Перинатальный период (синоним околородовой период) — период от 28 недели беременности, включающий период родов и заканчивающийся через 168 часов после рождения. По классификации ВОЗ, принятой в ряде стран, П. п. начинается с 22 недели беременности (когда масса плода достигает 500 г и более).
Продолжительность П.п. различна и зависит от ряда факторов, определяющих наступление родов. Например, при преждевременных родах у ребенка, рожденного в 28 недель беременности, П. п. складывается из периода родов и первых семи суток жизни. Наибольший по продолжительности П. п. отмечается при перенашивании беременности. П. п. является важнейшим этапом, обусловливающим в дальнейшем физическое, нервно-психическое и интеллектуальное развитие ребенка.
В перинатальном периоде происходит созревание функций, необходимых для самостоятельного существования организма новорожденного. По данным П.К. Анохина, у плода к 28-й неделе внутриутробного развития разрозненные локальные реакции (см. Плод) объединяются в функциональные системы (в систему пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистую и др.).
Федеральная образовательная программа дошкольного образования: изучаем, обсуждаем, размышляем
Вероятность развития у плода и новорожденного серьезных неврологических и соматических нарушений в П.п. значительно большая, чем в другие периоды. На протяжении от 28-й до 40-й недели беременности происходит подготовка плода к родам и к внеутробной жизни. Его функциональные системы к моменту родов хотя и несовершенны, но достаточны для обеспечения жизнеспособности в ходе родов, когда плод испытывает воздействие изгоняющих сил матки и недостаток кислорода. Во время физиологических родов наблюдается выраженная активация гипофизарно-надпочечниковой системы роженицы и эндокринных желез плода,
что проявляется повышением концентрации кортазола и гормонов роста, особенно выраженной при гипоксии плода.
Роды оказывают существенное воздействие на состояние функциональных систем плода и являются своеобразным испытанием их биологической надежности. Характер родов и способ родоразрешения определяют степень и характер реакций адаптации плода и новорожденного. Так, при родах через естественные родовые пути у плода наблюдается последовательная активация функций коры надпочечников, щитовидной железы и гипофиза. У новорожденных, извлеченных путем кесарева сечения, отмечаются одновременная активация функций коры надпочечников и щитовидной железы, усиленный выброс в кровеносные сосуды эритроцитов и лейкоцитов в первые же минуты после рождения. В случаях,
когда плод не испытывает воздействия физиологических родов (при кесаревом сечении до начала родовой деятельности), своевременно не включается система дыхания; становление дыхания происходит без напряжения функции внешнего дыхания, в результате чего оно делается адекватным только к концу первого часа жизни. Когда плод во время родов испытывает особо интенсивные воздействия (при быстрых родах, острой кратковременной гипоксии), адаптационно-компенсаторные реакции системы дыхания, кроветворения и эндокринной системы выражены наиболее ярко. Легкая и кратковременно действующая гипоксия способствует более раннему развитию реакций адаптации плода. Тяжелая и длительная гипоксия, наоборот, ведет к угнетению реакций адаптации. Первичная адаптация к окружающей среде жизненно важных систем у доношенного новорожденного завершается в первые 168 часов жизни. У недоношенных детей процессы адаптации к окружающей среде протекают медленнее: они тем менее совершенны,
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
чем меньше зрелость плода к моменту родов. У детей с низкой массой при рождении (1000—1500 г) период адаптации удлиняется до 3—4 недель.
Патология П. п. связана с неблагоприятными факторами, воздействующими в течение периода внутриутробного развития плода, начиная с 28-й недели беременности, патологией родов, а также с неблагоприятными воздействиями окружающей среды в первые 168 часов жизни (см. Антенатальная патология, Перинатальная патология).
Источник: nedug.ru
Ответы на тест НМО «Методика вычисления и оценка медико-демографических показателей»
1. Антенатальная смертность и интранатальная смертность в сумме представляют собой
1) мертворождаемость;+
2) младенческую смертность;
3) неонатальную смертность;
4) перинатальную смертность.
2. В России разница в средней продолжительности предстоящей жизни у женщин и мужчин составляет
1) 1-3 года;
2) 12-15 лет;
3) 4-7 лет;
4) 8-11 лет.+
3. В понятие «младенческая смертность» входит все, за исключением
1) неонатальной смертности;
2) перинатальной смертности;+
3) поздней неонатальной смертности;
4) постнеонатальной смертности;
5) ранней неонатальной смертности.
4. В структуре причин общей смертности населения РФ в настоящее время второе место принадлежит
1) болезням органов дыхания;
2) болезням системы кровообращения;
3) злокачественным новообразованиям;+
4) инфекционным заболеваниям;
5) травмам и отравлениям, внешним причинам.
5. В структуре причин общей смертности населения РФ в настоящее время третье место принадлежит
1) болезням органов дыхания;
2) болезням органов пищеварения;
3) болезням системы кровообращения;
4) злокачественным новообразованиям;
5) травмам, отравлениям, внешним причинам.+
6. В структуре причин общей смертности населения Российской Федерации в настоящее время первое место принадлежит
1) болезням органов дыхания;
2) болезням системы кровообращения;+
3) злокачественным новообразованиям;
4) травмам и отравлениям.
7. Демография – это наука, изучающая
1) естественное движение населения;+
2) здоровье населения;
3) механическое движение населения;+
4) организацию медицинской помощи населению;
5) численность и состав населения.+
8. Динамика, как одно из направлений демографии, изучает
1) естественное движение;+
2) искусственное движение;
3) механическое движение.+
9. Для России характерен тип населения
1) прогрессивный;
2) регрессивный;+
3) стационарный.
10. Для расчета показателя младенческой смертности в знаменателе используют
1) количество прикрепленного детского населения;
2) среднегодовую численность населения;
3) число детей, умерших в течение года на 1-м году жизни;
4) число родившихся живыми в данном календарном году;+
5) число родившихся живыми и мертвыми в данном календарном году.
11. Для расчета показателя младенческой смертности в числителе используют
1) число детей, умерших в первые 168 часов жизни;
2) число детей, умерших в течение года на 1-м году жизни;+
3) число родившихся живыми в данном календарном году;
4) число родившихся живыми и мертвыми в данном календарном году.
12. Для расчета показателя младенческой смертности по формуле Ратса в знаменателе используют
1) 2/3 родившихся живыми в данном календарном году +1/3 родившихся живыми в предыдущем году;+
2) число детей, умерших в течение года на 1-м году жизни;
3) число родившихся живыми в данном календарном году.
13. Для расчета показателя общей смертности используют следующие данные
1) среднегодовая численность лиц трудоспособного возраста;
2) среднегодовая численность населения;+
3) число умерших за год;+
4) число умерших за год и число родившихся мертвыми.
14. К показателям естественного движения населения относят все, за исключением
1) естественного прироста (убыли);
2) миграционного прироста (убыли);+
3) показателей рождаемости;
4) показателей смертности.
15. Как называется тип населения, при котором доля детей от 0-14 лет равна доле лиц в возрасте 50 лет и старше?
1) прогрессивный;
2) регрессивный;
3) стационарный.+
16. Какая миграция ведет к неравномерной нагрузке учреждений здравоохранения в разное время года?
1) маятниковая;
2) постоянная;
3) сезонная;+
4) суточная;
5) эмиграция.
17. Какие данные нужны для расчета показателя общей рождаемости?
1) среднегодовая численность женщин фертильного возраста;
2) среднегодовая численность населения;+
3) число родившихся живыми за год;+
4) число родившихся живыми и мертвыми за год.
18. Механическое движение населения — это
1) изменение численности населения в результате рождаемости;
2) изменение численности населения в результате смертности;
3) изменение численности населения под влиянием миграционных процессов.+
19. Младенческая смертность это — смертность детей в возрасте
1) 0-14 лет;
2) до 1 года;+
3) до 1 месяца;
4) до 5 лет.
20. Основные данные, необходимые для расчета естественного прироста населения
1) количество женщин репродуктивного возраста;
2) младенческая смертность;
3) общая рождаемость;+
4) общая смертность населения;+
5) перинатальная смертность.
21. Основные показатели, характеризующие общественное здоровье
1) заболеваемость;+
2) инвалидность;+
3) медико-демографический показатель;+
4) обеспеченность медицинскими кадрами;
5) удовлетворенность медицинской помощью.
22. Основными причинами младенческой смертности в Российской Федерации являются
1) болезни органов дыхания;
2) врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения;+
3) новообразования;
4) отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде.+
23. Перинатальный период включает в себя
1) антенатальный период;+
2) интранатальный период;+
3) неонатальный период;
4) поздний неонатальный период;
5) постнатальный.+
24. Период, начинающийся с 22 недели беременности, включающий период родов и заканчивающийся через 7 полных дней жизни новорождённого (168 часов)
1) антенатальный;
2) интранатальный;
3) перинатальный;+
4) поздний неонатальный;
5) ранний неонатальный.
25. Показатель естественного прироста населения рассчитывается как разность
1) между общими показателями плодовитости и смертности;
2) между общими показателями рождаемости и смертности;+
3) между общими показателями смертности и рождаемости;
4) между повозрастными показателями рождаемости и смертности.
26. Показатель младенческой смертности рассчитывается на
1) 1000 детского населения;
2) 1000 населения;
3) 1000 родившихся живыми;+
4) 1000 родившихся живыми и мертвыми.
27. Показатель общей смертности в РФ за последние 5 лет находится в пределах
1) 11-15‰;+
2) 16-20‰;
3) 21-30‰;
4) 5-10‰.
28. Показатель перинатальной смертности рассчитывается на
1) 1000 детского населения;
2) 1000 населения;
3) 1000 родившихся живыми;
4) 1000 родившихся живыми и мертвыми.+
29. Показатель рождаемости в РФ за последние 5 лет находится в пределах
1) 15-20‰;
2) 21-30‰;
3) 9-14‰.+
30. Показатель смертности, равный 11-15 ‰, оценивается как
1) высокий;
2) низкий;
3) очень высокий;
4) очень низкий;
5) средний.+
31. Показатель смертности, равный 16-20 ‰, оценивается как
1) высокий;+
2) низкий;
3) очень высокий;
4) очень низкий;
5) средний.
32. Показатель смертности, равный 7-10‰, оценивается как
1) высокий;
2) низкий;+
3) очень высокий;
4) очень низкий;
5) средний.
33. Понятие «материнская смертность» включает все, за исключением
1) смерти беременных, рожениц и родильниц от любой причины;+
2) смерти женщин, наступившей в период беременности или в течение 42 дней после её окончания;
3) смерти женщин, наступившей от какой-либо причины, связанной с беременностью, отягощенной ею, либо её ведением, но не от несчастного случая или случайно возникшей причины;
4) смерти женщин, обусловленной беременностью.
34. При каком типе населения доля детей в возрасте 0-14 лет превышает долю населения в возрасте 50 лет и старше?
1) прогрессивном;+
2) регрессивном;
3) стационарном.
35. Процесс повышения роли городов в развитии общества носит название
1) естественное движение;
2) иммиграция;
3) урбанизация;+
4) эмиграция.
36. Разделами медицинской демографии являются
1) динамика населения;+
2) заболеваемость населения;
3) общая смертность;
4) статика населения.+
37. Случаи смерти плода с 22 недели беременности до родов составляют
1) антенатальную смертность;+
2) интранатальную смертность;
3) позднюю неонатальную смертность;
4) постнатальную смертность;
5) постнеонатальную смертность;
6) раннюю неонатальную смертность.
38. Смерть детей в первые 168 часов жизни является
1) младенческой смертностью;
2) неонатальной смертностью;
3) перинатальной смертностью;
4) поздней неонатальной смертностью;
5) ранней неонатальной смертностью.+
39. Смерть детей в первые 28 дней жизни является
1) младенческой смертностью;
2) неонатальной смертностью;+
3) перинатальной смертностью;
4) поздней неонатальной смертностью;
5) ранней неонатальной смертностью.
40. Смерть детей на первом году жизни является
1) младенческой смертностью;+
2) неонатальной смертностью;
3) перинатальной смертностью;
4) поздней неонатальной смертностью;
5) ранней неонатальной смертностью.
41. Средняя продолжительность предстоящей жизни определяется как
1) средний возраст населения;
2) средний возраст умерших в течение года;
3) число лет, которое предстоит прожить поколению родившихся при условии неизменности повозрастных показателей смертности.+
42. Тип возрастной структуры населения, если удельный вес лиц в возрасте от 0 до 14 лет — 19%, 15-49 лет — 49%, 50 лет и старше — 32%
1) естественный;
2) прогрессивный;
3) регрессивный;+
4) стационарный.
43. Учетная медицинская документация, удостоверяющая случаи рождения
1) учетная форма 025/у;
2) учетная форма 103/у-08;+
3) учетная форма 106-2/у-08;
4) учетная форма 106/у-08.
44. Учетная медицинская документация, удостоверяющая случаи смерти
1) учетная форма 025/у;
2) учетная форма 103/у-08;
3) учетная форма 106-2/у-08;+
4) учетная форма 106/у-08.+
45. Учетная форма № 106-2/у-08 заполняется в случае смерти
1) взрослого 18 лет и старше;
2) ребенка в возрасте 0-17 лет;
3) ребенка в возрасте 1 года;
4) ребенка в первые 168 часов жизни.+
Источник: medtema.ru
Пренатальная педагогика как новая отрасль педагогических знаний
Совсем недавно в педагогической науке появилось новое направление исследования – пренатальная педагогика. Педагогика – это наука об обучении и воспитании подрастающих поколений. Слово «пренатальний» заимствовано из французского языка и означает «пре» – до, «наталь» – рождение.
Одна из важнейших задач человечества – это продолжение рода. Основное внимание в древности уделяли погружению будущей матери в мир хорошего и прекрасного. В дальнейшем – правильному отдыху и питанию беременной.
В 20 век выявлен интересный факт, который перевернул представления ученых о сущности дородового воспитания и привел к возникновению целой науки – дело в том, что в мозгу новорождённых было обнаружено много атрофированных нейронов. Ученые предположили, что это происходит во время внутриутробного развития из-за их невостребованности, то есть ребенок теряет часть своего интеллекта еще до рождения.
В результате дальнейших исследований и экспериментов к концу 70-х – началу 80-х гг. в Европе и Америке утвердились идеи раннего дородового развития ребенка и сформировались пренатальная педагогика и пренатальная психология. Будущие мамы и папы излишне активно включились в процесс дородового воспитания. Дошло до того, что среди беременных было модно один день в неделю отказываться от еды, чтобы ребенок начинал активно двигаться и просить пищу. Увлечение подобными физическими тренировками плода для многих закончилось кесаревым сечением.
В Россию пренатальная педагогика пришла с перестройкой, в середине 90-х годов широко распространилась методика М. Лазарева, направленная на обучение будущей мамы основам общения с еще не родившимся ребенком.
Пренатальная педагогика – молодая наука, поэтому в современном обиходе появились такие понятия, как пренатальная педагогика, пренатальное обучение, пренатальное воспитание. Современная пренатальная педагогика черпает знания из пренатальной и перинатальной психологии (она формируется как отдельная научная дисциплина), акушерства, гинекологии, педиатрии.
Принято считать, что пренатальный (дородовой) период – это время до рождения ребёнка. В науке в этом периоде выделяет два составляющих её периода:
Рекламное сообщение
·Пренатальный период – от принятия решения родителями зачать малыша до 28 недели беременности.
·Перинатальный период – с 28 недели беременности до первых недель жизни малыша. Таким образом, пренатальный период в развитии малыша относится не только к ребёнку, но и его родителям.
Пренатальная педагогика – мода или необходимость?
Пренатальная педагогика – это целенаправленное, осознанное воздействие на еще не родившего ребенка с целью улучшения его интеллекта, формирования определенных качеств личности, укрепления нервной системы и здорового развития ребенка в целом.
Все чаще в книгах и учебниках пишут не «плод», а «внутриутробный ребенок». Еще до рождения ребенок слышит, различает голоса, чувствует ритм и музыку. Еще до рождения начинается формирование личности ребенка, его эмоциональное, интеллектуальное, психическое развитие, и именно пренатальный опыт в будущем станет основой личности человека.
Все это означает, что пренатальная педагогика – это объективная реальность, а не просто очередное модное увлечение, и будущим родителям необходимо ее принять. Есть официальная статистика, подтверждающая эффективность методов пренатальной педагогики, их позитивное влияние на общее психофизиологическое развитие детей и их здоровье.
Простые и доступные методы пренатальной педагогики. Методы пренатальной педагогики – это особые методы и средства самого раннего воздействия на ребенка с целью его развития.В сущности, многие из методов пренатальной педагогики – это простые и доступные действия, которые любящие родители выполняют постоянно.
1. Первый и самый важный метод – физический контакт с ребенком. Это и поглаживания живота, и нежные прикосновения мамы или папы. Любой ребенок ждет этих минут, реагирует на приятные тактильные ощущения, отвечает движениями. Вы, наверное, обращали внимание, что многие будущие мамы часто кладут одну или обе руки на живот – так они поддерживают постоянную связь с ребенком.
2. Физический контакт нужно совмещать с речевым воздействием. Говорите с ребенком, рассказывайте, что видите вокруг, что делаете. После рождения дети узнают голоса родителей. Песни, которые Вы будете петь еще не родившемуся крохе, сказки, которые будете читать, ребенок узнает после рождения. Именно они станут самыми любимыми, помогут успокоить малыша.
3. Музыкальное воспитание ребенка начинается в утробе матери. Моцарт, Вивальди, Шопен и др. классики необычайно благотворно влияют на развитие детей. Существуют и специальные музыкальные сборники для беременных, построенные на принципах пренатальной педагогики. Например, сборник «Музыка рождения» М. Лазарева.
4. Умственные упражнения и творческие занятия будущей мамы (рисование, лепка, пение, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов, рукоделие и т.д.) вовлекают ребенка в процесс познания окружающего мира. Живите полной жизнью, ходите на концерты и выставки, посещайте музеи. Ваши впечатления станут мощным импульсом для развития ребенка, создадут благоприятный эмоциональный фон.
Источник: mirdoshkolyat.ru