program имя программы;
uses раздел подключения модулей
var раздел описаний
begin
операторы
end.
- Закрепляя понятие структуры программы пишем простейшую программу-приветствие и говорим, что каждый из учеников попробует сегодня написать свою первую программу.
- Объясняем, что после каждое выражение в программе отделяется друг от друга точкой с запятой.
- Объясняем, как и для чего сохранять составленную программу. Как затем открыть её.
- Для закрепления изученного материала написать свою первую программу по аналогии с программой, которая была в объяснении. Перед тем как приступить к выполнению задания записываем в тетрадь команды:
- Program — Программа;
- Uses — Использовать;
- Var — описание;
- Begin — Начало;
- End — Конец.
- Выучить записанные в тетрадь команды (наизусть);
- Составить в тетради краткий конспект.
Система Pascal ABC
Система Pascal ABC предназначена для обучения программированию на языке Паскаль и ориентирована на школьников и студентов младших курсов.
Создание простой программы в Паскале
По мнению авторов первоначальное обучение программированию должно проходить в достаточно простых и дружественных средах, в то же время эти среды должны быть близки к стандартным по возможностям языка программирования и иметь достаточно богатые и современные библиотеки стандартных подпрограмм.
Язык Паскаль признан многими российскими преподавателями как один из лучших именно для начального обучения. Однако, среда Borland Pascal, ориентированная на MS DOS, устарела, а среда Borland Delphi с ее богатыми возможностями сложна для начинающего программиста. Так, попытка начинать обучение с написания событийной программы в Borland Delphi вызывает у обучаемого массу сложностей и приводит к ряду неправильно сформированных навыков.
Система Pascal ABC основана на языке Delphi Pascal и призвана осуществить постепенный переход от простейших программ к модульному, объектно-ориентированному, событийному и компонентному программированию. Некоторые языковые конструкции в Pascal ABC допускают, наряду с основным, упрощенное использование, что позволяет использовать их на ранних этапах обучения. Например, в модулях может отсутствовать разделение на секцию интерфейса и секцию реализации. В этом случае модули устроены практически так же, как и основная программа, что позволяет приступить к их изучению параллельно с темой «Процедуры и функции». Тела методов можно определять непосредственно внутри классов (в стиле Java и C#), что позволяет создавать классы практически сразу после изучения записей, процедур и функций.
Ряд модулей системы программирования Pascal ABC специально создавался для учебных целей:
- Модуль растровой графики GraphABC обходится без объектов, хотя его возможности практически совпадают с графическими возможностями Borland Delphi. Он доступен в несобытийных программах и позволяет легко создавать анимацию без мерцания.
- Модуль Events позволяет создавать простейшие событийные программы без использования объектов (события представляют собой обычные процедурные переменные).
- Модули Timers и Sounds позволяют создавать таймеры и звуки, которые также реализованы в процедурном стиле. Эти модули можно использовать даже в консольных программах.
- Модуль контейнерных классов Containers позволяет работать с основными структурами данных (динамические массивы, стеки, очереди, множества), реализованными в виде классов.
- Модуль векторной графики ABCObjects предназначен для быстрого изучения основ объектно-ориентированного программирования, а также позволяет создавать достаточно сложные игровые и обучающие программы.
- Модуль визуальных компонентов VCL позволяет создавать событийные приложения с главной формой в стиле Delphi. Классы VCL немного упрощены по сравнению с аналогичными классами Delphi. Имеется редактор форм и инспектор объектов. Технология восстановления формы по коду программы позволяет обойтись для приложения с главной формой одним файлом (!).
В языке Pascal ABC имеются арифметические операции с типизированными указателями (в стиле языка C), а также тип complex, предназначенный для работы с комплексными числами.
Программирование на паскаль за 26 минут основы
Компилятор Pascal ABC является компилятором переднего плана (front-end). Это означает, что он не генерирует исполняемый код в виде .exe-файла, а создает в результате компиляции дерево программы в памяти, которое затем выполняется с помощью встроенного интерпретатора. В итоге скорость работы программы примерно в 20 раз медленнее скорости работы этой же программы, откомпилированной в среде Borland Pascal, и в 50 раз медленнее этой программы, откомпилированной в среде Borland Delphi.
В системе Pascal ABC ученик может выполнять так называемые проверяемые задания, обеспечивающие постановку задачи со случайными исходными данными, контроль операций ввода-вывода, проверку правильности решения, а также ведение протокола решения задач.
Проверяемые задания реализованы в виде электронного задачника по программированию Programming Taskbook, содержащего 1000 задач по программированию разного уровня сложности (от простейших задач до задач на файлы, указатели и рекурсию) а также в виде исполнителей Робот и Чертежник, предназначенных для быстрого обучения основам программирования школьников младших и средних классов.
В свободно распространяемую версию Pascal ABC Programming Taskbook Complete Edition содержит полный комплект задач.
Структура программы
Программа на языке Pascal ABC имеет следующий вид:
program имя программы;
раздел подключения модулей
раздел описаний
begin
операторы
end.
Первая строка называется заголовком программы и не является обязательной.
Раздел подключения модулей начинается со служебного слова uses, за которым следует список имен модулей, перечисляемых через запятую.
Раздел описаний может включать разделы описания переменных, констант, типов, процедур и функций, которые следуют друг за другом в произвольном порядке.
Раздел подключения модулей и раздел описаний могут отсутствовать.
Операторы отделяются один от другого символом «точка с запятой».
Источник: videouroki.net
Введение. Средства разработки программ на языке Free Pascal
В этой главе мы начинаем знакомство с программированием на языке Free Pascal. Язык программирования Free Pascal ведёт своё начало от классического языка Pascal, который был разработан в конце 60-х годов XX века Никлаусом Виртом. Н. Вирт разрабатывал этот язык как учебный язык для своих студентов. С тех пор Pascal, сохранив простоту и структуру языка, разработанного Н. Виртом, превратился в мощное средство программирования. С помощью современного языка Pascal можно производить простые расчёты, разрабатывать программы для проведения сложных инженерных и экономических вычислений.
1.1 Процесс разработки программы
Разработку программы можно разбить на следующие этапы:
- Составление алгоритма решения задачи. Алгоритм — это описание последовательности действий, которые необходимо выполнить для решения поставленной задачи.
- Написание текста программы. Текст программы пишут на каком-либо языке программирования (например на Free Pascal) и вводят его в компьютер с помощью текстового редактора.
- Отладка программы. Отладка программы — это процесс устранения ошибок из текста программы. Все ошибки делятся на синтаксические и логические. При наличии синтаксических ошибок (ошибок в написании операторов) программа не запускается. Подобные ошибки исправляются проще всего. Логические ошибки — это ошибки, при которых программа работает, но неправильно. В этом случае программа выдаёт не те результаты, которые ожидает разработчик или пользователь. Логические ошибки исправить сложнее, чем синтаксические, иногда для этого придётся переписывать отдельные участки программы, а иногда и перерабатывать весь алгоритм.
- Тестирование программы. Тестирование программы — процесс выявления ошибок в работе программы.
Процессы отладки и тестирования сопровождаются неоднократным запуском программы на выполнение. Процесс запуска программы может быть осуществлён только после того, как введённая в компьютер программа на алгоритмическом языке Pascal 1 Как и на любом другом языке. будет переведена в двоичный машинный код и создан исполняемый файл. Процесс перевода текста программы в машинный код называют трансляцией. Все трансляторы делятся на два класса:
- интерпретаторы — трансляторы, которые переводят каждый оператор программы в машинный код, и по мере перевода операторы выполняются процессором;
- компиляторы переводят всю программу целиком, и если перевод всей программы прошёл без ошибок, то полученный двоичный код можно запускать на выполнение.
Если в качестве транслятора выступает компилятор, то процесс перевода текста программы в машинный код называют компиляцией. При переводе программы с языка Pascal в машинный код используются именно компиляторы 2 Вместо термина «компилятор» в литературе иногда используют термин «транслятор компилирующего типа». .
Рассмотрим основные этапы обработки компилятором программы на языке Pascal.

- Компилятор анализирует, какие внешние библиотеки 3 В библиотеках языка Pascal хранится объектный (двоичный) код стандартных (таких, как и др.) функций и процедур языка. нужно подключить, разбирает текст программы на составляющие элементы, проверяет синтаксические ошибки и в случае их отсутствия формирует объектный код (в Windows — файл с расширением .obj, в Linux — файл с расширением.o). Получаемый на этом этапе двоичный файл (объектный код) не включает в себя объектные коды подключаемых библиотек.
- На втором этапе компоновщик подключает к объектному коду программы объектные коды библиотек и генерирует исполняемый код программы. Этот этап называется компоновкой или сборкой программы. Полученный на этом этапе исполняемый код программы можно запускать на выполнение.
На сегодняшний день существует множество компиляторов языка Pascal, среди которых можно выделить Borland Pascal, Delphi, а также свободно распространяемый кроссплатформенный компилятор языка Free Pascal и среду визуального программирования Lazarus.
1.2 Среда программирования Free Pascal
Рассмотрим процесс установки компилятора Free Pascal в ОС Linux. Для установки программ в операционной системе Linux служит менеджер пакетов. В разных дистрибутивах Linux используются различные менеджеры пакетов, например, в ALT Linux можно воспользоваться программой Synaptic. Окно Synaptic представлено на рис. 1.1.
В школьной линейке дистрибутивов ALT Linux Free Pascal и Lazarus присутствуют сразу после установки операционной системы.

увеличить изображение
Рис. 1.1. Менеджер пакетов Synaptic
Обратите внимание, что для установки программ необходимо установить список источников программ (список репозиториев 4 Список репозиториев — список официальных сайтов, с которых можно устанавливать программы. ).
Для установки Free Pascal в окне Synaptic (см. рис. 1.1) необходимо щёлкнуть по кнопке Найти и в открывшемся окне ввести fpc (см. рис. 1.2). Менеджер программ находит программу FreePascal, после чего в окне Synaptic необходимо отметить программы fpc (Free Pascal Compiler Meta Package) для установки (с помощью контекстного меню или с помощью кнопки Отметить для обновления) и начать установку, щёлкнув по кнопке Применить. После этого начнётся процесс загрузки пакетов из Интернета и их установки.
В состав метапакета fpс входит компилятор языка Free Pascal fpc и среда разработки fp-ide. Для запуска среды разработки в Linux необходимо просто в терминале набрать fp . На рис. 1.3 представлено окно среды разработки программ на языке Free Pascal в ОС Linux.

Рис. 1.2. Окно поиска компилятора Free Pascal в Synaptic

Рис. 1.3. Среда программирования Free Pascal в ОС Linux
Для установки Free Pascal в ОС Windows необходимо запустить скачанный со страницы загрузки инсталяционный файл. Первое диалоговое окно сообщит о начале процесса установки Free Pascal на компьютер. Для продолжения установки во всех следующих окнах нужно выбирать кнопку Next, для возврата к предыдущему шагу — кнопку Back, а для прерывания процесса установки — кнопку Cancel.
В следующем окне нужно определить путь для установки Free Pascal. По умолчанию установка происходит в корневой каталог диска С. Для выбора другого пути установки можно воспользоваться кнопкой Browse. Кроме того, в этом окне выводится информация о количестве свободного места на диске. В следующих четырёх окнах пользователь сможет выбрать из списка тип установки: Full Installation (полная), Minimum Installation (минимальная), Custom Installation (выбор компонентов), указать название устанавливаемого приложения в главном меню, выбрать типы файлов, поддерживаемых средой, и начать процесс установки Free Pascal, нажав кнопку Install. Контролировать процесс установки можно с помощью линейного индикатора.

Рис. 1.4. Окно компилятора Free Pascal
Запуск среды программирования Free Pascal в Windows можно осуществить из главного меню: Пуск — Программы — Free Pascal — Free Pascal. На экране появится окно, представленное на рис. 1.4.
Установив пакет Free Pascal, мы получили компилятор и среду программирования.
Компилятор Free Pascal работает в командной строке. Для того чтобы создать исполняемый файл из текста программы, написанного на языке Pascal, необходимо выполнить команду
Здесь fpc — имя исполняемого файла компилятора командной строки Free Pascal, name.pas — имя файла с текстом программы. В результате в L inux будет создан исполняемый файл с именем name (в Windows имя исполняемого файла — name.exe).
При использовании компилятора fpc после компиляции автоматически происходит компоновка программы (запуск компоновщика make).
Технология работы с компилятором Free Pascal может быть такой: набираем текст программы в стандартном текстовом редакторе, затем в терминале запускаем компилятор, после исправления синтаксических ошибок запускаем исполняемый файл. При такой технологии работы с компилятором, необходимо не забывать сохранять текст программы, иначе при запуске компилятора будет компилироваться старая версия текста программы.
Однако среда программирования позволяет значительно упростить процесс разработки программ. В состав среды программирования Free Pascal входит текстовый редактор, транслятор и отладчик. Рассмотрим их работу подробнее.
1.2.1 Работа в текстовом редакторе Free Pascal
С помощью редактора Free Pascal можно создавать и редактировать тексты программ. После открытия пустого окна (File — New) или загрузки текста программы (File — Open) мы находимся в режиме редактирования, что подтверждается наличием в окне курсора (небольшого мигающего прямоугольника). Для перехода из режима редактирования к главному меню нужно нажать клавишу F10, обратно — Esc. Кроме того, этот переход можно осуществить щелчком мыши либо по строке главного меню, либо по полю редактора.
Редактор Free Pascal обладает возможностями, характерными для большинства текстовых редакторов. Остановимся на некоторых особенностях.
Работа с фрагментами текста (блоками) в редакторе Free Pascal может осуществляться с помощью главного меню и функциональных клавиш. Выделить фрагмент текста можно с помощью клавиши Shift и клавиш перемещения курсора (стрелок).
В главном меню для работы с фрагментами текста предназначены команды пункта редактирования Edit:
- Copy (Ctrl+C) — копировать фрагмент в буфер;
- Cut (Ctrl+X) — вырезать фрагмент в буфер;
- Paste (Ctrl+V) — вставить фрагмент из буфера;
- Clear (Ctrl+Del) — очистить буфер;
- Select All — выделить весь текст в окне;
- Unselect — отменить выделение.
Команды Copy и Cut применяют только к выделенным фрагментам текста. Кроме того, пункт меню Edit содержит команды Undo и Redo, с помощью которых можно отменять и возвращать выполненные действия.
Комбинации клавиш, предназначенные для работы с блоком, таковы:
- Ctrl+K+B — пометить начало блока;
- Ctrl+K+K — пометить конец блока;
- Ctrl+К+Т — пометить в качестве блока слово слева от курсора;
- Ctrl+K+Y — стереть блок;
- Ctrl+K+C — копировать блок в позицию, где находится курсор;
- Ctrl+K+V — переместить блок в позицию, где находится курсор;
- Ctrl+K+W — записать блок в файл;
- Ctrl+K+R — прочитать блок из файла;
- Ctrl+K+P — напечатать блок;
- Ctrl+К+Н — снять пометку блока; повторное использование Ctrl+К+Н
вновь выделит блок.
Работа с файлами в среде Free Pascal осуществляется с помощью команд File главного меню и функциональных клавиш:
- New — открыть окно для создания новой программы;
- Open (F3) — открыть ранее созданный файл;
- Save (F2) — сохранить созданный файл;
- Save As — сохранить файл под другим именем;
- Exit (Alt+X) — выйти из среды программирования.
При создании новой программы ей по умолчанию присваивается стандартное имя NONAMEOO.PAS (NO NAME — нет имени).
При первом сохранении файла пользователю будет предложено ввести его имя. При повторном сохранении файл сохраняется под тем же именем. Команда Save As аналогична первому сохранению. Если файл не был сохранён, то при попытке завершить работу со средой, появится запрос о необходимости сохранить изменения в файле. При открытии ранее созданного файла его имя выбирают из списка существующих файлов.
В редакторе Free Pascal допускается работа с несколькими окнами. Переключаться между окнами можно двумя способами:
- для переключения в окно с номером от первого до девятого нажать комбинацию клавиш Alt+i, где i — номер окна (например Alt+5 — вызов пятого окна);
- для вывода списка окон на экран нажать комбинацию клавиш Alt+0, появится список активных окон, в котором будет необходимо выбрать нужное и нажать Enter.
1.2.2 Запуск программы в среде Free Pascal и просмотр результатов
После того как текст программы набран, его следует перевести в машинный код. Для этого необходимо вызвать транслятор с помощью команды Compile — Compile (комбинация клавиш Alt+F9). На первом этапе транслятор проверяет наличие синтаксических ошибок. Если в программе нет синтаксических ошибок, то на экране сообщается о количестве строк транслированной программы и объёме доступной оперативной памяти.
Если на каком-либо этапе транслятор обнаружит ошибку, то в окне редактора курсор укажет ту строку программы, в которой ошибка была обнаружена. При этом в верхней строке редактора появится краткое диагностическое сообщение о причине ошибки.
Для запуска транслированной программы необходимо выполнить команду Run — Run (комбинация клавиш Ctrl+F9), после чего на экране появляется окно командной строки, в котором пользователь и осуществляет диалог с программой. После завершения работы программы вновь появляется экран среды Free Pascal.
Для просмотра результатов работы программы в OC Windows необходимо нажать комбинацию клавиш Alt+F5. Для возврата в оболочку следует нажать любую клавишу.

увеличить изображение
Рис. 1.5. Окно Geany c шаблоном программы на Free Pascal
Однако при использовании среды программирования существует проблема вывода кириллического текста в консольном приложении.
Источник: intuit.ru
Как создавать программы для компьютера паскаль
На этом занятии мы познакомимся с конструкцией программ на языке программирования высокого уровня «Паскаль».
Этот язык разработал сравнительно недавно, в 1970 году, профессор кафедры вычислительной техники Швейцарского федерального института технологии — Николас Вирт.
Обо всех достоинствах и преимуществах Паскаля перед другими языками мы узнаем после первоначального знакомства с ним, в конце первой части этой книги, а теперь обратимся к составлению простейших программ на этом языке.
Изучение конструкции программ на Паскале начнем с простого примера.
Пример 1. Составить программу решения следующей задачи.
Саша спросил Сережу: «Сколько тебе лет?» Сережа ответил:
«Если бы число моих лет увеличить в 3 раза, а потом уменьшить на 17, то мне было бы 16 лет». Сколько лет Сереже?
Обычно решение такого типа задач начинается с «конца».
Число лет, которое было бы Сереже, т. е. 16, увеличиваем на 17, получаем
Полученный результат уменьшаем в 3 раза, т.е. делим на получаем 11.
Итак, Сереже было 11 лет.
Посмотрим, как будет выглядеть программа решения этой задачи на языке Паскаль.
Program Serg;
var
a, b, c: integer;
begin
write(«Ведите число лет, которое было бы Сереже «); readln(a);
b := a + 17;
c := b div 3;
writeln(«Сереже было «, c, » лет»)
end.
Если эту программу ввести в компьютер и выполнить, то на экране появится вначале запрос для пользователя:
Введите число лет, которое было бы Сереже
После ввода числа 16, компьютер выдаст на экран:
Сереже было 11 лет
Имя программы должно начинаться с буквы. В нем не должно быть пробелов, запятых, точек.
В конце первой строки, после имени программы стоит «;» — точка с запятой. Этот знак указывает на то, что некоторая инструкция закончена и за ней будет записана следующая инструкция. Правда, первая «инструкция» является именем программы и не походит на инструкцию в смысле «делай то и делай так», но термин » инструкция» мы употребляем в более широком смысле, как одно логически завершенное предложение или его часть. Точка с запятой является обязательным разделительным знаком в языке Паскаль.
В некоторых версиях языка Паскаль, вы можете встретить такое начало программы:
Program Serg (input, output);
Как видите, в скобках записаны служебные слова input (ввод) и output (вывод). Они указывают, что в программе будет вводиться и выводиться информация. Для большинства современных версий языка Паскаль и для Турбо Паскаля эти служебные слова являются необязательными. Хотя, надо заметить, их запись в программе не приведет к ошибке. В дальнейшем мы не будем использовать их в программах.
Следующая строка программы:
var
a, b, c : integer;
В этой строке обязательно указываются все переменные, участвующие в программе и их типы.
Слово var — это сокращение от слова variable (переменная) и является так же, как и слово program, зарезервированным словом.
После него записываются имена переменных — идентификаторы, в нашем примере: a, b, c. Они записываются через запятую.
После имен переменных стоит «:» — двоеточие, а затем записано служебное, зарезервированное, слово integer. Integer (целый) указывает тип значений, которые принимают переменные — целые числа (. -4, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, 4, 5. ). Эта строка программы, также как и предыдущая, заканчивается «;» — точкой с запятой.
Далее в программе следует служебное, зарезервированное, слово begin (начать), которым начинается новый раздел программы — раздел операторов.
В этом разделе последовательно записываются команды, операторы, которые разделяются «;» — точкой с запятой. Они будут выполняться компьютером.
Программа заканчивается служебным словом end, после которого стоит точка. Она является обязательной во всех паскалевских программах. Точка оповещает о конце текста программы.
Заметьте, последняя строка из раздела операторов перед служебным словом end не заканчивается точкой с запятой. Но, если вы ее поставите, то ошибки не будет.
1. Итак, КОНСТРУКЦИЯ ПРОГРАММЫ на языке
ПАСКАЛЬ
Program имя>;
РАЗДЕЛ ОПИСАНИЙ
В нем описываются имена переменных и их типы.
Begin
РАЗДЕЛ ОПЕРАТОРОВ
Ввод данных, последовательность команд, вывод результатов.
end.
Эту конструкцию очень удобно изобразить с помощью блок-схемы. Вспомним, что блок-схема состоит из отдельных геометрических фигур — блоков, каждый из которых показывает какие команды или операции надо выполнить.
Вот эти блоки:

Рис. 1

Рис. 2
Под переменной в языке Паскаль, как и в других языках программирования, понимают программный объект (число, слово, часть слова, несколько слов, символы), имеющий имя и значение, которое может быть получено и изменено программой.
Если «заглянуть» в компьютер, то переменную можно определить так.
Переменная — это имя физического участка в памяти, в котором в каждый момент времени может быть только одно значение.
Само название «переменная» подразумевает, что содержимое этого участка может изменяться.
В качестве имен переменных в Паскале могут быть латинские буквы с индексами. Причем может быть не одна буква, а несколько.
В качестве числового индекса может быть любое целое число. Всего в обозначении переменных может быть произвольное число символов, но значащими считаются первые 63 символа. В некоторых версиях Паскаля допускаются имена переменных, содержащие до 8 символов.
Примеры обозначений переменных: a, b, e, vert, trenin, d, f1, g23, p564, red18 и т.п.
Имена переменных называются идентификаторами.
Не имеет значение в обозначении переменных маленькими или большими (строчными или прописными) буквами они написаны!
Имя переменной должно удовлетворять следующим требованиям:
1) всегда начинаться с буквы, после которой при необходимости может следовать некоторое целое число (индекс);
2) в идентификаторе (имени) не должно быть пробелов, запятых или других непредусмотренных знаков, например недопустимы следующие имена переменных: jan.2 (есть точка); 3x (начинается с цифры); a 2 (имеется пробел); чн (русские буквы);
3) нельзя использовать в качестве имен переменных слова, которые являются служебными или операторами, например: program, begin, write, end и другие.
3. Команда присваивания
В программе, которая была приведена выше, есть следующие записи: Что означает знак «:=»?
Так на языке Паскаль обозначается команда присваивания. В чем ее сущность?
Команда присваивания «стирает» предыдущее значение переменной и «придает» ей новое значение. На языке Паскаль команда присваивания обозначается: := двоеточие и знак равно.
В нашей программе, переменной b присваивается значение a + 17, что равно 33, переменной c присваивается значение частного от деления переменной b на 3,
Чтобы понять значение терминов «стирает» и «придает» в определении команды присваивания, надо немного глубже рассмотреть «компьютерную физиологию», т.е., что происходит в компьютере при выполнении команды присваивания.
Для каждой переменной в оперативной памяти компьютера отводится место — ячейка памяти, куда компьютер заносит значение этой переменной. Каждая ячейка имеет свое имя по имени переменной в программе. В нашей программе под переменные отведено 3 ячейки с именами a, b, c.
При выполнении команды присваивания в ячейки с этими именами будут занесены соответствующие числа. Если в них была записана какая-то информация, то она уничтожится. Происходит процесс похожий на запись на магнитофонную ленту. При записи новой информации прежняя стирается.
4. Операторы write и writeln. Процедуры вывода информации
Вы обратили внимание, что в программе были использованы операторы write и writeln. Английское слово write переводится — писать, а слово writeln происходит как сокращение от двух английских слов write — писать и line — строка.
Кроме операторов write и writeln мы говорим о процедурах вывода информации.
Что же такое процедура?
Понятие процедуры — одно из основных понятий Паскаля. Ему подобна подпрограмма на языке Бейсик.
Процедура — это некоторая последовательность операторов языка Паскаль, имеющая имя и к которой можно обратиться из любого места основной программы, указав ее имя.
Выше мы говорили об операторах вывода информации, хотя в Паскале, в отличие от Бейсика нет операторов вывода информации, а через служебные слова write и writeln происходит обращение к стандартной или встроенной процедуре вывода информации. Стандартная процедура не нуждается в предварительном описании, она доступна любой программе, в которой содержится обращение к ней. Вот почему обращение к write или writeln напоминает оператор PRINT — вывода информации на языке Бейсик.
Разница между оператором вывода и обращением к процедуре вывода состоит в том, что имя процедуры вывода, как и любой другой процедуры Паскаля не является зарезервированным словом, а, следовательно, пользователь может написать свою собственную процедуру с именем write или writeln. Но это очень редко используется на практике.
Таким образом, операторы write и writeln являются операторами обращения к встроенным процедурам вывода информации.
Обе эти процедуры выводят информацию на экран, если эта информация содержится в виде значений переменных, тогда достаточно в скобках в операторах write или writeln записать имена этих переменных, например: write(a), writeln(f). Если таких переменных несколько, то их записывают через запятую, например: write(a, b, c, d), writeln(e,f, g, h).
Если информацией являются слова, предложения, части слов или символы, тогда она заключается между знаками » » » — апостроф, например:
write(«Введите длину пути»),
writeln(«Значение скорости равно»
Возможен одновременный вывод и символьной информации и значений переменных, тогда в операторе write или writeln они разделяются запятыми, например:
write(«Значение температуры равно «, t),
writeln(«Скорость равна «, v, » при времени движения «, t).
Заметьте, в конце слов, перед апострофом оставлен пробел.
Для чего это сделано? Конечно, чтобы следующая числовая информация была разделена со словами пробелом.
В чем состоит отличие в работе процедур write и writeln?
Процедура write требует от следующих процедур ввода или вывода, информацию вводить или выводить ее на ту же строку (в одну строку).
Если в программе указан оператор write и за ним следуют еще операторы write или writeln, то выводимая ими информация будет присоединяться к строке информации первого оператора write.
Например: write(«Сегодня и завтра будут «);
write(«выходные дни «);
На экран выводится:
Сегодня и завтра будут выходные дни
Пробел между словом «будут» и «выходные» обеспечивается за счет пробела в конце первой строки. Если его не будет, то вывод произойдет слитно:
write(«Сегодня и завтра будут»);
write(«выходные дни»);
Сегодня и завтра будутвыходные дни
Еще некоторые примеры: t:=20;
write(«Время движения равно «);
write(t);
write(» секунд»);
Время движения равно 20 секунд
a := 18; b := 12;
write(«Сумма чисел равна «);
write(a+b);
write(«, а произведение «);
write(a*b);
Сумма чисел равна 30, а произведение 216
Процедура writeln обеспечивает для следующих процедур ввода или вывода информации вводить или выводить ее с начала каждой новой строки.
writeln(«Сегодня вечером, вечером, вечером,»);
writeln(«Когда пилотам, скажем прямо, делать нечего»);
На экран выводится:
Сегодня вечером, вечером, вечером,
Когда пилотам, скажем прямо, делать нечего
a := 25;
b := 17;
writeln(«Сумма и разность чисел равны:»);
writeln(a + b);
writeln(a — b);
Сумма и разность чисел равны:
42
8
5. Операторы read и readln. Процедуры ввода информации
Так же, как и для операторов вывода информации, операторы read и reeadln являются операторами обращения к встроенным процедурам ввода информации.
Операторы read (считывать) и readln, который происходит от двух английских слов read (считывать) и line (строка) используются в программах для ввода информации в память компьютера и «считывания» значений в переменную.
Рассмотрим работу этих операторов и процедур ввода информации.
В нашей программе есть процедура readln(a). При выполнении программы, встретив оператор readln, компьютер приостановит работу в ожидании ввода информации. После того, как мы введем с клавиатуры значение переменной a — 16, компьютер присвоит это значение переменной a, т.е. отправит его в ячейку памяти с именем a и продолжит выполнение программы. Этот процесс мы называем «считыванием» значения в переменную.
Итак, процедуры read и readln «считывают» значения переменных и присваивают их тем переменным, которые записаны в них.
Таких переменных может быть несколько, тогда они записываются в этих операторах через запятую, например:
read(a, b, c, n, g, j, i), readln(e,f, k, p, d) и т.п.
Чем же отличается работа процедур read и readln?
Процедура read потребует после себя ввод или вывод информации в одну строку, а процедура readln дает возможность после себя вводить и выводить информацию с начала новой строки.
Например:
В программе: write(«Введите значения a и b «); read(a, b);
write(«Ввод информации в одну строку»);
При выполнении этой части программы, на экран будет выведено все то, что записано в первом операторе write, затем в той же строке будет находиться курсор, и компьютер будет ждать ввода значений a и b. Введем их значения — 2 и 3, разделяя их пробелом или, иначе говоря, через пробел. После этого, в той же строке будет выдана информация записанная в следующем операторе write.
На экране:
Введите значения a и b 2 3 Ввод информации в одну строку
writeln(«Введите значения a, b и c); readln(a, b, c);
writeln(«Ввод и вывод информации с начала строки»);
Введите значения a, b и c
2 3 4
Ввод и вывод информации с начала строки
В основе сюжета комедии Грибоедова лежит конфликт человеке прогрессивных убеждений Александра Андреевича Чацкого с консервативным обществом Но эта сюжетная линия развивается в пьесе одновременно другой, ведь приезжает герой в Москву с единствен ной целью — после трехлетней разлуки встретиться с девушкой, которую он любит. Это дочь хозяина дома -Софья Павловна Фамусова. Зрители .
Тип Кольчатые черви Кольчатые черви (кольчецы) — крупный тип (около 9 тыс. видов) высших свободножи вущих морских, пресноводных и почвенных животных, имеющих более сложную организацию, чем плоские и круглые черви. Это в первую очередь относятся к морским многощетинковым червям, которые являются узловой группой в эволюции высших беспозвоночных: от их древних предков .
В 60-х годах XX века совершенно случайно, при наблюдении с радиотелескопом, который был предназначен для изучения мерцаний космических радиоисточников, Джослин Белл, Энтони Хьюиш и другие сотрудники Кембриджского университета Великобритании обнаружили серии периодических импульсов продолжительностью 0,3 секунды на частоте 81,5 МГц, которые повторялись через удивительно .
Колебания — повторяющийся в той или иной степени во времени процесс изменения состояний системы. Например, при колебаниях маятника повторяются отклонения его в ту и другую сторону от вертикального положения; при колебаниях в электрическом колебательном контуре повторяются величина и направление тока, текущего через катушку. Колебания почти всегда связаны с попеременным .
Источник: for-schoolboy.ru