюеров ). Для них организуется инструктаж по разъяснению вопросов анкеты ( или другого формуляра наблюдения ) и пользованию инструкцией . Объясняется , например , что при наличии подсказов счетчик обязан ознакомить респондента со всеми вариантами ответов , не выделяя те из них , каторые он сам считает наиболее вероятными . Затем проводится пробное заполнение анкет , итоги которых коллективно обсуждаются .
Доброжелательность счетчика , его умение вступать в контакт с людьми влияют на атмосферу опроса , а значит , и на его результаты . Важной этической проблемой является анонимность данных опроса . Уверенность в анонимности снимает напряженность при регистрации мнений , суждении , пожеланий , а также характеристик благосостояния ( чем владеет респондент , имеет ли сбережения , что из « крупных » вещей приобрел за последний год и т . д .). Иногда в интересах планирования наблюдения , контроля данных полной анонимности респондентов нет — можно говорить лишь о доверительности . Так , если для проведения опроса с целью изучения уровня бедности в России в качестве основы выборки использовались списки избирателей , то соответствующий код респондента позволяет идентифицировать его . В таких случаях респондент должен быть убежден , что его ответы как персональные никогда не будут использованы . Они войдут в общую совокупность ответов и послужат основой расчета обобщающих показателей .
Как бы тщательно ни была составлена программа и разработан формуляр , для обеспечения единообразия его заполнения , толкования вопросов программы наблюдения все же необходима инструкция . Этот документ содержит объяснения вопросов программы с конкретными примерами , указания по взаимосвязи вопросов . Инструкция издается либо в виде отдельной брошюры , либо дается в подсказах , либо на самом формуляре наблюдения ( обычно на оборотной стороне ).
Источник: www.stathelp.ru