грамм учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Рабочая программа реализует следующие функции: нормативную, целеполагания, определения сути образовательного процесса, процессуальную, оценочную.
Рабочая программа дисциплины включает-.
- • титульный лист (название образовательного учреждения; название учебной дисциплины, контингента, для которого разрабатывается программа; данные о разработчике или разработчиках программы; сведения о грифе рассмотрения (если такой имеется), согласовании и утверждении программы; название населенного пункта; год разработки программы).
- • цели и задачи с учётом специфики учебного курса;
- • описание места учебной дисциплины в учебном плане, взаимосвязи с другими элементами образовательной программы;
- • перечень компетенций в соответствии с образовательной программой: общекультурных (ОК) или универсальных (УК), общепрофессиональных (ОПК), профессиональных (ПК), других.
Структура рабочей программы фиксирует состав элементов усвоения, определяет уровень их сложности.
Разработка рабочей программы в соответствии с ФГОС (на примере конструктора рабочих программ)
Приступая к проектированию рабочей учебной программы, разделяют предваряющее и сопровождающее проектирование. В первом разрабатывается некоторая модель содержания программы, а во втором осуществляется апробация этой модели, в результате чего происходит конкретное наполнение и коррекция в условиях реального образовательного процесса.
При проектировании учебной программы одним из ориентиров является классификация учебных программ, представленная в аспекте их структуры (табл. 4).
Классификация учебных программ в аспекте их структуры
Концентрические —
учебный материал делится на части и изучается от простого к сложному’.
Изучение материала второй части выстраивается с учетом повторения предыдущего материала первой части
Ступенчатые —
и концентрических схем
Рабочая программа дисциплины должна проектироваться в соот
ветствие со следующими принципами:
В целом в учебной программе должна быть отражена концепция
понимания и усвоения содержания конкретной дисциплины , в соответствии с запланированными компетенциями (общекультурными / универсальными, общепрофессиональными, профессиональными).
Содержание программы во многом определяется особенностями представления автора об области науки (практики), лежащей в основе учебной дисциплины, об учебном процессе и об объекте проектирования.
Исходя из исследований [1] , модель разработки рабочей программы может быть представлена в соответствии с алгоритмом (рис. 4).
Определение исходных данных
Отбор и методическая организация учебного материала
Оценка и коррекция
Рис. 4. Алгоритм разработки рабочей программы дисциплины
1- м уровень «Определение исходных данных»’, отбор исходных данных для программы (в том числе цель, задачи, темы, задачи профессиональной деятельности); разработка плана учебной программы; определение характера связей между блоками исходных данных (целью, темами, задачами) и учебными продуктами как результатами выполнения заданий, необходимыми умениями и способами для решения этих задач.
Вебинар «Рабочая программа дисциплины: работа над ошибками»
На уровне определения исходных данных необходима детализация и определение целей обучения, задач, на решение которых нацелена учебная программа. Аспектами для определения исходных данных являются:
Значимость этапа обусловлена планированием содержания, структуры и логики представления блоков содержания в программе, определением связей между разными блоками.
Концепция рабочей учебной программы раскрывает особенности изучения студентами определенного учебного курса при решении различных учебно-научно-профессиональных задач.
Можно выделить несколько принципов отбора содержания рабочей программы:
- • кристаллизации содержания вокруг основных идей и на базе концепции рабочей программы;
- • обеспечения научной целостности: использования логики науки как основы структуры учебной дисциплины (для теоретически ориентированных дисциплин);
- • взаимосвязи содержания программы и содержания профессиональной деятельности (для практикоориентированных дисциплин);
- • междисциплинарных связей между учебными дисциплинами для развития категориальных и концептуальных способностей студентов;
- • прогностичности и перспективности развития компетентности будущих профессионалов.
Можно определить ряд критериев отбора материала для рабочей программы:
• компетенции будущего профессионала;
- • научная и практическая значимость содержания;
- • соответствие объема материала времени его изучения;
- • технологическая и материально-техническая оснащенность учебного процесса.
- 4-« уровень «Оценка и коррекция программы». Завершается процесс разработки рабочей программы оценкой и корректировкой ее структуры и содержания, а именно: корректировкой или уточнением целей и задач программы по количественному и содержательному критериям; соотнесенности компетенций и содержания лекционных, практических и других видов занятий; иерархичности (уровневости) требований к контрольно-оценочным материалам; технологий и методов.
Условием оценки разрабатываемой программы могут стать ответы автора программы на вопросы:
Рефлексивный анализ ответов на поставленные вопросы может стать основанием завершения разработки программы или, напротив, ее корректировки.
Для реализации рабочей программы отбираются, разрабатываются или комплектуются учебные и учебно-методические материалы.
- [1] Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учеб, пособие для высш, учеб, заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская / Под ред. И. А. Колесниковой. М: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с. 2 Грязнова М. А. Совершенствование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции медицинских работников в контексте непрерывного образования (на матер, английского языка): дис. . канд. пед. наук. СПб. 2012. 286 с. Монахов В. М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. Волгоград: Перемена, 2006. 319 с. Беляев В. В. Как подготовить и издать учебную книгу. Глазов: Изд-во Глазовского гос. педагогич. ин-та, 2006. 200 с.
Источник: studref.com
Разработка рабочих программ учебных дисциплин
учебно-методический материал по теме
Материалы семинара содержат практические рекомендации для преподавателей по разработке содержания рабочих программ через конкретизацию результатов образования, предназначенных для освоения профессиональных и общих компетенций, предлагают логический пошаговый алгоритм действий, справочные материалы для заполнения шаблона рабочей программы учебной дисциплины, устанавливают требования к структуре, содержанию и оформлению, прописывается порядок согласования, экспертизы, утверждения, а также актуализации и внесения изменений.
Материалы семинара подготовлены в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27августа 2009 года.
Справочные материалы в помощь разработчику позволят сократить время и помогут практическими советами при формировании разделов рабочей программы, включая вариативную часть (при наличии).
I. Алгоритм действий при разработке рабочей программы учебной дисциплины циклов ОГСЭ, ЕН, ОП
1.Анализ ФГОС НПО/СПО и учебного плана по специальности
2. Оформление титульного листа рабочей программы дисциплины и оборотной стороны
3. Конкретизация результатов освоения дисциплины
4. Заполнение раздела 1. «Паспорт рабочей программы дисциплины»
6. Заполнение раздела 3. «Условия реализации программы дисциплины»
7. Заполнение раздела 4 «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины»
II. Требования к оформлению рабочей программы
III. Порядок согласования, экспертизы и утверждения рабочей программы
Содержание семинара направлено на обеспечение помощи преподавателям при разработке рабочих программ учебных дисциплин (УД) по специальностям, реализуемым в техникуме.
Разработка рабочих программ учебных дисциплин связана с переходом на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) третьего поколения.
ФГОС СПО третьего поколения обеспечивает соответствующую квалификацию и уровень образования через освоение компетенций: от минимума содержания к минимуму результата.
Рабочая программа УД является одним из основных документов основной образовательной программы (ОПОП) по соответствующей специальности.
Учебная дисциплина как часть ОПОП имеет определённую логическую завершённость по отношению к результатам образования, заданным ФГОС, и предназначена для освоения профессиональных и общих компетенций.
Материалы семинара построены таким образом, чтобы помочь преподавателям в разработке программ дисциплин циклов ОГСЭ, ЕН, ОП ОПОП, содержат полный алгоритм действий по разработке программ УД, устанавливают общие требования к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины, порядок разработки и утверждения.
Основные подходы, изложенные в материалах семинара, взяты из Разъяснений по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального
профессионального и среднего профессионального образования, утвержденные И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации 27 августа 2009 года.
Федеральным институтом развития образования разработаны макеты примерных программ учебных дисциплин. Макеты программ учебных дисциплин подчинены единой логике, единство требований отражено и в структуре.
На основании вышеуказанных макетов и разъяснений определены основные подходы к разработке программ дисциплин реализуемых ОУ – ФГТЭУП («Положение о структуре, содержании, оформлении, порядке разработки, утверждения и контроле за реализацией рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей», утвержденное директором ФГТЭУП, содержит макеты программ учебных дисциплин и модулей).
Макеты программ и материалы семинара по формированию программ объединены в единый пакет, который может стать для разработчика программ УД «настольной книгой».
Работа по разработке программ УД должна проходить в рамках утвержденной структуры. При разработке программ важно соблюдать единство требований. Для этого необходимо внимательно изучить подстрочные комментарии, прописанные письменным шрифтом к каждому пункту программ УД.
Прописанные комментарии не следует включать в разрабатываемую программу. А также не следует в разрабатываемую программу включать пункты программ, если они по учебной дисциплине не предполагаются.
Исходными документами для составления рабочих программ УД циклов ОГСЭ, ЕН, ОП являются:
— федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения по конкретной специальности;
— примерные программы ГОС II поколения;
— базисный учебный план по специальности;
— учебный план техникума по специальности, в котором определены последовательность изучения дисциплин, а также распределение учебного времени и форм контроля по семестрам.
Рабочая программа входит в состав комплексно-методического обеспечения дисциплины (КМО) преподавателей, которое включает также другие учебно-методические материалы:
— инструкции к проведению лабораторных работ и/или практических занятий;
— контрольно-измерительные материалы для проведения текущего и промежуточного контроля результатов освоения дисциплины;
— темы заданий по самостоятельной работе студентов и примеры их выполнения;
— различный дидактический материал и др.
Рабочие программы циклов ОГСЭ, ЕН, ОП, наряду с ФГОС СПО по специальности и учебным планом техникума, рабочими программами по общеобразовательному циклу (при наличии подготовки на базе основного общего образования), рабочими программами по профессиональным модулям, методическими рекомендациями по производственной практике, подготовке курсовых работ, организации самостоятельной работы студентов, дипломного проекта, входят в состав учебно-методического комплекса специальности (УМКС).
При отсутствии рабочей программы по учебной дисциплине не допускается проведение учебных занятий.
К рабочей программе предъявляются следующие требования:
— количество часов (аудиторные занятия и самостоятельная работа студента), формы промежуточной аттестации (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) должны соответствовать учебному плану учебного заведения;
— в рабочей программе должны быть отражены последние достижения науки, техники и практики хозяйствования (требования работодателей при необходимости);
— рабочая программа должна обеспечивать необходимую связь между дисциплинами специальности и исключать дублирование разделов, тем и вопросов;
— рабочая программа должна соответствовать существующей материально-технической базе и имеющейся в учебном заведении учебной и учебно-методической литературы.
Рабочая программа составляется для всех форм обучения (очной, заочной, заочной с элементами дистанционных образовательных технологий (ДОТ)).
Рабочие программы разрабатываются на срок действия учебного плана.
Рабочие программы разрабатываются по каждой учебной дисциплине учебного плана по специальности.
Целесообразность разработки нескольких рабочих программ по одной и той же дисциплине для студентов разных специальностей определяется цикловой комиссией, обеспечивающей преподавание дисциплины.
Базисный учебный план (БУП) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальностям среднего профессионального образования.
Вариативная составляющая (часть) основных образовательных программ среднего профессионального образования – система дополнительных требований к образовательным результатам, структуре основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, условиям их реализации, оцениванию качества освоения. Обусловлена технико-технологическими, организационно-экономическими и другими особенностями развития экономики и социальной сферы региона.
Вид профессиональной деятельности (ВПД) – составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором профессиональных функций и необходимых для их выполнения компетенций.
Дифференцированыый зачет – форма промежуточной аттестации, предусматривающая оценивание усвоения студентами обучающего материала по определенной учебной дисциплине на основании выполненных ими индивидуальных заданий, по результатам которых выставляется зачетная оценка. Зачеты с дифференцированными оценками ставятся по дисциплинам, перечень которых устанавливается в учебном плане.
Знание – единица содержания образования (информация, усвоение которой может быть проверено одним тестовым вопросом), освоенная обучающимся на одном из уровней , позволяющих выполнять над ней мыслительные операции.
Зачет — форма промежуточной аттестации по дисциплине без выставления оценки.
Комплексно-методическое обеспечение дисциплины – комплект учебно-методических материалов преподавателя, в который входят планы занятий, конспекты лекций, инструкции к проведению лабораторных работ и/или практических занятий, материалы по промежуточному контролю знаний по дисциплине, экзаменационные билеты, темы заданий для самостоятельной работы студентов и примеры их выполнения, различный дидактический материал и др.
Контрольная работа – определение степени усвоения материала по различным уровням познавательной деятельности. Контрольная работа может быть реализована в виде самостоятельной или аудиторной работы. В контрольной работе студент отвечает на поставленные вопросы или решает задачи. Ответ на поставленные вопросы предполагает знание теории, понимание механизма действия данного явления или предмета, практики его применения.
Курсовой проект (работа) – является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов, выполняемой в течение курса (семестра) под руководством преподавателя, и представляет собой самостоятельное исследование избранной темы, которая должна быть актуальной и соответствовать состоянию и перспективам развития науки.
Лекция – форма учебного занятия, на котором педагог устно излагает учебный материал в сочетании с приёмами активизации познавательной деятельности обучающихся (запись основной мысли, конспектирования, составление схемы излагаемого материала).
Лабораторная работа – форма учебного занятия, ведущей дидактической целью которого является экспериментальное подтверждение и проверка существующих теоретических положений (законов, зависимостей), формирование учебных и профессиональных практических умений и навыков.
Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) – совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин, профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной практики (производственного обучения) и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.
Общие компетенция (ОК) – универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.
Образовательные результаты – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.
Оценивание – процесс установления степени соответствия реальных достижений обучающегося планируемым образовательным результатам. Оценивание – это механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать обучающихся более активно включиться в своё учение.
Оценивание образовательных результатов в рамках ФГОС – это совокупность взаимосвязанных видов деятельности и регламентированных процедур, посредством которых устанавливается степень соответствия достигнутых обучающимися результатов требованиям ФГОС. Эти требования относятся к зафиксированным в стандарте итоговым (ОК и ПК) и промежуточным (умения, знания) образовательным результатам.
Практическое занятие – одна из форм учебного занятия, целью которого является формирование у студента практических навыков и умений.
Примерная (типовая) учебная программа – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана.
Профессиональные компетенции (ПК) – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области и вида профессиональной деятельности.
Программа среднего профессионального образования базовой подготовки – направлена на освоение общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к реализации основных видов профессиональной деятельности в соответствии с получаемой квалификацией специалиста среднего звена.
Программа среднего профессионального образования углубленной подготовки – направлена на приобретение общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к реализации усложненных видов профессиональной деятельности в соответствии с более высокой квалификацией специалиста среднего звена.
Профессиональный модуль – часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов профессиональной деятельности.
Расчетно-графическая работа (РГР) – является разновидностью контрольной работы. Основной акцент в ней делается на решение задач с использованием графического изображения и комментариев.
Реферат – краткий обзор основного содержания нескольких источников по проблеме исследования.
Результаты обучения – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.
Самостоятельная работа – планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания основной (или дополнительной) профессиональной образовательной программы, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.
Семинар – одна из основных форм организации практических знаний, специфика которой состоит в коллективном обсуждении студентами сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими самостоятельно под руководством преподавателя. Цель семинара углубленное изучение темы или раздела курса.
Требования работодателей – понимание их ожиданий относительно компетенций работников конкретной профессии/специальности и определенного квалификационного уровня.
Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков (знание на уровне применения).
Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных умений и знаний, подлежащих усвоению по каждой отдельно взятой учебной дисциплине. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределению их по годам обучения и времени, отводимому для изучения всего курса.
Учебно-методический комплекс дисциплины студента (УМКД) – комплект учебно-методических материалов, включающий различные учебные пособия для студента (рабочие тетради, конспекты лекций, методические указания по лабораторным работам и/или практическим занятиям, рекомендации по выполнению самостоятельной работы и др.).
Учебно-методический комплекс специальности (УМКС) – комплект учебно-планирующей и учебно-методической документации по специальности, включающий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, рабочий учебный план, рабочие программы дисциплины по циклам ОД, ОГСЭ, ЕН, ОП, программы профессиональных модулей, методические рекомендации по производственной практике, подготовке курсовых работ, дипломного проекта, программы ГИА.
Учебный план по специальности – план организации образовательной деятельности в рамках основных профессиональных образовательных программ, определяющий перечень образовательных областей, видов деятельности студентов в различных формах и содержащий объемные показатели минимально необходимых и максимально возможных временных затрат (часов) для достижения образовательным учреждением запланированных образовательных результатов.
Учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих освоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей области профессиональной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – это стандарты третьего поколения, в их основе лежит компетентностный подход к образованию.
Экзамен – форма промежуточной аттестации знаний студентов по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, по результатам которого всегда выставляется оценка.
Экзамен квалификационный — форма итоговой аттестации знаний студентов по профессиональному модулю, по результатам которого бинарно определяется сформированность компетенций.
Источник: nsportal.ru
Какая компьютерная программа используется вами при подготовке рабочей программы дисциплины
Автоматизация процесса разработки рабочих программ по дисциплинам, преподаваемым в вузах
Королева Ирина Юрьевна,
кандидат технических наук, доцент,
Влазнева Дарья Геннадьевна,
Волгоградский государственный технический университет.
Управление вузом в современных условиях невозможно без комплексной автоматизации всех аспектов его деятельности. В настоящее время наблюдается недостаток доступных и тиражируемых решений автоматизации процесса разработки УМКД кафедры вуза.
УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности по очной, заочной и очно-заочной форм обучения. УМК должен разрабатываться для студентов по всем учебным дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований ГОС ВПО.
Основная цель создания УМК – предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом, помимо непосредственного обучения студентов, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе. Основную часть УМКД занимает рабочая программа дисциплины.
Рабочая программа в свою очередь имеет сложную структуру и состоит из следующих разделов:
— перечень рекомендованной литературы (по модулям, разделам) и формы контроля (контрольные вопросы, логические задания и т.п.);
— методические рекомендации студентам по самостоятельной работе (по разделам, темам, контрольные вопросы и задания);
— учебно-тематический план семинарских занятий (если таковые имеются) с указанием тем, методическими рекомендациями, темами докладов и рефератов, перечнем рекомендованной литературы, контрольными вопросами и заданиями;
— методические рекомендации по выполнению лабораторных работ и практических занятий (если таковые имеются);
— перечень тем для написания курсовых и дипломных работ (если такая работа предусмотрена) и порядок их оформления;
— перечень выносимых на экзамен или зачет вопросов (устных или письменных);
— программу государственного итогового экзамена (если такой предусмотрен);
— методические материалы, обеспечивающие возможность самоконтроля и контроля преподавателем результативности изучения дисциплины (тесты, контрольные задания и т.п.);
— программное и методическое обеспечение практики (если таковая имеется);
— раздаточный материал и наглядные пособия, электронные учебники, аудио- и видеоматериалы .
Рабочая программа дисциплины в системе высшего профессионального образования является одним из основных документов общей образовательной программы по соответствующему направлению (специальности) высшего учебного заведения.
В связи с тем, что стандарты оформления и составления документов могут со временем меняться, выпускающие кафедры вузов вынуждены проделывать повторную работу составлению рабочих программ. Этот процесс является очень трудоемким и для того, чтобы его упростить, необходима система автоматизации документов УМКД.
В автоматизированной системе должна быть возможность автоматической генерации рабочих программ по всем вида дисциплин, преподаваемых выпускающей кафедрой.
На данный момент существуют различные системы по автоматизации учебного процесса вуза. Однако в этих системах в меньшей степени реализован УМКД. В связи с этим вопрос об автоматизации учебно-методического комплекса дисциплины остается актуальным. Разработка модуля УМКД позволит в значительной степени снизить трудозатраты на разработку рабочей программы, позволит создавать унифицированные рабочие программы и проверять существующие на соответствие ГОСТ.
Основные причины создания модуля автоматизации генерации УМКД:
— данный модуль позволит ускорить процесс создания рабочих программ;
— снизит количество ошибок при создании рабочих программ;
— повысить качество составления рабочих программ;
— модуль будет гибким к изменению стандартов составления рабочих программ;
— позволит проверить созданные рабочие программы на соответствии ГОСТ.
Основной задачей модуля автоматизации УМКД является генерация рабочих программ по преподаваемым дисциплинам. Генерация рабочих программ будет осуществляться в офисный пакет OpenOffice.Writer, так как этот пакет бесплатный, поддерживает все известные форматы документов, имеет удобный пользовательский интерфейс и богатый функционал. Создание и заполнение рабочей программы выполняется с помощью заготовленного шаблона документа. Шаблон представляет собой макет документа в котором находятся специальные поименованные поля «Переменные», таблицы, заголовки и т.д.
Таким образом, модуль автоматизации УМКД кафедры вуза позволит автоматизировать определенный круг задач, с которыми сталкиваются работники кафедры. В связи с этим, необходимо выбрать инструментальные средства разработки. Соответственно, выбираемое средство разработки должно:
— поддерживать несколько языков программирования;
— иметь развитые библиотеки компонентов для работы с базами данных и офисным приложением OpenOffice.Writer;
— отвечать современным требованиям безопасности;
Практическое значение работы: созданный программный продукт позволит экономить время сотрудников кафедры вуза на составление документов блока УМКД.
2. Солянкина Н.Л. Как составить рабочую программу учебного курса? / Н.Л.Солянкина – Красноярск: Изд-во КК ИПКиПП РО, 2009. – 27 с.
3. Фаулер М. Архитектура корпоративных программных приложений.: Пер. с англ./ М. Фаулер — М .: Издательский дом «Вильямс», 2006. — 544с.
Поступила в редакцию 12.05.2012 г.
2006-2019 http://jurnal.org/articles/2012/inf16.html» target=»_blank»]jurnal.org[/mask_link]