Установка компилятора Pascal — процесс не очень сложный, но очень нужный. Для изучения языка программирования Pascal Вам потребуется установить компилятор Free Pascal на свой компьютер. В этой статье рассказывается о том как правильно установить и настроить Free Pascal для работы в Windows 7.
Для начала необходимо скачать компилятор Free Pascal. Ниже приведено несколько ссылок, где вы можете скачать Free Pascal бесплатно. Программы, которые разбираются в уроках на этом сайте, выполнялись на компиляторе версии 2.2.2. Вы можете использовать любую версию компилятора Pascal (либо 2.2.2 либо более позднюю версию 2.4.4), принципиальных отличий между ними нет.
В скачанном архиве Вы найдете файл fpc-2.2.2.i386-win32.exe.
Запускайте его двойным нажатием левой кнопки мыши и каждый раз, при необходимости, нажимайте на кнопку «Далее». После окончания установки на диске «С» появится папка «FPC». Заходим в эту папку. Далее заходим в папку «2.2.2», затем в папку «bin», а затем в папку «i386-win32». Здесь нам необходимо создать директорию для хранения исходных кодов наших программ.
Компилятор Free Pascal — установка и начало работы.
Создаем папку с названием «Programs».
Теперь запускаем Free Pascal с помощью ярлыка на рабочем столе.
По умолчанию, все созданные в Free Pascal программы, сохраняются в папке «i386-win32. Для того чтобы программы сохранялись в созданной нами папке «programs» необходимо поменять текущий каталог. Для этого заходим «File – Change dir».
Откроется окно для выбора текущей директории.
Выбираем директорию «programs», затем нажимаем «Chdir», затем «Ok».
Теперь создадим программу и сохраним ее. Для создания новой программы переходим «File — New». Окно Free Pascal станет синего цвета. В том окне набираем код программы:
program number1; begin write (‘Привет.’); readln end.
После написания программы нажимаем «File – Save as…» и в открывшемся окне в поле «Name» указываем название программы (например, «programma»). Затем нажимаем «Ok».
Free pascal #1 урок
Теперь наша программа сохранена в папке «programs». Для ее запуска необходимо нажать «Ctrl+F9».
В самой последней строке Вы увидите слово «Привет». Это и есть цель нашей программы – вывести на экран сообщение. (О том, как работает эта программа, Вы узнаете в первом уроке). В заключении следует сказать, что после закрытия Free Pascal все прописанные нами пути сбрасываются. Поэтому каждый раз после запуска Free Pascal необходимо менять текущий каталог i386-win32 (который стоит по умолчанию) на каталог «programs» (который мы создали).
Дополнение к материалу.
После запуска программы может возникнуть ошибка «Error: Illegal parametr: -Opentium3». Чтобы избежать подобной ситуации необходимо зайти в папку FPC2.2.2bini386-win32. Здесь найти файл «fp.cfg». Открыть его с помощью любого текстового редактора (например, блокнота), найти слова -Opentium3 (их может быть несколько) и заменить их на -Op3. После этого не забудте сохранить изменения.
Источник: mojainformatika.ru
Подготовка к олимпиадам по информатике
Подробное руководство по установке и компилятор Free Pascal для скачивания Вы найдете здесь.
Установка Free Pascal
1.Запустить файл fpc-2.4.4.i386-win32.exe. При необходимости, нажимайте на кнопку «Далее». После окончания установки на диске «С» появится папка «FPC». Заходим в эту папку. Далее заходим в папку «2.4.4», затем в папку «bin», а затем в папку «i386-win32».
Здесь нам необходимо создать папку для хранения исходных кодов наших программ. Создаем папку с названием «Programs».
2. Запускаем Free Pascal с помощью ярлыка на рабочем столе. Для того чтобы программы сохранялись в созданной нами папке «programs» необходимо поменять текущий каталог. Для этого заходим File – Change dir. Выбираем директорию «programs», затем нажимаем Chdir, затем Ok.
3. Откройте меню Options. Выберите пункт Mode В открывшемся окне вместо Debug выберите Normal.
5. Теперь создадим программу и сохраним ее. Для создания новой программы переходим File — New. Записываем программу. После написания программы нажимаем File – Save as… и в открывшемся окне в поле «Name» указываем название программы. Затем нажимаем «Ok».
6. Перед выполнением программы переводим ее в машинный код меню Compile — Compile (комбинация клавиш Alt+F9). Если в процессе компиляции найдена синтаксическая ошибка, компилятор сообщит о ней и установит курсор на строку, содержащую ошибку. После исправления ошибки нажмите Alt+F9 еще раз.
7. Выполнение программы меню Run — Run (Ctrl+F9). Открыть окно с результатом выполнения программы: Debug — User Screen (Alt+F5). Для возврата в окно программы нажать клавишу Enter.
Меню FREE PASCAL
Меню File
New Новый Открывает новое пустое окно в редакторе.
Open (F3) Открыть Вызывает диалог выбора файла и открывает выбранный файл в новом окне редактора.
Save (F2) Сохранить Сохраняет содержимое окна редактора в текущий файл. Если текущее окно еще не связано с файлом, то будет вызвано диалоговое окно для ввода имени файла.
Save as Сохранить как… Вызывает диалоговое окно для ввода имени файла. Текущее содержимое окна будет сохранено в указанный файл.
Change dir Сменить каталог Вызывает диалоговое окно для выбора каталога. Текущий рабочий каталог будет заменен на выбранную директорию.
Exit (ALT-X) Выход
Меню Edit
Undo (ALT-BKSP) Отмена Отменяет последнее действие, выполненное в редакторе
Redo Возврат Повторяет последнее действие, которое было отменено командой Undo. Эта команда может вернуть множество отмененных действий.
Cut (SHIFT-DEL) Вырезать Удаляет выделенный в окне текст и копирует его в буфер обмена.
Copy (CTRL-INS) Копировать Копирует текущее выделение в буфер обмена.
Paste (SHIFT-INS) Вставить Вставляет содержимое буфера обмена в текст, начиная с позиции курсора. Show clipboard Показать буфер обмена Открывает окно, где отображается текущее содержимое буфера обмена.
Copy to Windows Копировать в Windows Копирует выделение в буфер обмена Windows.
Paste from Windows Вставить из Windows Вставляет содержимое буфера обмена Windows (если он содержит текст) в окно редактора исходного кода в текущую позицию курсора.
Меню Run
Run (CTRL-F9) Пуск Если компиляция завершена без ошибок, то выполняется пуск программы.
Step over (F8) Пошаговое выполнение. Выполняет пошаговое выполнение программы, то есть при выборе этой команды выполняется текущая строка в исходном коде программы.
Goto cursor (F4) Перейти к курсору Запускает и выполняет программу до того места, где в исходном коде находится курсор.
Parameters Параметры Позволяет ввести параметры, которые будут переданы в программу в начале выполнения.
Program reset (CTRL-F2) Сброс программы. Если программа находится в режиме отладки, то сеанс отладки завершается, а запущенная программа принудительно закрывается. Может оказаться полезным при зависании программы.
Меню Compile
Compile (ALT-F9) Компиляция Компилирует содержимое активного окна.
Меню Debug
User screen (ALT-F5) Экран пользователя Позволяет переключаться между экраном программы и окном редактора.
Add watch (CTRL-F7) Добавить элемент наблюдения Добавляет элемент (например, переменную) в список отслеживания.
Watches Список отслеживания Отображает текущий список отслеживания значений в отдельном окне.
Breakpoint (CTRL-F8) Точка останова Устанавливает точку останова на текущей строке. В процессе отладки программа будет остановлена на этой точке.
Экспериментальный раздел работы
Наберите и выполните программу:
program z2;
var a,b,c : integer;
begin
readln(a,b);
c:=b;
b:=a;
a:=c;
writeln(a); writeln(b);
end.
Что делает данная программа?
Задание
Измените предыдущую программу, не используя дополнительную переменную с.
Целый тип данных
В Паскале используются следующие целые типы: Shortint, Integer, Longint, Byte, Word, Int64 . Они отличаются диапазоном значений, а значит, и размером памяти, отводимой для их представления.
Shortint от -128 до 127 (1 байт)
Byte от 0 до 255 (1 байт)
Integer от -32 768 до 32 767 (2 байта)
Word от 0 до 65 535 (2 байта)
Longint от -2 147 483 648 до 2 147 483 647 (4 байта)
Int64 от — 9*10 18 до +9*10 18 (8 байт)
Операции с величинами целого типа:
сложение (+),
вычитание (-),
умножение (*),
нахождение целой части деления (Div),
нахождение остатка от деления (Mod).
Важно! Переменной целого типа присваивать значение результата обычной операции деления «/» нельзя.
Приоритет выполнения операций для величин целого типа:
Приоритетом называется очередность выполнения операций в выражении.
*, /, div, mod — первый
+, — — второй
Правила:
- Операнд, находящийся между двумя операциями с различными приоритетами, связывается с операцией, имеющий более высокий приоритет.
- Операция, находящаяся между двумя операциями с равными приоритетами, связывается с той операцией, которая находится слева.
- Выражение, заключенное в скобки, перед выполнением вычисляется как отдельный операнд.
Выполнение операций Div и Mod:
19 div 4 = 4 -19 div -4 =4 19 div -4 =-4 -19 div 4=-4
19 mod 4 = 3 -19 mod -4 =-3 19 mod -4 =3 -19 mod 4=-3
Задание. Определить цифры трехзначного числа.
Ввод: n (заданное трехзначное число)
Вывод: s d e (число сотен, десятков и единиц числа)
Тесты Посмотреть решение
Экспериментальный раздел работы
1. Измените программу z1 для нахождения цифр двузначного числа. Сохраните ее под именем z1_1.pas.
2. Измените программу z1 для нахождения цифр четырехзначного числа. Сохраните ее под именем z1_2.pas.
3. Наберите следующую программу:
Program z2;
Var a:Integer; b:Word; R1:Integer; R2:Longint;
Begin
а:=32000;b:=64000;
R2:=a+b; WriteLn(R2);
R1:=a+b; WriteLn(R1);
End.
После запуска Вы увидите, что значение переменной R2 равно 96000, а значение переменной R1 не определено. Если изменить тип переменной R1 на Word, то результат не изменится. Почему получен такой результат?
Перед выполнением операций над двумя операндами оба операнда преобразуются к общему для них типу. Им является тип с наименьшим диапазоном, включающим все возможные значения обоих типов. Например, общим типом для Integer и Byte будет Integer, для Integer и Word, — Longint. Результат будет общего типа.
Выражение в правой части оператора присваивания вычисляется независимо от размера или типа переменной в левой части!
Перед выполнением любой арифметической операции любой операнд длиной в 1 байт преобразуется в промежуточный операнд длиной в 2 байта, который является совместимым как с Integer, так и с Word.
Задания
Задание 1. С начала суток прошло n секунд ( n- целое). Найти количество полных часов, прошедших с начала суток.
Тесты Посмотреть решение
Задание 2. С начала суток прошло n секунд ( n- целое). Найти количество секунд, прошедших с начала последней минуты.
Тесты Посмотреть решение
Задание 3. Дни недели пронумерованы следующим образом: 0 — воскресенье, 1 — понедельник, 2 — вторник. 6 — суббота. Дано целое число K, лежащее в диапазоне 1 — 365. Определить номер дня недели для К-го дня года, если известно, что в этом году 1 января было четвергом.
Тесты Посмотреть решение
4. Определить число, полученное выписыванием в обратном порядке цифр заданного трехзначного числа.
5. Дано х. Получить значения 1-2х +3х 2 -4х 3 и 1+2х+3х 2 +4х 3 .
6. Дано а. Не используя никаких функций и никаких операций кроме умножения, получить:
1) а 8 за три операции;
2) а 10 за четыре операции;
3) а 15 за пять операций ( указание а 2 =(а 3 ) 5 ).
Задания для самостоятельной работы
1. Чему равны значения переменных а и b после выполнения последовательности действий:
1) a:=17 Div (13 Mod 5); b:= 25 Mod a* 2 — 14 Mod 3 + 4;
2) a:= 5 * 3 Div 2 Mod 3; b:= 5 * 3 Div ( 2 Mod 3);
2. Дано трехзначное число. Определить:
1) сумму и произведение цифр числа;
2) число, полученное перестановкой цифр десятков и единиц;
3) число, полученное перестановкой цифр сотен и десятков;
3. Пятизначное число, получено приписыванием цифры единиц в качестве цифры десяти тысяч (например, из числа 4581 необходимо получить число 14581). Составьте программу.
4. С начала суток прошло n секунд ( n- целое). Найти количество полных минут, прошедших с начала суток.
5. Дни недели пронумерованы следующим образом: 0 — воскресенье, 1 — понедельник, 2 — вторник. 6 — суббота. Дано целое число K, лежащее в диапазоне 1 — 365. Определить номер дня недели для К-го дня года, если известно, что в этом году 1 января было пятницей.
Источник: pinskolimp.blogspot.com
Обзор меню Free Pascal
Для начала запустим Free Pascal. Перед нами появилось окно, это и есть среда Free Pascal.
Сперва рассмотрим первый пункт меню File ,
в котором будут следующие пункты:
New — новый файл, то есть мы создадим новый файл, и тем самым перейдём в рабочую область написания кода, так и сделаем, создадим новый файл.
New from Template — создать из шаблона, то есть мы можем создать первоначальный каркас программы из готового шаблона.
Open — открыть, с помощью него мы можем открыть уже написанную программу.
Save — сохранить файл, что позволяет нам быстро сохранять, например готовую программу, которую уже открыли.
Save as — сохранить файл как, то есть мы можем сохранить ту же программу под другим именем, в отличии от пункта Save, и так же можем сохранить в любую директорию.
Save all — сохранить все файлы, при помощи этого пункта мы сохраним все созданные и открытые нами программы в реальном времени, то есть все те, что были открыты в программе, и не закрывались.
Print и Print Setup — отвечают за управление принтером, то есть предоставляют возможность распечатки кода программы.
Change dir… — изменить директорию, позволяет нам выбрать стандартную директорию для сохранения программ.
Command Shel — отвечает за управление командной строкой.
Exit — выход из Free Pascal.
Теперь рассмотрим пункты в меню — Edit :
Undo — назад, отменить действие.
Redo — вперёд, повторить отменённое действие.
Cut -вырезать строку.
Copy — копировать строку.
Paste — вставить строку.
Clear — очистить выделенную строку.
Select All — выделить весь текст.
Unselect — отменить выделение.
Show clipboard — посмотреть буфер программы, то есть посмотреть всё что копировали когда либо.
Copy to Windows — скопировать в буфер windows.
Paste from Windows — вставить из буфера windows.
Теперь рассмотрим пункты меню Search :
Find… — искать в тексте.
Replace… — замена строки на новою строку.
Searc again — искать ещё совпадения в тексте.
Go to line number… — переместить курсор на определённую строку.
И остальные мелочи по типа:
Find procedure, и т.д. рассматривать пока что не станем.
Рассмотрим пункты меню Run :
Run — выполнить, то есть выполнить созданную нами программу.
Step Over — шаг назад, то есть мы можем видеть как выполняется наша программа по шагам.
Trance Into — выполнить выбранный нами шаг.