Трудности, возникающие в процессе школьного обучения вследствие биологических факторов, в МКБ-10 относят к проблемам овладения школьными навыками и обработки когнитивной информации. Речь идет о нарушениях, связанных с дисграфией, дислексией и дискалькулией.
Характеристики этих отклонений:
- имеют ранний период возникновения;
- врожденные (не могут возникнуть как следствие перенесенных травм и инфекций головного мозга);
- специфические или первичные (не могут быть вызваны особенностями обучения, наличием заболевания или умственной отсталостью).
Большинство нарушений происходит в связи с трудностями сенсорной интеграции ребенка.
Сенсомоторная интеграция как фактор, влияющий на уровень успеваемости
Незначительные нарушения сенсорной интеграции могут вызывать неуспеваемость в школе, впервые проявляются в начале обучения. Понятие сенсорной интеграции подразумевает не только обработку поступающих в мозг сенсорных импульсов, но также их упорядочивание, благодаря чему у человека складывается определенное представление как о себе самом, так и об окружающей среде.
Дети с ЗПР в школе | Опыт обучения детей с ЗПР
Если процессы сенсорной интеграции незначительно нарушены (неврологи при обследовании признают ребенка полностью здоровым), то ребенок, который не вызывал никаких опасений в своем уровне развития, может столкнуться с трудностями школьного обучения. Новые виды деятельности (такие как чтение и письмо, а также арифметический счет) ставят перед психикой ранее не выполняемые сложные задачи, для успешной реализации которых необходима высокая степень развития сенсорной интеграции.
Стоит понимать, что сбои могут начаться не только в когнитивных процессах, но также и в поведенческой сфере – например, при постоянном нервном перенапряжении от новых социальных правил и требований учебы. В таком случае при отсутствии должной поддержки ребенок может начать пропускать занятия, у него развиваются психосоматические реакции, часто это выражается в снижении самооценки. В дальнейшем ситуация только усугубляется, поскольку возможности быстро восстановить пробелы в знаниях нет.
Основные проблемы, которые замечают родители и педагоги
Трудности в обучении ребенка могут вызвать многие вещи, которые другие люди выполняют автоматически при использовании мышечной и зрительной памяти (чтение и письмо). Поскольку при нарушении интеграции деятельность мозга не упорядочивает полученные сенсорные образы, возникают трудности в своевременном воспоминании мнестически зафиксированных особенностей написания букв и последовательность арифметических действий. Заставлять ученика волевым усилием и постоянным повторением учиться не представляется возможным. Скорее всего, такое обучение только принесет вред, поскольку ограничивает получение самостоятельного сенсомоторного опыта и возможности развития необходимых структур мозга.
Практические трудности, возникающие у детей при обучении в школе:
- чтение (дислексия), письмо (дисграфия), счет (дискалькулия);
- интеграция ощущений различных модальностей (записывать услышанные слова, перерабатывать кинестетическую информацию);
- ориентация в окружающем пространстве (найти необходимый поворот, соотнести скорость своего движения со встречным потоком);
- соотнесение параметров собственного тела (например, расстояние между тетрадью и доской недоступно для определения, поэтому переписанный текст выходит неравномерным, буквы расположены на разном расстоянии и имеют различный размер);
- слабость концентрации, проявляющаяся в невозможности довести до конца начатое (уборку или домашнее задание), а также спланировать свое будущее (ребенку тяжело понимать, сколько времени займет та или иная деятельность, а, соответственно, и рассчитать ее начало и окончание);
- быстрая общая утомляемость из-за заданий, превышающих по своей сложности возможности ребенка.
Проявления и формы в каждом индивидуальном случае будут различными. Случается и так, что в некоторых сферах нарушения практически не заметны, но при этом очень ярко проявляются в других.
Развитие ребёнка по системе Монтессори
Снижение успеваемости вследствие нарушенной сенсорной интеграции — это не психоэмоциональная проблема, поэтому изменение воспитательного подхода не приводит к улучшениям. К сожалению, многие родители и педагоги не учитывают этого момента и вместо того, чтобы помочь, поддержать, заняться развитием необходимых функций, сосредотачивают свое воздействие через воспитательные методы. Это может привести к прямо противоположному результату и еще больше снизить мотивацию к учебе, а также развить неуверенность в себе и снизить самооценку ребенка, ухудшая адаптацию в коллективе (в таких случаях помимо решения основной проблемы необходимо будет помочь ребенку справиться с психологическими трудностями).
Поведенческие проявления нарушений сенсорной интеграции:
- застенчивость или гиперактивность;
- неприветливость к окружающим;
- забывчивость;
- хулиганство и систематическое нарушение социальных норм;
- бесцельность действий.
Часто воспитательные методы воздействия не оказывают никакого эффекта, поскольку ребенок просто не может вести себя иначе вследствие биологических особенностей.
Классификация трудностей при обучении
Есть два подхода классификации трудностей, испытываемых ребенком при обучении.
- По школьным предметам – сконцентрирован на выделении предмета, сложного для обработки в сравнении с остальными. При этом подходе можно говорить о сложностях с чтением или письмом, математическими операциями. Проблема в данных областях может решаться педагогом, детским психологом, дефектологом и нейропсихологом, причем в некоторых случаях упускаются первопричины, а восстанавливается только следствие.
- Второй подход к классификации основан на нейропсихологических особенностях и выяснении, недоразвитие каких функций ведет за собой определенные видимые изменения. Например, один лишь процесс письма построен на регуляции произвольных действий, переработке аудиальной и кинестетической информации, оперировании визуальными образами. За каждый процесс отвечает соответствующий отдел головного мозга, и в зависимости от того, где именно находится проблема, возникает специфическое нарушение письма.
Применяя принципы нейропсихологического подхода, классификация трудностей обучения происходит на основании типологии допускаемых ошибок:
- Программирование и контроль действий. Может проявляться:
- Нарушениями в виде повторных написаний знаков, а также повторений действий при решении математических задач. В письме это заметно при повторном написании букв и слогов или же при их пропуске.
- Невнимательностью в прочтении условий упражнения или задачи, возникновением трудностей в планировании решения. В работе с текстами это может быть неумение составить план рассказа или выдержать линию повествования.
- Импульсивностью решений при устном счете, что может привести к ошибкам в простых заданиях, при том, что сложные будут решаться верно. При письме возможно допущение ошибок в простейших правилах, например, ребенок начинает предложение со строчной буквы.
- Переработка аудиальной информации (звуковой анализ) – проявляется в том, что ученик путает близкие по звучанию буквы (глухие и звонкие «з-с», «б-п» и пр.). Это может отразиться как на неправильном произношении, так и на наличии ошибок в письме.
- Холистическая (правополушарная) стратегия переработки информации (слуховой, визуальной, зрительно-пространственной). Этот тип нарушения связан с недоразвитостью функций правого полушария, отвечающего за формирование целостных визуальных и слуховых образов, а также за ориентацию в пространстве. Наиболее частые проявления:
- трудности ориентации на рабочей поверхности (найти начало строки в тетради, продолжить запись с необходимого места на доске и пр.);
- плохой почерк, возникающий вследствие трудностей поддержания определенного размера и наклона букв, также возможны неровные, расширяющиеся книзу поля с левой стороны (за счет суженого поля зрения слева);
- присутствие ошибок даже в типичных словосочетаниях и словах, таких как «упражнение», «вывод», «классная работа» и пр.;
- возможно смешение гласных букв, пропуск пробелов между словами.
Все описанные ошибки имеют циклическую природу, что приводит к нестабильной работоспособности ребенка. Чтобы предотвратить когнитивную перегрузку и угасание мотивации учиться, необходимо составлять план обучения с учетом дробной и кратковременной нагрузки.
Методы коррекции
Первоначальным этапом коррекции всегда является диагностика, позволяющая составить оптимальную программу для каждого ребенка. Например, если у ребенка присутствуют нарушения речи, связанные со стереотипностью используемых слов, коротких фраз, а для того, чтобы его окончательно понять, необходимо задавать дополнительные вопросы, то трудности касаются программирования речи. В случае, когда используются предложения различной длины, но при этом присутствует замена конкретных понятий более обобщенными, встречается большое количество местоимений, то есть смысл заняться уровнем переработки слухоречевой информации. Полную диагностику проводит специалист — нейропсихолог.
Чтобы школьная успеваемость повысилась, а недостатки поведенческой сферы сгладились, необходимо достаточное развитие сенсомоторного базиса – основных психических функций (мышления, памяти, внимания). Добиться этого невозможно, требуя от ребенка сосредоточения через силу и принуждение, поскольку это не педагогический, а нейрофизиологический аспект. Эффективными будут методы, развивающие исключительно недостающий уровень – это естественные процессы познания мира, такие как игры, бег, прыжки, а также прочие формы активности, расширяющие сенсомоторную сферу.
Вместо репетиторов по всем предметам и различных развивающих ранних программ рекомендуется сосредоточиться на развитии необходимых мозговых структур и нейронных связей. Это возможно с применением метода нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис.
Кроме этого, для коррекции дислексии и дисграфии необходимы занятия с логопедом-дефектологом. Программа Томатис поможет мозговым структурам «дозреть», сформировать и укрепить нейронные связи, а занятия с логопедом закрепят и автоматизируют нужные навыки.
Курс Томатис направлен на то, чтобы:
- Созрели нейронные связи между лимбической системой (она дает мозгу энергию в виде мотивации и эмоционального ответа на стимулы, помогая лобным долям принимать решения и осуществлять контроль над поведением), сенсорными зонами коры головного мозга (обрабатывают полученную визуальную, слуховую, кинестетическую и др. информацию) и префронтальной корой (отвечает за программирование и контроль действий, принятие решений, формирует поведение).
- Осуществить сенсомоторную интеграцию, помочь различным отделам мозга работать слаженно.
- Улучшить внимание, особенно слуховое (т.к. воздействие Томатис происходит через ухо, слуховое внимание начинает тренироваться еще на этапе прохождения звука через среднее ухо; специалисты метода называют этот процесс «фитнес для слуховых мышц»). Tomatis помогает нервной системе научиться выделять в звуковой среде главное и второстепенное, повысить сопротивляемость информационному стрессу, сохранить концентрацию внимания в шумном месте и при повышенных нагрузках.
- Посредством воздействия на речевые зоны коры улучшить функции чтения, письма, обработки речевой информации и экспрессивной речи.
Как проходит коррекция нарушения школьных навыков в нашем центре?
В нашем центре первичная консультация проводится в форме консилиума: прием ведут сразу несколько специалистов (по желанию клиента). В консультации участвует логопед, нейропсихолог, дефектолог и специалист по Томатис-терапии (клинический психолог). Состав сотрудников может меняться в зависимости от конкретной ситуации (предварительная запись обязательна).
На консилиуме специалисты изучают анамнез ребенка, особенности его личности, нюансы возникающих в обучении проблем. Мы рекомендуем приносить на прием тетради с «типичными» ошибками, это поможет в процессе диагностики. Также желательно принести медицинскую документацию (если она есть): мед. карту, ЭЭГ, допплерографию и другие результаты обследований, которые есть на руках.
Консультация длится 60 минут. При необходимости расширенного нейропсихологического обследования оно назначается дополнительно, поскольку занимает много времени (от 2 часов и более, в зависимости от поставленных задач).
После диагностического этапа специалисты предлагают коррекционный маршрут для ребенка, который может включать:
- Занятия с логопедом;
- Занятия с дефектологом;
- Занятия с детским психологом или нейропсихологом;
- Курс нейросенсорной стимуляции Томатис.
По желанию родителей заключение может быть оформлено письменно на бланке центра. Часто школьные учителя принимают во внимание наличие специфических нарушений чтения/письма/счета и учитывают этот факт при выставлении оценок.
Запишитесь на консилиум по телефону (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.
Другие статьи на эту тему:
Источник: emberint.ru
Как помочь ребенку усвоить школьную программу? Совет от педагога
Сентябрь — пожалуй, самый тяжелый месяц в учебном году. После летних каникул школьникам сложно перестроиться на новый режим. Особенно непросто первоклассникам: неподготовленные малыши теряются от большого количества предметов и не могут сразу усвоить всю программу. Но время не ждет. Павел Фролов, основатель сети частных школ ROBBO Academy Future Skills, поделится современными методиками, как помочь ребенку справиться с большим потоком информации и выполнять задания на «отлично».
Начало учебного года — это всегда стресс для ребенка вне зависимости от возраста. Смена обстановки, знакомство со сверстниками и педагогами, налаживание с ними контакт — все это встает на первое место, а только после сама учеба.
Как правило, если школьник быстро адаптируется к новым условиям и способен психологически преодолеть столь обыденные изменения в жизни, то и со школьной программой у него не возникнет проблем. Но если вы замечаете, что ребенок возвращается домой подавленный, уставший и раздраженный, а в дневнике замечания и «двойки», то для начала узнайте о его положении в классе. Есть ли друзья?
Какие у них схожие интересы? Нравится ли педагог? Нередко конфликты между сверстниками или учителем отвлекают от обучения, а переживания снижают работоспособность.
Бывают и другие причины. Нередко сами родители безучастно относятся к обучению ребенка, не интересуются его успехами и не следят за режимом. Ребенок в силу возраста не может самостоятельно планировать свой день после школьных занятий. И если пустить все на самотек, то в итоге домашние задания будут выполняться в спешке и в самый последний момент без усвоения предмета.
Также ребенку нужно привить и самодисциплину. Ему трудно сосредоточиться, когда вокруг столько соблазнов, которые еще недавно были доступны в любой момент: компьютерные игры, мультфильмы и прогулки. Здесь важно объяснить ребенку, зачем ему нужны те или иные знания, и как он может их применять на практике.
Именно поэтому всегда увлекательны такие предметы, как физика, химия и физкультура — там есть прямой физический контакт с теми предметами, о которых идет речь. Но как быть с математикой, языками или программированием? Они также интересны, если найти правильный подход к изучению.
Еще с начальной школы важно правильно замотивировать ребенка, максимально вовлекать в процесс обучения без «зубрежки» и скучных правил. Материал должен идти последовательно или вовсе охватывать сразу несколько предметов.
Скажем, окружающий мир не бывает в чистом виде и включает в себя знания о животных, минералах и растениях, которые органично вписаны в тексты (а это уже — словесность и русский язык). В результате у школьника нет клиповости сознания. Системный подход закладывает базу для рационального и логического мышления. Таким образом, у ребенка более глубокие знания по всем предметам.
В обучении не должна быть погоня за хорошими оценками. Родители часто допускают в этом ошибку. Покажите, что ваше отношение не меняется в зависимости от отметок. Если вы будете радоваться только «пятеркам» и ругать за «двойки», то ребенок будет бояться неудач, что сильно скажется на усвоении школьной грамоты.
Попробуйте совместно разобраться со сложной темой, подскажите, где ее можно встретить в жизни и как применить. Нередко таблица умножения дается легче, если пойти в магазин и считать конфеты.
Важно научить ребенка применять школьные знания на практике. Лучше всего их отработать на дополнительных курсах по смежным инновационным предметам: робототехнике, 3D-моделированию, программированию. Там дети применяют школьный материал, начинают осваивать перспективные профессии, «прокачивают» мягкие навыки — эмоциональный интеллект, креативность, умение работать в команде, навык презентации своих идей, способность убеждать. С такой сильной базой ребенок чувствует себя намного уверенней в жизни: ему проще адаптироваться в будущем в университете и на рабочем месте.
Но не стоит пытаться обучить ребенка всему и одновременно. Залог успеха в усвоении школьной программы — правильно распределенная нагрузка. Убедитесь, что ребенок успевает за темпом обучения, ему комфортно и интересно на всех занятиях. Нередко школьная программа может оказаться как слишком простой, так и чересчур сложной.
В первом случае дайте дополнительную информацию, чтобы расширить кругозор и не дать заскучать, во втором — замедлите ход обучения. Лучше посидеть над заданием чуть больше времени, но это принесет только пользу.
В обучении всегда важен позитивный настрой. Школьник должен чувствовать, что нет неразрешимых задач и проблем. А положительные эмоции повысят концентрацию внимания и поспособствуют вдумчивому изучению материала.
Источник: nanya.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. на ребёнка дошкольного возраста. 4. Программа обучения (название, автор, год издания). 5. Характер затруднений (постоянные, временные, конкретизировать какие). 6. Как усвоена программа (математика, развитие речи, изобразител
На занятиях по математике не всегда понимает и удерживает инструкцию. Порядковый счёт до 5. Знает и называет форму, цвет, величину предметов. Временные понятия не знает. Обобщающие понятия путает. Геометрические фигуры называет правильно.
На развитии речи испытывает трудности, так как звукопроизношение и фонематическое восприятие нарушено. Словарь соответствует возрастной норме. При пересказе по сюжетным картинкам требуется помощь. Понимает обращённую к ней речь.
На занятиях по ИЗО: мелкая моторика развита.
По физической культуре основные движения выполняет правильно, чувство ритма развито плохо.
7. Как ребёнок относится к трудностям? (безразлично, тяжело переживает, стремится преодолеть затруднения или становится пассивным, теряет интерес к работе или проявляет усилия при преодолении учебных трудностей и т. д. )
Стремится преодолеть затруднения.
8. Реакция ребёнка на оценку его работы.
Ребёнок адекватно реагирует на похвалу.
Источник: helpiks.su