До начала перестроечного этапа в нашей стране все детские сады работали по единой Типовой программе. Однако после чреды политических и экономических преобразований наступил период модернизации системы учебно-воспитательной работы с детьми. В итоге сегодня существует практика индивидуального выбора общей стратегии образовательной деятельности с малышами, осуществляемой педкадрами дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Одним из самых актуальных направлений признана программа «От рождения до школы», созданная под кураторством Н.Е. Вераксы.
Базовые характеристики программы «От рождения до школы»
Каждое ДОУ занимается реализацией целей процесса образования, основываясь на образце системы работы с малышами разного возраста, сформулированном Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Эта модель называется ориентировочной программой и именно к этому типу стратегий образования относится концепция «От рождения до школы».
ФОП дошкольного образования. Проектируем содержательный раздел программы ДОО
Основополагающая идея программы заключается в признании отрезка жизни ребёнка до 7 лет периодом исключительной ценности и основанном на этом положении описании векторов развивающего образования, что способствует всестороннему развитию малыша с рождения до поступления в первый класс. Кроме того, в образовательном проекте акцент делается на национальный компонент, то есть воспитание патриотизма и восполнение недочётов духовного и нравственно-этического становления подрастающего поколения. «От рождения до школы» — это концепция образования, суть которой в наращивании новаторских идей на сложившиеся принципы дореволюционной и советской педагогической мысли.
Программа «От рождения до школы» опирается на лучшие традиции советской дошкольной педагогики
Программа была разработана под руководством Николая Евгеньевича Вераксы (доктора психологических наук, ректора Московской педагогической академии дошкольного образования, главреда журнала «Современное дошкольное образование») коллективом педагогов, психологов.
Назначение концепции «От рождения до школы»
Миссия элементов программной стратегии сводится к:
- созданию среды для гармоничного проживания малышами периода от 0 до достижения семилетнего возраста;
- разработке приёмов воспитания, причём не только нравственного, духовного, но и культурно-гигиенического, поэтому наряду с изучением культуры своей страны, например, малыши 1,5–4 лет учатся складывать и развешивать свои вещи на крючки в шкафу, тщательно умываться;
- методическому сопровождению периода становления речевой функции;
- стимуляции психофизического формирования личности малыша сообразно его возрасту и особенностями темперамента, характеру (так, объёмы нового материала для младших групп существенно меньше количества информации, которую способны осмыслить старшие дошкольники);
- обеспечению базы для развития социально-коммуникативных умений ребят, то есть воспитание навыков общения воспитанников между собой и со взрослыми;
- воспитанию самоценности жизни и хорошего самочувствия (дети осваивают знания, связанные с ЗОЖ, безопасностью в быту и пр.).
Практическому воплощению этих целей способствует систематическая работа по разрешению задач процесса образования, которые варьируются в зависимости от возраста воспитанников и являются преемственными от группы к группе.
Педагоги и семья призваны обеспечить детям счастливое проживание детства
Таблица: задачи учебно-воспитательного процесса для дошкольников разного возраста
- Обеспечение условий для организации физической активности, предупреждающих утомляемость (малыши этого возраста не чувствуют меры, поэтому необходимо следить за их состоянием, своевременно завершать игры или менять виды деятельности);
- усвоение навыков самообслуживания (дети осваивают порядок одевания-раздевания, учатся соблюдать гигиену рук, оценивать аккуратность своей одежды);
- тренировка пространственного ориентирования на территории группы и ДОУ;
- обогащение пассивного запаса слов и разработка активного за счёт усвоения наименований объектов и признаков в процессе знакомства с текстами детской литературы, в беседах;
- практика сотрудничества с окружающими в игровой активности, в том числе в забавах, имитирующих поведение и деятельность старших (например, сюжетно-ролевая игра «Семья»);
- составление понятийной базы о временах года;
- разработка базы сенсорных представлений (знакомство с окружающими звуками, активизация обонятельных рецепторов, познание понятий форма, цвет, величина);
- формирование умения разбирать компоненты иллюстраций и затем описывать их;
- развитие интереса к музыкальному искусству (к примеру, при помощи разучивания танцевальных движений под разные ритмы и темп);
- поощрение инициативы (например, ребята после наблюдения опытов с сухим и мокрым песком, стараются повторить увиденные манипуляции: насыпают песочек на лопасти игрушечной мельницы, лепят куличики и пр.);
- воспитание базовых представлений о саморегуляции (малыши учатся играть вместе, проявлять выдержку).
- Формирование умения вычленять общее в 3–4 предметах (все кубики жёлтые, все картинки — квадратные и пр.) и сравнивать их по количеству, размеру, соединять в группы (к примеру, все машинки легковые, красного цвета, маленькие);
- обогащение знаний о мире животных (среда обитания, особенности питания домашних, диких зверей, птиц);
- знакомство со строением тела человека и животных (руки, лапы, ноги, голова, туловище);
- отработка навыка называть сезоны, части суток по основным признакам;
- расширение базы речевых клише для просьб, обращений («Так делать нельзя», «Можно, пожалуйста …» и пр.);
- обогащение запаса слов, грамматических конструкций (в том числе и для согласования существительных с глаголами);
- усвоение норм ведения диалога (не перебивать говорящего, отвечать по очереди);
- воспитание понимания того, что такое хороший поступок, а что значит поступить плохо (помочь тому, кто ударился — хорошо, поставить подножку — плохо);
- идентификация образа своего «Я» при помощи речи (малыши могут описывать свою внешность, называют свой пол, рассказывают о происходящем вокруг);
- освоение культурно-гигиенических навыков (правила пользования салфеткой, поведения в туалете, на прогулке, в спальне и пр.);
- приобщение к труду (малыши помогают поливать цветы в группе, около павильона, раскладывают салфетки на столах в столовой);
- обучение первичным навыкам соблюдения ПДД (знать значение сигналов светофора), правилам безопасного поведения в быту (в частности, в процессе игры нельзя ничего брать в рот, разбрасывать игрушки и т. д.);
- рассматривание объектов, находящихся в близком окружении (парк, школа и пр.);
- воспитание заинтересованности культурой и традициями своей страны и города (например, при помощи ознакомления с литературным наследием родного края).
- Продолжение стимулирования интереса к объектам мира вокруг, в основном через активное использование в образовательном процессе методического потенциала экспериментальной деятельности;
- формирование настойчивости и упорства при выполнении заданий;
- развитие речи (например, через освоение названий и назначения предметов быта — ложек, вилок — в процессе овладения ими);
- поощрение желания подражать взрослым в действиях (например, в поливе цветов, уборке территории и пр.);
- расширение представлений математического свойства (малыши учатся прибавлять и отнимать в пределах пяти, отрабатывают понятия «больше», «меньше», «равно»);
- развитие умения группировать животных на «травоядных», «млекопитающих», называть диких и домашних зверей, обитающих в нашем климатическом поясе, а также расширять базу знаний об экзотических представителях фауны;
- знакомство со строением тела человека;
- обучение проявлению эмоций, связанных со знакомством с произведениями культуры и искусства (к примеру, при помощи положительной или отрицательной оценки сути прочитанного/увиденного/услышанного);
- тренировка крупной моторики через освоение бега, лазанья, перешагивания.
- Систематизация полученных ранее знаний, умений и навыков по всем направлениям образования;
- интенсификация освоения навыков чтения и письма;
- знакомство с основными способами размножения растений;
- формирование представлений о целостности организма человека;
- продолжение работы по стимулированию проявлений любознательности, самостоятельности, общительности;
- расширение спектра методических способов взаимодействия с детьми (активно вводится приём показа, интерактивных игр, например, на тренажёрах по обучению грамоте);
- внимание к единству учебно-воспитательных стратегий в саду и дома за счёт активного привлечения родителей в жизнь группы (организация спортивного досуга «Мы — спортивная семья» и пр.);
- воспитание уважительного отношения к труду — как собственному, так и окружающих, а также признания в этом контексте права на ошибку (педагог может, например, сказать о недостаточной чёткости линий на рисунке, но похвалить за интересную подборку цветов);
- исключение интеллектуальных перегрузок, так как в школе и саду процесс обучения сопряжён (иными словами, цифры учатся не только в ДОУ, но и школе, поэтому нет смысла зацикливаться на них в работе с малышами 5–6 лет).
- Освоение навыков чтения и письма;
- расширение математических представлений (обучение сложению, вычитанию в пределах 10, умению соотносить форму окружающих предметов с основными геометрическими фигурами);
- систематизация знаний о животных, их детёнышах, жилищах и профессиях людей, осуществляющих уход за домашними представителями фауны;
- закрепление знаний фаз выращивания растений, способов размножения;
- расширение представлений о функциях органов тела человека;
- формирование представлений об основных характеристиках образа будущего первоклассника (дисциплинированность, ответственность, любознательность и пр.);
- закрепление культурно-гигиенических навыков (правил поведения за столом, содержания своей одежды в чистоте и порядке и пр.);
- приобщение к труду с помощью введения практики организации дежурства по группе и территории;
- систематизация представлений о дороге, проезжей части и тротуаре, знаний о безопасном поведении на улице и дома;
- ознакомление с вымирающими видами флоры и фауны родного края;
- обогащение знаний культурного наследия своей страны при помощи просмотра, чтения, прослушивания произведений искусства;
- воспитание чувства коллектива и здоровой конкуренции в нём.
Задачи программы носят преемственный характер, то есть повторяются каждый год, но с новыми нюансами
Сущность программы «От рождения до школы»
Процесс развития, воспитания и обучения по программе происходит по 6 векторам:
- «Физическое развитие» (вместе с вектором здоровьесбережения);
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие»;
- «Развитие игровой деятельности».
Первые 5 составляют суть учебно-воспитательного процесса, а последний обеспечивает базовую форму организации взаимодействия с дошкольниками.
Реализация миссии программы осуществляется через комбинации форм работы с детьми:
- игровую;
- коммуникативную (речевую);
- интеллектуальную, связанную с формированием познавательной сферы малышей;
- экспериментальную (опытную);
- практическую, способствующую реализации теоретических знаний, умений и навыков на практике (например, в средней группе, узнав на уроках по ознакомлению с миром вокруг о том или ином экзотическом животном, ребята изображают этого представителя фауны на занятии по рисованию);
- трудовую (либо как самостоятельную активность, например, уход за аквариумными рыбками в группе, либо как элемент, сопутствующий другому виду активности, например, уборка декораций и костюмов после драматизации);
- эстетическую (музыкальную) — ребята учатся слушать и слышать музыку, понимать её настроение и соотносить его со своим;
- бытовую (через выполнение задач распорядка дня);
- взаимодействующую (то есть форму сотрудничества с родителями).
Работа по областям образования через разные формы взаимодействия организуется при помощи следующих видов деятельности:
- непосредственная образовательная деятельность (НОД), то есть занятия;
- познавательная работа вне ДОУ (например, разработка проектов);
- досуговые мероприятия (развлечения, прогулки);
- выполнение режимных моментов.
В любом виде деятельности игра выполняет организующую функцию
Структура программы
Согласно ФГОС, сущность программы «От рождения до школы» раскрывается в 5 разделах, которые охватывают организацию и психолого-педагогическое сопровождение процесса взаимодействия с воспитанниками в ДОУ:
- Цели программы. В этот раздел включены: пояснительная записка, результаты, которые должны быть достигнуты в конце этого этапа дошкольной жизни, а также рекомендации относительно структуры организации сотрудничества с ребятами.
- Суть возрастных характеристик малышей от 0 до 2 лет с описанием нюансов психолого-педагогической деятельности на этом этапе.
- Описание сотрудничества с ребятами от 2 до 7 лет. В этом разделе раскрывается суть возрастных особенностей и даётся перечень условий организации работы с дошкольниками по программе.
- Ценные советы по разработке системы заданий для каждой из областей учебно-воспитательной деятельности.
- Приложения с рекомендациями по созданию планов уроков, а также перечень досуговых мероприятий, подборки игр подвижного вида и упражнений.
Все составные процесса работы по программе обеспечены авторскими методическими рекомендациями, перечень которых можно найти здесь.
В программе описываются возрастные особенности малышей, что позволяет подобрать оптимальные формы взаимодействия с ними для осуществления НОД и организации досугов
Виды уроков по программе
- «Физическая культура»;
- «Развитие речи»;
- «Формирование элементарных математических представлений» («ФЭМП») со второй младшей группы;
- «Ознакомление с окружающим миром» (в старших группах «Формирование целостной картины мира» — «ФЦКМ»);
- «Музыка»;
- «Изобразительное искусство» (отдельные занятия по рисованию, лепке, конструированию, аппликации);
- «Чтение художественной литературы» со средней группы;
- «Обучение грамоте» со старшей группы.
Программа «От рождения до школы»: за и против
Любая программа, организующая образовательную активность в детском саду, имеет свои плюсы и минусы. Относительно программы «От рождения до школы» первых существенно больше:
- цельность (программа демонстрирует комплексный подход в работе с детьми от 0 до 7 лет);
- методический охват всех видов деятельности (авторы позаботились о пособиях для работы по всем направлениям с детьми любого дошкольного возраста);
- упор на развитие личности каждого ребёнка при помощи сочетания совместной работы с воспитателем и самостоятельной деятельности, а не за счёт заучивания готовых блоков знаний;
- возможность реализации задач воспитания патриота своей страны, введения культурологических знаний на основе рекомендованных пособий и конкретных видов работы;
- акцент на воспитание активной гражданской позиции;
- возможность прогнозировать результаты образовательной деятельности благодаря всестороннему методическому сопровождению;
- акцент на практику, так как программа разрабатывалась педагогами-практиками, а не теоретиками;
- наличие рекомендаций для реализации задач инклюзивного образования, то есть работы с малышами, имеющими ограниченные физические возможности;
- описание особенностей игровой активности для каждого возраста с указанием перечня игр, что имеет колоссальное значение для выстраивания системы работы с дошкольниками, для которых игра — ведущий тип активности;
- наличие систем мониторинга успешности процесса образования по всем направлениям;
- описание направлений работы с семьёй (в этом контексте особую ценность приобретает серия пособий «Школа Семи Гномов»);
- система мониторинга, позволяющая оценить реальный уровень знаний, умений и навыков малышей.
Отрицательные стороны программы можно определить так:
- неполная проработка структуры предметно-развивающей среды группы;
- отсутствие достаточного сопровождения для организации физкультурно-оздоровительного вектора работы в ДОУ (правда, основываясь на принципе соответствия современным тенденциям организации образовательного процесса, авторский коллектив регулярно представляет проекты обновления содержания программы);
- громоздкие для восприятия теоретические блоки, а также совмещённые с ними отдельные практические пособия, что в некоторой степени усложняет восприятие последних.
Источник: melkie.net
Детский сад: а по какой программе вы работаете?
Обзор образовательных программ для дошкольных учреждений Совсем недавно мы рассказывали о выборе детского сада и о том, как помочь адаптироваться малышу к нему. Наш постоянный консультант ответил на самые разнообразные вопросы родителей. Но больше всего внимания привлекла информация о том, что все сады должны работать по рекомендованным государством методикам. Мы решили вернуться к более подробному разговору о них и познакомить родителей с воспитательно–образовательными программами, которые существуют на данный момент. Их знание даст вам возможность не только решить проблему подготовки ребенка к школе, но и выбрать то направление в развитии малыша, которое представляется вам наиболее актуальным, полезным для него и интересным
Какие бывают программы?
Программы бывают комплексные и парциальные. Комплексные программы включают в себя все основные направления развития ребенка: физическое, интеллектуальное, нравственное, социальное, эстетическое. А парциальные – одно или несколько из направлений. Как правило, детский сад берет за основу одну из комплексных программ, но есть и такие сады, в которых работают сильные педагогические коллективы, которые сочетают комплексную программу с парциальными, добавляя собственные педагогические идеи.
Кстати, Типовая программа, созданная коллективом лучших отечественных педагогов и психологов, «жива» до сих пор. Она многократно переиздана, в нее внесены коррективы, соответствующие современным требованиям дополнения. Многие детские сады работают по ней и сейчас. В частности, эта программа очень популярна в Японии.
Обзор комплексных программ
Первая программа, о которой мы расскажем, называется «Радуга».
Авторский коллектив – сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ. Программа разработана под руководством к.п. н. Т.Н. Дороновой.
Работа по ней ведется с 1989 г. по заказу Минобразования России.
Откуда такое название? Авторы назвали свою программу, образно сравнивая ее с настоящей радугой: семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка. Речь идет о: физической культуре, игре, ИЗО (на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством), конструировании, занятиях музыкой и пластическим искусством, занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, математике.
Одна из основных идей программы заключается в создании «поисковой» развивающей среды во всех помещениях садика. Считается, что, обладая от природы пытливым умом, малыш будет «докапываться» до цели, затем стремиться к новым достижениям.
Программу «Развитие» создал авторский коллектив сотрудников Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. А начинал ее разрабатывать доктор психологических наук Л.А. Венгер.
Основная идея программы заключается в том, что дошкольное детство – уникальный период в жизни человека. Авторы подчеркивают, что на ребенка ни в коем случае нельзя давить, навязывая чуждые дошколенку школьные формы обучения. А стоит, опираясь на данные малышу от природы способности, формировать у него в игре представления об окружающем мире. Особое внимание авторы программы уделяют умственному и художественному развитию малышей.
Программа «Одаренный ребенок» разработана тем же авторским коллективом, что и «Развитие». Это своего рода «вариация» предыдущей идеи, но предназначенная для работы с детьми шести–семи лет, обладающими высоким уровнем умственного развития. Программа также направлена на развитие художественных способностей таких малышей.
Авторы программы «Детский сад – дом радости» – к.п.н. Н.М. Крылова и В.Т. Иванова, воспитатель-новатор. В основе «Дома радости» лежит принцип взаимодействия родителей, воспитателей и малышей.
Специфика программы заключается в том, что воспитатель работает не по плану, а по разработанным авторами сценариям 12-и часового рабочего дня. Каждый день в таком саду для ребенка – маленький спектакль, где каждый малыш играет свою роль. Цель – воспитать в ребенке индивидуальность.
Особое внимание в каждой возрастной группе уделяется развитию тех видов деятельности, которые требуют от ребенка максимальной самостоятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, игры, продуктивная деятельность, общение.
«Истоки» – одна из самых популярных программ в современных садах.
Авторский коллектив – научные сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Разрабатывалась она по заказу Московского департамента образования как базисная программа развития дошкольника. Она основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях, проводимых под руководством академика А.В. Запорожца.
И учитывает современные тенденции развития отечественного дошкольного воспитания. Программа позволяет педагогу найти к каждому ребенку индивидуальный подход.
Цель – разностороннее развитие малыша, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей. А также сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Программу «Детство» разработал авторский коллектив – преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.
Она направлена на раскрытие индивидуальных качеств ребенка и помощь ему в адаптации к социуму. Особенность программы заключается в том, что все виды деятельности: и различные занятия, и общение со взрослыми и сверстниками, и игра, и труд, и экспериментирование, и театрализация – очень тесно переплетаются между собой. Это дает возможность малышу не просто запоминать отдельные друг от друга знания, а незаметно накапливать самые разные представления о мире, овладевать всевозможными знаниями, умениями и навыками, постигать свои возможности. Программа включает в себя четыре основных блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».
«Из детства в отрочество» – так назвал свою программу авторский коллектив под руководством к.п.н. Т.Н. Дороновой.
Программа задумана и разработана для родителей и педагогов, воспитывающих детей от 4 до 10 лет. Ее принципиальное отличие от других в том, что она предусматривает тесную взаимосвязь детского учреждения с семьей по всем направлениям развития личности ребенка.
Еще одна программа – «Школа 2100». Научный руководитель и автор идеи – А.А. Леонтьев. Авторы – Бунеев, Бунеева, Петерсон, Вахрушев, Кочемасова и другие.
Основная идея – реализация принципа непрерывного образования и преемственность между дошкольным образованием, начальной и средней школой.
Парциальные программы
Программу ТРИЗ придумал Г.С. Альтшуллер. ТРИЗ расшифровывается, как теория решения изобретательских задач.
Ее цель не просто развить фантазию ребенка, а научить мыслить системно, сделать так, чтобы малыш понимал процесс, вникал в него. Педагог в условиях этой программы не дает детям готовых знаний, не раскрывает перед ними истину, а учит ее постигать самостоятельно, будит интерес к познанию.
Программа «Юный эколог» разработана к.п.н. С.Н Николаевой.
Направлена она, как это видно из названия, на знакомство дошкольников с природой, на экологическое воспитание и развитие. Педагоги, используя эту программу, стараются воспитать в детях экологическую культуру, умение наблюдать и делать выводы из своих наблюдений, научить понимать и любить окружающую природу.
«Я – человек» разработана профессором, д.п.н. С.А. Козловой. Программа основана на приобщении ребенка к социальному миру. С ее помощью удается развить в малыше интерес к миру людей и самому себе, положить начало формированию мировоззрения, созданию своей «картины мира».
Авторский коллектив под руководством Р.С. Буре, д.п.н., профессора кафедры дошкольной педагогики МПГУ, создали программу «Дружные ребята». В ее основе лежит воспитание гуманных чувств и отношений между детьми дошкольного возраста.
Другая программа – «Наследие», разработанная к.п.н. М. Новицкой и Е.В. Соловьевой, основана на знакомстве детей с традиционной русской культурой.
Главная задача программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» – стимуляция развития у дошколят самостоятель- ности, ответственности за свое поведение. В том числе программа учит малышей правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных, ситуациях. Авторы: к.псих.н. Н.Н. Авдеева, к.псих.н. О.Л. Князева, к.псих.н. Р.Б. Стёркина.
Этот же авторский коллектив создал замечательную программу социально-эмоционального развития «Я, ты, мы».
Это программа позволяет раскрыться каждому ребенку, научиться управлять своими эмоциями и понимать эмоциональное состояние окружающих.
Программу «Дошкольник и. экономика» придумала к.п.н. А.Д. Шатова.
Ее цель – научить детей понимать и ценить окружающий мир, уважать людей, умеющих хорошо трудиться и зарабатывать себе на жизнь. А кроме того, осознавать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги». Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
В «Золотом ключике» педагогический процесс строится по семейному принципу.
Жизнь детей наполняется сменяющими друг друга событиями, что производит эмоциональное впечатление на ребенка, находит отклик в его душе. Авторы: к.псих.н. Г.Г. Кравцов, к.псих.н. Е.Е.
Кравцова.
Авторский коллектив Нижегородского гуманитарного центра под руководством кандидата педагогических наук Г.Г. Григорьевой разработал программу «Кроха». Это программа комплексного развития и воспитания детей в возрасте до трех лет. Ее цель – помочь родителям осознать самоценность и особую значимость раннего периода жизни человека, оказать помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей и средств, методов воспитания.
Наш консультант: Анастасия КУЗНЕЦОВА, педагог-психолог. Закончила Московский государственный педагогический университет им. М.Шолохова.
Английский для малышей
Изучение иностранного языка по-прежнему популярно среди родителей. В этот раз мы поговорим о программе Н.М.Родиной «Английский язык и дети».
Основное отличие этой программы заключается в том, что обучение иностранному языку строится на основе того, что малыш тяготеет к все новым и новым знаниям. Иностранный перестает быть для ребенка набором слов, которые нужно выучить и быстро вспомнить в ответ на вопрос «как будет по-английски. », а становится средством общения со взрослым и другими детьми.
По программе Родиной ребенок рисует, лепит, конструирует, наблюдает и все это обсуждает с преподавателями и своими сверстниками. Именно такое общение и создает основу для естественного овладения иностранным языком. Его «включение» в занятия начинаются с небольшого количества очень простых фраз и конструкций. Постепенно доля изучаемого языка увеличивается, а фразы усложняются.
Например, когда дети делают вместе с педагогом разные овощи и фрукты, они слышат простые английские фразы: «Давайте сделаем маленькое яблоко, большое яблоко, сделай зеленое или желтое». Дети учатся понимать речь педагога, выделять ключевые слова во фразах, постепенно им становятся доступными и более длинные высказывания, состоящие из нескольких элементов. Сама ситуация, жесты, мимика, интонация педагога помогают ребенку понять, о чем идет речь, и если он ошибается, то исправить его ошибку учитель может, не переходя на родной язык. Так малыш начинает проходить необходимый путь усвоения иностранного языка – от понимания к повторению и самостоятельному построению фраз.
Большое внимание в программе уделяется знакомству детей с культурой страны изучаемого языка. Оно проводится в сравнении с российскими традициями.
Основной показатель успешности обучения по данной методике – это умение ребенка самостоятельно строить фразы, включать в них именно те слова, которые ему необходимы в данной ситуации. При таком подходе дети не только овладевают иностранным языком, но, самое главное, происходит их общее развитие: познавательное, эмоциональное и социальное.
Наш консультант: Инна Генадьевна КОСАРЕВА, методист-преподаватель английского языка
НОУ «Центра развития личности», победитель конкурса «Педагог года – 2004 года»
Источник: nanya.ru
Какие образовательные области в ДОУ предусматривает ФГОС ДО
Федеральная государственная программа развития детей дошкольного возраста представляет собой 5 различных направлений. Образовательные области по ФГОС в детском саду разделены на 5 областей, для каждой из которых составляется отдельная программа.
Пять образовательных областей по ФГОС в ДОУ
Многие педагоги считают такое разделение на области очень условным, так как все личностные качества у детей, их знания и навыки, формируются за счет принципа комплексной интеграции тематических процессов.
Например, нельзя отдельно выделять творческое развитие, оно должно присутствовать во всех сферах деятельности детей в детском саду.
Основные направления учебного процесса в ДОУ
Перечисление 5 направлений развития воспитанников
5 областей по ФГОС дошкольного образования можно перечислить следующим образом:
- развитие физических навыков;
- художественное и эстетическое развитие;
- развитие речи;
- познание социально-коммуникативных навыков;
- познавательное развитие.
Содержание каждой из программ зависит от возрастных особенностей воспитанников детского сада. В зависимости от этого определяется цели и задачи во всех видах деятельности.
Социально-коммуникативное развитие
Изучение навыков социально-коммуникативной направленности в детском саду ориентированы на усвоение общественных норм и ценностей. Детей учат общению со взрослыми и сверстниками. Основная функция программы:
- развитие самостоятельности;
- умение достигать цели и регулировать собственные действия;
- формирование социального интеллекта;
- развитие чувства ответственности и отзывчивости;
- формирование уважительного отношения ко взрослым;
- изучение основ безопасности в быту и на природе.
В процессе реализации учебного плана у детей формируются положительные установки к труду и различным видам творчества.
Нравственное воспитание
В основе нравственного развития лежит прививание моральных и духовных ценностей, чувства любви к Родине. Задача воспитателя научить детей с раннего возраста бережно и уважительно относиться к человеческому труду, проявлять инициативность и активность, приходить на выручку сверстникам.
При проведении занятий со старшими дошкольниками акцент делается на развитие способности к коллективизации. Дети учатся проявлять себя в команде, совместных действиях.
Важно! Задача не только воспитателей, но и родителей — стать примером. Чем чаще ребенок видит положительные поступки, так выше уровень его нравственного развития.
Патриотическое воспитание
Развитие патриотических чувств, формирование норм поведения, любви к Родине и Отечеству лежат в основе направления патриотического воспитания. Ребенок должен расти готовым служить и защищать интересы своей страны.
Уроки патриотического воспитания являются основой дошкольной деятельности. Они формируют целый комплекс задач:
- воспитание и уважение к семье;
- развитие интереса к национальным традициям;
- изучение символики государства;
- развитие чувства гордости за страну.
Поставленные задачи могут решаться как в игровой деятельности, так и в презентациях, проведениях праздников, поставке сценок.
Образовательные области по ФГОС в детском саду: 5 областей включают патриотическое воспитание
Правовое воспитание
Одним из компонентов нравственного воспитания является правовое развитие. Если ребенок не знает нравственных норм, он не сможет уважать чужие права. Чтобы дети осознали простые нормы права, они должны находиться в условиях терпимости и уважения.
Гендерное воспитание
Развитие в гендерном направлении представляет собой схему знаний о мужчинах и женщинах. Это необходимое направление в дошкольных учреждениях, благодаря которому у малыша формируется социализация личности.
Коммуникативное развитие
Это комплекс мероприятий, направленных на усвоение у ребенка традиций и ценностей общества, в котором он растет. В процессе занятий в детей формируется положительное отношение к окружающим, развитие уверенности в себе.
Трудовое воспитание
В детском саду должно уделять внимание не только учебному процессу, но и трудовому воспитанию дошкольников. Задачами процесса является формирование положительного отношения к трудовой деятельности. В детях воспитываются такие качества, как ответственность, заботливость и аккуратность.
Занятия математикой с детьми 3-4 лет дома и в детском саду
Формирование основ безопасности жизнедеятельности
Особое внимание в учебных программах уделяется направлениям безопасности. Дети изучают основы противопожарной безопасности, поведение на дорогах и дома. К занятиям привлекаются специалисты МЧС и ГИБДД, ведется активная совместная работы с родителями.
Уроки по безопасности
Познавательное развитие
Направление познавательного воспитания включает в себя развитие любознательности в детском возрасте. Основными задачами можно назвать:
- обучение познавательным действиям;
- формирование представлений об окружающем мире;
- становление знаний о себе;
- изучение понятий формы, цвета, размера.
Обучение строится на развитии воображения и творчества.
Ознакомление с окружающим социальным миром
В основе программы лежит ознакомление с нормами поведения в семье, взаимоотношении со сверстниками и старшими. Формируются представления об эмоциональном состоянии людей, моральными качествами.
Ознакомление с окружающим природным миром
Занятия по изучению окружающего мира проводятся в детском саду на протяжении всего учебного года. Они включают в себя изучение явления природы, времени года, признаках. Теоретический материал необходимо подкреплять проведением экскурсий, сочетать с творческой деятельностью, рисованием, лепкой, созданием аппликаций.
Ознакомление с окружающим предметным миром
Задача воспитателей детского сада в процессе проведения образовательной деятельности с дошкольниками сформировать у них элементарные представления об окружающем их мире. Дети учатся обобщать предметы, формировать их по группам, определять свойства.
Формирование элементарных математических представлений
Особое внимание в детском саду уделяется формированию начальных математических знаний. Занятия в этом направлении проводятся с самого раннего возраста, преимущественно в игровой форме. Дети изучают понятие формы, пространства, количества, изучают порядковый и количественный счет.
Знакомство с цифрами
Экспериментирование и исследовательская деятельность
Одним из методов познания окружающей среды для детей дошкольного возраста является постановка экспериментов. Они дают возможность детям получить представление о предметах с разных сторон.
Эксперименты и исследовательская деятельность положительно влияет на творческие способности детей.
Сенсорное развитие
Под сенсорным воспитанием в образовательном процессе понимается развитие представлений о внешнем мире. Этому направлению уделяется наибольшее внимание. От того, насколько эффективно сенсорное развитие в раннем возрасте, зависит дальнейшая успеваемость в школе. Это фундамент умственного развития, который закладывается с самого рождения.
Речевое развитие
По ФГОС образовательные области включают в себя:
- развитие владения речью;
- обогащение словарного запаса;
- знакомство с литературой;
- развитие звуковой культуры речи.
Формирование звуковой культуры речи
У детей дошкольного возраста произношение звуков формируется постепенно. Задача педагогов — своевременно обнаружить неправильное произношение отдельных звуков, предпринять меры по устранению дефектов.
Это важный момент в воспитательном процессе, так как проблемы со звуковой речью негативно отражаются на образовательной деятельности, а также на социальной адаптации ребенка.
Формирование словаря
В зависимости от возраста у детей увеличивается словарный запас. Задача как педагогов, так и родителей активно способствовать этому процессу. В качестве помощи выступает художественная литература, дидактические игры.
Формирование грамматического строя речи
В задачи этой области развития в ДОУ по ФГОС входит помощь детям в освоении морфологической формы языка, овладение синтаксическими правилами, правильному согласованию слов в предложении.
Развитие связной речи
Под связной речью понимается способность ребенка четко и связно излагать свои мысли. Основная задача педагогов сформировать культуру речи, навыки и умения, грамматический строй.
Развитие речевого творчества
Важно! Речевое творчество относится к новой методике, основанной на совмещении творческих способностей с развитием речевых навыков. Чаще всего занятия проводятся в игровой форме, в постановке сценок.
Как развить в ребенке уверенность в себе и лидерские качества
Ознакомление с художественной литературой
Особое внимание в детском саду с раннего возраста уделяется чтению книг. Программа ознакомления с литературой строится в зависимости от возрастных особенностей. Работа должна проводится комплексно. Дети должны знакомится с книгами не только в детском саду, но и дома. Для этого воспитатели подбирают тематическую литературу и рекомендуют ее родителям для домашнего прочтения.
Художественно-эстетическое развитие
В основу художественно-эстетического воспитания ложатся предпосылки для восприятия произведений искусств. Задачей направления является становление эстетического отношения детей к окружающему миру, умение воспринимать музыку.
Развитие восприятия произведений искусства и литературы
В силу своего возраста дети тяжело понимают произведения искусства. Задача воспитателей — вызвать эмоциональную реакцию у ребенка. Для этого необходимо не просто рассказать о произведении, но и постараться речью передать детям настроение.
Музыкальное развитие
Большую роль с раннего возраста для развития эстетического восприятия играет музыка. В детском саду регулярно поводятся музыкальные занятий, тематика которых ориентирована на возрастные особенности.
Рисование
Уроки ИЗО можно сочетать во всеми перечисленными направлениями. Это один из методов творческого развития, который помогает эффективно запомнить любой новый материал. Рисование сочетается как с математикой, так и с основами пожарной безопасности и правилами дорожного движения. Например, послу изучения геометрических фигур можно предложить детям нарисовать рисунки по пройденной тематике.
Лепка
К осязаемому виду творческой деятельности относится лепка. В процессе ребенок не только видит свое творение, но и развивает сенсорные способности, моторику. Занятия развивают воображение, формируют умение планировать свою работу, развивает образное мышление.
Конструирование
Занятия формируют пространственную ориентацию, умение комбинировать формы и цвета. В процессе уроков развиваются творческие способности, эстетический вкус и изобретательность.
Аппликация
Это наиболее простой и доступный вид художественной деятельности для детей. Малыши учатся комплектовать предметы, составлять из деталей картины, выстраивать логические цепочки.
Физическое развитие
Физическое воспитание в детском саду должно содержать следующий перечень мероприятий:
- организация двигательной деятельности;
- выполнение упражнений на координацию и гибкость;
- правильное формирование опорно-двигательного аппарата;
- развитие моторики;
- формирование представлений о видах спорта.
Все перечисленные задачи должны быть направленны на формирование правильного поведения по здоровому образу жизни.
Охрана и укрепление здоровья
Стандарты образованию включают в себя мероприятия по полноценному развитию детского здоровья. Полноценное физическое развитие влияет на эмоциональное состояние. Охрана и укрепление предусматривает комплекс мероприятий, включающих в себя:
- воздушные ванны;
- пальчиковую гимнастику;
- утреннюю зарядку;
- физкультминутки;
- спортивные игры на свежем воздухе.
Важно! В течение всего года с родителями проводятся профилактические беседы о правилах укрепления здоровья детей.
Физкультминутка в ДОУ
Развитие физических качеств
Под физическими качествами понимается состояние ребенка, его конституция, физиологическое строение. Для его развития в детских садах разрабатываются комплексы упражнений в зависимости от возраста.
Формирование представлений о здоровом образе жизни
Занятий по формированию основных правил здорового образа жизни должны быть комплексными и затрагивать различные виды деятельности. Рекомендуется для закрепления материала использовать творческие методы, например, предложить детям нарисовать рисунок на тему закаливания.
Большую роль в изучении норм здорового образа жизни играет пример родителей. Поэтому работа должна вестись не только в детском саду, но и закрепляться дома. Родители должны действовать совместно с педагогами.
Использование всех пяти областей в образовательном процессе дошкольников позволяет сформировать у детей необходимые знания для дальнейшего успешного освоения школьной программы.
Источник: vospitanie.guru