Как выбрать программу для первоклассника

На выбор школы, в которую пойдет будущий первоклашка, влияет множество факторов: месторасположение, традиции семьи, педагогический коллектив, предметный уклон и т.д. Последнее время к ним добавился еще один — учебная система.

Это раньше во всех отечественных школах математику и русский преподавали по одинаковым учебникам, сейчас на страже знаний стоят учебные программы или учебно-методические комплексы (УМК). Как правило, по выбранной программе ребенок занимается с 1 по 4 класс, т.е. всю начальную школу. Сегодня в образовательной сфере представлено около 10 таких учебных программ. Все это разнообразие регулируется федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Если программа соответствует ФГОС, то ее учебные материалы получают одобрение Министерства образования и науки и затем попадают в специальные перечни допущенной учебной литературы.

Все учебно-методические комплексы включают в себя завершенные предметные линии учебников по основным предметам начального образования. Например, в «Школу России» входят: азбука, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, а также прописи, сборники тестов, технологические карты.

Как выбрать школу?

Различия между УМК нужно искать в содержании. Еще девять лет назад программы делились на традиционные и развивающие. Сейчас это деление стало условным, т.к. все программы ориентируются на активность ребенка в процессе обучения, на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей. Однако, если вы где-то услышите, что «Школу России» или «Начальную школу XXI века» называют традиционными, а систему Л.В. Занкова — развивающей, пусть вас это не смущает, сейчас все программы выравниваются между собой.

Безусловно, какие-то различия остаются. Все программы написаны разными коллективами авторов: у каждого УМК есть своя «звезда», и очень часто учителя и родители ориентируются именно на имена составителей, выражая свои предпочтения. К примеру, учебники по окружающему миру «Школы России» созданы А.А.

Плешаковым, кандидатом педагогических наук, лауреатом премии президента России в области образования. А.А. Плешаков является научным руководителем программы «Школа России». А вот научный руководитель «Школы 2000» — доктор педагогических наук, профессор Л.Г. Петерсон.

Приверженцы программы считают, что именно ее учебники по математике отлично развивают логику и мышление.

Нередко бывает, что в одной школе приняты сразу несколько систем: параллельные классы обучаются по разным программам. Информация о том, по какой системе будут учиться дети, как правило, известна уже при наборе первого класса, то есть до начала учебного года. Школа извещает об этом родителей и выдает списки необходимой учебно-методической литературы.

Выбор школы. Как выбрать школу для ребенка? | Психотерапевт Ольга Лукина

Заметим, что ФГОС постоянно дорабатывают, и может случиться так, что учебник старшего брата уже устарел и не подойдет будущему первоклашке, даже если дети занимаются по одной системе. В этом случае придется приобрести полный комплект на год: учебник, прописи, рабочие тетради. Для родителей школьников самое простое и оптимальное решение — коллективный заказ учебников на весь класс: и дети, и учитель получат одинаковые комплекты и будут избавлены от проблемы сопоставления нужных страниц и упражнений.

Однозначного мнения о том, какая программа лучше, нет ни у родителей, ни у учителей. Согласно различным неофициальным опросам, в российских школах лидирующие позиции занимают «Школа России» и «Школа 2100».

Заранее ознакомиться с тем, что представляет из себя выбранная в вашей школе программа, вполне реально: посмотрите информацию на официальных сайтах Министерства образования и ФГОС, пообщайтесь с другими родителями. Но прежде всего, поговорите с учителем! Ведь, не так важно по какой программе будут обучать вашего ребенка, куда важнее то, кто именно будет преподавать.

Источник: materinstvo.ru

Как выбрать программу начальной школы

Программы начальной школы

Школа

Поделиться этой публикацией

Найти подходящую школу для первоклассника – сложная задача, с которой каждый год сталкиваются миллионы мам и пап. Сегодня мы решили пролить свет на этот непростой вопрос и спросили о выборе программы начальной школы опытного педагога. Делимся с вами её советами.

Школа в идеальном случае выбирается раз и навсегда. Обычно родители смотрят на отзывы, преподаваемые дисциплины, уклон и мнения знакомых. Серьёзность задачи по выбору учебного заведения накладывает на мам и пап огромный груз ответственности.

Как алфавит начинается с «А», так и тернистый путь к знаниям начинается с первых классов начальной школы. Первые годы обучения – это началка, у которой также есть множество разных программ. И в них тоже нужно разбираться, чтобы выбор был оптимальным. А значит, этот важнейший критерий также стоит ставить во главу угла наряду с другими.

Программы начального обучения бывают разными, отличаются они выбором доступных для освоения наук, используемыми методическими материалами. Для некоторых из них потребуется предварительная подготовка. Например, какие-то программы могут быть рассчитаны на детей, уже умеющих читать и писать, а также предполагают активное обучение новому с первого дня. Как вы понимаете, простому ребёнку без соответствующих навыков и подготовки будет сложно учиться в подобном классе. Такую подготовку можно получить на специальных дошкольных курсах или в группах.

Некоторые программы предусматривают вариативность обучения. То есть, школьник сам может выбрать интересный, необходимый и посильный материал из предлагаемого преподавателями. Другие же варианты такого выбора не предлагают, они изначально рассчитаны на то, что заниматься по ним будут одарённые дети с пытливым умом.

Иногда программа может «не состыковаться» со средней школой. То есть, школьнику будет первое время непривычно. Постепенно проблема в любом случае уйдёт, так как в нашей стране есть общие стандарты образования, но будьте готовы к тому, что такое может произойти.

Читайте также:
Компьютерные программы для секретаря список

Важный момент состоит в том, чтобы удостовериться, входят ли учебники, предлагаемые педагогами к изучению в началке, в федеральный перечень допущенных к использованию. Иногда книга может вообще не подходить или может быть рекомендована исключительно для дополнительного изучения, но не в качестве основного пособия. Большинство учителей комбинирует «основные» учебники с дополнительными материалами из разных программ.

Конкретные доступные варианты обучения в началке мы рассмотрим ниже.

Школа России

Эта программа является одной из наиболее распространённых в нашей стране. Её используют вот уже на протяжении 15 лет, а за разработкой стоят авторитетные авторы. Правда, она считается одной из самых простых.

Ближайший аналог – советская система обучения. Именно она легла в основу «Школы России», хоть и с большими переменами. Основные изменения коснулись цифровизации учёбы. Учебники и задания в них построены так, чтобы подготовить ребёнка к Всероссийским проверочным работам.

В данный УМК (учебно-методический комплекс) входят и дополнительные материалы, направленные на развитие автономии и самостоятельности детей. Изучать их можно дома, чтобы знания, полученные на уроке, лучше запоминались. Правда, организация этой работы ложится на плечи мам и пап.

Со средней школой программа отлично сочетается, а предварительной подготовки к ней не требуется. Она подойдёт детям, не проходившим дополнительных курсов и желающим с нуля учиться всему.

В УМК входят следующие дисциплины: русский, литература, математика, природоведение (окружающий мир), информатика, ИЗО, музыка, труд, физра, ОРКСЭ и иностранные языки, среди которых английский, немецкий, французский, испанский.

Начальная школа XXI века

Этот УМК также разработан именитыми педагогами под руководством Н. Ф. Виноградовой. Ориентируется он преимущественно на одарённых детей, позволяет развить логику и включает усложнённые задания по математике и чтению. Также он включает выполнение проектных работ, чтобы разбудить в детях тягу и интерес к изучению нового.

Темп у этой программы весьма высок, но знакомство ученика с УМК происходит постепенно, через поэтапное повышение объёма и сложности материала. Адаптация первоклассника проходит через игры на логику, смекалку и творческое мышление. Программа поможет вашему чаду быстрее становиться самостоятельным, а также поддерживает самооценку. Она включает русский, литературу, математику, природоведение (окружающий мир), труд, музыку, ИЗО, физру, английский язык.

Подготовка к поступлению в первый класс в подобном УМК также не требуется. Касательно сочетаемости со средней школой тут тоже всё хорошо. Однако подойдёт программа преимущественно детям, умеющим читать, обладающим сильным желанием узнавать новое и готовым к самостоятельной работе.

Перспективная начальная школа

В основу данного УМК легли научные идеи развивающего образования Занкова, Эльконина и Давыдова. Сосредоточены они на том, чтобы развить индивидуальность детей, их личностные и творческие качества. Также программа помогает воспитать в ребёнке нравственность, чувство эстетики, позволяет сформировать собственную систему ценностей и позитивное отношение к себе и окружающим.

Кроме того, этот УМК учит школьника самостоятельно искать источники информации и пользоваться ими. В данную программу входят учебники, в которых есть ссылки друг на друга и на сайты в Интернете, а также совпадают действующие лица. Книги оформлены ярко, красочно и креативно, а задания в них часто подразумевают деление на команды, что тренирует навыки совместной работы.

Дисциплины, входящие в УМК: русский, литература, математика, природоведение (окружающий мир), труд, музыка, ИЗО, физру, иностранные языки (английский, французский, немецкий или испанский).

Несмотря на все нововведения и оригинальность предлагаемого курса, дополнительной подготовки к поступлению не потребуется. Правда, со средней школой УМК не очень сочетается. Освоить его смогут дети с разными способностями, но спокойно относящиеся к повышенному темпу учёбы.

Планета знаний

УМК разработан группой авторов отечественных учебников, возглавляемой И. А. Петровой. Книга подразумевает работу с электронными приложениями, потому что заявлена всесторонне развивающей. Программа учит самостоятельно мыслить и не привязываться к конкретным рамкам, алгоритмам и стереотипам. Она постепенно наращивает объём предлагаемых ученикам знаний. Это нужно, чтобы дети учились ориентироваться в увеличивающемся потоке информации и могли вычленять из него только самое основное и необходимое.

Математика в данном УМК хорошо развивает логику, но отличается повышенной сложностью. А в литературе много времени и внимания отводится подробному разбору произведений. Однако для поступления нужно предварительно научить ваше чадо читать и писать, а преемственности в отношении средней школы здесь нет.

Программа включает следующие предметы: русский язык, литературу, математику повышенной сложности, природоведение (окружающий мир), информатику, ОРКСЭ, труд, музыку, ИЗО, физру.

Если ваш ребёнок готов к большим домашним заданиям и обилию проектной работы, этот УМК ему подойдет.

РИТМ

РИТМ – это акроним от слов: развитие, индивидуальность, творчество, мышление. Основная черта этого УМК – вариативность, направленная на повышение мотивации детей. На всём протяжении учёбы программа предполагает полную интеграцию стандартных для начальной школы предметов и сопровождается использованием различных дополнительных материалов. Предварительной подготовки для поступления не потребуется, но и преемственности со средней школой ждать не стоит.

В УМК входят: русский язык, литература, математика, природоведение (окружающий мир), информатика, ИЗО, музыка, труд, физра.

Лучше всего комплекс подойдёт для тех, кто требует индивидуального подхода. А интересен он будет детям, нормально относящимся к меняющейся сложности и вариативности обучения.

Перспектива

УМК разработан известным автором детской учебной литературы Л. Г. Петерсоном. Программа рассчитана на то, чтобы разбудить в детях интерес к освоению нового. Математика в данном УМК рассчитана на учеников, готовых к повышенной сложности предмета и изучению геометрии, начиная с первого года учёбы. Со второго класса программа предполагает, что дети начнут осваивать моделирование фигур и смогут делать их на жёсткой каркасной основе. Акцент УМК делает на развитие творческого потенциала, для этого он включает игровые, проектные и практические занятия.

Читайте также:
Установить программу егаис крипто

В программу входят следующие предметы: русский язык, литературу, природоведение (окружающий мир), математику, ИЗО, труд, физру, ОРКСЭ, а также английский, немецкий, французский и испанский языки.

Для поступления потребуется предварительное развитие речь, освоение основ математики и природоведения, зато после началки ваше чадо без проблем вольётся в среднюю школу.

УМК считается трудным, поэтому освоить его смогут дети, предварительно научившиеся читать и считать перед поступлением.

Программа Эльконина – Давыдова

Это полноценная система обучения, а не программа. Она разработана выдающимися отечественными психологами. УМК уделяет особое внимание теории и логике, а практикуется в нашей стране уже 26 лет.

Выпускники началки, освоившие эту систему, покидают её стены с крупным багажом разнообразных знаний и навыков. Они учатся находить и систематизировать информацию, проверять свои предположения, рефлексировать.

УМК рассчитан на то, что школьники могут наладить взаимодействие со своим окружением и руководителем, общаться, слушать и применять критическое мышление ко всем высказываниям. Ученики получают важнейший навык самостоятельного поиска знаний, а не зазубривания готовых постулатов. Предметов в программе не очень много: русский, литературное чтение, математика, природоведение (окружающий мир).

Хотя УМК кажется сложной, предварительной подготовки для поступления ребёнку не потребуется, но и в средней школе ему потом придётся какое-то время адаптироваться. Освоить данную систему смогут дети, умеющие мыслить нестандартно и логично. Успеха в ней с большей вероятностью добьются ученики с хорошим уровнем подготовки и умеющие ударно работать.

Гармония

Обзор учебных программ для первоклассников

Учебные программы и системы обучения по ФГОС

Учебные программы, по которым работают государственные школы, должны соответствовать ФГОС. Список допущенных к реализации программ меняется раз в два-три года, исходя из заключения экспертной комиссии. Разработать программу школа может и самостоятельно. Основой для этого служит список учебной литературы, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ.

Перечень представляет собой каталог учебников по предметам, которые входят в учебно-методический комплекс (УМК) — совокупность средств обучения для реализации учебной программы. В начальной школе это учебники по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру и технологии.

Учебные программы принадлежат к различным системам обучения. Различают традиционную и развивающую системы.

  1. Традиционная система обучения. Берет за основу опыт и традиции отечественной педагогики. Реализуется в рамках классно-урочного принципа, привычного большинству россиян. Результаты учеников оценивает учитель, он же принимает решение о переводе школьника в следующий класс. Схема обучения в традиционной системе: «обучение — закрепление материала — проверка». Система применяется в начальной, средней и старшей школе.
  2. Развивающая система обучения. Подразумевает высокий уровень трудности. В процессе обучения ребенок преодолевает некие препятствия, учится самостоятельно принимать решения, работать в коллективе и оценивать собственные достижения. Педагог выступает в роли помощника или друга-наставника на пути к знаниям. Схема обучения: «изучение — самостоятельный анализ/выводы — практика». Используется только в начальных классах.

Часть существующих учебных программ для первого класса построены по традиционной системе обучения, остальные основываются на развивающей.

Популярные учебные программы для первоклассников

Школа России

Наиболее распространенная программа обучения в российских школах. Существует с 2001 года. Построена как синтез традиций советского образования и современных методик. Ее называют также модернизированной версией классической советской школы.

Программа совмещает работу на результат с духовно-нравственным развитием детей, прививает им уважение к отечественной культуре. Внимание уделяется и патриотическому воспитанию. Подчеркивается ценность традиций всех народов Российской Федерации. В четвертом классе к основным предметам добавляются «Основы религиозных культур и светской этики».

Программу критикуют за упор на повторение при небольшом количестве логических заданий, из-за этого ее даже называют несколько устаревшей.

«Школа России» — традиционная программа, которая существует десятки лет и успела себя зарекомендовать во многих школах. Она направлена на отработку базовых навыков, которые будут необходимы ребенку в средней школе: чтения, счета, письма. Пособия развивают речь и расширяют словарный запас, а прописи дают возможность корректировать почерк на разных этапах обучения. Программа простая и понятная, но многие критикуют ее за несоответствие требованиям времени — «Школа России» содержит небольшое количество заданий на развитие эмоционального интеллекта ребенка, воображения и творческих способностей».

Начальная школа XXI века

Программа доктора педагогических наук Н. Ф. Виноградовой рассчитана на высокий уровень подготовки и сильных школьников. В ее основе — труды Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.

Программа ставит цель — научить ребенка быть исследователем наравне с учителем, получать знания самостоятельно. Уроки построены так, чтобы школьники учились думать, развивали эрудицию и кругозор, участвовали в активной исследовательской работе, где нет места «зубрежке».

Обучение по программе подразумевает переход от простого к сложному, предлагается много заданий на развитие логического мышления и воображения в игровой форме.

При этом большое количество учебников, рабочих тетрадей, проектов требуют полной включенности родителей в учебный процесс, чтобы ребенок не запутался и продолжал получать знания системно.

«Начальная школа 21 века» (по Н. Ф. Виноградовой) ориентирована на детей, которые перед школой уже прошли подготовку и обладают определенными навыками. Как показывает практика, не все справляются, так как уже в первом классе учеников знакомят с азами умножения и деления. Также их ждет большой объем текстов для чтения. Родители отмечают трудность в заучивании правил, которые «растворены» на страницах учебника и не выделены особым образом».

Планета знаний

Задания поделены на блоки: информационный поиск, творческие задания, работа в паре, интеллектуальный марафон. Информационный поиск предполагает работу детей со справочной литературой и интернетом. А интеллектуальный марафон включает сложные, но увлекательные задания к каждой теме. Правда, оба приема требуют помощи взрослых.

Читайте также:
5 лучших антивирусных программ

Цель программы — создать для познавательного интереса школьников комфортные условия, в которых новые знания приобретаются с удовольствием.

Критикуют «Планету знаний» за недостаток теоретической базы: в учебниках отсутствуют пояснения и правила. Чтобы освоить тему, придется потратить немало времени на самостоятельный поиск информации. К тому же для прохождения программы первоклассник уже должен уметь считать и читать.

«В программе „Планета знаний“ задания делятся на базовые, которые должны выполнить все дети, и более сложные, которые направлены на расширение кругозора — они опциональны. К учебникам выпущены электронные приложения, что позволяет сделать уроки более интересными. Первый год является адаптационным, и первоклассников не загружают большим количеством упражнений.

Во втором-четвертом классах объем работы увеличивается. Ее выполнение может требовать больше времени, и зачастую детям необходима помощь. В целом „Планета знаний“ уделяет большое внимание проектной деятельности и активному вовлечению ребенка в процесс учебы».

РИТМ

РИТМ означает: Развитие — Индивидуальность — Творчество — Мышление. Развитие этих навыков и является целью программы.

Авторы предполагали, что «Ритм», в первую очередь, должен раскрывать индивидуальные способности учеников, поэтому задания варьируются по сложности. Сами учебники по предметам составлены для детей с различными «точками отсчета» в подготовке. Это дает учителям большую свободу действий в работе с классом.

В образовательный процесс включены мультимедийные технологии, призванные поддерживать познавательный интерес и развивать способности к поиску и анализу информации, самостоятельность и творческое мышление.

Особое внимание уделяется нравственному воспитанию, этическим нормам, уважительному отношению к другим народам и культурам.

В числе минусов программы называют неспешный темп изучения тем и постоянный возврат к пройденному, что заставляет детей скучать. В учебниках встречается канцелярит — язык, сложный для восприятия.

«Программа построена таким образом, чтобы вызвать у ребенка искренний интерес к учебе, мотивировать к познанию. Задания разного уровня сложности позволяют найти для каждого такую задачку, с которой он справится. Например, по русскому языку и литературе разработано сразу несколько учебных пособий. Тексты и упражнения направлены на формирование личностных качеств и нравственных ценностей ребенка».

Перспектива

Автор программы — доктор педагогических наук, математик, лауреат премии Президента РФ в области образования Людмила Петерсон. В основе программы — любимый ею «деятельностный подход», где учитель выступает помощником и наставником, а открыться знаниям ребенок должен самостоятельно.

«Перспектива» не предусматривает готовых алгоритмов, вариантов ответа, школьник ищет и предлагает решения в процессе исследовательской работы и коммуникации со взрослыми и одноклассниками. Любая тема ставит некую проблему, решая которую, ученики получают знания. В этом раскрывается принцип «Хочу учиться!»: главный двигатель учебы — любопытство детей.

Есть и другие принципы: развитие коммуникативных навыков у детей, помощь в культурном и нравственном самоопределении.

Программа довольно сложная не только для детей, но и для педагогов. Им придется изучить много нового методического материала и пройти специальный курс подготовки. Отмечают также непоследовательность изложения учебного материала в учебниках программы.

«Перспектива» уделяет больше внимания индивидуальности ученика, что ценно. Учебники наполнены игровыми упражнениями, заниматься по ним интересно. Особый акцент программа делает на формировании речевых навыков первоклассников: умении писать, читать, слушать и понимать других, объясняться самим. Однако местами программа предполагает дополнительную работу, направленную на повторение или закрепление пройденного материала. Может понадобиться помощь взрослых».

Система Эльконина — Давыдова

Единственная развивающая программа, включенная в список рекомендованных ФГОС. Авторы системы — советский педагог и психолог Д. Б. Эльконин и его ученик и сподвижник, профессор, вице-президент Российской академии образования В. В. Давыдов. В своих работах они отталкивались от значения игры в обучении младших школьников.

Программа ставит целью научить ребят самостоятельно определять учебные задачи и методы их решения, проводить самоанализ. Дети получают знания в процессе дидактических игр, дискуссий и экспериментов. Поэтому и домашние задания сведены к минимуму: процесс построен на совместной работе школьников в классе.

Ученики сами определяют критерии оценки и по ним оценивают достигнутые результаты, а учитель выставляет баллы согласно придуманной ребятами шкале. Задача педагога в условиях реализации программы — выстроить партнерские отношения с классом и сплотить детей.

Минус программы в том, что при переходе в пятый класс у учеников могут возникнуть сложности с привыканием к традиционным учебно-методическим комплексам. Игровой формат и отсутствие оценок вызывают недоумение у родителей, ориентированных на традиционную систему обучения.

«Главное преимущество программы „Эльконина — Давыдова“ в том, что она ставит в приоритет не получение отметок, а развитие ребенка, учит анализировать и оценивать свою работу. Знания даются детям не в „готовом виде“, а в форме дискуссии — так школьники учатся самостоятельно находить ответы на вопросы. Все обучение строится на основе выдвижения гипотез и живого обсуждения. Дети много взаимодействуют в группах, благодаря чему информация воспринимается лучше, развивается вариативность мышления и навык совместной работы. Но далеко не все согласны с отсутствием традиционной системы отметок и довольно сложными текстами учебников, поэтому программа является предметом споров среди родителей и принятия среди педагогов».

Ольга Сорока — учитель начальных классов «Ломоносовского лицея» в Ногинске, победитель конкурса для учителей частных школ «Вклад учителя 2021». С «Педсоветом» Ольга поделилась размышлениями, как важна для учителя поддержка семьи, почему ее вдохновляет роль первой учительницы и что значит победа во всероссийском конкурсе.

Продуктивная команда — залог успеха любого образовательного учреждения. Вопрос в том, как её собрать? Галина Ларионова, HR-эксперт в образовании, эксперт программы «Директорская» рассказывает, какие шаги предпринять руководителю, чтобы найти нужных людей и не ошибиться с выбором.

Источник: xn—-dtbhvcrdbcoh1a.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru