Как создавать программу информатизации

Информатизация образования — процесс достаточно дли­тельный и сложный, состоящий из нескольких этапов:

1) массового освоения информационно-коммуникационных технологий и соответствующих технических средств;

2) создания компьютерных классов, средств телекомму­никаций, оперативной полиграфии, баз данных и про­граммных продуктов;

3) активного внедрения новых информационных техно­логий в традиционные учебные дисциплины, пере­смотр содержания образования, разработку програм­много обеспечения, компьютерных курсов, видео- и аудиоматериалов на компактных (оптических) дисках;

4) радикальной перестройкой образования, освоения ди­станционного обучения, смены методической основы обучения, постепенной замены вербального обучения аудиовизуальным.

В этой связи Программа информатизации является основным документом учебного заведения, определяющим перспективное развитие компьютеризации, информати­зации и внедрения ИКТ в образовательный процесс. Этот документ должен быть комплексным и разрабатываться не только заместителем директора по информатизации об­разовательного процесса, но и руководителями методиче­ских объединений (кафедр), руководством учебного заве­дения с привлечением специалистов методического цент­ра и управлений образованием.

Внедрение программы информатизации производства. История успеха Verve Energy. Часть 1 из 3

Программа информатизации — это коллективный труд всего учебного заведения, так как реализовывать и ре­шать задачи, которые будут заложены в Программу, при­дется всему коллективу учебного заведения.

Программа информатизации определяет приоритетные вопросы информатизации учебного заведения, в ней как по составу, так и по времени детализируются работы на ближ­нюю и дальнюю перспективу.

Ценность Программы информатизации — в ее конк­ретности, поэтому, если программу невозможно напол­нить конкретикой на 2 года, ее необходимо составить на год, на полгода и т. д. В программе информатизации необ­ходимо расписать не только предполагаемые виды работ, но и сроки, и конкретных исполнителей. Это позволит не только отслеживать ход выполнения программы, но и корректировать ее в зависимости от меняющихся обстоя­тельств.

Стратегическая линия, которая закладывается в Про­грамму информатизации учебного заведения, должна быть направлена на:

• изменение технической оснащенности учебного заве­дения;

• увеличение доли получаемой информации с помощью электронных средств;

• формирование информационной культуры участни­ков образовательного процесса.

При этом необходимо помнить, что внедрение инфор­мационных и коммуникационных технологий в образова­ние создает только возможность, условия для повыше­ния его качества, доступности, гибкости, эффективности. Реализация Программы информатизации не повысит ка­чества образования, если будет забыт посредник между компьютером и учеником — учитель. Главным действую­щим лицом информатизации остается учитель, именно его деятельность будет определять скорость и направле­ние процесса дальнейшей информатизации, ее влияние на качество и эффективность образования. Об этом надо по­мнить при составлении планов, графиков, программ ин­форматизации .

Реализация программы информатизации

Ниже приведены основные цели и задачи, которые уместно отразить в Программе информатизации учебного заведения.

Целями реализации Программы информатизации мо­гут быть:

• создание и развитие единого информационного про­странства школы;

• создание условий для повышения качества, доступно­сти и гибкости образования;

• создание условий для снижения перегрузок уча­щихся за счет более эффективного использования современных информационных технологий;

• создание условий для усиления междисциплинарных связей в обучении, комплексного изучения явлений и событий с использованием новых информационных технологий;

• создание условий для организации вариативного и индивидуального образования;

• реализация программ дополнительного образования школьников, предусматривающих освоение ими но­вых информационных технологий;

• формирование информационной культуры всех участ­ников образовательного процесса;

• совершенствование административно-управленческой работы;

• развитие материально-технической базы учебного за­ведения.

В пункте «Задачи» конкретизируются цели и пере­числяются основные мероприятия, которые необходимо провести для максимального достижения целей Програм­мы. Ниже приводится компиляция основных задач из не­которых программ:

• оснащение образовательного учреждения компью­терной техникой, телекоммуникационным оборудо­ванием и программным обеспечением учебного и управленческого назначения; проектирование и мон­таж локальной вычислительной сети с выделенным сервером;

• использование новых информационных и коммуника­ционных технологий в учебном процессе на предмет­ных уроках;

• применение новых информационных и коммуникаци­онных технологий в научно-методической и экспери­ментальной работе;

• повышение квалификации и переподготовка педаго­гических и управленческих кадров;

• создание и развитие информационных ресурсов обра­зовательного учреждения;

• создание условий для использования компьютера каждым учащимся и работником образовательного уч­реждения (выделить помещение, компьютер, назначить ответственного и т. п.);

• организация подключения образовательного учрежде­ния к широкополосному телекоммуникационному ка­налу (для этого необходимо сделать то-то и то-то, на­писать обоснование, встретиться с теми-то и т. п.);

• организация доступа преподавателей и учащихся к российским и глобальным информационным ресурсам (для этого подключить компьютеры к сети, к провай­деру и т. д.);

• организация новой системы методической поддержки преподавателей в области информационных технологий с использованием средств телекоммуникации (сетевые методисты, открытые телеуроки и т, п., собрать педсо­вет, организовать методическое объединение и т. п.);

Читайте также:
Программа зависла что делать

• применение региональных и федеральных образова­тельных ресурсов: информационно-справочных ис­точников, компьютерных сред учебной деятельности, тренажеров, электронных учебников и т. п. (каких, в какие сроки);

• внедрение в управленческую деятельность, учебный процесс, социально-воспитательную работу современ­ных информационных и коммуникационных техно­логий;

• организация ведения электронных личных дел всех сотрудников школы (к какому сроку, кто ответствен­ный);

• организация ведения личных дел учащихся, адресной книги сотрудников (к какому сроку, кто ответствен­ный);

• организация условий для создания школьной базы данных, а также поиска и отбора информации из нее (для этого надо сделать то-то и то-то);

• организация и ведение учета и контроля успеваемости в течение учебного года по четвертям и представление данных по состоянию и качеству процесса обучения с использованием школьной локальной сети;

• организация предоставления данных для аттестации преподавателей в электронном виде;

• переход на формирование отчета по форме ОШ-1, на­полняемости и паспорта школы в электронном виде;

• организация эффективного информационного взаимо­действия с вышестоящими организациями, родителя­ми и учащимися.

Источник: studfile.net

Как и зачем разрабатывать информационное обеспечение автоматизированных систем

Принято считать, что в последнее время регулярно происходит «взрывное развитие информационных технологий». При этом меняются основные лозунги – от «автоматизации» к «информатизации», затем к «цифровизации» и так далее. Но если пристальнее вглядеться в существо происходящих изменений, то становится немного грустно.

В основном всё направлено на упрощение, местами даже упрощенчество. От решения сложных, комплексных задач управления предприятиями, корпорациями и целыми отраслями скатываемся к небольшим частным задачам в той или иной предметной области. Отсюда повышение интереса к отдельным программным продуктам и решениям с максимальным приближением средств управления, связи и коммуникации к конечному пользователю в виде мобильных устройств и приложений.

Тем не менее проблема комплексирования этих средств никуда не ушла. Напротив, в последнее время происходит её обострение в связи с увеличением объёма обрабатываемой информации, форм и способов её представления, а также многократного дублирования одной и той же информации в разных программных средствах (далее – ПС).

Для хранения информации в ПС традиционно используются различные базы данных и файловые хранилища. Структура хранения определяется разработчиком ПС и максимально соответствует потребностям решения задач. Естественно, что эти структуры уникальны для каждого ПС и не согласованы с другими. Одной из важных причин такого состояния дел является то, что практически отсутствуют единые стандарты в области структуризации данных и унификации информации.

Все это приводит к тому, что при попытке включить различные ПС в общую автоматизированную систему возникают сложные задачи обеспечения информационного взаимодействия и формирования общего пространства данных.

Решение таких интеграционных задач необходимо начинать ещё на начальных этапах создания автоматизированных систем (далее – АС), начиная с определения требований и формирования тактико-технических заданий на их разработку.

Необходимо отметить, что разработка практически каждой автоматизированной системы сводится, как правило, к разработке видов её обеспечения. Всего имеется 9 видов обеспечения: техническое, программное, информационное, лингвистическое, математическое, организационное, эргономическое, методическое, правовое (рисунок 1).

Рис. 1. Виды обеспечения автоматизированных систем

При этом наибольшую практическую значимость для функционирования АС имеют первые три (техническое, программное и информационное), а также один компонент лингвистического обеспечения – система словарей.

Под информационным обеспечением АС будем понимать упорядоченную по структуре и формам представления и предназначенную для использования в АС информацию, а также совокупность методов и средств её формирования, хранения, актуализации и предоставления для использования в системе.

Как показывает опыт создания больших и сложных автоматизированных систем, информационное и лингвистическое обеспечение (ИЛО) оказывает существенное влияние прежде всего на информационную поддержку решения задач. При этом в процессе его создания происходит реструктуризация как внутренней, так и внешней информации в виды и формы, приемлемые для использования в системе.

Как правило, при создании АС основное внимание уделяется созданию технического обеспечения (закупка компьютеров и другого оборудования) и разработке программного обеспечения, расходы на них составляют до 80 и 20 процентов бюджета проектов соответственно. Остальные виды обеспечения разрабатываются по остаточному принципу.

Ситуация усугубляется тем, что в существующей системе подготовки IT-специалистов вопросы разработки иных видов обеспечения практически не рассматриваются. В результате в настоящее время на рынке фактически отсутствуют специалисты, умеющие правильно разрабатывать другие виды обеспечения автоматизированных систем.

Особенно остро эта негативная ситуация складывается в части разработчиков информационного и лингвистического обеспечения. Существовавшие в прежние времена коллективы разработчиков ИЛО практически развалились, количество действительно квалифицированных и опытных специалистов, способных не только сформулировать требования к ИЛО, но и реально выполнить весь комплекс работ по его созданию, можно перечислить по пальцам.

Читайте также:
Программа сэд делопроизводство инструкция

Кроме того, состояние развития науки в этой области можно сформулировать как стагнацию. Практически отсутствуют новые подходы, методы и технологии разработки информационного и лингвистического обеспечения. Требования, формулируемые в технических заданиях на разработку АС в части ИЛО, содержат, как правило, выписки из стандартов без учёта специфики разрабатываемых автоматизированных систем. При разработке информационного и лингвистического обеспечения по-прежнему используются устаревшие подходы и технологии, не учитывающие современное развитие информационных технологий, с применением архаичной терминологии. Хотя весь мир уже широко использует облачные технологии, сервисные модели обслуживания и другие достижения цифровизации.

Все это приводит к тому, что информационное наполнение АС, созданное в ходе её разработки, оказывается практически неприменимым и требует существенной доработки в ходе эксплуатации, особенно на начальном этапе. Более того, использование устаревших решений в части ИЛО делает невозможным создание принципиально новых автоматизированных систем, построенных на современных технологиях.

Для решения этой проблемы необходимо устранить перекос в распределении усилий и уделить самое пристальное внимание вопросам создания ИЛО. При этом следует выделить следующие направления его разработки:

  • информационное – разработка баз данных, форм документов, классификаторов, справочников, словарей, т. е. того, что обычно называют «контентом», а также его семантического описания;
  • программное – разработка специализированных программных средств, предназначенных для актуализации и предоставления контента пользователям АС и программным средствам через соответствующие сервисы и интерфейсы;
  • организационное – разработка нормативно-методических документов, регламентирующих порядок и правила формирования, хранения, ведения и предоставления контента в АС и во взаимодействующие системы.

На первый взгляд может показаться, что на рынке есть все эти решения и имеется большое количество организаций, готовых предложить свои услуги в деле разработки ИЛО. Однако при более внимательном рассмотрении выясняется, что комплексные решения, охватывающие все вышеперечисленные направления, практически отсутствуют.

Это объясняется тем, что для выполнения всего комплекса работ требуются коллективы специалистов, умеющие проводить разработку информационного и лингвистического обеспечения совместно и согласованно с другими разработчиками АС и разработчиками взаимодействующих систем.

Как показывает опыт создания автоматизированных систем в ряде проектов ведомственного уровня, для обеспечения информационного взаимодействия как внутри АС, так и с другими взаимодействующими системами необходимо предусматривать создание общесистемного информационного и лингвистического обеспечения (ОИЛО). При этом основной упор должен быть сделан на упорядочении, систематизации и предоставлении условно-постоянной информации (классификаторов, нормативно-справочной информации, форм документов, словарей, метаданных), необходимых для последующего упорядочения всего контента в АС. Кроме того, в состав ОИЛО должна входить та часть оперативной информации, которая используется несколькими подсистемами или программными средствами. По сути ОИЛО должно представлять собой то самое общее пространство данных, о котором говорилось выше.

Излишне напоминать, что от качества, технологичности и востребованности этих решений будет зависеть судьба информационного и лингвистического обеспечения как в АС в целом, так и в её составных частях. Именно поэтому прежде всего в ОИЛО опережающими темпами должны внедряться современные методы и технологии работы с контентом, чтобы в последующем тиражироваться во все составные части АС.

Учитывая современный уровень развития информатизации и цифровизации, в качестве наиболее приоритетного вектора можно выделить предоставление информации как сервиса, доступного как на программном уровне через соответствующие программные интерфейсы, так и для автоматизированной обработки с участием человека. На первый план в этом случае выступает формирование полноценных описаний всех видов информации, используемой в АС.

Традиционно в эпоху реляционных баз данных для этого преимущественно использовались классификаторы и справочники, содержащие систематизированный перечень наименований объектов, каждому из которых присвоен уникальный код.

По мере появления новых видов информации, используемой в АС, потребовались новые средства её упорядочения и систематизации. Традиционных классификаторов и справочников для этого стало недостаточно. Сформировался и получил широкое развитие механизм описания информационных ресурсов, основанный на применении метаданных. Основные элементы для описания ресурсов стандартизованы на международном уровне как «Дублинское ядро». Используя эти элементы и расширяя их дополнительными свойствами, можно построить описание практически любого информационного ресурса с требуемой релевантностью.

В ходе развития механизма метаданных возникла задача их собственного упорядочивания и систематизации. Учитывая, что метаданные формируются по мере появления самой информации, традиционные методы, используемые для упорядочения и систематизации классификаторов и справочников, здесь практически неприменимы. Поэтому для формирования системы метаданных в настоящее время в автоматизированных системах государственного и ведомственного уровня за рубежом используются механизмы, основанные на онтологическом описании предметной области.

Читайте также:
Как называется программа заяц

Под онтологией будем понимать формализованное представление набора наименований понятий в предметной области и отношений между этими наименованиями понятий.

Отдельно необходимо рассмотреть программные средства предоставления информации, прежде всего применительно к общесистемному информационному и лингвистическому обеспечению. Как уже отмечалось выше, необходимо переходить от традиционной пересылки данных к сервисной модели предоставления информации с широким использованием программных интерфейсов и web-технологий. При этом необходимо предоставлять потребителям требуемую информацию не только в заранее предопределённых унифицированных форматах, но и в том виде и объёме, как будет определено в поступающих запросах.

Необходимо отметить, что даже самые лучшие решения и передовые технологии не смогут правильно функционировать без полноценной системы поддержки. Поэтому еще одним ключевым фактором является выстраивание соответствующей организационной структуры, обеспечивающей эксплуатацию средств ОИЛО на объектах автоматизации и в обеспечивающих подразделениях, а также укомплектование этой структуры квалифицированными специалистами.

В заключение хотелось бы отметить, что весь комплекс работ по созданию общесистемного информационного и лингвистического обеспечения необходимо решать комплексно, с привлечением высококвалифицированных специалистов как из организаций – разработчиков АС, так и автоматизируемых органов управления.

В целом необходимо осуществить переход от разработки информационного и лингвистического обеспечения к формированию системы управления информацией, без которой невозможно создавать современные высокоинтеллектуальные автоматизированные системы.

  • информационное обеспечение
  • автоматизированная система
  • информация
  • метаданные

Источник: habr.com

Разработка информационной системы

Разработка информационной системы (ИС) начинается с переговоров между заказчиком и исполнителем.

Основными этапами разработки информационной системы являются:

  1. Предварительный этап
  2. Сбор требований
  3. Проектирование
  4. Реализация
  5. Подготовка ИС к эксплуатации
  6. Опытно-промышленная эксплуатация
  7. Сопровождение и развитие системы

Предварительный этап

Замечание 1

На данном этапе определяются основные цели и задачи разрабатываемой информационной системы. С этой целью обсуждается концепция ИС, ключевые технические моменты, объемы и сроки выполняемой работы, ее стоимость. Результатом предварительного этапа является разработка первого фундаментального проектного документа – устава проекта.

В уставе проекта определяются принципиальные моменты, которые связаны с процессом разработки и внедрения ИС:

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

  • описывается проект, определяются цели и задачи создания ИС;
  • описывается состав работ;
  • определяются сроки, бюджет, список объектов, которые должны быть автоматизированы;
  • предоставляется список необходимого аппаратного и программного обеспечения для разработки ИС;
  • выделяются основные этапы разработки и внедрения ИС и др.

Сбор требований

На данном этапе проводится систематизация требований и пожеланий к разрабатываемой ИС, проводится анализ входной и выходной документации.

В результате составляется техническое задание на разработку и внедрение ИС. В техническом задании отображается назначение и цель создания ИС, описывается объект автоматизации и основные автоматизируемые бизнес-процессы, предъявляются требования к системе: структура, функции (задачи), которые должна решать система, требования к техническому и организационному обеспечению, надежность и безопасность ИС и т.п.

Проектирование

На данном этапе подготавливается детальный проект всех сценариев, связанных с разработкой и внедрением ИС.

«Разработка информационной системы»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

В результате проектирования оформляется технический (концептуальный) проект с описанием:

  • архитектуры ИС;
  • структуры базы данных;
  • проектных решений, которые представляются с помощью детального описания сценариев всех бизнес-процессов, которые подвергаются автоматизации;
  • сценариев внедрения ИС во внешние программные продукты;
  • источников исходной информации;
  • вариантов первоначального наполнения ИС информацией;
  • разграничение прав доступа к данным и полномочия пользователей;
  • концепции обучения будущих пользователей ИС.

Реализация

Этап выполнения требований к ИС, которые были изложены в Техническом задании и Техническом проекте. Выполняется разработка всех необходимых программных компонентов, создается структура базы данных, производится установка, настройка и тестирование всех компонентов ИС и т.п.

Замечание 2

Завершением этапа реализации является разработка руководства по установке и настройке ИС, предоставляется шаблон базы данных и регистрируются все выполненные программные разработки.

Подготовка ИС к эксплуатации

Выполняется установка и настройка всех компонентов системы на территории заказчика ИС, проводится предварительное тестирование, разрабатывается пользовательская документация, проводится обучение пользователей, выполняется загрузка исходных данных, проводятся испытания системы, определяются роли пользователей в системе соответственно их должностным обязанностям.

Опытно-промышленная эксплуатация

Эксплуатация проводится на протяжении определенного времени с целью выявить и исправить недоработки в разработанной ИС, если такие имеются.

Сопровождение и развитие системы

При окончании разработки и внедрения информационной системы в работу предприятия выполнение обязательств разработчиком данной системы не прекращается. Поэтому предполагается продление сотрудничества с целью дальнейшей технической поддержки работы системы, внесения при необходимости изменений в работу системы, которые могут потребоваться при эксплуатации ИС.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru