Как записывается заголовок программы

Содержание

В языке программирования Паскаль заголовок программы записывается в начале программного кода и содержит основные сведения о программе. Обычно заголовок включает следующие элементы:

  1. Ключевое слово program , за которым следует название программы.
  2. Опциональный блок uses , в котором указываются используемые модули или библиотеки.
  3. Опциональный блок const , в котором объявляются константы.
  4. Опциональный блок type , в котором объявляются пользовательские типы данных.
  5. Опциональный блок var , в котором объявляются переменные.
  6. Опциональный блок procedure или function , в котором объявляются процедуры или функции.

Источник: otvetanet.ru

«Возникновение и назначение языка Паскаль»
учебно-методический материал по информатике и икт (8 класс)

Оборудование: проектор, компьютер, тестовые задания, доска.

Читайте также:
Программа генератор QR код

Музыкальная лаборатория профессора MORGENSHTERNа. Вечерний Ургант. 31.01.2020

Изучение нового материала

Знакомство с языком Паскаль

После того как построен алгоритм решения задачи, составляется программа на определенном языке программирования .

Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля — французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины. Автор языка Паскаль — швейцарский профессор Никлаус Вирт.

Паскаль — это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации.

Команду алгоритма, записанную на языке программирования, принято называть оператором.

алг Деление дробей
цел a, b, с, d, m, n
нач
ввод а, b, c, d
m:= a x d
n:= b x c
вывод m, n
кон

Program Division;
var a, b, с, d, m, n: integer;
begin
readln (a,b, c,d) ;
m:= a*d;
n:= b*c;
write (m, n)
end.

Программа на Паскале близка по своему виду к описанию алгоритма на Алгоритмическом языке. Сравните алгоритм решения уже знакомой вам задачи — деления простых дробей с соответствующей программой на Паскале:

Структура программы на Паскале

Даже не заглядывая в учебник по Паскалю, в этой программе можно все понять (особенно помогает знание английского языка).

Раздел описания переменных начинается со слова Var (variables — переменные), за которым идет список имен переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существуют два числовых типа величин: вещественный и целый. Слово integer обозначает целый тип (является идентификатором целого типа). Вещественный тип обозначается словом real. Например, раздел описания переменных может быть таким:

var a, b : integer; с, d : real;

Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр; первым символом обязательно должна быть буква.

Как за 60 секунд создать Взрывной заголовок | GeniusMarketing

Раздел операторов — основная часть программы. Начало и конец раздела операторов программы отмечаются служебными словами begin (начало) и end (конец). В самом конце программы ставится точка:

Операторы ввода, вывода, присваивания

Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read (read — читать) или readln (read line — читать строку):

read( );
или readln( );

При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя. Пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша ( ). Разница в выполнении операторов readln и read состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору read этого не происходит.

Вывод результатов происходит по оператору write (write — писать) или writeln (write line — писать в строку):

write( );
или writeln( );

Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения.

Разница в выполнении операторов writeln и write состоит в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.

Арифметический оператор присваивания на Паскале имеет следующий формат:

Арифметическое выражение может содержать числовые константы и переменные, знаки арифметических операций, круглые скобки. Кроме того, в арифметических выражениях могут присутствовать функции.

Знаки основных арифметических операций записываются так:

+ сложение,
— вычитание,
* умножение,
/ деление.

Правила записи арифметических выражений

Запись арифметических выражений на Паскале похожа на обычную математическую запись. В отличие от математики, где часто пропускается знак умножения (например, пишут 2А), в Паскале этот знак пишется обязательно: 2*А. Например, математическое выражение

на Паскале записывается так:

Это же выражение можно записать иначе:

SQR(A) + SQR(B) — 12*С

Здесь использована функция возведения в квадрат — SQR. Аргументы функций всегда пишутся в круглых скобках.

Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам (старшинству). К старшим операциям относятся умножение (*) и деление (/). Операции сложения и вычитания — младшие. В первую очередь выполняются старшие операции. Несколько операций одинакового старшинства, записанные подряд, выполняются в порядке их записи слева направо. Приведенное выше арифметическое выражение будет вычисляться в следующем порядке (порядок вычислений указан цифрами сверху):

Круглые скобки в арифметических выражениях влияют на порядок выполнения операций. Как и в математике, в первую очередь выполняются операции в скобках. Если имеются несколько пар вложенных скобок, то сначала выполняются операции в самых внутренних скобках. Например:

Необходимо строгое соблюдение правописания (синтаксиса) программы. В частности, в Паскале однозначно определено назначение знаков пунктуации.

Читайте также:
Как установить программу минуя пароль администратора

Точка с запятой (;) ставится в конце заголовка программы, в конце раздела описания переменных, является разделителем операторов. Перед словом end точку с запятой можно не ставить.

Запятая (,) является разделителем элементов во всевозможных списках: списке переменных в разделе описания, списке вводимых и выводимых величин.

Строгий синтаксис в языке программирования необходим потому, что компьютер является формальным исполнителем программы. Если, допустим, разделителем в списке переменных должна быть запятая, то любой другой знак будет восприниматься как ошибка. Если точка с запятой является разделителем операторов, то в качестве оператора компьютер воспринимает всю часть текста программы от одной точки с запятой до другой. Если программист забыл поставить «;» между какими-то двумя операторами, то компьютер будет принимать их за один с неизбежной ошибкой.

В программу на Паскале можно вставлять комментарии. Комментарий — это пояснение к программе, которое записывается в фигурных скобках. В комментариях можно использовать русские буквы. На исполнение программы комментарий никак не влияет.

Заметим, что в Паскале нет различия между строчными и прописными буквами. Например, для Паскаля тождественны следующие варианты записи: begin, Begin, BEGIN, BeGiN. Использование строчных или прописных букв — дело вкуса программиста.

Вопросы и задания

1. Когда появился язык Паскаль и кто его автор?

2. Как записывается заголовок программы на Паскале?

3. Как записывается раздел описания переменных?

4. С какими типами числовых величин работает Паскаль?

5. Как записываются операторы ввода и вывода в Паскале?

6. Что такое оператор присваивания?

7. Как записываются арифметические выражения?

8. По каким правилам определяется порядок выполнения операций в арифметическом выражении?

9. Какая задача решается по следующей программе?

Program Test;
var А, В, С: integer;
begin
readln(A,B);
С:=(А+В)*(В-А);
writeln(С)
end.

Какой результат будет получен, если в качестве исходных значений А и В ввести соответственно 7 и 8?

Рассмотрим задачу: Найти сумму двух чисел.

Составим алгоритм решения данной задачи.

Источник: nsportal.ru

Презентация на тему Структура языка Паскаль

Слайд 1Повтор предыдущего урока
Алгоритм. Свойства, виды, способы.

Паскалем.

Повтор предыдущего урокаАлгоритм. Свойства, виды, способы. Алгоритмические конструкции. Знакомство с Паскалем.

Слайд 2Задание 1.
Какие свойства алгоритмов зашифрованы в

ребусах?

Задание 1. Какие свойства алгоритмов зашифрованы в ребусах?

Слайд 3а) Результативность
(грей — зуб — утка — тигр —

в — н — о —с — т — ь);

б) конечность
(черенок — нос — ять);

в) понятность
(пан — ять — нос — ть);

а) Результативность (грей — зуб — утка — тигр — в — н — о —с —

Слайд 4Задание 2.
Какие исполнители алгоритмов, работающие в школе,

зашифрованы в ребусах?

Задание 2. Какие исполнители алгоритмов, работающие в школе, зашифрованы в ребусах?

Слайд 5а) Учитель
(у — ч — и — т —

ель);

б) ученик
(кузнечик);

в) директор
(д — игрек — рот);

г) завуч
(зав — у — ч);

а) Учитель (у — ч — и — т — ель); б) ученик (кузнечик);в) директор (д —

Слайд 6Задание 3.
Какие алгоритмические конструкции зашифрованы в ребусах?

Задание 3. Какие алгоритмические конструкции зашифрованы в ребусах?

Слайд 7а) Развилка
(раз — в — и — булка);

(цинк — л);

в) ветвление
(в — е — т —

в — л — е — н — и — е);

г) повторение
(повар — сани).

а) Развилка(раз — в — и — булка); б) цикл (цинк — л);в) ветвление (в — е

Слайд 8Задание 4.
Какие блок-схемы зашифрованы в ребусах?

Задание 4. Какие блок-схемы зашифрованы в ребусах?

Слайд 9а) Условие
(весло — и — е);

— ча — ло);
в) вывод
(в — ы — в

д) соединитель
(с — о —единица — ель);

е) комментарий
(комета — торий).

а) Условие (весло — и — е); б) начало (на — ча — ло); в) вывод(в —

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13Алгоритм
Свойства алгоритма
дискретность: состоит из отдельных шагов (команд)
понятность: должен включать только

команды, известные исполнителю (входящие в СКИ)
определенность: при одинаковых исходных данных

всегда выдает один и тот же результат
конечность: заканчивается за конечное число шагов
массовость: может применяться многократно при различных исходных данных
корректность: дает верное решение при любых допустимых исходных данных

Алгоритм – это четко определенный план действий для исполнителя.

АлгоритмСвойства алгоритмадискретность: состоит из отдельных шагов (команд)понятность: должен включать только команды, известные исполнителю (входящие в СКИ)определенность: при

Слайд 14Программа
Программа – это
алгоритм, записанный на каком-либо языке программирования
набор команд

для компьютера
Команда – это описание действий, которые должен выполнить компьютер.

откуда взять исходные данные?
что нужно с ними сделать?

ПрограммаПрограмма – это алгоритм, записанный на каком-либо языке программированиянабор команд для компьютераКоманда – это описание действий, которые

Слайд 15Язык Паскаль
1970 – Никлаус Вирт (Швейцария)
язык для обучения студентов

разработка программ «сверху вниз»

разнообразные структуры данных (массивы, структуры, множества)

Язык Паскаль1970 – Никлаус Вирт (Швейцария) язык для обучения студентов разработка программ «сверху вниз» разнообразные структуры данных

Слайд 16Из чего состоит программа?
program ;
const …;
var …;

end.
< процедуры и функции >
комментарии в фигурных скобках не

обрабатываются

Слайд 17Из чего состоит программа?
Константа – постоянная величина, имеющая имя.
Переменная –

изменяющаяся величина, имеющая имя (ячейка памяти).
Процедура – вспомогательный алгоритм, описывающий

некоторые действия (рисование окружности).
Функция – вспомогательный алгоритм для выполнения вычислений (вычисление квадратного корня, sin).

Читайте также:
Как скачивать видео с ВК на Андроид без программ телефон

Из чего состоит программа?Константа – постоянная величина, имеющая имя.Переменная – изменяющаяся величина, имеющая имя (ячейка памяти).Процедура –

Слайд 18Имена программы, констант, переменных
Имена могут включать
латинские буквы (A-Z)

знак подчеркивания _
заглавные

и строчные буквы не различаются
Имена НЕ могут включать
русские буквы
пробелы
скобки, знаки

имя не может начинаться с цифры

Имена программы, констант, переменныхИмена могут включатьлатинские буквы (A-Z)цифрызнак подчеркивания _заглавные и строчные буквы не различаютсяИмена НЕ могут

Слайд 19Переменные
Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение

переменной можно изменять во время работы программы.
Типы переменных:
integer < целая >
real
вещественная >
char < один символ >
string < символьная строка >
boolean < логическая >

Объявление переменных (выделение памяти):

var a, b: integer;
Q: real;
s1, s2: string;

ПеременныеПеременная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно изменять во время работы программы.Типы

Слайд 20Константы
const
i2 = 45; < целое число >
pi

= 3.14;

целая и дробная часть отделяются точкой

можно использовать русские буквы!

может принимать два значения:
True (истина, «да»)
False (ложь, «нет»)

Слайд 21Как изменить значение переменной?
Оператор – это команда языка программирования высокого

уровня.
Оператор присваивания служит для изменения значения переменной.
program qq;
var a, b:

integer;
begin
a := 5;
b := a + 2;
a := (a + 2)*(b – 3);
end.

Как изменить значение переменной?Оператор – это команда языка программирования высокого уровня.Оператор присваивания служит для изменения значения переменной. program

Слайд 22Оператор присваивания
Общая структура:
Арифметическое выражение может включать
константы
имена переменных
знаки арифметических операций:

+ — * / div

вызовы функций
круглые скобки ( )

остаток от деления

Оператор присваиванияОбщая структура:Арифметическое выражение может включатьконстантыимена переменныхзнаки арифметических операций: + - * /

Слайд 23Сложение двух чисел
Задача. Ввести два целых числа и вывести на

экран их сумму.
Простейшее решение:
program form;
var a, b, c: integer;
begin

read ( a, b );
c := a + b;
writeln ( c );
end.

Сложение двух чиселЗадача. Ввести два целых числа и вывести на экран их сумму.Простейшее решение: program form; var a, b,

Слайд 24Оператор ввода
read ( a ); < ввод значения переменной

a>
read ( a, b ); < ввод значений переменных a

Как вводить два числа?
через пробел:
25 30
через Enter:
25
30

Слайд 25Оператор вывода
write ( a ); < вывод значения переменной

a>
writeln ( a ); < вывод значения переменной a и

переход на новую строчку>

Слайд 26Полное решение
program qq;
var a, b, c: integer;
begin
writeln(‘Введите два

целых числа’);
read ( a, b );
c

:= a + b;
writeln ( a, ‘+’, b, ‘=’, c );
end.

Протокол:
Введите два целых числа
25 30
25+30=55

это выводит компьютер

это вводит пользователь

Полное решение program qq; var a, b, c: integer; begin writeln(

Слайд 27Арифметические выражения

Арифметические выражения

Слайд 28Арифметическое выражение описывает правило вычисления значения некоторой величины.
Оно может содержать

числа, переменные, функции. Объединенные знаками арифметических операций.

Арифметическое выражение описывает правило вычисления значения некоторой величины.Оно может содержать числа, переменные, функции. Объединенные знаками арифметических операций.

Слайд 29Арифметические действия и их приоритет
Результатом деления двух целых чисел всегда

является действительное число.

Арифметические действия и их приоритетРезультатом деления двух целых чисел всегда является действительное число.

Слайд 30Для целых чисел определены еще две операции: DIV и MOD

Для целых чисел определены еще две операции: DIV и MOD

Слайд 31Примеры использования DIV и MOD :
Например.
15 div 6 = 2

(здесь 2 — частное. Оно показывает, сколько раз делитель — число

6, содержится в делимом — числе 15).
15 mod 6 = 3 (здесь 3 — остаток. Он показывает, сколько останется, если из числа 15, вычесть все вхождения в него числа 6).

Примеры использования DIV и MOD :Например.15 div 6 = 2 (здесь 2 - частное. Оно показывает, сколько

Слайд 32Стандартные функции числовых данных

Стандартные функции числовых данных

Слайд 33Стандартные функции (часть 2)

Стандартные функции (часть 2)

Слайд 34Запись выражений

Запись выражений

Слайд 35Линейный алгоритм
– это алгоритм, все действия которого выполняются строго последовательно.
Составление

программ
по линейным алгоритмам

Линейный алгоритм– это алгоритм, все действия которого выполняются строго последовательно.Составление программпо линейным алгоритмам

Слайд 36Блок-схема линейного алгоритма
начало
конец
c := a + b;
ввод a, b
вывод c
блок

«начало»
блок «ввод»
блок «процесс»
блок «вывод»
блок «конец»

Блок-схема линейного алгоритманачалоконецc := a + b;ввод a, bвывод cблок

Слайд 37Постановка задачи:
Составить программу вычисления площади треугольника,

если заданы координаты его сторон: x1, y1; x2, y2; x3,y3.
2.

Математическая модель:
ФОРМУЛА ГЕРОНА:

Где a, b, c – длины сторон треугольника, p — полупериметр

Длина стороны вычисляется по формуле:

Постановка задачи: Составить программу вычисления площади треугольника, если заданы координаты его сторон: x1, y1;

Слайд 38НАЧАЛО
Ввод координат вершин треугольника
(x1, y1), (x2, y2), (x3, y3)
Построение алгоритма
P=(a+b+c)/2
Вывод

значения S
KONEZ

НАЧАЛОВвод координат вершин треугольника(x1, y1), (x2, y2), (x3, y3)Построение алгоритмаP=(a+b+c)/2Вывод значения SKONEZ

Слайд 39Домашнее задание
Подготовиться к тематической аттестации.
Вопросы и задания
1. Когда появился язык

Паскаль и кто его автор?
2. Как записывается заголовок программы на

Паскале?
3. Как записывается раздел описания переменных?
4. С какими типами числовых величин работает Паскаль?
5. Как записываются операторы ввода и вывода в Паскале?
6. Что такое оператор присваивания?
7. Как записываются арифметические выражения?
8. По каким правилам определяется порядок выполнения операций в арифметическом выражении?
9. Какая задача решается по следующей программе?
Выучить:
Правила записи арифметических выражений
Приоритет операций
Стандартные функции

Домашнее заданиеПодготовиться к тематической аттестации.Вопросы и задания1. Когда появился язык Паскаль и кто его автор?2. Как записывается

Слайд 40Задачи:
1. Задача 1. Скорость первого автомобиля v1 км/ч, второго —

v2 км/ч, расстояние между ними s км. Какое расстояние будет

между ними через t ч, если автомобили движутся в разные стороны?
Согласно условию задачи искомое расстояние s1=s+(v1+v2)t (если автомобили изначально двигались в противоположные стороны) или s2=|(v1+v2)t-s| (если автомобили первоначально двигались навстречу друг другу).
Чтобы получить это решение, необходимо ввести исходные данные, присвоить переменным искомое значение и вывести его на печать.
2 . Вычисления по формулам .
Вычислить значение выражения по формуле (все переменные принимают действительные значения):

Источник: theslide.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru