Идея (Что хочет сказать автор?) – это основной вывод, мысль автора; оценка изображаемых событий.
Тема обычно задана с самого начала. А к идеи, как к общему выводу сценаристу и режиссеру следует постепенно подвести участников и зрителя.
набор материала и композиционное построение сценария.
2. Композиция – (соединение, расположение) – построение художественного произведения.
Экспозиция- ввод действие, короткий рассказ о событии
Основное действие – часть подчинение следующим законам: строгая лаконичность построении и развития темы; каждый эпизод должен быть связан по смыслу с предыдущим и последующим номером
Нарастание действие – заданное экспозицией и завязкой действие развивается по нарастающей кульминации.
Кульминация – вершина развития действия в сценарии, высшая точка эмоционального воздействия.
Развязка – выполняет функцию завершения сюжетной линии сценариста.
Финал – следует за развязкой, означает полное завершение сценического действия, он служит средством подведения итогов.
Основы драматургии
Сценарии КДП создаются 2-мя способами: собирательным и избирательным.
Собирательная типизация- та при которой, автор создает обобщенный образ, на реальной основе. Задача сценариста – создание воображаемого образа, несущего в себе обобщение – характер современный + герой
Избирательная типизация – предлагает на примере рассказа о каком-либо человеке, предложить образ жизни многих людей.
К элементам активизации относятся:
Прямое обращение к аудитории, коллективное исполнение песен, вынос знамени, вопрос к аудитории
Импровизация в массовых действиях побуждает инициативу людей, создает атмосферу и не принужденную общение людей; снимает барьер между зрительным залом и сценой
Одним из способов импровизации является, внесения в сценарий алиментов игры
Задача сценариста КДП — создать оригинальное художественное произведение путем соединения выразительных различных средств: стихотворений, музыки, песен, фрагментов спектакля и кино фильмов в единую композицию, подчиненную общему замыслу и идеи.
Вывод:Понять механизм построения сценария культурно-досуговой программы значит научиться программировать действие, режиссерски управлять им, сознательного его строить, а следовательно, управлять сознанием, формировать духовный и культурный мир общества.
Рекомендуемая литература
1. Культурно-досуговая деятельность: Учебник для вузов/ Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998.
2.Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина — XXвв.) учеб. пособие / В.М. Рябков, Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер» 2008.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение драматургии культурно-досуговых программ.
2. Назовите специфические особенности драматургии культурно-досуговых программ.
3. Перечислите основные этапы работы над сценарием.
Источник: 4-i-5.ru
Основы драматургии. Очень просто.
Дашковская О.Д. Организация досуговой деятельности: текст лекций
веселые старты, комбинированные эстафеты, спор тивные конкурсы.
Считается, что чем крупнее форм а досугового мероприятия, тем больше
объем методов и средств, задействованных в нем.
Самой крупной формой досуга является праздник.
Основные этапы в технологии досуговой деятельности.
Технология досуговой деятельности включает несколько основных
этапов, которые необходимо учитывать всем организаторам досуга.
Подготовительный этап представляет моделирование и построение
досуговой программы. Сначала необходимо четко сформулировать цель
планируемого мероприятия. По статистике, всего 11,6% специалистов точ но
называют цель проводимой ими программы
. Отсюда можно сделать вывод
об эффективности остальных мероприятий, ведь основным критерием эф —
фективности является соответствие конечного результата по ставленной цели.
Перед организаторами встает задача добиться от участников понимания
целесообразности общей работы, вызват ь у каждого из них глубокую
заинтересованность в осуществлении поставленной задачи.
Подготовительный этап предполагает анализ известных досуговых
программ, их отличительных особенностей и перенесение целого
мероприятия или его oэлем ентов вoместные условия. Также необходимо
организатора. При этом необходимо ввести элементы новизны в oследующие
условия, сценарный ход, использование современных аудиовизуальных
иoдругих техни ческих средств. В результате будет создана новая ( авторская)
модель программы.
Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – М., 2002. С. 31.
Построение досуговой программы начинается с творчес кого замысла
драматурга. Драматургия здесь выступает в качестве концепции сюжетно-
образного построения и проведения программы как массового действа. Если
в театральном искусстве в качестве исходного материала выступает пьеса,
которая строится на основе художественного вымысла, то в досуговой
деятельности исходным является сценарий, сформированный на основе
реального фактического материала (документов, событий, персоналий). В
театре драматургическая концепция определена границами пьесы, а в
досуговой программе – общественно значимым событием , выраженным в
художественной форме. Сценарий досуговой программ ы не является
самостоятельным литературным произведением. Будучи литературной
основой будущей постановки, он является не догмой, а руководством к
действию, поэтому он может быть изменен, доработан, дополнен новыми
материалами.
Воплощением досуговой программ ы занимается режиссер. В его задачи
входит идейное истолкование сценария драматурга, его творческая
интерпретация, распределение ролей, решение постановки во времени и
пространстве, проведение репетиций, подбор выразительных средств
(музыки, света, костюмов, декораций).
Основной этап – проведение программ ы – представляет собой самую
сложную и ответственную работу для всех участников.
Кл ас си че ск ая с тр ук ту ра ко мп оз иц и и до су го во й пр ог ра мм ы состоит из
нескольких элементов:
• э кспозиция – начало события, задача которого состоит в погружении в
атмосферу мероприятия, подготовка к восприятию, установление режима
общения ( представление гостей, церемониал знакомства, звуковые, световые,
технические эф фекты, которые сопровождают начало досугового
мероприятия);
• з ав язка – исходное событие, в котором заложено начало
драматического конфликта, своего рода пролог дальнейшего действа,
заставляющего следить за развитием событий;
• основное развитие действия – самая обширная часть сценария, в
которой укладывается практически весь сюжет программы (его
длительность определяется сюжетным ходом ). Основная часть программы
может быть рассыпана по композиции дела, может быть собрана в один блок
(общие песни, коллективные игры, конкурсы, забавы и аттракционы, танцы,
концертные номера и выступления, сюрпризы);
• кульминация – наивысшая точка э моционального накала участников
досуговой программы, смысловой центр ком позиции (хореографическая
композиция с факелами, фейерверк и т.п.);
• развязка – завершение сюжетной линии мероприятия
(заключительное событие, подведение итога, разрешение конфликта,
завершение сюжета);
• финал – это ф рагмент полного завершения сценического действия
(бурные аплодисменты, фейерверк, награждение, раскрытие секретов,
коллективная оценка, принятие решения, общая песня и т.п.).
И, наконец, заключительный этап работы над программой – анализ ее
проведения. От него во мно гом зависит качество последующего
мероприятия. Если в ходе анализа обнаружи ваются недостатки, ошибки,
промахи, то необ ходимо предусмотреть все возможные меры, которые
устранили бы их повторение. Анализ программы завершаетс я общими
выводами и предложениями, реком ендациями по устранению недостатков.
Умение глубоко проанализировать весь ход подготовки и прове дения
программы и результаты проделанной работы являются одним из важнейших
показателей уровня профессионального мастерства досугового работника.
Номер как единица действия досуговой программы.
Номер – это наиболее мелкая единица действия в досуговой программе.
Номера объединяются в эпизоды, а эпизоды — в единое пред ставление.
Соединение отдельных номеров в эпизоды, а эпизодов в представление
осуществляется за счет м етода творческого м онтажа. Существует несколько
принципов монтирования элементов досуговой программы между собой:
рациональный ( за счет факторов разумности — технических возможностей
использования костюмов и профессиональных артистов и т.п.), эмоциональ —
ный (обусловливается фактором режиссерского настроя, творчес кого полета
и профессиональных способностей режиссера) и со бытийный (основанный
на логике хода событий).
Номер а подразделя ются на несколько групп: речевые , пласти че ские,
му зык аль ные , ор иги нальны е
Речевые номера основаны на литературном материале (поэзия, проза) и
могут звучать в нескольких интерпретациях — на понят ном и непонятном
языке, традиционном национальном или ино странном языке, или на
«тарабарском», представляющем собой набор случайных или специально
запланированных звуков и слогов, понимаемых слушателями только на
уровне музыки произ ношения, интонаций и ритмики. Главным
выразительным сред ством является слово, которое может быть усилено
музыкальными, хореографическим и пластическими вставками.
Музыкальные номера представляют собой песенный жанр, ин-
струментальный, частушечный. В песенных номерах основным
выразительным средством является вокал, который также может
сопровождаться хореографическим, пластическим, световым и
пиротехническим эффектами.
Гру ппу пла стичн о-хоре ографи чески х номе ров пре дстав ляют танец,
пантомима, акробатика. Танцевальные номера наиболее на сыщены
динамикой. Однако, выбирая танцевальный номер, не обходимо, чтобы в не м
четко прослеживалось драматургическое начало — по лексике, по смыслу, по
эмоциональному настроению.
Третьякова Т.Н.Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме. – М., 2008. С.
К оригинальным номерам относятся цирковые (жонглирование, фокусы,
иллюзии, дрессировка) или номера, основанные на ори гинальном подхо де к
испол ьзова нию выразите льных средств ( буффонада, клоунада,
звукоподражание, игра на необычных инструментах и т.п.).
В практической деятельности часто используются синтетические
номера, включающие в себя различные виды разных групп номеров
(сочетание хорового пения с танцевальными номерами, скоморошеством и
ряжеными, своих монологов с широким охватом зрительской аудитории).
В ка ждой г руппе номер ов есть сво и вид ы:
— монолог (наиболее часто применяемый вид речевого но м ера:
вступительное слово, речь ведущего, связки между номерами, комментарии
ведущих к игровым или конкурсным мероприятиям);
— интермедия или сценка, подразумевающая участие не менее двух
персонажей (интермедия — очень короткая сценка, выступа ющая в качестве
связующего звена м ежду основными элементами постановки; сценка —
более серьезный элемент продолжитель ностью до 20 мин, претендующий
иногда на самостоятельное сце ническое действие или выступающий в
качестве связующего зве на между основными элементами анимационной
— массовка (массовая сцена, выражающая объединение людей против
одного соперника, это единое действующее лицо, а не группа персонажей,
где царит атмосфера единодушия высказыва ний действий);
— речевая массовка строится в виде переклички между ее члена ми
(различают два вида переклички: перекличку-продолжение, когда массовка
выражает одну и ту же мысль, как один человек на основе непрерывно
льющейся речи, создающей иллюзию раз говора одного человека разными
тембрами, что достигается за счет заданных темпа и ритма, сохранения
единой тональности и громкости звучания речи, продолжения последующей
реплики на основе льющейся речи предыдущего актера; перекличка-подхва —
тывание, применяемая внутри массы на основе элементов оспа ривания).
Идейной основой построения номера являются актуализация духовных
ценностей, рождение у зрителя чувства причастности к переж иваниям и
Драматургия культурно-досуговых программ — презентация
Первый слайд презентации: Драматургия культурно-досуговых программ
Драматург вовсе не обязательно должен знать людей; он должен их чувствовать
Изображение слайда
Слайд 2: Что же такое драматургия?
Изображение слайда
Слайд 3: А драматургия культурно-досуговых программ?
Изображение слайда
Слайд 4: Ее значение можно рассматривать двояко:
драматургия — это сюжетно-образная концепция программы, будь то просмотр спектакля, кинофильма, эстрадного номера, обряда и др. драматургия — это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действо создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.
Изображение слайда
Слайд 5
С точки зрения драматургии, культурно-досуговая программа — это результат традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей.
Изображение слайда
Слайд 6: В чем состоит отличие драматургии досуговых программ от театра?
Изображение слайда
Слайд 7: В туристской анимации
творчество бесплатное и оплачиваемое творчество основано на добровольности и самодеятельности участников драматургическое творчество осуществляется коллективно («коллективная самодеятельность») драматургия программ оперативна, ее формы подвижны степень оперативности решаемых учреждением культуры задач создает необходимость использования в драматургии литературно-художественных произведений или их фрагментов В театре творчество оплачиваемое творчество драматурга является профессиональной деятельностью творчество драматурга индивидуально создание пьесы требует длительного времени творчество драматурга — оригинальное творчество
Изображение слайда
Слайд 8: В туристской анимации
В театре драматургия культурно-досуговых программ документальна построение драматургии осуществляется по эпизодам задача драматурга — создать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие в драматургии используется все многообразие выразительных средств (драматургия — синтез искусств) использование документального материала — возможный для драматурга путь, но не обязательный. В основном творчество драматурга представляет художественный вымысел построение драматургии по актам задача художника — создать пьесу, спектакль, имеющий художественную ценность (произведение искусства ) театральная драматургия синтетична
Изображение слайда
Слайд 9: Что является основной формой драматургии культурно-досуговых программ?
Изображение слайда
Слайд 10: В туристской анимации
использование документального и художественного материала вызывает необходимость применения метода монтажа (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка ) в драматургии герой — конкретный, реальный человек или художественный образ задача драматурга — выявить социальные черты конкретного человека оригинальное творчество обязывает драматурга следовать основным законам аристотелевской драмы герои — художественный обобщенный образ наделить конкретного героя социальными чертами, создать типический образ В туристской анимации В театре
Изображение слайда
Слайд 11
В культурно-досуговой деятельности исходным является сценарий, сформированный на основе реального фактического материала (документов, событий, персоналий ). Вследствие этого режиссер театральной постановки проделывает путь от пьесы к жизни, а режиссер культурно-досуговой программы – от жизни к пьесе (сценарию). В театре драматургическая концепция определена границами пьесы, а в культурно-досуговой программе – общественно значимым событием, выраженным в художественной форме.
Изображение слайда
Слайд 12
К специфическим особенностям драматургии культурно-досуговых программ относятся: • профессиональная ограниченность творчества сценариста рамками конкретного общественного события; • осуществление драматургического творчества – как индивидуального, так и коллективного; • публицистический литературный характер (оперативный и динамичный, злободневный, остроактуальный); • наличие документальной основы (обязательное включение в сценарий фактов из жизни конкретной аудитории); • использование в содержании многообразия выразительных средств: различных видов искусства, включая самодеятельное творчество; документальных материалов; • герой драматического произведения – наш современник или его художественный образ, построенный на прототипе-современнике; • неразрывное единство драматургического замысла и реального воплощения на уровне создания сценария; • широта спектра обстоятельств воплощения (не только сцена, но и улица, зрительный зал, площадь города, спортивная арена, зал ресторана и т. д.).
Изображение слайда
Слайд 13
Процесс создания сценария — основной этап на пути создания культурно-досуговой программы.
Источник: showslide.ru