Как выбрать программу обучения для первоклассника

От того, насколько комфортно будет ребёнку в первом классе, во многом зависит его образовательная мотивация в будущем. Потому подойти к процессу выбора школы нужно с толком — чем больше информации получится собрать, тем проще будет определиться. Рассказываем, как выбрать подходящую школу и на что обязательно обратить внимание.

Образовательные цели

Для начала необходимо определиться с тем, что вы хотите получить от школы. Попробуйте составить перечень того, что для вас важно: атмосфера, образовательная программа, близость к дому, известность школы, высокие баллы ЕГЭ выпускников. Подумайте, чего хочется лично вам. Например, вы хотите, чтобы ребёнок участвовал в олимпиадах или смог поступить в топовый вуз.

Или вам важно, чтобы он свободно говорил на иностранных языках. Или, наоборот, вас не так волнуют победы в олимпиадах, но хочется, чтобы ребёнок ходил в школу с удовольствием и участвовал во внеурочной жизни. Исходя из этого списка факторов, вам будет проще выбрать подходящий вариант.

Какую школу всё-таки выбрать? Современные системы образования. Павел Компан Разговор

Тип школы

Следующий шаг — определиться с типом школы. Рассмотрим самые популярные.

Общеобразовательная школа

За каждой общеобразовательной школой в России закреплена определённая территория. Проблем с поступлением быть не должно — взять ребёнка в ближайшую к вашему месту жительства школу просто обязаны. Обратить внимание стоит на санитарные условия, питание в столовой, количество учеников в классе, разделение на классы и профили по уровню подготовки и специализации.

С углублённым изучением

Некоторые общеобразовательные школы специализируются на углубленном изучении конкретных предметов: математики, химии, физики, английского языка. Существуют школы с экономическим или юридическим уклоном. Иногда акцент делается на творческом направлении, изобразительном искусстве, спорте, музыке. Выбранный предмет даётся здесь в большем объёме, чем остальные.

Соответственно, сил на учёбу тоже уходит больше. Поэтому нужно хорошо обдумать, справится ли ребёнок с нагрузкой.

Лицей

Как правило, лицеи работают в тесном контакте с высшими учебными заведениями. Процесс обучения построен так, чтобы помочь ученикам подготовиться к поступлению в конкретный вуз. Обычно лицеи делятся на математические и гуманитарные. Здесь больше профильных специфичных предметов, чем в обычной школе, а общим предметам не всегда уделяется достаточно времени.

Нередко занятия ведут преподаватели вузов. Лицей — отличный вариант для тех, кто с ранних лет понимает, кем хочет быть. Однако, важно оценить наклонности и возможности ребёнка, потому что нагрузка здесь куда выше, чем в обычной школе.

Гимназия

В гимназиях обучают всем основным предметам, но дают более глубокие знания, чем в общеобразовательной школе. Гимназии не сотрудничают с вузами, как лицеи. Однако уровень знаний на выходе обычно позволяет ребёнку поступить в желаемый вуз. Иногда у гимназий есть направленность: например, иностранные языки или экономика.

Краткая характеристика образовательных программ начальной школы

Нагрузка зависит от конкретной гимназии, но в целом учиться здесь сложнее, чем в школе. Выбирать гимназию стоит, если ребёнок хорошо развит, но пока не определился с наклонностями в предметах. Это можно будет сделать в старших классах.

Частная школа

Хорошие частные школы отличаются индивидуальным подходом к ученикам, разнообразным набором дополнительных занятий, более комфортной обстановкой. Учеников в классах обычно меньше, чем в общеобразовательных школах — 10-15 человек. В классах иногда есть тьюторы, которые помогают детям адаптироваться и выстраивать образовательную траекторию. Однако поступить в них сложнее.

Здесь большой конкурс на место, высокая плата за обучение, а находятся они не всегда рядом с домом. Стоит отметить, что прямой зависимости между качеством образования в частной и общеобразовательной школах нет. Есть отличные государственные школы и слабые частные.

Программа и учитель

Сегодня школы могут выбирать программы обучения. Поэтому важно заранее уточнить, по какой программе учат в конкретной школе, посмотреть учебники, почитать отзывы. Если сложно определиться самому, можно прийти в школу, пообщаться с директором и учителями, рассказать о своём ребёнке, попросить совета. Обязательно нужно разобраться, как организован учебный процесс.

Узнайте, сколько дней в неделю учатся первоклашки, в какую смену, как часто бывают каникулы, сколько в среднем в день бывает уроков. И оценить, насколько ребёнок готов к такой нагрузке.

В России распространён миф, что нужно идти не в школу, а к учителю. Конечно, с педагогом стоит познакомиться заранее, однако ориентироваться только на него не стоит. Тем более, что во многих школах учителей до последнего не представляют родителям. В каждую школу одновременно приходят несколько десятков первоклашек.

Требуется время, чтобы распределить их группам в зависимости от профиля и способностей. Волноваться не нужно. Если у школы хорошая репутация и концепция, близкая вам, проблемы с первым учителем быть не должно.

Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика
Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок
Оставить заявку

Способности и уровень подготовки

Поступить в первый класс могут дети в возрасте от 6,5 до 8 лет. Важно оценить, готов ли ребёнок к школе или стоит подождать ещё год. Обратите внимание на мотивацию ребёнка. К пяти годам игровая мотивация меняется на познавательную, но не всегда. В этом нет ничего страшного, просто ребёнку будет проще развиваться в атмосфере творчества и игры, нежели углубляться в изучение предметов.

Если серьёзно подходить к вопросу подготовки, то можно обратиться к специалистам за помощью: пообщаться с психологами, логопедами и учителями , которые помогут провести диагностику и дать рекомендации по выбору образовательной траектории с учётом особенностей вашего ребёнка. Часто такую диагностику проводят в детском саду.

Читайте также:
Как аниматору заинтересовать детей и удержать их внимание в течении всей программы

Присмотритесь, к чему ребёнок проявляет особый интерес и способности. Это тоже поможет выбрать подходящую школу. Профильные классы есть практически по всем направлениям. Однако стоит обратить внимание на требования к поступающим и обдумать, справится ли с ними ребёнок. Не стоит волноваться, если ребёнок не проявляет интереса к какому-то направлению сейчас, сузить профиль и углубиться в предмет можно будет и позже.

Расположение

Чем ближе к дому находится школа, тем лучше для первоклассника. Тратить час-два в день на дорогу для ребёнка очень утомительно. С другой стороны, если школа рядом с домом не внушает доверия, лучше выбрать школу подальше, но понадёжнее. Учитывайте, что в более старших классах ребёнок начнёт добираться самостоятельно.

Попробуйте оценить путь от дома до школы или даже пройти его вместе, ребёнку должно быть понятно и безопасно. Важный нюанс: в школу по месту жительства вы попадаете автоматически, а для поступления в любую другую школу нужно будет пройти отбор.

Рейтинг и отзывы

Рейтинг школы говорит о качестве обучения, однако только на него ориентироваться всё же не стоит. То же можно сказать и об отзывах о школе в интернете — не всегда понятно, кто конкретно их пишет и стоит ли им доверять. Если всё-таки хотите почитать отзывы — смотрите разные ресурсы и сайты. Хорошим вариантом будет пообщаться с родителями, чьи дети уже ходят в конкретную школу, с учениками или выпускниками, с кем-то из преподавательского состава. Это поможет принять более объективное решение.

Источник: tetrika-school.ru

В каком возрасте идти в школу и какую систему предпочесть

Кристина Манасарян

Переход от дошкольного этапа к школьному — волнующий момент для всей семьи. Вместе с экспертом разобрались, как определить, готов ли ребенок к школе и в каком возрасте лучше отправляться в первый класс.

Материал подготовлен при помощи эксперта — учителя начальных классов и психолога Людмилы Шульи.

По закону каждый ребенок имеет право на получение образования, когда достигает возраста шести лет и шести месяцев, если при этом отсутствуют противопоказания по состоянию здоровья. Верхняя граница — 8 лет. Многие родители к первому сентября встают перед выбором: отдать ребенка в школу в шесть с половиной лет или подождать еще год и пойти после семи.

Стандарты возраста

К семи годам у детей совершенствуются многие навыки, которые начали развиваться в дошкольном возрасте. Это касается как физических характеристик, когда ребенок становится выносливее, может делать несколько дел одновременно, совершенствуется его центральная нервная система, улучшается моторика и координация движений, так и психических — проявляется логическое мышление, способности к произвольному вниманию и запоминанию. Дети учатся систематизировать, анализировать, сосредотачиваться на нужных, а не только интересных вещах.

Главная особенность этого периода — смена ведущей деятельности. У дошкольников главный способ развития и познания — игра. К семи годам она все еще занимает важную часть жизни, сами игры становятся сложнее и многограннее. Чем старше становится ребенок, тем активнее он познает мир с помощью обучения. Именно этот фактор — смена игровой деятельность на учебную — должен быть главным при принятии решения о том, когда отдавать ребенка в школу — в 6, 7 или 8 лет.

Людмила Шулья
Учитель начальных классов и психолог

Все дети разные. Шестилетка может быть готов к школе психологически, физиологически и интеллектуально. Но, по моему опыту, это скорее исключение. Я за то, чтобы дети шли в школу после семи лет. Шестилетки быстрее утомляются, а нагрузка у нас большая — в первом классе по 5 уроков.

Детям надо доиграть — так им будет проще расстаться с игрушками, перейти к обучению.

Попробуйте интерактивные задания для детей на Учи.ру
Дарим скидку 15% по промокоду при покупке премиум доступа

Чего опасаются родители

У родителей будущих первоклассников немало тревог: меняется жизнь не только ребенка, но и всей семьи. А вдруг малыш плохо готов в школе? А если он будет самым младшим/старшим? Вдруг он не подружится с учителем или не найдет друзей среди сверстников? Подобные страхи обоснованы. Даже если вы уже выбрали школу и пообщались с педагогом, первый учебный год — это неизвестность.

Как с ней справиться? Главное — понять, в чем причина переживаний.

Волнуетесь, что у ребенка не сложатся отношения с педагогом и детьми? В ваших силах обсудить с ребенком его ожидания от школы, ребят, с которыми он там встретится, учителя. Обратите внимание на коммуникативные навыки ребенка — как он знакомится с детьми в парках, боится ли задавать вопросы, умеет ли рассказывать о себе.

Тревожитесь, что ребенок будет старше или младше остальных? Здесь снова помогут разговоры и наблюдение: в детском саду ребенку комфортно общаться с одногруппниками? А с незнакомыми детьми старше или младшего него он может найти общий язык?

Опрос, проведенный Учи.ру, показал, что большинство родителей — 83% — считают, что оптимальный возраст для первоклассника — 7 лет. По мнению респондентов, к семи годам ребенок уже наигрался, ему проще будет усваивать непростую школьную программу, находиться в школе в течение продолжительного времени.

13% респондентов считают, что в школу можно пойти в 6 лет, потому что «чем раньше, тем лучше». Многие родители ответили, что ориентироваться стоит не на возраст, а на готовность ребенка к школе. Что это означает? Разберемся далее.

Как понять, что ребенок готов к школе

Произвольное внимание

Способность удерживать внимание не на том, что интересно, а на том, на чем просит сосредоточиться педагог, — один из важнейших навыков подготовки к школе. Рассчитывать на то, что все 30 минут ребенок в первом классе будет сосредоточенно слушать учителя и запоминать всю нужную информацию, не стоит. Но если вы, занимаясь с ребенком дома, замечаете, что приходится постоянно удерживать его внимание, подумайте, как он будет справляться с поставленными задачами в классе? Ведь там, помимо непосредственного обучения, ему придется думать о том, какой учебник достать, где взять ручку, как ответить соседу по парте и не посмотреть в окно.

Читайте также:
Установить программу взлома ВК

Задача учителя — увлекать детей, преподавать так, чтобы они меньше отвлекались. Но если у ребенка не развито произвольное внимание, педагог может не справиться, это плохо повлияет на успеваемость и адаптацию первоклассника. Хорошая новость: произвольное внимание можно тренировать. Делать это просто: читайте вместе, а потом обсуждайте, что ребенок запомнил, играйте в настолки, доставайте развивающие виммельбухи, (книги-иллюстрации, где надо искать маленькие детали), купите журналы, в которых надо найти отличия. Даже простая прогулка по лесу может стать способом потренировать произвольное внимание: попросите ребенка найти желтый цветок, потом — птичку с красной грудкой, а следом — пенек.

Умение общаться с другими взрослыми

Задать вопрос, обратиться за помощью, не побояться отпроситься в туалет на уроке или уточнить, если что-то осталось непонятным. До семи лет главные взрослые в жизни ребенка — родители. В школе же ему придется сталкиваться с самыми разными людьми — от охранника на входе до учителей и директора. Умение найти с ними общий язык и при этом донести свою точку зрения — еще один важный навык, на который стоит обратить внимание.

Умение общаться с детьми

В школе много детей. Не только одноклассники, с которыми тоже надо будет налаживать отношения, но и другие ребята, с которыми ваш ребенок может сталкиваться в раздевалке, на переменах, в столовой. Здесь важно, чтобы ребенок умел реагировать на происходящее в коллективе по-разному: отстаивать свою точку зрения и защищаться, соглашаться и отходить в сторону, делиться и поддерживать.

Эмоционально-волевая зрелость

В первом классе нет оценок, зато есть оценивание. Как со стороны учителя, так и со стороны детей. Важно, чтобы ребенок, если ему указали на ошибку, мог воспринять эту информацию правильно. Расстроиться и в дальнейшем попробовать исправить — это нормально, заплакать и накричать на учителя — нет. Умение владеть своими эмоциями — навык, напрямую определяющий школьную успешность.

Как академическую, так и социальную. Без него ребенку будет не только сложно найти друзей, но и продемонстрировать все свои умения.

Физиологическая зрелость

Чем ребенок будет заниматься в школе? Учиться читать, писать, общаться со взрослыми и детьми. А еще он будет сидеть. Несколько часов подряд. Как к этому подготовиться? Лучшее, что вы можете сделать для пока еще неусидчивого ребенка, — отправить его бегать, прыгать, играть в мяч, плавать, кататься на лыжах.

То есть делать все, кроме статичного сидения за партой или перед экраном. Проще говоря — дайте ребенку напрыгаться и набегаться до школы, чтобы потом он мог просидеть пять уроков подряд, не ерзая и не скатываясь под парту от переутомления.

Самостоятельность и бытовые навыки

В школе ребенку не будут помогать застегивать куртку, завязывать шнурки, надевать кроссовки на физкультуру или разыскивать носки, которые остались в раздевалке. Теперь ребенок сам должен следить за своими вещами, самостоятельно готовиться к уроку, контролировать время, учиться следить за выполнением домашнего задания.

Принимая решение, во сколько лет отдавать ребенка в школу, обратите внимание на эти параметры. Чтение и счет — важные навыки, но они не являются ключевыми для освоения программы первого класса и не могут гарантировать легкую адаптацию.

Какую программу обучения выбрать

Помимо школы и учителя, вам придется выбирать и программу. Их сейчас больше десяти, основные — «Гармония» и «Школа России». Еще есть классы, которые работают по программе «Эффективная начальная школа». Дети проходят программу первого и второго класса за год по тем же учебникам, что в обычных классах и школах, но с более высокой нагрузкой.

Сложно назвать плюсы и минусы каждой программы, они индивидуальны для каждого ребенка. Многое также зависит от педагога:

  • как он организует работу;
  • поможет ли детям адаптироваться к высокому темпу;
  • справится ли сам с такой нагрузкой.

Но если вы переживаете, что ребенок идет в школу на год позже (в 7,5 и старше), то программа 1-3 может помочь «уравнять» ребенка с ровесниками — в пятый класс он пойдет так же, как и сверстники. Но важно ориентироваться на готовность ребенка, его возможности — выдержит ли он ускоренный темп обучения.

Готовность ребенка к школе — это совокупность нескольких факторов. Задача родителей — внимательно присмотреться к будущему первокласснику и провести время перед школой с пользой. Как именно это сделать?

Людмила Шулья
Учитель начальных классов и психолог

Укрепляем здоровье — больше времени проводим на улице, летом — на пляж. Обращайте внимание на мелкую моторику: вырезаем, рисуем, раскрашиваем, делаем поделки. Если есть логопедические особенности, займитесь ими до школы. В первом классе ребенок может столкнуться со сложностями, если не помочь ему со звуками заранее. Не надо учить читать и писать, если ребенок не хочет.

Старайтесь больше общаться с детьми. Разговаривайте, обсуждайте, говорите про школу. Не транслируйте свой негативный школьный опыт на детей — они все слышат и понимают. Будьте с ними честны: да, в школе может быть сложно, но получение знаний, статус «ученика» — это очень ценно и интересно.

Принимать решение о возрасте, в котором ребенок пойдет школу, родители могут, опираясь на ряд факторов:

  • произвольное внимание (умение сосредоточиться и выслушать учителя);
  • умение общаться со взрослыми и детьми;
  • самостоятельность и овладение бытовыми навыки;
  • способность контролировать эмоции;
  • физиологическая зрелость.

Важно смотреть на развитие каждого из этих навыков и помогать ребенку осваивать их до школы, иначе в первом классе он может столкнуться с рядом сложностей. Выбор программы обучения также зависит от ребенка, его способностей и готовности к обучению: кому-то может подойти «Эффективная начальная школа», кто-то сможет осваивать программу только в рамках подхода 1-4. Универсального ответа на вопрос, во сколько лет отдавать ребенка в школу, не существует. Наблюдайте за ребенком, поддерживайте его и вдохновляйте.

Читайте также:
Программа чтобы записать звук с компьютера

Источник: uchi.ru

Доверять классике или не бояться нового? Как выбрать программу для начальной школы

Корреспондент mosaica.ru разбирался, по каким системам занимаются сегодняшние первоклассники.

Многие родители будущих школьников задумываются, чем отличаются системы, по которым работает современная начальная школа. Ведь раньше не было такого выбора, как сейчас: все ученики занимались по единой программе. Сейчас ее принято считать традиционной. По контрасту с ней долгие годы учителя работали по развивающим программам Леонида Занкова и Эльконина-Давыдова. Считалось, что эти системы рассчитаны для детей более высокого интеллектуального уровня, тогда как по традиционной могли учиться все.

заведующая кафедрой педагогических технологий дошкольного и начального образования УлГПУ, доцент

На самом деле, обе развивающие программы изначально предназначались для тех детей, у которых есть трудности в обучении. Они должны были довести таких учеников до нормы и даже повысить их уровень. Сейчас этих программ в чистом виде нет, российские школы работают по ФГОС — федеральным государственным образовательным стандартам.

Это основной документ для школ, они должны предоставлять всем детям равные условия для обучения, вне зависимости от их стартового уровня. Дети могут развиваться в удобном для них ритме, темпе, но в результате освоить все, что необходимо. Сегодня любое обучение должно быть развивающим. Три системы потеряли свое значение, и мы уже ведем речь об учебниках, которые выбирает школа.

Многие родители думают, что они могут выбрать понравившуюся им программу, но это не так. Выбор делает школа, а родители могут определить ребенка в учебное заведение в зависимости от своих предпочтений.

Основной документ, откуда берут сведения современные учителя, — федеральный перечень учебников, который формировался согласно приказу Минобрнауки №870 от 18.07.2016. Во всех учебных программах объединены три системы: традиционная, занковская и эльконинская. Они позволяют школьникам получать знания, умения, навыки, развиваться как личность, а также осваивать универсальные сведения. По системе Эльконина-Давыдова занимаются в гимназии №33, учатся несколько классов школы №65 и одной из школ Димитровграда. Новых классов набирать уже не будут.

Как говорят эксперты, чтобы «выпустить» учебник в школу, он должен пройти три вида экспертизы — научную, педагогическую и общественную. Также пособие должно принадлежать завершенной предметной линии. Только такой учебник будет соответствовать стандартам начального образования. Сейчас ульяновские школы работают по четырем основным видам программ.

«Школа России»

Эта система наследует традиционный подход в образовании, поэтому понятна родителям. Книги выпускаются крупнейшим в стране издательством «Просвещение», материал в значительной степени переработан с учетом стандартов второго поколения.

Программа нацелена не только на формирование знаний, умений и навыков, но и развитие универсальных знаний, которые помогут ребенку в реальной жизни. Также ученики достигают личностных результатов. Так как программа понятна родителям первоклассников, многим она кажется правильной. Однако она не совершенна, и многие школы выбирают альтернативные системы обучения. По этой программе занимаются в школах №8, 10, 69, 74, 85 и других.

«Перспективная начальная школа»

Эта программа — вторая по популярности среди ульяновских учителей. Учебники выпускает издательство «Академкнига/Учебник», руководитель направления — Роза Чуракова. Она выросла из занковской системы, поэтому в «Перспективной начальной школе» достаточное место уделяется развивающим методикам, хотя базой является традиционная система.

«Планета знаний»

Этот комплекс пока находится на первом месте по популярности, но сейчас многие школы от него отказываются и переходят к «Школе России». Вся литература выпускается издательством «Астрель» (АСТ). Руководит направлением Ирина Петрова, которая тоже имеет отношение к системе Леонида Занкова. На первый взгляд, учебники более привычные, чем у «Перспективной начальной школы».

Однако многие родители не понимают структуру книг, думая, что оранжевым цветом выделена классная работа, а синим — домашнее задание. На самом деле, программа предполагает разноуровневость, и новым цветом выделяются задания повышенного уровня. Они так и называются: «Ученик научится» (обязательное) и «Ученик получит возможность научиться» (по выбору).

Об этой особенности должны рассказать детям и родителям педагоги. По этой системе работают в лингвистической и Мариинской гимназиях, школах №5, 6, 7, 9, 22, 41, 49, 50, 57, 83, 86, авторском лицее А.Р. Эдварса (№90), гимназии №59.

«Начальная школа XXI века»

Книги выпускаются издательским центром «Вентана-Граф», руководитель направления — Наталья Виноградова. В этом году программа, которая наследует методику Эльконина-Давыдова, отметит 20-летний юбилей. Это система в полном смысле слова: изначально создавалась концепция, потом разрабатывалас программа и были выпущены учебники. Важно и то, что здесь есть предшкольная подготовка.

К сожалению, ее мало используют в детских садах и подготовительных школах. По этой программе занимаются в гимназии №13.

заведующая кафедрой педагогических технологий дошкольного и начального образования УлГПУ, доцент

В Ульяновской области есть школы, которые выбирают учебники, не вошедшие в федеральный перечень. Это бывает, если система работала до 2014 года, когда был утвержден список, или если учебники из него «вылетели». Работать по ним разрешается в течение 5 лет с того момента, как они были исключены.

Сейчас есть отдельные классы, где ведется обучение по системам Занкова, «Гармония», «Школа 2100», но первые классы по ним уже не набирают. Совсем скоро, в начале апреля, должен выйти новый перечень. Мы пока не делаем прогнозов о том, какие комплексы в него войдут, но есть такое предположение, что он может остаться без изменений.

Система Жохова продолжает внедряться в ульяновских школах

В новом учебном году предполагается открытие еще двух первых классов по новаторской методике.

Учитель Валентина Горшунова: «Я вижу, как дети развиваются, как они умнеют!»

Первый в Ульяновске класс, обучаемый по системе Владимира Жохова, подвел итоги учебного года.

Фото — vk.com, fdo-ulspu.ucoz.org

Источник: mosaica.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru