Как в программе musescore

Это руководство пользователя программы MuseScore версии 2.0 и выше. Документ поддерживается сообществом MuseScore. Узнайте, как Вы можете нам помочь.

Подготовка к работе

Материал этой главы поможет вам установить и запустить программу MuseScore в первый раз. Здесь также будет описано, как создать новую партитуру.

  • Установка
  • Создание новой партитуры
  • Языковые настройки и обновления перевода
  • Проверка обновлений

Основы

В предыдущей главе →»Подготовка к работе» говорится про установку программы и процесс создания новой партитуры. Раздел «Основы» содержит общий обзор программы MuseScore и описание основных методов работы с партитурой.

  • Создание новой партитуры (→Подготовка к работе)
  • Ввод нот
  • Концертный строй
  • Копирование и вставка
  • Режим редактирования
  • Работа с тактами
  • Палитра
  • Параметры программы
  • Сохранить/Экспорт/Печать
  • Режимы выделения объектов
  • Отмена и повтор действия
  • Режимы просмотра
  • Формат сохраняемого файла
  • Поделиться партитурой в интернете (Сохранить онлайн)

Нотация

С помощью предыдущей главы →»Основы» Вы научились вводить ноты и работать с палитрой. Глава «Нотация» содержит описание различных типов нотации более подробно.

MuseScore 3.6 Basic Beginner Tutorial, Everything You Need to Know

  • Ввод нот (→Основы)
  • Палитра (→Основы)
  • Знаки альтерации
  • Арпеджио и глиссандо
  • Тактовая черта
  • Группировка
  • Акколада
  • Цезура и пауза
  • Ключ
  • Барабанная нотация
  • Форшлаг
  • Знаки crescendo и diminuendo
  • Знаки при ключе
  • Знаки, связанные с линиями (лиги и т.п.)
  • Тактовые паузы
  • Повторы и переходы
  • Лига
  • Залигованная нота
  • Размер
  • Транспозиция
  • Тремоло
  • Дуоли, триоли и т.п.
  • Голоса
  • Вольта (1е и 2е окончания)

Смотрите также →Дополнительные темы ниже по тексту и →Основы — выше.

Звук и воспроизведение

Программа MuseScore имеет встроенную возможность воспроизведения звуков. В этой главе рассматриваются элементы управления воспроизведением и способы работы со звуками музыкальных инструментов.

  • Импорт MIDI
  • Смена инструмента в середине партии
  • Режим воспроизведения
  • Библиотека звуков (Soundfont)
  • Свинг
  • Темп
  • Динамика
  • Смена и регулировка звука инструмента

Текст

Предыдущая глава описывает тексты, которые влияют на темп воспроизведения, но есть еще много других типов текстов, имеющихся в MuseScore: вокальный текст, обозначение аккордов, динамические обозначения, аппликатура, заголовки страниц, обозначение партитурных ориентиров (цифр), и многие другие. Все они доступны из главного меню через Добавить → Текст .

MuseScore 3.0 Basic Tutorial

Для написания короткого текстового обозначения, используйте функции «Текст нотоносца» или «Текст системы». Различие между ними более наглядно показано при извлечении партий отдельных инструментов из партитуры.

  • Привязанное к сетке передвижение символов и текста нотоносца
  • Партитурные ориентиры (цифры)
  • Редактирование текста
  • Стиль текста
  • Обозначения аккордов
  • Аппликатура
  • Вокальный текст
  • Темп (→Звук и воспроизведение)

Форматирование

  • Слои и форматирование (обзор)
  • Разрывы и разделители
  • Рамки
  • Вставка изображений
  • Захват изображения (скриншот)

Дополнительные темы

  • Специальные возможности
  • Альбом
  • Группировка при переходах партии между нотоносцами
  • Пользовательская палитра
  • Особенности старинной музыки
  • Генерал-бас
  • Схемы гитарных аккордов
  • Инспектор и свойства объекта
  • Основная палитра
  • Извлечение партий инструментов из партитуры
  • Плагины
  • Изменение высоты звуков без изменения ритмического рисунка
  • Информация о партитуре
  • Свойства нотоносца
  • Табулатура
  • Дополнительные функции
  • Nonexistant node nid: 39841

Новые возможности в MuseScore 2.0

Для получения дополнительной информации о новых функциях см. Что нового в MuseScore 2, MuseScore 2.0. Примечания к выпуску and Изменения MuseScore 2.0.
Документация по новым функциям доступна в этой главе (кроме информации, об обновлении программы с версии 1,3 до версии 2,0), но для пользователей программы версии 1.x ниже коллекция ссылок, чтобы взглянуть, что можно делать уже сейчас.

  • Альбом (→Дополнительные темы)
  • Режимы просмотра: непрерывный вид и Навигатор (→Основы)
  • Копирование и вставка: фильтр выделения (→Основы)
  • Пользовательская палитра (→Дополнительные темы)
  • Особенности старинной музыки (→Дополнительные темы)
  • Генерал-бас (→Дополнительные темы)
  • Привязанное к сетке передвижение символов и текста нотоносца (→Текст)
  • Захват изображения (скриншот) (→Форматирование)
  • Инспектор и свойства объекта (→Дополнительные темы)
  • Действия с тактами: разделить и объединить (→Основы)
  • Импорт MIDI (→Звук и восроизведение)
  • Группировка при переходах партии между нотоносцами (→Звук и восроизведение)
  • Извлечение партий инструментов из партитуры (доступны новые опции) (→Дополнительные темы)
  • Партитурные ориентиры (цифры): автоматическая следующая цифра и Поиск партитурных ориентиров (цифр) (→Текст)

Поддержка

Эта глава содержит информацию о том, где найти помощь по программе MuseScore: лучшие места, где можно почитать, лучший способ задать вопрос на форумах и описание действий при обнаружении ошибок (багов).

  • Помочь перевести или улучшить перевод
  • Как запросить поддержку или файлы отчетов
  • Возврат к настройкам по умолчанию
  • Известные несовместимости

Приложение

  • Клавиатурные сокращения
  • Известные ограничения в MuseScore 2.0
  • Опции командной строки
  • Словарь
  • Руководство пользователя для MuseScore 1.x
Читайте также:
Программа для подключить микрофон к компьютеру

Источник: musescore.org

Методический доклад «Набор нот на компьютере с помощью программы MuseScore»

MuseScore — это программа для редактирования нотных партитур с простым и понятным интерфейсом. Программа поддерживает ввод с внешних MIDI-клавиатур, доступна на большинстве популярных операционных систем, является совершенно бесплатной и переведена на русский язык. Она позволяет добавлять ноты в пару кликов мыши, дает возможность комфортно работать с инструментальными партиями и содержит специальный инспектор для настройки каждого элемента партитуры.

Также MuseScore может похвастаться наличием обширной библиотеки с шаблонами, не менее обширной базой инструментов, возможность ввода нот в режиме WYSIWYG, работой с неограниченным количеством нотных линеек, встроенным секвенсором и синтезатором FluidSynth, экспортом готовых партитур в большинство распространенных графических форматов, а также возможностью назначения определенных действий на клавиши и сочетания клавиш. Благодаря поддержке этих самых «горячих» клавиш MuseScore сильно сокращает количество времени, необходимое на создание новые проектов.

В комплекте с программой вы найдете подробную техническую документацию на русском языке. Она будет особенно полезна тем, кому ранее не приходилось работать с приложениями подобного рода. В программе реализован альтернативный интерфейс для редактирования собственных документов под названием Инспектор. Он представляет собой диалог с деревом документа, где можно менять те или иные значения вводом чисел или выбором нужных параметров.

Реализована система шаблонов, возможно сохранение и загрузка стилей оформления партитуры. Есть удобная ручная вставка разрыва строки и страницы.

Ключевые особенности и функции

  • умеет работать с подключаемыми MIDI-клавиатурами;
  • позволяет экспортировать рабочие проекты и готовые партитуры;
  • поддерживает ввод нот в режиме WYSIWYG;
  • может работать с неограниченным количеством нотных линеек;
  • имеет приятную графическую оболочку с настраиваемыми панелями инструментов.

Редактор имеет несколько интересных опций, среди которых возможность импортировать и экспортировать музыкальные файлы MusicXML и стандартные файлы MIDI, интегрированные секвенсоры и программный синтезатор FluidSynth.

Наконец, завершив свою работу, вы сможете сохранить ее в различных форматах, включая PDF и SVG.

В данном докладе будет пошагово рассматриваться набор музыкального текста примера для сольфеджирования.

Работа с программой

Для создания новой партитуры на панеле инструментов нажмите значок чистого листа со знаком «+». Во всплывающем окне введите название произведения, композитора и автора текста, которые будут указаны в партитуре. Далее выберите инструменты, для которой написана партитура. От этого будет зависеть количество нотоносцев, ключи и их внешний вид. Для одноголосной мелодии для сольфеджирования выбираем скрипичный ключ в пункте «Общие.

Далее выбираем ключевые знаки, если необходимо, то и указание темпа. Далее указываем размер, затакт, если есть и количество тактов примера. При необходимости в любой момент такты можно будет добавить/удалить. После нажатия кнопки «завершить» партитура настроена, на экране появляется её макет.

Для удобства ввода нот можно увеличить изображение на странице, изменив масштаб до 200%. Для ввода небольшого музыкального фрагмента можно использовать мышку. Выберите нужную длительность на панели инструментов, а затем в нужном месте щёлкните мышью там, где пишется нота. Для более быстрого выбора длительностей используйте цифры на клаиатуре. Четвертная нота – цифра 5. Клавиши 6, 7 – соответственно половинная и целая ноты. В обратную сторону – восьмая, шестнадцатая, тридцать вторая и шестьдесят четвёртая соответствуют цифрам 4, 3, 2, 1.

Для ввота нот можно также использовать клавиатуру, нажимая стандартные буквенные обозначения нот: C, D, E, F, G, A, H. Для добавления диеза и бемоля возле ноты используйте стрелочки «вверх» и «вниз» на клавиатуре.

Ещё один способ ввода нот – с помощью встроенной виртуальной фортепианной клавиатуры. Для её вызова зайдите во вкладку «Вид» и выберите пункт «Фортепианная клавиатура». Нажмите режим ввода нот (N на панели инструментов), выберите необходимую длительность, и нажмите ноту на клавиатуре.

Для добавления ноты с точкой выберите нужную длительность, нажмите точку, а затем – нужную ноту на клавиатуре.

Для того, чтобы от предыдущей ноты к следующей тянулась лига, удерживайте комбинацию клавиш «Shift» и «=». Для удобного перехода по нотам используйте клавиши Налево и Направо.

Для изменения названия выйдите из режима ввода нот и дважды щёлкните по названию мышью.

Выделите первую ноту и выберите команду «Добавить – Текст – Вокальный текст». Впишите первый слог с тире на конце и используйте клавишу пробела для перехода к следующей ноте.

Чтобы добавить текст внизу партитуры или между нотоносцами, но который не привязан к нотам, выделите последнюю нижнюю ноту, ниже которой будет размещён текст. Затем зайдите в меню «Добавить – Текст – Expression Текст». Для перехода на следующую строку используйте клавишу «Enter».

Читайте также:
Как писать программу исследования пример

Для добавления голосов используйте цифры на 1, 2, 3, 4 на панели инструментов.

В пункте меню Инструменты есть возможность транспонировать набранный фрагмент нотного текста на любой интервал. Для этого выйдите из режима набора нот, выделите весь нотный текст с помощью комбинации клавиш «ctrl+A», выберите пункт «Транспонировать» в меню «Инструменты» и укажите нужный интервал или тональность.

Для удаления тактовой черты выделите её и во всплывающем справа вертикальном окне уберите галочку с пункта Видимости.

В пункте «Формат» можно увеличить или уменьшить ширину тактов.

Так же на панеле инструментов есть значок воспроизведения, позволяющий послушать набранную партитуру.

Чтобы добавить дополнительный нотоносец, например, вокальную строчку, зайдите в меню «правка-инструменты» и выбрать «вокал-голос». Для перестановки нотоносцев местами выделите нотоносец в правом окошке и перемещайте его стрелочками вверх и вниз.

Для изменения направления штилей выделите ноту и воспользуйтесь кнопкой ноты со стрелочками на панели инструментов.

Для изменения группировки, например, разделения двух восьмых по одной, выделите ноту и в палитре символов зайдите в раздел «группировка» и щёлкните по восьмой ноте.

Источник: nsportal.ru

Работа в нотном редакторе MuseScore. Часть 2

Как правило, сочинение музыкального произведения начинается с наброска основной мелодии или гармонии.

В этой статье, я сделаю, общие вводные по теории музыки, в самых доступных формулировках и описание простейшего приема музыкальной композиции.

Мелодия

Мелодия — упорядоченная последовательность звуков (музыкальных тонов), в рамках выбранного музыкального лада.

Для инструментальной музыки, самым часто используемым приемом музыкальной композиции, является создание повторяющихся главных музыкальных тем.

Повторы музыкальных фраз, в теории музыки, называют секвенциями. Они различаются по формам и типам, но их основное свойство, это многократный, повтор одной и той же музыкальной темы, которая становится основной во всем произведении.

При создании музыкальных обработок, из готовых музыкальных фраз, те кто их конструируют, часто называют то, из чего составляются секвенции -«loop» (петля) — единичная музыкальная фраза, которую многократно добавляют в конструируемый трек, создавая главную музыкальную тему.

Композитор, как правило, создает сначала мелодию: выбирает ее гармоническую окрашенность (лад, мажор, минор, хроматизмы, гармонии), тактовый размер, ритм, распределение сильных и слабых долей, внутри такта и музыкальной темы и, возможное ее развитие в дальнейшей мелодике.

Я провела эксперимент, в части музыкальной композиции, создавая инструментальную музыку начиная не с мелодии, а с ритмической музыкальной темы.

Первой композиционной составляющей моего итогового музыкального произведения, стала пьеса для нескольких ударных инструментов.

Так, как основная идея статьи показать, как можно создавать оригинальные композиции, не будучи профессиональным композитором, то есть смысл делать пояснения на каждом этапе создания итогового нотного текста.

Добавление набора ударных-

На нотный лист, без названия инструментов нужно добавить избранный инструмент. В данном случае — это набор ударных инструментов.

На нотном листе появится подпись названия инструмента, возле линий нотного стана.

Ритм

Название инструмента. Длительность ноты. Двухголосие

На иллюстрации, появившееся название инструмента отмечено прямоугольником. Стрелкой, на панели инструментов, указана длительность отмеченной зеленым цветом ноты — 1/8. Отмеченная нота, находится в партии второго голоса. Появление двухголосия — указывается на рабочей панели, куда ведет вторая стрелка на иллюстрации.

Так как исключительно ритмическое произведение, без привязки к музыкальной теме, хотя бы включающее последовательные тональные звуки, не достаточное условие создания музыкального произведения, то я перейду к инструментальному дуэту, включающему, кроме ударных инструментов — бас-гитару.

После добавления на нотный лист, второго инструмента, можно приступить к сочинению главной музыкальной темы. Я приведу, несколько основополагающих понятий из музыкальной теории, понимание которых, может быть необходимым при сочинении музыки.

Элементы теории музыки

Добавление бас-гитары

Гармония — выбранные упорядоченные в последовательность основные (тональные) аккорды и их обращения, в рамках выбранного музыкального лада. В любом музыкальном ладу, 7 ступеней.

Лад (тональность) — называется по названию 1 ступени. Ноты лада — это ступени. Приведу пример. Тональность «ля минор»: 1 ступень — нота «ля», 2 ступень — нота «си», 3 ступень — нота «до», 4 ступень — нота «ре», 5 ступень — нота «ми», 6 ступень — нота «фа», 7 ступень — нота «соль». Обозначения основных нот латиницей, можно в каком-нибудь справочнике.

Мажорное или минорное окрашивание звучания лада, определяется расположением 3 ступени, по отношению ко второй ступени лада. В мажоре — 3 ступень лада, отстоит от 2 ступени на целый тон (интервал большая секунда), в миноре — 3 ступень, отстоит от 2 ступени лада, на половину тона (малая секунда).

Тональные аккорды любого лада, составляются начиная от первой ступени, по терциям, в тризвучия. Размер интервала терция — будет определяться выбранными характеристиками лада (хроматизм, диатонизм). Изменение некоторых ступеней лада, начиная с 4 ступени, на половину тона в верх или низ. (Хроматизм, можно запомнить по ассоциации, с черными и белыми клавишами на клавиатуре пианино). До мажор — монохромен, на клавишном инструменте при его исполнении задействуются только белые клавиши. Хроматическая, по отношению к до мажору гамма — до бемоль мажор, на клавишном инструменте, задействуются все черные клавиши и используются белые.

Читайте также:
Программа чтобы создать аниме персонажа

Это основное, что нужно понимать в теории музыки, при сочении музыкальных мелодий или композиций.

Пока, на этом, я остановлюсь в части теории музыки и перейду, к небольшому анализу фрагмента моего сочинения Бит вариации, в партии бас-гитары и ударных инструментов, чтобы сделать анализ приемов композиции, который я сочинила, как учебный.

Секвенции

Я сделала поясняющую иллюстрацию, из нотной записи «Бит вариации», для дуэта — бас-гитара и ударные инструменты.

В партии ударных инструментов, выбран основной ритмический рисунок, начинающийся из-за такта, со слабой доли. Финал музыкально-ритмической фразы, завершается двойной секвенцией и выходит на новую музыкальную фразу.

Иллюстрация секвенции в партиях ударных и баса. Уточнение композиционных приемов

В партии бас-гитары, главная музыкальная тема устроена более сложным образом. Основная мелодия, включается в последовательность секвенций, в виде транспонирования в нижний регистр (транспонировать на октаву в низ), затем, движение мелодии меняется и происходит сложная транспозиция, не только на интервал в верх, но и в другую тональность.

Базовая исходная тональность — ля минор (знаки аллитерации в ключе отсутствуют), тональность для транспозиции — си минор. По окрашенности звучания — кажется, что тональность мажорная, но обе использованные тональности — минорные.

Выбор операции транспонирования

Транспонирование нот, на музыкальный интервал — это перенос ноты или нескольких нот, на одинаковый интервал, на нотных линейках или в звучании. Транспозиция — это перенос всей музыкальной фразы в другую тональность (лад).

Для проведения транспонирования или транспозиции, копируется фрагмент выделенного нотного текста и вставляется в новый такт.

ТранспонированиеВыбор интервала Транспонирование

Затем, вставленный фрагмент музыкальной темы, отмечается на нотном стане выделением нотного диапазона, после чего, осуществляется выбор операции Транспонирование. В окне Транспонирование, указывается диапазон интервала, на который необходимо провести транспонирование или лад, в который необходимо сделать транспозицию. Всего, в партии бас-гитары, в рассматриваемом фрагменте — три секвенции одной и той же музыкальной темы (на рисунке — синий прямоугольник). Ритмически, секвенции размещены так, что они изменяют позиции слабых и сильных долей в партии ударных инструментов, из-за добавления смысловых пауз. Таким способом, можно изменять смысловую окрашенность ритмической темы ударных инструментов, начавшуюся из-за такта.

Секвенции, паузы, сильные доли

Это позволяет оживить развитие музыки, при ансамблевом исполнении. Придать дополнительную динамику мелодике. Для обозначения размера такта используют запись количества долей в такте, в виде простой дроби. В числителе дроби указывают количество долей в такте, а в знаменателе длительность каждой доли.

Например: тактовый размер 2/8 — нота длительностью 1/8, повторяется в такте дважды; тактовый размер 3/2 — нота длительностью 1/2, повторяется в такте трижды и т.п..

Сильные и слабые доли такта, ритмические последовательности, периодически повторяющиеся, как доминантная ритмическая структура, в которую вписывают ритмы мелодий.

В качестве технической аналогии, можно привести термин — тактовая частота. Ритм сильных и слабых долей, который задается по умолчанию, размером такта в музыке, аналогичен термину из схемотехники — тактовая частота. Где, тактовая частота, выполняет роль механизма синхронизации, поступающих на электронное устройство, сигналов.

В музыкальном тактовом размере 4/4 (во всех четных размерах тактов), сильная доля ритма, приходится, на не четную долю такта (на 1 долю, для размера такта 2/4; на 1 и 3 долю, для размера такта 4/4 и т.п. ). Для нечетных тактовых размеров, сильная доля в такте, ритмически, приходится всегда на первую долю, в нечетной части такта (для размера такта 3/4 — 1 доля сильная, 2 и 3 доли такта, слабые длительности нот; для размера такта 5/4, сильными долями, являются 1 и 3 длительности нот, остальные длительности нот в такте — слабые доли).

Скольжение по сильным и слабым долям, при использовании секвенций создает, ощущение движения.

На иллюстрации «Секвенции, паузы, сильные доли» — видны паузы, которые различаются от такта к такту. Первая секвенция, начинается после паузы длительностью 1/8, а вторая секвенция, после паузы 1/4. Это и придает мелодии, дополнительное музыкальное движение, оттеняемое ритмическим рисунком ударных инструментов, из-за смещения сильной доли в первой секвенции, и возврате на сильную долю, во второй секвенции.

Музыка, буд-то оживает из-за смещения сильных и слабых долей в основной музыкальной теме, а в завершении ее развития, переход на новую музыкальную фразу дает возможность для создания вариаций, на заданную тему.

Источник: temofeev.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru