Инновационные программы на железнодорожном транспорте включает следующие основные элементы: выбор и оценка приоритетных направлений развития транспортной науки и транспортного производства; формирование целевых программ создания и распространения новых поколений транспортной техники и базовых технологий; разработка программы опережающего развития фундаментальных исследований для нужд транспорта; развитие системы непрерывного образования, — содействие многообразным формам научно-технического творчества и соединение транспортной науки с производством; создание благоприятных экономических и правовых условий для ускорения научно-технического развития железнодорожного транспорта с помощью гибкой налоговой, финансовой и кредитной политики, антимонопольного законодательства; организация внутригосударственного (межрегионального) и международного научно-технического сотрудничества транспортников в сфере инноваций.
Инновационная политика на транспорте тесно связана со структурной политикой.
Топ-10 технологий, которые изменят сельское хозяйство.
Структурная политиканаправлена на ускоренное развитие наукоемких составных частей железнодорожного транспорта, определяющих рост производительности труда и повышение социально-экономической эффективности транспортного производства, на свертывание неэффективных производств.
В результате взаимодействия Вузов МПС, Сибирского отделения РАН с железными дорогами Сибири и Дальнего Востока была разработана и реализована «Программа научно-технического сотрудничества с МПС России по совершенствованию перевозочного процесса и технических средств, при обеспечении снижения эксплуатационных расходов и эффективного использования материальных и энергетических ресурсов на 2000-2002 гг.».
Основное внимание в Программе было уделено:
— внедрению ресурсосберегающих технологий в путевом, вагонном и локомотивном хозяйствах, в службе перевозок;
— работам по совершенствованию технологических процессов управления перевозками с использованием современных средств вычислительной техники;
— внедрению устройств для повышения безопасности движения, улучшения условий и безопасности труда;
— решению задач, связанных с экономией электроэнергии, топлива, материалов;
— выполнению работ, направленных на развитие средств железнодорожной автономии и телемеханики (СЖАТ).
К основным инновационным результатам реализации Программы можно отнести:
— систему контроля потерь и достоверности учета электрической энергии в сетях районов электроснабжения, которая позволяет снизить коммерческую составляющую потерь электрической энергии;
— высокоэластичную муфту для приводов вспомогательного оборудования локомотивов, которые предназначены для передачи крутящего момента и компенсации относительно больших смещений соединяемых валов;
— новые компьютерные технологии для оперативного учета и всестороннего анализа эксплуатационных расходов: автоматизированные рабочие места оператора центра оперативно-технического учета (АРМ ТЧУ), машиниста-инструктора по теплоэнергетике (АРМ ТЧИЭ), дежурного по депо (АРМ ТДЧ), АРМ инженера-теплотехника (АРМ ТС);
Логист | Профессия логист | Логистика | Что нужно знать начинающему логисту
— технологию восстановления твердосплавных пластин для повторного использования при обточке колесных пар, что позволило снизить их расход в 1,5-3 раза;
— разработки по совершенствованию конструкций электровозов. Внедрение только 2-скоростных систем привода вентиляторов на электровозе Вл-80, дало значительный эффект;
— программные комплексы первого поколения для обучения и профессиональной аттестации работников вагонного депо и дирекций по обслуживанию пассажиров;
— технологию изготовления отливок и отечественных деталей подвижного состава с повышенными эксплуатационными характеристиками;
— технологию утилизации и переработки отходов на заводах МПС, что позволило получить в год значительную прибыль на извлечении из металлургических шлаков катодной меди;
— технологию и оборудование акустико-эмиссионного контроля и тензометрических измерений подвижного состава и мостовых конструкций, что позволяет автоматически регистрировать дефекты в деталях и оценивать их остаточный ресурс;
— автоматизированную систему управления техническим состоянием искусственных сооружений, что позволяет оценить не только техническое состояние железнодорожных мостов, но и более обоснованно определить сроки текущих и капитальных ремонтов;
— очистку котлов от накипи методом термодинамической активации воды, что позволяет разрыхлять, удалять отложения на внутренних и внешних поверхностях теплообменников, трубопроводов, запорной арматуры, секций радиаторов, улиток и рабочих колес насосов;
— оборудование и технологии диагностики и производства работ для земляного полотна и верхнего строения пути, которые позволяют найти и локализовать ослабленные зоны в грунтовом основании, обнаружить потенциально аварийно-опасные зоны;
— аппаратно-программный комплекс по обеспечению работ при текущем содержании и капитальном ремонте пути, что дает возможность в автоматическом режиме осуществить машинную выправку пути в плане, продольном и поперечном профиле с точностью до 1-2 мм.
Экономический эффект от реализацииуказанной программы составил около 250 млн. рублей.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Перспективы развития железнодорожного транспорта
Повышение эффективности работы железнодорожного транспорта России осуществляется на основе целенаправленной научно-технической политики отрасли.
Кнопка с текстом
Кнопка с рисунком
Стратегия развития железнодорожного транспорта
Стратегия развития железнодорожного транспорта сконцентрирована по пяти основным направлениям:
- управляющие информационные системы и новые технологии
- новые технические средства
- совершенствование финансовой
- экономической и маркетинговой работы, безопасность движения, социальная защищенность
Научный потенциал отрасли и привлекаемых научных организаций концентрируется на работах, входящих в 9 наиболее приоритетных направлений:
- ресурсосберегающие технологии (17%),
- повышение доходов (3%),
- развитие телекоммуникаций и информатизации (21%),
- технические средства нового поколения (33%),
- усовершенствование технологии перевозочного процесса (6%),
- обеспечение повышенной эффективности финансово-экономической деятельности транспорта (4%),
- повышение безопасности движения (7%),
- решение экологических проблем (2%),
- улучшение условий труда и безопасности (2%),
- прочие (5%).
Одним из решающих направлений научно-технического прогресса в отрасли является создание нового поколения технических средств. В рамках целевой программы «Разработка и производство пассажирского подвижного состава нового поколения на предприятиях России» учеными и специалистами отрасли совместно с организациями транспортного машиностроения и предприятиями оборонного комплекса ведутся работы по созданию подвижного состава, отвечающего современному мировому уровню. В частности, изготовлены и испытаны два опытных отечественных электровоза переменного тока ЭП200 мощностью 7200 кВт с конструкционной скоростью 140 км/ч. Эти электровозы предназначены для скоростных участков железных дорог.
В путевом хозяйстве реализуется Программа оснащения железных дорог путевыми машинами и средствами контроля состояния пути. На заводах отечественных, частично с привлечением передовых зарубежных фирм, освоено производство путевой техники нового поколения. Это, прежде всего, машины для глубокой очистки балласта. В ближайшей перспективе главной задачей является комплексное оздоровление пути, в частности, на важнейших пассажиро – напряженных направлениях и на этой основе – обеспечение устойчивого обращения пассажирских поездов с повышенными скоростями.
Повышение безопасности движения поездов
За период реализации программы по повышению безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте России созданы и внедряются устройства безопасности, средства диагностики подвижного состава, пути, контактной сети, позволяющие заранее определить появляющиеся неисправности и своевременно их устранять; системы, предупреждающие ошибки человека и способные в таком случае взять на себя управление; тренажеры по профессиональному обучению и переподготовке, а также психодиагностические комплексы для профессионального отбора работников, связанных с движением поездов. В рамках обновления основных технических средств в отрасли предусмотрена реализация программы обновления и развития средств железнодорожной автоматики. Необходимость этой программы обусловлена старением технических средств, отвечающих непосредственно за безопасность движения, а также диктуется требованиями низовой базы для создания высокоэффективных информационных систем и ресурсосберегающих технологий. Опыт реализации программы ресурсосбережения на сети дорог показал, что такой концентрированный подход к управлению процессом снижения эксплуатационных затрат себя полностью оправдывает.
Важное значение при реализации инновационной политики отрасли имеет ее структура по хозяйствам железнодорожного транспорта. В хозяйстве движения инновационная деятельность осуществляется по следующим направлениям: снижение эксплуатационных расходов путем создания и внедрения более экономичных технологий и совершенствования основных нормативных технологических документов; создание условий для повышения качества транспортного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей; основных технологических процессов автоматизация управления перевозками; модернизация технических средств на станциях; улучшение условий труда и безопасности. Наибольшую экономическую эффективность имеют автоматизированные технологии управления перевозочным процессом.
Инновации в локомотивном хозяйстве
Локомотивное хозяйство является одним из крупнейших потребителей инноваций. Из выделяемых локомотивному хозяйству средств (22% от общего объема) 57% направляется на создание опытных образцов подвижного состава нового поколения. Основными инновационными направлениями являются: совершенствование технологий капитально-восстановительного ремонта электровозов, тепловозов и электропоездов; экономия электроэнергии, топлива и масла, трудозатрат и материалов; разрешение проблемы импортозамещения, а именно – разработка конструкторской документации на оборудование, детали; ведется подбор отечественных аналогов материалов для импортного тягового подвижного состава; совершенствование технологии и оборудования для технического обслуживания и ремонта ТПС; создание средств диагностики, контроля и измерений; переход от системы планово-предупредительного ремонта ТПС к системе ремонта по техническому состоянию; разработка специализированного технологического оборудования для ремонта и обслуживания специализированного тягового подвижного состава.
Инновации в вагонном хозяйстве
Основными задачами реализации инновационной политики в вагонном хозяйстве являются:
- создание подвижного состава нового поколения;
- совершенствование системы технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов по фактически выполненному объему работ (пробег в км);
- внедрение ресурсосберегающих технологий.
Для решения этих и других задач в вагонном хозяйстве создаются универсальные и специализированные вагоны безремонтной конструкции с увеличенной производительностью, оснащенные тележками с увеличенными осевыми нагрузками для
- скоростных поездов и для международных перевозок с пробегом между ремонтами не менее 450 тыс. км;
- системами автоматических тормозов с равномерным распределением тормозных сил по тележкам и вагонам в целом;
- ударно-тяговыми устройствами с полужесткой автосцепкой с износостойким контуром зацепления.
Создается многофункциональная ремонтная установка нового поколения для пунктов технического обслуживания и подготовки вагонов к перевозкам. Формируется новая информационная база о техническом состоянии вагонного парка и технология ее внедрения с ремонтно-эксплуатационным паспортом грузового вагона. Осуществляется развитие системы технического обслуживания и ремонта вагонов по фактически выполненному объему работ. Совершенствуется система информационного обслуживания с целью повышения уровня управляемости вагонным хозяйством. Планируется разработка автоматизированной системы учета отказов технических средств и контроля качества ремонта и технического обслуживания грузовых вагонов; реализуется программа совершенствования системы неразрушающего контроля грузовых и пассажирских вагонов железнодорожного транспорта.
Инновации в путевом хозяйстве
- создание машинизированных комплексов для ремонта и содержания пути и инженерных сооружений; система диагностики пути и инженерных сооружений;
- технические решения по системе ведения путевого хозяйства на основе ресурсосберегающих технологий, включая вопросы нормативной базы и улучшения условий труда;
- создание комплексов технических средств для восстановления и увеличения ресурса материалов верхнего строения пути и стрелочных переводов;
- разработка малообслуживаемых конструкций пути и стрелочных переводов, включая участки с интенсивным движением поездов и скоростями 200 км/ч;
- комплексы технических средств для эффективной защиты и очистки перегонов и станций от снега и засорителей, включая вопросы экологической безопасности в путевом хозяйстве;
- создание инженерных сооружений из новых конструкционных материалов на основе современных технических решений;
- технические решения по восстановлению ресурса действующих инженерных сооружений.
Инновации в железнодорожной автоматики и телемеханики
Основной задачей хозяйства сигнализации и связи является обновление и развитие средств железнодорожной автоматики и телемеханики. Для решения этой задачи в хозяйстве осуществляется инновационная деятельность по следующим направлениям:
- внедрение диспетчерской централизации на микропроцессорной технике для малодеятельных участков с контролем свободности перегона
- внедрение систем обеспечения автодействия станций на однопутных линиях
- внедрение электронной кодовой автоблокировки
- внедрение микропроцессорной централизации и управления движением (ЭЦ- ЕМ) на базе управляющего вычислительного комплекса (УВК РА)
- внедрение релейно-процессорной централизации стрелок
- разработка системы координатного управления и регулирования движением поездов на базе цифрового радиоканала
- спутниковая навигация для скоростных и малодеятельных участков
- разработка средств железнодорожной автоматики и телемеханики на отечественной элементной базе
Приоритетными задачами инновационной политики в хозяйстве коммерческой работы в сфере грузовых перевозок являются: создание ресурсосберегающих технологий, совершенствование системы грузовых тарифов, создание и внедрение комплекса автоматизированных систем управления, технических средств и технологий нового поколения.
Инновации в хозяйстве электрификации и электроснабжении
Основными направлениями инновационной деятельности хозяйства электрификации и электроснабжения являются:
- разработка технических решений для конструкции контактной подвески для скоростей движения до 160 км/ч;
- внедрение передвижных подстанций постоянного и переменного тока;
- использование биметаллического контактного провода со стальной жилой;
- совершенствование нормативной базы по планированию эксплуатационных расходов, структуре управления хозяйством.
Инновации в сфере пассажирских перевозок
Главным в инновационной политике в сфере пассажирских перевозок являются разработка и производство пассажирского подвижного состава нового поколения на предприятиях России, создание и внедрение новых продуктов по перемещению и обслуживанию пассажиров. В основу этих работ положено создание образцов вагонов нового поколения, призванных гарантировать высокую безопасность движения, повышение комфорта. К важнейшим направлениям инновационной деятельности относится совершенствование комплексной системы технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов нового поколения по техническому состоянию на основе внедрения аппаратно-программных комплексов по безразборной диагностике и определению остаточного ресурса основных узлов и деталей. Переход к новой системе «Экспресс-3», которая будет обладать значительно более широкими функциональными возможностями по сравнению с АСУ «Экспресс- 2», позволит осуществить информационную поддержку процессов организации и повышения эффективности пассажирских перевозок.
Инновации в информатизации железнодорожной сферы
В области информатизации ведутся работы по переработке основных действующих и созданию новых прикладных систем с одновременным развитием инфраструктуры. В составе инфраструктуры информатизации на железных дорогах и в ГВЦ завершено создание программно-технических комплексов. Вместе с тем, предстоит дооснастить ПТК дорожно-сетевого уровня для ввода системы «Экспресс-3» и укрепить ГВЦ для внедрения новых централизованных информационных систем, что становится возможным благодаря развитию телекоммуникаций.
В перспективе ожидается развитие информатизации на основе прорывных технологических принципов, что кардинально изменит всю технологию производства, поэтому в отрасли значительно активизирована инновационная и инвестиционная деятельность в области телекоммуникаций и информатизации. Это стало возможным благодаря тому, что удалось в кратчайшие сроки создать механизм реализации инвестиционных проектов на сети железных дорог и создать систему управления проектами. Задачей на ближайшую перспективу является завершение строительства сетей передачи данных и создание развитой сети локальных сетей вычислительных 3000 предприятий, удовлетворяющей требованиям прикладных автоматизированных систем, в первую очередь – интегрированных систем управления финансами и ресурсами на базе продукта системы R/3 фирмы САП АГ.
Разработана концепция информационной безопасности создаваемых систем и, начиная с 2000 г., проектирование и создание информационных систем, выполняется с учетом ее требований. Развитие информационных сетей позволит решить следующие задачи: повышение эффективности управления на основе повышения качества и надежности связи, достоверности передачи информации; удовлетворение требований по передаче данных в рамках существующих и внедряемых информационных комплексов; повышение оперативности управления; сокращение обслуживающего персонала и затрат на обслуживание оборудования связи и вычислительных комплексов.
Таким образом, развитие инновационной деятельности, мотивация инновационных процессов на железнодорожном транспорте, внедрение нововведений в работу ОАО «РЖД» и других железнодорожных компаний позволит повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг и улучшить конкурентные позиции в условиях развития межвидовой конкуренции.
Источник: idaten.ru
ВВЕДЕНИЕ
В ПТКБ ЦП в конце июля состоялось очередное заседание секции «Путевое хозяйство» НТС ОАО «РЖД», которое рассмотрело вопрос оценки технологического уровня, актуализации и разработки целевых показателей и задач приоритетных направлений инновационного развития путевого хозяйства ОАО «РЖД».
Сегодняшний уровень технологического развития и технических решений в путевом хозяйстве уступает по ряду позиций зарубежным достижениям.
За рубежом инженерные сооружения имеют приоритетное значение. реконструкция земляного полотна сопровождается устройством защитных слоев основной площадки, участков переходного пути с переменной жесткостью, водоотводных и дренажных сооружений и применением других современных технических решений; реконструкция искусственных сооружений предусматривает использование малообслуживаемых и рассчитанных на пропуск перективных нагрузок конструкций, шумо- и виброгасящих материалов и элементов.
В настоящее время на отечественных дорогах один из наибольших в мире объём проверок пути. Периодичность контроля, а следовательно количество людей и диагностических средств в 5-10 раз больше, чем на магистралях США и передовых стран Европы.
Для комплексной оценки состояния объектов инфраструктуры и назначения работ текущего содержания и ремонтов на зарубежных дорогах широко используют автоматизированные диагностические комплексы и системы обработки данных: IRISSys (Германия, Голландия), ENSCO (США), IFS (Швеция), диагностический поезд «Архимед» фирмы MerMec (Италия), «Желтый доктор» (Япония). Оценка ведется на основе комплексных показателей и математического моделирования взаимодействия пути и подвижного состава.
Отечественными аналогами диагностического комплекса «Архимед» являются «ЭРА» и «Интеграл».
Для оптимизации средств диагностики инфраструктуры как в качественном, так и в количественном отношении, сокращении при этом времени присутствия человека на пути необходимо создать эффективную и достоверную систему диагностики и прогнозирования состояния инфраструктуры, минимизирующую затраты на её использование при обеспечении необходимого уровня безопасности перевозок.
Следует отметить высокую, на уровне мировых показателей, выработку путевых машин при проведении ремонтов пути на российских дорогах.
Участники совещания определили следующие основные целевые показатели на 2015 и 2030гг. соответственно:
межремонтный срок службы пути- 1500 и 2500 млн. т груза брутто;
срок службы стрелочных переводов- 500 и 1000 млн. т груза брутто;
земляное полотно и ИССО соответствует на всём протяжении основных направлений сети осевым нагрузкам 25 и от 27 до 30 тс, погонным нагрузкам- 10,5 т.с/м; протяжение участков с ограничениями скоростей по состоянию пути и сооружений не более 1 и 0,5% от развернутой длины главных путей;
выработка при капитальном ремонте пути на закрытых перегонах 1500 и 2000 м/сут;
стоимость жизненного цикла верхнего строения пути и инженерных сооружений ниже по сравнению с уровнем 2010 г. в 1,2 и 1,5 раза;
скорость измерительных поездок при диагностике геометрии пути до 200 и 350 км/ч, дефектоскопии рельсов- до 140 и 200 км/ч;
периодичность проведения диагностики пути ниже к уровню 2010 г. В 1,5 и 3 раза;
исключение сверхнормативных платежей за воздействие на окружающую среду.
Достичь намеченных целевых показателей возможно при разработке и реализации следующих направлений инновационного развития:
увеличение протяжённости бесстыкового пути, в том числе и за счет расширения сферы его применения в кривых малого радиуса и в районах с суровым климатом. При этом необходимо разработать дифференцированные по условиям эксплуатации конструкции пути;
внедрение безбалластной конструкции пути с её разделением по сферам применения — высокоскоростное, смешанное и тяжеловесное движение;
сооружение стенда для ускоренных комплексных динамических (в том числе ресурсных) испытаний конструкций и элементов пути;
создание стрелочных переводов на элементной базе пятого поколения;
введение необслуживаемых промежуточных скреплений с ресурсом, равным межремонтному сроку, в том числе за счет адаптации зарубежных конструкций, использования эффективных материалов дифференциации конструкций в зависимости от условий эксплуатации;
внедрение кубовидного щебня повышенной прочности для балластного слоя; отработка технологий устройств подшпального основания со слоем из песчано-гравийной смеси с использованием как общестроительных, так и специализированных путевых машин;
создание рельса нового поколения с новым профилем (повышение высоты головки рельса, оптимизация выкружки) с дифференцированной прочностью по сечению и т.д.;
оптимизация параметров и условий применения геоматериалов в качестве разделительных слоёв;
разработка технических средств для контроля напряжённого состояния плетей бесстыкового пути;
создание и внедрение методологии прогнозирования изменения состояния пути в зависимости от условий эксплуатации, его конструкции;
разработка системы удалённой диагностики наиболее ответственных элементов пути (земляное полотно, мосты, тоннели т. д.);
создание технических средств автоматизированной расшифровки дефектограмм;
оптимизации периодичности проведения диагностики с использованием различных технических средств, включая комплексы «ЭРА», «Интеграл», нагрузочные поезда, путеизмерители и т.д.;
использование спутниковых технологий в диагностике пути и сооружений;
внедрение инновационных технологий ремонта и реконструкции инженерных сооружений;
применение автоматизированной системы анализа диагностических данных с паспортизацией объектов инфраструктуры, выдачей комплексной оценки их состояния и рекомендаций по реабилитационным мероприятиям; разработка новых конструкций пролетных строений мостов для высокоскоростного движения;
внедрение участков переходного пути с переменной жесткостью на подходах к искусственным сооружениям с применением современных конструкций; использование берегоукрепительных сооружений с применением материалов, стойких к износу и волновому воздействию; применение технологии усиления земляного полотна на слабых основаниях, обеспечивающей его стабильность на весь период жизненного цикла;
использование технологии усиления и защиты земляного полотна на многолетнемерзлых основаниях от неблагоприятных криогенных процессов;
внедрение водоотводных и дренажных сооружений из композитных материалов;
применение металлических пролетных строений из стали «Кортен»;
внедрение металлических пролетных строений с металлическим балластным корытом;
укладка на мостах бесстыкового пути с уравнительными стыками и упругими скреплениями;
внедрение опорных частей с шаровым сегментом;
использование современных покрытий для защиты металлических конструкций от коррозии со сроком службы не менее 20 лет;
применение безбалластной конструкции пути (система «масса-пружина» в тоннелях с использованием виброгасящих материалов, укладкой бесстыкового пути с уравнительными стыками и упругими скреплениями;
внедрение замкнутой гидроизоляции обделки с устройством системы заобделочного дренажа при строительстве и реконструкции тоннелей;
подготовка технико-экономического обоснования сфер применения технологий раздельного ремонта пути, которые применяются на зарубежных дорогах;
разработка технологий ремонтов на участках с ранее уложенным геотекстилем и пенополистиролом;
разработка технологий при работе с глубокой вырезкой (до 1м и более) с обеспечением эксплуатации соседнего пути;
внедрение технологии машинизированной укладки георешетки;
создание единой цифровой модели пути железных дорог ОАО «РЖД» и технологий ремонтов с её использованием.
В качестве первоочередных мер, намечено в ближайшее время разработать программу реализации инновационных направлений, определить полигоны на сети российских железных дорог для отработки целевых показателей, подготовить план изменения нормативной базы для обеспечения целевых показателей с её дифференциацией в зависимости от значимости и класса пути.
Источник: studentopedia.ru