1. Откройте окно диспетчера файлов Konqueror, щелкнув на кнопке Ноmе на панели.
2. Разверните окно.
3. Выберите опцию Window⇒Show Terminal Emulator.
4. Выберите опцию Window⇒Split View Left/Right.
5. Переместите панель кнопок Button и панель адреса Location с помощью мыши.
6. Измените размеры панелей, используя специальные метки изменения размера на границах окон.
7. Запустите на выполнение в правой панели команду vi.
8. На левой панели просмотра откройте аплет, нажав клавиши .
9. На нижней панели воспользуйтесь компилятором и другими средствами командной строки.
10. Выберите опцию Setting⇒Save View Profile для сохранения профиля.
11. Введите название профиля, а затем выберите опцию Save window size in profile. После этого нужно для сохранения установок щелкнуть на кнопке Save.
Контрольные вопросы
1. Какие программы называются файловыми менеджерами?
2. Какая информация отражается в области просмотра программы Konqueror?
Как Надежно Зашифровать Файл Без Программ За 1 Минуту?
3. Как создать новое окно с помощью программы Konqueror?
4. Перечислите задачи по управлению файловой системой, которые можно решать с помощью диспетчера файлов?
5. Перечислите стандартные функции KDE.
6. Что является компонентом рабочего стола KDE?
7. Назовите функции панели рабочего стола.
8. Как получить справку в диалоговом режиме?
9. Какие функции предоставляет центр управления KDE?
Литература 1,3,4
Воспользуйтесь поиском по сайту:
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с) .
Источник: studopedia.org
Mетодичка_LINUX. Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ для студентов по дисциплине Операционные системы и среды
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 254.5 Kb.
2.3.4. Удаление файлов
Для того чтобы удалить файл из файловой системы, можно воспользоваться одним из трех способов: переместить файл в корзину (Trash), непосредственно удалить файл, или вытереть его. Помещение файла в корзину означает его перемещение в каталог Trash, т.е. файл будет продолжать занимать место в системе и его можно будет в будущем, если потребуется, восстановить.
Непосредственное удаление файла означает, что файл из системы полностью удаляется с освобождением места. В этом случае восстановление файла невозможно. Вытирание подразумевает предварительную запись в файл набора специальных данных перед удалением. Это делается для того, чтобы быть уверенным, что даже самая совершенная технология восстановления файлов не сможет восстановить его содержимое.
Поиск и удаление вредоносных программ в Google Chrome
Для перемещения файла в корзину нужно в меню Edit или контекстном меню выбрать опцию Move to Trash (Поместить в Корзину). Можно также просто перетащить нужный объект из окна диспетчера файлов на пиктограмму с изображением корзины на рабочем столе. Аналогично, для удаления файла (или файлов) нужно выделить этот файл (или файлы) и затем выбрать опцию Delete (Удалить) из одного из упоминавшихся выше меню.
2.3.5. Запуск файлов
Запускать файлы из окна диспетчера файлов можно так же, как это делается при использовании рабочего стола. Можно либо просто щелкнуть на выбранном объекте, либо перетащить объект к нужной программе, либо войти в контекстное меню документа и с помощью опции Open With (Открыть с помощью) выбрать программу из списка.
Если щелкнуть один раз мышью на объекте, KDE выберет необходимый способ действий, исходя из типа файла. Если KDE не в состоянии определить программу, используемую по умолчанию для работы с файлом, KDE предложит пользователю самостоятельно выбрать такую программу.
2.3.6. Изменение файлов и каталогов
В KDE, за счет использования простого и понятного графического диалога для работы с объектами, изменение атрибутов объектов файловой системы является очень простой задачей. Для получения доступа к этому диалоговому окну нужно выбрать опцию Properties (Свойства) из контекстного меню объекта. После этого появится диалоговое окно со вкладками, разными для объектов разного типа. Но первые две вкладки одинаковы для объектов всех типов. Это вкладка General (Общие) и Permissions (Доступ).
2.3.6.1. Изменение названия файла
Для того, чтобы изменить название файла, нужно выбрать из контекстного меню этого файла опцию Properties. После того, как появится окно диалога, на вкладке General нужно отредактировать название файла в поле Name (Название), затем нажать кнопку ОК.
2.3.6.2. Замена владельца и изменение прав доступа
Для замены владельца файла и прав доступа к нему в диалоговом окне Properties нужно перейти на закладку Properties/Permissions (Права доступа). Для изменения прав доступа к объекту в секции Access permissions (Права доступа) диалогового окна следует напротив нужных опций поставить флажки. Чтобы изменить владельца файла или его группы, нужно воспользоваться элементами управления в секции Ownership (Принадлежность).
3. Порядок выполнения работы
1. Откройте окно диспетчера файлов Konqueror, щелкнув на кнопке Ноmе на панели.
2. Разверните окно.
3. Выберите опцию WindowShow Terminal Emulator.
4. Выберите опцию WindowSplit View Left/Right.
5. Переместите панель кнопок Button и панель адреса Location с помощью мыши.
6. Измените размеры панелей, используя специальные метки изменения размера на границах окон.
7. Запустите на выполнение в правой панели команду vi.
8. На левой панели просмотра откройте аплет, нажав клавиши .
9. На нижней панели воспользуйтесь компилятором и другими средствами командной строки.
10. Выберите опцию SettingSave View Profile для сохранения профиля.
11. Введите название профиля, а затем выберите опцию Save window size in profile. После этого нужно для сохранения установок щелкнуть на кнопке Save.
4. Контрольные вопросы
1. Какие программы называются файловыми менеджерами?
2. Какая информация отражается в области просмотра программы Konqueror?
3. Как создать новое окно с помощью программы Konqueror?
4. Перечислите задачи по управлению файловой системой, которые можно решать с помощью диспетчера файлов?
Список литературы
1. Скловская А.М. Команды LINUX. Справочник. Изд-во Диасофт. 2004. – 848 с.
2. Моли Б. Unix/Linux: Теория и практика программирования. Изд-во КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004. – 576 с.
3. Бендел Д., Нейпир Р. Использование Linux. /Пер.с англ. — М.: издательский дом «Вильямс», 2004. — 784 с.
4. Немет Э., Снайдер Г., Сибас С., Хейн Т.Р. UNIX: руководство системного администратора. Для профессионалов / Пер. с англ. – СП.: Питер; К.: Издательская группа BHV, 2002. – 928 с.
6. http://pluto.xTech.RU/Russian/Unix-Doc/ — сервер Новосибирского института систем информатики. Содержит книги и документацию по UNIX на русском языке.
Приложение
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ И ОСНОВНЫЕ КОМАНДЫ
ТЕКСТОВОГО РЕДАКТОРА VI
В составе ОС LINUX обычно поставляются текстовые редакторы: ed — интерактивный строковый редактор, vi и ех — его расширенные версии. Под именем vi (visual interpretator — визуальный интерпретатор) эта программа работает как экранно-ориентированный редактор, а под именем ех — как строчно-ориентированный.
Для вызова редактора vi используется команда vi:
vi [+line] [-R] [-х] [-r] [-t] file.
где +line — номер строки, с которой Вы хотите начать редактирование; R — читать; это означает, что файл можно только просматривать, но не модифицировать; х — расшифровывающее чтение т.е. просмотр файла, зашифрованного командой сryрt, или редактирование обычного текста с последующим шифрованием по мере записи на диск; r — восстановление файла после системного или программного крахов; t — вызов для редактирования файла, который содержит названный (в поле filе команды vi) тег (tag). Тег — это список символов, с которых начинается раздел в текстовом файле. Теги разных файлов объединяют в один файл — файл тегов с именем tags. Опцией -t обеспечивается вызов файла tags, который содержит названный тег и имя редактируемого файла, в котором тег находится. Команду вызова редактора можно использовать в форме vi +/word/file — начало редактирования файла file с первой строки, которая содержит слово word, или в форме vi +file — начало редактирования файла с последней строки.
Структура редактора
Работая с редактором, пользователь находится или в одном из его командных режимов, или в режиме ввода текста. Ниже приведенная схема иллюстрирует взаимодействие этих режимов и способы перехода редактора между ними.
В простейшем случае для вызова редактора нужно ввести команду vi техт и нажать клавишу Enter. На экране появится:
Строка начинается знаком
знак _ определяет положение курсора. В данный момент пользователь находится в командном режиме vi. Перейти в режим ввода текста можно с помощью команд добавления текста, которые не отображаются на экране после их ввода:
а/А — ввод текста после курсора/после конца строки (аррend — присоединение);
i/I — вставка текста перед курсором/с 1-й позиции данной строки (insert — вставить);
о/О — образовать пустую строку ниже имеющейся / выше имеющейся.
Для выполнения команд (например, записи в файл, перемещения курсора) после введения текста или его части нужно перейти снова в командный режим vi, нажав клавишу Еsс. После вызова vi нажмите клавишу а (ввод текста после курсора), не нажимая после этого клавишу Enter, и Вы попадете в режим ввода текста. Вводите текст, нажимая клавишу Enter в конце каждой строки (курсор в режиме ввода текста можно перемещать вправо, используя клавишу «пробел», и влево, используя клавишу ВаскSрасе.
Переход в командный режим vi . Для перехода в командный режим vi нужно нажать клавишу Еsс. Теперь редактор находится в командном режиме vi. В этом режиме выполняются следующие команды:
u — аннулирование действия последней команды;
Изучение других многочисленных команд этого командного режима целесообразно проводить, разбив их на тематические группы. Они приведены в разделе 2.2.
Переход в режим ex. Чтобы перейти к группе команд редактора ех (под именем ех редактор работает как строчно-ориентированный), нужно ввести символ : (двоеточие), команду и нажать или Еsс. Команды редактора ех начинаются с символа : и отображаются в нижней части экрана. После нажатия клавиши Еsс или происходит возврат (назад) в командный режим. Команды режима ех:
:w — запись текста в файл;
:r — чтение файла;
:е — редактирование нового файла;
:е! — выход без сохранения данного файла и редактирование нового;
:wq — запись текста и выход из редактора;
😡 — запись текста только при наличии в нем изменений;
:q! — оставить текст в рабочей области и закончить редактирование;
:аb — присвоение сокращений;
:mар — определение ключей;
:set — изменение установочных режимов;
:s — выполнение замещений.
Переход в Shell. Редактор позволяет в процессе работы с ним выполнять команды ОС LINUX. Для этого нужно перейти в командный режим Shell с помощью команды !.
Рассмотрим пример. Определите текущее время командой date (вывод и установка даты) :! date. Здесь символ : означает переход в командный режим ех, а символ ! дает доступ к Shell. Для продолжительной работы с командами Shell можно вызвать командой :bash и после окончания работы вернуться в редактор vi, набрав СТRL-D.
Для возврата в командный режим vi нажмите клавишу Enter.
Команды, выполняемые в командном режиме VI
Изучим группу команд режима vi: перемещения курсора, добавления текста, поиска (частично), изменения и смещения текста, удаления, замены букв. Команды vi не отображаются на экране, кроме команд поиска, начинающихся со знаков / ? перемещение курсора, управление экраном дисплея, добавление текста.
Многие команды редактора выполняются только при определенном положении курсора, и нужно уметь пользоваться клавишами управления курсором (клавиши со стрелками и т.д.). Кроме клавиши со стрелками для перемещения курсора можно использовать клавиши: СТRL-Н — влево; СТRL-N — вниз; СТRL-Р — вверх; SРАСЕ — вправо.
Команды перемещения курсора:
h — на одну позицию влево;
l — на одну позицию вправо;
j — на одну позицию вниз;
k — на одну позицию вверх;
b — к первому символу предыдущего слова;
В — то же самое, что b, но игнорируются знаки пунктуации;
w — к первому символу следующего слова;
W — то же самое, что w, но игнорируются знаки пунктуации;
е — к последнему символу следующего слова;
Е — то же самое, что е, но игнорируются знаки пунктуации;
( — к началу текущего предложения (предложение считается законченным, если после него есть два пробела или пустая строка);
) — к концу текущего предложения;
> — к концу текущего раздела;
[ — к началу текущей секции;
^ — к первому отображаемому символу на текущей строке;
О — к началу текущей строки;
$ — к концу текущей строки;
Н — к началу экрана;
М — на середину экрана;
L — к концу экрана;
nG — к строке с номером n (на последнюю строку, если номера n нет); % — к символу парной скобки, если курсор находится под одной из них.
Команды управления экраном:
^U — смещение текста на одну строку вверх (СТRL-U);
^D — смещение текста на одну строку вниз (СТRL-D);
^В — смещение текста на один кадр назад (СТRL-В);
^F — смещение текста на один кадр вперед (СТRL-F).
Чтобы переместить текущую строку:
в верхнюю часть экрана нужно ввести команду z и нажать клавишу Enter;
в середину экрана z;
в нижнюю часть экрана z- .
Для очистки экрана от сообщений нужно использовать команды СТRL-R и СТRL-L; тексты в рабочей области при этом сохраняются.
Команды изменения текста:
сw — изменение слова;
сW — то же самое, что и сw, но игнорируются знаки пунктуации;
сО — от начала текущей строки;
с$ — до конца текущей строки;
сс — изменение всей строки;
с( — от начала текущего предложения;
с) — до конца текущего предложения;
с> — до конца текущего раздела.
Для внесения изменений в текст необходимо: переместить курсор в нужную позицию; ввести команду изменения; без пробела набрать новый текст; нажать клавишу ЕSС.
Во всех командах можно использовать множители n, например для изменения пяти слов используется команда с5w.
Команды поиска начинаются косой чертой / (поиск вперед по тексту) или знаком ? (поиск назад); далее следует номер строки или ключевое слово. Команда заканчивается нажатием клавиши Enter.
Команды смещения текста:
( — к началу текущего предложения;
) — к концу текущего предложения;
> — к концу текущего раздела.
В командах смещения текста можно использовать множители, например может использоваться команда 2>> (сдвиг вправо). Смещение устанавливается командой: set sw=m. По умолчанию m=8. После того как курсор подведен к требуемой строке, нужно набрать символы >.
Удаление, замена строчных букв на прописные и наоборот . Для удаления текста/фрагмента нужно переместить курсор в требуемую позицию и ввести команду удаления.
dw — до конца текущего слова;
dW — то же, что и dw, но игнорируются знаки пунктуации;
d^ — до 1-го видимого символа текущей строки;
dО — удаление начала строки;
d$ — удаление конца строки;
d( — до начала текущего предложения;
d) — до конца текущего предложения;
d> — до конца текущего раздела;
dd — удаление всей строки;
dkw — удаление k слов;
dk)/dk> — удаление k предложений, k разделов;
kdd — удаление k строк.
Для удаления одиночного символа нужно подвести к нему курсор и набрать х (не d), а для удаления нескольких символов подряд набрать команду nх.
Для удаления текста от начала строки до определенного места и от определенного места до конца строки используются команды d^ и d$ соответственно.
используется для замены строчных букв на прописные и наоборот. Замена 1-й буквы в последней строке текста:
Введите символ ( (к началу текущего предложения).
Восстановите текст командой u.
Определение текущей ра бочей позиции в файле. После ввода пользователем в командном режиме СТRL-G в нижней части экрана появится статусная информация в соответствии с положением курсора в текcте, включающая: имя файла; сведения о проведенной ранее модификации; номер текущей строки; общее число строк; расстояние курсора от начала файла (в процентах).
Для окончания работы с редактором введите в командном режиме :wq (запись текста из рабочей области в файл и окончание редактирования) и нажмите клавишу Enter. На экране появится сообщение о том, что Вы вышли из редактора и находитесь в Shell:
Источник: topuch.com
Билет № 12 Менеджер файлов и Web-обозреватель Konqueror.
Чтобы начать работу с диспетчером файлов, достаточно щелкнуть на папке любого каталога или щелкнуть кнопкой с изображением глобуса на панели. В результате запустится диспетчер файлов, и в главном окне будет выведено содержимое рабочего каталога. Эта область называется областью просмотра. В области просмотра отображается содержимое каталога.
Для обозначения элементов в каталоге используются ярлыки, которые определяются типом файлов. Вид окна просмотра можно изменить. Для этого можно воспользоваться опциями меню «Вид» «Способ отображения». Существует 5 отображаемых типов согласно опциям меню Вид:
-Содержимое каталога отображается в виде больших ярлыков, помещенных в рамку.
-Текст-выводится детальный листинг файлов и каталогов со всеми их атрибутами.
-Колонки- выводится в виде колонок только название файлов и их мини-ярлыки.
— Список – выводится та же информация, что в режиме текст, только включая еще мини-ярлыки для идентификации файлов.
-Дерево – все так же как в списке, только каждый ярлык может быть развернут в дерево подкаталогов.
Обычно Скрытые файлы, те имена которых начинаются с точки. Для того чтобы включить такие файлы в листинги, нужно выбрать опции меню «Показывать скрытые файлы». Для перехода в подкаталог нужно щелкнуть на названии папки или каталога в области просмотра. Для перехода в каталог высшего уровня можно щелкнуть на кнопке со стрелкой вверх на панели инструментов диспетчера файлов.
Для переключения между каталогами, которые уже посещались, можно использовать кнопки со стрелками влево и вправо на той же панели инструментов. Для переключения на элемент, помеченный закладкой, нужно выбрать соответствующий пункт из меню закладок. Для перехода в нужное место файловой системы можно просто ввести адрес перехода в поле «Адрес», размещенном в верхней части окна диспетчера файлов, это также можно сделать при помощи выпадающего диалогового окна «Открыть Адрес». При вводе адреса его можно указывать как обычный путь к каталогу. При работе с локальной файловой системой следует использовать префикс file.
Дерево каталогов. Левое подокно окна диспетчера файлов используется для отображения дерева каталогов.
По умолчанию оно скрыто, но при помощи опций в меню диспетчера файлов «Окно» «Показывать дерево директорий» его можно вывести на экран. В подокне просмотра дерева каталогов отображаются только каталоги.
Файлы и связи там не показаны. Для того чтобы свернуть или развернуть каталог, нужно щелкнуть на квадрате со знаком плюс или минус, размещенном слева от названия каталога. Когда каталог свернут, то в квадрате отображается плюc, когда скрыт — минус.
Окно эмуляции терминала. В нижней части окна диспетчера файлов можно вывести эмуляцию окна терминала, для этого, опции меню «Окно» «Показать окно эмуляции терминала». это позволит получит доступ к командной строке, где можно обычным способом вводить команды Linux.
Создание окон. Пользователь может создать несколько копий окна просмотра или эмулятора терминала. Причем каждая копия может работать с разными каталогами или узлами Web. Для создания нового окна нужно выбрать существующее окно того типа, который нужно создать.
Затем следует выбрать одну из ниже перечисленных опций меню: «окно» «разделить по вертикали»- текущее окно разбивается по вертикали на два окна того же типа. Это же можно сделать используя «Ctrl+shift+L». «окно» «разделить по горизонтали»- окно разбивается по горизонтали на два окна того же типа, комбинация клавиш в данном случае «Ctrl+shift+T». Для создаваемых окон по умолчанию связи не устанавливаются, это удобно для того чтобы просматривать разные каталоги. Для того чтобы убрать существующее окно просмотра или эмулятор терминала, нужно выделить его, а затем выбрать опции контекстного меню «Убрать окно» или нажать комбинацию клавиш «Ctrl+shift+R». Для изменения размера нужно при помощи мыши переместить границу между двумя соседними окнами.
Сохранение формата. Для этого следует воспользоваться опциями «Установки» «Сохранить профиль» для профиля нужно задать название или воспользоваться существующим.
Задачи управления. В этом разделе описываются те задачи по управлению файловой системы, которые можно решать с помощью диспетчера файлов. Сюда следует включить получение информации о файлах, копирование, перемещение, удаление файлов, изменение таких атрибутов файлов, как название, владельцы и права доступа к ним.
Получение информации о файле- Одна из самых основных процедур. Панель состояния отображает данные о размере и типе объекта, который выделен при помощи курсора мыши. Для получения такой информации достаточно навести указатель мыши на интересующий объект. Более детальную информации можно получить если в меню Вид выбрать опции «Текст» или «Список».
В этом случае о каждом элементе можно узнать такие подробности как тип, размер, название, время изменения, права доступа, владелец. Для каталогов используется ярлык в виде папки, для документов- ярлыки с изображением листа бумани, для программ – ярлык с изображением зубчатого колеса.
Переместить или скопировать файл можно выделив его и просто перетащить мышью в нужное место.
Если необходимо создать копию объекта, следует выбирать Copy, для программ такая процедура используется редко. Если нужно изменить место хранения файла – Move.
Для замены владельца и прав доступа к нему в диалогом окне Свойства нужно перейти на закладку «Права доступа». Чтобы изменить владельца, воспользоваться элементами управления в секции «Принадлежность».
Билет № 13 Виды программного обеспечения. Примеры.
ПО-это совокупность программ позволяющие организовать решение задач на ЭВМ
1.Системное: Утилиты, Драйверы. Операционная система.
2.Прикладное. Word, 1C,Компас
3.Инструментарий программировании: Pascal
Источник: infopedia.su