Оператор может запустить два типа программ (если не считать командных файлов, которые, вообще говоря, не являются программами, состоящими из машинных кодов) — программы, имеющие расширение имени .COM и .EXE. Эти файлы имеют различный формат и загружаются по-разному, однако, когда загрузка завершена, в памяти компьютера эти два типа программ выглядят совершенно одинаково.
COM-файл — это двоичный образ программы, состоящий из кода и данных. То есть это файл, содержащий программу в «чистом» виде. Такая программа (как и EXE-программа) может загружаться в любое место памяти. DOS выполняет ее привязку к физическим адресам при загрузке с помощью установки сегментных регистров. Существенным ограничением COM-программы является то, что она не может занимать больше одного сегмента (соответственно, файл .COM не может быть по длине больше 64К).
Процесс загрузки программ в память
Загрузка COM- и EXE-программ происходит по-разному, однако есть некоторые действия, которые операционная система выполняет в обоих случаях одинаково.
Настройки резидентной защиты Avast!
Определяется наименьший сегментный адрес свободного участка памяти для загрузки программы (обычно DOS загружает программу в младшие адреса памяти, если при редактировании не указана загрузка в старшие адреса).
Создаются два блока памяти (и, следовательно, два блока MCB) — блок памяти для переменных среды и блок памяти для PSP и программы.
Для DOS версии 3.х и старше в блок памяти переменных среды помещается путь файла программы.
Заполняются поля префикса сегмента программы PSP в соответствии с характеристиками программы (количество памяти, доступное программе, адрес сегмента блока памяти, содержащего переменные среды и т.д.)
Устанавливается адрес области Disk Transfer Area (DTA) на вторую половину PSP (PSP:0080).
Анализируются параметры запуска программы на предмет наличия в первых двух параметрах идентификаторов дисковых устройств. По результатам анализа устанавливается содержимое регистра AX при входе в программу. Если первый или второй параметры не содержат правильного идентификатора дискового устройства, то соответственно в регистры AL и AH записывается значение FF.
А дальше действия системы по загрузке программ форматов COM и EXE будут различаться.
Для COM-программ, которые представляют собой двоичный образ односегментной программы, выполняется чтение файла программы с диска и запись его в память по адресу PSP:0100. Вообще говоря, программы типа COM могут состоять из нескольких сегментов, но в этом случае они должны сами управлять содержимым сегментных регистров, используя в качестве базового адреса адрес PSP.
После загрузки файла операционная система для COM-программ выполняет следующие действия:
сегментные регистры CS, DS, ES, SS устанавливаются на начало PSP;
регистр SP устанавливается на конец сегмента PSP;
вся область памяти после PSP распределяется программе;
в стек записывается слово 0000;
указатель команд IP устанавливается на 100h (начало программы) с помощью команды JMP по адресу PSP:100.
Что такое chkdsk и как его запустить
Загрузка EXE-программ происходит значительно сложнее, так как связана с настройкой сегментных адресов:
Считывается во внутренний буфер DOS форматированная часть заголовка файла.
Определяется размер загрузочного модуля по формуле:
Определяется смещение начала загрузочного модуля в EXE-файле как hdr_size*16.
Вычисляется сегментный адрес для загрузки START_SEG, обычно используется значение PSP+10h.
Загрузочный модуль считывается в память по адресу START_SEG:0000.
Сканируются элементы таблицы перемещений, располагающейся в EXE-файле со смещением relt_off.
Для каждого элемента таблицы:
1. Считывается содержимое элемента таблицы как два двухбайтных слова (OFF,SEG).
2. Вычисляется сегментный адрес ссылки перемещения
REL_SEG = (START_SEG + SEG)
3. Выбирается слово по адресу REL_SEG:OFF, к этому слову прибавляется значение START_SEG, затем сумма записывается обратно по тому же адресу.
Заказывается память для программы, исходя из значений min_mem и max_mem.
Инициализируются регистры, и программа запускается на выполнение.
При инициализации регистры ES и DS устанавливаются на PSP, регистр AX устанавливается так же, как и для COM-программ, в сегментный регистр стека SS записывается значение START_SEG + ss_reg, а в SP записывается sp_reg.
Для запуска программы в CS записывается START_SEG+cs_reg, а в IP — ip_reg. Такая запись невозможна напрямую, поэтому операционная система сначала записывает в свой стек значение для CS, затем значение для IP и после этого выполняет команду дальнего возврата RETF (команда возврата из дальней процедуры).
Завершение работы программы
Для версий DOS, начиная с 2.0, существуют более удобные способы — использование напрямую команды INT 20h или функции 0 прерывания 21h (CS при этом должен указывать на PSP, поэтому этот способ хорош для COM-программ), или функции 4Ch прерывания 21h в любое время и с любым содержимым регистров.
Последний способ рекомендуется для использования и имеет еще то преимущество, что позволяет передать родительской программе (например, COMMAND.COM) код завершения. Этот код доступен для анализа в пакетных файлах командой IF ERRORLEVEL.
Если Ваша программа запустила дочернюю программу и та завершилась с передачей кода возврата, то родительская программа может определить этот код с помощью функции 4Dh прерывания 21h. Эта функция возвращает код в регистре AX.
Программа, написанная на языке Си, может завершаться с помощью return в функции main или с помощью exit в любом месте программы. При этом также возможна передача кода возврата.
Существуют еще способы завершения работы программы, при которых программа (или ее часть) остается резидентной в памяти. Это вызов прерывания INT 27H или функции 31h прерывания INT 21h.
Что такое резидентная программа?
Обычно после завершения очередной выполняющейся программы DOS освобождает место в памяти, которое занимала программа, чтобы загрузить на это место новую. Однако есть способ оставить программу в памяти и после ее завершения. Следующая запускаемая программа при этом разместится в памяти после оставленной.
Остающиеся в памяти после завершения своей работы программы называются резидентными или TSR (Terminate and Stay Resident).
Существует несколько приложений, для которых подходят TSR-программы. Чаще всего TSR-программы используются для русификации импортных персональных компьютеров. Написано множество программ для загрузки русских шрифтов в память видеоадаптеров, для печати русских букв на принтере в графическом режиме, для русификации клавиатуры и т.п. Для всех этих программ характерно то, что они запускаются один раз при загрузке компьютера — их имена обычно включают в AUTOEXEC.BAT. Эти программы могут переключать на себя обработку прерываний, связанных с выводом на печать или с обращением к клавиатуре и/или выполнять разовые инициализирующие действия, такие как загрузка русских шрифтов в память видеоадаптера.
Как программе стать резидентной?
У вас есть две возможности оставить свою программу резидентной в памяти — использовать прерывание INT 27h или функцию 31h прерывания INT 21h.
Для использования прерывания 27h сегментный регистр CS должен указывать на PSP программы, а в регистре DX должно быть записано смещение последнего байта программы плюс один байт. Нетрудно заметить, что этот способ остаться резидентной больше всего подходит для программ в формате COM. Вы не сможете оставить резидентной программу длиннее 64 килобайт.
Другой, более удобный способ — использовать функцию 31h прерывания INT 21h. В регистре AL вы можете указать код завершения программы, регистр DX в этом случае должен содержать длину резидентной части программы в параграфах. Здесь уже нет ограничения 64 килобайта на длину программы. Использование этой функции — единственная возможность оставить резидентной программу длиннее 64 килобайт.
Вызов резидентной программы
Возможны два способа вызова резидентной программы: либо прикладная программа выдает прерывание, обрабатываемое TSR-программой, либо сама TSR-программа отслеживает нажатие клавиш оператором компьютера и, в случае нажатия определенной клавиши (или комбинации клавиш), запускает диалоговую часть резидентной программы.
Первый способ используется прикладными программами, работающими с нестандартной аппаратурой, второй — диалоговыми резидентными программами.
Особенности резидентных программ
TSR-программы имеют некоторые особенности, отличающие их от «нормальных» программ.
Им не разрешается использовать DOS-прерывания, когда вздумается. Это связано с тем, что DOS проектировалась как однозадачная операционная система, поэтому модули DOS не обладают свойством реентерабельности (повторной входимости). Что это означает на практике?
Допустим, Ваша программа записывает длинный файл на диск. Во время записи вы (возможно, случайно) нажали клавишу, активизирующую TSR-программу записи содержимого экрана в файл.
Теперь доступа к диску требуют две программы — прикладная, записывающая длинный файл, и Ваша TSR-программа. Запись файла из прикладной программы приостановится, далее произойдет запись копии экрана в файл, после чего возобновится запись файла из прикладной программы. Все было бы хорошо, если бы прикладная программа и TSR-программа не использовали одни и те же внутренние области данных DOS для работы с диском. При запуске TSR-программа безвозвратно испортит текущее состояние служебных областей данных, которые прикладная программа использовала при записи на диск.
Источник: studfile.net
Подмена computer.pullSignal или методика построения резидентных программ в OpenOS
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Подписчики 0
Полезные ресурсы
Lua
Голосование
Информация
О нас
Проект ComputerCraft.ru основан в 2014 году. Особенностью наших игровых серверов является обязательное наличие компьютерных и технических модов и аддонов. Когда мод ComputerCraft устарел и больше не отвечал техническим требованиям, ему на замену пришел современный и высокотехнологичный мод OpenComputers. Черепашек заменили роботы из мода Opencomputers.
ComputerCraft.ru — это площадка для игры в Minecraft и общения на форуме, стабильные серверы и возможность в легкой и игровой форме обучиться программированию на языке Lua и реализовать все свои самые смелые инженерные идеи и решения и поделиться ими с другими игроками. За все время существования проекта сменилось 10 игровых серверов, которые посетили более 9000 игроков.
На сайте собрано множество интересных программ и библиотек, статей, гайдов, веселых историй и горячих обсуждений, выдвинуто множество идей автоматизации и способов программирования. У нас играют и пишут программы как новички так и опытные программисты. А самые продвинутые участники нашего коллектива даже разрабатывают собственные авторские моды и аддоны, ресурспаки, репозитории, мощнейшие библиотеки и операционные системы. Регистрируйтесь прямо сейчас и присоединяйтесь к нашему дружному коллективу фанатов игры Minecraft , компьютерных и инженерных модов!
Источник: computercraft.ru