Для повышения качества оказания услуг в области психотерапии и консультирования и в целях охраны авторского права в Профессиональной психотерапевтической лиге (в дальнейшем ОППЛ или Лига) вводится процедура регистрации авторских продуктов, разработанных членами Лиги. Задачей данной процедуры является защита интеллектуальной собственности разработчиков и удостоверение права лиц, прошедших у них обучение, использовать соответствующие продукты в своей профессиональной деятельности.
Документом, удостоверяющим авторство зарегистрированных продуктов, является авторское свидетельство ОППЛ. Процедуру регистрации авторских продуктов осуществляет Регистрационная комиссия ОППЛ.
Документом, удостоверяющим право профессионала, прошедшего соответствующее обучение у обладателя авторского сертификата или уполномоченного им лица, использовать авторский продукт в своей профессиональной практике, является сертификат ОППЛ на право применения соответствующего продукта. Процедуру авторской сертификации осуществляет автор метода — обладатель авторского свидетельства, или уполномоченное им лицо.
Если боишься, что твою идею украдут, смотри это видео
1. Общие положения
Настоящее положение определяет:
- предмет процедуры регистрации авторских продуктов в ОППЛ;
- порядок процедуры регистрации авторских продуктов в ОППЛ;
- отношения ОППЛ, авторов программ психотерапии и/или консультирования и специалиста, применяющего соответствующую программу в своей практике.
1.1. Регистрация авторского продукта в ОППЛ позволяет автору (авторам) продукта заручиться свидетельством профессионального сообщества в лице ОППЛ о принадлежности ему (им) авторства в отношении зарегистрированной программы.
1.2. Регистрации подлежат следующие продукты:
- новые методы (методики) психотерапии и консультирования, разработанные членами Лиги;
- обучающие программы в области психотерапии, консультирования и менеджмента в психотерапии и консультировании;
- новые тренинговые программы в области психотерапии и консультирования;
- иные авторские продукты, разработанные членами ОППЛ.
1.3. Процедура регистрации авторского права в ОППЛ проводится на добровольной основе.
1.4. Зарегистрировать авторский продукт может член ОППЛ (группа коллег), его разработавших.
1.5. Ответственность за правильность сведений об авторстве продукта лежит полностью на заявителе (заявителях).
1.6. Право специалиста (автора методики терапии/консультирования/преподавания) выдавать разрешительный документ (авторский сертификат) на работу/преподавание по соответствующей методике подтверждается соответствующим документом (авторским свидетельством ОППЛ).
1.7. Соискателю, прошедшему обучение у автора или уполномоченного им лица и признанному достойным использовать авторский продукт, выдаётся сертификат ОППЛ, с указанием фамилии, имени, отчества автора, полным названием авторского продукта, датами действия сертификата.
Защита IT-продукта | авторское право | мобильное приложение | регистрация компьютерной программы
2. Процедура регистрации авторских продуктов
2.1. Процедура регистрации авторских продуктов проводится Регистрационной комиссией ОППЛ в составе:
- Председателя Комитета модальностей (методов) психотерапии
- Председателя Комитета профессионального признания и наград
- Ученого секретаря ЦС ОППЛ
2.2. Процедура регистрации авторских продуктов различна
- для авторских продуктов, разработанных членами Комитета модальностей (методов) психотерапии и консультирования, признанных ОППЛ в рамках соответствующих модальностей (методов) (Заявительная регистрация);
- во всех остальных случаях (Доказательная регистрация).
2.3. Процедура признания и регистрации авторских продуктов, разработанных членами Комитета модальностей (методов) психотерапии и консультирования, признанных ОППЛ в рамках соответствующих модальностей (методов) (заявительная регистрация):
2.3.1. Для получения авторского свидетельства автор (лидер) модальности подает в Комиссию по авторской сертификации:
- заявку,
- описание продукта,
- список публикаций по данному продукту.
2.3.2. Комиссия рассматривает заявку на предмет авторства и принадлежности к конкретной модальности и принимает решение о регистрации авторского продукта. Комиссия вправе запрашивать дополнительную информацию и привлекать экспертов в случае необходимости.
2.4. Процедура признания и регистрации авторских продуктов во всех остальных случаях (доказательная регистрация):
2.4.1. Для получения авторского свидетельства ОППЛ заявителю необходимо:
2.4.1.1. предоставить в Регистрационную комиссию:
- заявку,
- аннотацию авторского продукта,
- обоснование новизны и отличий от других методов/ продуктов,
- программу подготовки специалистов,
- 2 статьи для опубликования в печатных органах ОППЛ и/или методическое пособие.
Первая — теоретическая. Представляет собой обзор литературы по соответствующей проблематике с описанием теоретических предпосылок авторской методики и ее специфики.
Вторая — методическая. Описание процедуры терапии/консультирования с цитированием 2-3 наиболее показательных фрагментов протоколов сессий, либо специфики методики преподавания или менеджмента в психотерапии и консультировании.
- рецензии от лидеров модальностей (в случае использования в программе элементов той или иной модальности).
2.4.1.2. предоставить лицам, уполномоченным Регистрационной комиссией, возможность наблюдать работу с 3 клиентами (если речь идет о терапевтической/консультационной) методике и выборочно присутствовать на 3 семинарах по данной методике (если речь идет о методике преподавания). Уполномоченные лица представляют в Комиссию заключение. По решению Комиссии допускается возможность дистантного наблюдения или предоставления видеоматериалов.
2.4.1.3. Регистрационная комиссия имеет право дополнительно привлекать экспертов для вынесения решения о признании продукта авторским.
2.5. Рассмотрение поступивших заявок производится на очередном заседании Регистрационной комиссии.
2.6. В случае положительного решения Автору (авторам) выдается авторское свидетельство ОППЛ установленного образца о регистрации программы, дающее ему право выдачи авторских сертификатов ОППЛ. Авторское свидетельство ОППЛ выдается за подписью всех членов Регистрационной комиссии, заверяемых печатью ОППЛ, и отметкой секретаря о внесении продукта в реестр ОППЛ.
2.7. На официальном сайте ОППЛ ведется реестр зарегистрированных ОППЛ авторских продуктов.
2.8. Автор оплачивает пребывание в реестре в порядке, установленном Центральным советом ОППЛ.
2.9. Автор имеет право обращаться в Комитет по этике и защите профессиональных прав ОППЛ за защитой прав на использование зарегистрированной программы.
3. Порядок сертификации специалистов, применяющих авторские программы (авторской сертификации)
3.1. Сертификаты на соответствующие продукты выдает Лига через Учёного секретаря ЦС ОППЛ.
3.2. Сертификат ОППЛ на применение авторского продукта имеет право получить член ОППЛ:
- прошедший обучение по соответствующей программе,
- получивший заключение и согласие автора на применение программы в своей практике,
- оплативший в ОППЛ взнос за включение в реестр;
- предоставивший данные для включения в реестр;
- обязующийся соблюдать правила применения программы.
3.3. Сертификат ОППЛ на применение авторского продукта выдается на срок от 1 до 5 лет (на усмотрение автора программы) с возможностью продления.
На сертификате обязательно указывается:
- Фамилия Имя Отчество специалиста, получающего сертификат,
- название продукта, на который получается сертификат,
- даты действия сертификата.
- сертификат на право использования авторского продукта подписывается автором продукта, членами Регистрационной комиссии и заверяется печатью ОППЛ. При внесении держателя сертификата в реестр ОППЛ на сертификате делается соответствующее указание за подписью Учёного секретаря ЦС ОППЛ.
3.4. Реестр держателей сертификатов на применение авторских продуктов размещается на официальном сайте ОППЛ. Порядок уплаты взносов за авторскую сертификацию и внесение в реестр определяется Центральным советом ОППЛ.
3.5. Специалист имеет право применять программу в своей практике в течение срока действия сертификата.
3.6. Специалист не имеет права передавать сертификат и права по нему третьим лицам.
Источник: oppl.ru
Как зарегистрировать авторство на онлайн-курс?
Онлайн-образование входит в ТОП-5 приоритетных направлений в качестве инвестиционной деятельности и для стартапа. В чём секрет?
Онлайн-курсы дают возможность получить конкретный навык за короткий срок и в удобном для обучающегося формате, а также отличаются доступностью и многообразием. Рынок онлайн-курсов условно можно разделить на две группы: профессиональные — их проходят с целью повышения профессиональной квалификации, и курсы, связанные с хобби. И те, и другие сегодня пользуются спросом. Онлайн-курсы стали престижным бизнесом, у которого есть как авторы, так и лица, желающие незаконного заработать на чужих проектах.
По общему правилу, д ля возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения. Как только создан онлайн-курс, он автоматически становится объектом авторского права. Но, к сожалению, это не останавливает нарушителей от незаконного использования авторских материалов.
Что в таком случае предпринять автору онлайн-курса?
- Указание на всех материалах (черновиках и исходниках) своего фамилии, имени, отчества или используемого псевдонима, а также даты создания.
- Отправление оригиналов материалов себе электронным или обычным письмом. Обязательное условие — должна быть отражена дата отправки. Имейте ввиду, что конверт, полученный по почте, не вскрывают.
- Заверение распечатанных оригиналов у нотариуса. Нотариус засвидетельствует дату предъявления материалов и вашу подпись на экземпляре произведения.
- Депонирование — предоставьте копии материалов в архив и получите свидетельство, которое подтвердит факт передачи экземпляра своего произведения в определенный день. Услуги по депонированию оказывают официальные партнеры Российского авторского общества, различные библиотеки и онлайн-сервисы.
- Патентование методики
Как известно, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы и прочее. Именно поэтому одним из популярных способов защиты уникальной авторской методики обучения, заложенной в онлайн-курсе, является обращение за услугой к патентным поверенным. Так как патент может получить только решение, обладающее новизной, поэтому важно до получения патента не публиковать курс.
Предложенные меры защиты авторских прав носят превентивный характер. Возрастающая с каждым годом роль цифрового образования увеличивает риски, что ваш онлайн-курс станет предметом нарушения со стороны третьих лиц. Предупредительные механизмы значительно упростят процесс доказывания авторских прав и взыскания компенсации за незаконное использование материалов курса.
О том, какой способ защиты выбрать автору онлайн-курса и как его реализовать для обеспечения максимальной защищенности своего результата интеллектуальной деятельности — всегда проконсультируют эксперты юридической компании «Патентное бюро». Юристы «Патентного бюро», специализирующиеся на правовой охране интеллектуальной собственности, окажут квалифицированную помощь благодаря многолетнему опыту работы в области интеллектуального права.
Источник: patentnoeburo.online
Как зарегистрировать авторскую программу по предмету
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно для начала определиться, о каких именно правах идет речь. С одной стороны, есть право автора на имя, авторство, и это право неотчуждаемо и непередаваемо. Согласно Гражданскому кодексу, отказ от таких прав ничтожен. И в этом плане соблюдение прав на авторство — это попытки выяснить и доказать, что кто-то присваивает себе ваше произведение, например, плагиатит текст или музыку. Такие права не касаются напрямую прибыли или результатов интеллектуальной деятельности.
Другая же категория прав, на которой стоит остановиться подробнее, — права на результаты интеллектуальной деятельности. Результаты интеллектуальной деятельности, связанные, например, с созданием аудиовизуального произведения или онлайн-курса, позволяют извлекать прибыль из его эксплуатации.
Следит за соблюдением интеллектуальных прав сам автор или какие-то организации, которым он поручает это делать, а защищает автора суд по интеллектуальным правам. Если владелец или его представитель видят, что права нарушаются, они обращаются за помощью.
Предполагается, что автор сам следит за тем, чтобы его права были соблюдены, но зачастую владельцы не всегда имеют возможность соблюсти все необходимые процедуры, связанные с защитой их прав, поэтому они поручают это специальным организациям. Ряд таких организация имеют государственную аккредитацию на управление авторскими правами, привязанную к тому, какие именно права они защищают и в каких пунктах ГК они описаны.
Наиболее известные подобные организации — РАО (Российской Авторское Общество), Российский союз правообладателей и Всероссийская организация интеллектуальной собственности. Это крупные организации, имеющие большую обвязку и различные инструменты для защиты прав.
Однако часто возникают скандалы вокруг того, как именно они ведут свою деятельность: начиная от судов с ветеранами за то, что они без разрешения исполняют военные песни, заканчивая обложением налогами филармоний за то, что те некорректно учитывают количество произведений различных авторов. В целом такие организации играют важную и полезную роль, но отсутствие прозрачности в некоторых вопросах и борьба за нее — важный аспект их деятельности.
Юридические аспекты управления правами
Во-первых, чтобы права возникли, они должны быть как-то закреплены. Чаще всего они возникают в виде договора юридического лица с физическим лицом в той или иной форме:
- авторский договор;
- договор гражданско-правового характера;
- служебная записка;
- служебное задание, в соответствии с которым автору необходимо что-то сделать, если он работает в компании.
В этом документе фиксируется, что права на результаты интеллектуальной деятельности передаются организации на определенных условиях. При этом, как я говорил выше, авторское право неотчуждаемо. То есть если говорить про онлайн-курс, в самом простом варианте компания изначально заключает договоры с автором и другими участниками его создания, и таким образом приобретает право на него.
Если же, например, несколько компаний в партнерстве делают тот или иной продукт, составляется договор о совместном использовании результатов интеллектуальной деятельности. В таком договоре организации указывают, что у них есть определенный набор прав непосредственно на те элементы курса, которые они предоставляют, и каждая из них, а также и они вместе владеют результатами интеллектуальной деятельности и получают прибыль от их использования.
При этом каждая сторона берет на себя доказательную базу владения теми или иными правами. К примеру, у них должны быть отдельно прописаны договоры с авторами, методистами и другими участниками. При этом важно понимать, что так как эти права фиксируются не в открытых источниках, а в договорах, они очевидны не для всех.
Чтобы решить эту проблему и получить больше прав, защиты и определенные приоритеты, существуют способы регистрации интеллектуальной собственности. По моему мнению, для онлайн-курсов один из подходящих способов — регистрация его как базы данных, состоящей из ряда объектов. Тогда вы получаете официальный документ, где зафиксировано, что онлайн-курс является базой данных, указано его название, перечислены авторы, правообладатели и дата создания.
Такая информация является публичной, и в дальнейшем вы можете использовать этот документ для подтверждения своих прав. Альтернативой такому документу являются ваши договоры или те инструменты, которые используют организации по коллективному управлению авторскими правами.
При этом защита авторских прав должна быть реализована по всей цепочке создания онлайн-курса: видео (аудиовизуальное произведение), тексты, интерактивные демонстрации. Для каждой составляющей должны быть учтены все участники процесса, и со всеми ними заключены договоры, либо зафиксировано, что участник гарантирует, что все права закреплены.
Например, авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, сценарист и композитор, если для видео создавалась музыка. Поэтому, если вы создаете видео, вы должны убедиться, что все эти роли зафиксированы. Понятно, что в реальной деятельности чаще всего автором сценария и экспертом может быть одно лицо: режиссер-постановщик является сотрудником продакшн-компании, и у него уже подписан договор, согласно которому все результаты интеллектуальной деятельности передаются, а права на аудиовизуальное произведение тем или иным образом фиксируются.
Честно говоря, я достаточно редко видел детальное разделение этих прав для онлайн-курсов. Тут на помощь приходят различные способы легального использования свободных произведений.
Для кого это важно
Если говорить об образовательном процессе, то участников несколько. Есть авторы — эксперты, которые создают контент. Они делают это чаще всего за гонорар, роялти (авторские отчисления) или какую-то их комбинацию. Эксперты заинтересованы, чтобы их права были учтены, а оплата зафиксирована.
А есть — заказчики, онлайн-школы или университеты. Значительная их часть не очень любят роялти, поэтому стараются все возможные права сразу выкупить у авторов, чтобы иметь возможность использовать произведения в дальнейшем любым способом. Здесь важно детально зафиксировать в договоре, какие именно права передаются, например, на использование производных, частей или переработку продукта.
В более сложных случаях могут участвовать третьи лица — спонсоры, совладельцы или в ситуации краудинвестирования в контент кто-то похожий на пайщиков. Но для таких ситуаций пока не существует универсальных правил, поэтому здесь сложно дать обобщенные рекомендации.
Основные сложности
Первая проблема, которая возникает, когда объект, созданный большим количеством авторов, имеет сложную структуру, как, например, специализация на Coursera. Там может быть десяток авторов, которые в разной степени участвовали в создании разных курсов. У каждого из них есть свой размер роялти, определенные условия их выплаты и так далее.
Не так просто учесть все эти моменты при заключении договоров, но еще сложнее ежемесячно или ежеквартально готовить по ним отчетность и проводить отчисления. Количество актов и документов, которые необходимо сгенерировать, огромно. При существующем уровне технической оснащенности — чаще всего учет ведут в Excel — это становится реально сложной задачей. Когда у тебя сотни тысяч авторов, десятки, сотни или даже тысячи человекочасов уходят на то, чтобы просто генерировать таблицы с отчетами и файлы.
Вторая проблема возникает, когда мы создаем производные на базе уже созданных объектов с зафиксированными результатами интеллектуальной собственности. Например, мы делаем сложный онлайн-курс, состоящий из материалов трех созданных ранее. Допустим, при этом мы не производим новый контент, а просто компилируем части уже существующих материалов. Понятно, что доля и вклад каждого автора в итоговом произведении станут еще меньше, но необходимость выплат и учета результатов интеллектуальной деятельности не пропадает.
Тогда процесс учета и выплат по ним усложняется на порядок. Именно с этим связано нежелание онлайн-школ и университетов глубоко работать с роялти. Сложность расчетов настолько высока, что физически не получается учитывать все нюансы, и роялти либо просто не платятся, либо усредняются. Это та сфера, где становится необходимостью использование специализированных систем.
Мониторинг расчетов для авторов
Помимо отчетности и расчетов существует проблема мониторинга для авторов. Например, автору заплатили 10 рублей, и ему хочется знать, эти 10 рублей с какой прибыли? А почему так? Все ли честно?
В этом плане работа с авторскими правами, результатами интеллектуальной деятельности и связанными с ними выплатами требует определенной прозрачности и раскрытия информации. В данный момент очень часто это делается только по запросу, и автору приходится буквально клещами вытаскивать информацию о том, сколько реально заработали на курсе, какая часть ему причитается и почему.
Чтобы дать авторам возможность более комфортно и честно получать информацию, мы должны ее оцифровать и создать систему, в которой с ней можно взаимодействовать.
Как управлять правами на образовательный продукт
В сфере видео и музыки этот вопрос давно и успешно решается и существует много крупных игроков на этом рынке, например, платформ, которые позволяют использовать и учитывать контент самыми разными способами. Для российского рынка существует решение MediaRights Revolution. А вот решений, связанных с правами на онлайн-курсы и образовательный контент, которые живут за пределами образовательных платформ, нет — все существуют только внутри.
Это серьезная проблема, поэтому мы в ФРОО решили разобраться, упорядочить и масштабировать свою деятельность. Когда мы работаем с сотнями авторов, у нас сотни онлайн-курсов, мы переиспользуем и пересобираем контент, в том числе поставляя корпоративным заказчикам, все становится очень сложно.
Такая же проблема есть и у наших международных партнеров. На встрече с представителями Coursera в России руководитель по работе с партнерами Европы и Азии Найли Келлер говорила о том, что многие партнеры задают вопросы о том, как выстроена работа с авторскими правами и правами на результаты интеллектуальной деятельности и начислениями.
Год назад мы поняли, что раз такого продукта пока нет, мы его сделаем. Мы сразу планировали запустить такую систему как внешнюю, доступную, в том числе для международного рынка. В этом году проект запустился, мы пользуемся им сами и постепенно начинаем внедрять его в других компаниях.
В нашем представлении в использовании такой системы заинтересованы прежде всего авторы, которые работают за роялти и хотят быть уверены, что их права защищены. Они нуждаются в прозрачной картине, которая покажет, что происходит с их правами. Нам бы хотелось, чтобы на российском образовательном рынке гигиена работы с отчислениями и авторскими правами приводила к распространению использования и появлению новых подобных систем.
Это позволит авторам быть уверенными, что их результаты деятельности справедливо вознаграждаются. Таким образом они будут сосредоточены не на том, чтобы узнать, сколько они заработали и как получить эти деньги, а на создании новых лучших произведений.
Хочу защитить свои права. Что сделать в первую очередь?
- Определить всех участников создания продукта и их роли. С каждым из них заключить договор, в котором должны быть зафиксированы условия передачи права на результаты интеллектуальной деятельности.
- Если вы рассчитываете вознаграждение авторов вручную, лучше договариваться о фиксированном гонораре, так как расчет роялти может быть достаточно сложным.
- Для того, чтобы права на курс были публичными, его можно зарегистрировать как базу данных с определенными составляющими (аудиовизуальный ряд, текст, интерактивные элементы).
Фото на обложке: Yolya Ilyasova/shutterstock.com
Источник: rb.ru