Как записываются операторы начала и конца программы

Программа в общем случае состоит из головной (MAIN) программы и подпрограмм (SUBROUTINE и (или) FUNCTION).

  • В головной программе запрограммирован весь алгоритм решения задачи.
  • Программа всегда начинает и завершает выполнение в головнойпрограмме.
  • В подпрограмме запрограммирована логически законченная часть алгоритма.
  • Подгрограмма выполняется только при ее вызове и после исполнения управление передается назад.
  • Подпрограммы облегчают программирование, разбивая алгоритм на части (структурное программирование).
  • Подпрограммы позволяют создать заготовки наиболее часто решаемых типовых задач.
  • Библиотеки стандартных программ состоят из подпрограмм, написанных профессионалами.

Структура фортран — программы

  • [ ] – НЕОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ КОНСТРУКЦИИ
  • ТЕКСТ, ИЗОБРАЖЕННЫЙ ЗДЕСЬ КРАСНЫМ КУРСИВОМИМЕЕТ ВПОЛНЕ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СМЫСЛ И ЗАПИСЫВАЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ЯЗЫКА
  • END ОПЕРАТОР ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАВЕРШАЕТ ПРОГРАММУ
  • Операторы присваивания
  • Операторы чтения (ввода)
  • Операторы записи (вывода)

Источник: studfile.net

Pascal. Операторы цикла

Как записываются операторы начала и конца программы

Язык программирования Turbo Pascal является развитием языка Pascal, разработанного Никлаусом Виртом в 1969-71 годах, для обучения структурному программированию. Фирма Borland International, существенно расширила алгоритмические средства языка, создала удобную среду программирования и высокоскоростной компилятор.
Turbo Pascal разрабатывался под операционную систему ДОС (Дисковая Операционная Система), поэтому он работает только в текстовом режиме. Среда разработки Turbo Pascal (версия 7) представляет из себя текстовый редактор и средства отладки и компиляции программы. Для переключения редактора из оконного в полноэкранный режим и обратно следует нажать одновременно клавиши Alt + Enter.

Программа на Pascal пишется в текстовом редакторе по определённым правилам. Текст программы проверяется редактором кода. Зарезервированные слова языка и определённые синтаксические конструкции выделяются цветом, что создаёт определённые удобства.

Линейный алгоритм. Типы числовых данных. Функции ввода — вывода.

Простые программы пишутся последовательно, шаг за шагом до тех пор, пока не будет получено решение задачи. Такая линейная последовательность в программировании называется линейным алгоритмом. Рассмотрим программу простого калькулятора. Пусть нам нужно сложить, вычесть, умножить и разделить два числа X и Y. В большинстве языков программирования принято объявлять участвующие в программе переменные. Это нужно для того, что бы зарезервировать фрагмент оперативной памяти компьютера для хранения объявленных данных. На рисунке показана программа калькулятора:

Writeln и Readln в Паскале. Как считывать и записывать данные на PascalABC.NET?



Рассмотрим построчно, что означают введённые в редакторе команды:

  • uses crt; — Выражение: Использовать модуль CRT. В начале программы, обычно, пишется директива uses и затем, через запятую, перечисляются модули содержащие набор необходимых функций для работы программы. CRT — модуль поддержки монитора и клавиатуры. (Важное замечание. Регистр букв текста программы не имеет значения. Так, например, можно написать uses crt; или Uses CRT; — программа будет работать и не воспримет это как ошибку). Любое выражение на Pascal должно заканчиваться знаком «точка с запятой».
  • var — (сокращённое от variable — переменная) объявления блока переменных. После команды var точка с запятой не ставится.
  • x, y, z1, z2, z3, z4 : real; — перечисляем через запятую переменные необходимые для решения задачи; x и y — вводимые данные для вычислений; z1 . z4 — переменные для хранения результатов вычислений. Двоеточие и real означает, что все перечисленные переменные объявлены как тип данных — число с плавающей запятой.
    При программировании используются различные типы данных. Ниже представлены числовые типы данных:
Читайте также:
Ubuntu как установить программу из deb пакета

Если компилятор обнаружит ошибку, то появится соответствующее сообщение, а курсор будет установлен в строку с ошибкой.

В нашем случае строка z4 = x / y; — должно быть z4 := x / y;
Для запуска программы на исполнение, следует нажать комбинацию клавиш Ctrl и F9. В программе следует ввести значение х и нажать Enter, затем ввести значение у и опять нажать Enter. Компьютер произведёт необходимые вычисления и выведет значения на экран, но мы, скорее всего, ничего не увидим, потому что выполнение программы закончится и произойдёт возврат в редактор. Для просмотра полученных результатов следует нажать одновременно Alt и F5.

То, что мы видим на экране не совсем удобно для понимания. Лучше будет, если результаты отображать не экспоненциальном виде, а в нормальном, десятичном.
Так же, пользователь программы вынужден догадываться в какой строке результатов сложение, в какой умножение и так далее. Для исправления ситуации изменим строки вывода результатов на экран:
writeln(‘X + Y = ‘, z1:0:4);
writeln(‘X — Y = ‘, z2:0:4);
writeln(‘X * Y = ‘, z3:0:4);
writeln(‘X / Y = ‘, z4:0:4);
Рассмотрим любую из изменённых строк, например writeln(‘X / Y = ‘, z4:0:4); Функция вывода writeln в качестве аргумента (в нашем случае) принимает два значения. Аргументы друг от друга отделяются запятой.
Первое значение: ‘X / Y = ‘ — надпись которая будет выводиться на экран, она должна быть заключена в апострофы. Второе значение — число z4. Для придания числу десятичной формы отображения, оно отформатировано по следующей схеме: двоеточие — число знаков до запятой, двоеточие — число знаков после запятой. Если число знаков до запятой неизвестно, то лучше поставить ноль.
Усовершенствованная программа принимает удобочитаемый вид:

До оператора end можно ввести строку readln;, тогда программа не будет завершаться сразу после выполнения, а будет ожидать нажатия клавиши Enter. Для сохранения готовой программы следует нажать F2 и сохранить файл с именем, например, calc.pas.

Логические операторы. Символьные переменные.

При выполнении написанной программы могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, а именно, если пользователь программы вторым числом введёт значение 0 (нуль). Как известно, деление на 0 запрещено и при выполнении программы компьютер выдаст такое сообщение:

Читайте также:
Bikini body guide преимущества и недостатки данной программы

Что бы избежать таких ситуаций, программист должен предусмотреть в программе некоторую защиту.
Самое простое решение, в нашем случае, при значении Y равном нулю, перейти к началу программы, что бы пользователь ввёл другие значения. Перечислим те действия, которые должна выполнить программа:
— если Y равно 0 то перейти к метке в начале программы, иначе (Y не равен 0) выполнить математические действия.
На языке Pascal это будет выглядеть так: if y = 0 then goto label1 else .
Эта запись означает: (if) если y = 0 (y = 0 — логическое выражение) then (то) goto (перейти к) label1 (имя метки) else (иначе) . Оператор else можно не использовать если дальнейшее выполнение программы подразумевается при невыполнении условия логического выражения. Метка label1 придуманное имя метки, поэтому мы должны его объявить до начала программы, сразу за разделом объявления переменных. Сама метка устанавливается в том месте программы, куда должен осуществиться переход. После имени метки ставится знак двоеточие. Изменённая таким образом программа показана на рисунке:


Такая программа имеет более «товарный» вид и свойства.
Рассмотрим подробно какие конструкции можно создавать на языке Pascal с использованием логических операторов. В общем виде логическая запись выглядит так:
if (условие) then (действие1) else (действие2);
или
if (условие) then (действие);
Сначала рассмотрим запись условий:

Условие. Описание
A = B А равно В
A <> B А не равно В
A А меньше либо равно В
A >= B А больше либо равно В
Логические связки условий
OR Логическое ИЛИ
AND Логическое И
NOT Логическое НЕТ (Отрицание)

Логические связки записываются между логическими условиями, сами условия берутся в скобки, например: if (a = b) and (z Следует иметь в виду что при выполнении условия, после оператора then может быть только одно действие. Если действий по условию программы должно быть больше, то все действия должны быть взяты в операторные скобки begin . end.
Например:
if a = b then
begin
writeln(‘Error!’);
y:= 22;
goto label1;
end else .
Аналогичным образом несколько действий записывается после оператора else.
Написанная нами программа «калькулятор» имеет один существенный недостаток, если нужно произвести несколько вычислений, приходится перезапускать программу на выполнение. Изменим нашу программу так, что бы она завершалась с согласия пользователя. Пользователю следует предложить нажать клавишу Y для продолжения работы с программой, или любую другую клавишу для завершения работы.
Заменим последний в программе оператор readln; на такие строки:
write(‘Repeat — Y / End — other key’);
readln(sym);
if (sym = ‘Y’) or (sym = ‘y’) then goto label1;
В нашей программе появилась новая переменная — sym (вымышленное имя, которое придумываем мы сами. Имя должно начинаться с буквы, а затем могут следовать цифры или буквы). Эта переменная имеет тип одиночного символа и мы должны её объявить в разделе переменных. Символьные переменные имеют тип char.Символьные переменные при использовании в программе следует заключать в апострофы.
Добавим эту переменную в разделе var:
var
sym : char;
.
Запустим программу на исполнение, и убедимся, что программа написана правильно:

В паскале есть ещё один тип символьных переменных, это тип string- строка состоящая максимум из 255 символов, но об этом в следующих разделах.

Читайте также:
Получить голоса ВК программа

Разрабатывая нашу программу, мы нарушили один из основных принципов структурного программирования — в программе не должно быть переходов из одной части программы в другую. Поэтому при структурном программировании нужно стараться не использовать оператор перехода goto.

Источник: hi-intel.ru

Лабораторная работа №2.1. Программирование линейных алгоритмов

Цель работы: выработать практические навыки работы с системой Turbo Pascal, научиться создавать, вводить в компьютер, выполнять и исправлять простейшие программы на языке Pascal в режиме диалога, познакомиться с диагностическими сообщениями компилятора об ошибках при выполнении программ, реализующих линейные алгоритмы.

Общие сведения:

Линейным называется алгоритм, в котором результат получается путем однократного выполнения заданной последовательности действий при любых значениях исходных данных. Операторы программы выполняются последовательно, один за другим, в соответствии с их расположением в программе.

Пример 1: Определить расстояние на плоскости между двумя точками с заданными координатами M1(x1,y1) и M2(x2,y2)

Этапы решения задачи:

1. Математическая модель: расстояние на плоскости между двумя точками M1(x1,y1) и M2(x2,y2) высчитывается по формуле

2. Составим схему алгоритма

Уточним содержимое блока «Вычисление и печать расстояния»

Дальнейшая детализация не требуется. Переводим блок-схему на язык Паскаль.

program example1; var x1, x2, y1, y2: integer; d:real; begin write(‘x1= ‘); readln(x1); write(‘y1= ‘); readln(y1); write(‘x2= ‘); readln(x2); write(‘y2= ‘); readln(y2); d:=sqrt(sqr(x2-x1)+sqr(y2-y1)); writeln(‘d=’,d); end. Доработаем программу, так чтобы она обладала некоторым интерфейсом.: program example1; var x1, x2, y1, y2: integer; d:real; begin writeln(‘Эта программа вычисляет расстояние между двумя точками на плоскости’); writeln(‘Введите координаты двух точек:’); write(‘x1= ‘); readln(x1); write(‘y1= ‘); readln(y1); write(‘x2= ‘); readln(x2); write(‘y2 =’); readln(y2); d:=sqrt(sqr(x2-x1)+sqr(y2-y1)); writeln(‘d= ‘,d); writeln(‘нажмите Enter для завершения работы программы’); readln; end. Контрольные вопросы:

1. Каковы назначение и возможности системы Turbo Pascal?

2. Как запустить программу на трансляцию и выполнение?

3. Как записываются операторы начала и конца программы?

4. Из каких разделов состоит программа на языке Pascal?

5. В какой последовательности должны быть записаны разделы программы на языке Pascal?

6. Как записываются операторы вывода на экран в Pascal?

Список индивидуальных заданий:

Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 359.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда.

Источник: stydopedya.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru