Какая программа разработана коллективом сотрудников учебного центра венгера

Презентация на тему: » ПЛАН 1. Право ДОУ на самостоятельный выбор программы из комплекса вариативных программ, 2. Характеристика основных комплексных программ ДОУ: — Программа.» — Транскрипт:

2 ПЛАН 1. Право ДОУ на самостоятельный выбор программы из комплекса вариативных программ, 2. Характеристика основных комплексных программ ДОУ: — Программа «Радуга», — Программа «Детство», -Программа воспитания и обучения в детском саду, — Программа «Развитие», — Программа «Истоки», — Программа «Кроха».

3 Программа «Радуга» (Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.). В 1989 г. по заказу Министерства просвещения РСФСР начинает разрабатываться программа «Радуга». Авторский коллектив возглавила кандидат педагогических наук Т. Н. Доронова. В настоящее время программа состоит из пяти разделов и предназначена для воспитания и обучения детей от двух до семи лет.

Цель программы – сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения. В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований.

Разработка (актуализация) программы энергосбережения и повышения энергоэффективности ГМУ РТ

5 Авторы программы назвали ее «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т. к. она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: физическая культура (самый важный предмет – красный цвет); игра (положенная в основу программы – оранжевый цвет); изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с народным декоративным искусством – желтый цвет); конструирование (развитие воображения – зеленый цвет); занятия музыкальным и пластическим искусством (формирование эстетических переживаний – голубой цвет); занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (синий цвет); математика (фиолетовый цвет). Программа включает следующие разделы: «Физическая культура», «Игра», «Изобразительная деятельность и труд», «Конструирование», «Занятия по развитию речи», «Занятия музыкой и пластическим искусством», «Математика».

7 Программа «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович). В 1995 г. коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена была разработана программа «Детство».

Цель программы – обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Программа основана на принципах гуманистической педагогики, личностно- деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры.

9 Содержание программы разделено на четыре блока: «Познание» (назначение блока – помочь дошкольникам освоить разнообразные способы познания окружающего мира: сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.); «Гуманное отношение» (ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру); «Созидание»; «Здоровый образ жизни». В каждом разделе программы обязательной составляющей воспитания и образования дошкольников становится линия развития чувств. Основные разделы программы: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», «В игре развиваемся, познаем мир, общаемся», «Ребенок входит в мир социальных отношений», «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду», «Ребенок открывает мир природы», «Развиваем речь детей», «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», «Первые шаги в математику».

Рабочие программы воспитания разработка и реализация

10 Программа состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста – младший (третий и четвертый год жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой год жизни). Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной определенному возрастному периоду. Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе следующая: характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка; особенности сферы деятельности (общения, восприятия); общие задачи воспитания; представления (ориентации); практические умения; уровни освоения умений (низкий, средний, высокий); методические советы; рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть; рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства; заключение.

11 Программа воспитания и обучения в детском саду (А. В. Антонова, Н. Е. Веракса, В. В. Гербова и др.) Данная программа является усовершенствованным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1985, отв. ред. М. А. Васильева). Программа доработана с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования.

Новый вариант программы 2005 г. представляет более широкие возможности для полноценного, социального и личностного развития ребенка от рождения до 7 лет. Авторы-составители программы основывались на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие, а также имели в виду, что воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных процесса, не зависимых друг от друга, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках данного варианта программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей.

13 Цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Особое внимание в программе уделено: обучению как средству воспитания и развития ребенка; личностно ориентированному, индивидуальному подходу к ребенку; развитию способностей – физических, интеллектуальных, художественных; развитию любознательности как основы познавательной активности; формированию разных видов творчества – изобразительного, музыкального, словесного; формированию нравственных начал личности, трудовых умений, социального поведения; формированию начал национальной культуры и основ мировой культуры. Содержание программы рекомендуется реализовать в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

14 Программа составлена по возрастным группам и охватывает четыре возрастные периода физического и психического развития детей: ранний возраст – от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст – от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний возраст – до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы). Все возрастные группы имеют идентичную структуру, кроме групп раннего возраста.

По мнению авторов особенности детей раннего возраста требуют иного режима, соответствующего возрастным особенностям. Это определяет иную структуру программы для групп раннего возраста. Структура программы с первой младшей до подготовительной группы: возрастные особенности; задачи, которые решаются в каждом разделе; примерный режим дня. Разделы программы: физическое воспитание; умственное воспитание; нравственное воспитание; трудовое воспитание; художественная литература; художественно-эстетическое воспитание; музыкальное воспитание; культурно-досуговая деятельность; игра.

15 Новизна программы заключается в следующем: по-новому представлены разделы программы; включен новый раздел – «Возрастные особенности психического развития детей»; в раздел «Физическое воспитание» включен подраздел «Воспитание культурно- гигиенических навыков»; новый раздел «Умственное воспитание» включает в себя подразделы: «Сенсорное воспитание», «Ребенок и окружающий мир», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений»; впервые в ознакомление дошкольников с природой включен подраздел «Экологическое воспитание»; в раздел «Художественно-эстетическое воспитание» включены: «Знакомство с искусством», «Изобразительная деятельность», «Конструирование»; раздел «Культурно-досуговая деятельность» состоит из подразделов «Отдых», «Развлечения», «Праздники», «Самостоятельная художественная деятельность» или «Самообразование» и «Творчество».

16 Программа «Развитие» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.). Программа разработана коллективом сотрудников Учебного центра Леонида Абрамовича Венгера, опубликована в 1994 г. В основу программы, как указывают авторы, заложены два теоретических положения.

Первое положение – это теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Второе положение – это концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений.

Читайте также:
Программа запускается и сразу закрывается

18 В основе программы – личностно ориентированная модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми. Цель программы – развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста (3-7 лет). «Развитие» является комплексной программой, включающей все основные направления познавательного и художественного развития ребенка. Основные разделы программы: «Сенсорное воспитание», «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи», «Конструирование», «Развитие элементарных математических представлений», «Ознакомление с пространственными отношениями», «Подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте», «Изобразительная деятельность», «Развитие игровой деятельности». Кроме этих основных разделов в программе есть дополнительные – «Режиссерская игра», «Художественное конструирование», «Выразительное движение». Занятия по этим разделам могут проводиться в зависимости от желания детей и воспитателя.

19 Программа разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности – игрой, конструированием, рисованием. Кроме того, воспитатель читает им стихи, сказки, беседует о прочитанном.

Большое внимание уделяется занятиям по сенсорике, на которых малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина. В средней группе дети продолжают заниматься конструированием, рисованием и художественной литературой, но при этом решают более сложные задачи.

Появляются новые виды занятий – по природе, математике и ориентировке в пространстве. Ориентировка в пространстве играет важную роль в развитии детей средней группы, поэтому малыши занимаются ею два раза в неделю. Занятия обычно проходят в форме интересных игр. В старшей и подготовительной группах продолжаются такие занятия, как конструирование, рисование, ознакомление с произведениями художественной литературы, природой, ориентировка в пространстве, математика, однако появляются и новые виды – грамота и логика. Занятия по математике и грамоте носят не только узкопрагматический характер (научить чтению и счету), но и общеразвивающий: дети пробуют проводить звуковой анализ слова, сравнивать числа между собой и т. д. Особое место занимает ознакомление с логическими отношениями – с помощью специальных приемов и средств (картинки, рисунки, схемы) ребята узнают о простейших логических операциях.

20 Программа «Истоки» (Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др.). Программа развития ребенка-дошкольника была разработана по заказу Московского комитета образования центром «Дошкольное детство» им.

А. В. Запорожца в 1997 г. Название программы – «Истоки» – отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Изображенный символ – источник – означает, что ребенок и взрослый оба черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Теоретической основой программы являются фундаментальные положения классиков отечественной психологии Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца). Цель программы – разностороннее воспитание и развитие ребенка до семи лет.

22 Психологические возрасты Раннее детство младенчество (от рождения до года) ранний возраст (от одного года до трех лет) Дошкольное детство младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет)

23 Программа включает два блока: базис и вариант его реализации. Базисную часть программы каждого возраста составляют следующие четыре компонента: характеристики возрастных возможностей психического развития ребенка и его личности (обозначены знаком «солнышко»); задачи развития («цветок»); показатели развития («яблоко»); базисные характеристики личности («детское личико»).

К базису также относится раздел «Общие условия реализации программы» (знак «лейка»). Вариант реализации базисности представлен в разделе «Содержание и условия педагогической работы». В программу введены новые разделы, такие, как «Здоровье», «Речь и общение», «Грамота». В приложении даны факультативы: «Обучение второму языку», «Компьютер в дошкольном учреждении», «Мир природы в городе и ребенок».

25 Во 2-м издании больше внимания уделено дошкольной специфике в работе с детьми. Задачи трудового воспитания представлены в таких разделах программы, как «Мир, в котором мы живем», «Природа и ребенок», «Культура быта» и др. Приложение программы дополнено новыми рекомендациями: «Планирование образовательной работы», «Выпускник детского сада: параметры развития и способы их фиксации». В программе имеется список методических пособий.

26 Программа «Кроха» (Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др.). Программа разработана авторским коллективом Нижегородского института развития образования под руководством кандидата педагогических наук Г. Г. Григорьевой в 1998 г. Цели программы – комплексное развитие, воспитание и обучение детей в возрасте до трех лет.

Разработана программа в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей. Программа предусматривает разноуровневый, индивидуально- дифференцированный подход к ребенку. С учетом адресата программы (родители и другие члены семьи, не имеющие педагогического образования) научный материал излагается по возможности в доступной, популярной форме, близкой к живому диалогу.

28 Впервые для родителей подготовлена программа воспитания ребенка от рождения до трех лет, в которой раскрываются общие закономерности развития человека в раннем возрасте. Коллектив разработчиков рассматривает эту программу в контексте решения проблемы непрерывного образования и необходимости реализации идей преемственности в воспитании и обучении детей преддошкольного и дошкольного возраста. Следовательно, выполнение этой программы в семье будет способствовать дальнейшему благополучному развитию ребенка в условиях семейного и общественного воспитания в дошкольном учреждении, а затем и в школе. Программа строится на принципах системности и деятельностного подхода.

29 Программа состоит из четырех глав: Мы ждем тебя, малыш! (предродовая педагогика); Как я буду расти и развиваться (характеристика особенностей физического и психического развития ребенка от рождения до трех лет); Гуленька (развитие и воспитание детей первого года жизни); Я сам (развитие и воспитание ребенка второго и третьего годов жизни). Программа содержит информационные материалы по всем направлениям развития личности ребенка до трех лет, а также методические рекомендации. В нее включены: подборка хрестоматийных материалов (литературных произведений) для чтения и рассказывания детям, многофункциональные справочные материалы и перечень методической литературы. В приложениях даны таблицы уровней развития и достижения детей в каждом возрастном периоде, а также приводится литературный материал, примерные сценарии семейных праздников. Программа может быть использована для работы с семьей в микрорайоне в рамках структур типа «Школа для родителей», центр «Семья и дети», «Материнская школа» и т. п.

30 ВЫВОД Таким образом, ребенок, отличается своим миром, субкультурой, сложностью и своеобразием возрастного развития. «Экологическое», бережное отношение к ребенку главное правило взаимодействия. Собственная активность ребенка формируется под влиянием биологических и социальных факторов, конструктивной, технологически грамотной педагогической деятельности взрослого. « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». В. А. Сухомлинский

31 ЛИТЕРАТУРА 1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник. – М.: Академия, Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учебное пособие. – М.: Академия, Микляева Н.В. Теория воспитания дошкольников: учебное пособие. – М.: Академия, 2010

32 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник: www.myshared.ru

Концепция развивающего обучения дошкольников л а венгер о м дьяченко кратко

Программа разработана коллективом сотрудников Учебного центра Л. А. Венгера, опубликована в 1994 г. В основу программы, как указывают авторы, заложены два теоретических положения.

Программа разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной.

Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности — игрой, конструированием, рисованием. Кроме того, воспитатель читает им стихи, сказки, беседует о прочитанном. Большое внимание уделяется занятиям по сенсорике, на которых малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина.

В средней группе дети продолжают заниматься конструированием, рисованием и художественной литературой, но при этом решают более сложные задачи. Появляются новые виды занятий — по природе, математике и ориентировке в пространстве. Ориентировка в пространстве играет важную роль в развитии детей средней группы, поэтому малыши занимаются ею два раза в неделю. Занятия обычно проходят в форме интересных игр.

Читайте также:
Типы файлов расширения программы их открывающие

В старшей и подготовительной группах продолжаются такие занятия, как конструирование, рисование, ознакомление с произведениями художественной литературы, природой, ориентировка в пространстве, математика, однако появляются и новые виды — грамота и логика. Занятия по математике и грамоте носят не только узкопрагматический характер (научить чтению и счету), но и общеразвивающий: дети пробуют проводить звуковой анализ слова, сравнивать числа между собой и т. д. Особое место занимает ознакомление с логическими отношениями — с помощью специальных приемов и средств (картинки, рисунки, схемы) ребята узнают о простейших логических операциях.

В работе по программе предусмотрено также свободное время для проведения занятий по музыке и физической культуре. К программе разработан целый ряд психолого-педагогической и методической литературы.

40. Инновационные процессы в детском саду. Структуры, источники, проблемы, инновационных процессов.

Прогрессивно то, что эффективно. В целом ин.деятельность принимается как комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию, распространению новшеств.

Признаки новизны:-новизна м.б. абсолютная-новое пренципиально, неизвестно.- относительная-частная, местное, условное.-псевдоновизна-оригинальная (стремление сделать не лучще, а иначе. Часто встречается в практике)-изобретательские мелочи.

Норма имеет большое значение, т.к. она м.б. в системе, а новизна не стоит на месте позволяет развиваться. Современные исследователи, которые занимаются инновациями выделяют структуры инновационного подхода:1. предметно-феноменологический (микроуровень новшества)2. макроуровень или взаимодействия

Микроуровень новшества-предметно-феноменологический: рождение новых идей, сам процесс создания новшества, экспериментальное принятие новшества (доработка), распространение новшества (внедрение), господство новшества когда оно перестает быть таковым (теряет новизну), сокращение масштабов применения новшества.

1. По уровню инновационного потенциала (формализованная шкала): построение известного в другом виде — формальная новизна (фактическое отсутствие нового) — условная новизна; повторение известного с несущественными изменениями: частная новизна;

уточнение, конкретизация уже известного; дополнение известного существенными элементами; создание качественно нового объекта.2. По массовости: единичные; массовые.3. По масштабу: частные; модульные; системные.4. По новизне: абсолютно новые; относительно (субъективно) новые.5. По типу возникновения: стихийные; целенаправленные.6.

По типу новшества: материально-технические; социальные (педагогические).7. По характеру возникновения:внешние (заимствования, инициируемые органами управления); внутренние (ноу-хау).8. По инновационному потенциалу:модификационные (изменение существующего); комбинаторные (сочетание элементов прежнего); радикальные (принципиально новые).

9. По характеру нацеленности на будущее: оперативные; стратегические.10. По отношению к существующему: замещающие; открывающие; отменяющие;· ретровведение.11. По характеру получаемых результатов: ожидаемые (плановые); случайные (неплановые).12. По своевременности: своевременные; несвоевременные; актуальные; нацеленные на будущее.13. По завершенности: завершенные; незавершенные.14.

По процессу освоения: легко осваиваемые;трудно осваиваемые.

Структуры инновационных процессов:

1. деятельностная структура включает в себя всю совокупность компонентов деятельности. Мотивы по которым доу вступает в процесс.

Цели, задачи, способы, результаты инновационных процессов.2. субъектная структура включает в себя и нновационную деятельность всех субъектов развития дс (завед, педогог, воспитатели, родители)3. уровневая структура отражает взаимодействие образовательных структур на уровне района, города, федерации. Необходимо взаимодействие всех уровней образования.4. структура жизненного цикла – особенностью инновации является цикличность: возникновение, старт, рост, освоение, фантазия, рутинизация, кризис, исчерпание возможностей.5. управленческая, предполагает взаимодействие 4 видов управления деятельности: планирование, организация, руководство, контроль.6.диагностический.выявить потребности родителей, уровень детей, материальные возможности дс, педагогический процесс, квалификацию воспитателей.7. прогностический.

Новшество как бы примеряется к данному доу.8. организационный. Создаются все необходимые условия, покупаются учебные пособия, литература, кадры создаются.9. практический. Этап внедрения. Постепенно, надо делать срезы, сравнительный анализ.10. обобщающий, систематизирующий (как дети готовы к школе) – одна из целей дс.Все структуры взаимосвязаны и последовательны.

Источники инноваций: потребности страны, региона, муниципальный заказ. Директивно-нормативные документы. Педагогическая практика. Научные работники, методисты. Педагогические журналы, сми.

Аннотация:
Показана возможность и целесообразность руководства развитием познавательных способностей, в результате которого существенно повышается общее умственное развитие и углубляется подготовка дошкольников к школьному обучению.

Произведение расположено на страницах 1–226
Перечислите необходимые страницы и диапазоны страниц через запятую. Диапазон страниц обозначается первой и последней страницами диапазона через дефис. Если результирующий набор страниц превышает 10% документа, то лишние страницы отбросятся

Авторами Программы являются Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцов и другие. Основой Программы, по утверждению авторов, являются два теоретических положения.

Теоретическая основа Программы

Основа Программы представлена двумя теоретическими положениями.

Первое теоретическое положение Программы – это теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного детства.

В соответствии с данной теорией, дошкольный возраст является благоприятным периодом для полноценного и всестороннего развития ребенка. В связи с чем, современная педагогика должна осуществить переход от утилитарного понимания и отношения к дошкольному детству, к его гуманистическому пониманию и восприятию.

Самоценность дошкольного детства подразумевает отсутствие какого-либо насилия по отношению к ребенку, навязывание ему чуждых идей, мнений, интересов и склонностей; помещение его в какие-либо рамки и шаблоны. Задачей педагога и родителя является учет потребностей и возможностей ребенка.

Таким образом, в соответствии с данной теорией основным путем полноценного развития ребенка дошкольного возраста является амплификация его развития, то есть постоянно обогащение и наполнение наиболее значимыми для ребенка способами и формами деятельности.

Второе теоретическое положение Программы представлено концепцией развития способностей ребенка, как универсальных действий, необходимых для продуктивного существования в рамках современного общества, решения разнообразных практических и жизненных проблем. Автором концепции является Л.А. Венгер.

Готовые работы на аналогичную тему

В основе данной теории заложено построение и последующее использование образов, каждый из которых соответствует фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их взаимоотношению друг с другом. Данные образы, в процессе восприятия, соответствуют общепринятым образам внешних свойств, таких как цвет, размер, форма, величина и т.д. В процессе наглядно-образного воображения и мышления данные образы будут соответствовать разным видам наглядностей (схемы, макеты, чертежи, планы, графики и т.д.).

Модель воспитания в соответствии с Программой

Основной моделью воспитания детей дошкольного возраста, в соответствии с Программой является личностно-ориентированная модель.

Личностно-ориентированная модель воспитания направлена на установление между воспитателем и воспитанниками взаимоотношений, основанных на сотрудничестве и партнерстве.

Цель Программы – развитие у детей дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) умственных и художественных способностей.

Структура Программы представлены следующими размерами:

  • Ознакомление с художественной литературой и развитие речи
  • Сенсорное воспитание
  • Развитие элементарных математических представлений (РЭМП)
  • Конструирование
  • Подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте
  • Ознакомление с пространственными отношениями
  • Развитие игровой деятельности
  • Изобразительная деятельность

Дополнительными разделами Программы являются:

  • Художественное конструирование
  • Режиссерская игра
  • Выразительное движение

По дополнительным разделам занятия проводятся воспитателем в зависимости от желания и потребностей детей и самого воспитателя.

Содержание Программы для младшей группы предполагает организацию занятий с детьми в соответствии с их возрастными особенностями и потребностями. В соответствии с этим основными видами деятельность являются: игра, конструирование, рисование. Воспитатель группы, осуществляя работу с детьми читает им стихи и сказки, обсуждает прочитанное, в форме беседы. Большое внимание уделяется проведению занятий, направленных на развитие сенсорики. С этой целью проводят разнообразные дидактические игры, в процессе которых ребенок овладевает свойствами окружающих предметов (форма, цвет, размер, величина и т.д.).

В средней группе ДОУ, в соответствии с Программой, дети продолжают заниматься рисованием и конструированием, а также чтением художественной литературы. Однако, воспитательно-образовательные задачи, стоящие перед воспитателем, значительно усложняются. Среди новых занятий, которые появляются в средней группе, — математика, ориентировка в пространстве, занятия по природе. Очень важным является занятие по ориентировке в пространстве, поэтому его в средней группе проводят два раза в неделю. Основной формой занятий являются интенсивные игры.

В соответствии с Программой в старшей и подготовительной группах продолжаются такие занятия, как рисование, конструирование, природа, ориентировка в пространстве, знакомство с произведениями художественной литературы, математика. Среди новых, появляются такие занятия как логика и грамота.

Занятия по математике и грамоте направлены на получение элементарных знаний по чтению и счету. На занятиях детей учат не только считать и читать, но и сравнивать числа между собой, осуществлять не сложный звуковой анализ слов и т.д. Одно из важнейших мест в процессе обучении занимает знакомство с логическими отношениями, которое осуществляется с помощью специальных средств и приемов. Дети посредством специальных картинок, рисунков и схем узнают о простейших логических операциях.

В работе по Программе предусмотрено также свободное время для проведения занятий по музыке и физической культуре. К Программе разработан целый ряд психолого-педагогических и методических пособий.

В ее основу заложены два теоретических положения.

Цель: развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических видов деятельности дошкольника.

Читайте также:
Инструкция по формированию транспортного контейнера в программе налогоплательщик юл

В задачи программы входит развитие:

Развитие у детей характерных для их возраста способностей проявляется в умении самостоятельно анализировать ситуацию, создавать идею будущего продукта и план ее реализации, в развитии децентрации.

Одной из форм работы с детьми является использование развивающих игр, которые способствуют развитию всех психических процессов, необходимых будущему школьнику.

Более успешному интеллектуальному развитию детей в детском саду № 879 способствует и вся организация опытно — экспериментальной деятельности. С самого раннего возраста дети знакомятся с объектами живой и неживой природы, их свойствами, учатся делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, анализировать, логические рассуждать.

Статья памяти Леонида Аабрамовича Венгера,
опубликованная в газете «1 сентября».
Авторы: Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса

Заслуга Л.А.Венгера заключается в том, что ему удалось разработать теорию познавательных способностей ребенка. К этой теории Венгер пришел не сразу, а в результате долгих и тщательно проверяемых экспериментальных исследований. Опираясь на труды Л.С.Выготского и А.В.Запорожца, Венгер сформулировал основные положения теории развития восприятия ребенка.

Согласно этой теории, восприятие ребенка представляет собой сложный, культурно опосредованный процесс решения перцептивных задач. Венгер говорит о том, что специфика решения перцептивной задачи состоит в отделении перцептивного признака от других свойств объектов. Подход Л.А.Венгера к развитию детского восприятия принципиально отличается от натуралистического понимания этого процесса, при котором восприятие оказывается эквивалентным раздражению перцептивной системы при внешнем воздействии.

Этот подход позволил не только выделить средства восприятия и перцептивные действия, такие как идентификация, отнесение к эталону, перцептивное моделирование, но и разработать целую систему сенсорного воспитания, которая успешно применялась и продолжает применяться в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста как в нашей стране, так и за рубежом.

Принципиальным следствием этого подхода к развитию детского восприятия является то очевидное для отечественных дошкольных работников положение, согласно которому ребенок не может сам без помощи взрослого достичь высокого уровня развития восприятия (освоить на высоком уровне систему перцептивных действий и средств). Данное обстоятельство не только подчеркивает ведущую роль взрослого в детском развитии, но и является обоснованием необходимости специальной образовательной работы с детьми этого возраста.

ЗАКОНОМЕРНЫЙ ПУТЬ СОЗНАНИЯ

Следующий этап его исследований был посвящен изучению развития способностей к наглядному моделированию. В выполненных под его руководством исследованиях было блестяще подтверждено, что именно эти способности оказываются важнейшими в умственном развитии дошкольников. Как оказалось, развитие этих способностей приводит к существенным сдвигам в психическом развитии детей дошкольного возраста. У них развивалась не только речь, но и произвольность поведения в целом.

Л.А. Венгер очень бережно подходил к пониманию детского развития. Он опасался навязывать тонкой становящейся детской психике чуждые ее природе свойства и качества. Исходя из положений А.В. Запорожца об амплификации детского развития, Венгер показывал, что способность к наглядному моделированию не является привнесенной взрослым извне.

Она отражает закономерный путь развивающегося детского сознания, поэтому роль взрослого состоит в максимальном обогащении этого процесса.

Венгером была разработана концепция диагностики умственного развития дошкольников, которая позволяла определить, какие из компонентов познавательных способностей развиты у детей в большей степени, а какие — недостаточно. В связи с этим открывались принципиально новые возможности организации образовательно-воспитательной работы в детском возрасте, а также организации коррекционной помощи.

Л.А. Венгер руководил лабораторией и сам участвовал в проведении экспериментальных исследований. Он был не только выдающимся ученым, но и хорошим организатором. Он провел целый ряд конференций по детскому развитию. Мы знаем Венгера как яркую личность, эмоционального, радушного человека.

Он участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен.

Венгер собрал вокруг себя талантливых сотрудников, которые работали с большим интересом. Он создал особую атмосферу сотрудничества, которая буквально захватывала всех, кто с ним общался. В лабораторию приходили видные ученые, философы, артисты, поэты, писатели. Дух лаборатории характеризовался интересом не только к науке, но и к различным сторонам культуры.

Обычно заседания лаборатории никогда не заканчивались в отведенное для работы время. Сотрудники оставались обсуждать проблемы и после окончания рабочего дня.

Эта школа Венгер Леонида,
Венгер Леонида, вам говорят!
В этой школе делаем для вида
Шаг вперед и два назад.

  • Цели и задачи концепции развития технологического образования в школах россии
  • Инструкция по охране труда для вахтера в школе 2021
  • Физкультминутка для подготовительной группы детского сада по развитию речи
  • Основные предпосылки преодоления раздробленности кратко
  • Программа преемственности школы и детского сада

Источник: obrazovanie-gid.ru

Программа «развитие» (л.А. Венгер, о.М. Дьяченко, н.С. Варенцова и др.)

Программа разработана коллективом сотрудников Учебного центра Л.А. Венгера, опубликована в 1994 г. В основу программы, как указывают авторы, заложены два теоретических положения. Первое положение – это теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию.

Установка «на самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых.

Согласно этой теории основной путь развития ребенка – это амплификации развития, т. е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. Второе положение – это концепция Л.А.

Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятия это образы, соответствующие сенсорным эталонам (формы, цвета, величины и др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения это образы, соответствующие различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т. п.).

В основе программы – личностно ориентированная модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми. Цель программы – развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста (3-7 лет). «Развитие» является комплексной программой, включающей все основные направления познавательного и художественного развития ребенка. Основные разделы программы: «Сенсорное воспитание», «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи», «Конструирование», «Развитие элементарных математических представлений», «Ознакомление с пространственными отношениями», «Подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте», «Изобразительная деятельность», «Развитие игровой деятельности». Кроме этих основных разделов в программе есть дополнительные – «Режиссерская игра», «Художественное конструирование», «Выразительное движение». Занятия по этим разделам могут проводиться в зависимости от желания детей и воспитателя.

Программа разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной. Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности – игрой, конструированием, рисованием. Кроме того, воспитатель читает им стихи, сказки, беседует о прочитанном.

Большое внимание уделяется занятиям по сенсорике, на которых малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина. В средней группе дети продолжают заниматься конструированием, рисованием и художественной литературой, но при этом решают более сложные задачи.

Появляются новые виды занятий – по природе, математике и ориентировке в пространстве. Ориентировка в пространстве играет важную роль в развитии детей средней группы, поэтому малыши занимаются ею два раза в неделю. Занятия обычно проходят в форме интересных игр. В старшей и подготовительной группах продолжаются такие занятия, как конструирование, рисование, ознакомление с произведениями художественной литературы, природой, ориентировка в пространстве, математика, однако появляются и новые виды – грамота и логика. Занятия по математике и грамоте носят не только узкопрагматический характер (научить чтению и счету), но и общеразвивающий: дети пробуют проводить звуковой анализ слова, сравнивать числа между собой и т. д. Особое место занимает ознакомление с логическими отношениями – с помощью специальных приемов и средств (картинки, рисунки, схемы) ребята узнают о простейших логических операциях.

В работе по программе предусмотрено также свободное время для проведения занятий по музыке и физической культуре. К программе разработан целый ряд психолого-педагогической и методической литературы.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru