Рабочая программа, составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:
Федерального государственного стандарта среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05. 2012 №413, с изменениями и дополнениями от 29.12 2014 г., 31.12.2015г., 29.06.2017г.);
Федерального перечня учебников, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 28.12.2018 года, с изменениями от 18.05.2020 года №2 49;
Основной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом директора школы от 31.08.2021 г. № 98-О;
Учебного плана на 2021-2022 учебный год, утвержденного приказом директора от 31.08.2021 № 97-О;
Положения о рабочей программе, утвержденной приказом директора школы от 30.08.2021 №87/1-О;
Календарного учебного графика МБОУ Кулундинская СОШ №1 на 2021-2022 учебный год, приказ от 30.08.2021 г. № 89-О;
Авторской программы В.Я.Коровиной (Литература. Предметная линия учебников В.Я.Коровиной. 5-9 классы). М.-Просвещение, 2020
ВСЯ ТЕОРИЯ ЗА 6 КЛАСС с примерами
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессиональный выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
На основании требований нового образовательного стандарта в учебном процессе предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
ТЕСТ по литературе (выпуск — 1)
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
свободному владению монологической и диалогической речью в объѐме изучаемых произведений;
научитьсяразвѐрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.
Таким образом, компетентностный подход к созданию рабочей программыобеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 7 классов.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры
школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки учеников в системе гуманитарного образования — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования.
В образовательном стандарте второго поколения они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы. Дидактическая модель обучения и педагогические средства предполагают формирование целостных представлений о литературе в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.
Формы обучения
При обучении литературе в 6 классе основными формами работы являются:
коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная, лекция, практикум, комбинированный урок, урок-игра, тестирование, самостоятельная работа, контрольная работа, подготовка проектов, творческие работы, написание аннотаций, рецензий, докладов.
Методы обучения
При разработке программы предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский, словесный, наглядный, практический, репродуктивный, проблемно-поисковый, индуктивный, дедуктивный, самостоятельная работа.
Технологии обучения
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Технология индивидуализации обучения.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Виды контроля
Основные формы контроля за сформированностью личностных, метапредметных и предметных результатов изучения:
• сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по картине, эссе, стилизация, на свободную тему),
• устное и письменное монологическое высказывание,
• подготовка сообщения, доклада (в устной и письменной форме), мультимедийной презентации,
• выразительное чтение текста.
1. Авторская программа В.Я.Коровиной (Литература. Предметная линия учебников В.Я.Коровиной. 5-9 классы). М.-Просвещение, 2020
2. Учебник «Литература. 6 класс» в 2-х частях, В. П. Полухиной, в.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2021).
3. Н.В.Беляева Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки. «Просвещение», 2016
4. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе. 6 класс: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев. В.И.Коровин.-8-е изд.-М.: Просвещение, 2017.
Требования к результатам освоения программы политературе
Личностные результаты:
— воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации у обучению и познанию;
— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
— формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
— освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
— участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
— формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
— формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты:
— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
— умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
— умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
— понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской лит-ры, лит-ры 18 века, русских писателей 19-20 века, лит-ры народов России и зарубежной лит-ры;
— понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них нравственных ценностей и их современного звучания;
— умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
— определение в произведении элементов сюжета, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе лит-ого произведения;
— формирование собственного отношения к произведениям лит-ры, их оценка;
— понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
— восприятие на слух лит-ых произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
— умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
— написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
— понимание образной природы лит-ры как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений лит-ры; формирование эстетического вкуса;
— понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании худ-ых образов лит-ых произведений.
Учебно-тематический план
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Рабочая программа по литературе для обучающихся 6 класса на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рабочая программа предназначена для изучения «Литература» в 6 классе. Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Объём времени, отводимый на изучение данного предмета по Базисному учебному плану – 68 часов.
Цели и задачи изучения литературы в школе
Цель изучения литературы в школе — приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении прежде всего к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить обучающихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Задачи курса литературы:
- Формирование вдумчивого, талантливого читателя.
- Развитие художественного вкуса.
- Обучение грамотному анализу прочитанного произведения.
- Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.
- Формирование читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
- Формирование представления о логике развития литературного процесса.
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
- Формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (сказка, легенда, миф, летопись, басня, рассказ, повесть, баллада).
- Овладение навыками подробного, выборочного, сжатого (или краткого), художественного пересказа небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
- Развитие умения производить сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам.
- Овладение монологической и диалогической речью в объёме изученных произведений.
- Развитие умения писать сочинения разных жанров: рассказ об интересном событии, характеристика литературного героя и реального лица, отзыв о прочитанной книге и др.
- Формирование умения готовить небольшое сообщение, интервью на литературную тему.
- Формирование потребности в систематическом чтении и анализе художественных произведений.
- Развитие эмоциональной сферы школьников, включение учащихся в творческую деятельность.
- Методы обучения: словесные в тесном сочетании с наглядными и практическими (проблемный, частично-поисковый, исследовательский, проектной деятельности).
- Формы обучения: урок, нетрадиционные формы уроков – урок-проект, урок-презентация, урок-соревнование, урок-игра, урок-экскурсия, урок творческого воображения, урок-исследование.
- Педагогические технологии: проблемно-диалогическое обучение, ИКТ, обучение в сотрудничестве, технология встречных усилий, критическое мышление.
Источник: kopilkaurokov.ru
Рабочая программа по литературе для 6 класса
Программа учитывает требования ФГОС и ориентирована на использование учебника В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина (М.: Просвещение, 2014 г.).
Основное внимание уделяется чтению художественного текста, которое осуществляется в различных видах; продолжается освоение теоретических понятий литературы как необходимого инструментария для осуществления анализа текста. В центре внимания при изучении литературы в 6 классе являются художественное произведение и автор, характеры героев.
Разделы содержания программы такие же, как и в курсе 5 класса: вначале изучаем устное народное творчество, затем движемся в хронологическом порядке к древнерусской литературе и к произведениям классики XIX, ХХ века, читаем самые значительные произведения из зарубежной литературы, выбранные соответственно возрасту и интересам детей и несущие большой воспитательный потенциал.
Источник: olgadyachenko.ru