Дородовые патронажи — одно из важнейших мероприятий по антенатальной профилактике. Поскольку женские консультации не проводят активного патронирования беременных, то данный раздел антенатальной профилактики осуществляет педиатрическая участковая служба. В условиях оптимальной организации работы детской поликлиники по дородовой охране плода показано 3 патронажа. Первый и 2-й патронажи проводит патронажная медицинская сестра, а 3-й — участковый педиатр
ПЕРВЫЙ ДОРОДОВЫЙ ПАТРОНАЖ
Первый дородовой патронаж осуществляют при постановке беременной на учет в женской консультации в сроки 8-13 нед беременности. При первом дородовом патронаже участковая медицинская сестра знакомится с будущей матерью, беседует с ней о важности, счастье и большой ответственности быть матерью. При первом дородовом патронаже участковая медицинская сестра должна выяснить состояние здоровья беременной, узнать, как протекает беременность, в каких условиях будущая мать живет и трудится. Патронаж должен отличаться особой скрупулезностью, стремлением как можно точнее выявить все обстоятельства, которые могут оказать вредное влияние на здоровье будущего ребенка. Особое внимание следует уделять на возможность токсического воздействия на плод никотина, алкоголя и других токсических веществ.
Федеральная образовательная программа в действии. Проектируем содержательный раздел
При первом патронаже уточняют срок беременности, которая она по счету, как протекает по сравнению с предыдущей, предполагаемый срок родов. Особое внимание обращают на наличие в анамнезе выкидышей и на их причины. Выясняют самочувствие беременной, ее сон, аппетит, соблюдение режима, проверяют выполнение рекомендаций акушера-гинеколога, определяют наличие профессиональных вредностей. По окончании патронажа медицинская сестра приглашает будущую мать в КЗР на занятия школы будущих матерей.
В ряде детских поликлиник историю развития будущего пациента заполняют сразу после поступления сигнала о беременной из женской консультации. В подобных случаях все данные по антенатальной профилактике (дородовые патронажи, посещение беременной школы будущих матерей, гинекологический анамнез и другие данные) заносят непосредственно в историю развития будущего ребенка.
Медицинская сестра при первом дородовом патронаже должна дать беременной следующие советы: исключить профессиональные вредности, если таковые имеются, чередовать труд и отдых, избегать конфликтных ситуаций, наладить по назначению врача правильное допустимое для беременной питание (сырые и вареные овощи, фрукты, молоко, творог, отварное мясо, витамины A, D и другие продукты), приобрести своевременно все необходимое для новорожденного, а при наличии в семье больных туберкулезом подумать, где будет находиться мать и ребенок в первые 2 мес после выписки из роддома.
ВТОРОЙ ДОРОДОВЫЙ ПАТРОНАЖ
2-й дородовой патронаж участковая медицинская сестра выполняет в период декретного отпуска беременной на 31-32-й нед беременности.
Основная цель 2-го дородового патронажа беременной заключается в контроле выполнения назначений врача женской консультации и рекомендаций, данных медицинской сестрой детской поликлиники при первом патронаже и в школе будущих матерей.
У-11. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования
При 2-м дородовом патронаже выясняют самочувствие беременной, была ли она переведена, если это было нужно, на легкую работу, сроки декретного отпуска. Во время 2-го дородового патронажа уже можно оценить заботу о будущем ребенке (подготовка молочных желез матери к лактации, организация уголка новорожденного, приготовление для него белья, одежды), а также уточнить адрес, по которому будут жить мать с ребенком.
ТРЕТИЙ ДОРОДОВЫЙ ПАТРОНАЖ
3-й дородовой патронаж проводит участковый педиатр. Показаниями к выполнению этого патронажа считают тяжелую соматическую патологию беременной, неблагополучный акушерский анамнез, тяжелый токсикоз беременной, а также неблагоприятные социально-бытовые условия. О подобных пациентках в детскую поликлинику сообщает старшая медицинская сестра женской консультации Кроме того, показания к 3-му дородовому патронажу формируют на основании изучения предыдущих дородовых патронажей, выполненных участковой медицинской сестрой. 3-й дородовой патронаж выполняют по индивидуальной для каждого случая схеме.
Дородовые патронажи в настоящее время стали неотъемлемой частью работы детской поликлиники по антенатальной охране плода и новорожденного
По результатам дородовых патронажей участковый педиатр определяет группу риска среди беременных, т.е выявляет контингент будущих матерей, дети которых должны будут находиться под пристальным вниманием участкового врача и врачей соответствующих специальностей.
К факторам риска, относят экстрагенитальные заболевания будущей матери, профессиональные вредности и алкоголизм родителей, острые заболевания и операционные вмешательства во время беременности, возраст матери к моменту рождения ребенка моложе 18 и старше 30 лет (фертильный возраст, по данным ВОЗ, с 14 до 49 лет), токсикозы беременности, угрозу выкидыша, кровотечения, повышение или понижение АД во время беременности, т е. факторы, на основании которых детей будут распределять по группам здоровья
Анализ данных по перечисленным факторам позволяет участковому педиатру воздействовать на состояние здоровья будущего ребенка путем разработки комплекса врачебных мероприятий, направленных на уменьшение вредного воздействия факторов риска и достижение в дальнейшем детьми более высокого уровня здоровья.
Снижению детской смертности в антенатальном периоде будут способствовать следующие мероприятия.
• Создание системы ювенильных центров, которые будут разрабаты вать рекомендации по правильному гигиеническому и половому воспи танию девочек и девушек, обеспечивать им амбулаторное или стацио нарное лечение заболеваний половой сферы и коррекцию гормональ ных нарушений.
• Внедрение перинатальных скрининговых исследований Двукратное УЗИ плода в сроки с 15-й по 22-ю недели беременности
(в том числе с использованием интравагинальных датчиков).
Определение концентрации маркеров в крови беременной, в частности а-фетопротеина хорионического гонадотропина человеческого идр
- Внедрение программы профилактики развития врожденных поро ков развития ЦНС с комплексным применением фолиевой кислоты, препаратов железа и витамина В12.
- В целях снижения патологии в родах широкое внедрение системы физиопсихопрофилактической подготовки беременных на базе перина тальных центров и женских консультаций.
- Организация в женских консультациях кабинетов по профилакти ке невынашивания беременности.
- Для профилактики тяжелых форм гемолитической болезни ново рожденных, обследование на резус-фактор беременных детородного возраста с первой беременностью, направляемых на аборт.
- Обследование беременных на хламидийную, герпес-вирусную, ци- томегаловирусную инфекции, токсоплазмоз.
На протяжении всего антенатального периода врачу-педиатру необходимо помнить о фоновых заболеваниях детского возраста (рахит и анемия) и проводить соответствующую профилактическую работу с беременной.
8. Выявление факторов риска в антенатальном периоде, формирование групп риска.
Группы риска в антенатальном и неонатальном периодах:
1. Группа риска повышенной заболеваемости ОРВИ в период социальной адаптации.
2. Группа риска перинатальной патологии центральной нервной системы.
3. Группа риска развития рахита, анемии, хронических расстройств питания.
4. Группа риска развития гнойно-септических заболеваний.
5. Группа риска по формированию ВПР.
6. Группа риска по развитию аллергических заболеваний.
7. Группа социального риска.
8. Группа риска развития синдрома внезапной смерти ребенка.
Контроль состояния здоровья и профилактика его отклонений у детей из групп риска в условиях педиатрического участка
Источник: studfile.net
Перинатальный период
С помощью этой игры вы сможете изучить музыкальные предпочтения крохи.
Со временем у вас образуется список музыкальных произведений, которые предпочитает ваш малыш. Тогда вы сможете использовать их, организовывая общение, отдых, сон. Также вы будете знать, какая музыка вызывает беспокойство, протест. Музыка поможет вам лучше понять ребенка.
Начинать слушать музыку лучше тогда, когда малыш беспокоен. Примите удобное положение, включите музыку, глубоко вдохните и медленно выдыхайте. Постарайтесь расслабиться, положив при этом руки на живот в то место, куда наиболее часто ударяет малыш и начните неторопливую беседу. Ласково поглаживайте живот. Если малыш быстро успокаивается – музыка ему приятна, если нет – выключите музыку и попробуйте договориться еще раз.
Игра «Здравствуй, это мы…».
Игра поможет наладить с ребенком позитивный эмоциональный контакт. Играть можно каждое утро. Тогда малыш привыкнет и сам будет требовать общения в это время.
Утром, еще в кровати, прикоснитесь к животику и пожелайте малышу доброго утра и здоровья. Можно попробовать делать это вместе одновременно.
Игра «Я твой папа (твоя мама)…».
Эта игра поможет развивать у малыша дифференцированное восприятие близких людей. Если общаться ежедневно, малыш может по-разному реагировать на разных взрослых, которые прикасаются к животику. Можно попробовать придумать разные способы прикосновений к животику с одной и той же (для мамы, папы, сестренки…) фразой. Попеременное общение дает малышу возможность уловить разницу между близкими людьми.
Игра «Ныряем вместе».
С помощью этой игры вы вместе с малышом готовитесь к родам. Умение задерживать дыхание до 1 минуты пригодится вам во время родов. Тренируйте выносливость малыша и свою!
Возьмите часы с секундной стрелкой. Сядьте удобно, подышите ровно и глубоко, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание. Начните с 20 секунд. Постепенно доведите время задержки дыхания до 1 минуты.
В эту игру хорошо играть в воде. Малыш будет с удовольствием плавать вместе с вами, а ныряние будет естественным и очень полезным.
Игра «Подводное плавание».
Позволяет закрепить навыки задержки дыхания.
Похожа на предыдущую игру. Только нужно полностью погрузиться под воду и проплыть некоторое расстояние под водой. Чем активнее будет в этих играх ваш малыш – тем лучше. Такие упражнения позволяют укрепить его мышечный корсет и выносливость.
Игра «Удивительный мир».
Эта игра поможет развить навыки общения и восприятия окружающего мира.
На прогулке общайтесь с малышом, рассказывая ему обо всем, что вы видите. Прикасаясь к животику, используйте слова: «Я покажу тебе…», «Посмотри, как красиво…», «Я иду по… я расскажу тебе….» и т.д.
Игра «Ты скоро родишься…».
С помощью этой игры вы будете совершенствовать навык общения, выработаете уверенность и позитивный настрой у ребенка.
На последнем месяце беременности общайтесь с ребенком уверенным, спокойным голосом. Говорите крохе, как вы его ждете и любите, как хотите его обнять, взять на руки, защитить. Не забывайте поглаживать животик!
По материалам книги Кузин М.В. Эмбриональная педагогика: игры с еще не родившимся малышом / М.В.Кузин. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 251 с.
Источник: mydocx.ru
Какая из программ включает предродовой период здравствуй
Предродовой период как с медицинской, так и с психологической точки зрения, считается достаточно сложным этапом беременности. В течение предродового периода у женщины несколько ухудшается самочувствие, она быстрее устает, затрудняется двигательная активно сть, часто ухудшается сон. Также отмечается некоторое повышение тревожности, страхов родов, беспокойство по поводу послеродового периода. Наряду с этим ощутимо снижается интерес ко всему, не связанному с ребенком. Повышается активность, связанная с подготовкой к родам и послеродовому периоду.
Общее ограничение физической активности предродового периода и одновременное повышение нагрузки переживается разными женщинами по-разному. Некоторые женщины стараются использовать этот период, чтобы «набраться сил» перед родами и будущими заботами, связанными с уходом за ребенком. Другие переживают этот период как неприятный, тяжелый, остро реагируют на связанные с большим животом неудобства. Практически во всех случаях к концу этого предродового периода возникает чувство, которое можно выразить словами «скорей бы уж все закончилось», но одни его интерпретируют как нетерпение увидеть ребенка, а другие — как избавление от неудобств беременности.
В предродовом периоде образ ребенка становится значительно более конкретным, женщины достаточно легко представляют себе его особенности поведения, его внешний вид, а также свои действия с ним. Этому способствует осознание близости рождения ребенка и стремление повысить свою материнскую компетентность. В последние месяцы беременности женщина освобождается от видов деятельности, требующих большой физической активности. Общее повышение беспокойства традиционно реализуется в деятельности, связанной с подготовкой к рождению ребенка. Такая деятельность не только заполняет время, но и способствует проработке образа ребенка и представлений о своих материнских функциях.
В течение беременности происходят изменения не только во внешнем виде и физиологии женщины, эти изменения актуализируются именно в предродовой период. Этот этап беременности отражает сложную динамику эмоционального состояния во время беременности, подготавливающую всю психику будущей матери к выполнению ее функций после родов.
Другим вариантом является повышение активности, направленной на деятельность, не связанную напрямую с ребенком. Чаще всего это стремление сдать экзамены, закончить учебу, защитить диплом и др. Иногда странным образом оказывается, что все неотложные дела, связанные с учебой или карьерой, концентрируются именно в эти месяцы.
Возможны появление острой необходимости обменять квартиру, провести ремонт, купить дачу или разобраться в семейных отношениях. Характерно, что все это интерпретируется как необходимое для будущего ребенка. Чаще всего объективной необходимости для этого нет.
Предродовой период является очень важным и с физиологической точки зрения. Происходят изменения в костной системе и тканях, обусловленные гормональным фоном и способствующие гибкости и эластичности костно-мышечной системы. Одновременно идет накопление энергетических запасов организма для родов и послеродового периода. На эмоциональном состоянии и поведении это отражается как снижение активности, общее расслабление, некоторое эмоциональное «отупение». Все это влияет и на ребенка.
Адаптивное значение этих изменений предродового периода вполне конкретно. Ограничена активность и способность резкого эмоционального реагирования, что предохраняет от преждевременных родов. Ребенок не страдает от меньшей двигательной активности, хотя его возможности уже серьезно ограничены тесным пространством матки.
У матери снижается страх перед родами и растет способность сконцентрироваться только на одном, доминирующем содержании (точнее, снижение способности переключения и распределения эмоций), что будет совершенно необходимо во время родов и послеродового взаимодействия с ребенком. Женщины, тем не менее, наиболее адекватно по сравнению с другими периодами оценивают свои возможности и представляют ребенка и свои действия с ним. По данным многих исследователей, адекватность представлений матери о родах и послеродовом периоде, своих возможностях и особенностях ребенка является существенным показателем успешного развития ее материнской сферы и дальнейшего благополучного отношения к ребенку.
Источник: family-abc.ru