Осуществление некоторых видов деятельности невозможно без получения соответствующих лицензий — специальных разрешений на осуществление определенных видов деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданных лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В соответствие со ст.15 Федерального закона от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», за совершение действий, связанных с лицензированием, уплачивается государственная пошлина.
Глава 25.3 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) «Государственная пошлина» была введена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 02.11.04 № 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
В соответствии со ст.333.16 НК РФ, под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с юридических и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.
Юридические тонкости лицензии на образовательную деятельность
Ст.333.33 НК РФ предусмотрены размеры государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с лицензированием: за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии, за предоставление лицензии, за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии.
Следует отметить, что до принятия новой главы НК РФ платежи, связанные с лицензированием, устанавливались нормативными актами о лицензировании конкретных видов деятельности, в частности: Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности»; Постановлением Правительства РФ от 29.03.94 № 251 «Об утверждении правил лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование» и другими.
Вне зависимости от наименования – лицензионный сбор, сбор за выдачу лицензии, сбор за рассмотрение заявления о выдаче лицензии, плата за лицензию, плата за рассмотрение заявлений о выдаче лицензии, плата за выдачу лицензии, государственная пошлина – платежи представляли собой сбор за совершение юридически значимых действий, связанных с лицензированием.
С принятием гл.25.3 НК РФ вышеуказанные нормативные акты в части установления размера платы за рассмотрение и выдачу лицензий не подлежат применению, поскольку согласно ст.29 Федерального закона от
05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», акты, принятые до вступления в силу НК РФ, действуют в части, не противоречащей НК РФ.
Учет расходов на лицензию
В бухгалтерском учете, в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000
Лицензия на образовательную деятельность.
№ 94н (далее – План счетов), уплата государственной пошлины отражается по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту учета денежных средств.
В силу п.16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н (далее – ПБУ 10/99), признание суммы уплаченной государственной пошлины в качестве расхода возможно после совершения действий, с которыми связана уплата пошлины – рассмотрение заявления о предоставлении лицензии, предоставление лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии.
В целях налогообложения налогом на прибыль организаций государственная пошлина, подлежащая уплате в связи с лицензированием, при соблюдении условий, предусмотренных ст.252 НК РФ, относится к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (пп.1 п.1 ст.264 НК РФ) и признается на дату начисления – при применении организацией метода начисления (пп.1 п.7 ст. 272 НК РФ) или на дату фактической уплаты – при кассовом методе (пп.3 п.3 ст.273 НК РФ).
Помимо уплаты государственной пошлины организация зачастую вынуждена осуществлять расходы, сопутствующие процессу лицензирования: связанные с обучением сотрудников, проведением экспертизы противопожарного, санитарно-эпидемиологического состояния помещений, экспертизой лицензионных документов, оказанием услуг специализированных организаций и прочие.
В соответствии с п.п.5, 7 ПБУ 10/99, перечисленные расходы признаются в бухгалтерском учете расходами по обычным видам деятельности и отражаются на счетах учета затрат: счете 20 «Основное производство», счете 26 «Общехозяйственные расходы», счете 44 «Расходы на продажу» и прочих.
Гл.25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» не предусматривает такой вид расходов, как расходы на лицензирование. В налоговом учете указанные расходы признаются в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, в порядке, предусмотренном для конкретных видов расходов. Например, расходы на обучение сотрудников включаются в состав расходов, уменьшающих налог на прибыль организаций в том случае, если они соответствуют критериям, перечисленным в п.3 ст.264 НК РФ и в порядке, предусмотренном ст.272 или ст.273 НК РФ.
Следует обратить внимание на то, что, по мнению ряда специалистов, расходы, связанные с лицензированием (в том числе государственная пошлина), распределяются как в бухгалтерском, так и в налоговом учете равномерно пропорционально сроку действия лицензии. В обосновании своей позиции специалисты ссылаются на п.18 ПБУ 10/99, п.65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н, ст.272 НК РФ.
В соответствии с указанными нормами, в бухгалтерском учете расходы, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.
Однако, представляется, что расходы, производимые организацией в связи с лицензированием, не могут относиться в состав расходов будущих периодов, поскольку они относятся к тому отчетному периоду, в котором осуществлены.
Что касается налогового учета, то в НК РФ отсутствует понятие расходов будущих периодов. Принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип равномерности признания доходов и расходов), в соответствии со ст.272 НК РФ, применяется в отношении доходов и расходов только в том случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг).
Государственная пошлина, расходы на экспертизу лицензионных документов, прочие расходы, связанные с лицензированием, являясь организационными, напрямую не связаны с получением доходов в последующие периоды, следовательно, равномерное распределение указанных расходов в течение срока действия лицензии не является обоснованным. Более того, такой подход может привести к искажению налоговой базы по налогу на прибыль этих периодов.
Источник: www.tls-cons.ru
Как учитывать расходы на лицензию
Лицензирование определенных видов деятельности является формой государственного контроля за работой организации. При получении лицензии предприятие или фирма несет определенные расходы, которые необходимо правильно и своевременно отразить в бухгалтерском и налоговом учете.
Статьи по теме:
- Как учитывать расходы на лицензию
- Как списать расходы на лицензию
- Как учесть госпошлину
Инструкция
Расходы на получение лицензии учитываются на счете 97 в составе расходов будущих периодов, они списываются на счета затрат в течение всего срока действия лицензии равными долями. Прибыль уменьшается на суму затрат на получение лицензии. Эти суммы списываются на себестоимость в составе расходов, равными долями.
После того как вы получили лицензию на ведение деятельности, списывайте расходы на нее следующим образом: по дебету счета 68 и кредиту счета 51 — оплата государственной пошлины; дебет 97 кредит 68 — отразите расходы будущих периодов в сумме уплаченной пошлины; дебет 20 кредит 97 — ежемесячная доля расходов в расходы отчетного периода (сумма государственной пошлины разделенная на количество месяцев, в течение которых действует полученная лицензия).
Согласно пункту 7 статьи 272 Налогового Кодекса РФ, датой осуществления расходов по уплате сбора (уплаченная государственная пошлина относится именно к этой категории) признается дата их начисления. Т.е. для налогового учета плата за получение лицензии учитывается единовременно, т.е. без деления на пропорциональные части согласно срока ее действия. По налоговому учету оплата за лицензию не относится к расходам будущих периодов.
В некоторых случаях возникает временная разница, т.к. в бухгалтерском учете расходы признаются на протяжении всего срока действия лицензии, а в налоговом списываются единовременно в полном объеме. В таком случае вам нужно сделать следующие проводки: дебет 68 кредит 77 — отложенные налоговые обязательства; дебет 77 кредит 68 — ежемесячно в течении срока действия лицензии суммы отложенных налоговых обязательств.
Источник: www.kakprosto.ru
Учет лицензий на программное обеспечение
Подсистема «Техническая поддержка» (ITIL на базе 1С) позволяет вести детальный учет оборудования и лицензий на программное обеспечение.