Какая международная программа поможет составить задания по финансовой грамотности

Содержание
Читайте также:
Что такое главная страница программы

Научиться управлять своими финансами играючи? Легко! Мобильный рынок сегодня предлагает игровые и не очень учебные пособия на любой возраст и кошелек. Мы выбрали пять приложений, которые будет интересно и полезно изучить любому взрослому человеку. Читайте статьи, советуйтесь по самым разным вопросам, проходите тесты и пытайтесь вырваться из круга «от зарплаты до зарплаты».

1. Учебное пособие по финансовой грамотности

Доступно для устройств на Android и IOS

Для тех, кто любит классическую подачу информации и хочет начать с основ, мы нашли учебное пособие, разработанное экономическим факультетом МГУ. На входе пользователю предлагается пройти тест и узнать, насколько легко его можно ввести в заблуждение в финансовой сфере. Затем учебник последовательно рассказывает о том, что такое деньги, как мы воспринимаем их и какими ошибочными представлениями руководствуемся в обращении с финансами. Учебник не только освещает проблемы, но и рассказывает о том, как избегать распространенных ошибок. Отдельные главы пособия посвящены доходам, расходам и ведению личного бюджета.

Семинар-практикум «Создание заданий по функциональной грамотности на основе задач учебника»

2. Финсовет

Доступно для устройств на Android и IOS

Это приложение — совместная разработка Министерства финансов РФ и Всемирного банка в рамках программы «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Всего в нем девять разделов: основы финансовых знаний, планирование доходов, управление расходами, личные сбережения и пенсии, займы и кредиты, инвестирование, страхование, финансовые риски и безопасность, а также защита прав потребителей.

Это скорее мобильная финансовая энциклопедия с советами на каждый день. Но кроме статей в ней есть также 60 пошаговых руководств, которые в сжатом виде отвечают на практические вопросы, и дополнительные материалы — образцы договоров, выдержки из законодательных актов, формы претензий и жалоб. Для проверки ваших знаний приложение предлагает пройти тесты.

Читайте также:
Программа с помощью которой создан файл графический редактор имя файла

3. Финансовое просвещение

Доступно для устройств на Android и IOS

Еще одно приложение, разработанное по заказу Министерства финансов. Нам оно показалось интересно тем, что имеет практическую направленность и рассчитано на нужды простых людей в повседневных ситуациях. «Финансовое просвещение» рассказывает о том, как вести личный бюджет, работать с личными сбережениями, разбираться в страховании и кредитовании. Также пособие знакомит с современными способами получения финансовых услуг, налоговых льгот и вычетов для физических лиц. Полезные советы в нем найдут владельцы малого бизнеса и личного подсобного хозяйства. Для самопроверки приложение предлагает тесты.

4. Денежный поток 101

Доступно для устройств на Android, в IOS только оригинальная англоязычная версия

Это игровое приложение для взрослых, основанное на знаменитой в узких кругах игре «cashflow» Роберта Кийосаки. Приложение научит вас основам инвестирования и тому, как конвертировать свои сбережения в пассивный доход. Игра делится на два уровня. Игроки стартуют с позиции наемных сотрудников в разделе «Крысиные бега». У них есть стабильная зарплата и ограниченные возможности для вложения денег.

Финансовая грамотность. Разбор задач по теме инвестиции.

Постепенно, правильно используя доступные инструменты вроде инвестирования, участники продвигаются вперед. Их цель — создать пассивный доход и перейти на следующий уровень под названием «Скоростная дорожка», где можно распоряжаться этими деньгами более свободно. У игры есть два ограничения: размер экрана устройства не менее 5 дюймов и поддержка технологии Adobe AIR.

5. Quiz of Finance https://dzen.ru/a/XSVoN8_MhgCtpco_» target=»_blank»]dzen.ru[/mask_link]

Обзор зарубежных и отечественных программ по повышению финансовой грамотности школьников

В статье в рамках обсуждения проблематики формирования финансовой грамотности анализируются существующие зарубежные и отечественные программы по повышению финансовой грамотности школьников. Рассмотрены программы Австралии, США, Франции и России. Финансовая грамотность разными исследователями рассматривается как необходимый навык в современном мире, когда способность правильно и рационально распоряжаться личными финансами становится неотъемлемой частью жизни даже школьника.

Введение

Жизненный цикл любого человека включает определенные события, к которым необходимо подойти финансово подготовленными. Японские ученые Нагойского университета и Университета Хиросимы обнаружили связь между пониманием закономерностей финансовой системы и стрессом. Люди, разбирающиеся в финансах, менее подвержены стрессам и тревогам, утверждают специалисты.

При этом не имеет значения, богаты они или нет. Из ранних наиболее фундаментальных исследований уровня финансовой грамотности можно выделить работу Ш. Данс и Т. Хира (1987 г.), которые указывают на необходимость включения соответствующего предмета на всех уровнях образования. Такой же результат был получен при проведении цикла исследований Jumpstart Coalition (1997, 2000, 2009 гг.), и в работах А. Лусарди [5, с. 1565].

В XXI веке повышение финансовой грамотности было названо международной задачей, исследования получили повсеместное распространение. Ученые Г.С. Ковалева, Е.Б. Лавренова, А.Ю. Лазебникова, Е.Л.

Рутковская считают, что для решения проблемы формирования у населения финансовой грамотности особое внимание следует уделять именно школьникам. Они легче, чем взрослые, воспринимают новую информацию, усваивают ценности и модели грамотного финансового поведения. Заложив основы у подрастающего поколения, общество сделает существенный вклад в свое качество жизни на будущее [4, с. 58-59]. В то же время опыт формирования финансовой грамотности весьма разнообразный и не даёт оснований судить, какая практика является эффективной.

Целью написания статьи является представление зарубежных и отечественных программ по повышению финансовой грамотности обучающихся. Объектом – программы повышения финансовой грамотности стран Австралии, Соединенных Штатов Америки (США), Франции и России. Для анализа были отобраны страны, у которых были разработаны программы по повышению финансовой грамотности.

Обзор программ по повышению финансовой грамотности

Во многих развитых странах повышение финансовой грамотности населения является одним из самых важных и значимых элементов общей государственной экономической и социальной политики. Разработкой новых программ, в основном занимаются специальные государственные ведомства или организации, финансируемые государством [6, с. 27].

Например, в Австралии с 2004 года курирует и разрабатывает образовательные программы Служба финансовой информации (FIS), в 2011 году была принята Национальная стратегия повышения финансовой грамотности (National Financial Literacy Strategy – 2011 Strategy). Целью является улучшение финансовой грамотности населения по категориям, особенно школьников и граждан, проживающих в отдаленных местах. Особое значение уделяется образовательным программам, внедрению элементов финансового образования в школьные учебные планы, а также профессиональному развитию и обучению учителей и преподавателей «MoneySmart» – проект Австралийской комиссии по ценным бумагам и инвестициям (ASIC).

В США в 2002 году правительство создало Комиссию по финансовой грамотности и образованию (Financial Literacy and Education Commission), результатом работы которой послужила публикация первой Национальной стратегии по финансовой грамотности в 2006 году. Видением второй Национальной стратегии по финансовой грамотности 2011 года является финансовое благополучие, финансовая стабильность и финансовая безопасность различных слоев населения США.

Обновленная третья Национальная стратегия по финансовой грамотности 2016 года делает уже упор на подготовку именно молодого населения страны, начиная с раннего возраста, к успешному финансовому будущему (Starting Early for Financial Success). Данное направление основывается на понимании того, что дети более восприимчивы к обучению основам финансовой грамотности, так же, как и к другим видам обучения.

Более того они хорошо ориентирующиеся в финансовых вопросах, с большей вероятностью станут финансово благополучными взрослыми [6, с. 28]. К примеру, программа Money Smart for Young People 21, разработанная Федеральной корпорацией страхования депозитов (FDIC), представляет собой всеобъемлющую программу по финансовому обучению, которая рассчитана на школьников, их родителей и опекунов, и преподавателей. Money Smart for Young People 21 содержит учебные планы, включающие в себя различные упражнения, задания, темы для бесед по широкому кругу финансовых вопросов для детей четырех возрастных категорий (от рождения до 12 лет). Разработанные учебные планы могут быть включены в такие предметы, как искусство английского языка, математика и обществоведение. Их основными особенностями являются:

– разнообразие уроков, которые можно изучать отдельно или в совокупности;

– планы содержат реальные упражнения и примеры;

– планы содержат рекомендации, касающиеся дополнительной литературы, онлайн-игр и инструментов, которые помогут лучше усвоить информацию учащимися;

– планы содержат руководства для родителей и опекунов для их вовлечения в учебный процесс.

Дополнением к данной программе выступает онлайн – площадка по финансовой грамотности «Веб-сайт «Деньги по мере взросления» (Money as You Grow20, CFPB). Веб-сайт, разработанный по инициативе Консультативного совета по финансовой компетентности (Advisory Council on Financial Capability), содержит доступную информацию по финансовой грамотности и обучающие материалы, которые помогут детям в будущем ориентироваться в основных финансовых вопросах.

Первая категория «раннее детство» (от 3 до 5 лет) включает обучающие ресурсы для развития базовых навыков, закладывающих основу дальнейшего финансового благополучия: концентрацию на определенных моментах, составление планов, следование указаниям, выполнение заданий и решение проблем.

Вторая категория «средний возраст детей» (от 6 до 12 лет) – ресурсы направлены на формирование полезных привычек, которые в будущем будут определять то, как дети зарабатывают деньги, сохраняют их и оплачивают покупки.

Третья категория «подростковые годы и юность» (от 13 до 21 года) – ресурсы направлены на обучение детей делать правильный выбор, размышлять над своими решениями, позволяющие ощутить естественные последствия своего выбора.

Одной из первых стран, забивших тревогу о финансовом благополучии своего населения, является Франция. В 1901 г. была запущена финансовая программа обучения в области образования, финансов и педагогики, которая осуществлялась силами общественных организаций при поддержке банков и других коммерческих структур.

Спустя столетие, в 2003 г. программа была принята официальным законом, направленна на образовательную деятельность среди всего населения, но прежде всего на инвесторов. Одним из крупнейших некоммерческих проектов в области финансового образования является деятельность ассоциации «Финансы и педагогика».

Целью данной организации является приобщение основной массы населения, как школьников, так и взрослых, к изучению финансовой грамотности на бытовом уровне. Кроме того, разнообразные обучающие программы имеются в арсенале крупнейшей французской банковской группы BNP Paribas. Причем проводятся они большей частью в неформальной интерактивной форме. Это учебные курсы и мастер-классы для школьников, тематические игры на различных благотворительных и развлекательных мероприятиях, организованных под эгидой и при содействии BNP Paribas [2].

Особенностью предлагаемых программ является то, что они направлены на формирование навыков финансового планирования и рационального поведения на протяжении всего жизненного цикла человека.

В России озаботились финансовой грамотностью населения относительно недавно. В 2011 году Правительством Российской Федерации совместно с Международным банком реконструкции и развития и Министерством финансов было принято решение о реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

С 2015 г. стала действовать совместная программа Министерства финансов и Всемирного банка по созданию консультационных центров по финансовой грамотности. В 2017 г. Центробанком, Министерством образования и науки была подписана «Дорожная карта мероприятий по включению финансовой грамотности в программы российских образовательных организаций», а также утверждена Правительством РФ «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы». Инициатором выступило государство через привлечения к её реализации органов исполнительной власти, местного самоуправления, финансовых, общественных и частных организаций и других заинтересованных сторон. Например, Банк России с 2012 года по всей стране ведет системную работу по выработке и реализации образовательных моделей и программ повышения уровня финансовой грамотности, создан специальный сайт «Финансовая культура», где представлены темы для изучения финансовой грамотности как самостоятельно, так и в помощь для преподавателей (справочные, методические и обучающие материалы: текстовые файлы, вебинары и видео-лекции) [4, с. 63-64].

Стали действовать сетевые ресурсы, например, сайт и газета «Дружи с финансами», «Финансовая культура», «Хочу. Могу. Знаю», «Мои финансы». Были разработаны для общего доступа социальная онлайн-игра «Финзнайка» для основной и начальной школы, онлайн-сервис управления личными финансами для детей и подростков «Монеткины» и другие.

Были разработаны и апробированы учебно-методические комплекты по базовому уровню для 2 – 11 классов общеобразовательных учебных заведений: материалы для учащихся, рабочая тетрадь, учебная программа, методические рекомендации для учителя и материалы для родителей. Они имеют общую логику, связанны тематически и методически. При создании были учтены возрастные особенности обучающихся и их потребность в финансовой социализации. Для 10 – 11-х классов дополнительно созданы учебники для специализированных профилей: социально-экономического и математического. А также созданы модули по различным отдельным темам Банки, Собственный бизнес, Пенсионное обеспечение, Страхование, Фондовый рынок.

Министерством просвещения Российской Федерации были утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего и основного общего образования. С 1 сентября 2022 года новые ФГОС дают возможность школьникам получить знания финансовой грамотности в числе обязательных навыков, которые школьники получат по итогам освоения программы. Темы по финансовой грамотности обучающиеся 1-х – 4-х классов будут изучать в рамках предметов «Окружающий мир» и «Математика», с 5 по 9-е классы по предметам «Обществознание», «Информатика», «География», «Математика» и другие. Изучение основ финансовой грамотности также возможно во время внеурочной деятельности или дополнительного образования (элективные курсы, факультативные курсы, кружковая деятельность). В отличие от внеурочной деятельности, в кружках могут обучаться дети из разных классов и дети разного возраста.

Причиной ускоренного темпа введения новшества в России в мире финансов, могли послужить результаты сравнительного социологического исследования международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment). В исследовании финансовой грамотности в 2018 году приняло участие 117 тысяч обучающихся, представляющих суммарную выборку 13,5 млн.

15-летних обучающихся из 20 стран. Среднее значение финансовой грамотности составило – 478 баллов. Финансовая грамотность оценивалась по тому, насколько успешно обучающиеся могут применить знания и навыки, которые они получили в школе и за ее пределами.

Главная цель исследования определить, насколько готовы 15-летние обучающиеся стать частью финансовой системы, которая становится все более сложной и глобальной, а также какие особенности обучающихся связаны со знанием финансовых понятий и большей способностью принимать аргументированные решения. В исследовании PISA-2018 выделяют пять уровней финансовой грамотности от 1 уровня (низкого) до 5 уровня (высокого). 1 уровень – пороговый балл 326, 2 уровень – 400 баллов, 3 уровень – 475 баллов, 4 уровень – 550 баллов, 5 уровень – 625 баллов. Динамика баллов по финансовой грамотности в двух циклах исследования представлена в таблице.

Таблица. Динамика баллов финансовой грамотности 15 – летних обучающихся по странам.

Страна 2012 год 2018 год
Эстония 529 547
Канада 532
Польша 510 520
Австралия 526 511
США 492 506
Латвия 501 501
Литва 498
Россия 486 495
Испания 484 492
Словакия 470 481
Италия 466 476
Чили 451
Бразилия 420
Перу 411
Франция

Источник: Финансовая грамотность, отчет по результатам международного исследования PISA – 2018

Сравнение результатов стран, показывает, что практически все страны улучшили свои результаты и в целом прослеживается тенденция улучшения качества знаний и навыков, которые 15-летние обучающиеся демонстрируют в области финансов. Важно отметить, что Австралия, не смотря на снижение баллов, продолжает занимать лидирующие позиции. Франция не принимала участие в исследовании.

Заключение

В XXI веке многие правительственные и финансовые организации, а также коммерческие учреждения, косвенно связанные с миром финансов, реализуют различные образовательные проекты, программы, которые могут позволить сформировать у детей рациональное отношение к распоряжению денежными средствами в будущем [1, с. 59]. Связующей целью, которых является не только повышение финансовой грамотности индивида, но и экономического благополучия страны.

Подводя итог, можно сделать вывод, что страны, о которых говорится в статье, нацелены на обучение финансовой грамотности детей и подростков, так как все же считается, что в долгосрочной перспективе обучение школьников будет более результативным [1]. Многие привычки и предпочтения трудно изменить с возрастом, для школьников можно легко организовать процесс обучения, в рамках школьных занятий возможно охватить все слои населения, независимо от социально-экономического положения [3, с. 4].

Что касается возможности применения иностранных программ по повышению финансовой грамотности обучающихся, то не имеет смысла их копировать. Разработанные отечественные программы имеют достаточно хорошие перспективы.

Список литературы:

  1. Антонян С.С., Имаева Г.Р., Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Шарова О.А. Дети и финансы 2.0: Безопасность сбережений и расчетов // Аналитический центр «НАФИ». 2017. 59 с.
  2. Арзамасцев А. Как учат финансовой грамотности за рубежом // Национальный банковский журнал. 2019. № 7-8 URL: http://nbj.ru/publs/aktual-naja-tema/2019/08/16/kak-uchat-finansovoi-gramotnosti-za-rubezhom/index.html
  3. Белехова Г.В., Разварина И.Н. Повышение финансовой грамотности школьников: актуализация проблемы и опыт академического научно-образовательного центра // Социальное пространство. 2019. №1 (18). С. 1-16.
  4. Рошко Е.П. Необходимость повышения финансовой грамотности школьников в регионе // Социальная компетентность. 2022. Т. 7. № 1. С. 57-67.
  5. Судакова А.Е. Финансовая грамотность: теоретическое осмысление и практическое исследование // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 26. С. 1563 – 1582.
  6. Шибаев С.Р., Шадрина Ю.А. Зарубежный опыт повышения финансовой грамотности населения // Финансы кредит. 2015. №24 (684). С. 27-28.
  • ← Продолжается приём заявок на конкурсные дни фестиваля «Мой дом — Москва»
  • Сохранение исторической памяти посредством проведения туристско-краеведческих мероприятий в Республиканском центре дополнительного образования детей →

Источник: prodod.moscow

5 приложений для повышения финансовой грамотности у детей

Грамотно обращаться с деньгами, экономить и планировать бюджет — навык, без которого в современной жизни не обойтись. Недавнее исследование РГС Банка показало, что более половины россиян (51 процент), считают, что учить своих детей финансовой грамотности нужно как можно раньше — уже в дошкольном или младшем школьном возрасте. Самый простой способ познакомить ребенка с миром финансов — это установить специальное приложение, которое в игровой форме расскажет, как считать, откладывать и зарабатывать деньги.

1. Финзнайка

Возраст: 7-11 лет

Основная задача приложения — в игровой форме провести ребенка по всем аспектам финансовой жизни. Это помогают сделать многочисленные задания в виде кроссвордов, тестов, задач, загадок, головоломок по темам «Деньги», «Семейный бюджет», «Семья и государство», «Банки», «Бизнес» и «Валюта». За каждое правильно выполненное упражнение есть вознаграждение.

Если у ребенка возникают вопросы, он обращается к помощи наставника — родителя или учителя. Чтобы им стать, нужно зарегистрироваться на специальном сайте. Наставники создают собственные задания, проводят соревнования между игроками и отслеживают их результаты.

2. СберKids

Возраст: 6-13 лет

Приложение для детей от Сбербанка. Его цель — научить контролировать свои расходы и копить деньги. Приложение позволяет расплачиваться в магазинах, накапливать бонусы СПАСИБО, а также получать скидки. В нем есть «Копилка», чтобы откладывать деньги, а также образовательный модуль, в котором можно пройти финансовый тест и посмотреть видео с советами, как вести бюджет.

Приложение находится под контролем родителей: зарегистрировавшись, они получают возможность открыть виртуальную карту для ребенка, устанавливать лимит на траты и отслеживать передвижение средств.

3. Финансовая грамотность и история

Возраст: 7-17 лет.

Это приложение научит детей грамотно использовать финансы, опираясь на прецеденты из мировой и отечественной истории.

Обучаясь, дети создают презентации, выполняют тесты для самопроверки, творческие задания, анализируют специально разработанные тексты и хронологические линии.

Приложение позволяет давать самостоятельную оценку историческим решениям и моделировать альтернативные варианты развития событий. Заниматься можно самостоятельно или под контролем учителя.

4. Alzex Finance

Возраст: 13-17 лет

С помощью этого приложения дети научатся планировать и контролировать свои траты. Ребенок составляет план расходов, предварительно разбив по категориям (игрушки, сладости, обеды) и видам оплаты (наличные, карты, электронные кошельки).

Информацию о платежах в программу можно внести несколькими способами:

  • вручную;
  • сканировать чеки по QR-коду;
  • импортировать в банковское приложение, если есть банковская карта.

Alzex Finance позволяет контролировать задолженности, — например, напомнить, что нужно отдать другу деньги за мороженое. А с помощью опции «Финансовые цели» поможет накопить на крупную покупку. Кроме того, в приложение позволяет составлять отчетность для себя или близких.

Alzex Finance поддерживает операции со всеми валютами мира, так что его удобно использовать в путешествиях.

5. Карманные деньги за математику

Возраст: 7-12 лет

Это приложение поможет ребенку заработать деньги, решая математические задачи разной сложности. Сколько задач он решил, столько и заработал.

Чем быстрее ребенок выполняет упражнения, тем больше очков получает на свой виртуальный баланс. Есть таблица рекордов, которая мотивирует детей заниматься постоянно.

Награду за решение задач назначают родители, они же обеспечивают выплату денег.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Источник: pedsovet.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru