Какая идея лежит в основе философии программы шаг за шагом

Ребенок в дошкольном возрасте очень пластичен и легко обучаем, но его возможности ограничены возрастными психофизиологическими особенностями.

Л. С. Выготский назвал возникающий в дошкольном возрасте тип обучения «промежуточным» между «спонтанным» (ранний возраст) и «реактивным» (школьный возраст).

Ребенок в дошкольном возрасте уже может обучаться по программе, заданной взрослым, но лишь в том случае, если она идет параллельно с естественным ходом его развития. Поэтому применительно к дошкольному возрасту правильно говорить не о развивающем обучении, а о развивающей работе или развивающих занятиях. Занятия с детьми должны не напоминать классический урок, а проходить в форме различных игр, практических занятий, наблюдений.

Одной их технологий, в основу разработки которой положены возрастные особенности дошкольника, является программа «Step by Step» («Шаг за шагом»). В программе «Step by Step» основным средством развития детей является особая организация развивающей среды, которая базируется на создании центров детской активности.

«Шаг за шагом». Программа наставничества

Основное достоинство и ценность программы заключается в ее гуманистической направленности. Программа призвана обеспечивать уважение к личности каждого ребенка, создавать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности. Она, в основном, направлена на социальное и эмоционально–личностное развитие ребенка, что и порождает одну из главных проблем на пути ее реализации.

Программа «Шаг за шагом» представляет собой так называемую «рамочную программу». Она не содержит ни конспектов занятий, ни определенной предметной последовательности или логики, по которой, с точки зрения авторов программы, имеет смысл двигаться педагогу в образовательном процессе. В программе или в методических материалах, которые используются в педагогических тренингах и консультациях, представлены только некоторые возможные варианты, которые выполняют лишь иллюстративную, рекомендательную функцию. Эти рекомендации даются в стиле обмена педагогическим опытом, но никогда не носят нормативного или установочного характера. Именно в этом заключается главное отличие программы от тех, с которыми привыкли иметь дело российские дошкольные педагоги.

В качестве основных принципов, которые отличают программу «Шаг за шагом» от всех других, следует выделить:

• особую организацию развивающей среды;

• участие семьи в образовании детей.

Принцип участия семьи в жизни группы также является для программы центральным и полностью соответствует ее гуманистическим установкам. С точки зрения психологии развития ребенок дошкольного возраста, безусловно, неотделим от родителей, и в особенности от матери.

Разлука с ребенком на целый день, которая является необходимым следствием отечественной социокультурной ситуации (матери, а иногда и бабушки, работающие полный день; большой процент неполных семей; отсутствие в семье детей разного возраста; отдельное проживание молодых семей от родителей), тяжела не только для ребенка, но и для матери. Поэтому реальное присутствие и участие матери в жизни группы оказывает психологическую поддержку не только ребенку, но и матери. Кроме того, знакомство родителей с философией программы, пребывание в атмосфере уважения и поддержки личности их ребенка способствуют принятию ими ценностей гуманистической педагогики. Это, в свою очередь, меняет к лучшему и ситуацию развития ребенка в семье. С социальной точки зрения такие формы образования также чрезвычайно перспективны и важны, поскольку они способствуют объединению семей вокруг детского сада, который в перспективе может превратиться в своеобразный клуб или культурный центр микрорайона.

5 лайфхаков для душевного равновесия

Замечания: Существенной проблемой для педагогов является проблема степени свободы образования в дошкольном возрасте. В основе философии программы лежит гуманистическая идея о том, что развитие маленького ребенка должно быть совершенно свободным. Вся методология программы, в свою очередь, основана на принципе естественного процесса обучения ребенка.

С этой точки зрения вмешательство педагога как того, кто «ведет» ребенка, носит очень сложный и деликатный характер. Таким образом, педагоги чувствуют, что они оказываются в противоречивой ситуации. С одной стороны, они, принимая идеологию программы, не должны «передавить» ребенка, а должны следовать за его интересами. С другой стороны, ситуативные интересы ребенка могут противоречить тем результатам образования, которые педагог должен обеспечить всем своим воспитанникам.

[1] Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М., 1992. — 256 с.

Читайте также:
Как проверить ноутбук при покупке программы

[2] Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И., Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка, — М., 2001. — 352 с.

Дата добавления: 2021-01-20 ; просмотров: 253 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.net

Технология обучения «Шаг за шагом»

Международный проект «Шаг за шагом» был начат в 1994 году. Он реализуется в 20 странах Восточной Европы под руководством доктора Джортаунского университета Поомеллы Катлин. Главными целями проекта в Республике Беларусь являются:

– создание личностно-ориентированной, открытой модели семейно-общественного воспитания и обучения детей с учётом методических подходов и национальных традиций нашей республики и достижений мирового педагогического опыта;

– разработка и внедрение новых педагогических технологий, которые основаны на микрогрупповом и индивидуальном подходе в обучении детей и обеспечивают их полноценное психическое и физическое развитие в условиях сада и школы.

Авторы программы исходят из того, что ребёнком изначально движет ориентация на успех, на достижение, и стоит поддержать его в своих начинаниях, как все основные проблемы воспитания и образования будут решены. Эта проблема нацелена на активизацию процесса разностороннего (физического, интеллектуального, эмоционального и социального) развития ребёнка.

Системообразующим в этом ряду видится интеллектуальный, познавательный процесс. Поэтому в программе много внимания уделяется вопросам создания и организации предметной развивающей среды в виде различных центров активности ребёнка.

В основе программы лежит убеждение, что дети развиваются лучше, если они реально вовлечены в процесс учения. В задачи учителей входит постановка соответствующих целей перед каждым ребёнком и перед группой в целом, учёт интересов детей, их индивидуальных возможностей, активизации присущей им любознательности и поддержка совместной познавательной активности.

Программа «Шаг за шагом» – это продуманная обстановка, групповые и индивидуальные цели, заданные учителем и воспитателем, это активность, которая выступает одновременно как запланированная и как спонтанная, базирующаяся на интересах ребёнка и одновременно на знании соответствующих заданий.

Ключевую роль в работе по данной технологии играет особый стиль педагогической деятельности. Объяснение учителем своих ожиданий должно строиться как приглашение детей к активному поведению, а не как выражение требований к ним. Такое приглашение должно делаться в доброжелательной открытой форме, которая даёт детям понять, что взрослый верит в их способность добиться успеха.

В основе технологии лежат следующие методические подходы:

– учёт не только возрастных, но и индивидуальных особенностей школьников;

– создание такой среды обучения и воспитания, которая способствовала бы демократизации обучения. Нужно создать не просто класс, а сообщество детей, родителей и педагога, где у каждого свои роли, свои права и обязанности;

– обеспечение свободного выбора деятельности, материалов, партнёров по учебному взаимодействию. Классное помещение должно быть переоборудовано для индивидуально-групповой работы и должно иметь центры деятельности с соответствующими материалами. Обычно создаются центры письма, чтения, математики, центр изобразительного искусства, научный центр;

– отказ от массового диагностирования при поступлении в школу. Оценка психического и физического развития ребёнка является наиболее эффективной. Таким образом, сохраняются права ребёнка и его семьи на получение полноценного образования.

Образовательная модель «Шаг за шагом» предусматривает разнообразные формы работы с родителями:

1. Одной из форм общения с семьёй являются родительские собрания. Общешкольные собрания проводятся, как правило, 2-3 раза в год. Здесь родителей знакомят с общими задачами школы, итогами работы. Классные родительские собрания проводятся 4-5 раз в год.

На них обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса класса, подводятся итоги, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой. Родительские минисобрания проводятся по мере необходимости. Здесь собираются несколько родителей, где обсуждаются вопросы. Касающиеся определённой группы детей или их семей.

2. Открытые уроки для родителей. Нынешние родители младших школьников имеют такой образовательный ценз, который даёт им возможность оказывать большую помощь в обучении своих детей.

Но методика преподавания по новым программам им совершенно незнакома и, желая помочь ребёнку в выполнении, допустим, задания по математике, родители не знают, как методически правильно это сделать. Вот и получается, что один и тот же материал учитель объясняет по-своему, а родители – по-своему. Ребёнок оказывается в затруднительном положении.

Читайте также:
Запуск программы невозможен так как отсутствует api ms win runtime

3. Проведение уроков вместе с учителем. Эта форма работы приносит наибольшую пользу, как для ребёнка, так и для родителей, и учителя. Родители сами выступают в роли учителя, понимают, насколько трудна и кропотлива работа учителя, видят сами своего ребёнка на уроке, сравнивают его с другими детьми класса, замечают, на что необходимо обратить внимание, что нужно доработать.

Для учителя эта форма работы важна тем, что достигается лучшее взаимопонимание с семьёй, осуществляется единство требований в обучении и воспитании. Для ребёнка тоже есть свой плюс: он гордится своими родителями, которые наравне с учителем принимают участие в его обучении, старается быть лучше, чтобы не подвести папу и маму.

4. Встречи «за круглым столом». Во время работы иногда возникают какие-нибудь сложные вопросы, когда нужно посоветоваться, выработать общую линию действий на ближайшее будущее. Очень важно, что такие встречи активно развивают педагогическое мышление, чувство сопричастности к коллективному поиску верных путей воспитания, ответственность за судьбу подрастающего поколения.

Источник: studopedia.org

Развивающее обучение направлено на развитие целостной совокупности качеств личности

· Л.С.Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развития ребенка:

· сферу (уровень) актуального развития — уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно;

· 2) зону ближайшего развития — те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых.

· Зона ближайшего развития — большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет дела в сотрудничестве.

· Для развития чрезвычайно эффективно постоянно преодолевать грань между сферой актуального развития и зоной ближайшего развития — областью неведмой, но потенциально доступной для познания.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.

· Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и недоступной зоны — задача, которая решается пока только на интуитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства педагога.

· включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы;

· вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;

· работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.

Цель – создание условий для проявления познавательной активности ребенка.

Эта цель достигается следующими путями:

· Создание педагогом проблемной ситуации;

· Использование разнообразных форм и методов организации совместной деятельности;

· Составление и обсуждение предстоящей совместной деятельности вместе с детьми;

· Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в совместной деятельности;

· Стимулирование детей к высказываниям, использованию различных материалов, способов выполнения заданий;

· Использование в ходе совместной деятельности дидактического материала, позволяющего ребенку выбирать наиболее значимые для него вид и форму деятельности;

· Оценивание не только конечного результата (правильно — неправильно), но процесса деятельности ребенка;

· Поощрение стремления ребенка находить свой способ решения задачи.

Литература

Дошкольное воспитание: № 10-2010 г., № 12-2010 г., № 2-2011 г. Л.Свирская «Ты меня понимаешь?»

2.3 Педагогические ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММЫ “СООБЩЕСТВО”

К.Хансен, Р.Кауфманн, К. Уолш

Одной из ярких находок, является инновационная программа «Step by Step» («Шаг за шагом»), в большей мере знакома педагогам как технология программы «Сообщество», дающая прекрасную возможность раскрытия уникальных способностей ребенка, участие семьи в деятельности детского сада, помогающая отражать культурные ценности и успешно развивать их.

Концепция программы «Сообщество» — дети развиваются наилучшим образом только тогда, когда они действительно увлечены процессом.

Общая философия программы «Шаг за шагом» (Сообщество») основана на принципах развивающего образования, учитывающего особенности развития детей, которые, в свою очередь, представляют собой уникальное сочетание возрастных и индивидуальных особенностей. В этой философии также присутствует гуманистическая идея о праве ребенка на собственный путь развития, не выходящий при этом за пределы нормы и представление об образовании как о реальной жизни, а не о подготовке к ней. Цели программы естественно связаны с ее теоретическими принципами и могут быть сформулированы следующим образом:

Читайте также:
Сколько длится произвольная программа в фигурном катании у женщин минут

— цели развития возможностей и способностей ребенка;

— цели развития ребенка как субъекта определенных видов деятельности.

При этом в программе одним из центральных является принцип «сквозного» развития ребенка, то есть комплексного развития его способностей во всех областях и во всех видах деятельности. Принцип этот, заметим, особенно адекватен специфике дошкольного возраста, когда образование, собственно говоря, является не предметным, а комплексным. Программа, однако, предполагает также развитие и специальных способностей ребенка, основанных на конкретных знаниях, умениях и навыках (в сфере математики, письменной и устной речи, естествознания и т.п.).

Задачи развития, соответственно, подчинены целям, однако в качестве одной из самых важных выступает задача индивидуализации образования, которая с очевидностью вытекает из всей философии программы. Именно задачу индивидуализации можно считать стержнем программы, на который «нанизываются» все используемые в ней образовательные технологии.

В качестве основных принципов, которые отличают программу «Сообщество» от всех других, следует выделить:

— особую организацию развивающей среды;

— участие семьи в образовании детей.

Таким образом, философия программы:

1. Ребёнок должен быть вовлечен в процесс учения, тогда только его развитие идет лучше.

2. Создание условий стимулирующие исследование, инициативу, творчество.

3. Педагог должен обладать знаниями о закономерностях развития ребёнка и обеспечивать всем необходимым процесс учения.

4. Подготовка цели перед ребёнком или группой в целом.

5. Учитывать интересы детей.

6. Учитывать индивидуальные возможности детей.

7. Поддерживать совместную познавательную активность.Тщательно продуманная и созданная в процессе совместной деятельности взрослых и детей развивающая среда побуждает ребенка к исследованию, проявлению инициативы и творчества.

«В программе одним из центральных является принцип «сквозного» развития ребенка, то есть комплексного развития его способностей во всех областях и во всех видах детской деятельности. Принцип этот особенно адекватен специфике дошкольного возраста, в котором образование является «не предметным, а комплексным».

Активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и других видов детской деятельности.

Обеспечены социальным взаимодействием для своего эмоционального и когнитивного развития.

Проходят через закономерные стадии развития.

Неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своём темпе.

Особенность программы:организация совместной образовательной деятельности в Центрах активности, предполагает работу в минигруппах, что позволяет обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям

Задачи педагога:

1. Организация среды.

2. Стимулирование общения и любознательности детей.

3. Наблюдение за детьми.

4. Своевременная адаптация условий к изменяющимся потребностям детей.

Технология программы «Сообщество» основана:

· На уважении к личности ребенка, внимательном отношении к его интересам, потребностям, эмоциональному благополучию;

  • индивидуализации образования для каждого ребенка;
  • ориентации педагогов на постоянный анализ динамики развития ребенка и коррекцию педагогической деятельности;
  • предоставлении ребенку возможности выбора деятельности, способа действий, места, времени, партнеров, как через совместное со взрослыми планирование, так и через непосредственную работу в центрах активности;
  • определении роли педагога, как «оказание помощи и поддержки ребенка в его самостоятельном активном инициативном познании окружающего мира»;

· всемерном участии семьи.

Мобильность программы

Технология программы «Сообщество» предполагает активную образовательную развивающую совместную деятельность детей и взрослых в течение 1-1,5 часов в день в цикле «План-дело-оценка», в ходе которой решается весь комплекс воспитательно-образовательных задач.
Цикл «План — дело — оценка» дает технологическую возможность перманентного ведения образовательной, воспитательной работы, педагогического наблюдения и дифференцированной или индивидуальной коррекционно-развивающей работы. Это особенно важно в условиях разновозрастной группы, где дифференцированная и индивидуальная работа со старшими и младшими невероятно актуальна. А также в условиях, когда часть детей посещает детский сад на условиях кратковременного пребывания.

За 1-1,5 часа в день ребенок имеет возможность спланировать и реализовать целостный план собственной деятельности, приобрести важнейшие навыки и способности. Воспитатель в это же время имеет технологическую возможность обучать, наблюдать, вести дифференцированную и индивидуальную коррекционно-развивающую работу.
Вторая половина дня, когда с детьми, чаще всего, работает заведующая детским садом, оставляет время и простор для творческих игр, прогулки, общения, индивидуальной работы.

Источник: megaobuchalka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru