Если Вам наскучило просто проводить диагностику Вашего двигателя и Вы решили сделать следующий шаг в совершенствовании Ваших навыков в обслуживании и ремонте Вашего автомобиля либо просто помочь знакомому избавится от стоковой глючной прошивки, то данный материал Вам пригодится и поможет выполнитьпрошивку ВАЗ своими руками.
Перед тем, как Вы продолжите читать данный материал, просим Вас обратить внимание, что электронный блок автомобиля далее ЭБУ является основным электронно-вычислительным инструментом Вашего автомобиля, и неумелая работа с ним может привести к трагическим последствиям.
Все о самостоятельной прошивке и перепрошивке ЭБУ ВАЗ
ЭБУ или электронный блок управления автомобиля ВАЗ представляет собой устройство, использующееся для обеспечения правильной работы мотора и основных систем. По сути, ЭБУ — это «мозги» авто, поэтому данное устройство всегда должно находиться в рабочем состоянии. Подробнее о диагностике, а также перепрошивке устройства, вы можете узнать ниже.
Оборудование для чип тюнинга. Оптимальный набор для начала.
2 Лада Гранта как пример эффектного тюнинга ВАЗ
Вообще, заводя речь об автомобилях ВАЗ Лада Гранта, нельзя не отметить их огромный потенциал для тюнинга. Это связано с тем, что для эффективных продаж на мировом рынке машина имеет средние показатели, в том числе и по мощности двигателя. Таким образом, нет необходимости в дополнительных настройках. Эти настройки каждый владелец ВАЗ Лада Гранта сможет установить под себя.
Перепрошивка ЭБУ ВАЗ меняет исключительно программное обеспечение и не требует серьезных переделок электросети в целом. Можно заменить микросхему или установить дополнительное оборудование на Лада Гранта, однако это не является обязательным пунктом программы по улучшению ЭБУ. Любая модификация прежде всего рассчитана на обеспечение максимального комфорта в управлении автомобилями ВАЗ:
- отсутствие провалов при разгоне, увеличение динамики;
- запуск двигателя при любых температурах;
- устранение ошибок, связанных, например, с неисправными датчиками кислорода и т.д.
Также прошивка ЭБУ позволяет устранить множество мелких неисправностей вроде ошибок клапанов или катализаторов без ущерба для ездовых характеристик ВАЗ Лада Гранта.
В современном обществе принято беспокоится о вреде, который ты наносишь экологии. Во всяком случае, хотя бы знать его масштабы. Для этого разработаны всевозможные евростандарты, в том числе и для регулировки содержания вредных веществ в выхлопных газах. Это так называемые Евро-1, Евро-2 и так далее. С 2013 года в России топливо класса Евро-2 и ниже запрещено к использованию.
Прошивка ЭБУ ВАЗ Лада Гранта позволит без дополнительных затрат перейти на Евро-3, которому соответствует прошивка Startpower. В ней отключён контроль вредных выбросов, а все ошибки работы системы из-за неработающих датчиков изучены и устранены.
Важно! Структура прошивки // Как работать с ЭБУ // Правила #чип тюнинга
Инструкция по прошивке модуля управления двигателем своими руками
Если вы решили самостоятельно перепрошить модуль, то для того, чтобы все сделать правильно самому, нужно не только подобрать необходимый программатор и ПО, но и знать распиновку разъемов. Ниже предлагаем ознакомиться с информацией касательно выбора программного обеспечения (видео обнародовано каналом VideoMix).
Оборудование
В первую очередь нужно подобрать редактор. Редактор представляет собой специализированную программу, основное назначение которой заключается во внесении корректировок в настройку управляющего модуля. В сегодняшнее время купить редактор для изменения файлов ЭБУ можно в любом тематическом магазине. Мы рекомендуем остановить свой выбор на редакторах от известных производителей, так вы будете уверены, что работаете с качественным софтом.
Рассмотрим наиболее популярные версии оборудования для корректировки:
- Делфи MT60. Это программное обеспечение считается самым универсальным вариантом, поскольку его можно использовать для работы с большинством современных девайсов, в частности, Микас. Найти сегодня Делфи МТ60 — не проблема.
- Галлетто 1260 — этот программатор считается одним из самых простых в плане использования. На практике же это оборудование может работать только с блоками Бош ЕДС16 и ЕДС15, Сименс, Делко, МЕ всех версий. Устройство без проблем перепрошивает блоки управления как в дизельных, так и в автомобилях, работающих на бензине, для перепрошивки применяется интерфейс OBD-II. В комплекте идет переходной штекер с OBD на VAG 2×2. При использовании этого устройства производитель рекомендует отдельно сохранить резервную копию основных файлов прошивки блока. В ходе выполнения процесса необходимо обязательно отключить дополнительные устройства и девайсы и проследить за тем, чтобы был выключен вентилятор радиатора. В случае неполадок в работе бортовой сети автомобиля заниматься перепрограммированием не рекомендуется.
- Опенбокс — не менее популярный вариант, получивший широкое распространение среди наших соотечественников. Данный редактор также может работать со многими моделями управляющих модулей, среди которых ВАЗовские Январь (практически все версии), Бош, а также Микса. По факту Опенбокс хорошо работает и с другими моделями бортовых компьютеров. При правильном использовании вы сможете улучшить основные рабочие параметры и характеристики авто, а также усилить защиту от угона. Если вы будете использовать эту утилиту, то для ее правильной эксплуатации вам понадобится специальный модуль, он будет подсоединяться через кабель к ЭБУ.
- MPPS. Этот редактор можно использоваться практически во всех авто европейского, американского и азиатского производства. Девайс позволяет считывать и записывать информацию в память контроллера через OBD-II выход посредством прямого подключения. Одной из основных характеристик устройства является высокая скорость прошивки, а также многоязычный интерфейс, включающий русский язык.
- ЧипЭксплорер — также универсальная и простая в использовании программа, которая подойдет для работы практически с любыми управляющими модулями.
Фотогалерея «Программаторы ЭБУ»
Нюансы, которые важно знать
Так как прошить блок управления и какие нюансы следует учитывать при выполнении этой задачи? Процедура программирования осуществляется путем подключения компьютера к управляющему блоку через программатор и внесения корректив в его параметры. Здесь многое зависит от конкретного блока управления, программного обеспечения, а также программатора.
При покупке устройства рекомендуем внимательно проверять комплектацию прибора, в которую должны входить:
- утилита, с помощью которой будет осуществляться корректировка;
- сам провод с адаптером;
- USB-ключ, выполненный в виде обычной карты памяти (видео опубликовано каналом romanem0).
При отсутствии ключа использование программного обеспечения будет невозможным. Большинство программаторов, продающихся сегодня, имеют лицензию, которая может составлять 12 либо 18 месяцев, здесь все зависит от производителя. Если вы никогда ранее не сталкивались с необходимостью перепрошивки управляющего блока, то лучше доверить эту процедуру специалистам. В противном случае есть вероятность допущения ошибок.
Диагностика блока управления
Прошивка ЭБУ, подключенного к ноутбуку
В каких случаях необходима диагностика ЭБУ:
- Если всегда горит индикатор Check, в частности, после запуска мотора. В целом причин, по которым может гореть лампочка, достаточно много, однако всем известно, что электронные устройства, использующиеся в отечественных авто, не отличаются надежностью. Поэтому при регулярном моргании лампочки вполне возможно, что проблема кроется именно в электронном блоке управления системами двигателя.
- Машина не заводится, причем видимых причин этому нет. Если после диагностики АКБ, стартера и других электрических элементов поломок обнаружено не было, то вполне возможно, что нужно производить проверку и ремонт ЭБУ ВАЗ. Наиболее оптимальным вариантом будет доверить диагностику специалистам, поскольку произвести ее правильно без имеющегося оборудования невозможно.
- Также симптомы неисправности устройства могут проявляться в виде низкой производительности силового агрегата, увеличенного расхода бензина. Если блок управления работает некорректно, это может привести к возникновению трудностей при переключении скоростей, особенно, если речь идет об автомате. Если уровень масла в коробке передач в норме, а при движении у вас время от времени возникают подергивания, при этом в работоспособности трансмиссии вы уверены, проверку следует начать с ЭБУ.
Компьютерная диагностика должна осуществляться с использованием специального оборудования. Оборудование для прошивки ЭБУ ВАЗ и его диагностики имеется на любом специализированном СТО.
1 Нюансы подготовки к прошивке
Разумеется, никто не застрахован от неисправного бортового компьютера, даже владельцы топовых авто. Но патриотичный призыв о поддержке отечественного производителя настолько тронул сердца наших сограждан, что автомобиль благородной марки ВАЗ встречается на дорогах чаще, чем какой-то никому не нужный мерседес. Поэтому нас интересует в первую очередь прошивка ЭБУ именно для ВАЗ Лада. Есть лишь одна проблема: задавшись целью довести свою машину до совершенства, вы с удивлением обнаружите, что полной информации с подробным описанием этапов и результатов практически нет. Обрывки чужого опыта, не более.
Для того, чтобы собрать по крупицам сведения, понадобится много времени и специфических знаний. При этом сама прошивка ЭБУ ВАЗ, в том числе и для автомобилей Лада Гранта, занимает не так много времени, поскольку это работа с компьютерной программой и процесс завершается в несколько кликов мышью.
- Оборудование для прошивки эбу
- Программы для прошивки эбу
- Чип-тюнинг: панацея или неоправданный риск?
Эта статья – попытка систематизировать информацию об эффективном тюнинге, которого требует электронное оборудование.
Любая идея приходит неслучайно и неспроста. Основными причинами, по которым владельцам автомобилей вдруг становится необходима о прошивка ЭБУ, являются:
- слишком явные неисправности заводского программного обеспечения;
- малая мощность двигателя;
- желание сэкономить топливо.
При использовании в качестве топлива сжиженного газа как альтернативы бензину также возникает необходимость обновления управляющей системы. У каждого ЭБУ своя маркировка, поскольку они бывают разных видов. Прежде чем искать информацию о том, какими способами осуществляется прошивка, сначала необходимо точно установить свой тип двигателя и блока управления, их обозначения. Затем подбирается соответствующая программа для обновления.
Те, кто ищет оборудование для прошивки ЭБУ ВАЗ, обязательно столкнутся с необходимостью отключения штатного иммобилайзера и замены его на новый, более эффективный. Этот вопрос требует обязательной консультации у специалиста, даже если вы уже достаточно разобрались в вопросе своими силами. Иначе есть риск однажды снова стать пешеходом.
Принцип работы дополнительного иммо на автомобиле ВАЗ (в том числе и модели Лада Гранта) чаще всего заключается в разрыве наиболее важных мест соединения электрических цепей (например, зажигания). Даже если вашу машину взломают, она не сдвинется с места. Также существуют альтернативные системы – блокировка двигателя происходит с помощью передачи сообщения по сети контроллеров ЭБУ на шину автомобиля ВАЗ. Своими руками установить такую противоугонную систему вполне реально, главное правильно продумать размещение датчиков. Снятие авто с сигнализации осуществляется чип-ключом со специальным кодом, который вы также программируете сами.
Для скачивания программ с бортового компьютера необходим кабель. При всех перечисленных манипуляциях важно учесть тот факт, что не все компьютеры имеют стандартные СОМ-порты, а даже если и имеют, то не факт, что они работают. Опыт некоторых экспериментаторов в этом случае подсказывает использовать старый дата-кабель от сотового. С его помощью на базе подходящей вам микросхемы можно собрать адаптер. Например, прошивка ЭБУ Лада Гранта основана на микросхеме М74CAN.
Видео «Инструкция по перепрошивке управляющего модуля Бош 7.9.7»
Как правильно выполнить перенастройку блока управления, что следует при этом учесть и как не допустить ошибок при перепрограммировании — узнайте из ролика от пользователя Павла Ксенона.
Источник: r-min.ru
Универсальная программа для работы с ЭБУ ITMS-6F, БК, диагностика, прошивка ЭБУ Daewoo Leganza
Данной программой (Delco) можно прошивать и диагностировать Daewoo Nubira 1 и Daewoo Nubira 2 c двигателями 1,6 и 2,0, ЭБУ которых ITMS-6F (имеют два разъёма, белый и красный). Так называемым ”американкам” программа ничем не поможет(отличительные особенности ”американок”: датчик положения распредвалов, спидометр в милях, и самый главный признак, ЭБУ имеет три разъёма синий, белый и красный).
Уменьшено: 32% от [ 1600 на 1200 ] — нажмите для просмотра полного изображения
На сегоднешний день актуальная версия Delco 1213, поэтому лучше качать её.(вот тут можно скачать https://drive.google.com/file/d/0B3astdttC1. ew?usp=sharing)
В папке ”help” есть небольшая инструкция по программе.
Для начала нам понадобятся:
-диагностический k-line адаптер(настоятельно рекомендуется иметь адаптер с 5-ти вольтовым k-line-ом);
-программа delco;
— установленные драйвера для работы адаптера;
-если будем прошивать то и прошивку;
-затем производим подключение;
— перед чтениемзаписью прошивки проверяем связь простой операцией ”Опросить ЭБУ”(см. пункт ”Режим диагностики”).
Чтобы переделать адаптер с 12-ти вольтового к-лайна на 5-ти вольтовый к-лайн нам понадобится припаять стабилизатор(например 78L05) на 5 вольт
вот схема:
Уменьшено: 50% от [ 1024 на 564 ] — нажмите для просмотра полного изображения
пример на адаптере, минус подключаем в пину ”4”(или ”5”, вообщем то никакой разницы, так как они спаралелены), плюс к пину ”16”, k-line к пину ”7”, номера пинов подписаны как на разъёме откуда торчат пины, так и на ответной стороне(на фото видно по краям циферки 1 8, и 9 16)
Уменьшено: 15% от [ 3264 на 2448 ] — нажмите для просмотра полного изображения
Уменьшено: 15% от [ 3264 на 2448 ] — нажмите для просмотра полного изображения
Подключение можно делать либо в ”машине”, либо на ”столе”.
Подключение в ”машине”:
Слева где блок предохранителей в салоне имеем диагностический разъём либо OBD2 либо OBD1.
-если имеем OBD1 то:
подключаем минусовой провод адаптера к пину ”A”, плюсовой провод адаптера к пину ”G”, k-line к пину ”M”
Уменьшено: 99% от [ 515 на 499 ] — нажмите для просмотра полного изображения
-если имеем OBD2 то:
подключаем минусовой провод адаптера в пину ”4”(или ”5”), плюсовой провод адаптера к пину ”16”, k-line к пину ”9”
Уменьшено: 62% от [ 819 на 627 ] — нажмите для просмотра полного изображения
рекомендуется сначала подключить провода питания(плюс и минус), а затем подключить k-line
Затем подключаем диагностический кабель к компьютеру, если нужно устанавливаем перемычку(заземляем адресную линию A16) и включаем зажигание.
Подключение на ”столе”:
Подключаем все как на картинке
Первым тумблером (S1) запитывается только память ЭБУ, вторым (S2, зажигание) — фактически ЭБУ включается в работу, а заодно и K-Line. В принципе можно и запараллелить оба питания (А6 и С16) и обойтись одним выключателем.
Уменьшено: 71% от [ 715 на 360 ] — нажмите для просмотра полного изображения
Вот распиновка штекера который втыкается в ЭБУ
Уменьшено: 58% от [ 873 на 114 ] — нажмите для просмотра полного изображения
На штекере в ЭБУ контакты тоже пронумерованы
Уменьшено: 15% от [ 3264 на 2448 ] — нажмите для просмотра полного изображения
Затем подключаем диагностический кабель к компьютеру, если нужно устанавливаем перемычку(заземляем адресную линию A16) и ”включаем зажигание”.
Режим диагностики:
Запускаем программу делко, выбираем свой тип ЭБУ (вкладка ”параметры” ->”настройки” -> пункт ”ЭБУ” -> ”1_6__2_0_n” -> и нажимаем кнопку ”OK”)
Уменьшено: 65% от [ 776 на 542 ] — нажмите для просмотра полного изображения
Уменьшено: 65% от [ 776 на 541 ] — нажмите для просмотра полного изображения
затем подключаемся к ком порту(выбираем номер порта, подключиться к компорту можно нажатием либо кнопки ”подключиться”, либо нажатием кнопки ”Выполнить”)(если подключаться к компорту с помощью кнопки ”Выполнить”, то одновременно с подключением к компорту программа начнёт выполнять то что выбрано в выпадающем списке), выбираем в выпадающем списке ”Опросить ЭБУ” и нажимаем кнопку ”Выполнить”
Уменьшено: 65% от [ 776 на 542 ] — нажмите для просмотра полного изображения
Уменьшено: 65% от [ 776 на 542 ] — нажмите для просмотра полного изображения
Продвигаемся по вкладкам ”Диагностика”, ”Графики”, ”Панель приборов”, ”Ошибки ЭБУ”, ”Поездка” и смотрим интересующие нас параметры. Если связь устойчивая, то можно приступать и к прошивке ЭБУ.
Режим диагностики зациклен(то есть постоянно выполняется), чтобы остановить режим диагностики надо нажать кнопку ”Выполнить”.
Выбор компорта и типа ЭБУ делается 1 раз при первом открытии программы, при последующем открытии программы выбранные ранее параметры(номер компорта и тип ЭБУ) будут установлены ”по умолчанию”.
Скачивание прошивки из ЭБУ в компьютер:
выбираем в выпадающем списке «Сохранить FLASH (64 КБ) IEFI/ITMS» и жмём кнопку ”Выполнить”,
Уменьшено: 65% от [ 776 на 542 ] — нажмите для просмотра полного изображения
далее в самом внизу окошка появится синий прогресс бар, когда прошивка скачается(по времени примерно 2 минуты) вылезет окошко куда сохранить скаченную прошивку, выбираем путь куда сохранить и вводим имя прошивки, жмём ”OK”. прошивка скачена
Чтобы узнать наличие прошивки в другой половинке флеш памяти смотрим пункт ”Восстановление убитого ЭБУ”.
Загрузка прошивки:
-загрузка прошивки(в половинку где уже есть прошивка) из компьютера в ЭБУ:
выбираем в выпадающем списке ”Загрузить прошивку (32/64 КБ) IEFI/ITMS” и жмём кнопку ”Выполнить”
Уменьшено: 65% от [ 776 на 542 ] — нажмите для просмотра полного изображения
далее выбираем прошивку на которую хотим перешиться и нажимаем кнопочку ”Открыть”, в самом начале проскакивают ошибки в статусной строке — это не страшно, это под ланосовский ЭБУ IEFI, у нас это просто игнорируется, в самом конце прошивки тоже ошибки, тоже не обращаем внимания.
-загрузка прошивки(в чистую половинку) из компьютера в ЭБУ:
выбираем в выпадающем списке ”Загрузить прошивку (32/64 КБ) IEFI/ITMS” и жмём кнопку ”Выполнить”
Уменьшено: 65% от [ 776 на 542 ] — нажмите для просмотра полного изображения
далее выбираем прошивку на которую хотим перешиться и нажимаем кнопочку ”Открыть”, процесс начинается сразу же после нажатия кнопки ”Открыть” без никаких дополнительных вопросов
далее надо быть очень внимательными, нам надо переключить тумблер(и держать его в таком состоянии до конца прошивки) во время первой пятисекундной паузы(в процессе прошивки пятисекундных пауз будет несколько, но нам нужна именно первая пятисекундная пауза, она появляется буквально через несколько секунд после начала прошивки)
Уменьшено: 65% от [ 778 на 541 ] — нажмите для просмотра полного изображения
Смотрим видео https://www.youtube.com/watch?v=YQS_-rEBGr4. eature=youtu.be
На видео на 39-ой секунде начинается первая 5-тисекундная пауза, когда нужно переключить тумблер.
После прошивки программа пишет, что необходимо обесточить ЭБУ, в действительности ЭБУ переходит в рабочий режим, далее рекомендуется включить «Опросить ЭБУ» и посмотреть нормально ли он запустился и нет ли ошибок (при подключении ”на столе” будут обязательно ошибки, например «Низкое напряжение ДПДЗ», у кого есть абсорбер «Низкое напряжение аккумулятора паров топлива», если прошивка с иммо, то ошибка иммо — это нормально, ведь всё это ”на столе” не подключено). При сбое программирования вроде загорается ошибка 51. Ну и на всякий случай лучше передернуть питание ЭБУ.
ЭБУ при старте сам посчитает контрольную сумму и при несовпадении зажжет CheckEngine, Это, конечно, если он сможет запуститься, т.е. если ошибка программирования незначительная. В Делко при этом будет светиться ошибка.
Для успокоения души можно после перепрошивки выкачать прошивку и сравнить с той которую заливали только что. С помощью Делко можно вычитать, но она вычитывает и лишнее (ОЗУ), поэтому при сравнении грубо говоря нужно смотреть, чтоб с адреса 3800 и выше всё совпадало, всё что ниже адреса 3800 — пофиг. Сравнивать проще всего ТоталКоммандером, там есть функция «Сравнить по содержимому».
Восстановление убитого ЭБУ:
Обычно с завода программа прошита в обе половинки(хотя в некоторых ЭБУ только в одной половинке). Поэтому тот, у кого стоит родная прошивка с завода может без проблем играться с одной из половинок, а вторую держать нетронутой как резерв. Чтоб проверить залита ли прошивка в первую (неиспользуемую) половинку, достаточно поставить одну перемычку(заземлить адресную линию A16).
Если с установленной перемычкой блок запустится, значит там действительно есть копия прошивки («Чипованые» точно также могут проверить наличие копии). Не снимайте перемычку и можете издеваться над флэшкой как хотите. Если убьёте эту прошивку, то просто снимаете перемычку и блок запустится на своей родной второй половинке.
Если же в первой половине прошивки нет или вы все-таки умудрились запороть её, то снимаете перемычку, загружаетесь со второй половинки. В программе выбираете «Загрузить прошивку (32/64 КБ) IEFI/ITMS». Программа начнёт подготовительные действия (загрузит в ОЗУ ЭБУ специальную программку-прошивальщик флэши).
После этого программа делает 5-секундную паузу (это видно в строке состояния программы) и лишь потом начинается программирование. Так вот, во время этой паузы нужно поставить эту перемычку, проще сделать через тумблер, так как эта перемычка должна стоять до самого окончания программирования. Таким образом мы подсунем прошивальщику нерабочую часть флеши и прошьем её. При неудачном программировании процесс можно будет повторить несколько раз, флэшки все-таки старые.
Если же запортачили основную вторую половинку, а первая рабочая, то всё делать точно также, только проинвертировать действия с перемычкой.
Если же запороли обе половинки (что невозможно при точном соблюдении данной инструкции), то поможет только выпайка флэши и программирование её на программаторе или замена на другую, заранее прошитую.
Переключения между прошивками:
Переключения между прошивками осуществляется следующим образом:
Выключили зажигание, замкнули либо разомкнути тумблер(замкнулиразомкнули адресную линию ”А16” с землёй) включили зажигание и у нас включена другая прошивка.
Про переключение прошивок на ходу:
Если залить две одинаковых прошивки, но с разными калибровками, то в принципе можно переключаться даже на ходу(тумблером, то есть адресной линией ”A16”), но нежелательно, так как при переключении присутствует дребезг контактов и переключение не синхронизировано с работой процессора. Редко, но могут возникнуть какие-то сбои. Если же к тумблеру добавить триггер, засинхронизированный от сигнала CS флэши, то уберется и дребезг, и возможность вычитки некорректных данных из флэши из-за несинхронизации. Тогда вполне можно переключаться автоматически по сигналу от газовой установки (вместо тумблера) во время езды. Повторюсь, это можно будет делать только при залитых двух одинаковых прошивках, но с разными калибровками (например с разными углами).
Место установки тумблера:
Уменьшено: 15% от [ 3264 на 2448 ] — нажмите для просмотра полного изображения
Уменьшено: 15% от [ 3264 на 2448 ] — нажмите для просмотра полного изображения
ПЫСЫ1:чтобы раскрутить ЭБУ понадобится torx t15.
ПЫСЫ2: длина проводов для тумблера ограничивается примерно 15-тью сантиматрами.
ПЫСЫ3: для тех кто не совсем понял про ”тумблер”, ”перемычку”, ”адресную линию А16”, это одно и тоже. Суть этого в следующем, файл пришивки весит 64КБ, а памяти в ЭБУ 128КБ. Так вот память ЭБУ(128КБ) состоит как бы из двух частей(половинок) по 64КБ, и чтобы переключатся между этими половинками сделана адресная линия А16, если на ней 5 вольт (логическая еденица) то используется вторая половинка(как бы от 64КБ до 128КБ), если на ней земля (логический ноль) то первая половина(как бы от 0КБ до 64КБ). По умолчанию на адресной линии А16 5 вольт(то есть используется вторая половинка флеш памяти). Так вот если мы установим тумблер(заземлим адресную линию А16) то флеш память переключится на первую половинку, куда мы можем закачать вторую прошивку.
ПЫСЫ4: если вдруг кому нибудь понадобится вынуть пин из разъёма то это делается вот так
Уменьшено: 15% от [ 3264 на 2448 ] — нажмите для просмотра полного изображения
надо нажать на вот этот(зелёным на фото) язычок
Уменьшено: 15% от [ 3264 на 2448 ] — нажмите для просмотра полного изображения
Источник: autopeople.ru