Как вы понимаете термин драматургия досуговых программ

Идея (Что хочет сказать автор?) – это основной вывод, мысль автора; оценка изображаемых событий.

Тема обычно задана с самого начала. А к идеи, как к общему выводу сценаристу и режиссеру следует постепенно подвести участников и зрителя.

набор материала и композиционное построение сценария.

2. Композиция – (соединение, расположение) – построение художественного произведения.

Экспозиция- ввод действие, короткий рассказ о событии

Основное действие – часть подчинение следующим законам: строгая лаконичность построении и развития темы; каждый эпизод должен быть связан по смыслу с предыдущим и последующим номером

Нарастание действие – заданное экспозицией и завязкой действие развивается по нарастающей кульминации.

Кульминация – вершина развития действия в сценарии, высшая точка эмоционального воздействия.

Развязка – выполняет функцию завершения сюжетной линии сценариста.

Финал – следует за развязкой, означает полное завершение сценического действия, он служит средством подведения итогов.

Основы драматургии

Сценарии КДП создаются 2-мя способами: собирательным и избирательным.

Собирательная типизация- та при которой, автор создает обобщенный образ, на реальной основе. Задача сценариста – создание воображаемого образа, несущего в себе обобщение – характер современный + герой

Избирательная типизация – предлагает на примере рассказа о каком-либо человеке, предложить образ жизни многих людей.

К элементам активизации относятся:

Прямое обращение к аудитории, коллективное исполнение песен, вынос знамени, вопрос к аудитории

Импровизация в массовых действиях побуждает инициативу людей, создает атмосферу и не принужденную общение людей; снимает барьер между зрительным залом и сценой

Одним из способов импровизации является, внесения в сценарий алиментов игры

Задача сценариста КДП — создать оригинальное художественное произведение путем соединения выразительных различных средств: стихотворений, музыки, песен, фрагментов спектакля и кино фильмов в единую композицию, подчиненную общему замыслу и идеи.

Вывод:Понять механизм построения сценария культурно-досуговой программы значит научиться программировать действие, режиссерски управлять им, сознательного его строить, а следовательно, управлять сознанием, формировать духовный и культурный мир общества.

Рекомендуемая литература

1. Культурно-досуговая деятельность: Учебник для вузов/ Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998.

2.Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина — XXвв.) учеб. пособие / В.М. Рябков, Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер» 2008.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение драматургии культурно-досуговых программ.

2. Назовите специфические особенности драматургии культурно-досуговых программ.

3. Перечислите основные этапы работы над сценарием.

Источник: 4-i-5.ru

Основы драматургии. Очень просто.

Дашковская О.Д. Организация досуговой деятельности: текст лекций

веселые старты, комбинированные эстафеты, спор тивные конкурсы.

Считается, что чем крупнее форм а досугового мероприятия, тем больше

объем методов и средств, задействованных в нем.

Самой крупной формой досуга является праздник.

Основные этапы в технологии досуговой деятельности.

Технология досуговой деятельности включает несколько основных

этапов, которые необходимо учитывать всем организаторам досуга.

Подготовительный этап представляет моделирование и построение

досуговой программы. Сначала необходимо четко сформулировать цель

планируемого мероприятия. По статистике, всего 11,6% специалистов точ но

называют цель проводимой ими программы

. Отсюда можно сделать вывод

об эффективности остальных мероприятий, ведь основным критерием эф —

Читайте также:
Как закрыть доступ в интернет программе zbrush

фективности является соответствие конечного результата по ставленной цели.

Перед организаторами встает задача добиться от участников понимания

целесообразности общей работы, вызват ь у каждого из них глубокую

заинтересованность в осуществлении поставленной задачи.

Подготовительный этап предполагает анализ известных досуговых

программ, их отличительных особенностей и перенесение целого

мероприятия или его oэлем ентов вoместные условия. Также необходимо

организатора. При этом необходимо ввести элементы новизны в oследующие

условия, сценарный ход, использование современных аудиовизуальных

иoдругих техни ческих средств. В результате будет создана новая ( авторская)

модель программы.

Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – М., 2002. С. 31.

Построение досуговой программы начинается с творчес кого замысла

драматурга. Драматургия здесь выступает в качестве концепции сюжетно-

образного построения и проведения программы как массового действа. Если

в театральном искусстве в качестве исходного материала выступает пьеса,

которая строится на основе художественного вымысла, то в досуговой

деятельности исходным является сценарий, сформированный на основе

реального фактического материала (документов, событий, персоналий). В

театре драматургическая концепция определена границами пьесы, а в

досуговой программе – общественно значимым событием , выраженным в

художественной форме. Сценарий досуговой программ ы не является

самостоятельным литературным произведением. Будучи литературной

основой будущей постановки, он является не догмой, а руководством к

действию, поэтому он может быть изменен, доработан, дополнен новыми

материалами.

Воплощением досуговой программ ы занимается режиссер. В его задачи

входит идейное истолкование сценария драматурга, его творческая

интерпретация, распределение ролей, решение постановки во времени и

пространстве, проведение репетиций, подбор выразительных средств

(музыки, света, костюмов, декораций).

Основной этап – проведение программ ы – представляет собой самую

сложную и ответственную работу для всех участников.

Кл ас си че ск ая с тр ук ту ра ко мп оз иц и и до су го во й пр ог ра мм ы состоит из

нескольких элементов:

• э кспозиция – начало события, задача которого состоит в погружении в

атмосферу мероприятия, подготовка к восприятию, установление режима

общения ( представление гостей, церемониал знакомства, звуковые, световые,

технические эф фекты, которые сопровождают начало досугового

мероприятия);

• з ав язка – исходное событие, в котором заложено начало

драматического конфликта, своего рода пролог дальнейшего действа,

заставляющего следить за развитием событий;

• основное развитие действия – самая обширная часть сценария, в

которой укладывается практически весь сюжет программы (его

длительность определяется сюжетным ходом ). Основная часть программы

может быть рассыпана по композиции дела, может быть собрана в один блок

(общие песни, коллективные игры, конкурсы, забавы и аттракционы, танцы,

концертные номера и выступления, сюрпризы);

• кульминация – наивысшая точка э моционального накала участников

досуговой программы, смысловой центр ком позиции (хореографическая

композиция с факелами, фейерверк и т.п.);

• развязка – завершение сюжетной линии мероприятия

(заключительное событие, подведение итога, разрешение конфликта,

завершение сюжета);

• финал – это ф рагмент полного завершения сценического действия

(бурные аплодисменты, фейерверк, награждение, раскрытие секретов,

коллективная оценка, принятие решения, общая песня и т.п.).

И, наконец, заключительный этап работы над программой – анализ ее

проведения. От него во мно гом зависит качество последующего

мероприятия. Если в ходе анализа обнаружи ваются недостатки, ошибки,

промахи, то необ ходимо предусмотреть все возможные меры, которые

устранили бы их повторение. Анализ программы завершаетс я общими

выводами и предложениями, реком ендациями по устранению недостатков.

Умение глубоко проанализировать весь ход подготовки и прове дения

программы и результаты проделанной работы являются одним из важнейших

показателей уровня профессионального мастерства досугового работника.

Номер как единица действия досуговой программы.

Читайте также:
Что такое консенсус терпимость к другим конкуренция идей и программ

Номер – это наиболее мелкая единица действия в досуговой программе.

Номера объединяются в эпизоды, а эпизоды — в единое пред ставление.

Соединение отдельных номеров в эпизоды, а эпизодов в представление

осуществляется за счет м етода творческого м онтажа. Существует несколько

принципов монтирования элементов досуговой программы между собой:

рациональный ( за счет факторов разумности — технических возможностей

использования костюмов и профессиональных артистов и т.п.), эмоциональ —

ный (обусловливается фактором режиссерского настроя, творчес кого полета

и профессиональных способностей режиссера) и со бытийный (основанный

на логике хода событий).

Номер а подразделя ются на несколько групп: речевые , пласти че ские,

му зык аль ные , ор иги нальны е

Речевые номера основаны на литературном материале (поэзия, проза) и

могут звучать в нескольких интерпретациях — на понят ном и непонятном

языке, традиционном национальном или ино странном языке, или на

«тарабарском», представляющем собой набор случайных или специально

запланированных звуков и слогов, понимаемых слушателями только на

уровне музыки произ ношения, интонаций и ритмики. Главным

выразительным сред ством является слово, которое может быть усилено

музыкальными, хореографическим и пластическими вставками.

Музыкальные номера представляют собой песенный жанр, ин-

струментальный, частушечный. В песенных номерах основным

выразительным средством является вокал, который также может

сопровождаться хореографическим, пластическим, световым и

пиротехническим эффектами.

Гру ппу пла стичн о-хоре ографи чески х номе ров пре дстав ляют танец,

пантомима, акробатика. Танцевальные номера наиболее на сыщены

динамикой. Однако, выбирая танцевальный номер, не обходимо, чтобы в не м

четко прослеживалось драматургическое начало — по лексике, по смыслу, по

эмоциональному настроению.

Третьякова Т.Н.Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме. – М., 2008. С.

К оригинальным номерам относятся цирковые (жонглирование, фокусы,

иллюзии, дрессировка) или номера, основанные на ори гинальном подхо де к

испол ьзова нию выразите льных средств ( буффонада, клоунада,

звукоподражание, игра на необычных инструментах и т.п.).

В практической деятельности часто используются синтетические

номера, включающие в себя различные виды разных групп номеров

(сочетание хорового пения с танцевальными номерами, скоморошеством и

ряжеными, своих монологов с широким охватом зрительской аудитории).

В ка ждой г руппе номер ов есть сво и вид ы:

— монолог (наиболее часто применяемый вид речевого но м ера:

вступительное слово, речь ведущего, связки между номерами, комментарии

ведущих к игровым или конкурсным мероприятиям);

— интермедия или сценка, подразумевающая участие не менее двух

персонажей (интермедия — очень короткая сценка, выступа ющая в качестве

связующего звена м ежду основными элементами постановки; сценка —

более серьезный элемент продолжитель ностью до 20 мин, претендующий

иногда на самостоятельное сце ническое действие или выступающий в

качестве связующего зве на между основными элементами анимационной

— массовка (массовая сцена, выражающая объединение людей против

одного соперника, это единое действующее лицо, а не группа персонажей,

где царит атмосфера единодушия высказыва ний действий);

— речевая массовка строится в виде переклички между ее члена ми

(различают два вида переклички: перекличку-продолжение, когда массовка

выражает одну и ту же мысль, как один человек на основе непрерывно

льющейся речи, создающей иллюзию раз говора одного человека разными

тембрами, что достигается за счет заданных темпа и ритма, сохранения

единой тональности и громкости звучания речи, продолжения последующей

реплики на основе льющейся речи предыдущего актера; перекличка-подхва —

тывание, применяемая внутри массы на основе элементов оспа ривания).

Идейной основой построения номера являются актуализация духовных

ценностей, рождение у зрителя чувства причастности к переж иваниям и

Драматургия культурно-досуговых программ — презентация

  • Драматургия культурно-досуговых программ.

Первый слайд презентации: Драматургия культурно-досуговых программ

Драматург вовсе не обязательно должен знать людей; он должен их чувствовать

Читайте также:
Как сбросить программу индезит wisl 102

Драматургия культурно-досуговых программ.

Изображение слайда

Слайд 2: Что же такое драматургия?

Что же такое драматургия?

Изображение слайда

Слайд 3: А драматургия культурно-досуговых программ?

А драматургия культурно-досуговых программ?

Изображение слайда

Слайд 4: Ее значение можно рассматривать двояко:

драматургия — это сюжетно-образная концепция программы, будь то просмотр спектакля, кинофильма, эстрадного номера, обряда и др. драматургия — это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действо создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.

Ее значение можно рассматривать двояко:

Изображение слайда

Слайд 5

С точки зрения драматургии, культурно-досуговая программа — это результат традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей.

Драматургия культурно-досуговых программ

Изображение слайда

Слайд 6: В чем состоит отличие драматургии досуговых программ от театра?

В чем состоит отличие драматургии досуговых программ от театра?

Изображение слайда

Слайд 7: В туристской анимации

творчество бесплатное и оплачиваемое творчество основано на добровольности и самодеятельности участников драматургическое творчество осуществляется коллективно («коллективная самодеятельность») драматургия программ оперативна, ее формы подвижны степень оперативности решаемых учреждением культуры задач создает необходимость использования в драматургии литературно-художественных произведений или их фрагментов В театре творчество оплачиваемое творчество драматурга является профессиональной деятельностью творчество драматурга индивидуально создание пьесы требует длительного времени творчество драматурга — оригинальное творчество

В туристской анимации

Изображение слайда

Слайд 8: В туристской анимации

В театре драматургия культурно-досуговых программ документальна построение драматургии осуществляется по эпизодам задача драматурга — создать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие в драматургии используется все многообразие выразительных средств (драматургия — синтез искусств) использование документального материала — возможный для драматурга путь, но не обязательный. В основном творчество драматурга представляет художественный вымысел построение драматургии по актам задача художника — создать пьесу, спектакль, имеющий художественную ценность (произведение искусства ) театральная драматургия синтетична

В туристской анимации

Изображение слайда

Слайд 9: Что является основной формой драматургии культурно-досуговых программ?

Что является основной формой драматургии культурно-досуговых программ?

Изображение слайда

Слайд 10: В туристской анимации

использование документального и художественного материала вызывает необходимость применения метода монтажа (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка ) в драматургии герой — конкретный, реальный человек или художественный образ задача драматурга — выявить социальные черты конкретного человека оригинальное творчество обязывает драматурга следовать основным законам аристотелевской драмы герои — художественный обобщенный образ наделить конкретного героя социальными чертами, создать типический образ В туристской анимации В театре

В туристской анимации

Изображение слайда

Слайд 11

В культурно-досуговой деятельности исходным является сценарий, сформированный на основе реального фактического материала (документов, событий, персоналий ). Вследствие этого режиссер театральной постановки проделывает путь от пьесы к жизни, а режиссер культурно-досуговой программы – от жизни к пьесе (сценарию). В театре драматургическая концепция определена границами пьесы, а в культурно-досуговой программе – общественно значимым событием, выраженным в художественной форме.

Драматургия культурно-досуговых программ

Изображение слайда

Слайд 12

К специфическим особенностям драматургии культурно-досуговых программ относятся: • профессиональная ограниченность творчества сценариста рамками конкретного общественного события; • осуществление драматургического творчества – как индивидуального, так и коллективного; • публицистический литературный характер (оперативный и динамичный, злободневный, остроактуальный); • наличие документальной основы (обязательное включение в сценарий фактов из жизни конкретной аудитории); • использование в содержании многообразия выразительных средств: различных видов искусства, включая самодеятельное творчество; документальных материалов; • герой драматического произведения – наш современник или его художественный образ, построенный на прототипе-современнике; • неразрывное единство драматургического замысла и реального воплощения на уровне создания сценария; • широта спектра обстоятельств воплощения (не только сцена, но и улица, зрительный зал, площадь города, спортивная арена, зал ресторана и т. д.).

Драматургия культурно-досуговых программ

Изображение слайда

Слайд 13

Процесс создания сценария — основной этап на пути создания культурно-досуговой программы.

Источник: showslide.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru