В языке программирования Паскаль заголовок программы записывается в начале программного кода и содержит основные сведения о программе. Обычно заголовок включает следующие элементы:
- Ключевое слово program , за которым следует название программы.
- Опциональный блок uses , в котором указываются используемые модули или библиотеки.
- Опциональный блок const , в котором объявляются константы.
- Опциональный блок type , в котором объявляются пользовательские типы данных.
- Опциональный блок var , в котором объявляются переменные.
- Опциональный блок procedure или function , в котором объявляются процедуры или функции.
Источник: otvetanet.ru
«Возникновение и назначение языка Паскаль»
учебно-методический материал по информатике и икт (8 класс)
Оборудование: проектор, компьютер, тестовые задания, доска.
Музыкальная лаборатория профессора MORGENSHTERNа. Вечерний Ургант. 31.01.2020
Изучение нового материала
Знакомство с языком Паскаль
После того как построен алгоритм решения задачи, составляется программа на определенном языке программирования .
Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля — французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины. Автор языка Паскаль — швейцарский профессор Никлаус Вирт.
Паскаль — это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации.
Команду алгоритма, записанную на языке программирования, принято называть оператором.
алг Деление дробей
цел a, b, с, d, m, n
нач
ввод а, b, c, d
m:= a x d
n:= b x c
вывод m, n
кон
Program Division;
var a, b, с, d, m, n: integer;
begin
readln (a,b, c,d) ;
m:= a*d;
n:= b*c;
write (m, n)
end.
Программа на Паскале близка по своему виду к описанию алгоритма на Алгоритмическом языке. Сравните алгоритм решения уже знакомой вам задачи — деления простых дробей с соответствующей программой на Паскале:
Структура программы на Паскале
Даже не заглядывая в учебник по Паскалю, в этой программе можно все понять (особенно помогает знание английского языка).
Раздел описания переменных начинается со слова Var (variables — переменные), за которым идет список имен переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существуют два числовых типа величин: вещественный и целый. Слово integer обозначает целый тип (является идентификатором целого типа). Вещественный тип обозначается словом real. Например, раздел описания переменных может быть таким:
var a, b : integer; с, d : real;
Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр; первым символом обязательно должна быть буква.
Как за 60 секунд создать Взрывной заголовок | GeniusMarketing
Раздел операторов — основная часть программы. Начало и конец раздела операторов программы отмечаются служебными словами begin (начало) и end (конец). В самом конце программы ставится точка:
Операторы ввода, вывода, присваивания
Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read (read — читать) или readln (read line — читать строку):
read( );
или readln( );
При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя. Пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша ( ). Разница в выполнении операторов readln и read состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору read этого не происходит.
Вывод результатов происходит по оператору write (write — писать) или writeln (write line — писать в строку):
write( );
или writeln( );
Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения.
Разница в выполнении операторов writeln и write состоит в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.
Арифметический оператор присваивания на Паскале имеет следующий формат:
Арифметическое выражение может содержать числовые константы и переменные, знаки арифметических операций, круглые скобки. Кроме того, в арифметических выражениях могут присутствовать функции.
Знаки основных арифметических операций записываются так:
+ сложение,
— вычитание,
* умножение,
/ деление.
Правила записи арифметических выражений
Запись арифметических выражений на Паскале похожа на обычную математическую запись. В отличие от математики, где часто пропускается знак умножения (например, пишут 2А), в Паскале этот знак пишется обязательно: 2*А. Например, математическое выражение
на Паскале записывается так:
Это же выражение можно записать иначе:
SQR(A) + SQR(B) — 12*С
Здесь использована функция возведения в квадрат — SQR. Аргументы функций всегда пишутся в круглых скобках.
Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам (старшинству). К старшим операциям относятся умножение (*) и деление (/). Операции сложения и вычитания — младшие. В первую очередь выполняются старшие операции. Несколько операций одинакового старшинства, записанные подряд, выполняются в порядке их записи слева направо. Приведенное выше арифметическое выражение будет вычисляться в следующем порядке (порядок вычислений указан цифрами сверху):
Круглые скобки в арифметических выражениях влияют на порядок выполнения операций. Как и в математике, в первую очередь выполняются операции в скобках. Если имеются несколько пар вложенных скобок, то сначала выполняются операции в самых внутренних скобках. Например:
Необходимо строгое соблюдение правописания (синтаксиса) программы. В частности, в Паскале однозначно определено назначение знаков пунктуации.
Точка с запятой (;) ставится в конце заголовка программы, в конце раздела описания переменных, является разделителем операторов. Перед словом end точку с запятой можно не ставить.
Запятая (,) является разделителем элементов во всевозможных списках: списке переменных в разделе описания, списке вводимых и выводимых величин.
Строгий синтаксис в языке программирования необходим потому, что компьютер является формальным исполнителем программы. Если, допустим, разделителем в списке переменных должна быть запятая, то любой другой знак будет восприниматься как ошибка. Если точка с запятой является разделителем операторов, то в качестве оператора компьютер воспринимает всю часть текста программы от одной точки с запятой до другой. Если программист забыл поставить «;» между какими-то двумя операторами, то компьютер будет принимать их за один с неизбежной ошибкой.
В программу на Паскале можно вставлять комментарии. Комментарий — это пояснение к программе, которое записывается в фигурных скобках. В комментариях можно использовать русские буквы. На исполнение программы комментарий никак не влияет.
Заметим, что в Паскале нет различия между строчными и прописными буквами. Например, для Паскаля тождественны следующие варианты записи: begin, Begin, BEGIN, BeGiN. Использование строчных или прописных букв — дело вкуса программиста.
Вопросы и задания
1. Когда появился язык Паскаль и кто его автор?
2. Как записывается заголовок программы на Паскале?
3. Как записывается раздел описания переменных?
4. С какими типами числовых величин работает Паскаль?
5. Как записываются операторы ввода и вывода в Паскале?
6. Что такое оператор присваивания?
7. Как записываются арифметические выражения?
8. По каким правилам определяется порядок выполнения операций в арифметическом выражении?
9. Какая задача решается по следующей программе?
Program Test;
var А, В, С: integer;
begin
readln(A,B);
С:=(А+В)*(В-А);
writeln(С)
end.
Какой результат будет получен, если в качестве исходных значений А и В ввести соответственно 7 и 8?
Рассмотрим задачу: Найти сумму двух чисел.
Составим алгоритм решения данной задачи.
Источник: nsportal.ru
Презентация на тему Структура языка Паскаль
Слайд 1Повтор предыдущего урока
Алгоритм. Свойства, виды, способы.
Паскалем.
![]()
Слайд 2Задание 1.
Какие свойства алгоритмов зашифрованы в
ребусах?
![]()
Слайд 3а) Результативность
(грей — зуб — утка — тигр —
в — н — о —с — т — ь);
б) конечность
(черенок — нос — ять);
в) понятность
(пан — ять — нос — ть);
![]()
Слайд 4Задание 2.
Какие исполнители алгоритмов, работающие в школе,
зашифрованы в ребусах?
![]()
Слайд 5а) Учитель
(у — ч — и — т —
ель);
б) ученик
(кузнечик);
в) директор
(д — игрек — рот);
г) завуч
(зав — у — ч);
![]()
Слайд 6Задание 3.
Какие алгоритмические конструкции зашифрованы в ребусах?
![]()
Слайд 7а) Развилка
(раз — в — и — булка);
(цинк — л);
в) ветвление
(в — е — т —
в — л — е — н — и — е);
г) повторение
(повар — сани).
![]()
Слайд 8Задание 4.
Какие блок-схемы зашифрованы в ребусах?
![]()
Слайд 9а) Условие
(весло — и — е);
— ча — ло);
в) вывод
(в — ы — в
д) соединитель
(с — о —единица — ель);
е) комментарий
(комета — торий).
![]()
Слайд 10
![]()
Слайд 11
![]()
Слайд 12
![]()
Слайд 13Алгоритм
Свойства алгоритма
дискретность: состоит из отдельных шагов (команд)
понятность: должен включать только
команды, известные исполнителю (входящие в СКИ)
определенность: при одинаковых исходных данных
всегда выдает один и тот же результат
конечность: заканчивается за конечное число шагов
массовость: может применяться многократно при различных исходных данных
корректность: дает верное решение при любых допустимых исходных данных
Алгоритм – это четко определенный план действий для исполнителя.
![]()
Слайд 14Программа
Программа – это
алгоритм, записанный на каком-либо языке программирования
набор команд
для компьютера
Команда – это описание действий, которые должен выполнить компьютер.
откуда взять исходные данные?
что нужно с ними сделать?
![]()
Слайд 15Язык Паскаль
1970 – Никлаус Вирт (Швейцария)
язык для обучения студентов
разработка программ «сверху вниз»
разнообразные структуры данных (массивы, структуры, множества)
![]()
Слайд 16Из чего состоит программа?
program ;
const …;
var …;
end.
< процедуры и функции >
комментарии в фигурных скобках не
обрабатываются
Слайд 17Из чего состоит программа?
Константа – постоянная величина, имеющая имя.
Переменная –
изменяющаяся величина, имеющая имя (ячейка памяти).
Процедура – вспомогательный алгоритм, описывающий
некоторые действия (рисование окружности).
Функция – вспомогательный алгоритм для выполнения вычислений (вычисление квадратного корня, sin).
![]()
Слайд 18Имена программы, констант, переменных
Имена могут включать
латинские буквы (A-Z)
знак подчеркивания _
заглавные
и строчные буквы не различаются
Имена НЕ могут включать
русские буквы
пробелы
скобки, знаки
имя не может начинаться с цифры
![]()
Слайд 19Переменные
Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение
переменной можно изменять во время работы программы.
Типы переменных:
integer < целая >
real
вещественная >
char < один символ >
string < символьная строка >
boolean < логическая >
Объявление переменных (выделение памяти):
var a, b: integer;
Q: real;
s1, s2: string;
![]()
Слайд 20Константы
const
i2 = 45; < целое число >
pi
= 3.14;
целая и дробная часть отделяются точкой
можно использовать русские буквы!
может принимать два значения:
True (истина, «да»)
False (ложь, «нет»)
Слайд 21Как изменить значение переменной?
Оператор – это команда языка программирования высокого
уровня.
Оператор присваивания служит для изменения значения переменной.
program qq;
var a, b:
integer;
begin
a := 5;
b := a + 2;
a := (a + 2)*(b – 3);
end.
![]()
Слайд 22Оператор присваивания
Общая структура:
Арифметическое выражение может включать
константы
имена переменных
знаки арифметических операций:
+ — * / div
вызовы функций
круглые скобки ( )
остаток от деления
![]()
Слайд 23Сложение двух чисел
Задача. Ввести два целых числа и вывести на
экран их сумму.
Простейшее решение:
program form;
var a, b, c: integer;
begin
read ( a, b );
c := a + b;
writeln ( c );
end.
![]()
Слайд 24Оператор ввода
read ( a ); < ввод значения переменной
a>
read ( a, b ); < ввод значений переменных a
Как вводить два числа?
через пробел:
25 30
через Enter:
25
30
Слайд 25Оператор вывода
write ( a ); < вывод значения переменной
a>
writeln ( a ); < вывод значения переменной a и
переход на новую строчку>
Слайд 26Полное решение
program qq;
var a, b, c: integer;
begin
writeln(‘Введите два
целых числа’);
read ( a, b );
c
:= a + b;
writeln ( a, ‘+’, b, ‘=’, c );
end.
Протокол:
Введите два целых числа
25 30
25+30=55
это выводит компьютер
это вводит пользователь
![]()
Слайд 27Арифметические выражения
![]()
Слайд 28Арифметическое выражение описывает правило вычисления значения некоторой величины.
Оно может содержать
числа, переменные, функции. Объединенные знаками арифметических операций.
![]()
Слайд 29Арифметические действия и их приоритет
Результатом деления двух целых чисел всегда
является действительное число.
![]()
Слайд 30Для целых чисел определены еще две операции: DIV и MOD
![]()
Слайд 31Примеры использования DIV и MOD :
Например.
15 div 6 = 2
(здесь 2 — частное. Оно показывает, сколько раз делитель — число
6, содержится в делимом — числе 15).
15 mod 6 = 3 (здесь 3 — остаток. Он показывает, сколько останется, если из числа 15, вычесть все вхождения в него числа 6).
![]()
Слайд 32Стандартные функции числовых данных
![]()
Слайд 33Стандартные функции (часть 2)
![]()
Слайд 34Запись выражений
![]()
Слайд 35Линейный алгоритм
– это алгоритм, все действия которого выполняются строго последовательно.
Составление
программ
по линейным алгоритмам
![]()
Слайд 36Блок-схема линейного алгоритма
начало
конец
c := a + b;
ввод a, b
вывод c
блок
«начало»
блок «ввод»
блок «процесс»
блок «вывод»
блок «конец»
![]()
Слайд 37Постановка задачи:
Составить программу вычисления площади треугольника,
если заданы координаты его сторон: x1, y1; x2, y2; x3,y3.
2.
Математическая модель:
ФОРМУЛА ГЕРОНА:
Где a, b, c – длины сторон треугольника, p — полупериметр
Длина стороны вычисляется по формуле:
![]()
Слайд 38НАЧАЛО
Ввод координат вершин треугольника
(x1, y1), (x2, y2), (x3, y3)
Построение алгоритма
P=(a+b+c)/2
Вывод
значения S
KONEZ
![]()
Слайд 39Домашнее задание
Подготовиться к тематической аттестации.
Вопросы и задания
1. Когда появился язык
Паскаль и кто его автор?
2. Как записывается заголовок программы на
Паскале?
3. Как записывается раздел описания переменных?
4. С какими типами числовых величин работает Паскаль?
5. Как записываются операторы ввода и вывода в Паскале?
6. Что такое оператор присваивания?
7. Как записываются арифметические выражения?
8. По каким правилам определяется порядок выполнения операций в арифметическом выражении?
9. Какая задача решается по следующей программе?
Выучить:
Правила записи арифметических выражений
Приоритет операций
Стандартные функции
![]()
Слайд 40Задачи:
1. Задача 1. Скорость первого автомобиля v1 км/ч, второго —
v2 км/ч, расстояние между ними s км. Какое расстояние будет
между ними через t ч, если автомобили движутся в разные стороны?
Согласно условию задачи искомое расстояние s1=s+(v1+v2)t (если автомобили изначально двигались в противоположные стороны) или s2=|(v1+v2)t-s| (если автомобили первоначально двигались навстречу друг другу).
Чтобы получить это решение, необходимо ввести исходные данные, присвоить переменным искомое значение и вывести его на печать.
2 . Вычисления по формулам .
Вычислить значение выражения по формуле (все переменные принимают действительные значения):
Источник: theslide.ru