ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ КАК ОСОБОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА[15]
5. Общая характеристика психокоррекционного комплекса
Психокоррекционный комплекс, представляющий собой системное воздействие, состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый из блоков реализует различные задачи и состоит из специфически организованных методов и приемов. Рассмотрим общую характеристику каждого из блоков психокоррекционного комплекса.
Блок 1 диагностический.
– диагностика психологических факторов риска;
– формулирование психологических факторов риска для каждой семьи;
– формулирование общей программы психологической коррекции.
– психологический анализ биографической информации;
– патопсихологическое обследование детей в присутствии родителей;
– психологический анализ игровой деятельности ребенка;
– психологический анализ игры ребенка с родителями;
– диагностика самооценки ребенка и осознания детьми своего внутрисемейного положения и отношений со взрослыми (специальные эксперименты, проективные методы);
Использование инструментов МЭО в ходе реализации программы коррекционной работы
– психологический анализ мотивов воспитания по биографическим данным;
– диагностика супружеских коммуникаций специальная экспериментальная процедура по исследованию коммуникаций;
– изучение психологического климата семьи (специальный опросник и циклограмма психологического климата).
Блок 2 установочный.
Включение установочного блока психокоррекции в общий комплекс связано с необходимостью создания активной установки на психокоррекционную работу, формирования мотивов самопознания и самосовершенствования.
– снятие тревожности в связи с переживанием острого внутрисемейного кризиса;
– достижение облегчающего и расслабляющего эффекта;
– повышение уверенности родителей в возможности достижения позитивных изменений в поведении ребенка и в отношениях в семье;
– переформулировка запроса, целей психологической коррекции;
– создание активной установки на психокоррекционную работу.
– специальная методика «Родительское собрание»;
– психологический анализ дневниковых записей.
Блок 3 коррекционный.
– гармонизация процесса развития ребенка;
– достижение перехода от негативной к позитивной фазе критического периода;
– гармонизация игровой деятельности;
– достижение открытия «Я»;
– преодоление внутрисемейного кризиса;
– расширение сферы осознанности мотивов воспитания;
– снятие противоречий между конфронтирующими мотивационными тенденциями;
– изменение родительских установок и позиций, обучение родителей новым формам общения с ребенком, расширение знаний о психологии семейного воспитания.
– методика игровой групповой коррекции для детей;
– методика групповой родительской коррекции;
– методика «Родительский семинар»;
– методика совместных занятий родителей с детьми.
Блок 4 оценка эффективности.
Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития: просто о сложном
– оценка изменений в психологических факторах риска в процессе коррекции;
– оценка эффекта коррекции.
– специальные экспериментальные процедуры;
– оценка степени устойчивости ликвидации дезадаптированного поведения у детей.
Читайте еще:
Г) Встаете и уходите. Любая женщина, подающая другому мужчине сигнал «ты можешь получить номер моего телефона» на первом свидании с вами, изменит вам в течение недели.
Обучение Р. самомассажу рекомендуется проводить в несколько этапов. Сначала 1) взрослый массирует тело Р. сам, затем — 2) руками самого Р., наложив сверху свои руки, только после этого 3) Р. выполняет самомассаж самостоятельно.
Виноградов Сергей Как стать гипнотизером
Когда гипнотизер замечает, что ресницы медиума подергиваются и мигают, глаза принимают омертвелый вид, а зрачки то увеличиваются, то уменьшаются, – он коротко приказывает: «Спите!» – и гипноз наступает.
Другой причиной стала сама письменность, потому что, однажды записав что-то, вы можете отвернуться от этого, и это больше не обладает властью над вами, в противоположность слуховым галлюцинациям, которые вы не можете заставить замолчать. Письменность, особенно интенсивно использовавшаяся в.
Он лежал в своей комнате, в коммунальной квартире, на обветшалом диване и думал, что лучше пуля в голову или повеситься, чем такая жизнь. И тут, ко всему прочему, диван под ним развалился! Тогда он попросту рассмеялся. Ну, все против меня, даже злополучный диван, значит, хуже уже не будет!
В такие дни нет нужды убегать или подавлять свои чувства до тех пор, пока не взорветесь. Наоборот, выясните, что вас расстроило. Вы должны поговорить! Только так можно рассчитывать на примирение.
Такая возможность позволяет по-новому взглянуть на необходимость создания сетей поддержки для людей, переживающих кризис духовного пробуждения. Того факта, что новые стратегии, признающие преобразующий потенциал духовных кризисов, оказываются благотворными для самих людей, претерпевающих кризис.
Очень важно найти простой и ясный ответ на вопрос о цели занятий. Причем ответ не только на уровне понимания, но обязательно на уровне переживания, на уровне состояния.
Соколов Дмитрий Виткины байки
В молодости мама была очень красивой – так считает Витка. Она была молодой, задорной и веселой. Сейчас она быстро старится, хотя и занимается всевозможной народной и эзотерической медициной.
Юнг Карл Тавистокские лекции
Очень хорошо помню случай с одной дамой лет 58 – тоже врачом – из США. Она приехала в Цюрих в состоянии крайнего замешательства и находилась в таком удрученном состоянии, что я вначале подумал, в себе ли она, но потом выяснил, что ее помраченное состояние – результат аналитической процедуры.
Она схватила Ланского за руку и любовалась его стройными ногами, подтянутой породистой фигурой, лицом, на котором напускная страстность играла улыбкой. Не обращая ровно никакого внимания на картину Клода Лоррена, на которой лучи солнца, освещая, падали на словно зачарованный холм, — Екатерина.
В отечественной психиатрии значение концепции единого психоза усматривается в выявлении общепатологических закономерностей, свойственных всем психическим заболеваниям и обнаруживающихся при анализе их клинической симптоматики и течения. Эти закономерности возникновения и развития психического.
Источник: bookap.info
Для учителя-дефектолога: «Технология создания индивидуально-коррекционной программы для дошкольников с ОВЗ»
Методическая разработка для учителя-дефектолога: «Технология создания индивидуально-коррекционной программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ».
Для определения продвижения дошкольников в освоении образовательной программы, использую психолого-педагогическую диагностику. Диагностические задания направляю на выявление уровня усвоения программы по разделам. Оценку знаний детей определяю по показателям, соответствующим трем уровням: высокий, средний, низкий, разработанным по каждому разделу программы.
Все данные ребенка оформляю в собственное портфолио, которое включает результаты ежегодной диагностики, характеристику, индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы, продукты детского творчества, характеризующие продуктивные умения ребенка. По методике М.М Безруких и Л.В. Морозовой провожу оценку уровня развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения.
В процессе данной работы выявляю детей, нуждающиеся в специальной коррекционной помощи. Для детей с нарушением зрения разработала специальную индивидуально-коррекционную программу, предназначенную для детей с нарушениями зрения в возрасте от 3-х до 7 лет, воспитывающихся в ДОУ, для своевременного выявления детей с проблемами в развитии, квалифицированной характеристики имеющихся трудностей в обучении и поведении и предоставления им адекватной коррекционно-развивающей помощи.
Для достижения положительных результатов в работе с детьми с нарушением зрения, я систематизировала свой опыт работы и опыт работы коллег, основываясь на научные сведения ведущих специалистов в области офтальмологии, тифлопедагогики, тифлопсихологии: Л. И. Плаксиной, Л. А. Григорян, В. П. Ермакова, А. Г. Литвак и других, разработала «Индивидуальную коррекционно-развивающую программу для детей с нарушением зрения». Направлением коррекционно-развивающей программы является создание условий для непрерывного обучения, воспитания и охраны зрения.
Цель программы — индивидуальный подход в развитии ребенка, его всестороннее развитие (умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое), подготовка к обучению в школе, а также лечение косоглазия и амблиопии.
Основные задачи индивидуально-коррекционной программы:
- разработка индивидуально-образовательного маршрута на основании данных комплексной диагностики;
- реализация программы помощи и ее корректировка с учетом динамики развития ребенка.
Структура индивидуально-коррекционной программы:
- направления, цели и задачи программы;
- формальные данные;
- диагностика функционального развития и выделение факторов риска.
По результатам обследования я выделяю:
- не специфические факторы риска, связанные с соматической ослабленностью из-за хронических или частых заболеваний, либо с нарушениями психического здоровья (гиперактивность, синдром дефицита внимания и т. д.) не специфические факторы риска, как правило, лежат в основе нарушения организации деятельности и требуют специальной раооты с ребенком;
- специфические факторы риска, связыны с не сформированностью познавательных функций таких как: зрительное и зрительно-пространственное восприятие, моторное речевое развитие, интерактивные функции.
По итогам диагностики пишу заключение об уровне интеллектуального развития, квалификации имеющихся у ребенка проблем, и рекомендации для их преодоления. Определяю уровень знаний в соответствии с программными требованиями, соответствие знаний возрасту ребенка.
- четкое определение целей и задач индивидуальной программы и составление плана работы;
- участие родителей в коррекционной работе;
- разработка планов занятий, выбор адекватных форм и методов работы, с учетом особенностей или зрительной патологии ребенка.
На основании данной индивидуально-коррекционной программы №1 и с учетом полученных результатов, составляю коррекционную программу №2, она является логическим продолжением программы №1, коррекционным маршрутом для данного ребенка на последующие 6-12 месяцев. Далее, на основании программ №1,№2 составляю программы №3 и №4, до выпуска ребенка из образовательного учреждения. В каждом разделе программы определяю основные задачи занятий, указываю те формы образовательной работы, которые не требуют специальных средств обучения. Специфика коррекционной работы заключается в том, что все занятия проводятся индивидуально, что позволяет целенаправленно работать с детьми разного уровня развития.
Алгоритм коррекционно-развивающей работы
Этапы
1. Организационный
- Старт.
- Диагностика.
- Медико-психологическая педагогическая диагностика детей с нарушением зрения.
- Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к эффективной коррекционно-педагогической работе с детьми.
Результат:
- Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с нарушением зрения в ДОУ и семье — развитие программ подгрупповой работы с детьми с нарушением зрения.
- Проектирование программ развития и взаимодействия специалистов ДОУ.
2. Основной
Решение задач индивидуальных и полугрупповых коррекционных программ, психолого-дефектный мониторинг.
Результат:
Достижение успехов в лечебно – восстановительной работе.
3. Заключительный
Решение задач индивидуальных и полугрупповых коррекционных программ, психолого-дефектный мониторинг.
СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ
Принципы
- Единство диагностики и коррекции отклонений.
- Учет характера первичных и вторичных отклонений.
- Учет онтогенетического принципа с опорой на актуальный уровень и зону ближайшего развития.
- Единство требований в семье в ДОУ.
- Систематичность.
Этапы
- Изучение анамнеза и сбор о ребенке.
- Наблюдение за ребенком.
- Комплексная диагностика.
- Составление психолого-педагогического заключения на ПМП консилиуме.
- Определение приоритетных задач.
Содержание:
- Создание условий для коррекционно-педагогической работы.
- Определение основных направлений и видов коррекционно-педагогической деятельности.
- Организация форм работы с родителями.
- Внедрение эффективных педагогических технологий.
- Обеспечение широкого выбора оптимальных средств в коррекции и развитии детей с проблемами в развитии.
- Выработка программных действий, позволяющих осуществить переход ребенка из зоны ближайшего развития в актуальную зону.
Дата изменения: 26.10.11.2015
Источник: kollegi-pedagogi.ru
Психокоррекционная или психореабилитационная программа для сотрудников
Трудовая деятельность предполагает возникновение определенных проблем, которые могут быть связаны с наличием эмоционального напряжения у сотрудников, вероятностью возникновения конфликтов и эмоционального выгорания. Положительное влияние оказывает развитие личности сотрудника, которое помогает повысить сопротивляемость к стрессовым факторам, а также увеличить эффективность работы сотрудника.
В данной статье будут рассмотрены методы психокоррекции и психореабилитации, которые могут применяться для сотрудников предприятий и компаний.
Психокоррекция является одним из видов деятельности практического психолога на ряду с психотерапией и консультированием. Она представляет собой обоснованное воздействие специалиста на определенные проявления желаний, переживаний, познавательных процессов и поведения личности. При этом следует отметить, что это воздействие обусловлена теоретическим представлением о норме этих проявлений.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Специалист производит сопоставление результатов психодиагностики и теоретической информации о закономерностях возрастного развития. На основании этого он составляет определенную программу коррекционной работы.
Стоит отметить вклад в развитие психокоррекции ученого Э. Сегена, который занимался исследованиями умственного развития детей с нарушениями интеллекта. Согласно его исследованиям, умственно отсталые дети могут добиться определенных результатов в своем психическом развитии, если принять во внимание социальную обусловленность. Это привело к созданию первой школы для умственно отсталых детей.
К специалисту, который занимается психокоррекцией, предъявляются определенные требования, такие как уровень профессиональной подготовки, квалификации и профессиональных навыков.
В настоящее время существует множество определений понятия «психокоррекция». Приведем одно из них.
Определение 1
Психокоррекция – это система мероприятий, которая направлена на коррекцию недостатков развития и поведения личности с использованием определенных средств психологического воздействия.
«Психокоррекционная или психореабилитационная программа для сотрудников»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Определение 2
Социально-психологическая реабилитация – это система мероприятий, которая направлена на коррекцию личностных характеристик или психологических функций субъекта, нарушенных в результате резких изменений социальных отношений или условий жизни человека.
К особенностям психокоррекции относят следующие аспекты:
- Психокоррекция направлена на помощь клинически здоровым людям, которые имеют в своей повседневной деятельности определенные трудности, или которые желают развивать свою личность;
- Психокоррекция ориентируется на здоровую сторону личности независимо от степени нарушения;
- Зачастую психокоррекция больше ориентирована на настоящее и будущее клиента;
- Психокоррекция обычно использует среднесрочную помощь. Здесь следует отметить, что краткосрочная подразумевает около 15 встреч, долгосрочная – несколько лет;
- В психокоррекции отрицается навязывание клиенту определенных ценностей, однако, делается акцент на ценностный вклад психолога;
- Основное направление деятельности – изменение поведения или развитие личности клиента.
Основные принципы составления программы психологической коррекции и реабилитации для сотрудников
Согласно А.А. Осиповой для составления коррекционных программ необходимо соблюдать следующие принципы:
- Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Данный принцип указывает на необходимость наличия в любой программе следующих видов задач: коррекционных, профилактических, развивающих;
- Принцип единства коррекции и диагностики. Показывает целостность оказания психологической помощи и развития клиента;
- Принцип приоритетности коррекции каузального типа. Существует два типа коррекции, такие как симптоматический и каузальный или причинный. Симптоматическая коррекция стремится устранить внешние стороны развития и симптомы трудностей. Каузальная коррекция направлена на устранение причин образования проблем и отклонений в развитии;
- Деятельностный принцип коррекции. Выражается в определении тактики коррекции и способов достижения поставленных целей;
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Данный принцип объединяет в себе требования психического развития клиента принятым нормам, а также признание факта его неповторимости и индивидуальности;
- Принцип комплексности методов психологического воздействия. Предполагает в себе использование всего многообразия техник, методик и приемов практической психологии;
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Здесь учитывается роль ближайшего круга общения в психическом развитии клиента;
- Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. При создании программы необходимо опираться на более развитые психические процессы и применять методы, которые их активизируют;
- Принцип программированного обучения. Эффективность программы возрастает, если она состоит из последовательности определенных действий, которые выполняются вначале со специалистом, а затем самостоятельно;
- Принцип возрастания сложности. Данный принцип основан на схеме: от минимально простого до максимально сложного;
- Принцип учета объема и разнообразия материала. Увеличение объема и разнообразия материала следует проводить постепенно. Во время работы переход к новому материалу должен происходить после формирования определенного умения;
- Принцип учета эмоциональной сложности материала. Реализация программы должна проходить на фоне благоприятной эмоциональной обстановки и стимулировать позитивные эмоции у клиента. Важно положительный эмоциональный фон во время завершения занятия.
Таким образом, программа должна иметь определенную обоснованность. Важную роль при ее реализации играет правильная, объективная и комплексная оценка результатов психологической диагностики. Она должна стремиться к качественному преобразованию функций и развитию способностей клиента.
Источник: spravochnick.ru