Помните, как вы прогуливались в магазине среди рядов колясок? А как выбиралиботиночки на первый шаг? Устраивали тест-драйв трёхколёсным велосипедам? Выбору вас есть и при поступлении ребёнка в школу. Например, вы можете выбратьвозраст, в котором завершится дошкольное детство вашего чада.
Рассмотретькандидатуры на почётную должность первого учителя. Можно изучить вариантыподходящих, с вашей точки зрения, школ. Но один из самых сложных моментов – этовыбор программы, по которой будет проходить обучение вашего ребёнка.
Если вопросы выбора коляски, велосипеда, ботиночек вы можете решить, ориентируясьна собственные вкусы, то проблему выбора образовательной программы решитьгораздо сложнее. Что такое хорошая школьная программа? А плохие программыбывают? Попробуем разобраться.
Все программы начальной школы можно условно разделить на две группы. Первая– традиционные программы, вторая – так называемые программы развивающегообучения.
Традиционная программа в исходном варианте – это та самая программа, покоторой учились практически все советские школьники и большинство современныхродителей. Сейчас она носит название «Школа России». В эту же группу можновключить программы «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония»,«Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планетазнаний», «Перспектива».
Какую программу обучения выбрать в школе?
Среди программ развивающего обучения наиболее известны системы Л.В. Занковаи Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. В эту же группу входят многочисленныеавторские программы, по которым может проходить обучение в единственном классена весь город, а то и на всю Россию.
Уже эта классификация вызывает резонный вопрос: «Это что же, традиционнаяпрограмма — не развивающая?»
Дело в том, что понятие «программа развивающего обучение» появилось в тегоды, когда обучение в начальной школе проводилось по единственной программе,общей для всех школ Советского Союза. Некоторые ученые были убеждены, что этапрограмма не соответствует возрастным и психологическим особенностям детей. Иприступили к разработке собственных систем обучения, которые должны былиразвить у учеников мышление, воображение, память. В итоге сложилось так, чтовсе системы обучения, альтернативные традиционной, объединены общим названием«развивающие».
Сейчас все действующие программы прошли испытание временем, утверждены ирекомендованы Министерством образования. Более того, результаты обучения полюбой из программ ориентированы на единый образовательный стандарт. Этоозначает, что список знаний и умений, которыми должен обладать выпускникначальной школы, общий для всех – независимо от того, по какой из программобучался ребёнок.
И снова возникает логичный вопрос: «Для чего же столько разных программ,если результат обучения всё равно одинаковый?» И – удивительное рядом –образовательный стандарт общий, а результаты обучения – разные!
Самый распространённый миф о традиционной программе обучения – то, что онаустарела. Это не так. Программа многократно обновлялась. Открыв учебники изкомплекта «Школа России», вы с трудом узнаете те книги, по которым училиськогда-то сами.
Какую школу всё-таки выбрать? Современные системы образования. Павел Компан Разговор
Все программы традиционного типа имеют общую характерную особенность.Учебный материал подаётся так, чтобы ребёнок шёл по пути «от простого ксложному». Постепенно нарабатывается определённый учебный навык (в идеале -доведённый до автоматизма). Самый простой пример – это большое количествооднотипных задач, расположенных в учебнике страница за страницей. Решая их,ребёнок запоминает способ решения задач такого типа и уверенно пользуется им.
Именно эта технология обучения подвергалась критике за то, что многие дети врезультате не умеют применять знания в нестандартных условиях. Немногонепривычно сформулирован текст задачи – и ребёнок не может воспользоватьсяимеющимся навыком.
Авторы других программ традиционного типа попытались объединить полезные спрактической точки зрения наработки авторов программ развивающего обучения ивнедрить их в традиционную программу.
Одним из самых ярких примеров такой работы являются учебники по математике,разработанные Л.Г. Петерсон. Они отличаются более высоким уровнем сложности иразнообразием типов заданий, изучением терминологии, свойственной среднейшколе. Это пугает родителей, но очень помогает детям: освоив правильнуютерминологию в начальной школе, им не надо переучиваться в средних классах.
Бытует мнение, что традиционные программы выращивают «винтиков». Это не так.В современном виде они дают довольно прочную базу знаний, но в основномсохраняют ведущую роль учителя, который объясняет, рассказывает, даёт образец,и за счёт многократного повторения определённых действий формируются знания,умения и навыки.
Системы обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова до сих порвызывают массу дискуссий. Нередко можно услышать негативные отзывы от родителейо результатах обучения детей по этим программам.
Причин этому чаще всего две. Первая – в большинстве современных школневозможно создать условия, в которых эти системы обучения будут работать так,как задумывали авторы. Вторая – мало педагогов-энтузиастов, которые готовысоблюдать технологию обучения, а без этого хороших результатов добитьсяневозможно.
Что имеется в виду под условиями и технологией обучения? Например, Л.В.Занков предполагал, что почти каждый учебный день будет начинаться смини-экскурсии учителя с детьми, последующей беседой и даже написаниеммини-сочинений по итогам увиденного и услышанного. В условиях современной школыэтого, очевидно, обеспечить невозможно.
При пролистывании учебников из этих комплектов у многих вызывает шокотсутствие чёткого деления на темы, отказ от привычных рамочек с правилами,которые надо выучить. Не найдёте вы и нескольких похожих заданий, расположенныхподряд. Эти системы обучения подразумевают совершенно другой подход к процессуобучения – более творческий, требующий от детей активности и любознательности.Учитель выступает не как наставник, а как друг и помощник, направляющий ходмысли детей.
Учиться и по системе Занкова, и по программе Эльконина-Давыдова интересно инеобычно. Это возможность научиться нестандартно мыслить и не теряться вразличных ситуациях, что очень пригодится в жизни.
Полистайте современные учебники. Вы наверняка найдёте что-то неожиданное,удивительное, непохожее на ваши воспоминания из школьного детства. Не спешитеэто отвергать, присмотритесь. Быть может, так — интереснее?
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Инструкция: как выбрать профиль обучения в старших классах
Московские школы предлагают своим ученикам более 15 специализаций в старших классах. Стоит ли менять школу после 9 класса, как выбрать направление и какие есть варианты профильного обучения — в инструкции «Учёбы.ру».
Главный редактор Учеба.ру
10 апреля 2020
Одноклассники
Фото: jimpg2_2015 / Flickr / CC BY-SA 2.0
Какие бывают профили обучения?
Профильные классы в школе формируются, как правило, в последние два года учебы. На данный момент профильное обучение в старших классах доступно в каждой московской школе. Профильные классы подразумевают под собой углубленное изучение отдельных предметов. Например, в химико-биологическом классе это будут химия и биология, в информационно-технологическом — информатика и математика, в экономическом — математика и обществознание.
Самые распространенные профили обучения:
- физико-математический;
- химико-биологический;
- информационно-технологический;
- социально-экономический;
- гуманитарный;
- лингвистический;
- художественно-эстетический.
Также в последние годы в московских школах активно развиваются высокотехнологичные профили обучения. Так, под эгидой Департамента образования действуют программы «Медицинский класс в московской школе» и «Инженерный класс в московской школе». В рамках этой программы школы получают лабораторное оборудование для курсов химии и физики, сравнимое с оборудованием университетских лабораторий. Обучение проходит совместно с базовыми вузами (техническими и медицинскими) и включает элективные курсы, профориентацию, экскурсии на профильные предприятия, участие в мероприятиях для абитуриентов.
Помимо стандартных, в школах можно найти и очень редкие специализации. Например, в школе № 1310 работает класс журналистики, в школе № 1505 — педагогический, в школе № 548 «Царицыно» — архитектурный, в школе № 123 — театральный, в школе № 1514 — культурологический классы.
Отдельно стоит отметить такую форму профильного обучения, как базовый класс при вузе. В эти классы университеты сами отбирают себе абитуриентов и готовят их к поступлению и дальнейшей учебе. Так, в школе № 171 действует химический класс при химфаке МГУ, в школе № 54 — математический класс при мехмате МГУ, в школе № 1535 — экономический класс при НИУ ВШЭ.
Реформа среднего образования в виде объединения нескольких школ в большие образовательные комплексы была задумана в том числе для того, чтобы ребята в старшей школе могли выбрать исходя из своих склонностей практически любой профиль обучения. Подразумевается, что образовательный комплекс может предложить своим ученикам восемь-десять специализаций, в то время как школа сама по себе — не более двух-трех.
Интересы и склонности
Большинство школьников в 9 классе впервые сталкиваются с тем, что должны выразить свои предпочтения по приоритетным дисциплинам, и фактически подходят к первому этапу выбора профессии. Конечно, в 9 классе выбор может быть не таким сознательным, как хотелось бы, и все же к этому возрасту школьник уже вполне способен решить, что именно ему интересно.
Для того чтобы выбрать профильный класс в школе, нужно понять, какие предметы даются вам лучше остальных, что именно вам интересно, чем бы вы хотели заниматься в будущем. Профориентационные тесты, которые можно найти в интернете (в частности, на сайте «Учёба.ру»), на основе ваших склонностей помогут определить подходящее вам направление обучения: гуманитарное, естественно-научное, техническое и т. д.
Узнать больше о различных профессиях и специальностях можно, приняв участие в проекте «Университетские субботы». В его рамках большинство московских вузов проводят по субботам лекции, мастер-классы и экскурсии для школьников. Участие во всех мероприятиях бесплатное.
Встречи посвящены разным направлениям и ориентированы на учеников разных возрастов, в том числе и на девятиклассников. График и аннотация мероприятий доступны на сайте проекта «Университетские субботы» на несколько месяцев вперед. Участие в проекте поможет определиться с профессией и познакомиться с будущей сферой деятельности.
С расчетом на ЕГЭ
Если вы уже определились с направлением обучения в вузе и знаете, какие будете сдавать ЕГЭ, специализация в старших классах должна быть соответствующая. Например, вы хотите поступать на инженерно-технические направления и планируете сдавать на ЕГЭ физику и математику.
Занимаясь два года в физико-математическом классе, вы получите до четырех дополнительных часов в неделю по этим предметам по сравнению с классами других профилей — и это только в рамках основного расписания. За счет факультативов и дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ вы сможете все свое внимание уделять профильным предметам. Кроме того, программа обучения в профильных классах включает участие в основных олимпиадах. Учеба в таком классе увеличит шансы на хорошую сдачу ЕГЭ и поступление в выбранный вуз, по крайней мере, из-за приоритетного распределения учебного времени.
Результаты ОГЭ
Не стоит забывать, что распределение по профильным классам проводится в том числе с учетом результатов ОГЭ. Если в конце 9 класса результаты сданных экзаменов ниже требуемого для профильного класса минимума, вас туда, скорее всего, не примут. И это еще одна причина готовиться к ОГЭ и стараться получить хорошие оценки, несмотря на то, что этот экзамен, казалось бы, ни на что не влияет.
Русский язык | 33 | 15 | 26 |
Математика | 32 | 8 | 18 (естественнонаучный, экономический профиль), 19 (физико-математический профиль) |
Физика | 43 | 11 | 30 |
Химия | 40 | 10 | 27 |
Биология | 45 | 13 | 33 |
География | 31 | 12 | 23 |
Обществознание | 35 | 14 | 28 |
История | 34 | 10 | 24 |
Литература | 39 | 14 | 26 |
Информатика и ИКТ | 19 | 4 | 13 |
Иностранные языки | 68 | 29 | 55 |
Менять ли школу?
Этот вопрос волнует многих девятиклассников, которые не могут определиться с выбором профиля обучения или просто не знают, где учиться дальше. Если желаемого направления в вашей родной школе нет, стоит задуматься о смене учебного заведения, поскольку профильное обучение повысит ваши шансы на успешное поступление. Нередко также возникает ситуация, когда профильный класс все-таки набирается, но школьнику хочется учиться в школе более высокого уровня.
Не секрет, что по каждому направлению в Москве можно выделить несколько ведущих школ. Учеба там дает возможность изучать профильные предметы на углубленном уровне, заниматься в компании отобранных на экзаменах мотивированных ребят, готовиться к участию в профильных олимпиадах. Ведь за большинством успешных олимпиадников, прежде всего, стоят хорошие школы.
Там можно получить образование совсем другого уровня, нежели в районных школах. К тому же большинство этих учебных заведений являются базовыми для ведущих вузов. Это дает ученикам возможность познакомиться с выбранным учебным заведением изнутри и попасть на его абитуриентские мероприятия еще в старших классах.
Среди сильных московских «физматов» можно назвать лицей «Вторая школа», СУНЦ МГУ им. Ломоносова, школу № 1580 при МГТУ им. Баумана, школу № 1502 при МЭИ. Иностранные языки хорошо преподают в школе № 1555 (предуниверситарий МГЛУ), школе № 1535. Качественная химико-биологическая и медицинская подготовка есть в школах № 171, № 1543, № 1303.
Программистов готовят в предуниверситарии МИФИ, школах № 1533 и 1537. При выборе школы вы можете ориентироваться в том числе на рейтинг школ Москвы Департамента образования. Чем выше место школы в рейтинге, тем лучше результаты ее выпускников на ЕГЭ и олимпиадах.
Индивидуальный учебный план
Для тех школьников, чьи интересы не укладываются в рамки определенного профиля, идеальным будет выбор класса или школы, где действует система индивидуальных учебных планов. Например, вы еще не определились с направлением обучения в вузе, но вам интересны биология и иностранные языки. Стандартные профильные классы в этом случае вам не подходят, поскольку биология входит в список предметов химико-биологического профиля, а иностранные языки — лингвистического. Система индивидуальных планов позволяет изучать любые школьные предметы углубленно. Ученики сами выбирают между базовым и профильным уровнем обучения по каждому предмету, формируя собственный учебный план.
Такая система лучше всего подходит старшим классам, и с каждым годом все больше школ предлагают ее своим ученикам. Учиться по индивидуальным планам можно, например, в лицее НИУ ВШЭ, школе № 1505, центре образования № 218, школе «Интеллектуал», школе № 1568.
Источник: www.ucheba.ru
Учебные программы начальных классов в школах Ижевска: чем отличаются и как выбрать?
Большинство родителей с трудом понимают, чем различаются программы в школах. Они могут назвать лишь авторов учебников и опираются на мнения других мам и пап. IZHLIFE разбирается, чем отличаются друг от друга методики для начальной школы (1-4 классы), каковы их плюсы и минусы.
Программа «Школа России»
Одна из старейших программ, рассчитанная на всех детей. Комплект учебников здесь не раз обновляли и дополняли. Ребенок качественно отрабатывает навыки чтения, письма и счета. А если что-то непонятно, объясняют «на пальцах».
Из недостатков: у школьника мало задействовано воображение и логическое мышление. – Это самая простая и понятная программа как для детей, так и для их родителей, с грамотной подачей материала: в ней есть свои правила и алгоритм решения задач. При этом она чем-то похожа на ту, по которой обучали в советских школах.
Большинство детей осваивают программу легко, без каких-либо проблем, – объясняет учитель начальных классов ижевского лицея. Мнение родителей: – Если вы уже сейчас видите, что у вашего ребенка плохо с логикой, то лучше выбрать школу с этой программой. Именно так мы и поступили. Здесь все просто и понятно.
И если мой первоклассник пропускает занятия, то, выходя с больничного, у него нет отчаяния, что он все на свете пропустил. Очень легко вливается и усваивает пропущенный материал, – рассказала Ольга Механошина.
Программа «Перспектива»
Главная идея этой программы – ребенок самостоятельно, своим умом и сообразительностью доходит до нужных знаний и умений. Учитель лишь дает толчок. В программе очень много задач на развитие логики и воображения, а учебники наполнены рисунками и схемами.
Программа рассчитана, скорее, на ребят с математическим складом ума. – Детям интуитивно придется понимать некоторые задания, возможно заниматься дома самостоятельно. То есть быть жадным до новых знаний. Для плохо подготовленных детей эта программа может даваться тяжело.
Хотя и подталкивает учеников активно познавать мир и впитывать информацию, – объясняет учитель начальных классов. Мнение родителей: – В программе все построено на непонятной мне логике. Порой все кажется запутанным и сложным, хотя я с высшим образованием. Но дочери нравится, делает задания легко и правильно, – рассказала Ирина Михайлова.
Все действующие программы одобрены Министерством образования России
Программа «Начальная школа XXI века»
Программа рассчитана на эрудированных детей. На каждом уроке ребятам придется активно включаться в процесс, а не просто «послушал, запомнил, повторил». Дети научатся быть самостоятельными и правильно организовывать свою учебу. – Программа развивает у ребенка все: кругозор, логику, воображение, память, фантазию и смекалку.
Для многих родителей это звучит очень привлекательно, но не стоит обольщаться, что ваш сын или дочь сразу станут гениями. Нужно реально оценивать способности и возможности ребенка, – объясняет учитель. Мнение родителей: – Мы активно готовили сына к 1 классу: он умел читать, был знаком со звуками, буквами, умел мыслить логически. Поэтому задания даются ему легко.
Но в классе есть те, кто столкнулся с проблемами. Им кажется, что материал очень запутанный и подается непоследовательно. Особенно сложно закрытым и пассивным детям, – рассказала Татьяна Попова.
Программа «Перспективная начальная школа»
Программа, которая поддерживает индивидуальность каждого ученика, учитывая его возраст и личные способности. Ребята читают много стихов, а на математике детям постепенно дают азы геометрии. – Часто здесь предлагают работать в небольших группах, то есть с малых лет учат работать в команде, находить язык со сверстниками, напрямую взаимодействовать друг с другом.
В целом, такую программу потянут ребята любого уровня. Единственное, иногда родители жалуются на быстрый темп: ребенок не успевает усваивать материал, и отмечают, что изложена информация весьма поверхностно, – объясняет учитель начальных классов ижевского лицея. Мнение родителей: – Какое-то засилье игровой формы обучения, которая не дает конкретные и понятные задания.
Пространные рассуждения героев Миши и Маши о правилах русского языка и алгоритме определения спряжения. Пример: «Миша думает так, а Маша думает так. А как думаешь ты?». И все. Дальше сидишь и ищешь в других учебниках ответы. Тут, видимо, все зависит от учителя, сможет ли он сам разобраться во всей информации, а потом четко и внятно донести до ребенка.
Наш молодой учитель не смог: преподносит только то, что прочитала в этом учебнике, не более. В итоге у ребенка каша в голове.
Программа «Планета знаний»
Считается довольно сложной программой, нацеленной на саморазвитие ребенка. Скорее, подходит для детей с интересом к гуманитарным наукам. Ученикам предлагают самостоятельно придумывать сказки, делать множество проектов и презентаций. Основной упор делается на развитие творческих способностей ребенка. – Очень приятная и интересная подача материала идет, как по спирали.
Новый материал наслаивается на старый, но при этом ученики постоянно возвращаются к уже пройденной программе. То есть ребенок узнает новое, но и не успевает что-то забыть, – объясняет учитель начальных классов в лицее. Мнение родителей: – Мне нравится, что в каждом предмете темы между собой связаны, все идет логично. Хотя некоторые задания вызывали недоумение.
Например, в учебнике по математике за 3 класс есть задание: нарисовать 1/3 круга. Объяснения, как это сделать, или каких-то правил в учебнике не нашла. Транспортир в таком возрасте они еще не используют. В итоге авторитет всезнающей умной мамы в глазах ребенка подорван, – рассказала ижевчанка Светлана Смирнова.
Программы отвечают главному требованию: позволяют ученику освоить необходимый минимум знаний. Разница лишь в способах подачи, дополнительной информации и как будет организован учебный процесс Фото: архив редакции
Система развивающего обучения Эльконина – Давыдова
Обучение идет медленно, но для многих детей интересно. Подойдет для ребят, которые с трудом усваивают новый материал за короткое время, но хорошо мыслят логически. Здесь ученики будут не только заучивать школьную информацию, но и искать новые знания самостоятельно. – Много работы в командах, это учит ребят быть коммуникабельными.
Дети проводят свои небольшие исследования, а затем вместе с учителем обсуждают результаты и делают выводы. Но все-таки уровень предметов здесь предельно сложный, – объясняет учитель начальных классов ижевского лицея. Мнение родителей: – Я не заметила ничего сложного, мне кажется, нас больше пугали.
В общем, считаю, что если ваш ребенок не вундеркинд, то ему в любом случае нужна будет помощь в начальной школе. Хотя иногда математика со своими исчислениями (измеряют в попугаях) иногда просто вводит в ступор. Либо стихи Анны Ахматовой, которые учим уже во втором классе.
Источник: izhlife.ru