Как создать программу дистанционного обучения

Методические рекомендации предназначены для преподавателей, реализующих дистанционные курсы по дисциплинам (модулям) в системе дистанционного обучения do3.pskgu.ru MOODLE.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Псковский государственный университет»

в г. Великие Луки Псковской области

РАЗРАБОТКА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА

В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ do3.pskgu.ru MOODLE

Методические рекомендации предназначены для преподавателей, реализующих дистанционные курсы по дисциплинам (модулям) в системе дистанционного обучения do3.pskgu.ru MOODLE.

Составитель: Cафонова Л.Ю., нач. УМО филиала ПсковГУ в г. Великие Луки Псковской области

2. Методические рекомендации по содержанию структурных элементов курса

  1. Общие сведения о курсе
  2. Аннотация
  3. Рабочая программа
  4. Форма промежуточной аттестации
  1. Промежуточная аттестация по учебной дисциплине
  2. Промежуточная аттестация по профессиональному модулю
  3. Промежуточная аттестация по практике
  4. Выпускная квалификационная работа

3. Методические указания по трансляции занятий онлайн и размещении учебно-методических материалов в СДО

Дистанционное обучение. 1 Создание программы и группы

3.1. Лекционный материал

  1. Материал для практических (лабораторных) работ; курсовых работ (проектов)
  2. Материалы для контроля знаний
  3. Материалы по организации дипломного проектирования
  1. Основные требования к дистанционному курсу

Дистанционный курс (ДК) – это основной информационный образовательный ресурс при реализации технологии дистанционного обучения, предназначенный для изложения четко структурированного на дидактические блоки и модули учебного материала дисциплины (МДК, темы МДК), обеспечения оперативного самоконтроля и контроля обучающихся, мотивации и управления познавательной деятельностью студентов, организации активной составляющей дистанционного курса.

ДК должен полностью соответствовать требованиям ФГОС и рабочей программе соответствующей учебной дисциплины (модуля).

Состав и структура ДК конкретной дисциплины (модуля, МДК) формируются разработчиком курса (преподавателем или группой преподавателей).

В минимальный состав каждого ДК должны быть включены структурные элементы, представленные в таблице 1.

Таблица 1 − Структурные элементы ДК

Наименование структурного элемента дистанционного курса

структурного элемента дистанционного курса

Общие сведения о курсе

Сведения об авторе (авторах).

Краткое описание курса

Рабочая программа дисциплины (модуля) (утвержденный экземпляр в pdf)

Лист изменений и дополнений к РП (при наличии)

Форма промежуточной аттестации

Указывается форма промежуточной аттестации, критерии оценки

Методические указания по учебной дисциплине (модулю)

#1. Создание курса и добавление участников в системе дистанционного обучения (Moodle).

в соответствии с перечнем тем рабочей программы:

5.1. Лекционный материал

Лекционный материал может включать:

— ссылки на Интернет-ресурсы;

— подборки статей или фрагменты учебных пособий.

5.2. Материал для практических (лабораторных) работ;

курсовых работ (проектов)

Методические указания по выполнению практических и лабораторных работ

Методические указания по выполнению курсовых работ (проектов)

5.3. Материалы для контроля знаний

Материалы для контроля знаний :

— практикоориентированные задания для подготовки к зачету (дифференцированному зачету, экзамену);

— перечень тем рефератов;

— задания для контрольных и самостоятельных работ;

— вопросы и тесты для самопроверки;

— тесты или практико-ориентированные задания для проведения текущей аттестации;

Материалы по организации дипломного проектирования

Материалы по организации дипломного проектирования:

— методические указания по выполнению ВКР;

— графики выполнения ВКР.

  1. Методические рекомендации по содержанию

структурных элементов курса

2.1. Общие сведения о курсе

Название. Название электронного ресурса должно соответствовать названию дисциплины (модуля) по ФГОС.

Сведения об авторе (авторах). В сведениях об авторе (авторах) указывается фамилия, имя, отчество разработчика курса, ученая степень и ученое звание (при наличии).

В аннотации необходимо указать, для какой аудитории предназначается курс, его цели и задачи.

Аннотация содержит общую информацию о курсе.

  1. Рабочая программа

В курсе размещается утвержденный вариант рабочей программы в формате pdf и листы изменений к рабочей программе (при наличии).

  1. Форма промежуточной аттестации

Указывается форма промежуточной аттестации, размещаются критерии оценки.

Критерии оценки зависят от формы промежуточной аттестации:

  1. Промежуточная аттестация по учебной дисциплине

— Проведение зачета/ дифференцированного зачета/ экзамена

  • в письменной форме (выполнение практико-ориентированного задания);
  • в устной форме (проведение промежуточной аттестации в формате видео – конференции);
  • в тестовой форме;
  1. Промежуточная аттестация по профессиональному модулю:

— Проведение квалификационного экзамена

  • в письменной форме (выполнение практико-ориентированного задания);
  • в устной форме (проведение промежуточной аттестации в формате видео – конференции);
  • в тестовой форме;

— Проведение экзамена по междисциплинарному курсу (МДК)

  • в письменной форме (выполнение практико-ориентированного задания);
  • в устной форме (проведение промежуточной аттестации в формате видео – конференции);
  • в тестовой форме;
  1. Промежуточная аттестация по практике:

— Проведение зачета/ дифференцированного зачета

  • включает представление отчета и документации по практике, защиту отчета в форме ответов на контрольные вопросы в тестовой форме или

представление отчета и документации по практике, защиту отчета в форме ответов на контрольные вопросы в формате видео-конференции

  1. Выпускная квалификационная работа

Система оценивания ВКР проводится в соответствии с критериями

выставления оценок (соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ФГОС) на основе выполнения и защиты им выпускной квалификационной работы

  1. Методические указания по трансляции занятий онлайн и размещении учебно-методических материалов в СДО

Все виды занятий в системе дистанционного обучения необходимо проводить согласно расписанию в форме онлайн-трансляций.

Взаимодействие преподавателя и студента в филиале ПсковГУ организовано через СДО do3.pskgu.ru.

Кроме того, онлайн-трансляции поточных лекций целесообразно организовывать на платформе ZOOM с указанием ссылки на конкретную лекцию в созданном курсе СДО.

Преподавателю необходимо обеспечивать фиксацию хода образовательного процесса, включая фиксацию времени взаимодействия в рамках процесса обучения по конкретной дисциплине (модулю) и его результатов.

В СДО do3.pskgu.ru все выполненные студентами задания сохраняются в системе.

Запись онлайн-трансляции занятий необходимо вести согласно инструкциям (приложение 1, приложение 2).

В качестве дополнительных учебно-методических материалов к онлайн-трансляции, в зависимости от типа занятий, преподавателю целесообразно разместить в СДО следующие материалы в любом из представленных форматов:

3.1. Лекционный материал

В данном структурном элементе должна содержаться основная учебная информация, при этом лекция должна быть организована и наполнена так, чтобы:

— обзорно освещать материал с выделением ключевых вопросов;

— содержать всю необходимую информацию для успешного ответа на промежуточные и контрольные вопросы по теме и тестовые задания;

— минимизировать обращение студента к дополнительным источникам информации;

— содержать обобщающие таблицы, диаграммы, схемы, графики, отражающие главные сведения или выводы. Материал, представляемый в такой форме, должен быть наглядным и содержать комментарии;

— содержать ссылки (список рекомендуемой литературы по теме) на литературные источники по теме согласно приведенной библиографии в рабочей программе курса, с указанием конкретных глав, разделов, страниц;

— включать вопросы для самоконтроля после каждого раздела (темы) лекции;

— завершаться краткими выводами с целью ориентирования студента на определенную совокупность сведений, которые следует надежно усвоить и запомнить.

Читайте также:
Программа реальное время канал

Размещение презентаций в дистанционном курсе значительно повышает информативность и выразительность подаваемого материала, поскольку при этом одновременно задействованы как слуховой, так и зрительный каналы восприятия информации обучающимися.

Подборки статей или фрагменты учебных пособий

Целесообразно использовать в том случае, если необходимая информация недоступна, содержится в объемных изданиях или в других случаях, оправданных логикой дистанционного курса.

3.2. Материал для практических (лабораторных) работ;

курсовых работ (проектов)

В курсе дистанционного обучения необходимо своевременно в соответствии с расписанием размещать материал для практических занятий, учебно-методические указания по выполнению практических (лабораторных) работ, курсовых работ (проектов) и задания для студентов.

К данным размещенным материалам в обязательном порядке должны прилагаться:

  1. инструкции, включающие в себя описание алгоритма выполнения практических заданий;
  2. методические указания по выполнению практических (лабораторных) работ, курсовых работ (проектов)

Перед размещенным материалом в обязательном порядке составляется график выполнения заданий (таблица 2) .

График выполнения заданий

учебного материала в соответствии с расписанием

Дата размещения материала

Дата выполнения заданий студентами

  1. Материалы для контроля знаний

Вопросы для подготовки к зачету (экзамену) – допускается приведение примерных вопросов.

Перечень тем рефератов — должен содержать требования к их оформлению и другую информацию, необходимую, с точки зрения преподавателя, для успешной реализации задачи.

Задания для контрольных и самостоятельных работ – должны сопровождаться четкими указаниями по их выполнению и выбора номера варианта.

Вопросы и тесты для самопроверки – целесообразны для выполнения студентами задания по изучаемой теме для более полного ее усвоения и закрепления.

Тесты или практико-ориентированные задания для проведения текущей аттестации — должны содержать задания, аналогичные, используемым при формировании заданий самоконтроля и промежуточной аттестации.

Контрольные тесты или практико-ориентированные задания – могут содержать задания для проверки уровня знаний обучающихся как по разделу учебной дисциплины (модуля), так и по всему курсу.

3.4. Материалы по организации дипломного проектирования

В курсе дистанционного обучения необходимо своевременно в соответствии с графиком дипломного проектирования размещать материал по подготовке выпускной квалификационной работы.

К данным размещенным материалам в обязательном порядке должны прилагаться:

  • методические указания по выполнению ВКР;
  • задания на ВКР;
  • графики выполнения ВКР.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка дистанционного курса на основе LMS Moodle для подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе

Дистанционный Курс создан на основе платформы Moodle — это программный продукт, позволяющий создавать курсы и web-сайты, базирующиеся в Internet.Дистанционный Курс создан для поддержки учителей.

Разработка дистанционного курса по татарскому языку «Татар теле — 5» для развития системы непрерывного образования в условиях внедрения ФГОС.

Статья посвящена разработке дистанционного курса по татарскому языку для учащихся 5 классов на базе открытой платформы для дистанционного обучения Moodle. Такого рода ресурсы позволят разв.

Курс лекций и практические задания для студентов ТГПУ в системе дистанционного обучения «Открытая образовательная среда»

Разработан курс лекций и практические задания по физике для студентов ТГПУ в системе дистанционного обучения «Открытая образовательная среда» http://opensystem.tspu.ru/course/view.php.

Методическая разработка «Модель учебного дистанционного курса «Решение тригонометрических задач» в системе дистанционного обучения MOODLE»

Разработанный учебный курс ««Решение тригонометрических задач» предполагает реализацию в системе дистанционного обучения MOODLE, рекомендо.

Система дистанционного обучения Moodle как инструмент повышения качества образования в средней школе

Век цифровых технологий диктует нам свои условия. Образование уже не может оставаться в рамках школьных стен. Правительством РФ введено инклюзивное и дистанционно обучение, и педагогам необходимо осва.

Рабочая программа курса «Занимательное краеведение» в системе дистанционного обучения

Актуальность данного дистанционного курса определяется повышением интереса к своему краю. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к.

Работа учителя музыки в системе дистанционного обучения Moodle на школьном сайте

Работа учителя музыки в системе дистанционного обучения Moodle на школьном сайте.

Источник: nsportal.ru

Как Создать Систему Дистанционного Обучения (LMS Система)

Чтобы создать свою площадку электронного обучения, вам в первую очередь нужно определиться с ее типом. В зависимости от предлагаемых услуг такие сайты условно делят на шесть групп:

MOOC (Massive Open Online Courses). Предлагают множество курсов от различных поставщиков: учителей, профессоров, университетов, государств, общественных организаций и т.д. Эта модель больше всего напоминает маркетплейсы, как Amazon или eBay, где любой желающий может продать свой товар (обучающий курс) всем, кто будет готов его купить. Примеры MOOC: Coursera, Udacity, edX и Udemy. Во многих отраслях промышленности также есть свои нишевые сайты.

LMS (Learning Management System). Предлагают базовый функционал для создания курсов, их хранения, управления профилями обучения, составления отчетов об успеваемости и достижениях. По последним подсчетам, сейчас на рынке более 700 LMS-площадок, которые в своем большинстве специализируются на корпоративном обучении. Некоторые из них имеют расширенные функции, упрощающие перепрофилирование контента для внешней аудитории.

LMS-платформы с открытым кодом. То же, что и обычные LMS, только такие сайты разработаны на базе открытого программного обеспечения. То есть любой желающий может на их основе создать свою площадку или адаптировать один из ее курсов под свой контент и потребности. Примеры: Moodle, Sakai, Sakai, Litmos, Claroline, DotLRN, BrainCert и Open edX.

MLMS (Modern Learning Management Solutions). Сосредоточиваются на опыте учащихся, используя такие алгоритмы создания онлайн-курсов и инструменты управления обучением, которые обеспечивают максимальную эффективность этого процесса (в теории). Некоторые современные LMS-площадки делают ставку на конкретные педагогики. Примеры: Motivis, Docebo, NovoEd и Totara.

LMS Ecosystem или Learning Management Ecosystems. Такие проекты стремятся использовать лучшие «точечные» решения в области дистанционного обучения, объединяя их в единую экосистему. Пример: платформа NeXus Университета Нотр-Дам, созданная на базе Open edX.

Custom Built Learning Platform. Обучающие платформы, полностью адаптированные под конкретные решения (курсы, обучающие программы). Хорошим примером является Harvard Business School Online (HBX) — специальная платформа, созданная для Гарвардской школы бизнеса для предоставления бизнес-сертификатов очень высокого класса.

# 2. Ниша и целевая аудитория

Построить Платформу Электронного Обучения тренды

Основные тренды электронного обучения

Ваша платформа онлайн-обучения может быть как универсальной (любые курсы по любым темам для любой аудитории), так и специализированной. Специализация может быть по двум направлениям: ниша (промышленность, сельское хозяйство, искусство, преподавание и т.д.) и целевая аудитория (студенты, бизнесмены, матери, пилоты, иммигранты, разговаривающие на испанском языке и т.д.). Чем уже ниша и целевая аудитория, тем проще продвижение, но тем меньше охват аудитории.

  1. Специализацию по нише выбирают исходя из востребованности, возможности дистанционного обучения и покупательской способности пользователей (если это коммерческий проект). К примеру, площадка Udacity специализируется на бизнесе и технологиях, ExchangeCME — непрерывном медицинском образовании, Oilennium — нефтегазовой отрасли.
  2. Специализация по целевой аудитории может сделать ваш проект еще более узкоспециализированным. Например, если платформа ориентирована на обучение бизнесу, то вы можете сосредоточиться на курсах для студентов, преподавателей или менеджмента высшего звена. Кроме того, есть курсы, рассчитанные на повышение экономической грамотности заключенных, иммигрантов и подростков.
Читайте также:
Программа развития дополнительного образования это

# 3. Функции платформы электронного обучения

Платформы такого типа должны иметь три роли пользователей: администратор — управляет сайтом и решает проблемы, инструктор (учитель, репетитор) — создает курсы и управляет обучением, ученик — учится, получает оценки и сертификат, подтверждающий прохождение курса. Чтобы это стало возможным, при создании платформы вы должны реализовать следующие функции:

Построить Платформу Электронного Обучения функции

Перечисленных функций достаточно, чтобы ваш сайт выполнял свои основные задачи. Но если вы хотите выделиться среди конкурентов и приблизиться к лидерам рынка, вам также потребуется уникальное пользовательское предложение, которое может быть реализовано с помощью следующих функций:

Геймификация. Речь о создании системы обучения, стимулирующей дофаминовые системы поощрения в мозгу ученика. Дофамин — это нейромедиатор, отвечающий за чувство удовольствия и предвкушения удовольствия при обучении, получении новых знаний, достижении поставленных целей и многих других действиях. Чтобы добиться максимальной эффективности обучения (дофаминовой реакции), нужно построить обучение в виде игры, как это сделали в приложении Duolingo.

Как работают дофаминовые системы поощрения, можно узнать из книги «Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки» Роберта Сапольски, как это использовать, описано в книге «Сила воли. Как развить и укрепить» Келли Макгонигал.

Искусственный интеллект. Помимо геймификации Duolingo также использует глубокие нейронные сети для оптимизации обучения. И они не единственные. Так, на днях в Китае запустили большой эксперимент, который поможет понять, как ИИ может улучшить преподавание и обучение.

Вначале китайский ИИ будет тестировать студентов и предлагать им модели обучения в соответствии с их текущими знаниями. Дальше ученые хотят настроить ИИ на разработку персонализированных курсов.

VR- и AR-технологии. Виртуальная и/или дополнительная реальность — лучший способ показать, как работают механизмы, строятся здания, что находится внутри человеческого тела и т.п. Кроме того, эти технологии позволяют создавать мышечную память, что очень важно для многих профессией — начиная с военных и заканчивая медиками.

# 4. Эффективный UX / UI дизайн

Построить Платформу Электронного Обучения примеры

Пример правильного и неправильного дизайна сайта

Дизайн платформы электронного обучения должен быть простым и содержать цвета, мотивирующие учащихся на учебу, держать их сфокусированными и не отвлекать на что-либо (реклама, другие курсы, всплывающие окна и т.п.). Для разработки дизайна лучше всего нанять профильное агентство, если же вы хотите сами все сделать, то помните о следующих вещах:

Закон Хика: чем больше вариантов, тем больше времени нужно для принятия решения. Хорошие дизайнеры помнят об этом, а потому не дают пользователю много вариантов для выбора чего-либо. Когда же без этого не обойтись, выбор сводится к нескольким этапам с 5-7 вариантами.

Построить Платформу Электронного Обучения закон хика

Закон Миллера: человек может хранить в памяти до 7 информационных сущностей. Следуя этому закону, дизайнеры начали группировать списки в группы по 5−7 единиц.

Построить Платформу Электронного Обучения закон миллера

Гештальт-теория: человеческий мозг склонен распознавать структуру, логику и шаблоны в том, что видит, и стремится объединить множество мелких предметов в большую группу. Это помогает обрабатывать информацию, создавать визуальную иерархию и повышает возможность сканирования контента. Основные черты, по которым мозг группирует объекты, таковы:

Построить Платформу Электронного Обучения гештальт теория

Эффект фон Ресторфф / Эффект изоляции: при наличии нескольких похожих объектов с большей вероятностью запомнится тот, который отличается от остальных. В UX-дизайне этот эффект полезен для того, чтобы подчеркнуть важную информацию, а также для того, чтобы побудить пользователей выполнить определенное действие.

Построить Платформу Электронного Обучения Эффект

Психология цветов: люди склонны связывать цвета с определенными эмоциями и действиями. Так, синий связывают с доверием, красный — агрессией и важностью, зеленый — гармонией и природой, оранжевый — дружелюбием и добротой, розовый — чувствительностью и надеждой, фиолетовый — властью и превосходством. Белый и черный цвета имеют множество значений в зависимости от контекста.

# 5. Модель монетизации

Платный контент. Вы можете разделить курсы на начальные (бесплатные) и углубленные (платные). Кроме того, можно создать специальные инструменты, доступ к которым можно получить, лишь сделав одноразовый или ежемесячный взнос.

Комиссии с продаж. Если ваш сайт позволяет людям продавать обучающие курсы и другие услуги, то вы можете брать комиссию с этих сделок. Для этого нужно создать возможность оплаты таких услуг на вашем сайте, подключив несколько самых популярных платежных шлюзов.

Реклама и ее блокирование. Можно зарабатывать на продвижении веб-сервисов и/ или курсов вашей площадки, а также на возможности отключения рекламы. Отказ от рекламы может быть выполнен как на Duolingo, в форме подписки: 10 долларов, и целый месяц реклама будет отключена.

Купоны. Многие платформы электронного обучения позволяют многим инструкторам, преподавателям, репетиторам и учителям продвигать свои курсы с помощью специальных купонов, которые дают право на скидку или бонусную сумму на счету площадки.

Подходы и стоимость разработки

Построить Платформу Электронного Обучения стоимость

  1. Языки программирования: Scala, Javascript.
  2. База данных: Amazon Relational Database Service.
  3. Поисковая система: Amazon CloudSearch.
  4. Хранилище: Amazon S3.
  5. Веб-сервер: Nginx.
  6. Другое
  1. Языки программирования: PHP, Python.
  2. Поисковая система: Elasticsearch.
  3. База данных: MySQL.
  4. Веб-сервер: Nginx.
  5. Другое.

Оцените (224 оценки — 4.4 из 5)

Источник: merehead.com

Создание приложения для дистанционного обучения

Дистанционное обучение реализуется как клиент-серверное приложение с интерфейсом в браузере. Пользователи авторизуются для доступа к системе с поддержкой разделение прав — учитель или ученик. Учителя создают учебные материалы (уроки и вопросы), назначают задания, проверяют и оценивают работы учеников. Ученики могут просматривать материалы уроков и выполнять задания. Каждое задание можно обсудить в комментариях.

Создавать систему обучения будем на декларативном фреймворке Evado , который обеспечивает готовый функционал для веб-приложения, тем самым избавляя от необходимости писать код. Пример создания подобного приложения можно найти в этой статье .

Устанавливаем и запускаем шаблон приложение как описано в инструкции . После чего переходим в модуль Студия для создания метаданных.

Метаданные

Сущности приложения можно разделить на три взаимосвязанные части: участники системы, учебные материалы и задания. Участники — это учителя и ученики. Учебные материалы — это уроки и вопросы по ним, проверяющие полученные знания. Задания — это ответы, которые предлагают ученики на вопросы, и обсуждение этих ответов.

Классы и атрибуты описывают сущности приложения

Первым делом создаем классы, которые описывают участников. Создаем класс Учитель (teacher). Добавляем атрибут Пользователь (user) с типом Системный пользователь. Данный атрибут будет хранить связь учителя с пользователем, который авторизуется в приложении. Создаем класс Ученик (student) и также добавляем атрибут Пользователь (user).

Далее создаем класс Урок (lesson), который содержит информацию урока и его название. Для этого добавляем строковый атрибут Название (name) и текстовый атрибут Содержание (content).

Читайте также:
Как скрыть видео на андроиде в галерее без сторонних программ

Каждый урок должен содержать вопросы для проверки обучения. Для этого создаем класс Вопрос (question). Добавляем текстовый атрибут Текст (text), который будет хранить содержимое вопроса. Для связи вопроса с уроком создаем ссылочный атрибут Урок (lesson).

Создаем класс Задание (task), который описывает ответ ученика на вопрос, обсуждение и оценку этого ответа. Добавляем ссылочный атрибут Ученик (student), который будет связывать задание к конкретным учеником. Добавляем ссылочный атрибут Вопрос (question) для связи задания с вопросом. Добавляем текстовый атрибут Текст (text) для содержимого ответа.

И, наконец, добавляем целочисленный атрибут Оценка (grade) для оценки ответа учителем. Переходим на вкладку Перечисления и создаем текстовые метки для оценок.

Перечисление создает ярлыки для хранимых значений атрибута

При выполнении задания, до или после его оценки неизбежно будут возникать вопросы, как ученика, так и учителя. Для их обсуждения сделаем возможность комментировать задание.

Создаем класс Комментарий (comment). Добавляем ссылочный атрибут Задание (task) для связи с заданием и текстовый атрибут Текст (text) для содержимого комментария. Кроме того, необходимо отобразить некоторые служебные данные. Для этого добавляем атрибуты Создатель (_creator), который отобразит пользователя, создавшего объект, и Дата создания (_createdAt) с типом Дата и представлением Локальная дата и время . Атрибуты, описывающие служебные данные, должны быть только для чтения.

Локальное представление даты учитывает часовой пояс клиента. Таким образом представление одной и той же даты будет различным для клиентов из разных часовых поясов.

Далее необходимо создать вычисляемые атрибуты связей. Атрибут с типом Обратная ссылка не хранит значение связи, а извлекает его из указанного отношения.

В атрибуте с типом Обратная ссылка отношение для вычисления связи

Возвращаемся в класс Задание и создаем атрибут Комментарии (comments) как обратную ссылку на класс Комментарий. Эта множественная связь позволяет найти все комментарии, которые ссылаются на задание. Переходим в класс Вопрос и создаем обратную ссылку Задания (tasks) для получения всех заданий, связанных с вопросом. Переходим в класс Урок и создаем обратную ссылку Вопросы (questions) для получения всех вопросов, ссылающихся на урок.

Бизнес-процессы

Каждый объект класса может быть в определенном состоянии. Это позволяет определять специальный функционал для некоторых объектов.

Переходим в класса Задание и создаем служебный строковый атрибут Состояние (_state), который отражает значение состояния конкретного задания. Далее выбираем вкладку Состояния , в которой представлен список всевозможных состояний объектов.

Создаем состояние Черновик (draft), означающее, что ученик работает над заданием. Это состояние будет по умолчанию назначаться на все новые объекты. Создаем состояние Ожидание (pending), означающее окончание работы и ожидание проверки. Далее создаем состояние Проверка (checking), означающее, что учитель начал проверять решение.

И, наконец, финальное состояние Закрыто (closed), когда выставлена оценка. В этом состоянии объект доступен только для чтения.

Возможные состояния объектов класса Задание

Для изменения состояний используются переходы. Переход определяет как может измениться состояние. У перехода может быть несколько начальных состояний, в том числе и пустое, но только одно конечное состояние.

  • Создаем переход Готово (ready) из начального состояния Черновик в конечное состояние Ожидание.
  • Создаем переход Проверить (check) из состояния Ожидание в состояние Проверка.
  • Создаем переход Завершить (complete) из состояния Проверка в состояние Закрыто.
  • Создаем переход Переделать (rework) из состояния Проверка в состояние Черновик.
  • Создаем переход Перепроверить (recheck) из состояния Закрыто в состояние Проверка.

Экспортируем созданные метаданные с помощью кнопки на верхней панели.

Безопасность доступа

Важным компонентом клиент-серверного приложения является разграничение прав пользователей. Для управления правами перейдем в модуль Администрирования .

Роли определяют права пользователя

Во фреймворке Evado реализовано управление доступом на основе ролей, разрешений и правил. Например, нам нужно позволить пользователю редактировать только собственные статьи. Для этого создается разрешение, позволяющее пользователю редактировать статьи. Затем создается правило, проверяющее является ли пользователем автором статьи.

Далее создается роль Писатель, и к ней добавляется созданное разрешение. Теперь любой пользователь, получивший роль Писатель, сможет редактировать собственные статьи. Для удобства управления разрешения могут объединяться в иерархию — дети-родители.

Разрешение для метаданных может быть либо запрещающим, либо разрешающим. Также явно указываются допустимые действия — чтение, создание, редактирование и/или удаление. Кроме того, отсутствует структурная иерархия, а наследование доступа определяется типом сущности. Например, если разрешен доступ к классу, то автоматически разрешается доступ ко всем его представлениям.

Права на комментарии

Нам нужно разрешить ученику читать комментарии только тех заданий, которые ему назначены.

Разрешение читать комментарий только из назначенных заданий

Для этого создадим разрешения метаданных с типом Разрешить и действием Читать . Добавим цель класс Комментарий и роль — Ученик . Для ограничения комментариев только принадлежащим ученику заданиями создадим правило TaskCommentReaderRule . Правила разрешений описываются отдельными классами и могут реализовывать любой требуемый функционал.

Метод execute вызывается в момент проверки разрешения. В нем определяется, что является целью проверки — объект задания или список объектов.

В методе checkReader сначала находим идентификатор ученика (student), который соответствует проверяемому заданию, а затем находим идентификатор пользователя (user), который соответствует этому ученику. Если идентификатор совпадает с текущим пользователем системы, то правило выполняется успешно.

Здесь следует обратить внимание на то, что разрешение срабатывает, если результат выполнения правила равен true . Если изменить тип разрешения на Запретить , то получится, что только ученик привязанный к данному заданию не сможет читать комментарии. А чтобы запретить чтение всем ученикам, кроме привязанного, придется сделать новое правило. Универсальный вариант — это проверить тип разрешения и обратить результат при запрещающем типе. Теперь, если разрешение станет запрещающим, правило будет возвращать true для всех учеников, кроме привязанного к заданию.

Для того, чтобы изменения системы безопасности вступили в силу необходимо перезапустить ее кнопкой на верхней панели.

Дополнительная функциональность

Переходим в модуль Офис и создаем учителей, учеников, уроки, вопросы. Обратите внимание, что из вопроса можно создать только одно задание, привязывая его к конкретному ученику. Но намного удобнее создавать задания для всех учеников разом. Для этого необходимо реализовать утилиту.

Утилита получает от пользователя текущий вопрос (data.model). Затем для каждого ученика создается задание, привязанное к данному вопросу. Чтобы кнопка утилиты отображалась в форме, нужно добавить конфигурацию в config/default-utilities:

questionTaskCreation: Class: ‘component/meta/utility/QuestionTaskCreationUtility’,
name: ‘Создать задания’,
hint: ‘Создать задания для всех учеников’,
enabled: true,
frontClass: ‘QuestionTaskCreation’,
targetClass: ‘question’,
actions: [‘update’]
>

Свойство Class определяет класс утилиты. Свойство targetClass определяет код класса, к которому привязана утилита. Свойство actions определяет действия с объектов, в которых утилита будет отображаться:

  • create — создание объекта,
  • update — редактирование объекта)

В свойстве frontClass определено имя класса для управления утилитой на стороне клиента (в браузере).

Источник: dzen.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru