В заголовке указывается имя программы и список параметров. Общий вид:
program n (input, output, x, y,…);
здесь n – имя программы; input – файл ввода; output – файл вывода; x, y – внешние файлы, используемые в программе.
Заголовка может и не быть или он может быть без параметров.
Блок
Блок программы состоит из шести разделов, следующих в строго определенном порядке:
- раздел меток (label)
- раздел констант (const)
- раздел типов (type)
- раздел переменных (var)
- раздел процедур и функций
- раздел действий (операторов).
Раздел действий должен присутствовать всегда, остальные разделы могут отсутствовать.
Каждый из первых четырех разделов начинается с соответствующего ключевого слова (label, const, type, var), которое записывается один раз в начале раздела и отделяется от последующей информации только пробелом, либо концом строки, либо комментарием.
Раздел меток (label)
Любой выполняемый оператор может быть снабжен меткой – целой положительной константой, содержащей не более 4-х цифр. Все метки, встречающиеся в программе, должны быть описаны в разделе label.
Программирование. Как начать писать программу?
label l1, l2, l3…;
здесь l1, l2, l3 – метки.
Пример. label 5, 10, 100;
Метка отделяется от оператора двоеточием.
Пример. Пусть выражение a := b имеет метку 20. Тогда этот оператор выглядит так:
20: a := b;
Раздел констант (const)
Если в программе используются константы, имеющие достаточно громоздкую запись (например, число пи с 8-ю знаками), либо сменные константы (для задания варианта программы), то такие константы обычно обозначаются какими-либо именами и описываются в разделе const, а в программе используются только имена констант. Это делает программу более наглядной и удобной при отладке и внесении изменений.
const a1 = c1; a2 = c2; …
здесь a1 – имя константы, c1 – значение константы.
Пример. const pi = 3.14; c = 2.7531;
Раздел типов (type)
Если в программе вводится тип, отличный от стандартного, то этот тип описывается в разделе type:
type t1 = вид_типа; t2 = вид_типа;
где t1 и t2 – идентификаторы вводимых типов.
Затем тип используется при объявлении переменных.
Пример использования нестандартных типов:
const len=40; type year=1930..2010; names=string[len]; var empl: names; y: year;
Раздел описания типов имеет большое значение в программе на языке Pascal. Если в программе не использовать типы, то можно столкнуться с несовместимостью типов переменных, даже если они описаны одинаково.
Раздел переменных (var)
Пусть в программе встречаются переменные v11, v12,…; все они должны быть описаны следующим образом:
var v11, v12,…: type1; v21, v22,…: type2; …
здесь v11, v12,… — имена переменных; type1 – тип переменных v11, v12,…; type2 – тип переменных v21, v22,….
Пример. var k, i, j: integer; a, b: real;
Каждая переменная должна быть описана до ее использования в программе и отнесена к одному и только одному типу. Названия разделов (const, type, var…) указываются только один раз.
Python на практике / Пишем 3 программы на Питон за 5 минут
var a: real; b: real;
Таким образом, в разделе var вводится имя каждой переменной и указывается, к какому типу эта переменная принадлежит. Тип переменной можно задать двумя способами: указать имя типа (например, real, color и т.д.), либо описать сам тип, например: array[1..16] of char
Раздел процедур и функций
Здесь присутствуют заголовки и тела пользовательских процедур и функций.
Раздел действий (операторов)
Эта часть программы начинается с ключевого слова begin и заканчивается словом end, после которого должна стоять точка. Раздел действий есть выполняемая часть программы, состоящая из операторов.
Источник: pas1.ru
Структура программы на языке Си
Программа на языке Си состоит из одной или более подпрограмм, называемых функциями .
Язык Си является блочно-структурированным. Каждый блок заключается в фигурные скобки <> .
Основным блоком в программе консольного приложения на языке Си является главная функция, имеющая имя main() .
Каждое действие в языке Си заканчивается символом «точка с запятой» — ; . В качестве действия может выступать вызов функции или осуществление некоторых операций.
Имя функции — это коллективное имя группы описаний и операторов,
заключенных в блок (фигурные скобки). За именем функции в круглых скобках указываются параметры функции.
Комментарии в языке Си
В языке Си для комментариев используются символы
/* — начало комментария;
*/ — конец комментария.
Вся последовательность, заключенная между этими символами, является комментарием.
Это удобно для написания многострочных комментариев:
int a; /* целая
переменная */
Многострочные комментарии также удобно использовать при отладке для сокрытия от выполнения части кода.
В дополнение к этому, для написания коротких комментариев могут использоваться символы // . При этом комментарием является все, что расположено после символов // и до конца строки:
float b; // вещественная переменная
Главная функция
При выполнении консольного приложения, написанного на языке Си, операционная система компьютера передаёт управление функции с именем main() . Функцию main() нельзя вызывать из других функций программы, она является управляющей.
Следующие за именем функции круглые скобки предназначены для указания параметров (аргументов), которые передаются в функцию при обращении к ней. В данном случае операционная система не передаёт в функцию main() никаких аргументов, поэтому список аргументов в круглых скобках пустой.
Главную функцию можно записать по-разному:
- int main()
- void main() .
Перед именем функции указывается тип возвращаемого значения. При обращении к главной функции значение возвращается операционной системе. Последняя запись не будет возвращать значения. Однако void main() — не совсем корректная запись, так как сообщает компилятору, что функция main() не возвращает никакого значения.
При этом запись int main() сообщает компилятору о возвращении целочисленного значения, которое необходимо операционной системе и сообщает ей о том, что программа завершилась корректно. Если же это значение не возвращено, то операционная система понимает, что программа завершилась в аварийном режиме.
Для возврата целочисленного значения перед завершением функции добавляется строка
return 0; // вещественная переменная
В фигурные скобки заключены описания и операторы.
В общем случае программа может содержать несколько функций. Каждая функция имеет список передаваемых в нее параметров, указанный в круглых скобках, и набор операций, заключенных в блок, ограниченный фигурными скобками.
Пример: Вывод на экран сообщения «Hello, world!» .
#include // Подключение библиотеки ввода-вывода
int main() // Главная функция
printf( «Hello, world!» ); // Вывод сообщения
getchar(); // Задержка окна консоли
return 0;
>
Результат работы программы:
Теперь попробуем написать текст на русском языке.
#include
int main()
printf( «Здравствуй, мир!» );
getchar();
return 0;
>
Результат работы программы:
Проблема русского языка в консольных приложениях заключается в том, что консоль и редактор кода Microsoft Visual Studio поддерживают разные кодовые страницы. Для того, чтобы увидеть русские символы в консоли необходимо поменять кодовую страницу в консоли, чтобы она соответствовала кодовой странице редактора (1251). С этой целью вызывается функция system( «chcp 1251» ) с соответствующей командной строкой. Прототип функции system() содержится в библиотеке .
При этом текст программы будет выглядеть следующим образом:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
#include
#include
int main()
system( «chcp 1251» ); // Текущая кодовая страница 1251
system( «cls» ); // Очистка консоли
printf( «Здравствуй, мир!» ); // Вывод сообщения
getchar();
return 0;
>
Результат работы программы:
Комментариев к записи: 26
Источник: prog-cpp.ru
Что такое код
Определение, что такое код, очень простое. Это текст, написанный по стандарту одного из языков программирования. Он определяет интерфейс и логику работы компьютерных программ, сайтов и мобильных приложений. В статье мы расскажем, как написать код, и по каким признакам хорошая программа отличается от плохой.
Как написать программный код
- Java.
- C++.
- Python.
- JavaScript.
- HTML5.
- CSS.
- PHP.
Изучить стандарты и создать программу за один день не выйдет. Чтобы писать код, понадобится уделить несколько месяцев изучению синтаксиса. Обучаться программированию проще всего на курсах или в университете под руководством преподавателей.
Написание программы начинается с формулировки целей. Следует решить, какие задачи продукт будет выполнять, и как будет выглядеть пользовательский интерфейс. Требуется составить план разработки алгоритма с предварительной структурой. Затем по очереди написать блоки, пытаясь найти для каждого этапа простое решение. Программировать можно в текстовом редакторе или с помощью сервисов (Notepad++, Sublime Text, Visual Studio )
Программу требуется проверить и исправить найденные ошибки. Для преобразования текстовых файлов в рабочие продукты используется компилятор. После компилирования можно запустить и протестировать новую программу. При обнаружении ошибок требуется исправить строки, которые отвечают за выполнение соответствующих функций.
Критерии хорошо написанного кода
Хороший код понятен любому программисту, знающему синтаксис. Для объяснения, как работает алгоритм, не нужны слова. Смысл всех строчек понятен без чтения комментариев и технической документации. Каждая строка отвечает за конкретную задачу, после решения которой может быть выполнена цель следующей строки.
Признаки грамотно написанной программы:
- для решения задач применяются простые методы;
- скорость выполнения команд является оптимальной;
- у классов, функций и переменных есть грамотные и простые названия, по которым понятно их предназначение;
- в текстовом файле нет повторяющихся строчек и почти идентичных блоков;
- файл содержит минимум комментариев с информацией от разработчика;
- алгоритм модульный, можно тестировать часть блоков независимо от других;
- продукт работает без ошибок и решает поставленные задачи.
Определить качество алгоритма можно в процессе программирования. Нужно оценить, насколько легко возвращаться к задаче на следующий день или после выходных. Если разработчик быстро продолжает программировать с места, где он остановился, результат является хорошим. Если для понимания написанной информации и составления плана требуется время, синтаксис нуждается в исправлении.
Составляющие элементы плохого кода
С плохо написанным кодом сложно работать другим программистам. Для понимания алгоритмов требуется время. При запуске программы тратится больше вычислительных ресурсов и времени.
Как определить, что продукт нуждается в доработке:
- в файле много комментариев автора с большим количеством информации;
- алгоритмы сложно исправлять или модифицировать;
- для решения задач используются не самые очевидные методы;
- в блоках содержится большое количество строчек, длину блоков можно сократить;
- при редактировании одного блока не обойтись без внесения изменений в другие;
- присутствуют повторяющиеся блоки или дублирующиеся по смыслу фрагменты;
- для классов, функций и переменных применяются неочевидные названия, не отражающие их назначение и смысл;
- при запуске и тестировании продукта возникают ошибки.
Плохим считается код, который не выполняет поставленную задачу или решает ее не полностью. Даже если синтаксис грамотный, и алгоритмы работают без ошибок, программу нужно переписать.
Код — это совокупность алгоритмов, по которым работает программа, сайт или приложение. Для его написания используются особые правила синтаксиса. Плохо написанный алгоритм перегружен лишними строками, элементами и командами. Разработчикам, не знакомым с задачей, сложно его читать. Грамотное решение задачи соответствует стандартам выбранного синтаксиса.
Алгоритм не содержит лишних элементов, его смысл легко понимать.
Источник: synergy.ru