Как создать свою программу обучения

Как может любая компания популяризовать свои идеи? Причем не через банальную рекламу? Например, можно записать свой образовательный онлайн-курс. В чем его плюсы?

  • Не нужно арендовать учебную аудиторию
  • Проще привлечь спикеров (лекторов) из других организаций
  • Дешевле организовать весь процесс
  • Проще привлекать аудиторию на онлайн (на офлайн еще и идти надо…)
  • Обучение – быстрый способ управления репутацией бренда в сети
  • MOOC в тренде!

Кстати, а что такое MOOC? Это англоязычная аббревиатура – массовый открытый онлайн-курс (Massive open online courses, MOOC). Создатели Coursera вообще пошли дальше и предоставляют не просто образовательные курсы от всемирно известных учебных заведений, но и дают возможность получить сертификат, верифицированный организацией, которая курс создала. Согласитесь, сертификат от Стэнфорда или Гарварда – это приятно. Если кому-то не нравится Coursera, есть много схожих ресурсов – те же edX или Udacity.

Как создать онлайн-курс с нуля, где его разместить и как заработать? Обзор площадок онлайн-обучения

Однако у многих бизнесов весьма узкие темы, которые могут быть интересны не миллионам пользователей, а только узкой аудитории. В любом случае можно найти много причин, почему компании стоит записать свой образовательный онлайн-курс.

  • Образование новых сотрудников
  • Обучение сотрудников партнерской сети и франчайзи
  • Для продажи сторонним пользователям
  • Ради экспертности компании
  • При переводе курса на другие языки можно масштабироваться в зарубежные страны

Для обучения своих сотрудников крупные бренды запускают целые корпоративные университеты в партнерстве с зарубежными бизнес-школами, пример – университет «Сбербанка». У PwC и EY есть свои академии, где могут учиться топ-менеджеры из других компаний.

10 шагов по созданию курса

Можно долго рассуждать о целесообразности каждого из мотивов создания онлайн-курса, допустим, что вы все же решили его сделать. Этот процесс во многом напоминает организацию конференции или традиционного учебного курса офлайн.

Считается, что одно из основных препятствий – платформа, на которой он будет работать. Но даже ее можно взять в аренду – есть много готовых движков в открытом доступе. На самом деле сложности в организации курса содержатся в других этапах работ. Рассмотрим их ниже.

Что нужно сделать для запуска курса:

  • Выбрать тему
  • Разработать учебный план
  • Подобрать спикеров (лекторов)
  • Организовать студию для записи
  • Скоординировать процесс записи
  • Смонтировать курс
  • Подготовить домашние задания
  • Сделать анонс и организовать продвижение
  • Сделать предпродажи и продажи курса
  • Запустить новые курсы

Попробуем пройтись по всем этапам по порядку. Каждый из них по-своему интересен и сложен. При этом стоит отметить, что некоторые пункты можно хронологически менять местами или выполнять параллельно.

1. Выбор темы учебного курса

Сделал игру по фильму за 30 секунд #программист #gamedev #компьютер #игры #айти

Тут принцип примерно такой, как и у выбора темы книги. Стоит определиться, ради чего делается курс. Если ради известности и экспертности в отрасли, то записывать стоит курс, который будет интересен именно вашей аудитории.

Тема может быть и весьма узкой. Пример – проект Artclever, который занимается онлайн-курсами по теме искусства.

2. Разработка учебного плана

На этом этапе нужно сделать в общем-то немногое – список занятий. Проще всего его сформировать из расчета, что одно видео соответствует одному занятию. Они должны идти в логическом порядке:

  • Введение
  • Актуальность
  • Описание будущего курса студентам
  • Введение в тему 1
  • Тема 1
  • Подраздел 1.1
  • Поздраздел 1.2
  • Выводы из темы 1
  • Много-других-тем
  • Подведение итогов
  • Советы

В целом структура учебного курса обычно соответствует содержанию учебника – порядок тем и разделов логически следуют друг за другом.

3. Подбор спикеров (лекторов)

Этот раздел я специально поставил после разработки плана курса. Обычно именно из разработанного плана становится понятен состав требующихся лекторов. При этом состав курса иногда меняется по ходу разработки списка занятий и учебных модулей – появляются новые идеи, а иные модули могут оказаться ненужными. Поэтому именно после финального плана занятий стоит начать составлять список спикеров.

4. Организация студии для записи

По сути, все, что нужно в студии, это:

  • Помещение без посторонних шумов
  • Одноцветный экран на заднем плане, если потом нужно будет вместо него вывести фон
  • Освещение
  • Длительная аренда в течение дня

При выборе студии есть всего три основных альтернативы:

  • Аренда
  • Оборудование своей студии
  • Партнерство с онлайн-площадкой и использование их помещения

Аренда студии – самый распространенный вариант. Но при этом именно она может стать главной статьей расходов в общем бюджете всего MOOC-курса. Хорошие студии стоят соответствующе. Их много, и найти такие помещения несложно – сейчас довольно много объявлений в открытом доступе.

Оборудование своей студии является более экономным вариантом в долгосрочной перспективе. Кстати, вполне допустимо сделать ее прямо в офисе компании. В таком случае студия может быть разборной – экран можно убирать, а освещение разбирать по необходимости.

Например, в будни комната съемок может являться переговорной, а в выходные дни все оборудование достается из кладовой и быстро собирается, в итоге переговорная комната становится студией.

Иметь свою студию целесообразно, если есть планы записать несколько учебных курсов, а также если вы хотите проводить регулярные вебинары.

Партнерство с онлайн-площадкой и использование их студии. Этот вариант есть смысл использовать, если вопросы со своим помещением или арендной никак не удается решить. Стоит учитывать, что если вы договоритесь с каким-нибудь из онлайн-университетов об использовании их студии – скорее всего, вам придется потом выпустить свой курс на базе их площадки, а значит, на их сайте.

Получится, что он уже сделан не вами, а в партнерстве. Но тут есть плюс – будет возможность использовать партнерские рассылки и контакты для продаж и продвижения своего курса. Если есть желание запуска именно своего онлайн-обучения, но нет сильных программистов в компании – можно арендовать «движок» и площадку, где разместите курс у специализированных провайдеров, например, TeachBase.

Что важно – компании для своего продвижения могут использовать и онлайн-университеты. Например, у «Нетологии» на курсах читают лекции представители различных сервисов с узкой специализацией, что позитивно для этих ресурсов. Также возможно партнерство с бизнес-школой и проведение своих курсов на их базе. Например, со школой «Синергия».

Читайте также:
Как зарегистрировать стиральную машину LG в программе Smart

5. Координация процесса записи

Итак, студия организована, спикеры приглашены, оператор и прочая команда проекта на месте. Начинается процесс записи. В студии обязательно должен быть ответственный сотрудник от команды организаторов. По сути, он будет выполнять роль менеджера проекта. Даже если у преподавателей есть четкое расписание, кто и когда записывается, это не гарантирует бесперебойный процесс.

У нас было так, например, когда несколько спикеров переносили дни своей записи, причем делали это прямо перед назначенным сроком. Поэтому уже в процессе создания контента часто назначаются дополнительные дни записи.

6. Монтаж курса

На этом этапе уже записанный материал монтируется в готовые занятия. Выбираются наиболее удачные дубли, вырезаются ошибки. Этап довольно приятный в творческом плане (почувствуйте себя режиссером), но затратный по времени. Стоит отметить, что монтаж курса можно поручить той же команде, кто производил саму запись – обычно эта услуга предоставляется.

От вас нужны будут пожелания:

  • По требуемой заставке к каждому занятию
  • Продолжительности занятия
  • Оформлению презентаций спикеров

Необходимо как можно чаще проводить промежуточные проверки готового материала, так как возможны ситуации, при которых у ответственного за монтаж видео будет возникать свое мнение, что круто, а что не круто. При этом будут вырезаться самые удачные дубли, а шутки и комментарии спикеров будут приниматься за брак.

7. Подготовка домашних заданий

Чтобы контролировать качество получения знаний, стоит организовать домашние задания. Многие движки для проведения учебных курсов поддерживают их сдачу – тут ограничений нет. Организаторы, кто не хочет работать со сложными движками, допускают и вовсе отправку выполненных заданий на определенный email.

Домашние задания на digital-курсах часто затрагивают использование различных платных сервисов. Например, фоторедакторы на курсах дизайна или системы мониторинга на курсах по маркетингу. Чтобы у слушателей не было претензий по вынужденной покупке софта, который, возможно, им не пригодится, можно решить этот вопрос заранее.

Например, запросить у разработчиков и поставщиков сервисов промокоды для своих студентов. И поставщикам будет выгодно то, что именно на их софте и сервисах обучаются студенты (будущие потенциальные клиенты), и для вашего курса это большой плюс – можно заявлять в анонсах, что вы будете давать промокоды на софт.

8. Анонс и продвижение

Сильно разбирать процесс продвижения не будем, так как и других статей про продвижение и пиар написано довольно много. В рамках этой статьи отмечу лишь важные этапы, которые некоторые организаторы забывают сделать:

  • Предварительные анонсы на отраслевых мероприятиях
  • Презентация курса

Предварительные анонсы можно делать задолго до релиза курса – всегда в любой отрасли есть свои тематические конференции, которые посещает потенциальная аудитория. Можно договориться с ее организаторами и на базе мероприятия попиарить свой курс. Саму презентацию курса для престижности стоит делать в офлайн-формате. Ее можно сделать по аналогии с презентацией книг.

Арендуется помещение, например, бар. Приглашаются яркие спикеры с курса. Музыка, общение, небольшие доклады, раздача промокодов. Пример презентации курса можно посмотреть тут.

9. Предпродажи и продажи курса

Если курс платный, то ценовая политика в продажах курса становится важным аспектом успеха. Отмечу основные практики в продвижении курса:

  • Задолго до релиза ставится цена на предпродажи с сильной (более 50%) скидкой
  • В первые дни после релиза скидка уменьшается
  • Через некоторое время после выпуска курса скидки убираются, но предлагаются несколько тарифов – облегченный (без определенных модулей), стандартный (все модули), самый полный (с подарками, персональными консультациями, дополнительными модулями)
  • На основные праздники выделяются сезонные скидки

10. Запуск новых курсов

Если после выпуска первого вашего MOOC-курса еще остались силы и средства, то крайне советуем тут же приступать к записи следующего.

На самом деле каждый новый курс выпускается быстрее предыдущего по ряду причин:

  • Со временем оборудуется своя студия – сильная экономия на ресурсах
  • Модули из предыдущих курсов можно частично использовать в новых, если темы пересекаются
  • Постепенно будет появляться команда, ответственная за продажи и продвижение курсов – специализированные сотрудники будут сами заинтересованы в появлении новых продуктов

Курс можно создать за 2-3 месяца

Создание учебного курса – это только звучит страшно, а в итоге задача более чем выполнимая. На том же TeachBase можно посмотреть логотипы брендов, кто уже запустил свои курсы. Разброс отраслей клиентов можно оценить тут.

Лично моя команда запустила свой первый курс примерно за полгода, хотя можно было и намного быстрее. У нас большая часть времени ушла на подбор и запись спикеров, которые являются весьма редкими специалистами. Если у вас есть возможность делать весь контент самостоятельно со своей командой – можно управиться за 2-3 месяца.

В любом случае всегда помните, что делиться знаниями – это благородно. И еще это отличный способ управления своей репутацией в сети и повышения продаж таким вот необычным способом.

Материалы по теме:

Источник: rb.ru

Как создать с нуля онлайн-курс для учителей. 7 простых шагов

Фото редактора

Советует руководитель программы развития педагогов «Я Учитель»

В этом году всем учи­те­лям при­шлось быст­ро учить­ся ра­бо­тать в но­вом фор­ма­те. Если стан­дарт­ные про­грам­мы по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции для пе­да­го­гов ча­сто ото­рва­ны от жиз­ни и дают в ос­нов­ном тео­рию, то но­вые он­лайн-кур­сы ста­ра­ют­ся де­лать упор на прак­ти­ку. Ру­ко­во­ди­тель про­грам­мы раз­ви­тия пе­да­го­гов «Я Учи­тель» Мика Пят­ниц­кая рас­ска­за­ла на об­ра­зо­ва­тель­ной кон­фе­рен­ции Ян­дек­са Yet An­other Con­fer­ence on Ed­u­ca­tion, как де­лать обу­ча­ю­щие кур­сы для учи­те­лей. Спе­ци­аль­но для «Цеха» по мо­ти­вам сво­е­го вы­ступ­ле­ния Мика со­ста­ви­ла по­ша­го­вую ин­струк­цию, как спро­ек­ти­ро­вать он­лайн-курс с нуля. Несмот­ря на то, что речь в тек­сте идет имен­но о обу­че­нии пе­да­го­гов, эту ин­струк­цию мож­но ис­поль­зо­вать при со­зда­нии и дру­гих он­лайн-кур­сов.

Опи­рай­тесь на ал­го­ритм

Что­бы об­лег­чить весь про­цесс и ни­че­го не упу­стить из виду, по­строй­те ал­го­ритм — план дей­ствий, по ко­то­ро­му вы бу­де­те со­зда­вать он­лайн-курс. Это по­мо­жет луч­ше по­нять ваши воз­мож­но­сти. На­при­мер, вы опре­де­ли­те, сколь­ко учи­те­лей смо­же­те при­влечь и ка­кие тех­ни­че­ские ин­стру­мен­ты бу­дут вам до­ступ­ны.

Мож­но взять го­то­вый ал­го­ритм, сей­час их очень мно­го, са­мый по­пу­ляр­ный — Dick and Carey, по ко­то­ро­му, на­при­мер, ра­бо­та­ет про­ект Cours­era. А мож­но раз­ра­бо­тать соб­ствен­ный ал­го­ритм, ме­няя су­ще­ству­ю­щие под себя. Ведь у каж­до­го про­ек­та свои осо­бен­но­сти, ко­то­рые не все­гда по­лу­ча­ет­ся учесть с по­мо­щью го­то­вых схем. Мы со­зда­ва­ли кур­сы «Я Учи­тель», ори­ен­ти­ру­ясь на ал­го­ритм Dick and Carey, но в ито­ге на его ос­но­ве по­стро­и­ли но­вый.

Те­перь по­го­во­рим об ос­нов­ных эта­пах со­зда­ния кур­са.

Шаг 1. Ис­сле­ду­ем ауди­то­рию

Обыч­но он­лайн-курс на­чи­на­ет­ся с идеи. Но преж­де чем ис­поль­зо­вать ее как ос­но­ву для обу­че­ния, про­верь­те ваши ги­по­те­зы на прак­ти­ке. На­при­мер, вы пред­по­ло­жи­ли, что учи­те­лям ну­жен курс по эмо­ци­о­наль­но­му вы­го­ра­нию. Про­ве­ди­те ис­сле­до­ва­ние, что­бы по­нять, как це­ле­вая ауди­то­рия от­не­сет­ся к этой теме. За­од­но вы смо­же­те со­брать ин­те­рес­ные кей­сы и дру­гой по­лез­ный кон­тент, ко­то­рый по­мо­жет на­пол­нить курс.

Читайте также:
В какой программе нарисовать эскиз тату

Мож­но про­ве­сти и бо­лее ши­ро­кое ис­сле­до­ва­ние, что­бы по­нять спрос ауди­то­рии. На­при­мер, спро­сить учи­те­лей, что для них важ­нее все­го при вы­бо­ре кур­са по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции и что им боль­ше все­го не нра­ви­лось в кур­сах, ко­то­рые они уже про­хо­ди­ли.

Так, ис­сле­до­ва­ние, про­ве­ден­ное для про­ек­та «Я Учи­тель», по­ка­за­ло, что для учи­те­лей важ­нее все­го прак­ти­ко­ори­ен­ти­ро­ван­ность кур­са и при­ме­ни­мость зна­ний, а не из­вест­ное имя лек­то­ра или боль­шой объ­ем тео­ре­ти­че­ско­го ма­те­ри­а­ла.

Шаг 2. Под­би­ра­ем экс­пер­тов

Экс­перт — «лицо» кур­са и ис­точ­ник зна­ний: имен­но он бу­дет го­то­вить ма­те­ри­а­лы и ве­сти за­ня­тия. Ко­ли­че­ство экс­пер­тов за­ви­сит от идеи кур­са: воз­мож­но, их по­тре­бу­ет­ся несколь­ко, а воз­мож­но, хва­тит од­но­го.

Как най­ти экс­пер­та?

  • Соз­дать порт­рет иде­аль­но­го экс­пер­та.
  • Вы­пи­сать спи­сок ка­честв, ко­то­рые вы бы хо­те­ли ви­деть в экс­пер­те.
  • Под­го­то­вить ко­рот­кое, но ем­кое опи­са­ние ва­шей за­дум­ки.

Кон­крет­но­го ре­цеп­та по­ис­ка нет, базы экс­пер­тов обыч­но тоже нет. По­мо­га­ет са­ра­фан­ное ра­дио: мно­гие ре­ко­мен­да­ции при­хо­дят че­рез зна­ко­мых. При раз­го­во­ре с кан­ди­да­том мож­но по­нять, на­хо­ди­тесь ли на од­ной волне, близ­ки ли ему цен­но­сти, ко­то­рые вы бу­де­те транс­ли­ро­вать в кур­се.

Как ра­бо­тать с экс­пер­том

Здесь важ­но рас­ска­зать об еще од­ном дей­ству­ю­щем лице при со­зда­нии кур­са. В ко­ман­де очень по­лез­но иметь ме­то­ди­ста или про­дю­се­ра кур­са (мы пред­по­чи­та­ем тер­мин «ме­то­дист»). Он но­си­тель зна­ний о кур­се: как мы его по­зи­ци­о­ни­ру­ем, ка­кие у нас обу­ча­ю­щие ма­те­ри­а­лы, в ка­ком сти­ле об­ща­ем­ся с ауди­то­ри­ей. И ча­сто ме­то­дист вы­сту­па­ет и ис­точ­ни­ком идей, как луч­ше по­дать тот или иной ма­те­ри­ал.

Бы­ва­ет так, что экс­перт со­зда­ёт весь кон­тент план сам, до­ста­точ­но толь­ко об­су­дить с ним ос­нов­ную идею и сро­ки. Но ча­сто экс­пер­ту нуж­но по­мочь си­сте­ма­ти­зи­ро­вать его об­шир­ные зна­ния для слу­ша­те­лей, и то­гда в дело всту­па­ет ме­то­дист. Ра­бо­тая в связ­ке с экс­пер­том, он струк­ту­ри­ру­ет кон­тент, адап­ти­ру­ет его к кон­цеп­ции кур­са и при­во­дит к еди­но­об­ра­зию. Это по­мо­га­ет улуч­шить вос­при­я­тие ин­фор­ма­ции и бо­лее ра­ци­о­наль­но вы­стро­ить про­цесс обу­че­ния.

Шаг 3. Вы­би­ра­ем мо­дель обу­че­ния

Как по­дать все те зна­ния, ко­то­ры­ми вы хо­ти­те по­де­лить­ся? Как вы бу­де­те объ­яс­нять ма­те­ри­а­лы? Вы­бе­ре­те мо­дель обу­че­ния, под­хо­дя­щую идее ва­ше­го кур­са. Мо­де­лей су­ще­ству­ет очень мно­го — мы, на­при­мер, при­ме­ня­ем три.

Про­блем­но-ори­ен­ти­ро­ван­ное обу­че­ние — во­вле­че­ние че­рез про­бле­му или кейс. Про­де­мон­стри­руй­те слож­ные си­ту­а­ции, зна­ко­мые ауди­то­рии. По­про­си­те вспом­нить слу­чаи из прак­ти­ки и со­от­не­сти их с при­ме­ра­ми, ко­то­рые при­во­дит лек­тор. И пред­ло­жи­те ре­цепт, как спра­вить­ся с по­доб­ны­ми за­труд­не­ни­я­ми. От­ку­да брать кей­сы?

Ими мо­жет по­де­лить­ся экс­перт или ме­то­дист — или их мож­но взять из ин­тер­вью, про­ве­ден­ных с учи­те­ля­ми во вре­мя ис­сле­до­ва­ния.

Мо­дель «обу­че­ния от успе­ха»: во­вле­ка­ем ауди­то­рию, за­став­ляя ее по­ве­рить в свои силы. Да­вай­те за­да­ния, ко­то­рые бы по­ка­зы­ва­ли, что учи­тель раз­би­ра­ет­ся в теме, но еще есть куда рас­ти. Ощу­ще­ние успе­ха от пра­виль­ных от­ве­тов или от вос­по­ми­на­ний о том, что та или иная си­ту­а­ция была раз­ре­ше­на хо­ро­шо, со­здаст мо­ти­ва­цию и уста­но­вит от­прав­ную точ­ку для даль­ней­ше­го раз­ви­тия на­вы­ков.

Мо­дель «обу­че­ния от ошиб­ки»: по­ка­жи­те учи­те­лю, что у него есть ка­кой-либо де­фи­цит зна­ний, сла­бые ме­ста. Мы по­шли по та­кой мо­де­ли, ко­гда де­ла­ли курс по вы­го­ра­нию: пред­ло­жи­ли прой­ти учи­те­лям тест, ко­то­рый вы­яв­лял при­зна­ки вы­го­ра­ния, а уже по­том рас­ска­зы­ва­ли, как ре­шить эту про­бле­му. Но с этой мо­де­лью сто­ит быть осто­рож­ны­ми, по­сколь­ку вы вна­ча­ле де­мо­ти­ви­ру­е­те учи­те­ля, по­ка­зы­вая, что он в чём-то несо­сто­я­те­лен, а это все­гда непри­ят­но и мо­жет от­вер­нуть от про­хож­де­ния кур­са.

Шаг 4. Стро­им курс

По­сле того, как вы вы­бра­ли мо­дель обу­че­ния, со­ставь­те те­ма­ти­че­ский план кур­са. Непо­сред­ствен­но на­пол­не­ни­ем кур­са за­ни­ма­ет­ся экс­перт, один или в связ­ке с ме­то­ди­стом.

Здесь при­го­дит­ся ин­фор­ма­ция, по­лу­чен­ная во вре­мя ис­сле­до­ва­ния: ис­то­рии и по­же­ла­ния — все те боли, ко­то­ры­ми де­ли­лись с вами учи­те­ля. Ис­поль­зуй­те их, что­бы сде­лать курс наи­бо­лее ак­ту­аль­ным и по­лез­ным для ва­шей ауди­то­рии.

Если го­во­рить о фор­ма­те — он за­ви­сит от идеи кур­са и ва­ших воз­мож­но­стей. В на­шем про­ек­те «Я Учи­тель» — асин­хрон­ные кур­сы, то есть за­пи­сан­ные за­ра­нее ви­део­лек­ции, ко­то­рые мож­но по­смот­реть в лю­бое вре­мя.

Шаг 5. Го­то­вим тест для про­вер­ки на­вы­ков

За­клю­чи­тель­ный тест — очень важ­ная часть обу­че­ния, ведь имен­но он ста­нет ос­но­ва­ни­ем для вы­да­чи сер­ти­фи­ка­та об окон­ча­нии ва­ше­го кур­са. По­это­му уде­ли­те осо­бое вни­ма­ние ито­го­вой про­вер­ке зна­ний. Гра­мот­ное со­став­ле­ние те­ста — слиш­ком об­шир­ная тема для од­ной ста­тьи, так что здесь мы огра­ни­чим­ся лишь ба­зо­вы­ми со­ве­та­ми.

Ха­рак­те­ри­сти­ки хо­ро­ше­го те­ста:

  • ос­но­ван на прой­ден­ном ма­те­ри­а­ле;
  • поз­во­ля­ет от­ли­чить зна­ю­ще­го от незна­ю­ще­го;
  • со­дер­жит мно­го прав­до­по­доб­ных непра­виль­ных от­ве­тов;
  • пра­виль­ный от­вет ни­как не вы­де­ля­ет­ся;
  • в те­сте не ме­нее 15 во­про­сов;
  • со­став­лен на базе про­ве­рен­ной ме­то­ди­ки.

Шаг 6. Те­сти­ру­ем курс

Что­бы про­ве­рить, как ра­бо­та­ет курс, мож­но за­пу­стить со­кра­щен­ную пи­лот­ную вер­сию и опро­бо­вать ее на груп­пе учи­те­лей. Это мо­гут быть как зна­ко­мые пе­да­го­ги так и вы­бран­ные из базы. Те­сти­ро­ва­ние по­мо­га­ет по­нять, пра­виль­но ли по­до­бра­ны мо­дель и кон­тент кур­са. Если уда­лось вы­явить ошиб­ки, нуж­но вер­нуть­ся к эта­пу раз­ра­бот­ки и вне­сти из­ме­не­ния.

Шаг 7. Со­зда­ем ан­ке­ту об­рат­ной свя­зи

Что­бы оце­нить эф­фек­тив­ность кур­са и сде­лать вы­вод, как его мож­но до­ра­бо­тать, важ­но по­лу­чить от ауди­то­рии об­рат­ную связь. Для это­го раз­ра­бо­тай­те ан­ке­ту с во­про­са­ми:

  • по со­дер­жа­нию кур­са;
  • по лек­то­рам, ко­то­рые вели за­ня­тия;
  • по по­да­че ма­те­ри­а­ла и про­цес­су обу­че­ния;
  • по плат­фор­ме, на ко­то­рой про­во­дил­ся курс.

По­про­си­те раз­ре­ше­ние на ци­ти­ро­ва­ние, что­бы мож­но было в даль­ней­шем ис­поль­зо­вать от­зы­вы.

Ос­нов­ная ошиб­ка, ко­то­рую мож­но до­пу­стить при ра­бо­те с об­рат­ной свя­зью, — не за­гля­нуть в от­ве­ты, ко­то­рые оста­ви­ли учи­те­ля. Не упус­кай­те та­кую цен­ную воз­мож­ность для раз­ви­тия.

Эту ба­зо­вую ин­струк­цию мож­но адап­ти­ро­вать к каж­до­му кон­крет­но­му слу­чаю, ори­ен­ти­ру­ясь на до­ступ­ные ре­сур­сы и воз­мож­но­сти. На­при­мер, если во вре­мя фор­ми­ро­ва­ния ал­го­рит­ма кур­са вы пой­ме­те, что у вас нет воз­мож­но­сти про­во­дить ис­сле­до­ва­ния, мож­но сра­зу пе­рей­ти к по­ис­ку экс­пер­тов и про­ве­сти с ними глу­бин­ные ин­тер­вью. То­гда вы смо­же­те по­нять, в пра­виль­ном ли на­прав­ле­нии раз­ви­ва­е­те курс.

Источник: zeh.media

Разработка электронного курса от идеи до релиза

Эффективность работы компании обеспечивают люди и их квалификация. Повысить мотивацию и продуктивность работы персонала без тренера, качественно и за короткий период возможно благодаря внедрению электронных курсов.
Электронный курс – инструмент, который делает обучение интерактивным. Движение по сюжету, тексты, схемы, визуализация и практические задания вовлекают сотрудников и стимулируют улучшать свои навыки. Онлайн-формат предлагает обучаемому самостоятельно получать информацию, усваивать и применять ее, проверяя себя при помощи тестов в любое удобное время.

Какие преимущества даёт внедрение e-learning в компании

  • Сокращение расходов на обучение персонала. Разработанный электронный образовательный курс доступен для прохождения бесконечное количество раз и допускает внесение правок, если возникают изменения в содержании. Больше нет необходимости в организации очных сессий с приглашением лекторов, согласованием времени и места и т.д. Всё, что нужно – ПК или мобильное устройство с выходом в интернет.
  • Ускорение процесса адаптации и превращения ученика в профессионала. E-learning курс плавно вводит новичков в работу без наставников, лишних стрессов и скучного штудирования инструкций и объемных учебных материалов в ограниченные сроки.
  • Введение единой образовательной траектории в компании и возможность назначить изучение одной программы одновременно всем сотрудникам организации вне зависимости от их местоположения.
  • онбординга,
  • повышения квалификации,
  • по приобретению новых знаний о продукте
  • по развитию Soft Skills и. т.д.
Читайте также:
Как внести данные в программе 1с

1. Анализ потребностей

  • Тестирование и регулярная аттестация. Простые и доступные методы определения потребности в обучении. Они помогают быстро оценить уровень знаний и подготовки больших групп людей.
  • Интервьюирование и анкетирование. Методы, которые позволяют не только выявить пробелы в знаниях, но и понять насколько сотрудники заинтересованы в углублении своих знаний и какие навыки они считают необходимыми для профессионального роста.
  • Анализ компетенций. Метод, который помогает определить насколько каждый специалист соответствует утвержденной по его должности модели компетенций.
  • Наблюдение и анализ результатов деятельности сотрудников. Наиболее долгосрочный метод анализа потребностей. Он позволяет заметить ошибки и нарушения, которые работник допускает в ходе работы, оценить уровень взаимодействия с коллегами и понять насколько рационально он расходует рабочее время.

2. Изучение целевой аудитории

  • Сколько человек будут проходить обучение?
  • Какую должность они занимают в компании?
  • Каковы их демографические характеристики? (средний возраст, соотношение мужчин и женщин в группе, уровень образования, компьютерная грамотность и т.д.)
  • Есть ли у учеников предварительные знания по теме? Насколько хорошо они ими владеют?

3. Постановка целей и задач курса

  • Конкретная (specific): убедитесь, что вы можете ответить на вопросы: Кто мои ученики? Что будет достигнуто?
  • Измеримая (measurable): определите показатели, к которым вы стремитесь. Цифры и другие точные данные помогут измерить прогресс цели и оценить результаты.
  • Достижимая (attainable): убедитесь, что цели не только измеримы, но и достижимы. Не поднимайте планку слишком высоко.
  • Релевантная/актуальная (relevant): хорошая цель должна отвечать потребностям целевой аудитории. Определите, почему поставленные цели необходимы и стоит ли их достижение потраченных времени и усилий.
  • Ограниченная (time-bound): поставьте сроки для прохождения курса и оцените смогут ли учащиеся достигнуть цели к концу курса.

4. Отбор контента

После того, как вы поставили цель, самое время разобраться с наполнением будущего онлайн-курса. Не имеет значения, насколько хорошо разработан ваш курс, если контент, которым вы делитесь, не имеет ценности для вашей аудитории. Вот почему этот шаг так важен.
Вы должны взять проблему, которую вы определили в шаге №1, и найти информацию, которая конкретно её решает. Если вы — эксперт в этом вопросе, то подбор необходимых материалов не станет для вас затруднением. В противном случае вы можете обратиться к помощи экспертов со стороны.

5. Создание сценария курса

Когда у вас уже есть контент, необходимо понять, как его преподнести ученикам.

Продумайте логику и формат изложения материала. Лучший способ спланировать курс — записать каждый шаг, который обучающиеся должны сделать в хронологическом порядке, чтобы получить желаемый результат. Каждый шаг становится уроком в вашем курсе.

Определите тип контента. Комбинации текста, видео, изображений и скринкастов делают обучение привлекательными. Текстовый контент является важной и неотъемлемой частью онлайн-курсов, в идеале с набором рекомендаций для дальнейшего чтения. Но обучение только чтением не может считаться полностью эффективным.

Поэтому простой способ сделать его более вовлекающим и полезным – включить визуальные ресурсы и интерактивные элементы. Они дополняют текстовую информацию, визуализируют её и облегчают процесс запоминания.

Определите длительность каждого занятия. Предоставляйте информацию в небольших количествах, опираясь на принципы микрообучения. Главная фишка – помещение изучаемого контента в рамки 10-15 минут. Такой подход помогает предоставить информацию в максимально сжатом виде, без лишней воды. А осознание, что учебный процесс займет несколько минут, позволяет людям легче его воспринимать.

Продумайте систему оценивания и обратную связь. Как правило, после изучения новой информации следует этап её закрепления и проверки. Основным инструментом для этого в электронном обучении являются тесты. Конечно, оценивание является необязательным элементом курса, но использование интерактивных викторин и рейтингов повышают вовлеченность обучающихся и эффективность обучения.

Определите условия, при которых прохождение курса считается успешным. ​Напишите все шаги, которые ваши сотрудники должны предпринять, чтобы завершить курс. Вы можете определить обязательное количество заданий и модулей для прохождения или количество правильных ответов в тесте, чтобы получить зачёт.

В результате этого этапа у вас получится готовая карта курса с набором теории и практики, чётко выстроенной структурой и соответствующей поставленным целям и задачам.

6. Оформление курса

Не забудьте, что внешний вид курса также имеет значение. Аккуратное и грамотно продуманное расположение контента, читабельный шрифт, цветовая палитра и единый стиль не только привлекают обучающихся проходить курс, но и помогают структурировать информацию, облегчить её восприятие и запоминание.

7. Размещение курса

  • Сколько людей получат доступ к сайту/платформе с онлайн-курсом?
  • Как сотрудники смогут получат доступ к курсу: через устройства компании или собственные ПК и мобильные устройства?
  • Готово ли ваше оборудование, серверы и базы данных для внедрения выбранной технологии? и т.д.

8. Пилотный запуск

Проведите пробный запуск курса, чтобы выявить неточности, протестировать систему и собрать обратную связь о полезности контента. В тестировании пилота могут участвовать как опытные сотрудники, так и новички, а также эксперты и методологи. Главное, чтобы количество «тестировщиков «было ограниченным.
Подготовьте критерии, по которым фокус-группа сможет оценить новый курс. Например, общее впечатление, соотношение текста и изображений, качество контента и практических заданий, формирует ли этот курс навыки для эффективной работы и т.п.
Отзывы пилотной группы станут основой для корректировки и доработки обучения перед финальным запуском.

9. Запуск и дальнейшая жизнь электронного курса

Когда курс протестирован и в него внесены все правки, пришло время для его публикации. Чтобы сотрудники узнали о нем, его ценности и прошли до конца, вы можете провести презентацию обучения или его рекламу внутри компании. Также не забывайте использовать e-mail рассылку, чтобы напоминать о новых уроках, вебинарах или изменениях в курсе.

Процесс создания онлайн-курсов занимает много времени и требует больших усилий. Но следует помнить, что ни один курс не может оставаться всегда востребованным. Поэтому не забывайте собирать обратную связь от обучающихся, чтобы всегда поддерживать обучение в актуальном состоянии и в соответствии с реальными потребностями вашей компании.

Источник: labmedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru