Сравнение учебников проводится на основе выявления сходства различия темы умножения и деления на 2 и 3.
Главная задача при изучении умножения и деления на 2 и 3, уроков математики по учебнику М.И. Моро (с. 68—85), — составить вместе с детьми таблицы умножения и деления, выполнить различные упражнения, способствующие прочному запоминанию этих таблиц. Вместе с тем на основе изученных знаний об умножении и делении рассматриваются различные приемы нахождения табличных результатов, которыми учащиеся могут воспользоваться в случае забывания какого-то результата.[14]
При рассмотрении этой темы можно выделить две подтемы: таблицы умножения и деления с числом 2 (умножение числа 2, умножение на 2, деление на 2). Затем в таком же порядке изучаются таблицы с числом 3. На каждом из этих этапов включается достаточное число уроков на закрепление изученного.
На изучение и закрепление данной темы отводится 13 уроков
Таблица умножения с числом 2 (всего 8 случаев) рассматривается на двух уроках (с. 68—69). В них входят задания на вычисления, сравнение, решение задач, нахождение неизвестного числа, составление равенств и неравенств.
Почему нельзя учиться по советскому учебнику?
1. 2 * 4 + 2 2 * 3 + 2 2 * 2 + 2
2 * 4 – 2 2 * 3 – 2 2 * 2 — 2
2. 2 * 4 – 2 ☼ 2 * 3 2 * 3 ☼ 3 * 2
4 * 2 ☼ 2 * 5 – 2 5 * 2 ☼ 2 * 5
3. В одном пакете 2 кг муки. Что узнаешь, вычислив: 2 * 3? 2 * 5? 10: 2?
4. Закончи записи.
2 * 6 + 2 = 2 * 2 * 8 + 2 = 2 * 5
2 * 7 + 2 = 2 * 2 * 9 + 2 = 2 *
2 * 10 – 2 = 2 * 2 * — 2 = 2 * 4
5. Составь все какие сможешь, равенства и неравенства, используя выражения:
6 * 2 9 * 2 2 * 8 + 2 7 * 2 — 2
Эти задания используются для первичного закрепления материала. Также на следующих уроках закрепления материала особое внимание уделяют разным способам вычисления табличных результатов в случае их забывания. Это не только замена умножения сложением, но и использование других случаев из таблицы, которые хорошо известны (с. 70). Чтобы дети смогли воспользоваться различными приемами вычислений на данном уроке и в дальнейшем, надо включить упражнения на применение таких приемов. Например, задание № 1, с 70:
Каждое равенство из таблиц умножения надо знать на память, называя ответ сразу.
Если не помнишь – вычисляй быстро, используя разные приемы.
Рассмотри и объясни, как разными способами можно вычислить, например, 2 * 4.
2 * 4 = 2 + 2 + 2 + 2. Так считать долго.
или так: 2 * 4 = 2 * 3 + 2
или так: 2 * 4 = 2 * 5 — 2
Далее отводится несколько уроков на закрепление всех рассмотренных таблиц с числом 2 (с. 72—75). В учебнике даны разнообразные упражнения: решение примеров в одно и несколько действий, решение задач, нахождение значений буквенных выражений, сравнение выражений и др.
Методика работы над таблицами умножения и деления с числом 3 (с. 76—85) аналогична выше рассмотренной. Однако, учитывая накопленный детьми опыт, следует предоставлять им больше самостоятельности. Несмотря на то, что основное внимание уделяется на этих уроках новым таблицам, необходимо систематически включать табличные случаи с числом 2. На изучение и закрепление данной темы по учебнику математики Л.Г. Петерсон отводится 5 уроков.
«Математика Петерсон — это больше, чем математика»
В первом задании дети заполняют первый столбик по памяти, затем они заполняют таблицу по строкам. Рядом на воздушных шариках записаны числа первых двух десятков, надо зачеркнуть «лишнее» числа, т.е. те которые не кратны двум. В №2 таблица умножения на 2 используется в вычислительных алгоритмах, заданных блок-схемами. Отработка таблицы умножения на 2 продолжается в № 3, здесь необходимо составить задачи по рисункам и решить ее.
В № 9 табличные случаи умножения на 2 связывается с геометрическим материалом. В задании надо построить квадрат со стороной 2 см. Найти его периметр и площадь.
Задание № 6- задание с неизвестными. В данном задании продолжается отработка смысла умножения.
Ластик стоит Х руб., а линейка – У руб. Купили 2 ластика и 7 линеек. Что означают выражения:
х + у х * 2 х * 2 + у * 7
х – у у * 7 у * 7 – х * 2
Задание № 10 на стр. 88 направлено на подготовку учащихся к изучению следующей темы – «Деление».
Таблица умножения и деления на 3 рассматривается аналогично таблице умножения и деления на 2, на нее отводится один урок.
Таким образом, сравнив некоторые задания из учебников математики Л.Г. Петерсон и М.И. Моро на изучение табличного умножения и деления на 2 и 3, можно увидеть некоторое различие в заданиях. В учебнике математики Л.Г. Петерсон присутствуют задания разноуровнего характера, такие же задания присутствуют и в учебнике математике М.И. Моро, но в учебнике Л.Г.
Петерсон имеются разнообразные дидактические игры, задания с блок-схемами, блиц – турниры, в этом учебнике в основном задания развивающего характера. В учебнике М.И. Моро мало упражнений развивающих логическое мышление, внимательность. Практически отсутствуют задания с элементами занимательности. Упражнения однотипны.
Поэтому просто необходимо дополнять данные в учебнике упражнениями, дополнительными заданиями развивающего характера.
Заключение
В учебнике изложена необходимая информация по насыщенному усвоению, собраны определения и правила, которые ученик должен знать назубок, также даются упражнения для отработки применения ребенка» этих самых правил.Учебники выступают основным источником знаний и организации самoстoятельной работы учaщиxся и являются одним из важнейших средств обучения. Важнейшая функция учебника в процессе формирования учебнойдеятельности является обеспечение условий для воспроизведенияучащимисяанализа и содержательного обобщения свойств изучаемого предмета в форме учебного диалога.
После сравнения учебников математики Л.Г. Петерсон и М.И. Моро выявлены сходства и различия в заданиях учебника, а также выявлено то, что учебник математики (тетрадь с печатной основой) Л.Г. Петерсон содержит в основном упражнения развивающего характера, а учебники М.И Моро необходимо дополнить такими заданиями.
В ходе логико-структурного анализа учебника математики М.И. Моро были выявлены особенности данного учебника.
После анализа психолого-педагогической и методической литературы по теме нашей курсовой работы, можно сделать выводы о том, что данная проблема, о том, как объяснить смысл табличного умножения и деления на 2 и 3, как научить детей выполнять их, находить различных приемов запоминания таблиц умножения и деления на 2 и 3 решается уже давно и постепенно подходит к логическому завершению.
Список использованной литературы
1. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 455 стр.: ил. – (Вузовское образование).
2. Беспалько В.П. Теория учебника. Дидактический аспект. – М.: Педагогика, 1988. – 160 стр.
3. Гельфман Э. Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника, интеллектуальное воспитание уч-ся.- Спб.: Питер, 2006. – 384.: ил.
4. Журнал «Начальная школа» №10 – 1991 г., с 37 – 38.
5. Начальная школа №9 – 1998 г., с 94.
6. Начальная школа №9 – 2001 г., с 78.
7. Зуев Д.Д.// Российская педагогическая энциклопедия. – Т.2/ Главная редакция В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – с. 480-482
8. Истомина Н.Б. и др. Практикум по методике преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения»/ Н.Б. Истомина, Л.Г. Латохина, Г.Г. Шмырёва. – М.: Просвещения, 1986. – 176 стр. ил.
9. Математика. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2. (Второе полугодие)/ М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В.
Бельтюкова и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 96 с.: ил.
10. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В.Виноградова – 4-ое издание дополненное. М.: ООО «ИТИ Технологии» 2006г., 944 стр.
11.Петерсон Л.Г. Математика. 2 класс: Методические рекомендации для учителей. – Изд. 2-е, перераб. И доп. – М: Издательство «Ювента», 2005. – 336 с.: ил.
12. Педагогика: педагогические теории системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений/ С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.
13. Справочник руководителей и учителей начальной школы. Редактор Г. Губанова. Корректор И. Лукьяненкова 1999 г. «Родничок», г. Тула
14. «Школа 2000…». Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы// Под научной редакцией Г.В. Дорофеева. Вып.3, — М.: УМЦ «Школа 2000. – 272 стр.
15. «Школа 2000…». Математика для каждого: Технология. Дидактика. Мониторинг. Вып. 4. – УМЦ «Школа 2000…», 2002
Приложение
Тема: «Табличные случаи умножения и деления на 2 и 3 (закрепление)»
Источник: poisk-ru.ru
Сравнение учебников математики. 1-й класс. Часть I.
1. Преамбула.
1.1. Объекты исследования.
К сравнению выбраны следующие учебники/курсы математики за 1-й класс:
1. Петерсон Л.Г., 2012 г., М., «Ювента», 3 учебника, 3 рабочих тетради.
Яркий представитель т.н. «развивающего» направления. Долгое время активно продвигался в качестве лучшего постсоветского учебника математики для начальной школы. В ангажированных педагогических кругах принято считать, что курс Петерсон — для одаренных и успешных детей [1], в отличии от курса Моро, предназначенного для массового потребителя
2. Моро М.И., 2015, М., «Просвещение», 2 учебника, 2 рабочих тетради.
Наиболее распространенный учебник математики. Современный представитель «классической» учебной литературы. Является переработкой советского учебника 80-х к современным требованиям преподавания. Выполнен при участии Марии Игнатьевны Моро, автора классического советского курса математики для начальной школы.
3. Моро М.И., 1982, М., «Просвещение». Наиболее известный сегодня советский учебник математики (80-е годы).
4. Пчелко А.С., 1967,М., «Просвещение» Советский учебник арфиметики 60-х годов, классика советской послевоенной учебной литературы.
Естественно, данная оценка, хотя и будет опираться на объективные факты, является именно моей оценкой учебников и ни чем более.
Надеюсь, что проделанная работа принесет некоторую пользу не только мне, но и читателям.
Сравнению структуры советских и современных учебников начальной и основной школ будет посвещена отдельная общая статья, выводы которой будут справедливы в отношении практически всего корпуса современной учебной литературы.
Статья о сравнении учебников будет публиковаться частями, по мере появления у меня свободного времени для соответствующей работы.
Окончательно, сравнительная оценка учебников будет приведена в систематизированном виде в завершающей части статьи.
2. Курс Л.Г. Петерсон.
2.1. Введение.
Первым будет рассмотрен «развивающий» курс математики первого класса для «успешных» детей под редакцией Л.Г. Петерсон.
Курс состоит из трех учебных пособий, 64 стр., 64 стр., 96 стр., и трех рабочих тетрадей, 64 стр. каждая.
Исходные материалы не привожу, дабы не нарушать авторское право издательства.
При желании, читатель может самостоятельно найти данный учебный курс в сети.
Предваряя дальнейшие материалы, обращаю внимание, что, в данный момент (с 2014 года), курс исключен из федерального перечня учебников, рекомендованного к применению в школах [2], но продолжает использоваться в течение 5 лет с момента опубликования приказа в тех школах, в которых он был закуплен и, далее, может использоваться педагогами по их желанию.
Перед тем, как выносить суждение по данному курсу в целом, предлагаю оценить ряд материалов из рассматриваемых учебников.
2.2. Серьезные математические ошибки в учебнике
На уроке 9 (стр. 16) понятие суммы дается, еще до введения понятия числа, как объединение непересекающихся множеств. Причем, в данном случае, элементы множеств изображены как однотипные на множестве.
Рисунок 1. Сумма.
С точки зрения математики, вообще-то, Т + К ≠ К + Т, при такой подаче, если не оговорено отдельно не учитывать состав и порядок элементов.
Это разные размещения, но равные сочетания. Как 11122 и 22111, например.
Автор, вплоть до конца третьей книги, даже после знакомства учащихся с числами, продолжает применять предложенную им оригинальную концепцию сложения.
Введение определения суммы в таком виде, очевидно, не является математически строгим, путает учащихся, способствует формированию у них ложных представлений как о суммировании, в частности, так и о работе с множествами, в целом.
На уроке 11 (стр. 18), разность определяется автором как исключение элементов из множества элементов по заданному списку критериев.
Рисунок 2. Разность.
Например, по мнению автора, в п. 2, при вычитании из четырех геометрических фигур двух, это должны быть желтый круг и синий квадрат. На самом деле, нет. Автор снова ошибается. Разность, в её арифметическом понимании, это операция исключения из множества заданного количества элементов, а не исключения элементов по заданным критериям.
Вообще, в курсе математики начальных классов, ребенок, проводя арифметические действия, должен работать с количественным, а не качественным описанием множеств. На примере рассмотренного выше определения разности, надо работать не с классами кружков и квадратиков, к тому же, дифференцированных по признаку цвета, а с классом геометрических фигур. Лучшей подачей темы была бы классическая её подача: разность на примере одинаковых кружков или, если обязательно хочется красиво проиллюстрировать учебник, одинаковых ягодок или коробочек. Ключевое слово — одинаковых.
Со стр. 36, урок 24, вводится, для счета по ней, числовая прямая, которая активно используется в дальнейшем при счете (т.н. «счет по линейке»). Данный метод имеет как плюсы (складывается представление о «числовой прямой»), так и минусы («счет по линейке» препятствует развитию абстрактного мышления). По моему мнению, в качестве основного метода счета данный метод, при обучении, использоваться не должен. Для усвоения конкретного счета предпочтительнее использование предметного счетного материала («палочек»), с постепенным отходом от таковых и переходом к «чистой» арифметике.
На уроке 18, стр. 34-37, часть III, автор, в теме «единицы счета», касается концепции «составных именованных чисел», которая, как мне кажется, скорее, вредна в начальных классах, нежели полезна.
Рисунок 3. Именованные числа.
Разберем данную концепцию на примере, а), рис. 5. Красный квадрат содержит неизвестное количество черных точек. Таким образом, арифметические операции раздельно проводятся с красными квадратами и черными точками.
Предположим (в рассматриваемом учебнике нет даже этого), что задано правило, по которому устанавливается соответствие между красными квадратами и черными точками. Например, в одном красном квадрате 10 черных точек (в 1 см 10 мм и т.п.). Согласно правилам работы, с составными именованными числами, принятым в элементарной арифметике до, примерно, конца 60-х годов прошлого века, квадраты (или сантиметры) и точки (миллиметры), в таком случае, все равно, учитываются отдельно, после чего лишние точки перекидываются в квадраты (миллиметры свыше 10 переводятся в сантиметры).
Сейчас общепринятой является другая методика работы с составными именованными числами. Например, 3 см 4 мм + 4 см 9 мм, вычисляются не
3 см 4 мм + 4 см 9 мм = 7 см 13 мм = 8 см 3 мм, а
3 см 4 мм + 4 см 9 мм = 34 мм + 49 мм = 83 мм = 8 см 3 мм,
т.е. составные именованные числа приводятся к минимальной общей размерной единице и все вычисления происходят уже после такого приведения типа составных чисел. И это правильно. А вот занимать этими проблемами детей первого класса обучения – неправильно. И, тем более, неправильно учить их устаревшей методике работы с составными именованными числами.
2.2. Неоднозначные и спорные места в учебнике
На стр. 20, урок 13, требуется угадать значения букв классов фигур для их группировки.
Рисунок 4. Угадай задуманные слова.
Далее угадывание значения букв классов как прием обучения (чему? умению угадать ход мысли автора?) встречается довольно-таки часто…
Правила оформления задач (стр. 44, урок 23, часть II), как мне кажется, излишне формальны для первого класса:
Рисунок 5. Правила оформления задач.
Впрочем, именно этот момент – вопрос вкуса, допускаю, что такого рода требования к формализации решения, при условии, конечно, последовательного формального изложения учебного материала (чего нельзя сказать о данном учебнике), были бы логичны и обоснованы.
Стр. 62, урок 32, нумерация двузначных чисел, с непонятной целью вводится обозначение десятков треугольниками, а единиц точками. В дальнейшем это авторское условное обозначение активно используется как в учебнике, так и в рабочей тетради (РТ 3, 29, 1, стр. 37)
Рисунок 6. Авторские условные обозначения.
По моему мнению, не следует умножать сущности без необходимости. Тем более, в учебнике математики для первого класса.
Сложение с переходом через десяток вводится табличным способом. По моему мнению, подобный подход возможен, но не является лучшим, так как не способствует развитию абстрактного мышления, предпочтителен, как мне кажется, классический метод загрузки «таблицы сложения» в голову учащимся, обучение — через дополнение числа до 10 и закрепление материала количеством выполненных примеров. Ниже пример таблицы сложения из РТ 3, 38,1 стр. 46.
Рисунок 7. «Треугольная таблица сложения».
2.3. Несколько слов о рабочих тетрадях
Рабочие тетради, в целом, соответствуют уровню учебников – столь же невнятные, неоднородные по уровню подачи материала, полные раскрасок, шарад, веселых картинок и заданий от не по возрасту легких, вот, например, для детей среднего детсадовского возраста (РТ 1, стр. 28),
Рисунок 8. Один, два, много.
до не по возрасту сложных, например, требование выхода на уровень сложного планирования работ, для первого класса, как мне кажется, преждевременно (РТ 1, стр. 54, урок 33)
Рисунок 9. Изучаем 6 по плану.
Учебник перегружен дополнительным материалом в ущерб основному, излишнее внимание уделяется раскраскам, прописям и рисованию по клеточкам. Раскраски и прописи продолжают использоваться при обучении до конца первого класса.
Наличие большого количества качественных математических головоломок, с одной стороны, является одной из немногих положительных сторон рассматриваемого учебника, а, с другой стороны, отвлекает учащегося от усвоения базовых понятий арифметики.
Качественно, учебник содержит серьезные математические ошибки при подаче материала, недостаточен в части подачи основного материала программы и избыточен в части дополнительного материала, содержит большое количество авторской математической символики, не встречающейся в общепринятом дискурсе, и не может быть рекомендован для изучения арифметики в начальной школе.
2.5. Справочно.
Учебники Петерсон давно и заслужено подвергались профессиональной критике, которая, к сожалению, долгое время, никак не влияла на распространение убеждений о качестве учебной литературы подобного рода и необходимости её скорейшего повсеместного распространения. Подробнее с содержательной критикой данного учебного курса можно ознакомиться, например, тут [3]. Позволю привести, в завершение, цитату уважаемого академика Виктора Анатольевича Васильева, по поводу его полемики с Л.Г. Петерсон:
«Помимо непосредственной работы со школьной математикой, важно еще и понимание самой математики и того, что является математикой, а что — нет; понимание того, что является математическим мышлением и/или полезно для него, а что — нет; наконец и просто общечеловеческий здравый смысл. По моим уже многолетним наблюдениям, для того, чтобы написать полноценный учебник для n-го класса, необходимо (но, разумеется, не достаточно) свободно владеть материалом за 2, 5n или даже 3n классов.
К сожалению, убедить в этом не только автора, но и многих других представителей педагогического сообщества довольно трудно.»[4]
1 часть:
Работа с последовательностями, группами, размером, сходствами и различиями. Понятия суммы и разности. Числа до 6.
2 часть:
Числа до 9. Ноль. Вводится понятие «Задача». В учебнике появляются классические текстовые задачи. Работа с геометрическим материалом.
3 часть:
Длина, масса, объем. Составные именованные числа. 10. Счет десятками. Счет от 10 до 20.
Двузначные числа. Сложение без перехода через десяток.
Табличное сложение с переходом через десяток
Обычное сложение с переходом через десяток.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
[1] «Автора к доске!» Российская Газета 2010.08.03
[2] Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253
[3] В.А. Васильев. Экспертиза учебников 2005-2010 г.
[4] В.А. Васильев. Докладная записка в связи с письмом Л.Г. Петерсон от 22.12.2008
Источник: swayn.livejournal.com
Петерсон , Моро или Виноградова?
Пожалуйста,расскажите о этих программах!может есть специалисты?Или те кто учился по этим программам.Что лучше выбрать?В одних школах учат по Моро,в других по Петерсону!
Re: Петерсон , Моро или Виноградова?
kkkkotik » 27 сен 2012, 16:50
у нас в школе в параллели и петерсон у одних классов, и школа2100 — Демидова у других классов. так что во всех школах по разному. лично у нас демидова, пока с программой справляемся, но не скажу, что она больно легкая
Re: Петерсон , Моро или Виноградова?
Провокатор » 05 окт 2012, 12:59
Моро — самая простая программа, Петерсон — одна из самых сложных. Мама работает учителем нач. классов, говорит, по Петерсону сложно, но если ребёнок сильный, то справится. А программы Канакиной нет?
Re: Петерсон , Моро или Виноградова?
Пампусик » 05 окт 2012, 19:05
Очень нравится Петерсон. Многие вещи показаны с необычной стороны. Программа продумана, интересна. Очень динамична.
Re: Петерсон , Моро или Виноградова?
навуходоносоор » 05 окт 2012, 20:05
Дело в том что,как я слышала,в лицеях обучают только по Петерсон,и если после 4 класса мы захотим в какой-нибудь лицей,справится ли ребенок после Моро?
Re: Петерсон , Моро или Виноградова?
Lusya » 05 окт 2012, 20:10
В этом случае дети обычно занимаются дополнительно по учебникам Петерсон с мамой или репетитором.
Re: Петерсон , Моро или Виноградова?
Пампусик » 06 окт 2012, 08:51
навуходоносоор писал(а): Дело в том что,как я слышала,в лицеях обучают только по Петерсон,и если после 4 класса мы захотим в какой-нибудь лицей,справится ли ребенок после Моро?
Да, обучение идет по Петерсон. После Моро будет сложно. Дети ходят на подготовительное отделение, те, которые хотят попасть в лицей.
Re: Петерсон , Моро или Виноградова?
KatyaF » 06 окт 2012, 17:50
У нас в гимназии программа «Начальная школа 21 века», автор учебника математики Гейдман.
Re: Петерсон , Моро или Виноградова?
viskonia » 05 ноя 2012, 16:07
У нас Моро-никаких сложностей.
8-961-565-29-19
Re: Петерсон , Моро или Виноградова?
Насколько я знаю Петерсон рассчитан только на начальную школу. С 5 класса начинается обычная математика. По крайней мере у нас так.
Re: Петерсон , Моро или Виноградова?
Пампусик » 13 дек 2012, 11:37
Математика. 5 класс. Часть 1 / Г. В. Дорофеев, Л. Г. Петерсон. — М.: Издательство «Ювента», 2008
Дальше просто идет соавторство.
Re: Петерсон , Моро или Виноградова?
natali7777 » 26 янв 2013, 22:12
у насв лицее-Петерсон.вроде не очень сложно
МОЙ СОТОВЫЙ-47-59-00
Viber,WhatsApp,Line-89128275900
Re: Петерсон , Моро или Виноградова?
Myshka » 29 янв 2013, 23:47
Провокатор писал(а): А программы Канакиной нет?
Канакина-автор учебников по русскому языку.
Re: Петерсон , Моро или Виноградова?
Myshka » 29 янв 2013, 23:51
навуходоносоор писал(а): Дело в том что,как я слышала,в лицеях обучают только по Петерсон,и если после 4 класса мы захотим в какой-нибудь лицей,справится ли ребенок после Моро?
Племянник после Моро в начальной школе легко поступил в лицей в 5 классе,в прошлом году занял 3 место в олимпиаде по математике Всё зависит от способностей по-моему.
Re: Петерсон , Моро или Виноградова?
У нас в гимназии в начальной школе был Петерсон, а с 5 класса учебник Мордкович. Я считаю после Петерсона деткам все легко и просто дается.
Сообщений: 19 • Страница 1 из 2 • 1 , 2
Кто сейчас на форуме
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
- Список форумов
- Мобильный вид • Наша команда • Удалить cookies форума • Часовой пояс: UTC + 3 часа
Новое на сайте.
Все права защищены. Использование текстовых и графических материалов с сайта www.kirovchanka.ru без письменного разрешения и без активной гиперссылки запрещается. Находясь на сайте, пользователи дают согласие на обработку персональных данных, которые обрабатываются в целях функционирования сайта. Возрастное ограничение: 16+ Контактная информация.
Женский сайт и форум Кирова: материнство, дети, роддома Кирова, семья, красота, здоровье, мода, афиша Кирова, отдых, фитнесс, консультации, магазины Кирова, общение, блоги, форум и сайт для женщин и мам Кирова.
Источник: www.kirovchanka.ru