Какая государственная программа поддержки мп явилась самой неэффективной

В 2022 году чиновники планируют запустить цифровую платформу малого бизнеса, через которую субъекты будут выбирать и получать удаленно необходимые меры поддержки. Новые предложения подготовлены для сфер туризма, сельского хозяйства, участников международных выставок.

Однако, уже и сейчас малому бизнесу предоставляются различные меры господдержки.

Экосистема поддержки бизнеса

На основании Постановления Правительства от 21.12.2021 г. № 2371 утверждены сроки начала действия эксперимента по оказанию субъектам МСП господдержки на основе цифровой платформы. Эксперимент будет запущен с 1 февраля 2022 года и продлится до 1 февраля 2025 года.

Поддержка коснется малого и среднего предпринимательства, самозанятых, а также физлиц, собирающихся начать свое дело.

Данная система позволит максимально упростить открытие, ведение и развитие предпринимательской деятельности. К ней будут подключены министерства и ведомства, институты развития, кредитные и страховые организации. Они будут обмениваться необходимыми сведениями через систему межведомственного электронного взаимодействия.

Вопрос Медведеву от «Гражданской Платформы» о неэффективности и непрозрачности поддержки МСП

Цель такого нововведения — объединить в одну систему все сервисы для малого бизнеса и дать предпринимателям возможность удаленно выбирать и получать необходимые меры господдержки. Система будет функционировать на базе цифровой платформы, обеспечивающей адресный подбор, проактивное одобрение мер господдержки, а также предоставление услуг, требуемых на разных этапах ведения предпринимательства. При этом система будет работать удаленно без необходимости присутствия предпринимателей. К 2024 году в систему планируется внедрить более 20 разных сервисов.

Каждый пользователь цифровой платформы будет иметь свой цифровой профиль. Участники системы смогут использовать инструменты поддержки и сервисы с учетом степени развития бизнеса и конкретных потребностей.

Главные задачи, которые планируется решить в рамках данного проекта:

  • обеспечить дистанционный доступ к реестру оцифрованных региональных услуг для поддержки малого бизнеса;
  • запустить мобильное приложение с сервисами цифровой платформы;
  • создать условия для продажи товаров и услуг через цифровой сервис — агрегатор маркетплейсов на платформе;
  • помочь привлекать сотрудников, обеспечить предложениями от соискателей на работу, в т.ч. через интеграцию с сервисами и «Электронной трудовой книжкой»;
  • оказывать адресный подбор мер господдержки, сервисов и решений, проактивное одобрение инструментов помощи.

Господдержка в 2022 году

В 2022 году чиновники планируют компенсировать бизнесу часть расходов на участие в международных выставках и ярмарках, сделать более доступным отечественное программное обеспечение, а также усовершенствовать процесс получения займов.

Упростили доступ к господдержке участников международных выставок

На основании Постановления Правительства от 22.09.2021 г. № 1591 экспортерам упростили процесс формирования заявок на получение субсидий из федерального бюджета. Эти средства можно потратить на компенсацию расходов при участии в международных проектах — затрат на аренду площадок, мебели и оборудования, оплату взносов для регистрации. Заявку можно подавать онлайн через систему «Одно окно».

Меры поддержки малого бизнеса

На данный момент экспортеры могут через систему отправлять заявки на подтверждение ставки по НДС в размере 0% или подавать заявление об участии в выставке, оформить сертификат свободной продажи.

С 2021 года юрлица и ИП получают субсидии на участие в международных выставках и ярмарках. Величина такой государственной поддержки по каждому мероприятию для субъектов МСП — 700 тыс. руб., для крупного бизнеса — 2 млн. руб. В течение года субъекты могут получить субсидии на возмещение расходов по 3-м мероприятиям.

Работает «зонтичный» механизм получения займов в качестве финансирования

Оценка эффективности государственных программ: проблемы и перспективы

Правительство России признало, что треть государственных программ являются неэффективными [1] . Их реализация не приводит к повышению результативности использования бюджетных средств. В связи с этим особо актуальными становятся: оценка эффективности госпрограмм, анализ проблем, возникающих при их реализации, и выработка предложений по исправлению ситуации.

Вбольшинстве стран мира основным инструментом качественного бюджетного планирования выступает программно-целевой метод, основанный на системном планировании выделения бюджетных средств на реализацию утвержденных законом или нормативным актом целевых программ [2] .

Бюджет РФ и бюджеты большинства субъектов Федерации начиная с 2014 года формируются на основе государственных программ. Согласно исследованию качества управления финансами в субъектах РФ, проведенному Минфином России по итогам 2016 года [3] , лишь у 48 регионов доля программных расходов бюджета составляла 95% и выше (к ним относится и Владимирская область). В среднем по России данный показатель в 2016 году был равен 89,9%. А в ряде субъектов РФ доля программных расходов — и того ниже, вплоть до 40%.

Определимся с понятиями

Государственная программа — система мероприятий и положений, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития*. Она состоит из подпрограмм и целевых программ, которые, в свою очередь, делятся на ведомственные целевые программы и основные мероприятия и воплощаются в виде конкретных действий, реализуемых в рамках государственных (муниципальных) заданий. Деление программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках государственной программы задач.

Читайте также:
Зачем нужны государственные программы

* Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 года № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».

Проблемы госпрограмм

Счетная палата Владимирской области в ходе реализации своих полномочий по аудиту госпрограмм выявила следующие проблемы формирования и исполнения региональных государственных программ, а также отчетов об их исполнении.

1Низкое качество госпрограмм: недостатки структуры; неприемлемое качество системы показателей (индикаторов); отсутствие четкого разделения сфер реализации; необъективное отражение инструментов реализации государственной политики, влияющее на эффективность реализации госпрограмм.

2Отсутствие полной интеграции бюджетных процессов и госпрограмм: несоответствие форматов бюджета и госпрограмм; отсутствие совместного планирования расходов различного назначения (текущих, капитальных и т. д.); неполный охват расходов бюджета.

3Низкая эффективность реализации текущих госпрограмм: отсутствие возможности перераспределения бюджетных ассигнований в процессе исполнения бюджета; осуществление фактической деятельности исполнителей госпрограммы осуществляется по отдельным планам, но не в рамках госпрограммы.

4Формальность оценки эффективности реализации госпрограмм : недостатки и несовершенство системы отчетности исполнителя госпрограммы; низкая ответственность руководителей за реализацию госпрограммы; наличие временного лага между деятельностью исполнителя госпрограммы и полученными результатами госпрограммы.

Показательно, что приведенная проблематика актуальна и для федерального уровня [4] .

Например, концепцией социально-экономического развития РФ до 2020 года запланировано, что доля отечественной продукции мяса должна составить 87% [5] . Доктрина же продовольственной безопасности РФ устанавливает пороговые значения данного индикатора на уровне 85% [6] . В госпрограмме «Развитие сельского хозяйства на планируется повышение удельного веса отечественного мяса до 91,5% [7] , а в Стратегии развития пищевой промышленности РФ до 2020 года — до 88,3% [8] .

Проблема низкого качества целеполагания характерна также для целевых значений показателей результативности государственных программ. В разделе «Оценка эффективности» некоторых программ встречаются фразы общего характера: «создать условия», «обеспечить», «повысить», «улучшить» и т. д. В результате оценить реальный социально-экономический эффект от выполнения мероприятий будет сложно.

Чтобы выработать новые подходы к оценке эффективности госпрограмм, целесообразно изучить положительный зарубежный и отечественный опыт.

Таблица 1. Положительный опыт оценки госпрограмм в зарубежной практике

Австралия является примером страны, применяющей программный бюджет в целях улучшения системы управления государственными финансами. Система показателей ежегодно конкретизируется. Оценка реализации бюджетных программ происходит и осуществляется более полно и систематически, чем во многих других странах. Информация о результатах реализации программ регулярно включается в бюджет.

В Южной Корее при оценке госпрограмм используются подходы, применяемые в социологических исследованиях. Ежегодно детальной проверке подвергается до 10% госпрограмм. Основой анализа служит специально разработанный перечень контрольных вопросов.

При оценке реализации госпрограмм во Франции применяются три главных критерия: социальный и экономический эффект, качество услуг, эффективность (результативность). Утвержденный закон о бюджете содержит набор конкретных показателей, позволяющий провести оценку каждой реализуемой программы. Ответственность за реализацию программы персональная.

В Канаде фокус оценки направлен на проблему value-for-money (полученная польза, ценность от потраченных денег). Оценка проводится в двух основных направлениях: актуальность (релевантность) программы и ее реализация.

В США применяется комплексная система рейтинговой оценки — PART (Program Assessment Rating Tool), GPRAMA (изменение системы планирования и отчетности). Оценка и анализ госпрограмм ежегодно проводятся Счетной палатой США. Оценка имеет две основные цели: снижение и устранение фрагментации целей программ; устранение перекрытия и дублирования целей программ. Стандарты и руководства по оценке госпрограмм издаются Счетной палатой США. Например, руководство Performance Measurement and Evaluation: Definitions and Relationships, GAO-11-646SP, May 2011.

Зарубежный опыт оценки госпрограмм

Опыт стран с развитой бюджетной системой показывает, что масштабное применение программно-целевого метода бюджетного планирования повышает гибкость в управлении бюджетными ресурсами, способствует минимизации затрат, повышению эффективности предоставления государственных услуг, является инструментом выравнивания экономического развития отдельных территорий, а также обеспечивает большую прозрачность и открытость бюджета [9] .

Важными моментами оценки государственных программ в зарубежной практике, которая насчитывает более чем историю, являются:

  • повышение уровня ответственности и полномочий должностных лиц, реализующих программы;
  • повышение подотчетности и эффективности использования ресурсов;
  • наличие в бюджете конкретных показателей, позволяющих провести оценку каждой реализуемой программы;
  • процесс формирования системы показателей оценки эффективности госпрограмм проходит в разрезе трех позиций: гражданин, потребитель, налогоплательщик;
  • привлечение к оценке госпрограмм внешних экспертов.

Проведенный анализ показал, что практика оценки эффективности реализации госпрограмм наиболее успешна в следующих странах: Австралия, Франция, Южная Корея, Канада, США (таблица 1). Примечательно, что в этих государствах отсутствуют единый подход и методика оценки эффективности реализации госпрограмм, а также применяется два вида оценки программ: мониторинг программ и, собственно, сама оценка программ [10] .

Важно

Все существующие методики оценки основаны на план-фактном анализе, то есть характеризуют только исполнительскую дисциплину, а также анализируют показатели, которые заложены самими ответственными исполнителями при разработке госпрограммы.

Отечественный опыт оценки госпрограмм

Исследование отечественного опыта развития методик формирования, реализации и оценки эффективности госпрограмм показало следующее.

1 Отсутствие унифицированного подхода к оценке эффективности реализации государственных программ в субъектах РФ.

2 Различные подходы к проведению оценки эффективности даже в рамках одного субъекта России.

3 Различные подходы к построению математического аппарата методик оценки эффективности государственных программ, применяемых в субъектах РФ. Например, эффективность может оцениваться как отношение достигнутых (фактических) нефинансовых результатов основных мероприятий, подпрограмм и в целом программы к затратам на них. А может — как отношение достигнутого результата только к затратным финансовым показателям.

Читайте также:
В какой программе заполнять сзв м

Наиболее сбалансированной, комплексной и объективной, на наш взгляд, является методика оценки эффективности государственных программ Новосибирской области [11] . Но в целом, к сожалению, ситуация следующая: несмотря на достаточно длительный период применения программно-целевого метода бюджетирования и большое количество попыток оценки эффективности реализации программ в регионах РФ, применяемые методы оценки результативности и эффективности являются формальными и не дают жителям ясного представления о реальном вкладе программ в социально-экономическое развитие территории.

В отечественном опыте отсутствует практика мониторинга хода реализации госпрограмм. В качестве такового, на наш взгляд, могла бы выступить экспертиза отчетов о ходе исполнения госпрограмм. В этом случае при проведении экспертизы годового отчета об исполнении госпрограмм можно использовать интегральную оценку эффективности их реализации с применением весовых коэффициентов целевых индикаторов. Это позволит вывести качественную характеристику реализации программы на основании соотношения оценки результативности реализации программы и уровня ее финансового обеспечения, а именно: эффективная, недостаточно эффективная, неэффективная.

Интегральная оценка эффективности реализации госпрограмм

Под интегральной оценкой эффективности реализации (далее — R) госпрограммы (ГП) понимается показатель, определяющий качественную характеристику реализации программы на основании соотношения интегральной оценки результативности реализации госпрограммы и уровня финансового обеспечения госпрограммы. Рассчитывается по формуле:

где Iср — интегральная оценка результативности реализации ГП;

Vфин — уровень финансового обеспечения ГП.

Интегральная оценка результативности реализации ГП — это уровень достижения установленных значений целевых индикаторов, скорректированный с учетом присвоенных весовых значений целевых индикаторов. Определяется в процентах по формуле:

где ij — показатель оценки выполнения j-го целевого индикатора;

n — количество целевых индикаторов ГП.

Показатель оценки выполнения целевого индикатора определяется в процентах по формуле:

где Ij — индекс результативности целевого индикатора за отчетный период;

kj — весовой коэффициент, присвоенный целевому индикатору.

Весовой коэффициент целевого индикатора — параметр, отражающий значимость, относительную важность целевого индикатора в сравнении с другими, оказывающими влияние на достижение цели.

Индекс результативности целевого индикатора за отчетный период определяется в процентах и рассчитывается по формуле:

где Ifj — фактическое значение целевого индикатора за отчетный период;

Ibj — базовое значение целевого индикатора — фактическое значение целевого индикатора программы на начало отчетного периода (или значение целевого индикатора программы в случае, если программа не была бы реализована в отчетном периоде);

Ipj — плановое значение целевого индикатора на отчетный период.

Уровень финансового обеспечения программы за отчетный период Vфин определяется в процентах и рассчитывается по формуле:

где Vf — фактические затраты, направленные на реализацию программы в отчетном периоде с учетом всех источников финансирования;

Vp — запланированный объем финансирования программы за счет всех источников финансирования.

Рассчитанное значение интегральной оценки эффективности реализации государственной программы ® в дальнейшем сопоставляется с приведенными в таблице 2 значениями для определения качественной характеристики оценки реализации государственной программы.

Таблица 2. Интегральная оценка эффективности реализации программы

Численное значение интегральной оценки эффективности реализации программы ®

Качественная характеристика программы

Цель программного подхода — повышение эффективности, прозрачности и подотчетности при использовании бюджетных средств. Однако даже само понятие «эффективность» нормативно не определено. Анализ других определений также показал отсутствие единого подхода к терминологической базе. Считаем, что в бюджетных документах необходимо ввести основные понятия программного бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на результат, например «эффективность», «результативность» и т. д. В этом случае разрешится и следующая методологическая проблема — по персонификации ответственности. Реализация программного бюджета подразумевает достижение запланированных конечных результатов, которых невозможно будет добиться без определения ответственного за их исполнение и соответствующих мер ответственности.

Переход от института госпрограмм в его нынешнем виде к более действенным механизмам госуправления — одна из актуальных задач современности. Применение различных механизмов оценки эффективности госпрограмм на разных этапах их реализации позволит повысить эффективность использования государственных финансов и будет способствовать совершенствованию внешнего финансового контроля.

[1] «Голикова: правительство признало треть государственных программ неэффективными» (/russian.rt.com/business/news/395600-gosudarstvennye-programmy-effektivnost).

[3] Предварительные результаты оценки качества управления региональными финансами за 2016 год (minfin.ru/common/upload/library/2017/09/main/Rating.zip).

[4] «Счетная палата оценила эффективность государственных программ» bujet.ru/article/288765.php

[5] Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

[6] Указ Президента РФ от 30 января 2010 года № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

[7] Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на

[8] Распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2012 года № «Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года».

[10] Исхакова А. Ф. Анализ методов оценки эффективности реализации государственных программ в России и за рубежом. НИУ ВШЭ, 2015.

[11] Постановление Правительства Новосибирской области от 28 марта 2014 года № «О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ».

Источник: rufincontrol.ru

Какую помощь может получить малый бизнес в 2023 году: 5 мер, на которые вы имеете право

Собрали льготы, программы и субсидии для владельцев небольших компаний — вместе с национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство».

Фото автора Лиля Леднёва

Кто может рассчитывать на помощь

Бизнес считается малым, когда его годовой оборот не превышает 800 миллионов рублей, а число сотрудников — 100 человек. Поддержка обычно направлена на приоритетные для государства отрасли, например, IT, сельское хозяйство или туризм. Их перечень может различаться в разных регионах.

Читайте также:
Почему не скачивается программа на телефон

Кстати, если предприниматель уже участвовал в государственных программах помощи, то учитывается, как он выполнил их условия. Например, владелец компании, который получил целевую субсидию на покупку оборудования, но потратил её на аренду помещения, не сможет претендовать на новые льготы.

Получить помощь от государства предприниматели могут благодаря национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство». Его цель — поддержать бизнес на всех этапах развития, от стартовой идеи до расширения и выхода на экспорт. К примеру, желающие начать социальный бизнес могут получить грант в размере от 100 000 до 500 000 рублей (до 1 миллиона для арктической зоны).

Кроме того, начинающие предприниматели могут получить помощь в части налогов. Допустим, оплачивать товары, работы, услуги с минимальной комиссией — меньше 1% — через систему быстрых платежей Банка России. Также меры поддержки, которыми прежде пользовались только малые и средние предприниматели, сейчас доступны и самозанятым. Они могут пройти обучение и получить консультацию через центры «Мой бизнес».

Какие виды помощи существуют

1. Гранты на открытие бизнеса

Это целевое финансирование, которое можно потратить только на запуск своего дела. Чтобы получить деньги, нужно обратиться в местный орган власти, составить заявку и приложить бизнес‑план. Подготовить правильное обращение помогут в центрах «Мой бизнес» — такие есть в каждом регионе.

Если будущий владелец бизнеса младше 25 лет, то он может рассчитывать на специальный грант для молодых предпринимателей — от 100 000 до 500 000 рублей (или до 1 миллиона рублей, если компания работает в арктической зоне). Чтобы получить такую помощь, нужно:

  • Проверить счета компании. На них не должно быть долгов по налогам и взносам больше 1 000 рублей.
  • Пройти обучение по основам предпринимательства. Это можно сделать бесплатно в центрах «Мой бизнес».
  • Вложить не менее 25% своих денег. Например, если вы хотите приобрести на грант оборудование, то четверть его стоимости должны оплатить сами.

Получить грант можно по месту регистрации бизнеса. При этом возраст компании не имеет значения.

2. Помощь по кредитам и займам

Изображение: Drazen Zigic / Shutterstock

Большинство льгот для малых предпринимателей связано с банковскими кредитами. Все займы по таким программам — целевые. Предусмотрено несколько видов поддержки.

  • Кредиты по льготным ставкам. По программе от Банка России можно получить до 2 миллиардов рублей по ставке 11,5%, по программе Минэкономразвития — до 500 миллионов под 10,25%. Если предприятие занимается обрабатывающей промышленностью, переработкой сельхозпродукции или гостиничным делом, то условия кредита такие: до 500 миллионов рублей по ставке 4,5%.
  • Гарантийная поддержка по кредитам. Речь о займах, по которым можно получить государственную гарантию. Условия у разных организаций неодинаковы, но есть общее требование: бизнес, претендующий на такую помощь, не должен заниматься полезными ископаемыми и подакцизными товарами. Поручительство можно получить от федеральной корпорации МСП, а также от региональных организаций.
  • Заём по сниженной ставке. Когда деньги нужны срочно, а времени на сбор документов для полноценного кредита нет, то можно получить микрозаём по выгодной ставке. Для этого придётся обратиться в государственную организацию, предварительно проверив, есть ли она в реестре Банка России. Проценты для малого бизнеса по микрозайму составляют в среднем 6%, но можно найти и ниже. Поэтому перед оформлением сделки сравните условия разных кредиторов.

3. Субсидии

Это государственное финансирование, которое, в отличие от кредита, не нужно возвращать. Его выдают на конкурсной основе и только на определённую цель, например закупку оборудования или сырья. Размер субсидий зависит от региона и конкретной программы господдержки. Найти необходимую информацию можно на портале для малого и среднего предпринимательства конкретного региона. Список с их адресами и контактами есть на портале «Мой бизнес».

4. Льготы на аренду

Изображение: Jacob Lund / Shutterstock

Получить их можно не для любого помещения. В первую очередь предпринимателям предложат выбрать подходящую площадь в действующих технопарках и бизнес‑инкубаторах. Это может быть полезнее, чем самостоятельный поиск, — владелец компании получит готовую инфраструктуру и свежий ремонт. Кстати, претендовать на такую помощь могут и самозанятые.

Подробная информация о льготах доступна на сайте Министерства экономического развития конкретного региона. А ещё её можно запросить в центрах «Мой бизнес».

5. Обучение и консультирование

Прокачать свои бизнес‑навыки бесплатно можно несколькими способами. Онлайн‑занятия представлены, к примеру, на портале «Мой бизнес» и цифровой платформе МСП. Также подходящие программы, курсы и тренинги есть на сайте корпорации МСП. В регионах обучение можно пройти в местных фондах поддержки малого и среднего предпринимательства.

Иногда владельцам бизнеса нужна ситуативная помощь, например составить сложный договор с поставщиком или рассчитать налоги. Получить бесплатную консультацию по юридическим, кадровым, налоговым и бухгалтерским вопросам также можно в центрах «Мой бизнес».

Узнать все последние новости о мерах поддержки предпринимательства в России, найти полезные контакты и получить ответы на интересующие вопросы можно на цифровой платформе МСП.РФ. Она создана благодаря национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство». На платформе также можно подать онлайн‑заявку на получение конкретного вида поддержки. МСП.РФ насчитывает 22 сервиса и более 400 вариантов федеральных и региональных мер поддержки. Здесь уже зарегистрировались более 270 тысяч российских предпринимателей.

Источник: lifehacker.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru