О том, что нужно уходить с иностранного проприетарного ПО, серьезные разговоры начались еще в 2014 году. Но, за небольшим исключением, попытки импортозаместиться приводили к очевидным косметическим мероприятиям: заменить Windows на Linux, поставить «Мой Офис», перейти на СУБД Postgres. Что мешает российским компаниям, какие организационные ошибки они совершают при попытках запустить импортозамещение? И как правильно выстроить процесс, чтобы добиться результата?
Для своих клиентов мы разработали и на практике проверили алгоритм действий, минимизирующий риски провала проектов по импортозамещению. Хотим поделиться этой историей.
Сразу оговоримся, что речь пойдет о крупных организациях с развитой внутренней структурой и широким фронтом автоматизации: крупных телекоммуникационных, производственных или финансовых компаниях.
Проблемы реализации программы импортозамещения
Итак, что может сорвать процесс импортозамещения? Первая проблема – это непонимание руководством компании и участниками проекта ключевых mission- и business-critical процессов бизнес-подразделений и поддерживающих служб, их особенностей и ограничений. Выбор правильного ПО напрямую зависит от того, какие бизнес-задачи стоят перед компанией и какие процессы требуют автоматизации.
Импортозамещение SOFTWARE по-российски (или е….й стыд)
В крупных организациях, особенно с низким уровнем цифровизации, процессы могут идти хаотично, с наложением сфер ответственности разных бизнес-подразделений, с дублированием или непрозрачным разделением обязанностей. И вполне может сложиться ситуация, когда запланировали сменить одно ПО на другое, выбили бюджет, ресурсы. И вдруг нарисовался огромный фронт работ в по разгребанию всего этого хаоса.
Вторая проблема – это непонимание участниками проекта функциональных возможностей, решаемых задач и особенностей реализации и функционирования ПО и инфраструктуры. Зачем установлена данная корпоративная система? Кто ею пользуется? Какие бизнес-процессы через нее идут? О каких ограничениях существующей системы известно?
Почему система развернута именно так? Надо отдавать себе отчет, что программные продукты не копируют друг друга до байта, у них разный набор возможностей, разные ограничения и требования. Что при внедрении старого продукта процессы были деформированы под него, и не стоит эту деформацию брать за эталон.
Третья проблема — необходимость планирования исполнения ключевых процессов в рамках «переходного периода» в существующих ИС. Процесс импортозамещения займет какое-то время (причем существенное), и надо позаботиться о митигации рисков иностранного ПО на этот период. Грубо говоря, надо сделать все, чтобы старое ПО не смогло под конец «подложить свинью», перестав вдруг работать или обновляться.
Четвертая проблема — ограниченные компетенции у сотрудников компаний по выбору отечественного ПО к внедрению. Особенно актуальна, если есть желание, чтобы замена системы дополнительно принесла определенные выгоды и преимущества. Без привлечения внешних компаний в качестве экспертов и консультантов здесь не обойтись.
Российские аналоги зарубежного ПО и сервисов | Импортозамещение #itskills #сисадмин
Пятая проблема также связана с возможностями сотрудников. Часто инициативы по импортозамещению разбиваются об ограниченные компетенции и кадровые ресурсы для реализации комплексных, кросс-функциональных интеграционных проектов. Замена ПО затрагивает интересы сразу нескольких участников, как внутренних: бизнес-заказчик, ИТ, ИБ, финансисты, топ-менеджмент, так и внешних: интеграторы, вендоры, консультанты. Обеспечить единый фронт поддержки проекта и скорость принятия решений очень непросто.
Когда проект уже стартовал, всплывает шестая проблема — отсутствие или неэффективная система управления реализацией программы импортозамещения. Вдруг оказывается, что зоны ответственности участников размыты, КПЭ участников плохо определены или вообще отсутствуют. И сразу же начинают срываться сроки, появляется рассинхрон в действиях, который выливается в реальные убытки.
Понятно, что сделать все и сразу невозможно. Отсюда и седьмая проблема — отсутствие приоритизации проектов импортозамещения с учетом угроз, рисков и возможного ущерба конкретного ПО в условиях ресурсных ограничений (денежных, кадровых). Распространенный алгоритм «сделать сначала то, что попроще и побыстрее», оборачивается провалом. Самые серьезные риски обычно находятся там, где затронуты business-critical процессы и требуется большой объем сложной совместной работы.
Каждая из этих 7 проблем поодиночке вполне решаемая, но вместе они становятся непроходимым барьером для проектов подобного рода.
План реализации программы по импортозамещению
У нас выработался следующий план реализации проектов по импортозамещению. Сначала проводим аудит процессов и IT-ландшафта, затем оцениваем угрозы, после планируем реализацию и, наконец, сопровождаем внедрение.
Аудит процессов и IT-ландшафта
В процессе аудита мы первым делом делаем оцениваем покрытие mission- и business-critical бизнес-процессов иностранным (санкционным) ПО и соответствующими объектами ИТ-инфраструктуры. Сюда входит анализ текущего ИТ-ландшафта в связке «бизнес-процесс – домен ИС – конкретная ИС/ модули – ИТ-инфраструктура», формирование карты покрытия бизнес-процессов ИС, а затем и категоризация групп бизнес-процессов и соответствующих ИС, исходя из критичности для бизнеса / обеспечения непрерывности операций. Также мы проводим выявление рисков прерывания критичных для бизнеса бизнес-процессов в связи с использованием иностранного ПО и объектов ИТ-инфраструктуры.
Результатом этого этапа становятся карты бизнес-процессов и соответствующих ИС, long-list угроз (рисков) для mission- и business-critical бизнес-процессов.
Оценка угроз
Следующий этап включает в себя формирование вариантов реализации угроз, связанных с иностранным ПО и объектами инфраструктуры. Что это за варианты? Например, отзыв права использования, прекращение технической поддержки, прекращение доступа к данным, блокировка использования. Отдельно прорабатываются варианты реализации угроз информационной безопасности.
Затем разрабатываются критерии категоризации возможного ущерба в разрезе уровней / приоритетов угроз, после чего проводится сама категоризация.
Для каждого объекта ПО и инфраструктуры высоких уровней критичности проводится оценка возможных уязвимостей для элементов. Сюда входят такие критерии, как доступность исходного кода, наличие известных уязвимостей, договоры на тех. поддержку.
На основе полученной информации уже возможна проработка решении по устранению выявленных угроз для объектов высокого и среднего уровня критичности. На этом шаге происходит формирование перечня отечественного ПО, которое можно использовать в качестве аналога, проводится индикативная оценка сроков и стоимости, идет разработка верхнеуровневых дорожных карт.
Результатом этапа оценки угроз становятся карты угроз для ПО и объектов инфраструктуры, включая сценарии реализации угроз, и верхнеуровневые дорожные карты внедрения.
Планирование реализации
После первых двух этапов становится понятен требуемый объем работ, поэтому можно переходить выделению ресурсов. Планирование реализации программы импортозамещения начинается с формирования проектного офиса с пулом внутренних сотрудников, непосредственно задействованных в проектах.
Параллельно силами привлеченных консультантов ведется формирование целевой ИТ-архитектуры. Определяются потенциальные вендоры для реализации целевой архитектуры и уточняется оценка стоимости. Формируются ТЗ на внедрение целевых систем. В принципе, внешние эксперты могут брать на себя максимум работы, например, поддержку в формировании закупочной документации и ведения закупочного процесса.
Не забываем на этом этапе и о существующих ИС. Требуется разработка процессов «переходного периода» с учетом выявленных угроз текущего иностранного ПО. Нужно запланировать все необходимые мероприятия для обеспечения непрерывности существующих критичных бизнес-процессов.
Результаты этапа: ТЗ на внедрение, закупочная документация, процессы/ мероприятия «переходного периода».
Сопровождение внедрения
Для повышения шансов успешного завершения проектов импортозамещения компаниям стоит использовать внешних консультантов для независимого аудита хода и промежуточных результатов работ. В процессе сопровождения внедрения сначала должна проводиться экспертиза целостности и полноты разработанных проектных артефактов, включая технический проект, интеграции и регламенты.
Затем должна быть дана оценка хода проекта и возможностей достижения целей проекта. Важно, чтобы руководители проекта в течение всего этапа внедрения были обеспечены достоверной информацией о ходе проекта. Это позволит своевременно обнаружить и устранить возникающие проблемы, а в итоге – достичь поставленного результата с заданными сроками и качеством.
Результатом этого этапа является отчет по результатам проекта с оценкой достижения поставленных целей.
Последовательное выполнение этих четырех этапов позволяет справиться с основными проблемами и сосредоточиться на конструктивной составляющей проекта импортозамещения. А главное, это значительно сокращает сроки «переходного этапа» и итоговые затраты на обретение технологической импортонезависимости.
Источник: vc.ru
Подготовка к импортозамещению, или Куда бежать, на что смотреть и к кому обратиться за помощью
В этой статье попробую объяснить, как импорзамещаться (переходить на российское ПО), чтобы все были довольны, и постараюсь более простым языком раскрыть смысл требований актуальной версии приказа Министерства цифрового развития. Также постараюсь разобраться в нескольких скользких моментах и консолидирую список документов, требуемых для предъявления и отчётности перед регулятором при проверке соответствия приказу.
Дисклеймер: разбор имеет вольное толкование формулировок приказа и выражает субъективное видение. Но при этом, искренне надеюсь, что кому-то такие трактовки окажутся ближе и яснее. Увидимся в комментариях.
Источник
Итак, к вам пришло понимание, что вы неизбежно попадаете под категорию организаций, на которые распространяются требования приказа (в вашем уставном капитале доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации превышает 50%, АО с тем же % госучастия и т.д.).
С чего начать
В первую очередь мы с командой в «ЛАНИТ-Интеграции», конечно, внимательно изучаем сам приказ. Признаюсь, мне потребовалось перечитать его N раз для того, чтобы хоть сколько-то разобраться в том, что же хотят от наших заказчиков.
Первыми неявными определениями для меня стали определения импортного ПО, данные в пунктах 4 и 5 приказа. Если упростить, то весь софт, не вошедший в Единый реестр российского ПО и Единый реестр евразийского ПО (дальше буду называть их «реестры»), считается импортным. Исключением является только ПО, разработанное, произведённое и распространяемое российской компанией, в том числе ПО, разработанное непосредственно по вашему заказу сторонней организацией, или ПО самостоятельной разработки (во всех случаях нужны доказательства, а лучше внесение в один из реестров).
Далее в пунктах 6-8 даются определения офисного ПО и ссылка на таблицу, которая содержит список классов ПО, подлежащих замещению. Не стану приводить её в тексте, дабы не засорять контент. Скажу лишь две вещи.
Во-первых, если вы не смогли определить место ПО в таблице, спросите у регулятора – Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ. (Это очень отзывчивые и понимающие люди, готовые помочь разобраться со сложными ситуациями).
Во-вторых, офисный софт делится на две категории. В первой — коэффициент импортозамещения рассчитывается по количеству используемых копий ПО, например, браузер. Вторая относится к информационным системам или подсистемам, и вся ИС, включая клиенты, серверные и клиентские компоненты считается как единица, детально варианты расчёта будут рассмотрены далее в статье.
Коротко о пунктах 9-12. Рекомендуется (на самом деле, это обязательно) планировать всё в соответствии с требованиями приказа, назначить ответственное лицо, занимающее должность, не ниже определённой, изменить свои планы развития и стремиться к импортозамещению, переходить только на ПО, соответствующее пунктам 4-5 приказа.
Пункт 13 — если используете облака, то будьте добры использовать аналоги российского происхождения, но если решили, что российское «не катит», и ваш «иной» облачный продукт соответствует требованиям РФ, то используйте дальше, ответственности не будет.
Пункт 14 — разобраться в предоставленной классификации, на мой взгляд, не способен никто. Куда проще по аналогу из реестров найти свой класс/тип или обратиться к регулятору. Сэкономите время и нервы.
Пункты 15-16 — использовать только ПО, входящее в реестры. Например, если собираетесь использовать «Альт Рабочая станция» или RELS, то всё ПО, входящее в репозиторий, должно быть отдельно включено в реестры. Иначе не считается.
Далее последует подготовка документации в соответствии с рекомендациями приказа. По информации, полученной от регулятора, принимающего результаты работы в рамках рассматриваемого приказа, вся рекомендуемая документация является обязательной к подготовке. Тут много копипасты, но исключительно в благих целях.
Документы
План перехода на отечественное ПО, в оригинале – «…план мероприятий перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, утверждаемых государственной компанией…». В случае отсутствия государственной или коммерческой тайны этот план рекомендуется разместить на официальном сайте компании.
План должен содержать:
- список организационно-технических мероприятий;
- сведения о планируемых финансовых ресурсах с указанием сроков, объемов и источников финансирования, необходимых для эффективной реализации;
- целевые показатели эффективности (в соответствии с таблицей, прилагаемой к приказу);
- полную инвентаризацию и описание всех программных средств (прикладное ПО, системы, утилиты, драйверы — вообще, всё);
- характеристики используемого импортного ПО;
- список замещающего ПО — кандидатов на замещение импортного ПО (личная рекомендация — на каждого импортного выбирать несколько наших, по основным параметрам и характеристикам ПО может подходить на замену, но при внедрении могут вскрыться неприятные тонкости, поэтому иметь план Б всегда хорошо);
- анализ амортизации железа и возможность его использования с ПО из реестров;
- требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам, предъявляемым к различным классам/типам программного обеспечения;
- перечень задач и мероприятий, направленных на устранение факторов и барьеров, препятствующих переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения;
- функциональная классификация АРМ (автоматизированных рабочих мест);
- функциональные, технические и эксплуатационные требования к АРМ;
- оценка требуемых временных и финансовых ресурсов для реализации задач по переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения;
- план мероприятий по организации перехода на преимущественное использование отечественного ПО.
По всем документам, кроме плана мероприятий по организации перехода на преимущественное использование отечественного ПО, отсутствует чёткая форма, требования к формату или детализация требований к содержанию. В связи с этим, предполагается вольная интерпретация, исходя из описания в приказе.
Пункты. 24-25 — по сути то же самое, что в пункты 4 и 5. Если используете ПО, разработанное, произведённое и распространяемое российской компанией, в том числе ПО, разработанное непосредственно по вашему заказу сторонней организацией или ПО самостоятельной разработки, то или внесите его в реестр или будьте готовы предоставить неоспоримые доказательства вышеперечисленного.
Пункты 26-28 — делайте всё возможное для ухода от импортной продукции сейчас и на перспективу, планируйте бюджеты/закупки/внедрение, исходя из целей импортозамещения.
Далее — повторение всего сказанного ранее, общие рекомендации о ведении проекта, ничего обязательного к исполнению.
Важная деталь — в пункте 31, который описывает, какие меры необходимо предпринять в случаях, когда без импортного продукта вам никак.
И, наконец, перейдём к более детальному рассмотрению системы расчёта индикатора эффективности.
Во всё той же таблице 2.2 приказа существует столбец «Наименование целевого показателя». Содержание именно этого столбца определяет способ расчёта индикатора эффективности, и определяется он для каждого класса (типа) ПО.
Разберём два основных случая расчёта показателей эффективности. У вас две системы виртуализации Hyper-V и VMware, индикатор импортозамещения — 0%. Способ расчёта звучит так: «Доля отечественного программного обеспечения, установленного и используемого в государственных компаниях на серверном оборудовании, от общего количества используемых средств обеспечения облачных и распределенных вычислений, %». В этом случае, если вы замените все узлы Hyper-V на Rosa Virtualization, индикатор станет 50%, объёмы виртуализации, количество виртуальных машин в системах и т.д. не играют никакой роли.
У вас используются браузеры Chrome (137), Mozilla (54), Яндекс.Браузер (1200) — итого 1391 клиент установлен в контуре организации, на АРМ или сервере значения не имеет. Способ расчёта звучит так: «Доля пользователей в государственных компаниях, использующих отечественное программное обеспечение, от общего числа пользователей, %». В этом случае индикатор будет равен 86,26%. Здесь всё просто, клиент стоит на АРМ, значит, используется. Пытаться доказывать обратное не имеет смысла.
Все прочие случаи рассчитываются по аналогии.
Также хочу привести пример того, как мы подбирали аналоги в соответствии с требованиями приказа и для получения объективной общей картины, а также поясню, чем мы руководствовались при её составлении. Получилась красивая таблица.
Да, здорово смотрится, но читать её здесь невозможно, поэтому я даю ссылку на оригинал
- Скопировали структуру и названия из оригинальной таблицы приказа.
- Перечислили всё используемое ПО, подходящее под класс (тип).
- Провели инвентаризацию и зафиксировали количество ПО/ИС, для которых будет происходить расчёт индикатора эффективности.
- Привели варианты, предлагаемые для замены текущего ПО.
- Обозначили, входит ли продукт в реестры, является СПО (свободнораспространяемым ПО) или импортным.
- Дали краткую оценку соответствия ФТТ предлагаемого и замещаемого ПО.
- Прописали ключевые ФТТ исходного ПО, те, которым обязательно должно соответствовать предлагаемое ПО.
- Собрали и прописали бизнес-критичность для понимания уровня детализации требований на этапе пилотирования.
- Прописали, имеет ПО или нет нативный дистрибутив для *nix систем. Для ОС пункт выглядит странно, но для специфического софта из разряда 3DS max и его аналогов из реестров, очень актуально. Эта информация необходима для понимания, потребуется использовать vine для портирования ПО или нет.
Заключение
А в заключение хочу обозначить ключевые выводы, которые нам удалось сделать, поработав с импортозамещением, и показать общий подход, сформированный на фоне завершённых проектов.
- Импортозамещение — это существенные изменения, большой проект и как к любым изменениям, к нему нужно быть готовым.
- Подготовка к импортозамещению — не самая простая задача, но предоставленные для её решения инструменты не так уж плохи, если в них разобраться, и я надеюсь, что информация из этой статьи поможет вам в этом.
- В зависимости от размеров инфраструктуры и количества уникальных ИС подготовка может занимать от нескольких недель до полугода.
- Выполнять импортозамещение необходимо итеративно, в противном случае — не избежать потерь.
- Продолжать использовать импортное ПО возможно, но для этого нужны весомые и объективные причины.
- Существует масса высококачественных ИТ-продуктов российской разработки, о которых вам может быть неизвестно, но они вполне способны конкурировать с брендовыми зарубежными решениями.
- Свободное ПО часто оказывается отличной альтернативой использованию известных решений. Их внедрение и поддержка обходятся куда дешевле, чем лицензии зарубежных брендовых ИС.
- Инвентаризация пользовательского и системного ПО
- Классификация систем и ПО в соответствии с требованиями приказа
- Определение списка приоритетных для замещения систем
- Подбор нескольких вариантов замещающего ПО для приоритетных систем
- Проработка ТЗ и плана по пилотированию замещения
- Пилотное замещение
- Оценка эффективности замещения на основании результатов пилота
- Проработка ЧТЗ и документации в соответствии с приказом для боевого замещения приоритетных систем
- Замещение боевых систем
- Подготовка документации в соответствии с требованиями приказа
Кстати, у нас есть вакансии!
- Инженер ИТ-решений
- Инженер MS
Источник: habr.com
Организация импортозамещающего производства: где найти помощь?
Вместе с понятием «санкции» появилось и понятие «импортозамещение». Так как значительный ряд необходимого для добывающей промышленности оборудования купить уже не так просто, государство дало наказ создавать такую продукцию своими силами.
Программу взяли на вооружение. Но в большинстве случаев такие производства нужно создавать буквально с нуля, а это очень сложно сделать без поддержки. Как же государство поддерживает тех, кто решил своими силами заменить импортный продукт?
Как рассказал нам директор некоммерческой организации «Ассоциация машиностроителей Кузбасса» Сергей Никитенко, существует масса программ, благодаря которым импортозамещающие предприятия и компании, которые планируют начать создание такого производства, могут получить финансовую поддержку от государства.
«Для начала стоит отметить приказ Минпромторга № 654 от 31.03.2015 по импортозамещению в отрасли тяжелого машиностроения, подписанный Денисом Мантуровым, с перечнем оборудования, на которое в России нужно обратить внимание.
Это оборудование, которое на 80% и более завозят из-за рубежа. В том числе там есть пункты, касающиеся горнодобывающей промышленности: техника для открытых работ, подземных работ и т. д.
Есть также программа Минпромторга по целевому финансированию проектов по освоению импортозамещаемого оборудования в рамках кластеров (Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 года № 41 «Правила предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции в целях импортозамещения»).
Поддержку оказывает и Фонд развития промышленности, программы которого ориентированы на модернизацию российской промышленности, организацию новых производств и обеспечения импортозамещения.
Фонд поддерживает масштабные проекты уникальными кредитами — максимум под 5% годовых. А если изготавливаемая компанией продукция стратегически важна для отрасли и страны в целом, то ставка может доходить до 1% годовых. Кредиты выдают на 3-5 лет.
Есть постановление правительства номер 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства».
Оно предполагает финансирование крупных бизнес-структур, желающих вместе с университетами или с НИИ освоить выпуск импортозамещаемой новой продукции. Выделяют бесплатные, безвозвратные, беспроцентные средства. Объём субсидий немалый — до 300 миллионов рублей на три года реализации проекта.
Существуют также федеральные целевые программы, финансируемые Минобразованием, где есть понятие «Индустриальный партнёр», роль которого играют бизнес-структуры, желающие получить результаты НИОКР, выполненные в НИИ и Университетах. Деньги дают немалые — 30, 40, 50, 60 миллионов рублей на 3 года.
На то, чтобы НИИ и Университеты выполнили НИОКР и результаты передали их Индустриальному партнёру для дальнейшей коммерциализации. Сейчас мы реализуем в рамках ФЦП проект «Разработка технологии эффективного освоения угольных месторождений роботизированным комплексом с управляемым выпуском подкровельной толщи», результаты которого востребованы не только на шахтах Кузбасса и России, но и в Грузии, Индии, Вьетнаме.
Если говорить о малом бизнесе, то есть целый ряд программ Фонда содействия инновациям (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонд Бортника).
Он финансирует самые различные программы, в том числе и по импортозамещению. Наиболее распространённая программа «СТАРТ» предполагает поддержку малых инновационных компаний, которые стремятся коммерциализовать результаты научно-технической деятельности.
Например, одно из наших предприятий, ООО «Инновационные технологии и промышленный инжиниринг», по этой программе осваивает производство теплообменных аппаратов нового поколения для горнодобывающей, химической, атомной промышленностей. Другое предприятие, ООО «ИнТехГорМаш», разрабатывает роботизированный модуль для эффективной добычи полезных ископаемых подземным способом. В тоже время, любое крупное предприятие может вступить в договорённость с малым инновационным предприятием и подать заявку на участие в программе «Кооперация».
Целью Программы является использование потенциала сектора малого наукоёмкого предпринимательства для развития продуктовых линеек средних и крупных технологических предприятий, создания новых и обновления существующих производств на базе инновационных, в том числе не имеющих аналогов, технологий.
Размер финансирования до 25 миллионов рублей на создание образцов новых изделий и отработку технологий буквально во всех отраслях промышленности. Можете замещать импорт, можете делать лучше импорта, есть ведь и понятие «импортоопережение».
Есть отдельные программы поддержки предприятий, которые осваивают продукцию именно на экспорт. На такие проекты деньги дают и Министерства, и Фонд развития промышленности, и тот же Фонд содействия инновациям (программа «Интернационализация»).
Тут и субсидирование затрат, и компенсация затрат за участие в международных выставках. Вам помогут даже перевести продукцию на самолёте в место проведения мероприятия, решить вопросы с таможней, вернуть экспонат назад — и всё это бесплатно. Главное, чтобы предприятие показало свои разработки на международной выставке.
Можно участвовать в специализированных конкурсах. Яркие и полезные проекты наверняка заметят и помогут их продвинуть. Например, можно принять во внимание «Техностарт» — крупнейший в России конкурс индустриальных инновационных проектов.
Нельзя не отметить и поддержку проектов в области экономики.
Например, в настоящее время мы реализуем проект при поддержке Российского научного фонда «Формирование организационно-экономических механизмов комплексного освоения недр в регионах ресурсного типа на основе партнерства науки, власти и бизнеса» (Соглашение № 16-18-10182). Группа специалистов и учёных разрабатывает и экономически обосновывает новые принципы сотрудничества науки, бизнеса и власти на определённой территории, ориентируясь на дальнюю перспективу с учётом тенденций развития мировой экономики.
Для желающих работать по этим программам могу дать простой совет — не забывать значение слова «предприниматель». Предпринимайте попытки сделать что-то полезное и уникальное. В таком случае и поддержка обязательно будет».
Большинство перечисленных программ, всё же больше охватывает крупные предприятия. А о том, как ещё можно получить помощь представителям малого и среднего бизнеса, мы спросили у «Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства». Там нам дали такой ответ.
«За получением поддержки в Корпорацию МСП могут обратиться субъекты малого и среднего предпринимательства всех регионов России, которые работают в различных отраслях промышленности. Корпорация МСП оказывает малым и средним предприятиям финансовую и информационно-маркетинговую поддержку, обеспечивает предпринимателям доступ к закупкам крупнейших заказчиков, а также оказывает правовую и имущественную поддержку.
Финансовая поддержка Корпорации МСП подразумевает предоставление поручительств и гарантий. Гарантийная поддержка доступна субъектам МСП, желающим получить кредиты и займы в банках и иных финансовых организациях, заключивших с Корпорацией соглашение о сотрудничестве. Ещё один продукт Корпорации — предоставление согарантий совместно с РГО (региональные гарантийные организации).
Независимая гарантия может быть предоставлена в размере до 50% от суммы кредитов, а с участием региональной гарантийной организации — до 75% от суммы кредита.
Корпорация МСП предоставляет поручительства в рамках реализации Программы стимулирования кредитования субъектов МСП, реализующих проекты в приоритетных отраслях. По Программе стимулирования кредитования субъектам малого предпринимательства предлагается фиксированная процентная ставка по кредитам в сумме не менее 5 млн рублей на уровне до 10,6% годовых, среднего — до 9,6% годовых. Программа стимулирования кредитования разработана Корпорацией совместно с Минэкономразвития России и Банком России.
С начала 2017 года АО «Корпорация «МСП» развивает направление кредитно-гарантийной поддержки стартап-проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства.
Чтобы представителям малого и среднего бизнеса получить поручительство по Программе стимулирования кредитования субъектам малого предпринимательства необходимо обратиться за предоставлением кредита или займа в уполномоченный банк и, собственно, получить кредит. Список банков можно найти на сайте Корпорации МСП. Необходимо соответствовать требованиям Программы.
Для получения гарантийной поддержки представителям малого и среднего бизнеса необходимо для начала обратиться за предоставлением кредита или займа в банк-партнёр корпорации.
Далее получить предварительное одобрение кредита или займа с условием предоставления гарантии Корпорации. Потом написать заявление на получение независимой гарантии Корпорации в банке-партнёре. Кредит можно будет получить сразу после предоставления гарантии Корпорации МСП.
Заявки на предоставление гарантий рассматриваются Корпорацией в течение 3 рабочих дней.
А для получения кредитных средств по согарантии заёмщику нужно следовать следующей инструкции:
1. обратиться за предоставлением кредита в банк-партнёр РГО и Корпорации МСП;
2. получить предварительное одобрение кредита от банка-партнёра с условием предоставления гарантии Корпорацией МСП и поручительства РГО;
3. обратиться через банк-партнёр в Корпорацию МСП и РГО;
4. получить согласие Корпорации МСП и РГО по участию в сделке;
5. заключить договор».
К слову
В этом году, финалистами основной секции конкурса «Техностар» стали два инновационных проекта, связанных с горнодобывающей отраслью. Это термоэлектрогенератор для автономного электроснабжения систем обнаружения утечек нефти и индукционная нагревательная система для нефтегазовой отрасли.
А финалистом секции АК «Алроса» стал представитель компании «Буровые технологии» с проектом разработки технологии отбора пробы рассыпных месторождений.
Текст: Мария Бобова
Источник: dprom.online