«Вахтангов любил самый процесс творческой работы, а не ее результат… Этому же он учил и своих учеников: «практический результат придет сам собой», — говорил Вахтангов, и его ученики не думали о «результате»: они целиком отдавались творческим радостям сегодняшней репетиции, сегодняшнего урока, сегодняшних исканий».
Школьный театр — дело, требующее очень глубокого личностного участия. Первым важным этапом в создании спектакля является выбор пьесы, которая должна быть актуальна, понятна и интересна для всех участников спектакля. Нельзя забывать, что актёры – дети, которые только начинают своё знакомство с театральным искусством. Классика беспроигрышна и подходит для любого возраста.
И в современном обществе могут возникнуть ситуации, в которые попадают герои Мольера, Гоголя, Островского, Чехова… Увлекательными, искренними получаются спектакли, где дети играют своих ровесников. Нельзя брать то, чего дети не понимают, что не соответствует их возрасту! Конкретно намеченная цель будет хорошим мотиватором для ребят.
Саша Бортич про кастинги и поступление в театральный
При определении материала первой работы рекомендуется опираться на «вахтанговскую триаду»: время-автор-коллектив. То есть — почему именно в это время собираетесь ставить именно этого автора именно с этим коллективом.
Процесс постановки спектакля начинается не с распределения текста артистам. Прежде чем начать раздавать роли и репетировать сцены спектакля, руководитель студии «презентует» учащимся сценарий будущей театральной постановки, «погружает» в события, растолковывает замысел и идею автора, знакомит с жанром, характерами персонажей, мотивацией поступков героев. Знакомит детей с историей произведения и биографией его автора.
Если есть возможность, можно организовать просмотр театральных постановок по выбранному произведению в театре или предложить дома посмотреть телеспектакль. После знакомства с произведением и просмотра спектакля, рекомендуется всем участникам вслух почитать отрывки, подготовленные заранее руководителем студии, и провести обсуждение, высказать своё мнение, отстоять свою точку зрения. Во время обсуждения произведения выявляется мировоззрение участников, проявляется собственная позиция по отношению к разным конфликтным вопросам и проблемным ситуациям, происходит пересмотр и формирование новых убеждений. Самое сложное для руководителя состоит в том, чтобы научить ребят видеть то, что стоит за текстом.
Одновременно с этим выбирается тема, созвучная со сценами выбранного спектакля. Ничего не разъясняя, руководитель предлагает детям показать зарисовки из этой темы, как они это понимают. Этюд – это территория выбора детей, их фантазии, их свободы (но этому надо сначала научить, объяснить). Задача руководителя следить, чтобы творчество детей оставалось в рамках приличия и в пределах театрального искусства (не скатывалось на уровень стендап шоу).
Для педагога очень важна эта подготовительная работа. Наблюдая за обсуждением, руководитель «примеряет» участникам роли.
Как поступить в театральный ВУЗ. Чтецкая программа.
Следующий этап. Поделить пьесу на эпизоды, раздать роли детям и организовать творческий пересказ этих эпизодов. Можно попробовать представить отдельные эпизоды в форме этюдов.
При подборе исполнителей ролей в спектакле и организаторов театрального представления в школе, необходимо открыто объяснять детям причину данного выбора. Не скрывать от ребенка его сегодняшнюю данность как актера или организатора, но в свою очередь, показывать те возможности, которые могут быть открыты именно им на предложенном месте.
Безусловно, делать это нужно серьезно и максимально тактично. Каждому ребенку необходимо понимать, как именно его личностные качества соотносятся с выполняемыми функциями, и важность его работы в общем деле. В этом случае внешне незначительная работа становится значимой в его собственных глазах и в глазах сверстников. Помочь ребенку найти свое место в структуре школьного театра и сделать его весомым в глазах коллектива – один из способов ухода от конфликта и обид.
Перед педагогом стоит важная задача — при распределении ролей в предстоящем спектакле необходимо занять всех желающих, причем так, чтобы каждый чувствовал себя нужным, чтобы мог проявить себя на сцене. Поэтому каждому желающему нужна пусть маленькая, но интересная роль, а не просто минутный выход «в массовке». Для решения этой задачи существует два пути: приспособить для постановки подходящее произведение, добавив и сократив какие-то роли, или сделать распределение «на два состава».
Не надо бояться двойных-тройных составов (когда на одну роль утверждаются два-три ребёнка). Это может быть необходимо не только в условиях нестабильной эпидемиологической ситуации, текучка кадров в школьном театре может серьезно порушить далекоидущие планы, если сильно понадеяться на участие конкретных ребят. На уход школьников из студии может повлиять множество внешних факторов: неожиданное изменение самочувствия, смена места жительства или расписания, появление репетиторов, факультативов для подготовки к ОГЭ или ЕГЭ и пр.
При распределении ролей на два-три состава важно помнить: в школьном театре не должно быть «первого» состава и «запасного» — все составы равнозначны, а играющие одну роль – не конкуренты, а союзники, каждый со своим видением, помогающие друг другу в создании образа! Все актёры студии имеют право на выход на сцену, все имеют право на свое индивидуальное прочтение роли, каждый из них привыкает к возможной вариативности действий на сцене, таким образом снижается риск «звездной» болезни. И главное — все составы ОБЯЗАНЫ получить право сыграть спектакль для зрителя!
Постановка спектакля привлекает к работе не только учащихся-актёров. Одни ребята больше склонны к рисованию, другие – к пению, третьи – к поэзии или к новым технологиям.
Школьный театр даёт возможность каждому ребёнку попробовать на себя в разных профессиях, почувствовать себя начинающим актёром, помощником режиссёра, декоратором, музыкантом, костюмером, стилистом, гримёром, фотографом, оператором, аниматором…
После определения мизансцен, совместно с детьми, создаются эскизы декораций, костюмов, афиш, программки, пригласительных билетов. Для их изготовления можно привлекать педагогов соответствующих дисциплин и родителей.
Назначаются ответственные за смену декораций и реквизита на сцене во время спектакля, за световое и звуковое оформление.
Важные действующие лица – это видео и фото операторы, которые ведут летопись создания спектакля с первых дней и до её премьерного показа.
Также надо подумать об ответственных в зрительном зале, которые будут встречать зрителей, раздавать программки и приглашать занять места.
Заранее нужно подумать об рассадке в зрительном зале. Первые ряды распределить за маленькими зрителями, последующие ряды закрепить за определенными классами (можно отметить стикерами с номером и литерой класса). Не забыть пригласить учителей, родителей, бабушек, дедушек, друзей.
Самый сложный и ответственный этап — репетиционный процесс.
Поиск музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен. Работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. Использование светового оборудования, уместность декораций, реквизита, звуков на сцене… Это далеко не полный перечень повседневных забот руководителя школьного театра.
Определив идею и сквозную линию спектакля, начинается работа над ролью. Создать образ, постараться понять логику действий, поступков, мыслей героя, «вжиться» и почувствовать своего героя — для юных актёров эта задача не из легких.
Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным и световым оформлением. Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля.
После определения всех ответственных назначается день для генеральной репетиции. Генеральная репетиция должна проходить так, как будто зрители уже смотрят. На генеральной репетиции не должно быть заминок, остановок, переговоров. Если актер где-то ошибся, пусть не останавливается, а импровизирует, ведь в реальной ситуации ему никто не поможет.
После репетиции комментарии руководителя. Перед показом ничего нельзя кардинально менять, можно только постараться доработать.
И самое главное – школьный театр не должен копировать «взрослые театры». Любое стремление школьного театра изобразить из себя театр профессиональный ведет к антипедагогическому результату. Дети перестают быть детьми, теряют тот живой творческий потенциал, которым так щедро наградила природа любого ребенка, превращаются в подражателей, становятся похожими на механических кукол, которых можно включить и выключить по необходимости.
Важным условием в школьном театре, так же, как и в профессиональном, является работа в коллективе, ответственность за то дело, которое выполняет лично каждый. И тогда каждый ребенок почувствует себя нужным и значимым — выходя на сцену, как главный герой трагедии, или рассаживая малышей в зрительном зале, объясняя им, куда и зачем они пришли.
Постановка спектакля – это результат общих стараний и усилий! Пусть не принято в профессиональных театрах, а в школьном театре необходимо и очень важно в конце спектакля поблагодарить всех, кто трудился над созданием праздника – администраторов, организаторов, гримеров, костюмеров, художников, работников сцены, режиссёра, актеров. Даже если представление всех участников будет затянутым, имя каждого участника, кто создал театр в школе, должно быть объявлено публично! И каждый причастный с трепетом и радостью должен услышать: «Сегодняшний спектакль школьного театра «название» для вас подготовили (перечисляются все участники, кроме артистов) и сыграли (артисты), режиссёр спектакля «ФИО».
Рефлексия со всеми участниками театральной студии. Обсуждение спектакля, подведение итогов работы сразу после показа.
Рекомендуемая литература
1) Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — М.: «Интеллектуальная Литература», 2020.
2) Беседы К. С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922 гг. [Текст] / Записаны заслуж. артисткой РСФСР К. Е. Антаровой; [Общ. ред. и вступ. статья, с. 3-20, Ю. С. Калашникова]; Всерос. театр. о-во. — 3-е изд., испр. и доп. – М., «Искусство», 1952.
3) Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. – М.: «Первое сентября», 2000.
4) В помощь художественной самодеятельности. Серия библиотечка – М., «Советская Россия», 1948-1990.
5) Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. – М., 1990.
6) Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота – подросткам. – Ивантеевка, 1994.
7) Захава Б.Е. Вахтангов и его студия. – М., «Типография «Наука», 2010.
8) Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра. – М., «Просвещение», 1973.
9) Каргина З.А. Алгоритм разработки дополнительной общеобразовательной программы. – М., 2017.
10) Корогодский З. Я., Первый год. Начало. – М., «Советская Россия», 1973.
11) Корогодский З. Я., Первый год. Продолжение. – М. «Советская Россия», 1974.
12) Любимцев П.Е. Вахтангов продолжается! – М., NAVONA, 2017.
13) Никитина А.Б. Театр, где играют дети. – М.: Владос, 2001.
14) Станиславский К.С. Работа актера над ролью. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 4. – М., «Искусство», 1957.
15) Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., «Искусство», 1954.
16) Филатова М.Н. Индивидуализация и персонификация дополнительного образования детей. М., 2015.
Источник: infopedia.su
Как создать театральную программу
Авторизация
> Новости > Статьи и памятки
Как создать театральную постановку с участием школьников? Памятка для педагогов.
Часто поход в театр вызывает у школьников скуку и отторжение. Но совсем другое дело – почувствовать себя частью постановочного процесса. Школьный театр – это ненавязчивый и интересный способ приобщить ребят к культуре, помочь им глубже проанализировать прочитанные на уроках тексты и, конечно, привлечь внимание других, что особенно актуально для подростков.
Подробно о пользе такого начинания рассказывается в статье «Театр всемогущий!» зимнего номера журнала «Семья и школа» за 2022 год. Мы же приведём здесь лишь пошаговую инструкцию по созданию школьной театральной постановки.
1. Заинтересуйте детей театром
Сходите с детьми на представление, которое будет понятно в их возрасте. После спектакля вместе обсудите увиденное в неформальной обстановке: узнайте, что понравилось, а что нет, спросите, есть ли у ребят желание самим выступить на сцене.
2. Выберите тему для постановки с учётом желания ребят
Если спектакль, на который вы решили сходить всем классом, понравится и мальчишкам, и девчонкам, уточните, в какой постановке они хотели бы принять участие. Пусть дети поделятся любимыми книгами, прочитанными на уроках литературы и дома. Даже если вам не нравится их выбор, не критикуйте его.
3. Определите форму спектакля
Если ребята боятся оказаться в центре внимания, предложите им сделать кукольный спектакль или театр теней.
Можно использовать имеющиеся игрушки или самим создать перчаточных или пальчиковых кукол. Для теневого театра, кроме лампы и простыни, почти ничего не нужно – только фантазия и сила голоса.
4. Придумайте сценарий
Возьмите любимую всеми или известную историю. Если захочется сделать процесс максимально творческим, сочиняйте свои сюжеты. Активно привлекайте к созданию сценария детей, чтобы они проявили фантазию и в дальнейшем легко ориентировались в выдуманном сюжете. Процесс сочинения точно доставит всем удовольствие!
5. Распределите роли
Можно определить, кто будет играть персонажей, кто станет сценаристом, режиссёром, гримёром, художником по костюмам, реквизитором.
Есть и более интересный вариант: предложить детям стать участниками абсолютно всех процессов, ведь в театре интересно всё!
6. Создайте костюмы и реквизит
Лучше продумать всё необходимое заранее. Если же вам захочется сделать декорации, в ход могут идти разные материалы для творчества: бумага, картон, краски, а также любые предметы, которые попадутся на глаза.
Создание грима, скорее всего, очень понравится девочкам, а мальчикам наверняка захочется придумать костюм какого-то героя или смастерить собственное оружие.
Отличная новость: и то, и другое прекрасно развивает воображение.
7. Позаботьтесь о музыкальном сопровождении
Подберите музыкальные композиции, чтобы озвучить происходящее на сцене. Если кто-то из участников спектакля играет на музыкальных инструментах, используйте это. Театр хорош тем, что здесь можно проявить свои таланты в разных сферах.
8. Не забывайте про репетиции
Они помогут лучше запомнить текст, продумать передвижения (мизансцены), эмоции, закрепить последовательность реплик в диалогах.
Стройте репетицию в игровой форме и постарайтесь ускорить этот процесс, чтобы он не стал утомительным для детей.
9. Поработайте над деталями
Придумайте название труппы, афишу, создайте пригласительные билеты. Вовлекайте детей во все этапы и всегда прислушивайтесь к их мнению – это повысит самостоятельность и интерес к делу.
10. Постарайтесь дать ребятам больше творческой свободы
Ваша роль – координировать процесс, смотреть, чтобы все репетиции проходили в дружелюбной атмосфере.
Тяжело побороть желание поставить спектакль так, как хочется вам, но лучше отступить на второй план и позволить детям экспериментировать в рамках разумного.
11. После премьеры обязательно похвалите всех участников
Это нужно, даже если что-то пошло не так: кто-то забыл текст или рассмеялся во время драматической сцены. Дети должны понимать, что вы всегда их поддержите и поможете.
Если работа над первым спектаклем понравится школьникам, предложите им делать постановки регулярными, например, один раз в четверть или полугодие. А если ребята захотят узнать о театре ещё больше, посмотрите с ними Открытый урок о легенде русского театра – Константине Станиславском.
Источник: xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai
Театр начинается с: пошаговая инструкция по созданию театрального коллектива
В 2016 году в Киеве появился новый независимый театр «Мизантроп». Коллектив уже отметился громкими мультижанровыми постановками «Три сестры» и «Приглашение на казнь». Platfor.ma поговорила с одним из идеологов проекта, композитором Дмитрием Саратским, чтобы подготовить пошаговую инструкцию по созданию независимого театра в Украине.
Поймите, что вам нужен театр.
Создание своего театра начинается, в первую очередь, с мысли о невозможности работать иначе. Когда понимаешь, что иного пути нет и, для того чтобы реализовать свои творческие замыслы, тебе не подходит ни одна из существующих площадок – начинаешь задумываться, а может стоит создать что-то свое? Быть независимым от конъюнктуры, директоров, продюсеров, государства и прочих «нетворческих» факторов. Ну а дальше – это вопрос воли и наличия единомышленников – потому что путь этот очень тяжелый и совершенно непредсказуемый.
Убедитесь, что закон не против вашего театра.
На сегодняшний день регистрация – это не такой уж важный аспект существования театрального коллектива. Можно работать как ЧП или ТОВ, можно примкнуть к уже существующему театру и быть своего рода «подразделением», а можно вообще ничего такого не предпринимать и просто играть спектакли. Единственное, для чего необходимы какие-то юридические обоснования – это продажа билетов. Но тут тоже все довольно просто: достаточно заключить договор с одним из многочисленных билетных операторов и реализовывать билеты через них.
Если ты работаешь как ФОП или ТОВ, то тебе не обязательно доказывать что ты именно театр, а не что-нибудь другое, – зритель сам даст оценку твоему творчеству, но если же вам хочется каким-то образом приобщиться к государственным или муниципальным бюджетам, то тут уже придется столкнуться с бюрократической машиной во всей ее красе.
Хотя, если честно, это не имеет никакого смысла, так как стать «национальным», то есть подчиняться Министерству культуры могут лишь избранные коллективы, их очень мало – а звание «муниципального» или «областного» театра практически ничего не дает в финансовом плане. Скорее наоборот – это лишнее внимание со стороны власти, а значит: контроль за репертуаром, тендерные закупки буквально всего (даже батареек в микрофоны) и еще, не дай бог, какие-то заказные спектакли на праздники. В общем, одни минусы. Помещение, если у вас такового нет, вам никто не выделит, так как театры у нас не строятся уже лет 80. Так что, как не крути, – свобода и независимость сегодня лучше.
Найдите людей.
Для независимого театра люди – это и есть главный фактор успеха, потому что, не имея крыши над головой, не имея долгосрочных планов и финансовой поддержки, единственное, что может заставить коллег идти за тобой, – это их любовь к искусству и готовность жертвовать ради него. Жертвовать временем, заработками, сном, здоровьем – да практически всем, что у них есть. И если ты находишь таких людей – то шанс на будущее есть, если же ты ищешь людей по каким-то другим критериям – в сфере независимого театра – ты обречен на неудачу.
Потратьте кучу времени на поиск денег.
В нашем случае занятие, которое отнимает больше всего времени, – это поиск инвестиций. У нас самих нет достаточных средств для реализации задуманных постановок, поэтому мы просто берем деньги в долг, а потом в процессе проката отдаем их. Но это наш путь, и вполне возможно, что не всем нужно следовать такому примеру.
Безусловно, работа над спектаклем, особенно в том формате, в котором работаем мы, а именно мультижанровый театр, в котором есть и сценическая, и музыкальная, и хореографическая, и световая составляющие, – это очень трудоемкий процесс. Кроме всего прочего, поскольку инвестиция и бюджет не резиновые – многое приходится делать самим: начиная от костюмов и заканчивая перемещением декораций и монтажом звука или света.
Ведь чем больше привлекаешь специалистов, тем меньше остается денег на ткани, материалы, микрофоны и тому подобное. Приходится сильно экономить. Так что, если у вас, например, есть друг или родственник, готовый инвестировать в вас, – ни в коем случае не пренебрегайте этой помощью. Главное – не позволяйте этим людям влиять на творческий процесс, иначе все пойдет прахом.
Определитесь, что хотите поставить.
В нашем случае было немного необычно: сначала мы решили сделать спектакль «Три сестры», а только после его успеха решились презентовать театр и заявить о себе, как о новом коллективе. Но в целом нужно делать только то, что нравится, иначе нет смысла создавать свой театр. Если вы собираетесь под кого-то подстраиваться, пытаться поймать тренд или настроение публики – нет смысла создавать что-то новое. Главным тезисом должно быть: «творчество в чистом виде».
Займитесь репетициями.
Наши репетиции длятся по 12 часов и это мало кто выдерживает! Все потому что, ввиду очень плотных графиков, мы не можем себе позволить репетировать спектакль на протяжении полугода. Когда коллектив только начал свою жизнь, он априори не может сразу приносить деньги, именно поэтому каждый из нас (и создатели, и артисты) занимается еще множеством других проектов, которые позволяют нам держаться на плаву. Ну, а если рассматривать идеальный вариант – то репетиции должны длиться ровно столько, сколько необходимо, и предугадать это невозможно. Все зависит от жанра спектакля, от пьесы, лежащей в основе, от вдохновения режиссера в конце концов – а тут все непредсказуемо.
Найдите зрителей.
Есть мнение, что привлечь публику новому коллективу очень сложно, раз уж зрители не ходят даже на именитые театры. На самом-то деле все очень просто: нужно заставить людей поверить в то, что театр – это не скучно. Что это круче, чем кино, потому что все происходит здесь и сейчас.
Что театр – это место, где люди, твои современники, будут на твоем языке говорить с тобой о проблемах, волнующих тебя. Не учить, не демонстрировать что-то, а общаться! И если ваш театр действительно живой и действительно актуальный, то эффект «сарафанного радио» будет привлекать все большую и большую аудиторию. Если же вы не такие – никакая реклама не поможет.
Не надейтесь на быстрый коммерческий успех.
Возможно, история знает такие прецеденты, но мне лично они не известны. Хотя, конечно, все зависит от вложений: если вы сделали спектакль с двумя актерами и тремя табуретками, и при этом вам не нужен современный свет и звук, то вложения можно отбить и за один показ в зале среднего размера. Все очень индивидуально. Но обычно чем дальше ты идешь по этому пути, тем шире становятся твои творческие запросы и хочется привлекать все новые и новые выразительные средства – а они стоят денег, и значит возврат инвестиции становится сложнее.
Но в целом на коммерческих успех надейтесь.
Зарабатывать на театре можно. В мировой практике часто так и происходит. Театральные компании становятся популярными и приносят своим создателям немалые барыши. Но для всего нужно время, и еще не забывайте про талант и везение. В любом творческом начинании без них ничего не случается.
А они очень тяжело просчитываемы и почти не переводимы в плоскость цифр и гарантий.
В наших же широтах ситуация несколько хуже, так как система государственных и муниципальных театров, созданная в советские времена, сформировала некий иллюзорный, замкнутый мир. В нем не важно, актуален ли театр, отвечает ли он запросам современного зрителя, соответствуют ли затраты и прибыль от проката спектакля – все это не важно.
Зарплаты артисты получают не от количества проданных билетов, а в соответствии со своей ставкой. Из-за этого наши театры наполнены уставшими от жизни и профессии, несчастными, очень часто нищими артистами, которые либо уничтожают свой талант, снимаясь в отвратительном «мыле» для российского ТВ, либо катаются по Украине с низкопробными антрепризами, либо, если не растеряли остатки актерской совести, медленно спиваются, оставаясь верными старой и совершенно никчемной системе репертуарного театра. Именно поэтому сегодня, на мой взгляд, будущее – за независимыми театрами и театральными компаниями, которые, я надеюсь, сломают старую замшелую систему. Потому что независимый частный театр может существовать, только если он действительно интересен людям.
Не останавливайтесь после первого триумфа.
Для того, чтобы перейти к системной работе, а не просто «сделали проект-разбежались», необходима воля и поддержка коллег. Ведь для творческого человека уже созданное перестает быть интересно и он начинает гореть чем-то новым, а иначе он уже не творец. Вот если это желание совпадает у всех людей, из которых состоит коллектив театра, – вы будете двигаться вперед.
Источник: platfor.ma