1. Составной оператор;
2. Условный оператор IF;
3. Оператор варианта CASE;
4. Оператор цикла repeat … util;
5. Оператор цикла while … do;
6. Оператор цикла For … to … do;
7. Оператор над записями with.
Составной оператор.
Содержит ключевые слова (“begin” и “end”), между которыми перечислены ряд операторов. Составной оператор используется там, где синтаксис языка требует использования 1-го оператора, а необходимо выполнить несколько операторов. Выполнение составного оператора приводит к выполнению заключенной в нем последовательности.
Условный оператор.
Оператор условия if служит для выбора операторов программы к выполнению согласно полученного условия. Формат, обязательное ключевое слово if и т.д.
Оператор if выполняется следующим образом:
Значит результатом вычисления данного условия будет Boolean (“истина” или ”ложь”). В условии должны присутствовать not, and, or, xor, in. , <>, =, ,
— это составной, простой или структурированный оператор. Между ними begin … end (составной), := (простой), if, case и т.д.
Программирование на паскаль за 26 минут основы
1. Сначала вычисляется условия:
а) если условие “истина”, то выполняется оператор1, стоящий за ключевым словом “them”;
б) если условие “ложь”, то выполняется оператор2, стоящий за ключевым словом “else”, при этом оператор1 пропускается.
2. После того, как выполняется оператор1 или 2, действие переходит на оператор стоящий за if.
If i>18 then begin readln; i:=1; clrsCB; end.
Оператор if может иметь вложенные операторы if,если это так, то обязательно присутствует else.
Var x,y; real end.
Запись констант, переменных, стандартных функций.
Для обозначения исходных данных и результатов вычислений употребляются переменные, которыми могут быть не только любые буквы, но и, например, последовательность символов вида x1, x2, time, сила, альфа и т.д., которые состоят из букв и цифр и начинаются с буквы. Соответствующее исходное данное или результат вычисления называется значением переменной. Длина имени не ограничивается, но различаются имена только по первым 8-ми символам.
Константы в отличие от переменных не могут менять своих значений во время работы программы.
Для арифметических вычислений используются числа целого и вещественного типов. Целая часть вещественного числа отделяется от дробной части точкой. В состав вещественных чисел обязательно входит точка, символ Е или оба эти знака.
Буква Е, целое значение за которой образуется масштабный множитель, обозначает умножение на 10 в степени этого множителя. Пр., запись 2Е-4 обозначает число 0.0002.
В языке Паскаль определена стандартная константа с именем niaxint, равная максимальному положительному целому числу, представленному в конкретной реализации языка.
Константы могут являться значениями следующих типов: целые(integer), действительные(real), логические(Boolean), символьные(Char) или задаваться в виде строк(текстовые константы). Константы могут записываться значениями или именами соответствующего типа.
Информатика 8 класс (Урок№13 — Основные сведения о языке программирования Паскаль.)
Константы целого и действительного типов являются числовыми константами, которые имеют положительный или отрицательный знак.
Константы логического типа имеют одно из двух значений – TRUE (истинно) или FALSE (ложно).
Константы символьного типа записываются литерами, заключенными в кавычки (апострофы). Символ апостроф записывается двойными кавычками.
Текстовые константы (строки) записываются последовательностью символов (текстом), заключенной в кавычки. Имеющиеся в тексте кавычки дублируются.
Простые переменные записываются своими именами. Они могут принадлежать к различным типам переменных: целый, действительный, логический, символьный.
Переменная с индексом является элементом массива. Массив состоит из упорядоченного набора значений одного типа, имеющих общее имя. Местоположение элемента в массиве задается индексом, который записывается в квадратных скобках. А[i] – i-й элемент массива А. B[i,j] – элемент массива В, находящийся на пересечении i-й строки, j-го столбца.
Стандартные функции служат для облегчения вычисление наиболее часто встречающихся функций. При обращении к стандартным функциям необходимо записать имя функции, а в скобках указать аргументы.
Источник: geum.ru
Структура программы на языке паскаль кратко
В заголовке указывается имя программы и список параметров. Общий вид:
здесь n – имя программы; input – файл ввода; output – файл вывода; x, y – внешние файлы, используемые в программе.
Заголовка может и не быть или он может быть без параметров.
Блок программы состоит из шести разделов, следующих в строго определенном порядке:
Раздел действий должен присутствовать всегда, остальные разделы могут отсутствовать.
Каждый из первых четырех разделов начинается с соответствующего ключевого слова (label, const, type, var), которое записывается один раз в начале раздела и отделяется от последующей информации только пробелом, либо концом строки, либо комментарием.
Раздел меток (label)
Любой выполняемый оператор может быть снабжен меткой – целой положительной константой, содержащей не более 4-х цифр. Все метки, встречающиеся в программе, должны быть описаны в разделе label.
здесь l1, l2, l3 – метки.
Пример. label 5, 10, 100;
Метка отделяется от оператора двоеточием.
Пример. Пусть выражение a := b имеет метку 20. Тогда этот оператор выглядит так:
Раздел констант (const)
Если в программе используются константы, имеющие достаточно громоздкую запись (например, число пи с 8-ю знаками), либо сменные константы (для задания варианта программы), то такие константы обычно обозначаются какими-либо именами и описываются в разделе const, а в программе используются только имена констант. Это делает программу более наглядной и удобной при отладке и внесении изменений.
здесь a1 – имя константы, c1 – значение константы.
Пример. const pi = 3.14; c = 2.7531;
Раздел типов (type)
Если в программе вводится тип, отличный от стандартного, то этот тип описывается в разделе type:
где t1 и t2 – идентификаторы вводимых типов.
Затем тип используется при объявлении переменных.
Пример использования нестандартных типов:
Раздел описания типов имеет большое значение в программе на языке Pascal. Если в программе не использовать типы, то можно столкнуться с несовместимостью типов переменных, даже если они описаны одинаково.
Раздел переменных (var)
Пусть в программе встречаются переменные v11, v12,…; все они должны быть описаны следующим образом:
Пример. var k, i, j: integer; a, b: real;
Каждая переменная должна быть описана до ее использования в программе и отнесена к одному и только одному типу. Названия разделов (const, type, var…) указываются только один раз.
Таким образом, в разделе var вводится имя каждой переменной и указывается, к какому типу эта переменная принадлежит. Тип переменной можно задать двумя способами: указать имя типа (например, real, color и т.д.), либо описать сам тип, например: array[1..16] of char
Раздел процедур и функций
Здесь присутствуют заголовки и тела пользовательских процедур и функций.
Раздел действий (операторов)
Эта часть программы начинается с ключевого слова begin и заканчивается словом end, после которого должна стоять точка. Раздел действий есть выполняемая часть программы, состоящая из операторов.
Структура программы в Pascal
Итак, на предыдущей странице мы определились со следующими понятиями: program, integer, real, const, var, begin, end, write, writeln, read, readln. Давайте напишем простые программы на Паскале с их использованием. Но сначала выясним, из каких частей состоит программа на Паскале.
Любая программа на языке программирования Pascal имеет три составляющие: 1) заголовок; 2) раздел описаний; 3) тело программы.
✎ 2) Раздел описаний – Поскольку сначала мы будем рассматривать простейшие задачи, то у нас во втором разделе будет находиться или описание констант, или переменных (см. пп. 4 и 5 статьи Введение в Pascal).
✎ 3) Тело программы – блок операторов, в котором записываются команды для выполнения. Начинается этот блок словом begin («начало»), а заканчивается словом end. («конец») с точкой в конце(пп. 6, 7 той же статьи).
Таким образом, в общем случае программа на Паскале выглядит следующим образом:
При решении простейших задач ограничимся сначала целыми числами. Перед тем как начать программировать, укажем простейшие 4 действия над числами в Паскале: «+» − сложение, «-» − вычитание, «*» − умножение, «/» − деление. Как видим, в программировании и математике элементарные действия над числами обозначаются одинаково. Решим следующую задачу:
Задача. Пусть даны целые числа A и B. Найти их сумму.
Назовем программу нахождения суммы как Summa. Тогда часть кода, отвечающая за название программы, будет иметь вид:
Итак, пусть дано значение чисел A и B, равное, например, 23 и 76 соответственно. Поскольку мы знаем значения наперед, то A и B будут типа const, а S опишем как var. Учитывая, что описание констант идет перед описанием переменных, раздел описаний в этом случае будет следующим:
Таким образом, тело программы будет состоять из вычисления суммы S и вывода её на экран. В паскале, чтобы вычислить сумму А и В, нельзя просто записать S = A + B; такая запись возможна, если надо проверить, не равно ли число S сумме A + B. А чтобы в переменную S записать значение суммы А + В, надо значение этой суммы «присвоить» переменной S, т.е. сумму А + В записать в то место памяти компьютера, которое выделено для переменной S. Это как бы «впихивание» значения одного числа в значение другого. Записывается присваивание так:
Для вывода результата используется оператор вывода write с комментарием на экране:
write(‘Сумма чисел 23 и 76 равна: S = ‘, S);
Объединяя наши 1)заголовок программы, 2)раздел описаний и 3)тело программы, получим небольшой код, который можно скопировать в PascalABC.Net или в другую версию Pascal:
После выполнения этой программы на экране мы увидим:
Сумма чисел 23 и 76 равна: S = 99
Все хорошо и программа работает. Но здесь мы написали кое-что лишнее. Посмотрите внимательно на оператор вывода write в конце – там выводится сумма S. Изменится ли что-нибудь, если вместо S написать само значение суммы, то есть А + В? Правильно, ничего. Только тогда надо убрать переменную S из нашего кода, а вместо неё при выводе на экран использовать сумму А + В. Вот упрощенный код:
В этом случае результат на экране будет такой:
Сумма чисел 23 и 76 равна 99
Это и есть наша простейшая первая программа. Другие задачи такого типа можете посмотреть на странице Прямоугольник, круг и параллелепипед. Вычисление площадей, периметров и объемов. Там, правда, используются переменные действительного типа real, но суть та же: решать задачу без оператора присваивания.
Вообще этот оператор используется там, где надо вычислить промежуточную переменную, которая задействуется при вычислении основного результата. Поэтому там, где при вычислении результата (ответа к задаче) можно обойтись без присваивания, записывать выражение надо прямо в оператор вывода write. Только, если выражение слишком большое и не помещается в оператор вывода, надо вычислять его отдельно, вводя дополнительные переменные (var). Но в простейших случаях, как правило, можно обойтись и без оператора присваивания.
На следующей странице поговорим о процентах. А пока, если вы любитель World of Warcraft, тогда в этом вам поможет мморпг wow тайм-карта 60 дней.
Структура программы на языке паскаль кратко
Конспект учеников по теме Информатики «».
Структура программы в Паскаль
Ключевые слова: принципы записи, «внешний вид» программы, структура программы в Паскаль.
Принципы записи и «внешний вид» программы
По правилам языка программа на Паскале может записываться вся в одну строчку, может в столбик (в любом месте, где стоит разделитель, может быть и конец строки); буквы, как мы уже говорили, можно использовать большие и маленькие вперемешку. До и после некоторых разделителей (например, пробел, знаки арифметических операций, скобки) разрешается добавлять любое количество пробелов.
Таким образом, одна и та же программа может выглядеть совершенно по-разному. Какой способ записи предпочесть? Такой, при котором программа будет наиболее понятна человеку (для компьютера способ записи не важен), удобна для чтения и редактирования. Поэтому в процессе знакомства с конструкциями языка мы выработаем правила их записи, от которых постараемся не отступать.
Допустимы три способа записи программы:
Об именах было сказано, что они представляют из себя любую последовательность букв и цифр, начинающуюся с буквы. Слово «любую» не надо понимать буквально и давать имена объектам программы «бесконтрольно». Не стоит также и впадать в обратную крайность и давать всем объектам почти одинаковые имена типа A1, A2, A21 и т. п.
Имена должны быть не слишком длинными, легко читаться и отражать суть объекта. Например: Summa, KvoOtr, Factorial. В математике многие величины часто по традиции обозначаются некоторыми «стандартными» именами. От этой традиции без особых причин нет оснований отступать и в Паскале.
Например, стороны прямоугольного треугольника можно называть A, B, C, угол — Alfa, радиус — R. В программировании тоже есть свои «древние» традиции именования переменных. Например, счетчики, то есть переменные, служащие для пересчета чего-то, обычно называются буквами I, J, K, L, M, N или словами, начинающимися с этих букв.
Структура Паскаль-программы
Блок программы состоит из раздела описаний и раздела операторов. Они отделяются друг от друга точкой с запятой.
Все объекты, используемые в программе (имена, вводимые пользователем), должны быть описаны. В разделе описаний описываются метки, константы, типы данных, переменные, процедуры и функции. Нам в первую очередь понадобятся описания переменных и констант, а затем мы научимся описывать и более сложные объекты.
Раздел описаний может быть пустым (как в нашей первой программе), а может занимать почти весь текст программы.
В разделе операторов задаются действия, которые программа должна выполнить — операторы. Операторы отделяются друг от друга точкой с запятой, а весь раздел заключается в операторные скобки Begin-End.
Конспект урока по информатике «Структура программы в Паскаль».
Источник: obuchim24.ru
Программирование ветвлений на Паскале АВС. Как записывается заголовок программы? Как записывается раздел описания переменных? Как записываются операторы. — презентация
Презентация на тему: » Программирование ветвлений на Паскале АВС. Как записывается заголовок программы? Как записывается раздел описания переменных? Как записываются операторы.» — Транскрипт:
1 Программирование ветвлений на Паскале АВС
2 Как записывается заголовок программы? Как записывается раздел описания переменных? Как записываются операторы ввода и вывода? Что такое оператор присваивания?
3 Составить программу Var a,b,c: integer; Program test; begin end. Readln(a,b); writeln(c); c:=Sgr(a)- Sgr(b) Какая задача решается в этой программе? Какой результат будет получен если, вместо а и b ввести 5 и 3?
12 Как найти наибольшее из 3-х заданных чисел?
13 Рассмотрим сложные логические выражения
14 Практика Прочитайте и проанализируйте текст программы. Обратите внимание на составные условия. Модифицируйте программу так, чтобы в том случае, когда введены значения сторон из которых строится треугольник, помимо выдачи текста «можно»,еще подсчитывался периметр треугольника. Program treug; Uses CRT; Var a,b,c,P:integer; Begin Writeln (Определение вероятности построения треугольника:40); Writeln; Writeln (Введите стороны треугольника соответственно a,b,c:40); Readln(); If (a+b)>c and (b+c)>a and (a+c)>bThen Writeln (можно построить треугольник:40); end.
15 Написать программу определения весовой категории спортсмена (до 62- легкий вес; до 75-средний; до 88- тяжелый;больше 88-сверх тяжелый)
Источник: www.myshared.ru