Какая часть урока направлена на достижение результатов которые предусмотрены программой

Однако все перечисленные варианты страдают общим недостатком — цели уроков не ориентируют учителя на конечный результат образовании, обозначенный в требованиях ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы и конкретизированных в приложении к Стандарту — «Планируемых результатах начального (или основного) общего образования».

В связи с этим предлагается вариант определения целевого компонента урока, который позволяет привязать урок к тому или иному, вытекающему из ФГОС, планируемому результату.

Вариант восьмой, в наибольшей степени ориентированный на ФГОС. Целевой компонент в этом случае представлен следующей схемой.

Цели урока (цели учителя до школьников не доводятся) включают:

  • 1) предметные умения (называется одно, два умения, обозначенные в Планируемых результатах по данной дисциплине, скорректированные с темой урока);
  • 2) метапредметные умения (называются одно, два, может быть три УУД, формируемые на данном уроке).

Планируемые достижения (результат и цель совместной деятельности учителя и школьников, цель деятельности доводится до школьников) включают:

Подготовительная часть урока по ФК

  • 1) знания (перечисляются формируемые предметные знания — представления, понятия);
  • 2) умения (перечисляются формируемые предметные умения).

Приведем пример такого обозначения целевого компонента урока (курс «Окружающий мир», тема «Грибы — особое царство природы», II класс).

  • 1) учить обнаруживать взаимосвязи в живой природе, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе (восьмая позиция Планируемых результатов) на примере формирования представления о грибах, их связях с другими представителями лесных экосистем;
  • 2) учить моделированию и классификации (на уроке строится схема, отражающая место грибов среди других царств живой природы); самостоятельному поиску информации (дается задание собрать информацию о чайном, кефирном и других грибах).

Планируемые достижения

  • • предметные:
  • 1) знания: представления о строении гриба (термины «грибница», «грибные споры», «плодовое тело»), видах грибов, грибах съедобных и несъедобных;
  • 2) умения: отличать съедобные грибы от несъедобных (на картинках), определять и называть части гриба (на картинке, муляже);
  • 1) характеризовать место грибов среди других царств природы;
  • 2) составлять схему, показывающую место грибов среди других царств природы. [1]
  • 2) задачи урока (планируемые достижения) являются целью деятельности не только учителя, но и школьников, что позволяет реализовать урок в рамках деятельностного подхода;
  • 3) планируемые достижения школьников могут быть проверены и оценены в конце или по ходу урока.

Обратим внимание, что формируемые УУД обозначены в качестве целей учителя, а не в качестве планируемых достижений (целей учителя и учеников). Сделано это по причине того, что: а) формирование тех или иных УУД не завершается на одном уроке и, следовательно, не может быть проверено в конце урока, это перспективная цель учителя (цель-ориентир); б) цель формирования УУД в отличие от предметных знаний, умений, не доводится до школьников в качестве их цели, более того, сами термины «УУД», «знаково-символическое моделирование», «целепологание» и т. п. на уроках не используются.

Современный урок: практика достижения образовательных результатов по ФГОС НОО: технология

«Планируемые достижения» по своей сути приближаются к понятию «учебные задачи», которые реализуются в совместной деятельности учителя и школьника. Следует сказать, что понятие «учебная задача» в педагогике трактуется неоднозначно. Например, по А. Н. Леонтьеву, учебная задача — это не любое задание, которое выполняется дома или в школе, а цель по овладению обобщенными способами действий, т. е. особенность учебной задачи состоит в том, что при ее решении учащийся должен найти общий способ (принцип) подхода ко многим конкретно-частным задачам определенного класса, которые в последующем успешнее им решаются. В то же время, согласно А. Новикову [2] , учебная задача является минимальной «единицей», «клеточкой» учебного процесса, и в набор таких клеточек входят:

  • — понятие, факты, теории, законы. ;
  • — образ, в том числе и литературный, художественный. ;
  • — операция — мыслительная, технологическая.

Следовательно, учебная задача может быть направлена не только

на освоение обобщенных способов действий (операций), но и на фор-

мирование знаний (понятий, образов и т. п.), технологий (умений). В настоящей работе мы придерживаемся второго расширенного понимания учебных задач. Решение учебных задач, как было уже сказано, осуществляется в рамках совместной деятельности учителя и ученика. В этом их отличие от множества других задач, решаемых учеником.

В предлагаемом нами варианте обозначения целевого компонента вместо понятия «учебная задача» используется более понятное словосочетание «планируемые достижения», представляющее собой перечень знаний, умений, которые подлежат освоению школьниками (не путать с «планируемыми результатами», названными в соответствующем нормативном документе и которые используются для обозначения целей урока).

Читайте также:
Как установить программу старлайн

Планируемые достижения определяются таким образом, чтобы они могли быть проверены и оценены в конце или по ходу урока. Например, в приведенном выше примере с грибами можно было бы ограничиться формулировкой планируемых достижений как «умения: отличать съедобные грибы от несъедобных, определять и называть части гриба», но правильнее будет добавить, что это умение формируется только на уровне работы с картинками и муляжами, а не, например, работы с натуральными грибами.

Очевидно, что наиболее продуктивным с точки зрения ориентации на ФГОС будет восьмой вариант, поскольку он: 1) разграничивает цели учителя и цели учеников; 2) цели учителя непосредственно направлены на достижение планируемых результатов, вытекающих их ФГОС;

3) предполагает доведение целей (задач, планируемых достижений) до школьников, что необходимо для реализации деятельностного подхода.

Этому варианту определения целевого компонента урока мы и будем учиться.

Итак, главный вывод, который мы делаем из сказанного: следует различать цели учителя, которые обозначены в целях урока, и задачи урока или планируемые достижения школьников.

Цели урока — это цели-ориентиры, которые достигаются в процессе всего срока обучения в начальной школе, и до школьников на данном уроке не доводятся. В качестве целей урока предлагается обозначать умения, названные в «Планируемых результатах освоения основной образовательной программы».

Задачи урока или планируемые достижения — это цели и учителя, и школьников, результат работы на данном конкретном уроке. Эти цели доводятся до школьников в качестве их целей, а результаты работы оцениваются по ходу урока или в его конце.

Определение целей и задач урока с учётом требований ФГОС к результатам обучения.

Определение целей и задач урока с учетом требований ФГОС к результатам обучения

В.И. Сиротин, главный редактор журнала «УЧИТЕЛЬ географии»

При определении задач конкретного урока традиционно выделяются задачи по образованию, развитию и воспитанию учащихся, актуальные и в настоящее время. Но при этом необходимо признать их общий характер, размытость и не нацеленность на конечный результат как того требует новый стандарт.

Планируя цели и задачи конкретного урока в современных условиях перехода на обучение по ФГОС, на наш взгляд, целесообразно исходить из требований к результатам освоения основной образовательной программы и учитывать планируемые результаты, содержащиеся в основной образовательной программе конкретного образовательного учреждения. При планировании урока важно учитывать, что в основе нового стандарта лежит системно- деятельностный подход, предусматривающий активную учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению компетенциями, необходимы для их дальнейшего саморазвития и непрерывного образования. Деятельностная парадигма стандарта предусматривает уровневый подход к системе планируемых результатов и выделение, наряду с базовым, перспективного уровня (выпускник получит возможность научиться), необходимого учащимся для построения индивидуальной траектории своего развития.

Важно понимать, что система планируемых результатов устанавливает и описывает совокупность учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые решаются учащимися в ходе обучения. Особое внимание уделяется задачам, которые нацелены на формирование знаний и компетенций, выносимых на итоговую оценку (см. ФГОС, ПООПОУ, стр.61-66, «ученик научится») .

Выполнение поставленных задач предусматривает овладение учащимися системой учебных действий как универсальных, так и предметных, которые в итоге и являются конкретными результатами обучения. Задача воспитания личности органически связана с процессом обучения и планируются как личностные результаты. Исходя из этого, при формулировке целей и задач конкретного урока важно ориентировать обучение на достижение указанных в образовательной программе планируемых результатов.

А именно, на получение:
-систематических знаний о сущности и особенностях изучаемых понятий, моделей, процессов и явлений, причинно-следственных связей;
-навыков самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать, классифицировать, устанавливать аналоги, переводить текстовую информацию в графики, диаграммы, картограммы и другие формы обобщения;
— навыков сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и организации эффективной работы в группах по решению общих учебных и прикладных задач;
— умений оформлять результаты своей работы в виде текста, устного сообщения, видеоматериала, презентации и других форм;
— навыков организации познавательной деятельности от поиска и привлечения необходимых ресурсов до контроля качества выполнения задания;
— умений анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач, наличия ценностно-смысловых установок, аргументировать свои позиции;
— ИКТ — компетентности, необходимой для эффективного решения учебных задач, направленных на достижение планируемых результатов обучения.

При этом, учебные задачи по предмету (географии), направленные на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООПООО) прописанных в новом стандарте считаем целесообразным конкретизировать и дифференцировать в зависимости от содержания и целей урока на предметные, метапредметные и личностные.

Читайте также:
Машинист маркировочной машины для разметки автомобильных дорог программа

Задачи урока:
Достижение предметных планируемых результатов:
— формирование системы знаний о Земле как планете людей;
— обеспечение глубокого понимания целостности и неоднородности территорий на поверхности Земли;
— формирование системы знаний об основных этапах освоения Земли;
— обучение выявлению особенностей природы и хозяйственной деятельности людей в различных регионах и странах мира;
— формирование системы знаний о разнообразии культуры, особенностях быта и жизнедеятельности населения, относящегося к различным народам;
— овладение навыками использования различных приборов и инструментов (в том числе электронных) для решения учебных и прикладных задач;
— формирование умений давать качественные и количественные характеристики компонентов географической среды;
— овладение навыками использовать карту как язык международного общения и как средство изучения географических процессов и явлений;
— овладение навыками презентации своей деятельности по решению учебных и прикладных задач;
— овладение приемами обеспечения собственной безопасности и правилами поведения при возникновении различных видов стихийных природных явлений.

Достижение метапредметных планируемых результатов:
— ставить учебные цели и задачи;
— планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей;
— выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— корректировать свои действия в связи с изменением условий обучения и труда;
— оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;
— уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения;
— вырабатывать и применять условные знаки, модели и схемы, диаграммы и картодиаграммы для решения и оформления учебных и познавательных задач;
— получать информацию в результате смыслового прочтения текста;
-работать в группе по решению общих учебных задач;
— использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
-владеть информационно-коммуникационными технологиями получения и обработки информации;
— применять ИКТ- компетенции для решения учебных задач и задач прикладного характера;
— владеть первичными навыками учебно- исследовательской и проектной деятельности.

Достижение личностных планируемых результатов:
-воспитание патриотизма и любви к своей Родине;
-воспитание чувства ответственности за качество жизни своего народа, развитие своего родного края;
— готовность к самообразованию и саморазвитию;
— мотивация на обучение и способность к выстраиванию индивидуальной образовательной территории;
— формирование научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;
-формирование уважительного и доброжелательного отношения к культуре, религии и образу жизни других народов России и мира;
— обучение навыкам коммуникативной компетентности;
-получение навыков адекватного индивидуального и коллективного поведения с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
— воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления.

Таким образом, определение задач урока в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы позволит нам более планомерно перейти на обучение в соответствии с новым стандартом. При этом, следует учитывать, что приведенные формулировки, дифференцированные в зависимости от указанных в новых стандартах трех уровней требований (предметных, метапредметных и личностных) являются примерными. Конкретизация учебных задач происходит в зависимости от изучаемой темы, рассматриваемого в теме содержания, выбранных методов и приемов обучения, а также от формы урока и его структуры. Отбор содержания учебного материала, выбор методов и приемов обучения также нуждаются в новом прочтении с учетом содержания новых стандартов. Эти вопросы должны быть ключевыми и при организации методической работы, распространения опыта работы творческих учителей, проведении творческих мастерских, мастер-классов, научно-практических конференций.

Источник: nsportal.ru

Статья «Цели и задачи современного урока по ФГОС»

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

При этом требования к результатам освоения основной образовательной программы дифференцируются на три группы предметные, метапредметные и личностные.

Задачи урока – шаги по направлению к цели, что нужно сделать для достижения результата.

Читайте также:
Задачи рабочей программы воспитателя

При планировании урока важно учитывать, что в основе нового стандарта лежит системно — деятельностный подход, предусматривающий активную учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению компетенциями, необходимы для их дальнейшего саморазвития и непрерывного образования.

Выполнение поставленных задач предусматривает овладение учащимися системой учебных действий как универсальных, так и предметных, которые в итоге и являются конкретными результатами обучения. Задача воспитания личности органически связана с процессом обучения и планируются как личностные результаты.

Исходя из этого, при формулировке целей и задач конкретного урока важно ориентировать обучение на достижение указанных в образовательной программе планируемых результатов.

А именно, на получение:

— систематических знаний о сущности и особенностях изучаемых понятий, процессов и явлений, причинно-следственных связей;

— навыков самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать, классифицировать, переводить текстовую информацию в графики, диаграммы, картограммы и другие формы обобщения;
— навыков сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и организации эффективной работы в группах по решению общих учебных и прикладных задач;

— умений оформлять результаты своей работы в виде текста, устного сообщения, видеоматериала, презентации и других форм;

— навыков организации познавательной деятельности от поиска и привлечения необходимых ресурсов до контроля качества выполнения задания;

— умений анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач;

— ИКТ — компетентности, необходимой для эффективного решения учебных задач, направленных на достижение планируемых результатов обучения.

Результаты усвоения программы делятся на три группы:

Предметные результаты обучения по данному предмету предполагают овладение знаниями по данному предмету.

Особое внимание следует уделять достижению метапредметных результатов, таких как:

— ставить учебные цели и задачи;
— планировать способы и пути достижения целей;
— выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

— корректировать свои действия в связи с изменением условий обучения и труда;
— оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;
— уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения;
— вырабатывать и применять условные знаки, модели и схемы, диаграммы и картодиаграммы для решения и оформления учебных и познавательных задач;
— получать информацию в результате смыслового прочтения текста;

— работать в группе по решению общих учебных задач;
— использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
— владеть информационно-коммуникационными технологиями получения и обработки информации;

— применять ИКТ — компетенции;

— владеть первичными навыками учебно- исследовательской и проектной деятельности.

Важным аспектом урока является и достижение личностных планируемых результатов:

— воспитание патриотизма и любви к своей Родине;
— воспитание чувства ответственности за свою страну, развитие своего родного края;

— готовность к самообразованию и саморазвитию;

— мотивация на обучение;

— формирование научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;

— формирование уважительного и доброжелательного отношения к культуре, религии и образу жизни других народов России и мира;

— обучение навыкам коммуникативной компетентности;

— получение навыков адекватного индивидуального и коллективного поведения;
— воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления.

Таким образом, поставленные задачи требуют перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Список литературы

Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В. В. Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.

Иванова Л.Ф. Проектная работа в обучении обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. 2007. № 2,

Ковгородова, А. Режиссура школьного урока / А. Ковгородова // Директор школы. – Директор школы. – 2005. – № 2. – С. 49 – 51.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Российская академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.

Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2008. — №

Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. №

Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С 83 – 88.

Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И.Лукьянова, Н.А. Радина, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. – 2006. – № 2. – С. 13 – 22.

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru