Какая программа лишняя в перечне комплексных радуга детство росток истоки

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (3-е издание М., 2005 года) является государственным программным документом, который подготовлен с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования и представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.

В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка.

Главный критерий отбора программного материала- его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Программа «Радуга» — реализуем ФГОС — часть 1

Ведущие цели программы- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие задачи:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

• креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

• обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;

• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.

Структура программы: программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей:

Презентация программы «Радуга»

• ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста);

• младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы);

• средний возраст- от 4 до 5 лет (средняя группа);

• старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей, предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.

Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.

Программа «Радуга». Авторский коллектив — сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ. Программа разработана под руководством к.п. н. Т.Н. Дороновой.

Откуда такое название? Авторы назвали свою программу, образно сравнивая ее с настоящей радугой: семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка. Речь идет о физической культуре, игре, ИЗО (на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством), конструировании, занятиях музыкой и пластическим искусством, занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, математике. Одна из основных идей программы заключается в создании «поисковой» развивающей средыво всех помещениях садика. Считается, что, обладая от природы пытливым умом, малыш будет «докапываться» до цели, затем стремиться к новым достижениям.

Программу «Развитие» создал авторский коллектив сотрудников Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. А начинал ее разрабатывать доктор психологических наук Л.А. Венгер. Основная идея программы заключается в том, что дошкольное детство — уникальный период в жизни человека.

Авторы подчеркивают, что на ребенка ни в коем случае нельзя давить, навязывая чуждые дошколенку школьные формы обучения. А стоит, опираясь на данные малышу от природы способности, формировать у него в игре представления об окружающем мире. Особое внимание авторы программы уделяют умственному и художественному развитию малышей.

Программа «Одаренный ребенок» разработана тем же авторским коллективом, что и «Развитие». Это своего рода «вариация» предыдущей идеи, но предназначенная для работы с детьми шести-семи лет, обладающими высоким уровнем умственного развития. Программа также направлена на развитие художественных способностейтаких малышей.

Авторы программы «Детский сад — дом радости» — к.п.н. Н.М. Крылова и В.Т. Иванова, воспитатель-новатор. В основе «Дома радости» лежит принцип взаимодействия родителей, воспитателей и малышей. Специфика программы заключается в том, что воспитатель работает не по плану, а по разработанным авторами сценариям 12-и часового рабочего дня.

Каждый день в таком саду для ребенка — маленький спектакль, где каждый малыш играет свою роль. Цель — воспитать в ребенке индивидуальность. Особое внимание в каждой возрастной группе уделяется развитию тех видов деятельности, которые требуют от ребенка максимальной самостоятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, игры, продуктивная деятельность, общение.

«Истоки» — одна из самых популярных программ в современных садах. Авторский коллектив — научные сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Она основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях, проводимых под руководством академика А.В.

Запорожца. И Программа позволяет педагогу найти к каждому ребенку индивидуальный подход. Цель — разностороннее развитие малыша, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей.А также сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Программу «Детство» разработал авторский коллектив — преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Она направлена на раскрытие индивидуальных качеств ребенка и помощь ему в адаптации к социуму.

Особенность программы заключается в том, что все виды деятельности: и различные занятия, и общение со взрослыми и сверстниками, и игра, и труд, и экспериментирование, и театрализация — очень тесно переплетаются между собой. Это дает возможность малышу не просто запоминать отдельные друг от друга знания, а незаметно накапливать самые разные представления о мире, овладевать всевозможными знаниями, умениями и навыками, постигать свои возможности. Программа включает в себя четыре основных блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Авторский коллектив Нижегородского гуманитарного центра под руководством кандидата педагогических наук Г.Г. Григорьевой разработал программу «Кроха». Это программа комплексного развития и воспитания детей в возрасте до трех лет. Ее цель — помочь родителям осознать самоценность и особую значимость раннего периода жизни человека, оказать помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей и средств, методов воспитания.

«Из детства в отрочество» — так назвал свою программу авторский коллектив под руководством к.п.н. Т.Н. Дороновой. Программа задумана и разработана для родителей и педагогов, воспитывающих детей от 4 до 10 лет. Ее принципиальное отличие от других в том, что она предусматривает тесную взаимосвязь детского учреждения с семьей по всем направлениям развития личности ребенка.

Источник: nsportal.ru

Программа «Радуга», «Истоки», «Развитие», «Детство», «Наследие», «ТРИЗ»

1 В основу программы «Радуга», под руководством Т.Н.Дороновой, положена идея о том , что каждый год жизни ребёнка является ___ для ___ определённых ___ новообразований (психических, психологических, формирования, решающим, своевременным)

Читайте также:
Iso 10005 системы менеджмента качества руководство по программам качества

2 Педагогическая работа в программе строится на основе теоретических позиций о ведущей роли ____ в психическом развитии ребёнка и становлении его личности

А- учение Б- деятельность В- обучение Г- воспитание

3 Способность у детей к целеполаганию начинается в возрасте между-

А- 2-3 годами Б- 3-4 годами В- 5-6 годами

4 Способность самостоятельно развёртывать систему вытекающих друг из друга целей является важным условием ____ и ____ деятельности

А- самостоятельной Б- творческой В- учебной Г- научной

5 Существенным моментом в педагогической работе является создание у детей ___, побуждающей их овладевать тем, чем необходимо овладеть (потребности, мотивации, желания, способности)

6 Выделяют три типа мотивации, с их помощью побуждать детей охотно усваивать новое, передаваемое взрослыми А- игровая мотивация Б- мотивация общения

В- мотивация личной заинтересованности Г- мотивация учения

7 Авторы считают ___ важнейших видов деятельности детей и занятий , в процессе которых происходит воспитание и развитие ребёнка

8 Красный цвет отдаётся авторами самому важному предмету воспитания

А- игра Б- физическая культура В- занятия по развитию речи Г- конструирование

9 Ведущая деятельность ребёнка- игра, связывается с ____ цветом радуги

10 Каждый вид занятий поэтично сравнивается с каким-то одним цветом радуги, раскрывается его своеобразие и целесообразность полноценного использования в работе с детьми. Соотнесите цвет и вид:

1- физическая культура; 2- игра; 3- изодеятельность и ручной труд;

4-конструирование 5- музыкальное и пластическое искусство; 6- математика;

7- развитее речи и ознакомление с окружающим миром;

А- красный; Б- оранжевый; В- жёлтый; Г- зелёный; Д- голубой; Е- синий; Ж- фиолетовый;

Ответ: 1-; 2-; 3-; 4-; 5-; 6-; 7-;

11 Главный помощник в реализации ведущих потребностей ребёнка воспитатель- умный, тактичный, авторитарный, доброжелательный, амбициозный, творческий, грубый, справедливый. Уберите лишнее, докажите несоответствие. 37

12 Программа «Истоки»основана на психологических и педагогических исследованиях под руководством (Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина)

— Компетентность включает аспекты: а) интеллектуальный; б) языковый; в) социальный;

г) физического развития;

— Креативность; — Инициативность; — Самостоятельность и ответственность; — Произволность

— Свобода поведения и безопасность; — Самосознание и самооценка;

14 В программе «Истоки» центральной фигурой образовательного процесса является

А- воспитатель Б- воспитание В- здоровье Г- ребёнок

15 Задачи развития ребёнка в деятельности представлены по 4 основным направлениям, кроме А- социальное развитие Б- познавательное В- эстетическое Г- духовное Д- физическое

16 Программа направлена на амплификацию, т.е.___ психического развития ребёнка, максимальную реализацию его возможностей (сохранение, обогащение, формирования)

17 Авторский коллектив программы «Развитие»- сотрудники института дошкольного образования и семейного воспитания под руководством

А- Л.А.Венгера Б- О.М.Дьяченко В- Л.С.Выготского Г- все ответы верны

18 В основу программы взяты ____ теоретических положения (два, три, четыре )

19 Теоретические положения программы «Развитие»

А- теория А.В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития;

Б- концепция Л.А.Венгера о развитии способностей;

В- идея Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития »;

Г- закон Д.Б.Эльконина о чередовании, периодичности разных типов деятельности;

20 Основные цели программы «Развитие»- развитие

А- умственных и художественных способностей;

Б- специфических видов деятельности;

В- сенсорных способностей;

21 По мнению авторов программы, основной путь развития – это обобщение ____

22 Обучение по программе «Развитие» носит ____ характер

(развивающий, воспитывающий, обобщающий)

23 «Детство»- программа развития и воспитания детей в детском саду в разных видах ___

( игры, деятельности, занятий, общения)

24 Программа и педагогическая технология направлены на обеспечение единого процесса __ и ___ личности (интеграции, социализации, индивидуализации, самопознания, общения)

25 Содержание программы «Детство» условно объединено вокруг 4 основных блоков:

А- «Познание» Б- «Гуманное отношение» В-«Созидание» Г- «Здоровый образ жизни»

Д- «Социальное развитие» Е- «физическое развитие»

26 Деятельность воспитателя должна быть направлена на обеспечение максимальной активности детей в соответствии с _____ возможностями развивающейся личности

27 Автор идеи программы «ТРИЗ»- теория решения изобретательских задач, Г.С.Альтшуллер. Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип ______ обучения

А- природосообразности Б- культуросообразности В- центрации Г- индивидуализации

28 Главная цель педагога, работающего по программе «ТРИЗ»,- формирование у детей ___ мышления, воспитание ____ личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.

29 Программа «Юный эколог» — автор С.Н.Николаева, включает в себя концептуальный научно обоснованный психолого- педагогический взгляд на проблему __ __ дошкольников

30 Реализация программы по экологическому воспитанию успешно решается при условии:

А- создания в дошкольном учреждении зелёной зоны;

Б- заинтересованность педагогического коллектива в усвоении основ экологической культуры детьми; В- воспитание экологической культуры у родителей; 38

Г- приобщение родителей к целостной работе с детьми; Е- все ответы верны;

31 Программа «Наследие», авторы М.Новицкая, Е.В.Соловьёва определяют цель- введение в традиционную ___ культуру

32 Объединяющее начало для разных культур содержится в трёх главных сферах:

Человек и природа; Человек и семья, род; Человек и история. Принципы построения программы могут быть использованы при изучении ____ любого народа России и мира

33 Программа «Наследие» состоит из блоков, имеющих относительно самостоятельное ___ и определённые ___: Круг событий; Семейный круг; Встанем в круг; Круг чтения.(задачи, значение, возможности, цели)

34 Содержание программы – это глубочайший материал обретения народной ___

Критерии оценки:

– оценка «отлично» выставляется студенту, правильно ответившему на 91% вопросов;

– оценка «хорошо» выставляется студенту, правильно ответившему на 76-90% вопросов;

– оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, правильно ответившему на 61-75% вопросов;

— оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, правильно ответившему на 0-60% вопросов

Практические задания

Тема 2.Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении в условиях социального партнерства

Тема 5.Особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования

Задание 1:Сформулируйте темы (не менее 7) по самообразованию для воспитателя детей дошкольного возраста, обоснуйте их актуальность.

Критерии оценки: рациональность выбора тем по самообразованию, аргументированность обоснования актуальности.

Задание 2:Опишите структуру проектной деятельности.

Критерии оценки: соответствие структуры проектной деятельности предъявляемым требованиям.

Задание 3:Опишите этапы подготовки и проведения опытно-экспериментальной работы в сфере образования.

Критерии оценки: соответствие требованиям к планированию этапов исследовательской деятельности.

Задание 4:Опишите примерную структуру программы эксперимента в сфере образования.

Критерии оценки: соответствие образцу структуры программы эксперимента.

Задание 5:Перечислите основные методы теоретического исследования, используемые в области дошкольного образования.

Критерии оценки: полнота и точность характеристик методов.

Задание 6:Перечислите основные методы эмпирического (опытно-практического) исследования, используемые в области дошкольного образования.

Критерии оценки: полнота и точность характеристик методов.

Задание 7:Представьте критерии передового педагогического опыта.

Критерии оценки: полнота и точность представления критериев.

Задание 8:Представьте структуру процесса изложения результатов исследования.

Критерии оценки: соответствие образцу структуры процесса изложения результатов исследования. 39

Тема 1Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающей системы

Тема 3Методические и технологические основы педагогической деятельности воспитателя в ДОУ

Тема 4Структурные компоненты процессы воспитания и обучения в ДОУ.

1. Составьте схему «Система образования в России»

2. Проанализируйте свой образовательный путь, изобразите его в виде цепочки образовательных учреждений, в которых вы воспитывались, обучались и обучаетесь в настоящее время, в каких предполагаете продолжить образование.

3. Составьте программу профессионального самовоспитания по плану:

— какие личностные качества называются профессиональными?

-определите свой профессиональный идеал;

— проанализируйте, насколько вы соответствуете своему идеалу и как стремитесь к нему приблизиться;

-определите, каким образом, с помощью каких средств, способов деятельности вы развиваете и будете продолжать развивать у себя профессионально значимые качества.

4. Дайте характеристику специализации, которую вы приобретаете в процессе профессионального образования. Объясните, насколько она необходима для современного дошкольного учреждения, отвечает ли вашим интересам, способностям.

5. Перечислите функциональные обязанности педагога детского сада.

Какие личностные качества старшего воспитателя обеспечивают успех его деятельности, а какие вызывают трудности? Приведите примеры.

Каковы ваши предложения по совершенствованию деятельности старшего воспитателя детского сада

Читайте также:
Как работать с программой комбилоадер

6. Изучите в «Концепции дошкольного воспитания» раздел «Воспитатель детского сада», выскажите свою точку зрения о перспективе подготовки педагогов-воспитателей для работы в группах.

7. Докажите, что воспитание- важнейшая функция человеческого общества, без которой оно не может существовать.

8. Подберите пословицы разных народов о воспитании детей, проанализируйте их, выявите сходство и различия в подходах к воспитанию.

9. Изучите «Концепцию дошкольного воспитания», выпишите цели и принципы гуманизации педагогической работы с детьми, дайте сравнительную характеристику учебно- дисциплинарной и личностно- ориентированной моделей построения образовательного процесса.

11.Изучите Закон РФ «Об образовании», выпишите принципы, на которых основывается современная система образования в России, проследите специфику их реализации в общественном дошкольном воспитании.

13. Объясните, что представляют собой альтернативные образовательные учреждения в нашей стране и за рубежом, приведите примеры.

14. Выскажите ваше мнение о роли и месте содержательного досуга, увлечений в системе непрерывного образования, развития личности. Удовлетворение каких ваших общекультурных потребностей скажется на вашей профессиональной подготовки.

15. Изучите и проанализируйте принципы построения развивающей среды в дошкольном учреждении по книге В.А.Петровского и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении (М., 2003).

16. Понаблюдайте во время посещения детского сада за воспитателем группы и запишите примеры, когда воспитатель целенаправленно и стихийно выступал в двух функциях взрослого человека: взрослый- носитель ценностей и взрослый- организатор процесса передачи социального опыта.

Тема 5.Особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования

17. Прочтите внимательно статью Л.С.Выготского «Проблема возраста» ( Выготский Л.С. Пед.соч.- Т. 4.- С. 244). Подумайте, почему педагогу, а не только психологу, важно знать о подходах к возрастной периодизации.

18. Составьте характеристику ребёнка раннего или дошкольного возраста на основе комплексной программы «Развитие», авторский коллектив под руководством Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко.

19. В методических рекомендация по программе «Развитие» для воспитателей дошкольных учреждений показано как проектировать различные развивающие ситуации. Проиллюстрировать примером использование проблемной ситуации при освоении пространственных отношений между предметами.

20. Авторы программы«Детский сад- дом радости» Н.М.Крылова, В.Т.Иванова представляют содержательный методический материал в виде плана-сценария. На примере формирования культурно-гигиенического навыка умывания показать поэтапную работу по совершенствованию деятельности ребёнка в данном режимном процессе. (Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М., 1999- С.52)

21. Программа «Истоки» разрабатывалась как базисная программа развития дошкольника. Раскройте динамику развития ребёнка раннего и дошкольного возраста по одному из направлений программы: социальное развитие; познавательное развитие; эстетическое развитие; физическое развитие.

(Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М., 1999- С.84-97)

22. Педагогическая работа в программе «Радуга» строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребёнка и становлении его личности. Авторы , образно сравнивая с настоящей радугой- семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребёнка, раскройте и проанализируйте. (Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М., 1999- С.32- 45)

(Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М., 1999- С.164-169)

24. Объясните, почему педагог должен всячески поддерживать в глазах ребёнка авторитет родителей, воспитывать любовь и привязанность к ним.

25. Как осуществляется сотрудничество детского сада и семьи в современных образовательных программах? Какие из форм работы с семьёй вам кажутся наиболее действенными? Почему? К каким формам вы считаете себя наиболее подготовленными?

26. Продолжите перечень правил взаимодействия с семьёй:

— обращаться только по имени и отчеству;

— проявлять искренний интерес к родителям;

— уметь слушать родителей;

Критерии оценки:

– оценка «отлично» соответствует всем требованиям, предъявляемым к такого рода работам. Тема раскрыта полностью, четко выражена авторская позиция, имеются логичные и обоснованные выводы. Задание выполнено с использованием широкого круга научной литературы, рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также иной литературы, чем та, что предложена в Программе соответствующей учебной дисциплины. Работа должным образом оформлена;

– оценка «хорошо» тема раскрыта полностью; прослеживается авторская позиция, сформулированы необходимые обоснованные выводы; использована необходимая для раскрытия вопроса основная и дополнительная литература. Грамотное оформление;

– оценка «удовлетворительно» тема раскрыта недостаточно полно; использовались только основные (более двух) источники; имеются ссылки на статистические материалы, но не выражена авторская позиция; отсутствуют выводы. Имеются недостатки по оформлению;

– оценка «не удовлетворительно» Задание не раскрыто; материал изложен без собственной оценки и выводов; отсутствуют ссылки на статистические источники. Имеются недостатки по оформлению работы

Источник: megaobuchalka.ru

Современные образовательные программы для дошкольных учреждений

Центр ранней социализации детей «Зеленая дверца» и др.

(Литература: Современные образовательные программы для дошкольных учреждений- М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 344 с. / Под ред. Ерофеевой Т.И.)

Какие бывают программы?

Обзор комплексных программ

Первая программа, о которой мы расскажем, называется «Радуга». Авторский коллектив — сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ. Программа разработана под руководством к.п. н. Т.Н. Дороновой.

Работа по ней ведется с 1989 г. по заказу Минобразования России. Откуда такое название? Авторы назвали свою программу, образно сравнивая ее с настоящей радугой: семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка.

Речь идет о: физической культуре, игре, ИЗО (на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством), конструировании, занятиях музыкой и пластическим искусством, занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, математике. Одна из основных идей программы заключается в создании «поисковой» развивающей среды во всех помещениях садика. Считается, что, обладая от природы пытливым умом, малыш будет «докапываться» до цели, затем стремиться к новым достижениям.

Программу «Развитие» создал авторский коллектив сотрудников Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. А начинал ее разрабатывать доктор психологических наук Л.А. Венгер. Основная идея программы заключается в том, что дошкольное детство — уникальный период в жизни человека.

Авторы подчеркивают, что на ребенка ни в коем случае нельзя давить, навязывая чуждые дошколенку школьные формы обучения. А стоит, опираясь на данные малышу от природы способности, формировать у него в игре представления об окружающем мире. Особое внимание авторы программы уделяют умственному и художественному развитию малышей.

Программа «Одаренный ребенок» разработана тем же авторским коллективом, что и «Развитие». Это своего рода «вариация» предыдущей идеи, но предназначенная для работы с детьми шести-семи лет, обладающими высоким уровнем умственного развития. Программа также направлена на развитие художественных способностей таких малышей.

Авторы программы «Детский сад — дом радости» — к.п.н. Н.М. Крылова и В.Т. Иванова, воспитатель-новатор. В основе «Дома радости» лежит принцип взаимодействия родителей, воспитателей и малышей.

Специфика программы заключается в том, что воспитатель работает не по плану, а по разработанным авторами сценариям 12-и часового рабочего дня. Каждый день в таком саду для ребенка — маленький спектакль, где каждый малыш играет свою роль. Цель — воспитать в ребенке индивидуальность. Особое внимание в каждой возрастной группе уделяется развитию тех видов деятельности, которые требуют от ребенка максимальной самостоятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, игры, продуктивная деятельность, общение.

«Истоки» — одна из самых популярных программ в современных садах. Авторский коллектив — научные сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Разрабатывалась она по заказу Московского департамента образования как базисная программа развития дошкольника.

Она основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях, проводимых под руководством академика А.В. Запорожца. И учитывает современные тенденции развития отечественного дошкольного воспитания. Программа позволяет педагогу найти к каждому ребенку индивидуальный подход.

Цель — разностороннее развитие малыша, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей. А также сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Читайте также:
Какой нормативный документ лежит в основе данной программы подготовки перевозка опасных грузов

Программу «Детство» разработал авторский коллектив — преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Она направлена на раскрытие индивидуальных качеств ребенка и помощь ему в адаптации к социуму.

Особенность программы заключается в том, что все виды деятельности: и различные занятия, и общение со взрослыми и сверстниками, и игра, и труд, и экспериментирование, и театрализация — очень тесно переплетаются между собой. Это дает возможность малышу не просто запоминать отдельные друг от друга знания, а незаметно накапливать самые разные представления о мире, овладевать всевозможными знаниями, умениями и навыками, постигать свои возможности. Программа включает в себя четыре основных блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

«Из детства в отрочество» — так назвал свою программу авторский коллектив под руководством к.п.н. Т.Н. Дороновой. Программа задумана и разработана для родителей и педагогов, воспитывающих детей от 4 до 10 лет. Ее принципиальное отличие от других в том, что она предусматривает тесную взаимосвязь детского учреждения с семьей по всем направлениям развития личности ребенка.

Еще одна программа — «Школа 2100». Научный руководитель и автор идеи — А.А. Леонтьев. Авторы — Бунеев, Бунеева, Петерсон, Вахрушев, Кочемасова и другие. Основная идея — реализация принципа непрерывного образования и преемственность между дошкольным образованием, начальной и средней школой.

Программу ТРИЗ придумал Г.С. Альтшуллер. ТРИЗ расшифровывается, как теория решения изобретательских задач. Ее цель не просто развить фантазию ребенка, а научить мыслить системно, сделать так, чтобы малыш понимал процесс, вникал в него.

Педагог в условиях этой программы не дает детям готовых знаний, не раскрывает перед ними истину, а учит ее постигать самостоятельно, будит интерес к познанию. Программа «Юный эколог» разработана к.п.н. С.Н Николаевой. Направлена она, как это видно из названия, на знакомство дошкольников с природой, на экологическое воспитание и развитие. Педагоги, используя эту программу, стараются воспитать в детях экологическую культуру, умение наблюдать и делать выводы из своих наблюдений, научить понимать и любить окружающую природу.

«Я — человек» разработана профессором, д.п.н. С.А. Козловой. Программа основана на приобщении ребенка к социальному миру. С ее помощью удается развить в малыше интерес к миру людей и самому себе, положить начало формированию мировоззрения, созданию своей «картины мира».

Авторский коллектив под руководством Р.С. Буре, д.п.н., профессора кафедры дошкольной педагогики МПГУ, создали программу «Дружные ребята». В ее основе лежит воспитание гуманных чувств и отношений между детьми дошкольного возраста. Другая программа — «Наследие», разработанная к.п.н. М. Новицкой и Е.В.

Соловьевой, основана на знакомстве детей с традиционной русской культурой.

Главная задача программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» — стимуляция развития у дошколят самостоятель- ности, ответственности за свое поведение. В том числе программа учит малышей правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных, ситуациях. Авторы: к.псих.н. Н.Н. Авдеева, к.псих.н. О.Л. Князева, к.псих.н. Р.Б.

Стёркина. Этот же авторский коллектив создал замечательную программу социально-эмоционального развития «Я, ты, мы».Это программа позволяет раскрыться каждому ребенку, научиться управлять своими эмоциями и понимать эмоциональное состояние окружающих.

Программу «Дошкольник и. экономика» придумала к.п.н. А.Д. Шатова. Ее цель — научить детей понимать и ценить окружающий мир, уважать людей, умеющих хорошо трудиться и зарабатывать себе на жизнь. А кроме того, осознавать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги».

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

В «Золотом ключике» педагогический процесс строится по семейному принципу. Жизнь детей наполняется сменяющими друг друга событиями, что производит эмоциональное впечатление на ребенка, находит отклик в его душе. Авторы: к.псих.н. Г.Г. Кравцов, к.псих.н.

Е.Е. Кравцова.

Авторский коллектив Нижегородского гуманитарного центра под руководством кандидата педагогических наук Г.Г. Григорьевой разработал программу «Кроха». Это программа комплексного развития и воспитания детей в возрасте до трех лет. Ее цель — помочь родителям осознать самоценность и особую значимость раннего периода жизни человека, оказать помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей и средств, методов воспитания.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (3-е издание М., 2005 года) является государственным программным документом, который подготовлен с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования и представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.

В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка.

Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Ведущие цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

• креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

• обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;

• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.

Вполне очевидно, что решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Структура программы: программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей:

• ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста);

• младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы);

• средний возраст- от 4 до 5 лет (средняя группа);

• старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей, предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.

Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru