Концерт — самый ответственный этап учебной и творческой работы исполнительского коллектива. Это показатель определенных результатов, подведение итогов работы всего коллектива и руководителя. Если на репетициях все время происходит поиск средств выразительности, звучание певческого коллектива все время анализируется, выверяется строй, отрабатывается слаженность звучания, то на концерте звучит окончательный вариант, результат творческих поисков и находок. От концертного выступления и певцы, и зрители должны получить удовлетворение.
Для коллектива концерт — это момент подведения итогов предшествующей работы, поэтому руководителю важно ответственно подойти к вопросу составления концертной программы. Концерт должен быть динамичным, разнообразным, иметь кульминацию. Важно найти разнообразие тематических и жанровых контрастов, которые обеспечат нарастание динамики концерта.
Неразумна перегрузка протяжными и плясовыми песнями, в то же время, если перемешать скорые и медленные песни, концерт потеряет динамичность. Разнообразие в концерт вносят ансамбли, солисты, инструментальные номера. При составлении программы нужно учитывать стилистическое единство песен, тональную и логическую последовательность. Ни одна песня не должна выпасть из контекста программы.
КАК НИНАДА ОРГАНИЗОВЫВАТЬ КОНЦЕРТЫ: 15 ВРЕДНЫХ СОВЕТОВ
Программа зависит от того, какому событию посвящен концерт. Это может быть участие в сборном концерте, фестивале, конкурсе, концерт, посвященной какой-то дате, отчетный концерт народно-певческого коллектива. Каждый раз нужно продумать репертуар, потому что к любому концерту коллектив должен быть готов и выглядеть ярко. Важно учитывать целевое назначение концерта и построить программу так, чтобы она воспринималась публикой с интересом, а певцы получили творческое удовлетворение.
В практике работы народно-певческих коллективов сложились разнообразные формы построения концертных программ, и их выбор связан с целями и задачами, стоящими перед исполнителями, их возможностями, творческим подходом к подбору репертуара.
Формы построения концертной программы
- 1. Концерт-лекция. Это тематический концерт с участием лектора, в роли которого может выступать руководитель хора. Он рассказывает, а хор иллюстрирует повествование песнями соответствующей тематики. Темы могут быть самые разнообразные, например «Творчество В. Г Захарова», «Лирические песни южнорусской традиции», «Северные хороводы» и т. д. Такой концерт имеет большое познавательное и просветительское значение как для слушателей, так и для исполнителей.
- 2. Концерт, составленный из отдельных номеров, с участием ведущего, который объявляет последовательность номеров. Эта форма может быть использована, например, для отчетного концерта коллектива. Ведущий является связующим звеном всех номеров концерта, объявляя их последовательность.
- 3. Концерт непрерывного звучания без объявления номеров и без ведущего. В этом случае руководителю нужно продумать логику построения концерта, последовательность песен, для того чтобы хору было удобно, комфортно переходить от одной песни к другой. Песни могут быть связаны единой темой, принадлежностью к обряду, к одному жанру и так далее.
- 4. Концерт сквозного развития. Эта форма предполагает драматургическое объединение номеров подобранным текстом. Стихи, отрывки из прозы, диалоги ведущих играют роль связующего звена между песнями. Текст и песни составляют единое действие, развитие и движение к кульминации.
- 5. Фольклорный спектакль, который предполагает использование средств театрального искусства (распределение ролей, декорации, костюмы), наличие сценария, действующих лиц.
- 6. Комбинированный концерт, в котором используются разные формы и их различные сочетания.
Для построения небольшой концертной программы может использоваться:
Как организовать концерт своей группы?
- — форма сюиты, когда в один номер объединяются несколько песен одной темы и исполняются без перерыва;
- — принцип «венка» (например, «венок свадебных песен», «календарных песен западнорусских областей России»).
Формы построения концертной программы могут быть многообразны, они зависят от конкретной ситуации, времени подготовки к концерту, уровня готовности коллектива к выступлению. Творческий подход руководителя, его вкус и фантазия помогут в выборе форм и грамотном составлении программы.
Таким образом, творческий и обдуманный подход к выбору репертуара — необходимое условие работы исполнительского коллектива. Репертуар — основа работы коллектива, его творческое «лицо», показатель профессионального уровня. Репертуарная политика определяет творческую направленность коллектива, пути его развития и профессионального роста. Формируя репертуар народно-певческого коллектива в соответствии с основными принципами, руководителю необходимо учитывать вре мя, обстановку, восприятие слушателей. Подбор репертуара требует от руководителя видения педагогического процесса как цельной педагогической системы, звенья которой дополняют друг друга, обеспечивая решение творческих, воспитательных и образовательных задач.
Контрольные вопросы
- 1. Что такое репертуар исполнительского коллектива?
- 2. Как репертуар влияет на учебно-воспитательный процесс в на-родно-певческом коллективе?
- 3. Назовите принципы подбора репертуара для певческого коллектива.
- 4. Назовите композиторов — авторов песен для русского народного хора.
- 5. Назовите композиторов, работающих в жанре обработок для русского народного хора.
- 6. Что является первым и главным источником репертуара для народно-певческого коллектива?
- 7. Что является вторым источником репертуара народно-певческого коллектива?
- 8. Расскажите о третьем источнике репертуара народно-певческого коллектива.
- 9. Чем отличаются репертуары аутентичного ансамбля, фольклорного ансамбля и русского народного хора?
- 10. Назовите формы построения концертной программы.
Источник: ozlib.com
Глава 1. Технология организации и проведения концертных программ
Сценарий культурно массового концерта построен на разноплановом действии — программном и импровизированном, предполагая творческое самовыражение каждого участника в разнообразных ролях и положениях.
Значимость и событийность концерта определяются достаточно простыми общими признаками, как:
- абсолютная добровольность участия и согласие во всех принимаемых обязательных и условных правилах досуговой деятельности того или иного концерта;
- свободный выбор разнообразных сюжетов, ролей, положений, отличных от материализованных результатов учения и общественного труда;
- необходимость каждому участнику иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности в любом празднестве;
- разумная цикличность концертов, идущая от пропорциональности будничной практики и яркой праздничной событийности, главным образом учитывающей природный календарь и структуру рабочего года;
- коммуникативный характер концертов, отражающих все стороны демократии свобод;
- наличие в концертах народных глубинных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера.
- Презентация предварительного предложения
- Утверждения предложения и сметы
- Разработка общей идеи мероприятия
- Разработка конкурсной программы
- Подбор ведущего и шоу-программы
- Оформление помещения
- Подбор музыки и сведение единого музыкального ряда для праздничного вечера
- Репетиция
- Проведение мероприятия
- Передачи клиенту видео и фото отчетов.
- аренда площадки;
- украшения зала;
- приглашения (изготовление и расходы по доставке);
- еда и напитки;
- работа ведущего;
- артисты, шоу-программа, музыкальная аппаратура;
- спецэффекты;
- фото- и видеосъемка;
- транспортные расходы;
- сувениры и подарки;
- оплата услуг компании-организатора.
- Название концерта.
- Предлагаемая дата проведения.
- Полный состав участников.
- Почасовое расписание программы.
- Информационная поддержка.
- Бюджет концерта.
- Финансовые условия дохода.
Источник: studfile.net
Тема: Конферанс. Художественное чтение.
Местный Регистрация 28.02.2008 Адрес Красноярский край Сообщений 107 Поблагодарил
207 Поблагодарили
7 Поблагодарил в
5 сообщениях
Конферанс. Художественное чтение.
На 1 мая у нас будет концерт ВИА (будут исполнены хиты разных лет), меня попросили в паузах, пока музыканты отдыхают сделать конферанс. У кого был опыт, дайте совет пожалуйста. Я тут взяла на форуме несколько монологов — возможно их почитаю. А вот как начать? И как подвести к монологам?
Извините, если похожая тема уже где-то есть, я не нашла.
15.08.2011, 00:50 #2
Местный
Регистрация 11.12.2008 Адрес Благовещенск. Амурская область Сообщений 180 Поблагодарил
0 Поблагодарили
24 Поблагодарил в
8 сообщениях
Есть такая книжка — Настольная книга конферансье: взрослые и детс¬кие концертные программы / С. В. Турыгина, А. Н. Ку-гач. — Ростов н/Д : Феникс, 2009. — 186, [4] с. — (Жизнь удалась).
Конферансье, или ведущий концерта
Русский конферанс ныне является почти забытым жанром. Он сочетает универсальные актерские досто¬инства с русской ярмарочной традицией прямого об¬щения с народом, умением импровизировать (момен¬тально комментировать происходящее).
С точки зрения режиссуры, конферансье во все вре¬мена, являлся структурообразующей конструктивной деталью концерта. Его явления между блоками номе¬ров стягивали материал воедино, придавали ему осо¬бую неповторимую атмосферу взаимного доверитель¬ного общения,- во время которого зрительный зал и сцена на время становились как бы единым социу¬мом, живущим в единых предлагаемых обстоятель¬ствах. И предлагал эти обстоятельства именно конфе¬рансье. Наиболее талантливым представителям этого жанра не нужны были ни декорации, ни машинерия, ни костюмирование. Легко и непринужденно они пе¬реносили зрителя в любую эпоху, в любую ситуацию, создавая на сцене действо, которые специалисты на¬зывают «театрализованный концерт».
Но с тотальным наступлением телевидения на аванс¬цену были выдвинуты новые герои. Они на долгие годы определили эстетику ведения всех центральных концер¬тов, сведя ее до уровня простых, но как бы торжествен¬ных заявлений: «Выступает. ». Назвать их стиль веде¬ния концертов конферансом можно с большой натяж¬кой. Поэтому слово «конферансье» отбывает в небытие. На смену ему выходит «высокое» звание «ведущий».
В обязанности конферансье входят объявления, то есть конферанс. Он должен уметь «держать себя», уметь делать «подводки» к объявляемым номерам и уметь «тянуть» возникающие паузы. Хорошее чувство юмора ему просто необходимо, причем уместный по¬вод он должен находить всегда и везде.
Профессия ведущего подразумевает регулярное вер¬бальное общение с публикой, умение изрекать свои мысли и находки.
Существует мнение, что, объявляя, «подавая» и «преподнося» эстрадную «звезду», конферансье в чем-то лжет. Наоборот: правдивая информация об исполните¬ле и его заслугах нередко является хорошей подпит¬кой для удачной (в то же время правдивой) подводки! И тут чем больше ведущий будет иметь в своем блокно¬те хорошей и полезной информации — тем лучше.
Например, конферансье Андрей Ломакин умело может придать полученной информации некую ритмическую форму. Вот некоторые записи из его рабочего блокнота:
Я желаю побольше угара
Тем, кто с нами гуляет в ночи.
Я с тоскою сегодня не пара, Дорогие мои москвичи!
В вихре снов — озорных иль кошмарных —
Засыпает родная страна.
Много пар абсолютно непарных,
А «Непара» такая — одна!
Ты пробовал виски, шампанское, брагу,
Коньяк и мадеру — не брал тебя хмель!
Теперь, мой хороший, глотни «Джагу-джагу».
Глотнул? Поздравляю. Поет Катя Лель!
Летом — жарко. Солнце — исто:
Абрикосы, виноград.
И «Бродячие артисты»
Поспешают в «Зимний сад»!
Поет Алексей Глызин!
Эстрадная наша «звезда»!
Герой рок-н-ролла всегда!
Певец, композитор, поэт!
Ему посвящаю куплет!
Он мультиинструменталист!
И лучший в стране гитарист!
Такой-растакой он один!
Встречайте — Владимир Кузьмин!
Для активизации вальяжных и, в сущности, рав¬нодушных посетителей этот же конферансье исполь¬зует приемы активизации. Приведем в пример один из них— после каждой строчки ведущий попросил публику делать два хлопка:
Эстрадная наша «звезда»!
(Два хлопка.)
Герой рок-н-ролла всегда!
(Два хлопка.) и т. д.
Хорошо, если ведущий, заранее Ознакомившись со сценарным планом, может придумать вступительный стихотворный конферанс. С такой заготовкой он бу¬дет чувствовать себя намного уверенней.
Вступительный конферанс
к празднику 9 мая
Мне приветствовать вас и легко, и хитро,
Я на сцене стою в двух шагах от метро.
Вся страна моя праздником общим живет,
Вот и к нашей эстраде подходит народ.
От лихой непогоды нас, Господь, сбереги!
Все яснее, все громче я слышу шаги.
Ждет вас нынче концерт, он по-своему нов.
Вас порадует песней Василий Пьянов!
Мы услышим в толпе заразительный стон,
Лишь возьмет Маша Власова аккордеон!
Если где-то ты здесь, если ты не ослеп,
Ты увидишь Беляйкина мастерский степ!
Чтобы помнил причину веселья народ,
Нам военные песни Чижова споет!
Нет, товарищи, дамы, друзья, господа, —
Нам от «Русской матрешки» не уйти никуда!
О Москве, о любви, о пожатии рук
Пропоет вам Владимир Загороднюк!
И овациям, право, не будет конца,
Если «Пламя» согреет ваши сердца!
Я представил, как мог, своих милых коллег.
Начинаем концерта веселый разбег!
Будут ночи короче, а сутки — длинней.
Вас люблю очень-очень —
Ломакин Андрей!
Конферанс
для детских концертных программ
1. (На сцену выходят двое ведущих в спортивной форме.)
— Здравствуйте, ребята! Давно мы с вами не виде¬лись. Дайте-ка поглядеть, какие вы стали.
Да. За минувший этот год
Вы подросли и стали старше,
Победно двигаясь вперед,
Чеканя шаг в спортивном марше.
— Желаем вам побед чудесных,
Боевых и интересных,
Чтоб в спортивном важном деле
Вы достичь сумели б цели!
— Вы, ребята, конечно, понимаете, что мы с (имя) пришли сюда не одни. С нами наши друзья — юные артисты! А раз так.
— Значит, будет концерт!
— Сейчас, как полагается, концерт наш начинается!
— К началу все готово, имеет первым слово.
(Объявляет исполнителя.)
2. (На сцене яркий свет. Зрители встречают ве¬дущих аплодисментами.)
1-й. Добрый вечер!
2-й. Всем привет! Мы знакомы с вами?
(Ответ зала.)
1-й. Нет?
2-й.
Кто из вас мне скажет тут,
Как с ведущей нас зовут?
(Ответ зала.)
1-й.
Артемон и Буратино —
Мои верные друзья!
Так хотелось им сегодня,
Чтоб программу вела я!
2-й.
Перед вами мужичок с ноготок.
Ну, конечно, это я — Филиппок.
Думаю, что как ведущий
Буду я совсем не плох.
1-й.
У меня сомнений нет.
Но. Твой нелепый внешний вид
Меня очень даже злит.
Должен ты его сменить.
2-й. Я согласен, так и быть.
(Филиппок уходит. На сцене остается Малъвина.)
1-й.
Я же время не теряю,
Первый номер объявляю.
На сцене. с песней. (Номер.)
3.
— Скажи, (имя), ты в какой-нибудь студии Дома творчества занимаешься?
— Конечно, в студии декоративно-прикладного твор¬чества. А ты?
— А я член клуба «Голиаф». Занимаюсь восточны¬ми единоборствами.
— А я музыкальную школу посещаю.
— А я недавно в ЮДПД занимался.
— ЮДПД — это что?
— Юношеские добровольные пожарные отряды.
— Наверное, интересно?
— Не знаю. Я в ЮДПД не успеваю из-за трениро¬вок в клубе «Голиаф».
— Не стремись и не старайся
Быть участником всего,
Ты одним лишь занимайся,
Будет все ВП и О!
— Что значит ВП и О?!
— Великолепно! Прекрасно! И отлично!
— Правильно! Чтобы у нас с тобой все было ВП и О, давай скорее ОСНП!
— А что значит ОСНП?
— Объявим Следующий Номер Программы.
(Объявляет исполнителя.)
4.
— Добрый вечер, друзья, добрый вечер!
Мы желаем, приветствуя вас,
Чтобы эти хорошие встречи
Не случайными были для вас.
— Мы собравшимся искренне рады
И сейчас заявляем для всех,
Что для нас самой лучшей наградой
Будут ваши улыбки и смех.
— С доброй встречей, друзья,
С доброй встречей!
Вы концерт нам позвольте начать.
Мы надеемся, что в этот вечер
Никому не придется скучать.
— Зал сегодня нарядно украшен,
Будет каждый улыбкой согрет.
Всем собравшимся зрителям нашим
От души шлем мы этот привет.
(Номер.)
5.
— Как видите, ваше желание еще раз услышать этого исполнителя мы выполнили немедленно, без вся¬кой волокиты.
— И, подчеркиваю, без дополнительного вознаграж¬дения.
— Чего, чего?
— Дополнительного вознаграждения!
— Ты имеешь в виду. бурных аплодисментов?
— Ну, конечно же, (имя соведущего). Ты как все¬гда угадала!
(Аплодисменты зрителей.)
6. (После аплодисментов.)
— Я очень тронута вашим дружеским отношением к нашим артистам.
— Откровенно говоря, (имя соведущего), я на это и рассчитывал.
— Очень надеюсь, что вы свое дружеское к ним отношение сохраните до конца.
— . и мы сможем спокойно продолжать наш кон¬церт.
(Номер.)
7. — Пора начинать концерт.
— Силами оркестра народных инструментов?
— Нет, силами другого коллектива.
— Какого?
(Второй ведущий показывает на задник сцены, где яркими огнями горит слово «Зима».)
— Что это за коллектив?
— Коллектив (читает по буквам) Замечательных, Изумительных Молодых. Артистов!
— Интересно! А где же эти артисты?
— За кулисами! В полном составе!
— Как. Наши студийцы?
— Да, наши студийцы. Среди них имеются и пев¬цы, и танцоры, и модели, и театралы, и. Словом, много «и»!
— В таком случае, действительно, пора начинать концерт.
— Ну что ж, начнем! Первым номером нашей про¬граммы.
(Объявление номера.)
8.
— Добрый вечер, дорогие друзья! Наши студий¬цы — участники сегодняшнего концерта — поручили мне передать вам от них искренний и теплый привет. Они просили меня сказать вам, что все они хотят, что¬бы ваш отдых был приятным и чтобы вы, уважаемые зрители, получили удовольствие. Поверьте мне: каж¬дый из них, не жалея сил, постарается продемонстри¬ровать вам свое мастерство.
Если вам что-нибудь по¬нравится в нашей программе, не стесняйтесь показать нам это. Ведь учить вас, как это делается, пожалуй, не надо: камыш ловцы умеют приветствовать и благо¬дарить. Итак, приветствуйте! На сцене.
(Объявление исполнителя.)
Источник: forum.in-ku.com