В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. В школах II вида учатся глухонемые дети. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей.
Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Школы VII вида для детей с СДВГ и ЗПР.
Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия – это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия – это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.
Коррекционная школа за и против.
Методы, приемы, технологии обучения детей с ОВЗ.
Каждый ребёнок особенный-
Все дети равные!
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.
На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ОВЗ. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, используем в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии, создаём индивидуальные программы развития. Все это поможет обучающимся с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.
Когда стоит и НЕ стоит отдавать ребёнка в коррекционную школу или класс?
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, принцип доступности. Все занятия должны иметь гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:
Игротерапия
Для детей с ОВЗ используются игры с пуговицами, фасолью, со сливовыми косточками.
Игры с водой. Возня с водой, переливание ее особенно нравиться детям, эти игры имеют и терапевтический эффект.
Сказочная куклотерапия.
Благодаря куклотерапии создается особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребенка, а также укрепляется союз с педагогом.
Изотерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые неразрывно связны.
Рисование – это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Использование различных изобразительных техник позволяет мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти способы, которые в наибольшей степени соответствуют его эмоциональному состоянию, потребностям в самовыражении, активизировать и сделать более разносторонним эмоциональное общение ребенка, создать условия для межличностной коммуникации. Любой человек способен выразить себя, свои чувства и своё состояние звуком, движением, мелодией, рисунком.
Поэтому на занятиях используется пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз, которая снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации; дыхательные упражнения для стимуляции работы мозга, регулирует нервно — психические процессы, релаксирующие упражнения.
Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
Личностно-ориентированные технологии в нашем общеобразовательном учреждении направлены на организацию учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
В результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.
Основные задачи коррекционной работы на уроке предусматривают:
-коррекцию личностных качеств;
-коррекцию познавательных возможностей;
-формирование и развитие коммуникативной функции речи;
-коррекцию сенсорных и двигательных недостатков;
-коррекцию сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления с учетом зоны ближайшего развития;
-коррекцию общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики;
-коррекцию эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности;
— подготовку к самостоятельной трудовой деятельности в условиях социума.
Основная задача коррекционной работы на уроке – систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребёнка, его подготовку к адекватному восприятию учебного материала.
Содержание коррекционной работы раскрывается в учебных программах.
Главный принцип коррекционной работы на уроке – практическая направленность специально организованного, целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, направленного на решение развивающих и образовательных задач.
Особенности коррекционного воздействия на ребёнка зависят от характера, имеющегося у него дефекта, от возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка, от условий жизни и воспитания ребёнка. Это свидетельствует о необходимости ранней диагностики отклонений в развитии, поскольку, чем раньше будет выявлен дефект развития ребёнка, тем более эффективной будет коррекционная работа по его преодолению. Важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении – «зону ближайшего развития».
Коррекционная направленность обучения реализуется с помощью набора базовых учебных предметов, а также занятий по развитию речи и логопедических занятий. Введение специально разработанных учебных курсов позволяет обеспечить максимальное погружение ребёнка в активную речевую среду, обогащать его двигательную деятельность, корригировать эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности.
Большую роль в коррекционной работе играет наглядность, демонстрационный материал, игры, опорные таблицы, предметно-практическая деятельность – это создаёт возможности для формирования пространственных представлений, умения сравнивать и обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры, развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта. В ходе коррекционной работы с детьми на уроке я использую специальные упражнения, направленные на развитие:
— двигательной сферы, укрепление мышц кисти рук, мелкой моторики пальцев (лепка из пластилина, развязывание и завязывание узелков, обводка по контуру, штриховка, раскрашивание, вырезание и др.);
— ориентировки в пространстве (определение правой и левой стороны у себя, в зеркале, на картинке, ориентировка на плоскости листа бумаги, симметричное дорисовывание предмета и др.);
— памяти (найти предъявленные предметы в числе других, выкладывание узоров по памяти, повторение слов, цифр, учить приёмам запоминания и др.);
— всех видов мышления;
— развитие сенсорных способностей ребёнка;
— активизации познавательной деятельности;
— всех видов речевой деятельности.
Коррекционная работа на уроке не должна сводиться только к развитию отдельных психических процессов, формированию определённых умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей личности.
Немаловажное значение в коррекционной работе имеет воспитательная работа, которую учитель проводит через урок.
Целью этой работы является:
— выработка положительных качеств;
— формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим;
— повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:
1.Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.
3. Индивидуальный подход.
4.Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
7. Использование многократных указаний, упражнений.
8. Проявление большого такта со стороны учителя
9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
Наглядные методы- рассматривание картин и рисунков, показ образца задания и способа выполнения; магнитофонные записи; знаково-символическое моделирование, схемы описательного характера.
Словесные методы- рассказ, беседа, объяснение, уточнение и распространение высказывания; игры-драматизации, словесные игры. пересказ;
Практические методы: творческие упражнения; игры; знаковые схемы; логосказки, подражательно-исполнительские и творческие упражнения. вопросно-ответные игры, моделирование; графические схемы.
Таким образом можно выделить задачи, которые стоят перед учителем
при проведении коррекционных уроков:
-научить учащихся принимать задание;
-удерживать задание в памяти до начала работы;
-обдумывать предстоящие действия;
-оценивать результат деятельности; -самостоятельно выполнять задание, которое завершил с помощью взрослого; -переключаться с одного способа действия на другой;
-давать словесный отчет о своей работе.
Специальные (коррекционные) школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?
В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. В школах II вида учатся глухонемые дети. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей.
Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Школы VII вида для детей с СДВГ и ЗПР.
Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия – это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия – это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.
Источник: infopedia.su
Стоит ли переводить ребенка в коррекционную школу?
17 Комментарии • 20:54, 28.12.2018
Я, как родитель ребенка-инвалида, закончившего коррекционную школу, предостерегу родителей от поспешных действий. Если ребенок может учиться в обычной школе хотя бы на тройки — тяните его изо всех сил там. Да, это большой труд, но это возможно. Коррекционная школа — это крест на всю жизнь. В коррекционной школе дают низкий уровень знаний, обучение 12 лет и дают аттестат за 9 классов, многие колледжи отказывались принять, пока мы не принесли документы, что это школа для слабослышащих детей с сохранным интеллектом.
16 Комментарии • 12:51, 28.12.2018
У нас есть коррекционные классы для детей с дислексией? Учимся в обычном 4 классе. Ребенок не комплексует. Учительница-супер- поддерживает. Хвалит. Отговорила от коррекционного класса. Мол, будет чувствовать себя ущербным.У многих специалистов спрашивала совета. Много занимаемся дополнительно.
Часто достаточно дорого. Но считывание букв-чтение так и остаётся напряжённым. Скорость чтения 15-20 слов в минуту. А моего брата с такой же проблемой в 1975 году отправили в коррекционный класс (школу). Обучали труду. Потом работал на заводе- до перестройки. Затем за недостаточную развитость уволили. Сейчас я опекун у него. Ему 55 лет. Вроде физически развит.
Но так как в годы формирования умственной деятельности не очень обучался, то и остаётся ему только дома сидеть. На работах не задерживается. Быстро устаёт.Может и правильно, что сейчас мало коррекционных классов? Не знаю, что будет с моим сыном в будущем, но сейчас ему в обыкновенном классе комфортнее. Учёба даётся с трудом.
15 Alex_70 • 18:25, 23.12.2018
Проработал 25 лет в коррекционной школе 8 вида. Никто уже не говорит о коррекции (я про свою школу). Нет наполняемости — классы объединяют без учета индивидуальных особенностей ребят. В этом году ушел в общеобразовательную.
13 regina-4 • 21:18, 27.11.2018
Так хорошо все расписано,только забыли сказать,что школы эти расположены,как правило,на окраинах, и КАК туда возить больного ребенка,никого не волнует. Почему бы в каждом районе не предусмотреть подобные школы или филиалы их в обыкновенных? Да и не сильно-то на комиссии раскрывают знания ребенка,отправят к самым тяжелым и — постирай,как табуретки колотить да простыни шить. Не слишком ли простовата программа-минимум?
11 grei20 • 11:04, 08.05.2018
Вы хоть раз задумывались что их ждет дальше, с какими проблемами они столкнуться они потом ни одно образовательное учреждение кроме коррекционного их не ждет. А чтобы поступить хотя бы в техникум им надо закончить вечернюю школу 4-5 лет, которых по городу почти нет. Так кому же от этого лучше?
0
Спам
10 ditrofimov2016 • 11:52, 02.02.2018
может ли коррекционная школа отказать в приеме на обучение школьника 7 класса если ранее он там учился и есть предписание пмпк
9 damapz • 16:54, 25.05.2016
а я согласна с Rodnichok . у меня сын учиться в коррекционном классе 7-го типа, так туда ПМПК сваливает всех детей с девиантным поведением. а еще и из коррекционного детского дома ходили- тихий ужас. 6й класс прошел под знаком простого физического выживания. + не все учителя понимают что такое коррекция, у нас руссичка такая. она сама призналась что не понимает как с такими детьми работать и что ей трудно. в итоге пол урока педагоги успокаивают детей, а за остальные пол-урока что успеют дать?. в общем учебы полноценной нет и толку от этой коррекции тоже. и так «повезло» не только нам, а почти каждой школе фрунзенского района спб (кроме элитных и приблатненных)
-2
8 Svetmoy • 08:07, 17.05.2015
У меня из класса в этом году 2 девочки ушли в коррекционный класс, тоже после ПМПК. Конечно, сначала были опасения, переживания. Мы долго беседовали с родителями, объясняли, затем сходили с родителями в коррекционный класс. Побеседовали с учителем, посмотрели условия и т.д. Девочки перешли, уже пол года учатся в коррекции.
Рады и девочки и мамы.
-2
7 Rodnichok • 22:39, 16.05.2015
Вы медом мажете. Как и на комиссии это делают. Да, коррекционные классы создают для помощи деткам. Но по факту в эти классы сгоняют из других школ детей «неугодных» (из неблагополучных семей, ассоциальных и проч.) обычной школе не нужны такие дети, с ними сложно и они портят показатели работы педагога и школы. На собрании перед 1 классом в школе, директор так и сказала.
Что в данный момент выводят троих детей в другую школу, в коррекционный класс. Потому что они агрессивные, бьют одноклассников. Но ни слова не сказала, что они не осваивают программу и им нужно помочь. Я сейчас стою перед выбором, пойти в обычный класс или, как направляет ПМПК, в коррекционный.
И как моя дочка (наивная и очень спокойная) будет учиться в классе где большое кол-во вот таких деток, которыми просто не хотят заниматься в обычной школе. Они будут бить других детей, главное чтоб не у нас в школе?
-2
6 Екатерина_Пашкова • 00:01, 24.01.2015
Думаю, что в Вашем случае нужно действовать жестко: если избили Вашего сына, написать заявление в полицию, копию заверенного заявления взять себе. Тоже самое со школой и директором, написать заявление, изложить факты, заверенную копию взять себе. На встрече родителей вписать в протокол родительского собрания, что Вы обсуждали эту тему, вписать присутствующих на собрании членов администрации школы, указать выводы, к которым пришли родители. Все это поможет Вам в дальнейшем доказать, что Вы с данным вопросом в школу обращались. Директор не может оставить без внимания такой случай, если он зафиксирован.
Но именно обязать что-то сделать директора Вы не можете, и он, директор, тоже не может обязать родителей того ребенка что-то сделать. Поэтому, если к Вас в классе действительно крайне проблемная ситуация, действуйте пока обращением к директору, классному руководителю, полицию.
-2
Спам
5 kamaryamansurova • 22:56, 22.01.2015
Материал статьи пригодится в работе, спасибо!
-2
Спам
4 turjanskie • 18:13, 13.01.2015
Решение отдавать в коррекционную школу ребенка принимает сами родители и родители должны здраво оценивать своего ребенка.Я считаю, что проблемным деткам лучше учиться в коррекционных школах. Наполняемость классов сейчас большая у учителя не всегда есть возможность со всеми проработать материал урока.И по новым стандартам сейчас учитель объяснил, а дома закрепили.
Проблемный ребенок не всегда поймет материал ему возможно потребуется его еще раз объяснить , но когда подходить к учителю уже надо бежать на следующий урок. У меня есть двоюродный брат и его история очень печально.У него нарушен слух. Мама его отдала в коррекционную школу ,где он хорошо учился до 8 класса ,ему было там психологически комфортно.Потом его мама решила,что он сможет учиться в нормальной школе ,отдала в обычную и с чем столкнулась он не дослышывал материал, его не совсем внятная речь вызывала смех ,он видел и понимал, что он отличается от всех, все это наложилось и в результате лечение в психбольнице. Нужно думать о своих детях, где им будет хорошо в классе где 30 человек или где 15 и есть индивидуальная работа с твоим ребенком?
14 regina-4 • 21:31, 27.11.2018
Это называется»чужую беду руками разведу»,от родителей ничего не зависит, ребенку в нормальной школе создадут такие условия,что сам в коррекционную сбежишь. Родителям будут постоянно говорить, что их ребенок дебил, и останутся только с крепкими нервами. Те кто послабже,отправят своих детей в ЗПР,а там их только шить простыни да колотить табуретки научат.Вся беда в том, что педагоги не желают прилагать усилий,чтобы помочь ребенку освоить материал,как это было ранее. Проще обьявить ребенка дебилом и сплавить с глаз подальше. А после того обучения только дворником работать, да не везде возьмут.
-1
3 SvetlanaPyataeva • 18:35, 24.11.2014
У меня учился ребёнок с ЗПР, вернее учится до сих пор. Он один занимался по индивидуальной программе, получая образование в форме интегрированного обучения в условиях общеобразовательного класса. Почему получал? По решению ПМПк в этом году он может учиться по основной программе. Думаю, это маленькая победа. И моя, и, конечно, Максима)))
-2
2 натуся5476 • 16:27, 24.09.2014
Я согласна, что такого ребёнка нужно обучать в специализированных школах. Они изгои в обществе своих сверстников. Им тяжело не только в плане учёбы, но и в общении. А общение играет весомую роль в развитии ребёнка.
-2
1 andronnikova_olg • 20:38, 04.08.2014
Очень нужная статья. Я за годы работы столкнулась с родителями, которые не хотят признавать очевидные вещи, идут наперекор решению комиссии, не понимая при этом, что обучение в обычном классе принесет такому ребенку серьезные психологические проблемы, (в основном это касается детей 7 и 8 видов). Таким детям нужен специальный педагог, который сможет помочь им освоить школьную базу знаний. Непонимание сути коррекционных классов, к сожалению, зачастую и приводит к таким проблемам.
12 [Материал] Анонимно • 06:36, 18.05.2018
А как же жизнь?после такой школы в какой техникум сможет поступить ребенок,и не факт что его с таким образованием возьмут на работу,это во 1,а во вторых.Психологи, логопеды,учитиля говорят ложитесь на лечение нанимайте репетиторов ,стоит это все кучу денег а ведь многие родители не миллионеры
Источник: pedsovet.su
Особая школа. Виды коррекционных школ
Каких детей обучают в коррекционных школах. Белый список специальных школ.
(271 оценка)
Большинство родителей (особенно пап) с трудом выносят сами слова «нарушение», «коррекционный» применительно к своим детям. Но что же делать, если в вашей семье растет особый малыш? Чем ближе к 6-7 годам, тем острее встает вопрос о получении образования и тем мучительнее дается ответ на него.
По закону. Виды коррекционных школ
Закон об образовании гарантирует всем гражданам страны право на обучение. И выбирать, где и как учиться ребенку, могут сами родители. В принципе.
Для детей с проблемами развития, как гласит тот же закон, государство должно создать подходящие условия для обучения. Коррекционные школы и классы и есть те самые «условия». И получить там можно полноценное среднее образование. Или просто — читать, писать и ориентироваться в быту. Выбор программы зависит от тяжести случая.
А если коррекция прошла успешно и ребенок догнал ровесников, можно перевести его в обычный класс.
Школы особого вида
- 1 вида — для глухих
- 2 вида — для слабослышащих и позднооглохших
- 3 вида — для незрячих и детей с остаточным зрением
- 4 вида — для слабовидящих и поздноослепших
- 5 вида — для детей с тяжелыми нарушениями речи
- 6 вида — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 7 вида — для детей с задержкой психического развития
- 8 вида — для детей с умственной отсталостью
Для детей с тяжелыми соматическими заболеваниями создаются школы надомного обучения. Для ослабленных детей и детей с психоневрологическими заболеваниями — школы санаторного типа.
Трудный выбор
В теории все звучит хорошо, правда? Так почему же родители, как от чумы, бегут от коррекционных школ и готовы нанимать репетиторов чуть не с первого класса, лишь бы пойти в «обыкновенное» учебное заведение?
Нередко папы и мамы просто не готовы смириться с особостью своего ребенка. «Это учителя не умеют его учить» (и они зачастую действительно не умеют). «С ним надо больше заниматься» (да — если знать, как именно). «Надо просто построже спрашивать» (а вот это может кончиться очень печально). Записывать ребенка в «отстающие» не хочется. Да и страшно — вдруг «слабый» старт захлопнет перед ним двери в большой мир?
Не будем забывать еще о том, что нередко коррекционные школы — это интернаты. Ребенок живет там пять дней в неделю, возвращаясь домой только на выходные. Почему? Мало специалистов, умеющих работать с «проблемными» детьми. Возить особого ребенка два часа в одну сторону — мучение.
А оставить одного — мучительней втройне.
Что же на другой чаше весов?
Многие родители все-таки решаются отдать ребенка в «спецшколу» или класс коррекции. В массовой школе ребенку с задержкой в развитии придется нелегко: в ней нет специалистов, знающих и понимающих, как с ним работать. Маленький, не очень здоровый человек должен в одиночку справиться со своими проблемами.
В жертву предполагаемому успешному будущему приносится настоящее, в котором поселяются страхи, неврозы, тревоги, частые болезни. Самое страшное, что может подстерегать особого ребенка в обычном классе, — не насмешки детей и не жадное любопытство взрослых, а постоянное ощущение «я хуже всех». То, что у других получается играючи, от него требует напряжения всех сил.
Долго ли ребенок сможет догонять одноклассников без надежды сравняться с ними? Тревожность («Продержаться бы сегодня. сейчас. еще один урок. «) переходит в апатию («А зачем стараться? Все равно не получается!»). Апатия перетекает в депрессию («У меня никогда ничего не выйдет!») или протест («Все плохо? Так пусть будет еще хуже!»).
В результате ребенок не просто останавливается в развитии, но и теряет с трудом завоеванные крупицы знаний и умений. Происходит то, что психологи называют «тотальным регрессом». Уверенность «я — неудачник» остается с человеком на всю жизнь, нередко определяя все ее дальнейшее течение и ставя под угрозу то самое светлое будущее, ради которого все и затевалось.
Хорошая коррекционная школа предлагает ребенку то, чего не найдешь больше нигде, — от дефектолога и психолога до фитобара, кислородных коктейлей, иппотерапии и специального массажа. Маленькие классы, спокойный темп, учитель со специальной подготовкой — очевидные плюсы.
Но — клеймо «класса для дураков». Но — искусственная среда, никак не готовящая к выходу в большой жестокий мир. Но — ограниченность общения («За кем он будет тянуться?» — спрашивают родители). Наконец — «Мой ребенок учится в школе для детей с задержкой психического развития». Для многих — невыносимо.
Доктор, дай лапу!
В борьбе за будущее подходят все средства. В комплексе. В хороших спецшколах это прекрасно понимают и стремятся по мере возможностей (у частных центров их побольше, у государственных поменьше) уделять внимание не только учебе. Самое простое и эффективное средство для поднятия иммунитета и работоспособности — фитобары с лечебными чаями и кислородными коктейлями — доступно всем.
Бассейн, специальная гимнастика и массаж — тоже не редкость. «Конек» 532-й школы — занятия по методу Монтессори. Специалисты из «Святого Георгия» делают ставку на экзотическую пока эвритмию. «Ковчег» обещает арт-терапию и исцеляющее общение с лошадьми — иппотерапию. А еще можно отправиться к «собачьему доктору» в кинологический центр «Ордынцы» на сеанс канистерапии, или к белухе Касперу — на «лечение дельфинами».
Все вместе: инклюзивные школы
Довольно симпатичный вариант, который только-только начинает появляться в России, — это школы интегрированного обучения. Здесь учатся вместе все дети, независимо от наличия или отсутствия диагнозов. Все движутся в общем потоке, но каждый в своем темпе — по здоровью и по способностям.
Ну, где вы еще найдете команду специалистов (врач, психолог, нейропсихолог, дефектолог), которая к каждому ребенку подходит индивидуально и разрабатывает план действий для педагогов, родителей и учеников? А семейный психолог помогает папам и мамам понять и принять особенности ребенка.
Казнить нельзя помиловать
Вбросить особого ребенка в массовую школу, где никто не знает, что с ним делать, — поступок бесчеловечный. Учебное заведение должно быть готово принять ребенка, а тот — следовать школьным порядкам и учебной программе без ущерба для психического и физического здоровья. Задача родителей — привести эти непростые требования к общему знаменателю. И сделать этот выбор придется с открытыми глазами.
Прямая речь
Екатерина, мама Златы Левченко (у Златы аутизм):
«Когда пришло время отдавать Злату учиться, я, как и большинство родителей, не хотела даже думать о коррекционной школе. Однако больше никуда нас не брали. И мы решили попробовать. Я не жалею совершенно. Дочка каждое утро радостно бежит на учебу, где ей уделяют много внимания. В классе всего 6 человек, и подход к каждому ребенку индивидуальный.
Программа, конечно, слабовата, но у Златы проблемы с мелкой моторикой и речью, поэтому ей пока достаточно нагрузки. Когда решим наши проблемы, тогда, конечно, будем искать что-то другое».
- Специальная (коррекционная) школа № 532 VIII вида
ул. Пятницкая ул., 46, стр. 3, тел.: (495) 953-58-32
Принимают детей с аутизмом. - Специальная (коррекционная) школа № 359 VIII вида
Армянский пер., 3/5, стр. 9, тел.: (495) 623-56-23
Принимают детей с аутизмом и другими нарушениями развития. - Интегративная школа № 1321 «Ковчег»
ул. Авиамоторная, 30а, тел.: (495) 273-25-20
Принимают детей с нарушениями развития, в том числе с ДЦП. - Школа № 1673 «Поддержка» для детей-инвалидов
ул. Таллинская, д. 3, корп. 2, тел.: (495) 498-67-02 - ГОУ № 142
4-й Лесной пер., 16, тел.: (495) 250-23-03
Работают с детьми с ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом и другими нарушениями развития. - НОУ «Развитие»
ул. Новочеремушкинская, 54, корп. 4, тел.: (495) 128-46-72
Негосударственная. Дети с ДЦП с нормальным интеллектом, с задержкой психического развития. - Школа «Святой Георгий»
ул. Ейская, 5, тел.: (495) 350-33-81
Принимают детей и подростков с множественными нарушениями развития.
Источник: www.7ya.ru