Многие даже и не подозревают, какой объем работы скрывается под банальной фразой «запись и обработка вокала», а для большинства обывателей подобная обработка представляет из себя процесс под названием «Сделать вокал поярче и накинуть ревера». Помимо применения эквализации, компрессии и пространственной обработки есть еще один немаловажный этап, важность которого многие недооценивают и пропускают – это «чистка» вокала. А этот этап, помимо наличия хороших исходников (т.е. качественно записанного исполнения), напрямую влияет на конечный результат.
К сожалению, человек — не машина, и идеально точно не может совершать определенные действия, а в нашем случае – совершенно идеально петь. Даже если этот человек – профессионал высочайшего класса, всегда можно найти определенные недочеты в исполнении. Но в этой статье мы будем говорить не о певцах-профессионалах, а о среднестатистических исполнителях, обращающихся в студию звукозаписи для того чтобы записать песню «в подарок» или просто для себя (например, песню собственного сочинения).
Зажимы в горле. Как быстро получить красивый голос | Vocal Image
Наверное, многие уже догадались, о чем будет идти речь? Совершенно верно – одним из пунктов будет исправление фальшивых нот, но перед этим хотелось бы осветить другой, так же немаловажный пункт в процессе «чистки» вокала.
Многие не раз слышали эти слова: «грув» и «кач» и скорее всего, имеют представление об их значении. Так вот, именно из-за них мы в такт двигаем головой, отстукиваем ногой ритм, двигаемся в танце, т.е. испытываем определенный эмоциональный подъем. А вот представим на секунду, что в песне, что заставляла нас сорваться с места и затанцевать, вокал вдруг перестанет совпадать с ритмикой музыки, т.е. как многие говорят «зазвучит мимо кассы»… Под такую песню уже вряд ли захочется танцевать (а может даже и слушать её), т.к. наступит чувство определенного дискомфорта, которое сможет уловить даже музыкально «неодаренный» человек.
Держа в памяти все вышеизложенное, мы подошли к первому пункту этапа «чистки» вокала: редактирование ритмических неточностей. Конечно, с подобными «косяками» надо бороться еще на этапе записи, но за всем не уследишь в процессе, и какие-то моменты можно запросто упустить из виду. Да и если у нас на руках уже записанный материал (т.е. заказчик принес его с собой, записав в другой студии) и перезаписать уже невозможно? Несомненно, при критическом расхождении в ритмике (а такое редко, но все же бывает) нужно обязательно указать на это исполнителю и попросить по возможности перезаписать материал. Но даже если в целом все в порядке мы можем сделать запись еще лучше!
Итак, приступаем! Все что нам нужно в самом начале – это внимательно прослушать записанный материал, обращая внимание на ритмические неточности исполнения (где-то запаздывает, где-то раньше звучит слово или фраза и т.д.) Даже, казалось бы, небольшие ритмические сдвиги могут в корне изменить тот самый общий «грув» песни и либо испортить её, либо заставить звучать именно так как надо!
Сможет ли Автотюн исправить НАСТОЛЬКО плохое пение?
Особенно это касается проектов, в которых есть более одного исполнителя (одновременно) или есть бэк-вокал. Такие оплошности как неодновременное начало фраз, «снятие» вразнобой, ритмические расхождения в одном и том же слове или фразе – все это смазывает общую картину, делая звучание вокала нечетким и «замыленным», смазывая общую ритмику.
Все это нужно исправлять, разделяя, двигая, удлиняя или укорачивая определенные части вокальных дорожек относительно друг друга. Так же можно использовать куски для замены из других похожих частей (например, если есть два одинаковых припева) – просто подставить вместо неудачного варианта (или части) другой.
Для достижения цели хороши все средства, да и производители ПО не дремлют. Для помощи в этом кропотливом деле существует специализированная программа синхронизации вокальных дорожек – SynchroArts VocAlign, которая в автоматическом режиме «подгонит» ритмику вокальных дорожек между собой. VocAlign прекрасно справляется с выравниванием голосов партий бэк-вокала или «даблов» в речитативе. Но каким бы ни был технологический прогресс, всегда доверяйте своему слуху! Если после редактирования стало звучать хуже (или неестественно), значит, либо нужно искать компромисс, либо вы слишком сильно где-то переусердствовали или что-то сделали не так.
С ритмическими недочетами разобрались. Что же дальше? А дальше как раз один из самых сложных пунктов процесса «чистки» — исправление фальшивых нот. И даже не думайте, что загрузив на дорожку плагин Antares Autotune (или ему подобный, работающий в автоматическом режиме, например T.C. Electronic Intonator) работа над исправлением закончена. Бесспорно, если исполнитель отработал на 5+ при записи и особо критичной «лажи» в исполнении нет, то можно воспользоваться и «автоматом», но мы речь ведем далеко не о профессионалах…
Возникает резонный вопрос: а всегда ли нужно прибегать к исправлению фальшивых нот, даже если еле-еле слышно эту «лажу»? По-хорошему — практически всегда. Ибо даже малейшие неточности в интонировании могут вызывать диссонансы, которые будут очень сильно влиять на звучание вокала в песне.
Самое главное не перегнуть палку и не выправить вокал так, чтобы исполнитель стал похож на робота (конечно же, если не преследуется такая художественная цель). Иногда, для сохранения естественности звучания, достаточно исправить только самые неточные ноты, не прибегая к общему редактированию (или авто выравниванию). Но зачастую править приходится чуть ли не каждое слово.
На сегодняшний день существует немало программ, позволяющих редактировать и исправлять фальшивые ноты: Antares AutoTune, Celemony Melodyne, Waves Tune, специальные встроенные в DAW редакторы и т.д. Какой именно инструмент использовать – дело лично каждого. Самое главное в этом деле – иметь достаточно хороший слух и разбираться хотя бы в элементарной теории музыки. Без этого браться за исправление фальшивых нот нет никакого смысла!
Тем не менее, вот несколько советов, которые пригодятся при редактировании и исправлении фальши:
- опасайтесь изменения высоты тона свистящих и шипящих звуков – они при этом очень сильно искажаются, становятся неестественными – самый лучший вариант не трогать их вообще или изолировать, оставив такими, какие есть изначально;
- обращайте внимание на интонирование длинных нот – зачастую вокалисты либо занижают, либо завышают окончания;
- если не получается исправить ноту целиком – поделите на несколько частей и редактируйте отдельно;
- если в вокальной фразе присутствует часть, где исполнитель проговаривает пару-тройку слов (по задумке песни) – не нужно пытаться делать из этого вокальную партию, просто оставьте речитатив как есть;
- зачастую не стоит «исправлять» вокальные форшлаги, объединяя две ноты в одну. Лучше подобрать разделенные ноты на слух – так будет звучать естественнее;
- слишком радикальное повышение или понижение ноты может привести к драматическому изменению тембра, т.е. при подобном повышении из мужского голоса может получиться женский или детский, а зачастую «инопланетный» голос;
- в любом случае, при редактировании пытайтесь сохранить естественность звучания голоса, не привнося излишнего механического и искусственного оттенка.
Подытоживая часть об исправлении фальшивых нот, стоит отметить следующий факт: так уж сложилось в наши дни (да и отдельное спасибо СМИ, маркетологам и рекламе), что большинство считают, что можно не обладая какими-либо вокальными навыками прийти в студию, кое-как что-то напеть и после магических действий звукорежиссера из «абы какого исполнения» вдруг получится шикарный вокальный трек.… Но, к сожалению, все далеко не так. Не каждое исполнение можно привести в порядок, не потеряв при этом естественности звучания, поэтому прогресс прогрессом, а вокальные навыки исполнителя превыше всего! Кроме того, ни одна программа не научилась за исполнителя передавать эмоции и характер – если певец спел вяло и нудно, то, как не редактируй, так оно и останется звучать – вяло и нудно.
Наконец, остался у нас последний пункт в «чистке» на пути к «идеальному» исполнению – это автоматизация. И этот пункт очень часто вместе с первым (исправление ритмических неточностей) остается без внимания, хотя достаточно сильно облегчает жизнь при последующей обработке вокала.
Итак, начнем с того, что среднестатистический непрофессиональный исполнитель не владеет в совершенстве своим голосом, поэтому может отдельные фразы (и даже слоги) пропевать либо тише, либо громче, или выделять (или наоборот делать тише) определенные звуки, т.е. петь с разной динамикой. «Так можно же компрессор использовать!»– скажут многие и отчасти будут правы, НО! Задача автоматизации состоит не столько в том, чтобы сделать всю работу за приборы динамической обработки, сколько помочь им в дальнейшей работе и не дать вылезти лишним звуковым артефактам.
Наша задача будет состоять в том, чтобы «усреднить» уровни громкости в различных участках вокальной дорожки (причем используя свой слух, а не индикаторы или графическое отображение трека, хотя последнее часто помогает). Т.е. сделать так, чтобы одна фраза (или слог) не звучала намного громче (или тише) другой.
Для этого мы можем разрезать проблемные участки и изменять громкость каждого, или же воспользоваться огибающей громкости вокального трека, «нарисовав» ею изменения уровня громкости. По сути, мы будем выполнять работу компрессора вручную, но поверьте – оно того стоит! В дальнейшем работа компрессора станет не такой явной (что, конечно же, отразится на звучании, т.к. понадобится по сути т.н. «сглаживающая» компрессия), и его настройки можно будет подобрать намного быстрее и легче. Более того, если у нас имеются явные и громкие свистящие и шипящие звуки, после обработки компрессором и эквалайзером они могут стать еще громче и еще резче! Поэтому стоит до обработки вырезать и понизить уровень этих звуков вручную (или же «нарисовать» огибающую громкости в этих местах) – практически всегда такая ручная редакция приносит намного больше пользы, чем обработка «дэессером».
Также мы можем почистить вокальную дорожку от ненужных звуков и шумов в паузах (просто вырезав пустые куски и «сгладив» начало и конец обрезанных кусков, используя плавный fade in/out), сделать более плавное затухание длинных нот (тем же самым fade out или огибающей громкости), смягчить атаку на некоторых согласных (автоматизация огибающей громкости), избавиться от излишне громкого дыхания. Зачастую не нужно вырезать все вздохи – достаточно лишь сделать их короче и тише – в противном случае может потеряться естественность исполнения.
В итоге, если усердно поработать над этими тремя пунктами в процессе «чистки» вокала, можно считать, что сделан огромный шаг навстречу «идеальному» вокалу! Результат не заставит себя долго ждать, и последующая обработка станет намного проще, приятнее и принесет желаемые плоды без каких-либо лишних сложностей. Конечно же, каждый вправе отказаться от этой кропотливой ручной работы и доверить всю обработку «автомату», но поверьте – «профессиональное звучание» это не только запись, сделанная на профессиональном оборудовании, но и титаническая работа профессионалов, которые не боятся и не пренебрегают долгой работы над мелочами.
Источник: pop-music.ru
Как улучшить голос для пения: 5 советов, которые всегда работают

Чтобы добиться определенного результата в таком нелегком деле, как развитие певческого голоса, необходимо точно сформулировать себе задачу.
Если вы хотите выйти на профессиональный уровень и улучшить голос для пения, по силе и красоте звучания не уступающий звездам мировой эстрады, то вам не обойтись без грамотного педагога по вокалу. Конечно, педагог – это не гарантия успеха, но без него вы рискуете потерять массу времени на пробах и ошибках, навредить здоровью и реализовать свой потенциал лишь на долю возможного процента.
Но если вы простой любитель подпевать радиоприемнику и завсегдатай караоке-баров, для которого любовь к пению постепенно перерастает в хобби, вы можете записаться на курс “Основы актерского мастерства” в театральной школе Бенефис. В нашей школе Вас ждут регулярные занятия, эффективные методики и профессиональные преподаватели, которые помогут развить нужные навыки.
Какую роль голос играет для актера?
Голос для актера – это важнейший профессиональный инструмент, с помощью которого достигается экспрессия, выразительность. Поэтому на занятиях в театральной студии «Бенефис» работе с голосом уделяется очень много внимания.
Уже с первых занятий вы получаете серию упражнений для правильного звучания. Преподаватель оценит ваши умения и возможности, подскажет, чего вам не хватает и над чем нужно работать. Типичные проблемы: слишком тихий голос, проблемы с произношением гласных, согласных, шипящих звуков, не очень хорошо включаются резонаторы и пр.
На каждом занятии в театральной студии «Бенефис» занятиям речи уделяется 15-30 минут, кроме того, преподаватель дает домашние задания по речи на каждый день. Очень важно работать над речью регулярно: каждый день по 10-20 минут – только в этом случае результат не заставит себя ждать.
На первом занятии преподаватель слушает речь каждого ученика и фиксирует проблемы, над которыми нужно работать. Если человек действительно старается и регулярно работает над речью, то уже на десятом, выпускном занятии его голос начинает звучать очень хорошо – и этот потрясающий результат заметен всем.
Наши преподаватели на занятиях дают ученикам все необходимые инструменты, благодаря которым совершается подобная трансформация. Нужно лишь шаг за шагом следовать рекомендациям профессионалов, и уже скоро вы заметите, что речь стала красивой, звонкой и правильной.
5 советов для развития голоса

Для вас мы собрали 5 простых советов, следуя которым вы гарантированно сможете быстро улучшить голосовые связки в домашних условиях без необходимости штудировать книги по риторике. Вам потребуется лишь желание и дисциплина. Вот что нужно сделать, чтобы развить тембр голоса и зазвучать в скором времени:
- Питание и режим.
- Ежедневные распевки.
- Дыхательные упражнения.
- Практика.
- Отдых.
Оптимизируйте питание, режим дня и откажитесь от вредных привычек
Насколько вредны для голоса пагубные привычки, всем хорошо известно. Все слышали, как звучит голос алкоголика или заядлого курильщика, не говоря уже о кашле, одышках, тяжелом свистящем дыхании и т. д. Но не всем известно, что не только вредные привычки влияют на качество голоса, но и обыкновенная повседневная пища и частота ее приема. Вокалистам не рекомендуется принимать пищу, раздражающую горло. Сюда относится все острое и очень соленое, также кислое и содержащее алкоголь. С осторожностью следует принимать лекарства и пользоваться средствами для полоскания.
Следите за здоровьем! На голосе сказываются не только простуды и заболевания горла. Любая болезнь способна плохо повлиять на ваше звучание.
Благотворно влияет на постановку голоса здоровая пища: свежие фрукты и овощи, зелень, натуральные соки и фреши, ценные злаки и прочее. Рекомендуется также много пить, не допускать жажды и сухости в горле. Благодаря такому образу питания вы сохраняете слизистую оболочку здоровой и достаточно увлажненной, что позволяет голосовым связкам безопасно справляться с нагрузками.
Запишитесь на пробный урок по актерскому мастерству. Улучшение тембра голоса также зависит от соблюдения режима дня и полноценного сна. Чтобы обеспечить организму необходимый отдых, взрослому человеку требуется спать ночью не менее 7 часов. Кроме того, лучше не заниматься вокалом утром, когда голос еще не пришел в норму после сна, и вечером, когда связки уже устали за день.
Ежедневно разогревайте голос и распевайтесь

Разминка – это жизненно важная часть любых тренировок, она позволяет подготовить мышцы к длительным нагрузкам и свести к минимуму вероятность травмы. Ваши голосовые связки – это тоже мышцы, их можно повредить, как и любые другие, если давать нагрузки необдуманно и без подготовки.
Упражнения для разогрева:
- Зевайте, широко открывая рот. Зевота способствует расслаблению шеи и горла, а также при зевоте гортань принимает правильное положение. Запомните положение речевого аппарата при зевке, старайтесь сохранять его при пении.
- Попробуйте что-нибудь напеть с закрытым ртом, выдувая воздух через сомкнутые расслабленные губы. Губы при этом будут смешно вибрировать. Это упражнение не дается сразу. Когда научитесь его выполнять на простых звуках, переходите к звукорядам.
- Пойте с закрытым ртом. Точнее сказать – с сомкнутыми губами, потому что зубы должны быть разомкнуты, а нижняя челюсть опущена. Представьте, что держите шарик во рту.
Упражнения для распевки:
- Напевайте звукоряд звуками «ми-ми-ми», начиная со средней, удобной для вас высоты и до максимально высокой ноты.
- От самой высокой ноты двигайтесь вниз к средней и еще ниже – к максимально низкой.
- Меняйте звуки: чистые гласные «и-и-и», «у-у-у» и далее по таблице гласных (и, э, о, у, а, ы).
- Добавляйте согласные: «ву-ву-ву», «ва-ва-ва» и т. д.
- Следите за чистотой звука, артикуляцией и правильным положением горла.
Эти несложные упражнения выполняют даже артисты и ораторы – они позволяют улучшить голос и дикцию перед выступлением на сцене.
Тренируйте дыхание

Дыхание – основа голоса. Хороший вокалист никогда не срывает голос, потому что использует голосовые связки только для образования звука, а силу и громкость его голосу придает дыхание. В быту нам нет нужды контролировать дыхательные процессы для повышения громкости и силы голоса, поэтому каждый начинающий вокалист учится правильно дышать с нуля.
- Встаньте правильно. Ноги на ширину плеч. Одна нога чуть впереди, колени чуть согнуты и расслаблены. Спина ровная, плечи максимально отведены назад и расслаблены, грудь немного выпячена.
- Дышите глубоко. Вдыхать воздух следует так, чтобы раздувалась брюшная полость, живот и область поясницы.
- Учитесь выталкивать воздух из брюшной полости, используя мышцы пресса, при выдохе, пении и разговоре. Тренируйтесь, делая серии выдохов после глубокого вдоха. Чем больше выдохов получается сделать, тем лучше.
Слушайте и пойте
Чтобы натренировать музыкальный слух и умение красиво выпевать музыкальные фразы, нужно постоянно упражняться в звуковоспроизведении. Самый простой способ – караоке. Вы просто слушаете музыку, которая вам нравится, находите минусовку и стараетесь спеть как можно ближе к оригиналу, соблюдая интонацию.
Еще можно записаться на курсы ораторского мастерства в Москве, где звуковоспроизведению учат профессионально. Учитесь слушать чужое исполнение и анализировать его. Вы должны отчетливо понимать, что именно вам нравится в манере одного певца и не нравится в манере другого. Это позволит улучшить звучание своего голоса для разговора, публичных выступлений и научиться петь.
Дозируйте нагрузки, берегите голос в быту, отдыхайте

Для людей, активно пользующихся голосом в течение дня, важно уметь расслабляться и получать качественный отдых. Если девушка работает оператором тех. поддержки, то следует понимать, что ее голосу тяжело приходится и без вокальных занятий. Возьмите за правило молчать не менее двух часов в день. Никогда не кричите, следите за расслабленностью горла (для этого можно почаще зевать и пить больше жидкости).
Командный голос можно приобрести, работая над техникой речи и обучение будет состоять в создании низкого голоса, который откладывается в сознании собеседника, а также производит сильное впечатление, которое повлечет за собой доверие и уважение к говорящему человеку.
Уже с первых занятий в школе Бенефис вы получаете серию упражнений для правильного звучания. Преподаватель оценит ваши умения и возможности, подскажет, чего вам не хватает и над чем нужно работать.
Типичные проблемы: слишком тихий голос, проблемы с произношением гласных, согласных, шипящих звуков, не очень хорошо включаются резонаторы и пр.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСА И ДИКЦИИ
Вы ищите упражнения для голоса или дикции? Поздравляю, вы уже у цели! Я покажу вам 5 упражнений, которые помогут вашему голосу зазвучать более свободно, уверенно и красиво. Эти упражнения можно выполнять самостоятельно, в домашних условиях. Причем, они одинаково подойдут вам, независимо от того, интересует ли вас постановка голоса для речи или постановка голоса для вокала.
Вообще, термин «постановка голоса» уже устарел. Он не отражает суть правильной работы с голосом. Потому что голос, как и любой музыкальный инструмент, нужно не «ставить», а настраивать! Музыкант настраивает гитару, прежде чем играть на ней. А мы с вами, будем настраивать ваш голос!
Согласны?
Отлично! Поехали!
Получите видеокурс «10 упражнений для постановки голоса»!
Первое упражнение для голоса
Зевание
Задача: расслабление мышц шеи.
Режим занятий: зевнуть 4 раза перед основными упражнениями для развития голоса.
В горле у нас находится гортань, а в ней — голосовые связки. И здесь не должно быть никакого мышечного напряжения. Иначе голос будет звучать зажато. Зевание снимает лишнее напряжение с мышц шеи, а также, немного опускает гортань.
Просто зевните 4 раза прямо сейчас, и почувствуйте, как мышцы шеи и гортани расслабились.
Второе упражнение для голоса
Мычание
Задача: научиться извлекать звук без напряжения, усилить резонанс.
Режим занятий: 1-3 минуты три раза в день.
Выполнение:
Сядьте поближе к краешку стула. Приподнимите грудь. Подтяните живот. Голову держите ровно.
Положите руку на грудь. Представьте, что голос рождается в груди.
Губы сомкните. Зубы — разомкните.
Расслабьте лицо.
Сделайте вдох через нос. Много воздуха набирать не нужно!
Издайте негромкий низкий звук, напоминающий стон, продолжительностью 3-4 секунды.
Без усилий! Никакого напряжения быть не должно. Представьте, что вам нужно так 24 часа стонать!
Попробуйте прямо сейчас!
24 часа, конечно, стонать не нужно. Достаточно 1-3 минуты, три подхода в день.
Иногда у вас будет получаться звук чуть выше, иногда — чуть ниже. Это нормально! Возможно, захочется стонать чуть дольше, чем 3-4 секунды. Или, наоборот, короче. Это тоже нормально.
Позвольте своему голосу выбрать такой режим звучания, который ему необходим в данный момент.
Вероятно, в груди вы почувствуете вибрацию. Это хорошо!
Да, это простое, но очень мощное упражнение для развития голоса. С него начинал уроки пения еще Михаил Иванович Глинка в своей школе пения. Я узнал об этом упражнении для постановки голоса от петербургского ученого-исследователя Владимира Багрунова.