Перекрестное обучение позволяет сотрудникам приобретать важные новые навыки, обеспечивая при этом бесперебойную работу офиса даже в часы пик. В этой статье мы даем определение перекрестному обучению, объясняем его преимущества и предлагаем шаги, которые вы можете предпринять, чтобы обеспечить эффективное перекрестное обучение своих сотрудников.
Что такое кросс-тренинг?
Перекрестное обучение включает в себя обучение сотрудников выполнению некоторых задач другой роли. При перекрестном обучении вы определяете ключевые навыки, необходимые для другой роли, и обучаете других сотрудников этому навыку. Цель перекрестного обучения — гарантировать, что сотрудники могут выполнять задачи, выходящие за рамки их обычных ролей, когда это необходимо. Предприятия используют эту практику для повышения эффективности, гибкости и эффективности персонала.
Например, магазин игрушек может быть особенно загружен в праздничный сезон, поэтому сотрудникам может потребоваться перекрестное обучение тому, как обрабатывать покупки, пополнять запасы товаров, пополнять полки и приветствовать покупателей.
С чего начать создание системы обучения персонала в компании
Преимущества перекрестного обучения сотрудников
Перекрестное обучение сотрудников может помочь в их профессиональном развитии, а также помочь вашему бизнесу в достижении его общих целей. Вот некоторые преимущества перекрестного обучения на рабочем месте. Перекрестное обучение:
Программы для Windows, мобильные приложения, игры — ВСЁ БЕСПЛАТНО, в нашем закрытом телеграмм канале — Подписывайтесь:)
Обеспечивает гибкость
Перекрестное обучение ваших сотрудников гарантирует, что вы не будете полагаться исключительно на определенных людей для выполнения конкретных задач. Обучая других выполнять эти обязанности, вы даете своей команде или отделу больше гибкости, когда один из обычных ответственных лиц отсутствует на работе. Если кто-то болеет, находится в отпуске или уходит в декретный отпуск, у вас есть кто-то, готовый выполнить эту роль, не прерывая производительности.
Мотивирует сотрудников
Предоставляя сотрудникам возможность осваивать новые навыки, вы можете подчеркнуть свои инвестиции в их профессиональное развитие, что может помочь членам команды почувствовать себя более ценными, уверенными в себе и с энтузиазмом на работе.
Способствует внутреннему найму
Сотрудники, проходящие перекрестное обучение, приобретают широкий спектр навыков и обязанностей, которые могут расширить их карьерные возможности в организации. Наблюдая за этим обучением, вы можете лучше сопоставить сильные стороны и навыки отдельных людей с конкретными проектами, отделами или новыми возможностями трудоустройства.
Помогает сотрудникам применять свои навыки
Благодаря перекрестному обучению сотрудники не только осваивают новые навыки; но и как их реализовать. Поэтому, когда им будет предложено использовать эти навыки, они будут уверены, что могут внести положительный вклад в достижение целей отдела.
Как обучать новых сотрудников? / 4 шага в создании системы обучения сотрудников
В некоторых случаях вы можете знать, что сотрудник уже обладает определенным набором навыков, выходящих за рамки его обычной роли. Это прекрасное время для кросс-тренинга.
Улучшает командную работу
Внедрение однорангового перекрестного обучения может способствовать укреплению командного духа в вашем бизнесе. Обучение сотрудников друг друга помогает создать совместную среду, в которой люди более охотно работают вместе. Это также обеспечивает некоторое облегчение для сотрудников, поскольку увеличивает количество людей, к которым они могут обратиться за помощью.
Кроме того, когда важный проект требует совместной работы членов команды, те, кто прошел перекрестное обучение, вероятно, уже имеют представление о стилях работы и личностях друг друга, что должно помочь команде работать более гладко.
7 советов по эффективному перекрестному обучению сотрудников
Вот семь советов, которые помогут вам создать эффективную программу перекрестного обучения для ваших сотрудников:
1. Установите цели вашей программы
При разработке программы перекрестного обучения для вашей организации или команды вам в первую очередь необходимо определить цели. Определение ваших целей поможет вам более четко определить программу, чтобы вы могли адаптировать ее к своим потребностям. После того, как вы установили цели своей программы, поделитесь ими со своими сотрудниками. Сотрудники, которые понимают цель обучения, знают, как не сбиться с пути для достижения большей цели.
Вот некоторые примеры целей:
- Адаптация к изменениям в отраслевых стандартах или правилах
- Повышение гибкости команды или организации в рамках подготовки к напряженному сезону
- Подготовка к организационным изменениям, таким как рост или реструктуризация
2. Определите структуру кросс-тренинга
Есть два типа структур, которые вы можете использовать при перекрестном обучении сотрудников. Ваше решение может зависеть от размера вашего бизнеса или типа сотрудников, за которыми вы следите. Выберите тот, который больше всего подходит для достижения ваших целей и наиболее реалистичен с точки зрения тренировочного процесса. Ваш выбор:
Расширение рабочих мест расширяет рабочие места людей, обучая их задачам того же уровня квалификации, что и их текущая роль. Хотя это обучение не повышает уровень ответственности или полномочий сотрудников, дополнительные обязанности могут внести разнообразие в их работу.
Например, сотрудники, которые выполняют обязанности по обслуживанию клиентов в Интернете или по телефону, могут узнать, как обращаться с покупателями в магазине. С точки зрения перекрестного обучения это помогает бизнесу быть гибким: если количество сотрудников, работающих с персоналом по обслуживанию клиентов, невелико, то супервайзеры могут попросить обученных представителей по телефону заполнить эти должности по мере необходимости.
Повышение по работе
Обогащение работы расширяет рабочие места людей, обучая их задачам, которые наделяют их большей ответственностью или полномочиями. Компания, которая управляет складами, может научить своих продавцов, как обрабатывать входящие поставки и заполнять формы заказов. С точки зрения перекрестного обучения это может помочь бизнесу оптимизировать свои процессы и способствовать внутреннему карьерному росту.
3. Определите сотрудников для перекрестного обучения
Вашими первыми критериями должны быть области бизнеса, которые больше всего нуждаются в перекрестном обучении, независимо от того, недоукомплектованы ли они в настоящее время или будут в будущем, или у них менее опытные сотрудники. Внедряя перекрестное обучение, вы можете помочь решить некоторые из этих проблем и повысить производительность.
Вы также можете идентифицировать участников на основе уровня заинтересованности отдельных сотрудников. Те, кто хочет освоить новые навыки, с энтузиазмом примут участие и обеспечат успех программы.
4. Мотивируйте своих сотрудников к участию
Некоторые сотрудники могут рассматривать перекрестное обучение как дополнительную работу, поэтому попросите их принять этот процесс, поделившись его преимуществами. Помимо помощи всей команде или организации в достижении ее целей, обсудите, как это может помочь каждому сотруднику в достижении их профессиональных целей, таких как карьерный рост.
Вы также можете повысить интерес, позволив людям выбирать, какие роли или обязанности им больше всего интересны в качестве возможностей для роста. Делая это, вы даете им чувство сопричастности к программе. Сотрудники, которые чувствуют, что у них есть выбор, какие дополнительные задачи они берут на себя, вероятно, будут чувствовать себя более мотивированными, чем если бы им была назначена новая обязанность учиться.
5. Используйте самых опытных учителей
Перекрестное обучение работает лучше всего, когда в обучении участвуют самые опытные сотрудники. Это сотрудники, которые лучше всего знакомы с процессами компании, поэтому они могут дать конкретные советы своим стажерам и обеспечить положительный опыт обучения.
Выделите время, чтобы оценить своих более опытных сотрудников и определить, кто, по вашему мнению, может лучше всего обучить других. Вы можете основывать это решение на уровне их опыта или на том, считаете ли вы, что их личность и стиль работы позволяют им быть эффективными тренерами.
6. Свяжитесь с участниками
После того, как ваши сотрудники приняли участие в перекрестном обучении, назначьте встречи один на один, чтобы собрать их отзывы. На встрече спросите их, что им понравилось в программе, где они заметили проблемы и есть ли у них какие-либо предложения по улучшению программы обучения. Вы также можете узнать о любых других возможностях перекрестного обучения, которые им было бы интересно попробовать.
7. Внедрите программу ротации рабочих мест
Как правило, менеджеры и крупные организации используют программы ротации рабочих мест для воспитания будущих менеджеров, уделяя особое внимание лицам с потенциалом для конкретного карьерного роста. Этих людей назначают в разные отделы или функции, чтобы они лучше понимали компанию и то, как она работает.
Понимание того, как различные отделы внутри организации могут помочь этим сотрудникам принимать более эффективные, более стратегические решения, расставлять приоритеты в проектах и целях и относиться к своим сотрудникам с большим сочувствием и пониманием.
Источник: buom.ru
Методы обучения персонала
Любая компания вынуждена вести деятельность в напряжённой внешнеполитической и экономической обстановке. В контексте продолжающейся пандемии проблема сохранения в организации устойчивости, конкурентной позиции и прибыльности обуславливает особую актуальность.
В борьбе за выживание обычно лидируют фирмы, которые изначально уделяли особое внимание обучению, развитию и поддержке персонала. Руководители многих крупных корпораций подчёркивают важность инвестирования в повышение квалификации собственных сотрудников. Оно помогает создать дружную и сплочённую команду профессионалов. Потому что сотрудники – это главный актив фирмы, от которых зависит 90 % успешности бизнеса в целом.
Организация обучения персонала в компаниях
Систематическое обучение и развитие персонала помогает руководителю выработать деловые качества у каждого отдельного работника. А это в свою очередь позволяет легче и эффективнее решать ежедневные бизнес-задачи компании.
Выделяют два вида обучения: узкоспециальное и корпоративное.
Также обучение можно разделить иначе:
- профессиональная переподготовка работников;
- повышение квалификации опытных сотрудников;
- развитие качеств личности (например, лидерство, командообразование, стрессоустойчивость и др.).
Независимо от видов и форм, учебный процесс организуют разными способами. Одни компании приглашают сторонних преподавателей, тренеров, бизнес-коучей, другие привлекают собственных менеджеров по обучению. Средние и малые фирмы часто используют в своей практике смешанные виды обучения, крупные предприятия предпочитают вкладываться в создание собственных учебных центров или корпоративных университетов.
Одним из самых актуальных и перспективных направлений давно стало дистанционное обучение, когда сотрудники слушают лекции в удалённом режиме, участвуют в онлайн-семинарах, решают задания и сдают экзамены при помощи электронных средств обучения. По окончании учебы они обычно получают официальный документ о переподготовке или повышении квалификации.
Методы обучения сотрудников
Слово «метод» переводится с греческого языка как «путь к познанию». В узком смысле термин подразумевает обоснованный способ или подход, используемый для выполнения производственных целей. Так, методы обучения персонала обуславливают повышение рабочего потенциала сотрудников.
В российскую практику активно внедряются западные методы, к которым относятся дистанционное и модульное обучение, деловая игра, рабочие группы, обучение действием и пр.
- универсальностью;
- удобством применения;
- ускорением процесса получения знаний и навыков;
- ориентированностью на разный уровень подготовки персонала;
- поддержанием постоянной обратной связи с наставником.
Поэтому современные методы постепенно вытесняют такие отечественные традиционные формы, как лекция в аудитории, семинары с преподавателем, самостоятельное решение заданий.
Классификация методов обучения
Методы по степени активности делятся на:
- активные, которые требуют от участников максимального присутствия и отдачу (например, деловая игра, мозговой штурм, сторителлинг);
- пассивные, использование которых на занятии подразумевает усвоение информации с помощью слушания, наблюдения, размышления (например, методы Shadowing, Secondment).
Обучающие методы могут применяться не только на отдельном занятии в учебном центре, но и внутри рабочего процесса, в ходе выполнения текущих обязанностей.
Сравнивать методы между собой и пытаться определить, какой из них более эффективный, а какой менее, некорректно. Каждый приём и технология ставят перед собой задачу решить проблему, которая ухудшает положение дел в организации. Поэтому ещё на этапе проектирования программы методист или преподаватель обязаны тщательно изучить назначение используемого ими метода.
Современные формы и методы обучения персонала
Видеообучение представляет собой набор систематизированных уроков, снятых с помощью видеокамеры или специализированной программы, записывающей ход занятия с экрана монитора. Видеообучение часто используется для самообразования.
У большинства людей зрительное восприятие развито сильнее, чем слуховое. Поэтому видеозапись помогает наглядно и продуктивно обучаться различным дисциплинам. В сочетании с другими методами, например с обсуждением, решением практических кейсов, видеообучение позволяет быстро и успешно усвоить большой объём информации даже без отрыва от производства.
Модуль – это отдельный блок или тема в составе большой системы, представляющий собой полноценный и функционально завершённый продукт. Он обеспечивает реализацию каких-либо целевых функций самостоятельно либо в составе других модулей. Направлен на развитие конкретных знаний, умений и навыков. При разработке модулей программы методисты и преподаватели определяют отдельные цели и задачи для каждого из них.
Преимущество метода заключается в том, что он обладает гибкостью, то есть возможностью менять местами последовательность применения и подстраиваться под запросы обучающихся.
Кейсовый метод представляет собой ситуационный анализ деятельности. Данный инструмент обучения предназначен для разбора реальных практических бизнес-процессов на предприятии. Перед слушателями ставят цель разобраться и описать сущность конкретной проблемы, разработать всевозможные способы решения.
Главное отличие кейсов от других методов – это практикоориентированный подход.
Деловая игра – это метод моделирования (копирования) деловой проблемной ситуации, где руководители и специалисты вынуждены принимать решение для её устранения. Она осуществляется по заранее определённым правилам и в режиме активного диалога между участниками игры. Сюжетом деловых игр часто становятся конфликтные ситуации на рабочем месте, информационная неопределённость и др.
После проведения игры, как правило, следует подробный разбор с разъяснениями преподавателя. Для более наглядного усвоения материала часто используют видеозаписи.
Кстати, в УЦ «Что делать Квалификация» деловые игры регулярно проводит сертифицированный бизнес-тренер, эксперт по управлению персоналом Ирина Лялина.
Метод мозгового штурма предполагает активное решение задач участниками группы. За определённый промежуток времени они должны выдвинуть максимальное количество идей и способов разрешения поставленной перед ними проблемы. Затем из всех вариантов выбрать наиболее успешный и реалистичный.
Название метода произошло от английской фразы story telling – «пересказ историй». Сущность метода заключается в том, что говорящий должен рассказать захватывающую и интересную историю из жизни компании. Это облегчает понимание сути происходящих процессов, освобождает от монотонной передачи информации, поддерживает интерес аудитории.