Статья посвящена возможностям реализации инвариантного модуля «Школьный урок» на уроках английского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Возможности реализации инвариантного модуля «Школьный урок» в рамках учебного предмета «Иностранный язык»
Людмила Александровна Матвийчук,
учитель английского языка, МБОУ «Лицей №1», город Шадринск
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ, Федеральным законом о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (принят Госдумой 22.07.2020 г., одобрен Советом Федерации 24.07.2020 г.) и Приказом Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020г. №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» произошли изменения в деятельности образовательных учреждений в части планирования и организации воспитательной работы. Появилось новое требование – разработать специальную программу воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка. Сейчас рабочая программа воспитания включает в себя несколько инвариантных модулей, один из которых — модуль «Школьный урок». Кроме того, данный модуль должен быть включён и в календарно-тематическое планирование по учебному предмету. В связи с этим для каждого учителя на первый план вышел вопрос о возможностях реализации воспитательного потенциала урока.
Видео лекция Инвариантные модули рабочей программы воспитания Часть 1
Реализация учителем воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников, ведущую деятельность. Воспитательный потенциал урока включает следующие группы возможностей:
- Использование воспитательных возможностей организации урока.
- Использование воспитательных возможностей, обусловленных спецификой учебного предмета.
Все это в процессе организации учебной деятельности обеспечивает:
- установление взаимоотношений субъектов деятельности на уроке как отношений субъектов единой совместной деятельности, обеспечиваемой общими активными интеллектуальными усилиями;
- организацию на уроках активной деятельности учащихся, в том числе поисково-исследовательской на разных уровнях познавательной самостоятельности;
- использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. [2]
Основной целью обучения иностранному языку является развитие личности ученика, которая способна и желает участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Отсюда следует, что неотъемлемой чертой любого урока иностранного языка является воспитательный потенциал, цель которого заключена в:
- формировании у ребят уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка;
- воспитании культуры общения;
- поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;
- воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
В рамках реализации инвариантного модуля «Школьный урок» средствами предмета «Иностранный язык» учителя лицея используют следующие формы и методы: метод проектов, метод сотрудничества, коммуникативный метод, интерактивный метод, игровой метод обучения, групповые методы обучения, урок-экскурсию, урок-квест, урок-зачёт.
Ролевая игра — это своеобразный учебный приём, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. [3] Например, во 2 классе эффективным является использование перчаточных кукол, когда происходит знакомство с речевыми образцами приветствия, знакомства, сообщения краткой информации о себе. Помимо формирования грамматических и фонетических навыков в игровой ситуации дети учатся вежливому отношению к собеседнику, понимают, как важно быть внимательными и доброжелательными, уважительно относится к чужим занятиям и увлечениям.
Включение игровых моментов в урок английского языка позволяет оживить атмосферу, вызвать положительные эмоции, активизировать детей. Учащиеся 2-5 классов любят участвовать в играх-соревнованиях, в которых они могут показать свои знания, проявить себя, победить соперников. Здесь на помощь учителю приходит игра «Ручеёк».
Ребятам необходимо вспомнить все новые слова по определенной теме. Затем все учащиеся делятся на 2 группы, участники групп по очереди выходят и записывают по слову. Выигрывает та команда, которая написала больше правильных слов. Такая игра позволяет развивать личную ответственность за успех команды, организовывать учебное взаимодействие в группе, учит поддерживать, помогать и договариваться друг с другом.
В 8 классе при изучении темы «Британские традиции» интерес у ребят вызывает ролевая игра «Английское чаепитие». Учащиеся знакомятся с историей возникновения английской традиции пятичасового чаепития, с фразами-клише, которые используются за столом, смотрят видеофрагмент, а далее разыгрывается ситуация приема гостей, когда каждый поочередно выступает в роли хозяина или гостя. Все это помогает поддержать мотивацию детей к получению знаний, установить доброжелательную атмосферу во время урока и наладить позитивные межличностные отношения в классе.
В рамках работы над темой «Чтение» в 9 классе учащиеся знакомятся с биографиями таких писателей, как Ч. Диккенс, А. Кристи. Прием «Толстый и тонкий вопрос» используется в парной работе, ребята упражняются в составлении «толстых» вопросов, которые требуют развёрнутых ответов, и «тонких» вопросов, которые требуют однозначного ответа «да»-«нет» или просто перечисления фактов. Таким образом происходит отработка умения задавать и отвечать на общие и специальные вопросы. В процессе парной работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, ученики привыкают помогать друг другу и осуществлять контроль над товарищем, а это развивает внимание, способствует развитию чувства коллективизма.
После знакомства с любимыми авторами британских школьников, работы в парах учащиеся готовят сообщения о своих любимых писателях. Следующим этапом работой над темой является чтение рецензии, знакомство с её структурой, составление рецензии в классе и написание рецензии на свою любимую книгу.
Такое задание имеет яркое выраженное воспитательное значение, так как ученик дает оценку этическим поступкам героя, задумывается над чертами его характера, делает вывод, следует ли подражать герою. Сравнивая свое собственное отношение к чтению и книгам с отношением к ним британских сверстников или одноклассников, дети учатся лучше понимать друг друга. Они приходят к выводу о том, что другой не значит плохой. Каждый урок цикла воспитывает уважение, понимание и толерантность к другой культуре.
Образовательный квест – интегрированная технология, объединяющая идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ; сочетающая целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и серии вспомогательных заданий с приключениями и (или) игрой по определенному сюжету. [1] Урок-квест ко Дню матери проводим на параллели 5 классов. Учащиеся делятся на малые группы, в процессе выполнения серии заданий знакомятся с историей возникновения праздника, с английскими пословицами о маме и семье, особенностями празднования этого дня в разных странах, учатся оформлять поздравительную открытку. Такая форма работы способствует воспитанию гордости за свою семью, осознание роли родителей в воспитании детей, развитию таких качеств, как целеустремленность, инициативность, дисциплинированность, самоконтроль, самооценка в процессе коммуникативной деятельности.
При обобщении и систематизации знаний по теме организуем уроки-зачёты, на которых сильные учащиеся или учащиеся старших классов помогают учителю оценить знания грамматических правил, лексики по теме или неправильных глаголов. Ситуация, когда ученик выступает в роли учителя, способствует воспитанию положительного отношения к школе и процессу обучения, учит слушать других, проявлять уважения к старшим, оказывать помощь младшим, корректно и доброжелательно оценивать работу другого человека, использовать принципы уважения человеческой личности, формирует такие качества как самодисциплину, упорство, настойчивость, самостоятельность в учебном труде.
Таким образом, предмет «Иностранный язык» имеет безграничные воспитательные возможности, поскольку иностранный язык используется, и как средство приобщения учащихся к духовной культуре других народов и познания действительности путём иноязычного общения, и как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения. На уроках иностранного языка происходит развитие умений планировать своё речевое и неречевое поведение в процессе диалогической и монологической речи, взаимодействовать с одноклассниками и учителем, выполняя разные социальные роли, сотрудничать, работая в парах и небольших группах.
Источник: nsportal.ru
Реализация модуля «Школьный урок» рабочей программы воспитания в общеобразовательной организации
Нормативные документы
О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся
ст.2 «Воспитание – деятельность, направленная на развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации
обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения»
п. 9.1 ст. 12 Примерная основная образовательная программа включает примерную рабочую программу
воспитания, примерный календарный план воспитательной работы
ст.12.1 В разработке рабочих программ воспитания, календарных планов воспитательной работы имеют
право принимать советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся
3.
Цели и задачи воспитания
реализация воспитательного
потенциала школы, класса,
урока
Цель воспитания в школе –
личностное развитие
обучающихся
вовлечение обучающихся
во внеурочную деятельность,
профориентация
поддержка ученического
самоуправления и детских
объединений
работа с родителями
(законными представителями)
4.
5.
Модули – направления воспитательной работы
модули
инвариантные
вариативные
Не отдельные воспитательные мероприятия, а конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов, организация системы
совместных детско-взрослых дел как предмета совместной заботы
6.
Инвариантные модули
Модуль
• «Классное руководство»
Модуль
• «Школьный урок»
Модуль
• «Курсы внеурочной деятельности»
Модуль
• «Работа с родителями»
7.
Вариативные модули
Модуль
• «Ключевые общешкольные дела»
Модуль
• «Детские общественные объединения»
Модуль
• «Школьные медиа»
Модуль
• «Экскурсии, экспедиции, походы»
• «Организация предметно-эстетической среды»
Мод
уль
8.
9.
Модуль «Школьный урок»
Задача модуля: Использовать в воспитании
детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках
интерактивных форм занятий с учащимися
10.
Модуль «Школьный урок»
Комментарий к ключевому слову в названии
модуля:
Школьный урок – форма организации обучения с
целью овладения учащимися изучаемым
материалом (знаниями, умениями, навыками,
мировоззренческими и нравственно-эстетическими
идеями). Такая форма применяется при
классноурочной системе обучения и проводится
для класса, то есть относительно постоянного
учебного коллектива
11.
Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами
воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
12.
Модуль «Школьный урок»
установление доверительных отношений
между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию
учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
13.
Модуль «Школьный урок»
побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
14.
Модуль «Школьный урок»
привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработка своего к ней
отношения;
15.
Модуль «Школьный урок»
использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через
подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;
16.
Модуль «Школьный урок»
применение на уроке интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих
познавательную мотивацию школьников;
дидактического театра, где полученные на уроке
знания обыгрываются в театральных постановках;
дискуссий, которые дают учащимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
17.
Модуль «Школьный урок»
включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
18.
Модуль «Школьный урок»
организация шефства мотивированных и
эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
19.
Модуль «Школьный урок»
инициирование и поддержка исследовательской
деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, что даст школьникам возможность
приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах
других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
20.
Модуль «Школьный урок»
Целевые индикаторы эффективности реализации модуля
«Школьный урок»:
Ожидаемый
результат
Реализован
воспитательный
потенциал урока
Критерий эффективности
Показатели
Доля реализуемых уроков
(по результатам ВШК)
Доля уроков, построенных
на принципах системнодеятельностного подхода
100%
Интерес обучающихся к
предмету
Не менее 80%
100%
21.
Содержание рабочей программы
3. Тематическое
планирование
Наименование
тем
Мероприятия
рабочей
программы
воспитания
Количество
часов, отводимых
на изучение тем
22.
Пример рабочей программы воспитания
Особенности проектирования
рабочей программы воспитания с
учетом региональной модели
воспитания Курганской области.
Методические рекомендации
23.
Пример рабочей программы воспитания
• Рабочая программа воспитания
МКОУ «Падеринская средняя
общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза
Киселева А.Я.»
Источник: ppt-online.org
«Реализация воспитательного потенциала модуля «Школьный урок»
Воспитательная работа должна проводиться главным образом именно на уроке. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся: развитие самостоятельности, личной ответственности, коммуникабельности, внимательности, организаторских способностей и нравственных качеств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
««Реализация воспитательного потенциала модуля «Школьный урок»»
«Реализация воспитательного потенциала модуля «Школьный урок»
«Воспитание и образование неразделимы. Нельзя воспитывать не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».
Обучение и воспитание — эти понятия стоят в одном ряду, их связывают сотни, тысячи, а может быть, и больше зависимостей, причем достаточно сложных и неоднозначных. Мы не можем на классном часе воспитывать, а на уроке учить. Урок находится в пространстве воспитания, а вместе они являются одним целым и решают одну ключевую задачу- развитие ребенка.
Важнейшей задачей современного воспитания является определение склонностей и способностей, соотнесение их с реальными возможностями и развитие ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития».
Задача модуля: Использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработка своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Источник: kopilkaurokov.ru