Во-первых, ознакомление с государственными документами, определяющими задачи школы и воспитания на современном этапе; изучение инструктивно-методических материалов министерства образования и местных органов управления образованием; изучение психолого-педагогической и методической литературы по актуальным проблемам воспитания и по методике и технике планирования воспитательной работы. Во-вторых, определенные цели и задачи на основе возраста детей, уровня развития классного коллектива, условий воспитания (возможностей города или села, конкретного региона, специфики школы, возможностей педагогического коллектива школы и близлежащих учебно-воспитательных учреждений. ), личностного потенциала самого классного руководителя (!). К примеру, в условиях Москвы может быть сформулирована такая цель: «Стимулирование духовного развития старшеклассников (9-И-и класс) через приобщение к большой культуре». На основании цели — определенная группа стратегических задач:
1. Организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности учащихся.
Образовательный марафон «Воспитательный процесс в современной школе»
6.3. Планирование воспитательной работы
- Стимулирование здорового образа жизни, выработкасобственной программы оздоровления.
- Приобщение учащихся к культуре.
- Оказание помощи старшеклассникам в профессиональной ориентации и самоопределении, в процессе самоподготовки к избранной профессии.
- Создание и развитие ученического коллектива, организация и стимулирование деятельности классного со-управления и самоуправления.
- Воспитание культуры общения, создание опыта культурного проведения досуга в свободно выбранных видах деятельности и общения.
- Перспективный, календарный и перспективно-календарный.
- План на учебный год, на четверть, на месяц, на неделю.
- План работы школы, класса, клуба, группы детей ивзрослых по какому-либо направлению, специальнойпрограмме, по реализации определенных задач и решению актуальных проблем школы.
- План воспитательного мероприятия (общешкольного,классного, группового).
- Цель и задачи (стратегические).
- Краткая характеристика класса (количественный состави качественная характеристика состава учащихся и родителей; уровень развития коллектива; актив и его работоспособность; лидеры: краткая характеристика; неформальные группы и их особенности; традиции, коллективные привычки; учащиеся, требующие особоговнимания, и т.д.).
- Организация жизнедеятельности детей:
Источник: studfile.net
Как составить воспитательную программу
Важным для любого образовательного учреждения становится разработать и реализовать воспитательную программу, так как знания, полученные детьми, должны быть использованы с пользой для их развития и с пользой для общества в целом. Особенно актуальным это стало для дошкольных учреждений, в которых основная функция педагога – это воспитание, а не обучение. Тем не менее во многих детских садах акцент на обучение ставится на первое место, игнорируя воспитательные ценности.
Программа воспитания как ориентир организации воспитательной деятельности в организациях ДОД
Статьи по теме:
- Как составить воспитательную программу
- Как составить учебный план
- Как составить план обучения
Вам понадобится
- Учебный план и образовательная программа, по которой работает детский сад.
Инструкция
Тема воспитательной программы предполагает формулирование конечного результата и средств его достижения. В зависимости от масштабности программы, тема может быть узкой, рассчитанной на определенную возрастную группу или широкой – для всех категорий и возрастов детей. Например, «Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников средствами народного фольклора» или «Воспитание волевых качеств у дошкольников средствами народных сказок».
Выбор широкой темы становится актуальным для всего образовательного учреждения. Остальные педагоги могут присоединиться к разработке программы за счет описания воспитательной части, ориентированной на свою возрастную группу. Таким образом, формируется рабочая группа, которая будет участвовать в написании программы.
В программе описываются ценности-цели, на которые педагоги будут ориентироваться в своей работе. Система ценностей должна быть выстроена с учетом современных потребностей детей и их родителей, и быть научно обоснована.
В программе обязательно кратко дается описание характеристики детей, на которых рассчитана воспитательная программа: одаренные дети, или, наоборот, с задержкой психического развития, гиперактивные или застенчивые дошкольники. Дается краткий портрет ребенка с описанием достоинств и недостатков, на исправление и устранение которых нацелена программа.
В программе четко должен быть отражен учебный план для указания того, в какой части его будет реализовываться воспитательная программа: через инвариантную часть, вариативную или это будет создан отдельно компонент детского сада, эксклюзивный и уникальный.
Своеобразие воспитательной программы может быть отражено через специфику применяемых образовательных технологий, где через алгоритм педагогической деятельно будет показано, как и в какие сроки, программа будет реализована.
Источник: www.kakprosto.ru
Программа воспитания образовательной организации. Методика ее проектирования и реализации
Компоненты программы.
В программу могут входить конкретные методические рекомендации по ее реализации, указание на теоретические и методические источники, которыми может воспользоваться воспитатель в своей работе, а также кадровое обеспечение программы, источники финансирования, календарный план реализации программы.
Основу программирования воспитания составляет логика любой целенаправленной человеческой деятельности: выявление проблемы, постановка задачи, определение условий ее решения, прогнозирование результата, планирование действий по достижению намеченной цели, ее реализация и оценка эффективности.
План воспитательной работы в классе
Планирование воспитательной работы в классном сообществе — процесс совместной деятельности классного наставника, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе.
В ходе планирования воспитательной работы классному руководителю важно учитывать:
- • результаты предыдущей работы и выводы, полученные в процессе ее анализа;
- • воспитательные и организационно-педагогические задачи;
- • педагогические и методические рекомендации по работе с детьми и ученическим коллективом, родителями;
- • передовой опыт страны, города, образовательной организации;
- • воспитательный потенциал социального окружения образовательной организации;
- • возможности родителей и общественности;
- • традиционные праздники учебного года;
- • события и факты, связанные с жизнью страны, города, села;
- • события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
- • традиции образовательной организации и классного сообщества;
- • мероприятия, проводимые ближайшими культурными учреждениями;
- • планы школьного коллектива;
- • предыдущие планы работы ученического коллектива и классного наставника.
План — это регламент поэтапного осуществления деятельности во времени, определяющий характер и диапазон промежуточных результатов на пути достижения цели.
План воспитательной работы представляет собой модель одного из фрагментов будущего состояния воспитательного процесса.
Примерные разделы плана воспитательной работы.
- 1. Анализ педагогической работы за прошедший учебный год.
- 2. Задачи работы классного наставника на предстоящий учебный год, постановка которых должна отвечать определенным требованиям: вытекать из анализа работы; быть отличными от задач предыдущего года; быть конкретными и реальными для выполнения; пронизывать всю планируемую работу с детьми, родителями, классным сообществом.
- 3. Работа с коллективом воспитанников.
- 4. Взаимодействие с коллективом педагогов.
- 5. Работа с семьей и общественностью.
Целесообразным представляется разработка плана индивидуальной работы с каждым ребенком. Это возможно, если классный наставник полностью освобожден от учебной работы, занимает полную ставку педагога и имеет время для целенаправленной работы с каждым воспитанником.
Общепринятых формы и структуры плана работы классного наставника не может быть, потому что воспитателю необходимо творчески подходить к его составлению, учитывая специфические особенности классного сообщества, условия образовательной организации, а также личный опыт работы. Форма и структура плана классного руководителя могут быть различными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки.
Классному наставнику важно позаботиться о том, чтобы план был наглядно оформлен и доступен всем воспитанникам. Он может представлять собой план-сетку, где отражены основные дела и события класса, а также мероприятия образовательной организации, в которых дети принимают участие. Предпочтительно, если ребята самостоятельно выберут или создадут свою форму плана.
Классный руководитель должен помнить, что процесс планирования не ограничивается написанием плана, а продолжается в течение всего года, поскольку составляются более частные, конкретные планы воспитательных мероприятий, в соответствии с которыми в план работы постоянно вносятся коррективы. План воспитательной работы отличается от программы воспитания значительно большей степенью конкретизации.
Источник: studref.com