7. Приложение: (кадровое обеспечение программы; источники финансирования; календарный план реализации).
Чтобы определиться в основных характеристиках создаваемой программы необходимо ответить на ряд вопросов.
Первый блок вопросов поможет конкретизировать пространство программирования:
1. Программа рассчитана на временной отрезок (продолжительность реализации, рассчитана на учебный год, четверть, неделю…)
2. Программа предполагает участие детей следующих возрастных групп.
3. Программа будет реализовываться на базе следующего типа ОУ или социального института (школа, учреждение доп. образования…). Программа может быть рассчитана на класс, параллель, конкретного ученика.
4. Программа рассчитана на категорию детей (участниками программы могут быть школьники ОУ, дети с девиантным поведением, одаренные дети…)
Второй блок вопросовможет определиться в «качественных» характеристиках программы, обусловленных представлениями о воспитательных ценностях, выявленными проблемами в развитии детей, которым адресована программа.
Воспитание в школе: анализ нововведений-2022
1. Какие актуальные проблемы нашего времени призвана решать создаваемая программа?
2. Какие наиболее острые противоречия между требованиями социокультурного развития общества и уровнем развития предполагаемых участников программы вы находите?
3. Какое место занимает настоящая программа в воспитательной деятельности коллектива вашего ОУ?
4. Какие аспекты актуальных проблем развития воспитания вашего ОУ затрагивает создаваемая программа?
5. Какие специфические характеристики социокультурного пространства, в котором находится ОУ, и образовательного пространства, в котором разворачивается воспитательный процесс, обуславливают особенности вашей программы?
6. В чем заключается особый воспитательный потенциал вашего ОУ, детского и педагогического коллектива, окружающей социальной среды, на реализацию которого направлена ваша программа?
Ответы на эти вопросы позволят педагогу определить пространство программирования и выявить проблему или комплекс проблем, на решение которых будет направлена программа.
Выявление проблемы позволяет перейти к следующему шагу программирования воспитательного процесса – к формулированию концептуальных (теоретических) основ и цели программы.
В изложении концептуальных основ можно ссылаться на философские и педагогические теории, но их выбор будет обусловлен собственной точкой зрения автора на проблему.
Вопросы помогающие определиться в концептуальных основах программы:
Далее необходимо перейти к тезисному изложению психологических основ разрабатываемой программы, в которых будут отражены представления о возрастных особенностях детей — предполагаемых участниках программы. Потребуют краткого пояснения и основные из употребляемых терминов (например, если это программа профилактики девиантного поведения, то потребуется объяснение термина «девиантное поведение.
Цель должна быть сформулирована настолько ясно, четко и конкретно, чтобы по ней прочитывался весь смысл программы, её специфика и предполагаемый результат. Цель программы воспитания конкретизируется задачами. Каждая задача должна быть ориентирована на достижение очень конкретного определенного результата.
Без лица: учитель школы рассказывает правду о работе
Формулируя задачи, одновременно прогнозируем результаты реализации программы. Задачи необходимо формулировать так, чтобы решение или нерешение их можно было, так или иначе, зафиксировать по завершению программы. Задачи должны быть рассчитаны на конкретный временной период реализации программы, являться реальными, но вместе с тем ориентированными на максимально позитивный результат деятельности по достижению намеченной цели. При конкретизации цели задачами выделяются основные содержательные блоки программы, поскольку за счет реализации определенного содержания достигается прогнозируемый результат.
Основными направлениями, в рамках которых происходит формирование всех видов социокультурного опыта учащихся выступают:
1. Формирование этической культуры личности, навыков позитивного общения, развитие коммуникативных способностей.
2. Гражданское, патриотическое воспитание, формирование культуры межнационального общения.
3. Трудовое и экономическое воспитание, формирование готовности к осознанному выбору подростком будущей профессии, активной адаптации на рынке труда.
4. Воспитание экологической культуры.
5. Эстетическое воспитание.
6. Правовое воспитание
7. Развитие познавательной активности, стимулирование к самообразованию, интеллектуальное развитие личности.
8. Воспитание стремления к самостоятельному выбору здорового образа жизни.
Создание программы завершается разработкой механизмов реализации программы, предполагающей наличия описания модели воспитательного процесса.
Основные этапы метода проектов:
- Целеполагание. Педагог помогает ученику определить наиболее актуальную и в то же время посильную для него задачу на продолжительный отрезок времени.
- Разработка проекта – плана деятельности по достижению намеченной цели.
- Выполнение проекта, что подразумевает конкретное практическое дело либо ряд практических шагов к намеченной цели.
- Подведение итогов выполнения проекта и определения задач для новых проектов.
Реализация содержания программы воспитания может успешно осуществляться в результате созданной в образовательном учреждении системы деятельности разновозрастных профильных детских объединений.
Подводя итоги создания программ воспитания важно, чтобы при их составлении не был бы утрачен принцип вариативности, не ограничивалось пространство самореализации детей и подростков, программирование воспитательного процесса было бы направленно на создание условий для духовно-нравственного развития личности ребенка, становления его активной социальной позиции, формирования позитивного социокультурного опыта.
Вопрос
Программа воспитания … цели,задачи, таблица мероприятий,направленных на выполнение определенных задач по воспитанию
Содержание
- Общие требования к составлению плана воспитательной работы классного руководителя
- План воспитательной работы классного руководителя с учащимися 1 класса, которые до школы не были знакомы
Список используемой литературы
1. Общие требования к составлению плана воспитательной работы классного руководителя
Приступая к составлению плана, необходимо учитывать следующие источники планирования:
– документы нормативно-правового характера федерального и муниципального уровней,
– план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения,
– рекомендации учителей класса и пожелания учащихся и их родителей.
Классный руководитель должен начинать работу над планом в конце предыдущего учебного года, когда становится известным распределение учебной нагрузки и классного руководства на новый учебный год.
План воспитательной работы должен отвечать требованиям:
- целеустремленность и конкретность образовательных задач;
- краткость плана, его компактность;
- разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;
- преемственность, систематичность и последовательность;
- сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы;
- единство педагогического руководства и активности воспитанников;
- реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;
- связь внутриклассной работы с работой вне школы;
- согласованность плана с деятельностью школы и детских общественных организаций;
- гибкость и вариативность планирования. [1]
План воспитательной работы имеет следующие разделы:
1. Анализ работы за прошедший учебный год, выделение проблем.
2. Общая и психолого-педагогическая характеристика класса.
3. Цели воспитательной работы в классе.
4. Задачи воспитательной работы в классе.
5. Коллективные творческие дела класса и образовательного учреждения.
6. Занятость учащихся во внеурочное время.
7. Собственно план по направлениям:
7.1 Работа с коллективом учащихся, с активом класса.
7.2 Работа с родителями.
7.3 Индивидуальная работа с учащимися.
7.4 Работа с учителями-предметниками, координация воспитательных взаимодействий со службами образовательного учреждения.
Если план воспитательной работы составляется для 1 класса, то, следовательно, первые два пункта опускаются.
План воспитательной работы
В школе создана воспитательная система, которая охватывает весь педагогический процесс, включая учебные знания и внеурочную деятельность.
Цель воспитательной системы
Поэтапное создание в школе условий для развития личности ребёнка, для решения каждой личностью четырёх задач на каждом возрастном этапе.
I этап – самопознание;
II этап – самоопределение;
III этап – самореализация;
IV этап – саморегуляция.
Цели и задачи воспитательного процесса
Цели: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
- на основе изучения личности учащихся создать максимальные условия для физического, интеллектуального и нравственного развития детей;
- развивать индивидуальность каждого, подготовить детей к взрослой жизни;
- воспитание гражданской позиции, правовой культуры и ответственности за свои поступки;
- воспитание у детей ценностного отношения к своему здоровью и укрепление здоровья учащихся;
- укрепление связей с семьёй, распознавание психолого – педагогических знаний среди родителей.
Задачи на учебный год
1. Формирование классного коллектива, воспитание уважительного отношения к каждому члену коллектива.
2. Учить быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье.
3. Воспитывать патриотические чувства к своей Родине, её истории, традициям.
4. Прививать любовь к природе.
5. Прививать любовь к чтению, бережному отношению к школьному имуществу.
Работа с учащимися – таблица Работа с родителями
Источник: megalektsii.ru
программа по созданию воспитательной системы класса
методическая разработка по теме
Для создания максимально благоприятных условий для развития личности ребенка необходим не просто набор мероприятий, а четко выстроенная система воспитания, позволяющая учитывать интересы, потребности, и способности школьников, возможности педагогического коллектива школы в целом и классного руководителя в частности, заинтересованность родителей в образовании и воспитании. Воспитание успешно, если оно системно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
по созданию воспитательной системы класса
Воспитание толерантности «Жизнь в многоликом мире».
Норсеева Валентина Георгиевна
Современная жизнь с ее социально- экономическими реалиями требует новых подходов к образованию молодежи. Согласно “Закону об образовании”, образование- это целенаправленный процесс воспитания и обучения учащихся. Социальный фон воспитания детей в современной России продолжает оставаться неблагоприятным.
В области воспитания существует много проблем:
- резко снизилась роль семьи в деле воспитания ребенка;
- распространение злоупотреблением алкоголем, наркотическими средствами, среди детей и подростков, а так же рост числа связанных с этим преступлений, правонарушений и антиобщественных действий;
- ослаблен педагогический потенциал учреждений культуры, средств массовой информации, литературы и искусства;
- опыт реализации активной гражданской позиции остаются явно недостаточными.
Кроме этого в современном мире подавляющее большинство стран мира в силу исторических причин является поликультурными сообществами, где совместно проживают люди различных национальностей и культурных укладов. Движение экономической интеграции, глобализация и конфликты современного мира, усугубленные проблемами поисков средств достойного существования , усилили темп миграции, увеличили число переселенцев и беженцев, ищущих новое жилье и работу , в тех странах и регионах , которые ранее преимущественно были монокультурными.
В ходе этих процессов сформировалась поликультурность. Школьные классы становятся центром культурного многообразия. В этих условиях главным требованием для поддержания здоровой атмосферы стало необходимо формировать взаимопонимания между людьми различных культур. Межкультурному взаимопониманию и мирному разрешению межнациональных конфликтов необходимо учить. Надо помочь школьникам выработать в себе понимание следующих принципов:
- Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь;
- Мирное сосуществование народов способствует социально- экономическому процветанию территории;
- Экстремизм разрушителен для его участников и для сообщества в целом;
- Конфликт- нормальный процесс, который следует решать конструктивно;
- Для нормального развития демократии очень важны социальная ответственность и способность каждого человека осмысленно применять общепринятые нормы толерантности при принятии личных и общественных решений.
Толерантность и культура мира- важнейшие ценности межэтнических отношений в условиях роста многонациональности, поликультурности сообщества. Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других.
В настоящее время молодое поколение воспитывается, в основном, жизненными реалиями. Наблюдается ниспровержение всеобщих человеческих ценностей, заложенных в основе мировых религий и культуры. Поэтому необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя людей.
В организации учебно- воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов без участия родителей,
Мною был изучен спрос родителей на образовательные и воспитательные услуги, который показал, что родителей волнует не только уровень обучения и физическое здоровье учащихся, но и степень адаптации детей в обществе, сформированность умения жить в коллективе, эмоционально-волевая сфера жизнедеятельности учащихся, нравственные ориентиры детей.
Учитывая проблемы воспитания, существующие в обществе, опираясь на государственную программу “Развития воспитания в Российской Федерации до 2010 года”,Закон РФ “Об образовании”,Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” и другие нормативные документы ,учитывая социальный запрос родителей, , проанализировав сильные и слабые стороны организации учебного и воспитательного процесса в классе я выбрала направление воспитания толерантности.
Источник: nsportal.ru
Как создать воспитательную программу класса
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Программа воспитательной системы для начальной школы
5.Структура и сущность воспитательной системы………………………….9-11
6.Механизм и план реализации программы………………………………..12-16
9.Родители в воспитательной системе класса………………………………….19
«Нам кажется недостаточным оставить
тело и душу детей в таком состоянии,
в каком они даны природой, мы заботимся
об их воспитании и обучении, чтобы хорошее
стало много лучшим, а плохое изменилось
и стало хорошим»
Древнегреческий философ Лукиан
Современное общество требует изменений в подходах к воспитанию детей, формах и методах для достижения цели воспитания современного, образованного, компетентного молодого человека, способного к успешной социализации и адаптации на рынке труда. Осуществляет и направляет процесс воспитания – классный руководитель, педагог – профессионал, духовный посредник между обществом, ребенком и родителем. Он является организатором системы отношений через разнообразные виды деятельности, создателем развивающей среды и морально – психологического климата.
В «Конвенции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (стандарты второго поколения) говорится о том, что именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающего. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной воспитательной системы.
Ребенок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
«Закладка» фундамента эмоциональной направленности личности на познава тельный интерес необходима уже в младшем школьном возрасте, ребенок должен ис пытывать наслаждение от самого процесса анализа вещей и их происхождения: «если еще в младшем школьном возрасте такое стремление не сформировано, то в последую щем ни прилежание, ни добросовестность не могут стать психологическими источни ками радостного и эффективного учения» (В.В. Давыдов).
Учитывая модернизацию содержания процесса воспитания, задачи, которые перед нами ставит государство, считаю, что роль школы возрастает и является, пожалуй, доминирующей. А школа подразуме вает под собой связь учитель — ребенок — семья. Именно классный руководитель является тем лицом, которое имеет возможность находить пути воспитания всесторонне- развитой, здоровой, нравственно-полноценной личности, а воспитательная система класса позволяет создать такие условия, в которых возможно будет формирование лич ности с правильными жизненными ценностными ориентирами.
На первом этапе, этапе проектирования, воспитательной системы класса по результатам наблюдений и диагностических исследований были определены следующие проблемы:
- сложность в организации совместной деятельности, т.е. неумение детей сотрудничать друг с другом, и как следствие — конфликтность;
- несформированность нравственных качеств, отношений к себе, классному сообществу, семье, природе, обществу;
- эгоцентричность, неадекватность самооценки.
- развитие личностных качеств, являющихся основой для успешной самореа лизации в жизни;
- социализация личности;
- триединство «учитель — ребенок — семья», динамично развивающееся;
- позитивные потребности ребенка, необходимые для его развития (ЗОЖ, творчество, труд).
- формирование мировоззрения личности на основе общечеловеческих ценностей (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л.Селиванова);
- самореализация ребенка в условиях индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
- идея совместной деятельности детей и взрослых в процессе воспитания (В.А.Сухо млинский, А.С.Макаренко);
- становление социально успешной личности, т.е. умеющей взаимодействовать в коллективе, в семье в обществе.
- Принцип ценностных ориентации обеспечивает приобщение детей к системе жизненных ценностей; осуществляется гуманизация межлично стных отношений на различных уровнях: дети — дети, дети — семья, дети — педагог.
- Принцип индивидуализации предполагает личностный подход, учет инди видуальных потенциальных возможностей ребенка, способствует самореализации ре бёнка.
- Принцип сочетания воспитания и оздоровления обеспечивает одновременную реализацию воспитательных и оздоровительных мероприятий.
- Принцип творческой деятельности обеспечивает развитие креативных способностей каждого ребенка, пробуждение инициативности, стремление показать свою ин дивидуальность в различной деятельности.
- Интегративный принцип приводит к соединению в одно целое все виды дея тельности, которые имеют одну главную цель — личностное развитие.
- Способствовать формированию потребности ребенка к самовыражению и совершенствованию своих творческих способностей на основе сохранения традиций, патриотического и гражданского воспитания;
- Моделировать приоритетное отношение к ЗОЖ;
- Воспитывать ребенка как члена семьи, школьного коллектива, общества;
- Заложить основы нравственно полноценной личности.
- индивидуально-групповой;
- функционально-деятельный;
- диагностико-результативный;
- пространственно-временной;
— ценностно-ориентационный.
- учащиеся класса;
- родители учащихся;
- педагоги и другие взрослые, принимающие участие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.
- ключевая идея замысла системы;
- цель и задачи воспитания;
- перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
- принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
- системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;
- основные функции воспитательной системы;
- педагогическое обеспечение жизнедеятельности классного сообщества и самоу правления в нем.
- эмоционально-психологическая духовно-нравственная и предметно-материальная
среда жизнедеятельности и развития учащихся - предметно-материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся;
- связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
- место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
- этапы развития воспитательной системы.
- критерии эффективности ВС;
- методы и приемы ее результативности;
- Навстречу друг другу.
- Учимся вместе делать добро.
- Творчество нам помогает в пути.
- Мы хотим радовать мир.
- помочь ребенку адаптироваться к новым социальным условиям;
- раскрытие индивидуальных интересов и потребностей;
- воспитывать самостоятельность деятельности;
- закладывать основы охраны здоровья;
- проектирование традиций классного сообщества.
- адаптирован к новой социальной роли;
- стремится осознать свои интересы и выбрать сферы творчества;
- умеет организовать свое рабочее место;
- готов выполнять правила по охране своего здоровья;
- представляет себя членом классного сообщества.
- развивать познавательные и творческие способности, мотивационную сферу ребен ка;
- закладывать нормы нравственного поведения и гражданского сознания;
- формировать потребности в ЗОЖ;
- активизировать роль системы самоуправления в классе;
- формировать умение высказывать своё мнение и относиться с уважением к мнению другого.
- стремится к познанию и активной творческой личностной позиции;
- знает нормы нравственного поведения;
- проявляет заботу о своём здоровье;
- открывает отношения «я — коллектив»;
- умеет обосновать своё мнение.
- создать условия для реализации творческого потенциала личности; формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, воспитывать любовь к Отечеству, семье, школе;
- создать условия для творческого взаимодействия формирующихся личностей.
- развивает свои индивидуальные познавательные и творческие способности;
- представляет систему жизненных ценностей;
- готов взаимодействовать с другими членами классного сообщества, учитывая инте ресы каждого.
- приобщать к применению творчества в любой деятельности;
- воспитывать познавательную социальную активность, гражданское самосознание;
- повышать ценностный потенциал личности;
- воспитывать чувство ответственности за свое’ здоровье;
- обеспечить преемственность между ступенями обучения.
- стремится к позитивному самовыражению и совершенствованию своих творческих способностей;
- приобщен к ЗОЖ;
- знает основы нравственного поведения;
- осознает свою социальную роль в семье, классе, обществе.
Управление. Деятельность участников воспитательной системы построена на принципе триединства: дети — учитель — родители. Взаимодействие по данной схеме осуществляется при условии реализации единой воспитательной цели, в результате чего происходит развитие не только детей, но и семьи в целом. Ученическое самоуправление является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Самоуправление влияет на формирование коллектива в целом, т.к. дети учатся взаимодействовать друг с другом, подчиняясь какой-либо задаче, самостоятельно распределяют обязанности и определяют меру ответственности за выполняемое дело.
- сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
- развитость креативных способностей учащихся;
- проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
- сформированность классного коллектива.
- методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника;
- модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;
- социометрические методики;
- тест «Цветок настроения»;
- сочинение-рассуждение, «Каким я стал за этот год и почему»;
- анкета «Я и моя школа»;
- творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу»
- Изучение семьи;
- Психолого-педагогическое просвещение;
- Индивидуальная работа с родителями;
- Информирование о результатах учебной деятельности и воспитании учащихся;
- Привлечение к активному творческому взаимодействию;
- Создание актива для работы с детьми, имеющими проблемы в обучение и вос питании.
- Родительские собрания;
- Всеобучи;
- Индивидуальные и групповые консультации;
- Обмен опытом;
- Круглые столы;
- Конкурсы;
- КТД
- нравственного (ценностного) — восприятие и понимание учениками таких ценностей, как семья, школа, учитель, Родина, природа, дружба со сверстниками, уважение к старшим; потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хо рошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, в общественных местах, правила уличного движения;
- познавательного — наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
- коммуникативного — овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками (говорить и слушать, сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, к животным, природе), обладание первичными навыками саморегу ляции;
- художественного — эстетическое восприятие предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, личностное (собственное, индивидуальное) эмо ционально окрашенное отношение к произведениям искусства;
- физического — соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким и закаленным.
Список литературы.
1.Байбородова Л.В. Изучение эффективности воспитательной системы школы. — Псков, 1994. 2.Байкова Л.А. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. — М.: 1999. 3.Гаврилин А.В. Воспитательное пространство малого города. – Владимир, 1999. 4.Данилюк А.Я.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: 2009. 5.Дереклеева Н.И. Классный руководитель. – М.: 2001. 6.Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.:2001. 7.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная система в начальной школе. — Воронеж, 2001. 8.Лебедева Н.П.
Школа и здоровье учащихся. — Минск , 1998. 9. Новикова Л.И. Теория и практика воспитательных систем. – М.: 1993. 10. Степанов Е.Н..
Педагогу о воспитательной системе школы и класса: учебно- методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2004. 11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев.: 1978.
Источник: doc4web.ru