Разработка предназначена для организации работы с порталом «Навигатор дополнительного образования».
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по концертмейстерской работе в дополнительном образовании
о проблемах и пути их решения в работе концертмейстера.
Статья «Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования» — Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Муниципальная система образования»
Методические рекомендации по организации участия педагогов дополнительного образования в конкурсе профессионального мастерства «Сердце отдаю детям»
Следуя этим рекомендациям, педгоги МБОУ ДОД ДДТ успешно участвуют в краевых педагогических конкурсах, занимая призовые места.
Igo Primo Как пользоваться навигационной программой
Методические рекомендации для воспитателей и педагогов дополнительного образования по озеленению
Тема: Подготовка к самостоятельной работе воспитанников с ограниченными возможностями на занятиях сельскохозяйственного труда. Содержание:Актуальность.Условия, необходимые для теоретической части.
Методические рекомендации по организации мониторинга реализации дополнительной общеобразовательной программы
В данном материале представлены рекомендации по организации мониторинга освоения дополнительной общеразвивающей программы.
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных условиях р
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению.
Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по об.
Источник: nsportal.ru
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НАВИГАТОР
Современное развитие общества порождает изменения в системе дополнительного образования детей. В статье рассматривается навигатор педагога дополнительного образования, как современный механизм поддержки доступа к услугам дополнительного образования. Навигатор содержит не только информацию о реализуемых программах дополнительного образования, но и описание специфики, форм, видов методической деятельности, используемой в системе дополнительного образования, профессиональную компетентность педагога. Навигатор предназначен для методистов, педагогов, специалистов по кадрам и других работников дополнительного образования.
Как зарегистрировать ребенка в навигаторе
Оценить
3183 1
Содержимое разработки
Отделение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Креатив»
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Образовательный комплекс «Лицей №3» имени С. П. Угаровой»
Старооскольского городского округа
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НАВИГАТОР
Французова Татьяна Владимировна
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НАВИГАТОР
Аннотация: Современное развитие общества порождает изменения в системе дополнительного образования детей. В статье рассматривается навигатор педагога дополнительного образования, как современный механизм поддержки доступа к услугам дополнительного образования. Навигатор содержит не только информацию о реализуемых программах дополнительного образования, но и описание специфики, форм, видов методической деятельности, используемой в системе дополнительного образования, профессиональную компетентность педагога. Навигатор предназначен для методистов, педагогов, специалистов по кадрам и других работников дополнительного образования.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, навигатор, дополнительное образование, педагог, профессиональный рост, методическая деятельность, учебно-воспитательная деятельность.
Развитие дополнительного образования, повышение его качества и доступности для детей с разными образовательными потребностями является одним из важнейших приоритетов государственной образовательной политики, что зафиксировано в различных нормативных документах. Они, в свою очередь, определяют необходимость обновления содержания и технологий дополнительного образования детей в соответствии с заказом личности, общества и государства.
Развитие современного общества порождает вызовы, которые обуславливают важность формирования у подрастающего поколения компетенций, связанных с взаимодействием человека с другими людьми и социумом, социальной ответственностью, готовностью к социальному саморазвитию, умением ориентироваться в многообразии информации и взглядов, в процедурах гражданского участия в общественной жизни, умению учиться и жить в быстро изменяющемся мире. Все чаще мы говорим, что живем в нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном мире, который требует особых сформированных компетенций и качеств у субъектов деятельности, необходимости построения современной образовательной среды и осуществления социального воспитания молодежи [3, c .12].
В связи с этим можно выделить основные тенденции развития дополнительного образования детей. Это формирование «универсальных» компетенций и «современной» грамотности у молодежи, введение массового персонализированного обучения, становление цифровой образовательной среды, создание цифровых учебно-методических комплексов, онлайн-оценивание образовательных достижений, а также возвращение к социальному воспитанию молодежи.
В интернет-пространстве продолжает формироваться цифровая образовательная среда различных профессиональных сообществ как открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Появились образовательные порталы разного уровня и назначения: единый национальный портал дополнительного образования детей; информационный портал о детских технопарках «Кванториум»; навигатор дополнительного образования детей; единый федеральный портал дополнительного профессионального педагогического образования; всероссийский информационный портал и другие [6].
Единый национальный портал дополнительного образования детей позволяет размещать информацию для профессионального и родительского сообществ на федеральном и региональном уровнях, освещать информацию по шести направленностям дополнительного образования детей, размещать программы по воспитанию. Навигатор дополнительного образования детей направлен на оказание помощи детям и их родителям в выборе дополнительных образовательных программ и на получение сертификата персонифицированного финансирования [1, c .146-156].
Все государственные образовательные системы направлены на решение разных управленческих задач, открыты для свободного пользования и обладают разными информационными, технологическими и человеческими ресурсами. В будущем видится создание модели современного образовательного пространства через объединение цифровой и «реальной» (трансформированной традиционной) образовательных сред [6].
Основная задача этих электронных систем – создать доступность и оперативность получения пользователями актуальной информации о реализуемых программах дополнительного образования детей в конкретном муниципальном образовании [2, c .8-16].
Однако существует потребность в разработке навигатора для другого круга пользователей: методисты, педагоги и другие работники дополнительного образования. Такой навигатор должен содержать, не только информацию о реализуемых программах дополнительного образования, но и описание специфики, форм, видов методической деятельности, используемой в системе дополнительного образования, профессиональную компетентность педагога.
Выделим основные области деятельности педагога дополнительного образования:
учебно — воспитательная работа;
методическая и инновационная деятельность;
дополнительные критерии [3, c .17].
Учебно-воспитательная работа в навигаторе отражает процессом развития личности обучающегося через создание условий, благоприятных для этого. Этот блок отражает работу с детьми, их достижение, организацию их досуга:
сохранность контингента обучающихся;
организация и проведение мониторинга индивидуальных достижений обучающихся;
организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании (детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми — сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации);
участие обучающихся в конкурсах, соревнованиях, фестивалях;
результативность участия в конкурсах, соревнованиях, фестивалях; работа в каникулярное время;
разработка плана мероприятий [5].
Профессиональная компетентность в навигаторе отражает успехи и достижения конкретного педагога организации, его готовность к осуществлению своей профессиональной деятельности:
проведение открытых занятий, мероприятий;
выступления на конференциях, семинарах, круглых столах, педсоветах, проведение мастер — классов;
наличие статей, публикаций; наставничество;
участие в оргкомитетах, экспертных группах, жюри конкурсов;
участие в профессиональных конкурсах, смотрах, фестивалях;
обучение на курсах повышения квалификации;
Методическая и инновационная деятельность навигатора отражает погруженность педагога в разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно — массовой, а также досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей:
разработка программы педагога дополнительного образования;
развитие УМК образовательных программ;
участие в региональной инновационной площадке;
участие в грантовых программах [4, c .85-89].
В блоке «Дополнительные критерии» отражается деятельность педагога, которая не вошла в предыдущие три блока, но также является неотъемлемой частью его работы:
награды (благодарности, грамоты) за успехи в профессиональной деятельности;
привлечение спонсоров и партнёров для реализации деятельности Центра;
чёткое выполнение правил внутреннего трудового распорядка;
создание условий информационной открытости.
Таким образом, проанализировав практику организации деятельности педагога дополнительного образования в логике реализации профессионального стандарта, показана потребность в разработке навигатора для широкого круга пользователей.
Исходя из этого, был разработан навигатор педагога дополнительного образования, который опирается на четыре основных области деятельности педагога: учебно-воспитательная работа, профессиональная компетентность, методическая и инновационная деятельность, дополнительные критерии.
Разработанный навигатор является универсальным, что означает его применимость для любого педагогического работника системы дополнительного образования детей. Он отражает эффективность деятельности педагога, установив области деятельности которые западают, способствует его развитию и совершенствованию. Все показатели в навигаторе связаны между собой и влияют на итоговый результат деятельности педагога дополнительного образования. При этом, низкая активность по какому-либо критерию на уровне всей организации негативно отражается на деятельности педагога, понижая эффективность и результативность его работы.
Список использованной литературы
Дейч Б.А., Дополнительное образование детей как развивающаяся социальная практика [Текст] / Б.А. Дейч // В сборнике: Социальная педагогика в современных социальных практиках. Сборник научных статей VI международного симпозиума. — 2016. — С. 146-156.
Золотарева А. В., Повышение доступности дополнительного образования детей – новый вектор реализации государственной образовательной политики [Текст] / А. В. Золотарева, И. С. Синицын // Образовательная панорама. – 2018. – № 1 (9). – С. 8-16.
Мерцалова Р.В., Навигаторы дополнительного образования детей: этапы развития, разнообразие и функциональность [Текст] / Т. А. Мерцалова, Р. В. Горбовский, А. В. Петлин// Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 28 с.
Шиманова Н.Я., Специфика педагогической деятельности в системе педагогического образования [Текст] / Н.Я. Шиманова // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 1. — С. 85 — 89.
Навигатор дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // navigator.rcvrrt.ru / (дата обращения: 15.10.2020).
Источник: www.prodlenka.org
Дополнительное образование вместе с «Навигатором»: вопросы и ответы
Напомним, система персонифицированного финансирования дополнительного образования в рамках проекта «Успех каждого ребенка» (национальный проект «Образование») заработала в Ленинградской области с 1 сентября 2019 года. В сентябре началась выдача электронных сертификатов для оплаты детских занятий через интернет-навигатор дополнительного образования (https://р47.навигатор.дети).
Комитетом образования и образовательными учреждениями Гатчинского района проделана огромная разъяснительная и практическая работа по регистрации в «Навигаторе» и выдаче сертификатов. Многие родители уже зарегистрировались на электронном портале «Навигатора», но вопросы остаются. Что изменилось с введением новой электронной системы оплаты занятий?
Сколько средств на сертификате? Как ими можно воспользоваться? Не придется ли доплачивать за занятия? Как быть тем, кто посещает сразу несколько кружков или секций?
— Какова цель системы персонифицированного финансирования дополнительного образования?
Как объяснила Татьяна Быкова, главной целью этого проекта является увеличение уровня доступности дополнительного образования.
— Поставлены очень амбициозные цели — добиться если не стопроцентного охвата детей, то как минимум подтянуться к этой цифре, — говорит Татьяна Игоревна. — Гатчинский район — самый крупный в Ленинградской области по количеству учреждений дополнительного образования и программ, которые они предоставляют (эти программы проходят специальную экспертизу). На данный момент только на персонифицированное финансирование (по сертификату финансирования) у нас реализуется более 230 программ. Всего же программ образования у нас более девятисот. К концу 2020 года их количество дойдет уже до тысячи, поскольку сейчас учреждения дополнительного образования корректируют свои программы, чтобы их получило как можно большее количество детей.
— Для чего нужен электронный портал «Навигатор»?
Первый вопрос, который задают родители: зачем вообще нужно регистрироваться в «Навигаторе», если дети и прежде без особых проблем получали дополнительное образование?
— Этот портал — единая система учета всех детей от 5 до 18 лет в единой информационной системе всех учреждений, которые осуществляют услуги в области дополнительного образования, реализуя разнообразные программы в этой сфере, — говорит Татьяна Быкова. — Портал призван объединить всех организаторов дополнительного образования для того, чтобы увидеть систему дополнительного образования Ленинградской области целиком и при этом эффективно ею пользоваться. Специалистам комитета образования «Навигатор» позволяет учитывать всех детей, видеть, насколько они охвачены именно дополнительным образованием, анализировать проблему его доступности в сельских поселениях. Если с городскими школами и детскими садами попроще, то с сельскими школами — тяжелая ситуация: далеко не во всех семьях есть компьютер и доступ в интернет.
— Как выбрать нужную образовательную программу?
Задача портала — стать для каждого родителя или ребенка простым и доступным инструментом по формированию оптимального пути к получению образовательных услуг.
Как объяснила Татьяна Быкова, для начала каждый родитель ребенка в возрасте от 5 до 18 лет должен пройти регистрацию на портале. После создания «Личного кабинета» родители смогут осуществлять как запись своего ребенка в те или иные кружки, спортивные секции или творческие объединения, так и выбирать конкретную программу дополнительного образования.
— Прежде не все родители догадывались о том, насколько велик и разнообразен перечень программ дополнительного образования в Гатчинском районе, — говорит Татьяна Игоревна. — В «Навигаторе» вы можете увидеть все образовательные программы, которые реализуются в Гатчинском районе. «Навигатор» позволяет в один клик узнать, где и как реализуется та или иная программа. Для того, чтобы понять, попадаете ли вы в ту или иную программу, необязательно наносить визит в учреждение. Достаточно подать электронную заявку на нее в «Личном кабинете», после чего она обрабатывается в учреждении дополнительного образования, и родителю дается конкретный ответ. Единственным ограничением для участия в программе является отсутствие свободных мест в учреждении дополнительного образования.
— При регистрации на портале «Навигатор» приходится заполнять множество документов, внося, в том числе, данные ребенка. Зачем это нужно?
— После регистрации на портале каждому ребенку выдается электронный сертификат на участие в программах дополнительного образования, — говорит Татьяна Быкова. — Этот сертификат получают всего один раз за всю историю дополнительного образования ребенка.
Сертификат дает возможность получить бесплатное, доступное и качественное дополнительное образование за счет государства вне зависимости от того, где захочет обучаться ребенок. Сертификат предоставляет родителю доступ к персональному счету, средства с которого направляются на оплату заключаемых договоров об обучении. После одобрения электронной заявки на предоставление той или иной услуги дополнительного образования организация заключает с родителем договор, по которому «платить» будет сертификат.
— Чем отличается сертификат участия от сертификата финансирования?
«Навигатор» предоставляет сертификаты двух видов — сертификат участия и сертификат финансирования, который оформляется в учреждении дополнительного образования. С сертификатом участия ребенок записывается на любые программы, как и раньше (они финансируются в рамках бюджета учреждения дополнительного образования). Сертификат участия становится сертификатом финансирования, когда вы подаете заявку в учреждение на включение вас в систему персонифицированного финансирования. При этом на сертификат зачисляются средства (так называемый финансовый номинал сертификата), которые предоставляют ребенку дополнительную возможность посещать те кружки, которые переведены на механизм персонифицированного финансирования.
По сертификату финансирования оплачивается часть занятий, которая рассчитана на 2019 год. В январе 2020 года будет проходить процедура размещения номинала денежных средств на уже полученных сертификатах — для обучения в 2020 году. Для этого необходимо будет еще раз подать заявку на выбранную программу. Эта процедура будет подтверждаться каждый год.
— Сертификат участия действует во все время жизни ребенка от 5 до 18 лет, — говорит Татьяна Быкова. — Денежный номинал будет перечисляться на него пока один раз в течение финансового года. Перехода неизрасходованных средств на следующий год не запланировано: они будут автоматически сниматься с сертификата финансирования и направляться на реализацию программ по муниципальному заданию.
— Какие учреждения дополнительного образования Гатчинского района есть в «Навигаторе»?
Как рассказала Татьяна Быкова, в «Навигатор» занесены все образовательные учреждения, которые признаны в Гатчинском районе поставщиками услуг дополнительного образования. В 2019 году такими поставщиками услуг стали только учреждения дополнительного образования, подведомственные районному комитету образования. Это пять спортивных школ Гатчинского района, Центр информационных технологий города Гатчины, Информационно-методический центр в поселке Новый Свет, Районный центр детского творчества (включая его структурные подразделения «Журавушка» и «Созвездие»), структурное подразделение дополнительного образования гатчинской школы №8.
— С 2020 года к учреждениям, осуществляющим дополнительные образовательные услуги, будут подключены все учреждения по культуре и спорту, которые осуществляют дополнительное образование, — говорит Татьяна Игоревна. — Уже сейчас, по постановлению губернатора Ленинградской области, проводятся процедуры для подключения к этому проекту и частных учреждений, реализующих дополнительное образование.
Частные учреждения будут финансироваться из бюджета Ленинградской области, поэтому механизмы их участия еще разрабатываются на уровне областного правительства. В проекте смогут участвовать только частные учреждения, имеющие лицензию на образовательную деятельность.
В 2019 году все программы дополнительного образования в Гатчинском районе реализуются за счет финансирования районного бюджета (раньше такое финансирование шло через муниципальное задание). Сейчас финансирование будет осуществляться из двух источников. Первый — по муниципальному заданию, как и прежде (программы участия и сертификат участия). Вторая часть программ финансируется по сертификату финансирования.
Каждый сертификат участия, по заявлению родителя, может финансироваться в том числе за счет сертификата финансирования.
— Если на сертификате меньше средств, чем стоит выбранная программа, ребенок не сможет поступить на нее?
— Сможет, — говорит Татьяна Быкова. — С вашего сертификата финансирования будет списана часть средств на то количество часов программы, на которое хватает этих средств. Все остальное будет финансироваться за счет муниципального задания. То есть, при окончании средств на вашем сертификате ваш ребенок ни в коей мере не будет исключен из реализации программы и из образовательного учреждения.
— А если сертификатов не хватит на всех?
— Действительно, если мы можем охватить сертификатами участия всех наших детей, которые хотят заниматься (при наличии свободных мест), то с сертификатами финансирования ситуация несколько иная, — говорит Татьяна Быкова. — По нормативу, установленному для Гатчинского района на 2019 год, мы должны выдать минимум 13.825 сертификатов финансирования. Но хочу развеять мифы: такого не будет, чтобы родители захотели финансирования, зашли на портал, а номинал им не зачислили. Все заявки будут обработаны и удовлетворены. Главное, чтобы ребенок был зарегистрирован в «Навигаторе», и чтобы вы вовремя подали заявку в учреждение дополнительного образования.
— А если есть необходимость записаться сразу на несколько программ?
— Если вы записались сразу на несколько программ персонифицированного финансирования, и у вас на одну программу средств хватило полностью, а на вторую или третью средств для реализации всей программы не хватает — волноваться не надо. Это не значит, что ваш ребенок не получит эту услугу. Он получит ее по сертификату финансирования в рамках тех занятий, на которые хватит средств сертификата. А дальше занятия продолжатся с финансированием также из местного бюджета, но уже по муниципальному заданию.
Как подчеркнула Татьяна Быкова, в Гатчинском районе принято кардинальное решение: никаких финансовых частных средств от родителей на реализацию программ дополнительного образования собираться не будет.
— Как успеть записаться на нужную программу?
— И все же хочу предостеречь родителей, что ограничения все-таки существуют, — говорит Татьяна Игоревна. — В настоящее время сертификат финансирования оплачивает 3 часа занятий в неделю. И если в группе нет дополнительных мест, то даже при наличии полного номинала сертификата вы не сможете получить эту услугу. Никто при этом не отменяет своевременной подачи заявок на получение образования. Это касается обычных годовых программ, запись на которые происходит в основном в середине августа.
Как добавил директор Инфор-мационно-методического центра в Новом Свете Игорь Евдокимов, на сегодняшний момент один час занятий стоит примерно от 60 до 80 рублей (в зависимости от рода занятий).
— Родителям необходимо обратить внимание на то, что в 2020 году сертификат будет выдаваться на весь календарный год, — говорит Игорь Евдокимов. — И задача родителей — предусмотреть возможность обучения детей в сентябре 2020 года, когда начнется новый учебный год. Может сложиться такая ситуация, что, потратив все деньги до мая этого года, родитель уже не сможет записать ребенка на платную программу в сентябре.
— Можно ли средства на сертификате использовать как-то иначе, например, снять их в банке?
— Нет, нельзя, — говорит Татьяна Быкова. — Сертификат финансирования — это не некая банковская карта, средства на которой можно использовать по своему усмотрению. Это всего лишь электронный путь прохождения финансовых средств от муниципального бюджета до конечного получателя — учреждения образования.
— Чем еще может быть полезен «Навигатор»?
— «Навигатор» совмещает в себе несколько функций, — рассказала Татьяна Игоревна. — Это не только информационный портал, но и своеобразный «офис» учреждения, где оформляются нужные документы. Кроме того, на портале ведется электронный журнал занятий, который предоставляет возможность диалога между родителями и учреждением, позволяет в режиме «онлайн» видеть, приходит ребенок на занятия или нет, дает возможность самому родителю отмечать там нужную информацию.
— Сейчас, наверное, самый трудный момент, потому что учреждения образования начали приглашать родителей для оформления документов, которые формирует система портала «Навигатор», — говорит Татьяна Быкова. — Мы просим родителей отнестись к этому с пониманием, поскольку речь идет о финансовом подтверждении обучения их детей. Сейчас идет апробация новой системы, поэтому возникает очень много технических вопросов. На сайте каждого образовательного учреждения Гатчинского района и сайте районного комитета образования размещена памятка для родителей, где подробно объясняется, как зарегистрироваться на портале «Навигатор», как взаимодействовать с ним, как получить сертификат участия и сертификат финансирования.
Все вопросы, связанные с технической стороной, можно задавать на сайте комитета образования Гатчинского района, в Информационно-методическом центре в Новом Свете, который является опорным центром по внедрению новой системы в Гатчинском районе, во всех образовательных учреждениях, работающих с «Навигатором».
Источник: gtn-pravda.ru