Рейтинг телепередачи – размер аудитории, выраженный в абсолютных величинах (в тысячах, миллионах) или в процентах от общей телеаудитории. Служит показателем экономической рентабельности телеорганизации и ориентиром при программировании. Используется как основа расчета компании с рекламодателями.
Появлению рейтинга отечественное телевидение обязано возникновению в России рынка телевизионной рекламы. С начала 1990-х годов отечественное телевидение постепенно утрачивало бюджетную основу своего существования и переходило к финансированию за счет поступлений от рекламы, превращаясь при этом из института идеологического в институт экономический, коммерческий. Необходимо заметить, что телевидение как экономическая система имеет ряд особенностей. Одна из них заключается в том, что телевидение функционирует одновременно на двух рынках — рынке товаров и рынке услуг.
С одной стороны, телевидение производит товар в виде «упакованных» в различные телевизионно-эстетические формы продуктов (программ) и предлагает их телезрителю. Рынок телевизионных программ (или, как называют их телевизионщики, форматов) есть рынок телевизионных идей, образов, стереотипов, которые, конкурируя между собой, приобретают товарную форму.
Галилео. Рейтинги
Аудитория обращается к телевидению, чтобы удовлетворить свои потребности в информации и развлечении. С другой стороны — телевидение функционирует на рынке услуг как институт, обеспечивающий доступ рекламодателей к аудитории определенного социального и демографического профиля. Телевидение одновременно собирает огромную аудиторию, которая представляет интерес для рекламодателя. Только телевидение может обеспечить ему доступ к такому огромному рынку потенциальных потребителей его продукции. Рекламодатель, оплачивая эту услугу, финансирует телевидение.
До появления систем измерения телевизионной аудитории телевидение предлагало рекламному рынку телевизионное время. Рекламодатель покупал 30 секунд в определенной программе. Предполагалось, что в это время у телевизионного экрана находилась некоторая аудитория (никто не мог сказать — какая, как по количеству, так и по «качеству»), которая видела его рекламное сообщение.
Стоимость рекламного времени определялась спросом на ту или иную программу, который формировался стихийно. Такая форма отношений мало устраивала участников рынка. Рекламодатель не очень понимал, за что он платит деньги. Телевизионный канал не мог равномерно разместить рекламные сообщения, поскольку ажиотажным спросом пользовались вечерние программы, когда у телевизора собирается максимальная аудитория. Продавать же рекламное время в программах, выходивших в эфир днем или ночью, было гораздо труднее.
Появление технологий измерения аудитории, фиксирующих число телезрителей, которые смотрят как телевизионную программу, так и рекламный блок, привело к революционным изменениям во взаимоотношениях субъектов телевизионно-рекламной индустрии. Телевизионные каналы получили возможность оказывать рекламодателям услугу по предоставлению аудитории определенного, наиболее для него подходящего профиля. Рекламодатель, в свою очередь, получил широкие возможности для планирования и повышения коммуникативной эффективности своих рекламных кампаний за счет более точного «попадания» рекламным сообщением в свою целевую группу — потенциального потребителя товара.
Телевещатели (телеканалы) стали использовать данные измерений телевизионной аудитории несколько позже, когда в России под воздействием потребностей развития рекламного рынка появилась электронная система измерения телевизионной аудитории. Появление в России электронной системы существенно повысило точность и оперативность измерения телевизионной аудитории и привлекло внимание отечественных телевещателей к данному инструменту, и уже с телевизионного сезона 1999/2000 года данные измерений были включены в информационный ресурс телевизионного менеджмента.
С этого момента долговечность программы в сетке определяется ее рейтингом, т. е. количеством зрителей, ее посмотревших. С этого исторического для индустрии момента социологические данные, собранные с помощью электронной системы измерения телевизионной аудитории, становятся важнейшим производственным ресурсом телевидения.
Для телеканалов рейтинг стал инструментом программирования, телевизионного маркетинга и менеджмента. Программный директор старается так разместить программу в сетке эфира, чтобы собрать как можно больше аудитории на своем телевизионном канале. Война между телеканалами ведется за рейтинг как показатель влияния на зрителя. Каналы с высокими рейтингами получают больше денег от рекламы и, следовательно, могут закупать лучшие программы, привлекать лучших специалистов. Коммерческая стоимость канала в результате растет.
В результаты общероссийского социологического исследования свидетельствуют о том, что о сегодняшней России можно говорить как об «обществе телезрителей». Каждый день (в среднем 3,5 часа) смотрят телевизор 92 процента горожан России, 55 процентов доверяют ему как каналу информации, 56 процентов считают его самым важным лично для них источником сведений о мире, 58 процентов смотрят его с интересом и удовольствием (еще 29 процентов — без особых чувств). Но, может быть, еще важнее то, что сформированное телевизором общество к нему привыкло и стало зависимо от него: 53 процента горожан России признаются, что они лично утратили бы нечто жизненно важное, если бы телевидение на месяц вышло из строя. При этом более чем половине опрошенных (52 процентам) телевидение за последние два-три года не стало нравиться ни больше, ни меньше — они его просто смотрят, и всё, воспроизводя изо дня в день привычный образ жизни.
Источник: studfile.net
Как телевизионщики определяют рейтинг телепередач
Это интересно
На чтение 3 мин Просмотров 25
Телевидение – страшная сила, влияющая на умы и настроения людей, средство развлечения и пропаганды. С момента появления первых телепередач сразу возникла проблема обратной связи. В отличие, к примеру, от газет и журналов, популярность которых можно отследить количеством проданных экземпляров, количество людей, смотрящих тот или иной канал (а тем более телепередачу) невозможно.
Между тем, для продажи рекламного времени и определения его стоимости жизненно важно знать социально-демографические данные аудитории, количество зрителей и их доход, время просмотра и другие значимые данные.
В дремучие времена зарождения телевидения для этих целей использовался обычный бумажный блокнот с программой телепередач, в которых участникам исследования необходимо было записывать названия просмотренных каналов и передач, а также время просмотра. Раз в неделю данные собирали и выдавали новые блокноты.
Но чуть позже появились специальные электронные устройства – пиплметры, которые на протяжений многих лет претерпели множество изменений. Современный пиплметр использует технологию Audio Matching System (AMS). При включении телевизора прибор с некоторой периодичностью записывает внешний звук. Ежесуточно данные со всех пиплметров через мобильный интернет передаются в дата-центр, где записанные звуковые фрагменты автоматически сопоставляются с эталонными звуковыми метками телепередач – это позволяет узнать, какая передача и в какое время звучала в помещении.
Пиплметр снабжается пультом дистанционного управления, снабженного отдельными кнопками для всех членов семьи и для гостей. Начало и окончание просмотра телепередач каждый из них должен отмечать нажатием на соответствующую кнопку.
Еще один немаловажный вопрос – кто же эти участники исследований? Зачем они соглашаются на подобные неудобства? Ежегодно проводится большое исследование – операторы звонят людям, спрашивают, часто ли они смотрят телевизор и сколько телевизоров у них в наличии, пол и возраст членов семьи и т.п.
На основании этих данных формируется так называемая панель, отражающая структуру населения с учетом величины населенного пункта. Далее людям предлагают установить пиплметр. На сегодняшний день в России установлено около 5400 пиплметров с охватом 13500 человек.
Немаловажный фактор – за установку и использование пиплметра люди не имеют право получать живые деньги, так как это оказывало бы прямое влияние на семейный доход и искажало бы результаты. Но обычно людям в качестве компенсации предлагаются подарки – бытовая техника, нужные в хозяйстве вещи и т.п.
Тем не менее, использование пиплметров не считается абсолютно точной методикой. Обычно на установку пиплметров соглашаются не очень богатые семьи, имеющие небольшой ежемесячный доход. Большинство же семей со средним и высоким достатком считает установку пиплметров вторжением в личную жизнь. В итоге телевизионщики при составлении передач и временем их показа ориентируются на эту самую выборку, учитывая, по большому счету, только их интересы.
Пока эта методика остается единственно работающей наряду с обычными телефонными опросами.
Источник: vsesvoi43.ru
Формат и контент телеканалов
Формат вещания телеканала определяет выбор соответствующего контента: развлекательного, познавательного, информационного, аналитического или смешенного. В таблице 1 даны примеры форматов и жанров программ нескольких эфирных и кабельных телеканалов.
Как видно из таблицы, контент большинства телеканалов соответствует выбранному формату: на развлекательном телевидении транслируются сериалы, художественные фильмы, развлекательные программы; информационно-аналитические программы и новостные передачи – составляют основу аналитического телевидения; на телеканалах, предназначенных для детей, транслируются мультфильмы. Следует отметить, что эфирные телеканалы, ввиду большого охвата аудитории, стремятся к смешенному контенту, тогда как кабельные каналы в большей степени ориентированы на нишевые форматы.
Вопрос о выборе контента решается на основе изучения зрительского спроса. Рассмотрим рисунок 3, на котором изображен график спроса и предложения по рынку контента.
Из рисунка 3 видно, что зрительский спрос на программы в данном случае не соответствует предлагаемому телеканалами контенту: например, фильмов мало, тогда как количество музыкального контента предлагается в несколько раз больше, чем это требуется зрителю. Такая информация используется программным директором при формировании сетки и контента, а в некоторых случаях приводит к пересмотру существующего формата телеканала.
Обычно телеканалы транслируют 60% программ собственного производства, 20% программ, произведенных отечественными продакшн-студиями и 20% купленных программ зарубежного производства. Вопрос о покупке контента или производстве собственных программ, решается, исходя из следующих принципов:
- Целесообразность: собственное производство всегда дорого, поэтому в случае недостаточного количества бюджетных средств, программы покупаются. Однако, если компания обладает необходимым бюджетом и уже сформирован интерес к будущему продукту со стороны рекламодателей, лучше производить программы самим;
- Влияние на социум: в случае, когда миссия телеканала предполагает воздействие на социальные и политические процессы в обществе, важным условием является производство новостей. Следует отметить, что обычно новостные программы являются самым дорогим продуктом, и, зачастую, убыточным, поскольку на их создание и поддержку необходимо значительное количество финансовых и человеческих ресурсов, а реклама не всегда окупает затраты на производство;
- Использование аналогов: если на рынке существуют популярные программы, можно создать собственный аналог, безусловно, учитывая интересы правообладателей;
- Дополнительные возможности: продажа прав на ретрансляцию или производство аналогов на собственные программы; покупка программ у правообладателей с возможностью последующей его перепродажи (сублицензирование);
Если программный директор решает покупать контент, он руководствуется следующими правилами:
- Проверять качество контента: если покупается сериал, нет необходимости смотреть все серии, достаточно посмотреть несколько серий, например, первую, вторую и двенадцатую. Это сэкономит время, и позволить проследить – не ухудшается ли качество программного продукта;
- Изучать рейтинг: если программа уже транслировалась, и показала высокий рейтинг, существует вероятность такой же популярности и на другом рынке. Однако, не всегда популярная передача в одной стране, будет такой же рейтинговой в другой. Если есть возможность, можно протестировать программу на фокус-группе – зрителю продукт должен понравится в течение первых двух-трех минут просмотра;
- Учитывать заинтересованность мейджора: все рекламные презентационные ролики, демонстрирующиеся на фестивалях, выставках и кинопоказах, показывают только лучшие эпизоды программ, поэтому необходимо не ограничиваться презентацией, но и просмотреть программный материал.
Программирование в современных условиях немыслимо без данных мониторинга аудитории. В предыдущем номере журнала «Медиа Бизнес», Вы уже читали о способах мониторинга аудитории электронных масс медиа. Здесь мы подробнее остановимся на использовании результатов мониторинга.
Для программирования интерес представляют такие исследовательские данные, как динамика аудитории (в зависимости от времени суток и сезона); размер аудитории (охват и доля), структура аудитории по социально-демографическим признакам и поведение зрителей.
Выше уже было сказано о том, что изменения аудитории в зависимости от времени суток приводят к учету временных промежутков телесмотрения. Не менее серьезное влияние на программную политику оказывает структура аудитории по социально-демографическим признакам: контент и время выхода программы в эфир выбирается в соответствии с возрастными, профессиональными, гендерными и прочими существенными признаками. Необходимо отметить, что на совместный просмотр телепрограмм (в отличии от использования индивидуальных медиа) может оказывать влияние и отдельные члены семьи: например, вся семья периодически будет смотреть детские программы, если в семье есть дети.
Существует зависимость между телесмотрением и социальной активностью зрителей: занятые (работающие или учащиеся) представители аудитории смотрят телевизор в определенное время (свободное от работы или учебы), тогда как незанятые (домохозяйки, безработные) могут смотреть программы в разное время. Поэтому программы ставятся в эфир с учетом свободного времени представителей разных слоев населения. такое разделение программ на зоны было названо зональным программированием. В соответствии с принципами зонального программирования, ранее утро программируется с учетом интересов всей аудитории: новости, практические советы, физические упражнения; ориентация утренних программ производится на домохозяек и учеников второй смены; позднее – ставятся программы для школьников первой смены или людей, работающих в ночную смену. Вечерняя программа, как и раннее утро, менее специализирована и ориентирована на все группы зрителей, поскольку в вечернее время большинство людей отдыхает.
Следующей характеристикой, влияющей на программирование, является пересечение аудитории. Когда несколько телеканалов имеют сходный формат, аудитория мигрирует с одного телеканала на другой, выбирая именно то, что хочет посмотреть в данный момент времени. По большому счету, миграция аудитории может осуществляться и вне зависимости от «похожести» контента. Однако особенность поведения аудитории такова, что, остановив свой выбор на 2-5 телеканалах, переключение на другие телеканалы имеет спонтанный, временный характер, и не всегда способствует полному переходу зрителя с одного канала и отказ от просмотра другого. На рисунке 4 представлен пример миграции зрителей с одного канала на другой.
На рисунке 4 представлен идеальный вариант перехода аудитории с одного телеканала на другой: в то время, как у телеканала 1 аудитория повышается, у телеканала 2 – снижается, и наоборот. Проецируя такую информацию на программную сетку, делается вывод о том, какие программы приводят к уходу аудитории с телеканала, на какие каналы уходит аудитория и какие именно программные продукты заставляют зрителей переключатся на телеканал-конкурент.
Следующей группой факторов, влияющих на программирование, являются демографические характеристики зрителей. Рассмотрим позиционирование телеканалов с помощью квадрант-анализа, как показано на рисунке 5.
Из рисунка 5 видно, что у рассматриваемого телеканала (он выделен темным цветом) целевой группой являются в большей степени молодые женщины. Если программная политика компании направлена на привлечение данной аудитории, понятно, что все программные мероприятия идут в правильном направлении. Если такие показатели не устраивают программного директора, он проводит коррекцию программной сетки. Данная диаграмма показывает и доли телекомпаний на рынке – если компания захочет увеличить свою долю, она должна приглядеться к программной сетке ближайших ей конкурентов: в случае решения увеличить женскую аудиторию, компании придется конкурировать с каналом «3», мужскую – с четвертым каналом.
Необходимо заметить, что в последнее время у аудитории серьезно трансформируются привычки телесмотрения: речь идет не о простом влиянии сезонности или времени суток, а об ином подходе к получению информации. Новые и новейшие носители информации дают возможность аудитории стать активным участником формирования своего личного медиа пространства: современный представитель аудитории может не только выбирать наиболее подходящее ему по интересам медиа, но и оказывать влияние на формирование контента. Безусловно, в новом медиа пространстве будет место для всех существующих форм медианосителей, однако в перспективе, влияние останется только у тех СМИ, которые смогут найти оптимально удобный способ доставки информации, и предложить необходимый аудитории контент. В такой ситуации основой для развития телекомпании является эффективное программирование, влияющее на формирование значимого для аудитории контента и на соответствующее расположение программ в эфирной сетке.
Существуют различия в организации программной политики на государственном, общественном и коммерческом телевидении. Для коммерческого телевидения особенностью является получение прибылей от рекламы, поэтому программная политика построена на получении доходов через определение и удовлетворение массового спроса на контент.
Выделяют четыре промежутка телесмотрения, в соответствии с которыми производитсяформирование программной сетки: утро – с 07:00 до 09:00, день – с 09:00 до 17:00, вечер – с 17:00 до 23:00 (прайм-тайм) и ночь – с 23:00 до 07:00.
Большинство телекомпаний используют годичное двухсезонное программирование: осенне-зимний (сентябрь-май) и весенне-летний (июнь-август) периоды. Новый сезон на телевидении начинается в период повышения деловой активности – в сентябре.
Различают два принципиальных подхода к программированию: активный и пассивный. Сетка активного программирования составляется без учета размещения программ на конкурентных каналах. Для пассивного подхода к программингу характерна ориентация на существующие особенности телесмотрения и на устоявшийся формат.
Имеется несколько вариантов размещения программ в телевизионном эфире: вертикальное, линейное и блоковое. В соответствии с вертикальным программированием, программа ставится в сетку программ один раз в неделю. Линейный подход полагает размещение программы ежедневно в одно и то же время. Блоковое программирование основано на формировании блоков по четыре-пять часов, и повторении этих блоков несколько раз в течение суток.
Существуют следующие приемы программирования: группировка, подвешивание, подпирание, контрпрограммирование, притупление, бесшовный переход, перетекание, естественное течение.
Формат вещания телеканала определяет выбор соответствующего контента: на развлекательном телевидении транслируются сериалы, художественные фильмы, развлекательные программы; информационно-аналитические программы и новостные передачи – составляют основу аналитического телевидения; на телеканалах, предназначенных для детей, транслируются мультфильмы и детские передачи.
Эфирные телеканалы, ввиду большого охвата аудитории, стремятся к смешенному контенту, тогда как кабельные каналы в большей степени ориентированы на нишевые форматы.
Вопрос о выборе контента решается на основе изучения зрительского спроса и возможностей компании. В среднем, телеканалы транслируют 60% программ собственного производства, 20% программ, произведенных отечественными продакшн-студиями и 20% купленных программ зарубежного производства.
Вопрос о покупке контента или производстве собственных программ, решается, исходя из следующих принципов: целесообразность, необходимость влияния на социум, возможности использования аналогов популярных программ. При покупке контента необходимо руководствоваться правилами: проверять качество контента, изучать рейтинг программ, учитывать заинтересованность мейджора.
Программирование в современных условиях опирается на данные мониторинга аудитории: динамику аудитории; размер аудитории, структуру аудитории по социально-демографическим признакам и поведение зрителей.
Изучение миграции аудитории с канала на канал, позволяет понять, какие программы приводят к уходу аудитории с телеканала, на какие каналы уходит аудитория и какие именно программные продукты заставляют зрителей переключатся на телеканал-конкурент.
С помощью квадрант-анализа проверяется корректность программной сетки по отношению к целевой группе: если телеканал позиционируется так, как было задумано, программные мероприятия идут в правильном направлении, в противном случае необходимо вносить изменения в программную политику.
Трансформация привычек телесмотрения дает возможность аудитории стать активным участником формирования своего личного медиа пространства. В такой ситуации основой для развития телекомпании является эффективное программирование.
1.Борецкий Р.А., Засурский Я.Н., «В Бермудском треугольнике ТВ».
2.Борецкий Р.А., «О некоторых вопросах программирования».
3.Чернозуб А., Отчет «Arbitron и Edison Media Research».
4.Шевчуков Н.Н., «Эффективность рекламы в 2010 году».
5.Сорокин С., материалы лекции «Телевизионное программирование».
6.Астахов И.А., «Программирование эфира как элемент телевизионного менеджмента».
Опубликовано: Сайт Broadcasting.Ru-2009
Посещений: 24685
Автор |
Ирина Дашевская Заместитель директора по маркетингу Радио31 |
Статьи к прочтению:
- Форматы полнотекстовых документов. модель документа
- Форматирование документов.
ЮТУБ УДАЛЯЕТ ДЕТСКИЕ КАНАЛЫ. УРА
Похожие статьи:
- Структура и формат команды. Под командой понимается совокупность сведений, необходимых микропроцессору для выполнения требуемого действия. Процессору необходимо задать информацию о…
- Вопрос 41. форматы строки, столбца, ячеек электронной таблицы и их установка. основные форматы данных. ( ms excel ). Excel позволяет изменять ширину столбцов и высоту строк. Все необходимые для этого инструменты имеются на вкладке меню Главная — Ячейки — Формат….
Источник: csaa.ru